Пишет PhLe, 07.04.2016 15:21

Этот рассказ я адресую всем, кто просто любит горы, любит рассматривать фотки, а главное, тем, кто собирается совершить попытку восхождения на этот изумруд Пеннинских Альп.
Маттерхорн был в моем шорт-листе с ноября 2014 года. Точнее он попал туда сразу после возвращения с Гроссглокнера, траверс которого мы совершили с моим другом Димой Ермаковым 1 ноября 2014 года (подъем по маршруту Studlgrat (3Б с участками 4А в летнее время) спуск по Классике). Отличная гора, к слову, но это другая история.

Летний сезон 2015 года складывался у меня не лучшим образом. Два блица (МонБлан и Казбек) – оба раза мимо (то погода, то иные обстоятельства). Ввиду катастрофической нехватки времени, поскольку есть семья и работа, я чуть было не начал ощущать на себе значение старой пословицы: «хочу все и сразу, а получается ничего и постепенно». Вывод однозначный: никаких больше «забегов» за три дня, особенно в непогоду. Все. Хватит. НО! Никогда не говори никогда. И вот приходит завершающая неделя лета, я в офисе, скорее машинально открываю mountain-forecast.com, и вот он, шанс. Бросаю все. Беру билеты. Заказываю машину. И в четверг 27 августа 2015 года в 2.30 a.m. я стою на балконе отеля в Церматте, вглядываясь в темноту, в попытке понять, где тут «Matterhorn View», за который я переплатил 10 франков за ночь. Через несколько минут привыкания глаз к темноте, в небе, при помощи света луны, начал вырисовываться контур черной пирамиды. Зрелище было завораживающее и ужасающее, одновременно. Уверен, что все видели миллион фотографий Маттерхорна во всех ракурсах, но я не ожидал, какой эффект производит гора живьем. Объяснять бесполезно, нужно просто один раз увидеть. Находясь под впечатлением, засадив пару пива, я отправился спать, дабы рано утром меня ждал Гид. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

Гиды
Отдельно про Гидов. Существует много споров на тему, какие гиды лучше, местные альпийские, бывшие по 100 раз на горе, но не видавшие ничего выше Монблана, или те, кто облазал пол мира, но был на горе считанное количество раз. У меня нет ответа на это вопрос, если брать горы вообще, но в случае с Маттерхорном, возьму на себя смелость утверждать, что лучше с местными. Статистика одного из гидов в 106 вершин Маттерхорна при 109 попытках говорит сама за себя. Мне с гидом повезло еще больше. Tommy Bonapace, можете прогуглить, более 150 восхождений на Маттерхорн. Другие гиды в Хернли говорили, что у меня самый крутой гид, кланялись и приносили ему пивас. Считаю, мне дико повезло. Он потрясающий человек и супер профессионал своего дела. Вообще, как я понял, местные гиды вряд ли возьмут незнакомого человека просто на восхождение, если его не знают, а может, и вообще не возьмут. Почему? Я объясню чуть позже. Им нужно «обкатать» тебя на других горах, чтобы понять твой уровень физической и технической подготовки. Несмотря на то, что Томми получил на меня рекомендации от другого Альпийского гида, с которым мы лазали ранее, обкатки мне избежать не удалось. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

Четверг - Riffelhorn
Ну так вот. Четверг. 9 утра. Мы садимся в горный паровоз (билет на 1 день стоит франков 70). Нужно сказать, что чувствуется Швейцария. Поезд тихий, не шуршит вообще, в отличие от трясучки Монблановского трамвая. Едем на станцию Rotenboden (2815 метров). С нее начинается трек к хижине на Монтерозу. Мы же приехали, чтобы подтянуть «технику» и получить акклиматизацию. Ровно посередине цирка долины Церматт, который состоит из десятка 4000-ков, есть маленький пупырь, под названием Riffelhorn (2960 метров, кажется). Этот без пяти минут трехтысячник представляет собой очень занимательную горку, на которую простым трекерам путь почти заказан. Даже по «классике» по ребру нужно лезть почти по вертикали по провешенному канату. Мы же пошли на Южную стену. Это солнечная теплая стена с потрясающими видами во все стороны и кучей пробитых маршрутов разных категорий сложности. Мы полезли маршрут под названием Egg 4b. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Семь веревок длиной 35 метров. Это у них там такой стандарт. Даже станции с цепями набиты именно под эту длину веревки. Причем впритык. Маршрут пробит шлямбурами на 5-6 оттяжек на веревку. Не забудьте скальные туфли!!! Если сравнивать с Крымскими скалами, то порода в этом месте другая. Скалы более скользкие, но значительно больше зацепок, а точнее полноценных ухватов, поскольку часто скалы напоминают слоеный пирог. И даже вертикальные стенки и углы пролезаешь довольно легко и с удовольствием. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Но есть одна гадость. На полках растут мини-кусты очень жесткой травы, которая больше похожа на ежа. Ну и на очередном ухвате я засадил себе занозу в палец, который, не долго думая, вздулся и стал больше раза в полтора. Томми естественно лез первым, а я за ним собирал оттяжки.
На вершине, помимо креста, который в Альпах является атрибутом любой мало-мальски значимой вершинки, сидела стая загадочных черных птиц с желтыми клювами, которые как то недружелюбно косились на мой батончик мюсли. Меня заела совесть, а птицы оказались совсем не пуганными. Подсели в метре от меня и ели батончик из рук. Вот это единение человека с природой, видно их там берегут, и никто их не шугает, раз они такие доверчивые.Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Посидели мы часок на вершинке, полюбовались видами и ломанули вниз. И тут Томми начал меня «обкатывать». Под предлогом, что последний на сегодня паровоз через 30 минут, а еще не мешало бы пивка дернуть в шале у станции, мы бежали вниз до станции Riffelberg (2582 метра) бегом. По дороге встретили пару, которым на двоих было без малого 200 лет. Такие люди вызывают не то, что восхищение, а демонстрируют потрясающую любовь к движению и жизни. Я хотел с ними сфоткаться, но бабуля жестко материла своего дедулю по-немецки, мол нефиг меня подгонять, иду как могу. Наверное, он тоже пивка хотел успеть дернуть до отхода паровоза.

Пятница – Breithorn (4164 m) и подход на Hornli Hutte (3260 m)
Отужинав накануне большим количеством мяса и пива, хорошенько выспавшись, мы с Томи ломанули на первый подъемник в сторону Klein Matterhorn (3800 m). День обещал быть не простым и насыщенным. Поперлись мы на Breithorn для лучшей акклиматизации и моей дальнейшей «обкатки».
Breithorn по классическому маршруту является обычной снежной вершиной, которую декларируют как чуть ли не самую простую из 4000-ков. В Церматте программы продают «мой первый 4000-к, почувствуй себя альпинистом». Поэтому народ туда ходит сотнями в день. Да и набор с 3800 на 4164 доступен почти каждому. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Есть вариант сходить длинный траверс с лазаньем в кошках по скалам. И этот вариант более правильный. Во-первых, ты получаешь разминку в лазанье в кошках по скалам, во-вторых, ты проводишь на высоте 4000 метров несколько часов, что дает неплохой акклем. Но после такой программы нужно ехать вниз и отдыхать. У нас же из-за нехватки времени была короткая программа. Но Томми решил использовать ее по максимуму, мол нужно посмотреть насколько ты быстро умеешь ходить вверх. Включил такой форсаж, что мы обогнали, кажется всех, кто был на маршруте, ну или почти всех. На вершине я почувствовал, что ноги мои подзабились изрядно. В итоге, на круг, на подъем и спуск обратно к подъемнику, мы потратили 2 с половиной часа. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Скатились на подъемнике до станции Schwarzsee (около 2500) и сели обедать на веранде какого-то ресторанчика. Потрясающе вкусная еда и виды во все стороны один краше другого. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Просушили на солнце носки и ботинки и двинули в сторону Hornli Hut (3260). Тут я уже включил режим энергосбережения и спокойным темпом дошел до хижины за 3 часа, вместо стандартный 2-2,5. Томи даже ушел вперед, поскольку замучался меня ждать. Тропа набитая, абсолютно понятная, ходят туристы в кроссовках туда-сюда. И есть зачем. Вид на Восточную стену с веранды хижины завораживает даже альпинистов, чего уж говорить про простых трэкеров. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Погода в эти дни стояла на миллион. Абсолютно чистое небо и полное безветрие. По моим наблюдениям за 3 года (а по словам аборигенов так почти всегда) последняя неделя августа и первая неделя сентября обычно так. Это самое лучшее время в Альпах. Полезная информация для тех, кто планирует даты поездок!!!

Пару слов о снаряге. Как выяснилось позже, я припер в хижину несколько лишних килограммов барахла, которое, учитывая погоду, не понадобилось, а именно:
- пуховка (брал с собой на восхождение, но не пригодилась).
- теплые перчатки, лез в тонких, либо голыми рукаим.
- теплая термуха, не пригодилась.
- термос – не нужен. Я купил в хижине 5 бутылок по 0,5 воды и Каторэйда. Выпил все!
- гортекс – не нужен, если нет ветра, либо вместо софтшела.
- спальник – не нужен. В хижине есть белье, но требуют тонкий мешок.
В итоге, на восхождение я одел тонкую терму на тело и ноги, софтшеловые штаны и куртку, баф, каску и все. После восхода солнца упрел один хрен. Было очень жарко.

Железо не нужно вообще никакое. Почти всю дорогу ты идешь на шорт-роупе с гидом, привязанный веревкой к беседке и все. Это отдельная тема. Можно сказать, что ты идешь в короткой связке почти без страховки 90% пути. Только на совсем отвесных участках гид лезет вверх свободным лазанием, а потом страхует тебя через вбитые в скалу металлические штыри. Я спросил, Томми, а если не дай бог, ты полетишь, мне что делать? Не сцы, ответил он. Это добавляло экстрима и заставляло очко периодически сжиматься и разжиматься. Вот так они и ходят, без каких-либо промежуточных точек страховки, кроме стационарных анкеров, эпизодически закидывая веревку за скальные выступы. Ледоруб нужен только на вершинной башне, вершинном гребне и для фото.

Короче, это настоящий fast and lite. Причем Fast – это реально Fast. По местным стандартам ты должен вылезать до Солвея (4003) за 2,5 часа, на вершину – за 4. Если не тянешь, вниз. Я у Томми выцыганил пол часа. В итоге, за 4 с половиной мы и залезли. Точнее за 4-50, но мы 20 минут стояли в очереди на первый канат, сразу за хижиной. Со временем я осмыслил их философию и начал ее понимать. Они заточены на успех и безопасность восхождения через скорость. Сходить любой ценой с 20 кг аварийного набора на все случаи жизни – это не про них. Нет погоды – не идем вообще. Погода портится – валим вниз сразу. Не укладываемся в график – вниз. Именно комбинация таких факторов, как подбор правильного дня, состояния маршрута, подбор правильного клиента с его предварительной обкаткой и дают в их понимании почти 100% шансы на успех. Хотя, развернулось связок 5-6. Наверное, на этой горе по-другому и нельзя. Я лично наблюдал полтора десятка человек, спустившихся с горы в хижину накануне через 2 часа после захода солнца. Радости в их глазах было не много. Скорее все молились, что спустились и все в порядке. Это не правильно.

Суббота: час Х.
Хижина Хернли была отремонтирована перед этим сезоном. Мест стало меньше, около 100, кажется. Гиды живут отдельно. Запретили ставить палатки. Ценник почти 200 франков за ночь. Таким радикальным образом они решили одну из главных проблем – трафик на маршруте. Кстати, в хижине теперь есть номер Люкс. Отдельная комната с большой кроватью и душем. Сколько стоит, я даже не узнавал. Меня поселили в маленькой комнатке с двухярусными нарами на 6 человек. Но радовался я не долго, поскольку, по закону подлости, какой то чел прямо рядом со мной храпел всю ночь. Я его и будил, и переворачивал, результат ноль. Кое-как покемарил, насколько это было возможно, сожалея о том, что ледоруба нет под рукой, а то………грешным делом………фиг его знает……….
Выход из хижины на маршрут ночью вне установленного времени запрещен. Смотритель хижины вечером объявил, что все выходят в 4-15 утра. Это привело к той самой пробке на первом канате прямо за хижиной, но далее все растянулись на маршруте и было нормально. Не толкались.

Детальное описание маршрута я вряд ли могу предоставить, если только совсем кратко. 1200 метров нон-стоп лазания. Учитывая скорость, о которой написано выше, и темное время суток, то первые два часа – режим автопилот. Просто рубишься вверх и все. Иногда ногами ходишь поперек горы по траверсам. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Кошки мы одели чуть не доходя до Солвея, когда начался снег и лед. После Солвея маршрут «встает» и усложняется, поэтому эта точка и служит точкой принятия решения по времени и по возможностям. Поскольку гребень обращен на восток, то солнце моментально на рассвете озаряет всю гору и становится сразу тепло, а потом и жарко. До Солвея маркировка маршрута отсутствует полностью. Заплутать, проще простого, особенно, если чуть отпустить впереди идущую связку. Дальше чуть проще, с точки зрения ориентиров, поскольку сразу после Солвея начинается 90 градусная стенка, там уже вбиты железяки. Далее плечо, провешенное канатами. Нафиг они там нужны, я так и не понял, довольно широкий гребень, уклон не большой. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Однако, где то там же есть скальный гребнем в две стопы. Пусть он и несколько метров, но в обе стороны отвесные стены. Это самое стремное место на горе. Далее опять канаты и выход на вершинную башню. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
В этом месте достаешь ледоруб и по набитым замороженным ступеням выходишь на вершинный гребень, где тебя ждет Святой Бернар – статуя метра полтора высотой, с покоценной молниями головой.
Две минуты по гребню и ты на его середине. Это и есть вершина, мечта любого альпиниста или просто человека. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Минутная отдышка. И только здесь ты начинаешь осознавать происходящее и ощущать чувство эйфории. Оглядываешься по сторонам и понимаешь, что вокруг тебя отвесные стены на километры вниз. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)
Вблизи нет гор. Пусть и не самый высокий пик в районе, но его изоляция от остальных настолько велика, что тебе кажется, что ты стоишь на крохотном пятачке и вокруг тебя ничего нет. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

Ничто не мешает взгляду. Красивейший цирк Церматта.Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

В другую сторону МонБлан. Видны все Бернезские Альпы. Тебе хочется крутиться как волчок все снова и снова, очерчивая взглядом панораму, чтобы она отложилась в памяти на всю жизнь. Фантастическое утро. Ни облачка. Ни ветерка. Я хотел сюда попасть, и вот я тут, на вершине красивейшей горы, которую, стоя на вершине, ты практически не видишь. Это невероятное место на земле. И я хочу туда снова. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

Половив кайф с пол часика, пока Томми скручивал свою очередную самокрутку и раскуривал ее, предложив мне тоже, но я отказался, мы побрели обратно по гребню. Спуск лично для меня оказался значительно сложнее подъема. Занял он у нас более 5 часов. Во-первых, силы уже слегка начали покидать тело, а во-вторых, лазать вниз по отвесным стенкам, когда не видно куда ставить кошки, удовольствие еще то. Томми постоянно подгонял меня, поскольку цель была спуститься в Церматт, а не ночевать как некоторые в хижине вторую ночь, и как выяснилось не зря. Об этом чуть позже. Спускались мы свободным лазанием. Дюльферять, по его мнению, это долго и для лохов. Я пару раз предложил, но был вежливо послан. «This is not necessary. Climb down, Philipp, down», говорил он мне сипатым голосом со своим бюргерским акцентом. Конечно, он был прав. Мы обскакали всех, кто дюльферял, но сил и эмоций потратили точно больше. Должен сказать, что ориентирование при спуске еще хуже, чем при подъеме. Выходишь на каждый следующий карниз, вариантов, куда спускаться дальше, всегда два или больше. Какой из них верный? Неизвестно. Если бы я был без Томми, который меня направлял, то на собственной интуиции я бы раз 15 улез не в ту сторону. Несколько самостоятельных связок так и промахивались. Я то и дело наблюдал, как они измученные выгребали обратно по нескольку раз.

На хижину я пришел довольно уставший, но чертовски довольный. Отдых был не долгим. Мы покидали вещи, переоделись и побежали бегом вниз. Торопились на подъемник на Schwarze See. Естественно……………. Опоздали на 10 минут. Самое интересное, что никто не знал, во сколько он закрывается. Я не знаю, откуда взялись силы, но добежали вниз мы менее, чем за час. Наверное, подгоняла перспектива топать еще 1000 вертикальных метров до Церматта. В общем, чувство эйфории сменилось на чувство едрен-батон. Три интенсивных, но фантастически захватывающих дня, и награда на рассвете - Маттерхорн!!! (Альпинизм)

Хотя, во всем нужно искать позитив - мы раздавили по пиву в ресторанчике, который уже закрывался. И через каких-то два-три часа были внизу, в Церматте, где нас ждало море Гиннеса в пабе на центральной улице. 
На следующее утро, я, довольный как покемон, улетел в Москву.
Я всегда верил и верю в справедливость, что она существует. Две мои неудачи тем летом были сполна скомпенсированы этим бесценным подарком – Маттерхорн!!!

P.S. Выводы и рекомендации
1. Ходить нужно только двойкой. Тройки буксовали капитально.
2. Берите правильного Гида.
3. Не ходите, если погода на грани. Вероятность не зайти очень высокая. Про опасность вообще молчу. Нужен идеальный день. И удовольствие получите в разы больше.
4. Мои три дня не должны служить примером. У меня была предварительная акклиматизация недельной давности. Три ночевки на 3650 + выход на 4800. К тому же, все шло настолько гладко, что это слишком, чтобы быть правдой (погода, состояние, гид и прочее).
5. Про «снаряжение не нужно» - это касается только такого формата восхождения. Если идти самостоятельно, то необходимо упаковаться всем необходимым, но я бы не советовал.
6. Без подготовки – запрещено!!! Физуха должна соответствовать темпу восхождения. Умение быстро лазать по скалам, в том числе и в кошках, обязательны. Мне хватило физики и техники, чтобы достаточно спокойно залезть вверх в установленное время. На спуске не хватало ни того, ни другого, и мы выбились из графика. В этот раз не страшно, но это факт есть факт, и это важно понимать.

Давайте тренироваться, друзья, и будем получать удовольствие от новых вершин.

Спасибо всем, кто дочитал. Надеюсь, что для кого-то окажется полезным. Безопасных всем восхождений.
Спасибо, Фил.

Спасибо, прочитал на одном дыхании!

классно! завидую, белой завистью! а сколько "европейских тугриков" стоит такое удовольствие?)

а можете дать контакты гидов?

Супер!! Эта гора конечно мечта для многих! Но короткая связка...ну никак не понимаю этого

Molodchagi! No u menya ot Matterhorna tolko otricatelnye vospominaniya!
Ya vas konechno ponimayu... Matterhorn kruto... krasivo...
No esli chesno, samoe plohoe mesto v Alpah... Vse propitano atmosferoi plati i vali nah...
I eshe menya porazilo - oni (schweitcarcy) zasrali vsyu goru. Na vsem arrete Hornli cherez kazhdye 100m oni ustanovili prozhektory - eto kapec!
Hizhina Hornli Hut - 150 evro - dorozhe v alpah ya ne videl... my tam ne nochevali - no ya zahodil smotrel - kak v luks-hotele...

Esli u vas est opyt v gorah - nikakogo gida vam ne nado... lazanie netrudnoe, bez strahovki, no padat nelzya ;)
Spusk slozhnei chem podiem - my delali travers - spusk po arret de Lion... blin, chasov 6 muchalis... no my voobshe poperlis dazhe topo marshruta ne smotreli )... tak delat ne rekomenduetsya...

Esli hotite - so storony Italii namnogo deshevle.

Здоровье у Вас немерянное. Возраст, при этом, 42?, 44? шляпу снимаю... А гиду я бы вырвал то, что ниже макушки, но выше пяток. Так форсировать события по темпу и по безпасности нельзя.

Автор, расскажите ваш горный опыт, до этого коммерческого восхождения, пожалуйста, для объективной оценки прочитанного. спасибо.

Вот пример как неудачи закаляют характер,а потом и масть пошла.Разумеется балансировать на скорости и безопасности нужно тоже с умом.Стоит напомнить что число погибших на Маттерхорне более полтыщи человек.С Горой! Спасибо.

Правильно гиды делают не готов вниз, погоды нет не идем, график не выдерживаешь домой. У нас приходилось наблюдать вы куда ребята скоро ночь, ответ " да я с клиентом..." И не боятся потерять клиентуру.

Спасибо за рассказ и замечательные фотографии!
"Я спросил, Томми, а если не дай бог, ты полетишь, мне что делать? Не сцы, ответил он." - разбиться, да ещё и обделаться, это уже перебор ) согласен )

Выглядит заманчиво! Сколько стоит гид? Как он проверяет клиентов которых не рекомендовали? Без гидов там "низя"?

Спасибо всем за комменты. Постараюсь ответить всем.

Истомин: бюджет не хилый - Это Швейцария. Гид только на Маттерхорн стоит 1000 франков. Остальное допы. Я заплатил 2000 за три дня. Хернли почти 200. В Церматте жил за 100 за ночь. Подъемники по 50. Еда и пиво не считал.

Антон: насчет контактов давайте в личке.

Человек: насчет короткой связки у меня пока у самого больше вопросов. Но это Альпийская школа. Поэтому, тут как в самолете - пристегнулся и молись. Хочу этим летом найти горку, чтобы потренировать падения и задержания в такой связке, чтобы понять, как это работает на практике.

Оникс:
- Плати и вали: такое есть везде. Я общался там с другими гидами, и в жизни не пошел бы с ними. Но такие есть абсолютно на любой горе. Томми - Австриец. И по знакомству.
- Засрали: прожектора да, стоят. Один виден на фото Плеча слева от каната. В остальном довольно чисто, мусора не видел. И не воняет ссаниной, как МонБлане на скалах после Гранд Кулуара.
- Соло: Не хотел писать, но расскажу. Когда подходили к Хернли, то над горой час висел вертолет. Потом выяснилось, что с того самого стремного гребня слетел человек. С концами. Солист. Мне после рассказали, что он через пару дней должен был сдавать экзамен на получение Гидовской лицензии. Был бы в связке, кто знает. Царство небесное.
- Траверс: ну вы и дали. :)) Обычно траверс ходят наоборот. Лион вверх, Хернли вниз. :))) Сходить по гребню Лион точно есть в планах. ;)

Василий: за здоровье спасибо, но вот с возрастом......... все так плохо? Мне 38. :)))) Томми, конечно, меня и подгонял, но лез я в своем комфортном темпе. А мой темп выпал из графика, значит не хватает мастерства. Две трети связок на горе были быстрее нас.

848: не очень люблю о себе, но для объективной оценки вкратце.
В горах 15 лет. Катаюсь на доске и лыжах. Фрирайд. Скитур пока в проекте.
Альпинизм 3 года. Начало стандартное: Эльбрус, Кили, МонБлан, Казбек. Я коммерческий турист. В Про не собираюсь, пока. Хотя, заболел этим капитально. :) Потом захотелось не ногами с палками, а "техники". Перестал ходить в группах. Хожу двойкой с тщательно отобранными профессиональными гидами, в последствии друзьями. Учусь, учусь и еще раз учусь. Стараюсь брать по максимуму.
Все это время занимаюсь на скалодроме, лазаю на сосульке, регулярно выезжаю в Крым на скалы. Перечитал горы литературы. В сумме находил около 15 гор (в основном в Альпах). Готовлюсь к более высоким, на которые пока совсем нет времени.

Короче, набираюсь опыта. Для меня не допустима ситуация, например, вырваться на 3 недели из семьи и работы, приехать на Ленина, и не зайти, потому что не готов, не смог или не умеешь. Про погоду и форс-мажоры я не говорю. Как то так. ;)

Adilur: про стоимость выше. Как проверяют? Нельзя просто приехать "я хочу на Маттерхорн, дайте Гида". Откажут. Предложат сходить, например, большой траверс Брайтхорна с лазаньем в кошках по гребню и скалам, посмотрят, потом, возможно, возьмут на Маттерхорн. Я лично слышал, как после этого траверса один гид объяснял двум Японцам, почему он их не возьмет на Маттерхорн.
Без гидов ходят, и многие. Но если у вас есть достаточный опыт и проверенный напарник.

Постараюсь сегодня опубликовать еще один пост про гору Мёнх (Monch) - (4107 м) в конце октября 2015 года.

Хочу этим летом найти горку, чтобы потренировать падения и задержания в такой связке, чтобы понять, как это работает на практике. -вот хорошая задумка!) Надо тоже воплотить!)
Спасибо за ответ!

периодически отрабатываем срывы на скалах и на снеге-фирне на короткой веревке. Работает, если адекватно выбирать рельеф и не щелкать клювом.

Кроме горки, хорошо бы ещё найти человека, который в состоянии удержать на шорт-ропе поскользнувшегося напарника.

Да еще разных весовых категорий

Скорее всего короткая связка обусловлена тем что идет много групп одновременно и разумеется выигрыш по времени.

Риск во имя скорости?)

Когда видишь у гида на поводке с шагом пару метров целую гроздь клиентов... мозг находит только одно объяснение - там все безсмертны...

ГоуПро, имея угол съемки почти 180 градусов, то есть рыбий глаз по-сути, загибает углы картинки. Поэтому кажется ужаснее, чем есть на самом деле. Но гребень действительно стремный. Но он проходится не на коротком. Веревку удлиняли, насколько я помню.

Да вроде короткая была....
Я про это видео:(на 5:30)

Понял. Я просто не разбираюсь)

Это видео с другой стороны. Гребень Лион. На Хернли есть похожее место, но оно покороче.

Ходил по хэнрли почти 30 лет назад в вязке с немцем , который был во всех отношениях послабее. Очень сожалею, что ходили без гида. Бег гида нельзя. В то время я почти бегал по скалам и льду. Все таки чемпион СССР в соревновании альп. спас. отрядов (но не более того).

Гид, увидев мой значок лиги альпийских стрелков, махнул рукой -у меня много клиентов, ты и так дойдешь. Я тогда читал лекции в Геттингенском университете, и поехал с напарников на Маттернхорн. имея неделю времени. Мы еле спустились с горы ....на подъеме после сольвеевской хижины погода из так-сяк стала плохой... Осталась уверенность, что нас за что-то кто-то спас, конечно Он. Если твой напарник не молодой Вова Башкиров или не Вова Яночкин, то без гида не ходите.

В прошлом году в июне ходили вдвоем (без гида) от Хернли. Тогда еще приют перестраивали и с палаткой нас не прогоняли. Спасибо автору за статью, интересно сравнить как ходят с гидами и без. Жалко что они запретили палатки и так подняли цену, куда катится Европа ...

Олег: куда катится Европа? Очень просто. Бизнес и ничего личного. Закон экономической теории гласит: "Спрос порождает предложение". Спрос на 100 мест такой, что фиг это место еще получишь. Я в Гюте неделю койко-место ловил. Они с умом вложили деньги и просто их отбивают. Увы, но современные реалии вот такие.

И еще есть одна просьба, раз уж Вы обмолвились, что ходили без гида. Напишите, пожалуйста, вкратце как это было. Мне тоже интересно сравнить, а сравнивать не с чем. Я же Вашу историю не знаю. :))

В прошлом году мы ходили в июне (не сезон), Хернли ремонтировали к 150-летию первого восхождения (до текущего вида).На погода была так себе,но идти можно.К приюту добрались в полдень и посмотрев на погоду и то что на горе никого нет,сразу решили дойти в этот день до Солвея. Мы простегивались или вешали петли где не хватало точки.Местами там есть вбитое железо,местами есть навязанные кучи старых петель, прусиков и др.
Так как нам не надо было никого обгонять и Солвей был полностью наш,мы особо не спешили.Гора правда в плане снега и льда была посложнее чем летом. Минус конечно в том что с погодой было тяжело (взошли при сильном ветре и в пургу),зато взошли в гордом одиночестве :)
В одном посте тут писали, что гора опасна если погода резко испортится.Могу подтвердить.Мы были несколько лет назад там (ходили в начале сентября на Монблан, на Матерхорн заехали чтобы осмотреться) и попали в приход циклона. Также были одни на горе. В тот раз районе метеостанции (3500) решили повернуть, веревки заледенели, ветер был очень сильный и снегу в итоге за ночь нападало по колено.Если не знаешь гору,можно неприятно застрять.

Спасибо, Олег. Весело, однако. Хотя, веселого, похоже, не много. Опасно по полной программе. Особенно спуск по обледенелым скалам и на ветру. Но, как говорится, победителей не судят. ;)
Хорошо, что хорошо закончилось. Хотя, я лично, вряд ли бы полез. Спасибо и удачи. :)