Пять дней ледолазания нон-стоп на замёрзших водопадах Алтая. Фоторассказ.

Пишет Алёна Мартынова, 31.03.2016 12:04

Пять дней ледолазания нон-стоп на замёрзших водопадах Алтая. Фоторассказ. (Ледолазание/drytoolling, iceclimbing, mountaineering, ледолазание, водопады, альпинизм, алтай, чулышман, акташ)

Очутилась я как-то с пятью здоровыми мужиками в глуши алтайских замёрзших водопадов. Зимой. Хотя, по календарю уже начинался март. Но мы, как могли, растягивали зиму. Место для этого выбрали очень удачное – долина реки Чулышман. Сибирские ледолазы любят здесь приятно проводить время. Казахские и питерские теперь тоже. Пять дней водопадного ледолазания нон-стоп. Правда, меня потом уволили с работы. Но это уже не так интересно.

Прежде чем начать свой длинный рассказ (в котором, как обычно, самое вкусное в середине), представлю нашу великолепную шестёрку:

Иван Темерев (Томск) — мастер спорта по альпинизму, чемпион России по альпинизму в 2014 году, серебряный призёр чемпионата мира в 2016 году. Человек-зажигалка. На его плечах лежит развитие томского альпинизма, ледолазания и скалолазания. Во всяком случае, он к этому прикладывает очень много усилий. В свободное от гор время работает спасателем.

Фёдор Копытов (Томск) – мастер спорта по альпинизму, КМС по скалолазанию, чемпион России по альпинизму в 2014 году. У него красивая спина, но без майки он лазает только в Крыму и Тае. Федя – очень хозяйственный, вкусно готовит. Не ест пищу животного происхождения и может в красках объяснить, почему.

Кирилл Белоцерковский (Алматы) – инструктор по альпинизму, неоформленный мастер спорта по альпинизму – «продвинутый перворазрядник». Красивый и загадочный. Любит Кастанеду, Ницше, печенье, свежесваренный кофе, лёд и скалы. Мясо тоже не ест. Много читает. Ведёт свой блог и пишет полезные статьи для сайта альплагеря Туюк-Су.

Антон Кашевник (Питер) – КМС по альпинизму, серебряный призёр чемпионата мира по альпинизму в 2016 году, инструктор. Знает анекдот «Здравствуйте, девочки» и всем его рассказывает. Его смех может быть очень продолжительным и очень заразительным. Хотя, на фото он не по годам серьёзен. Но это обманчивое впечатление.

Бауржан Какиев (Акташ) – 2 разряд по альпинизму. Живёт в непосредственной близости от алтайских водопадов, но испытывает острый дефицит в напарниках. В Чулышмане у него много друзей, что исключило наши ночёвки в палатке. Летом «даунхиллит» на велосипеде по алтайским крутогоркам. У него есть комфортабельный УАЗ-вездеход.

И я, Алёна Мартынова (Новосибирск) – 3+ разряд по альпинизму, журналист, фотограф. Люблю скалы, лёд, ловить эмоции других людей и ездить с потрясающими мужчинами в потрясающие места. Об этом ниже.

Ночное ледолазание на Храповском водопаде (180 м WI3 85 °)

Из Новосибирска мы выехали на машине Вани Темерева 29 февраля часа в 3-4 утра. По пути в окне показывали красивые картинки – алтайские пейзажи. Светило солнце.
Кексы, которые я напекла в дорогу, были с аппетитом проглочены ещё до того, как мы прибыли в посёлок Акташ Улаганского района. А приехали мы туда в 14 часов.
Не спеша перекусили в беседке под водопадом Кара-тыт. Попивая пуэр и чай из лесных ягод, размышляли, куда же всё-таки полезть. На стенке-шторке Кара-тыта фотки красивые получатся, а Храповский – длиннее и интереснее. Выбрали последний.
Под Храповским водопадом мы оказались, когда ещё было светло, но уже вечерело – около 16 часов. Пока одеваюсь, смотрю на водопад. После такой долгой дороги я ощущала себя скорее хлебным мякишем, но никак не спортсменом, готовым на любые подвиги.
Храповский в этот момент показался мне очень длинным и крутым. «Интересно, на какой ступени я сдохну окончательно и малодушно достану жюмар?», – размышляла я про себя, натягивая волейбольные наколенники.
Солнце стало заползать за соседние холмы, по равнине загулял «ёжистый» ветер. Делая поправку на ветер, положила в рюкзак рукавицы – в компанию к пуховке. Впоследствии ни то, ни другое не пригодилось. Но это вовсе не значит, что они были лишними. Фотоаппарат брать не стала.
- Алёна, как ты относишься к соплям? - поинтересовался у меня Ваня, и добавил: - Ну, это когда льда совсем-совсем мало.
- Она к ним не относится, - ответил за меня Кирилл. Я лишь пожала плечами.
Подошли под водопад, обулись, полезли двумя связками: Ваня-Федя-Антон и Кирилл-Алёна. Вылезли пологую часть у подножия, подползли под первую ступень. Слева от неё – те самые сопли, на которые внизу так облизывался Ваня. По сути это была скала с незначительными ледяными потёками. Ваня в предвкушении потёр ладони и полез. Мы минуты две напряжённо наблюдали за тем, как он делает это. Я тем временем организовала Кириллу страховку, и он тоже полез. Наш маршрут – по основной «речке», где лёд надёжный и монолитный.
- Говорят, здесь неделю назад парень насмерть расшибся. Кто-нибудь знает, что случилось? – спрашивает Ваня сверху. Я в курсе этой истории, кричу ему:
- Парень с Кемерово на верху водопада шёл на жюмаре по перилам. Конец перил не закрепил, узел не завязал. Жюмар проскользнул – парень и улетел.
- Алёна, перестань болтать. Ты создаёшь шум в эфире, - донеслось с другого конца верёвки, что я держала в руках. Улыбаюсь – начался учебный процесс. Есть своя прелесть в лазании с инструктором по альпинизму.
Когда я начала движение, с ботинка слетела кошка. Дошкрябала на одной ноге до подобия полки, вернула зубастую на место. Кошками со мной на время поездки поделился Кирилл. Мои после скальных маршрутов в Туюк-Су на льду мне уже доверия не внушали, даже после заточки. Кошки Кирилла – совсем новые. Святые пряники, никогда себя так комфортно и надёжно не чувствовала в кошках на льду.
Кварками меня снабдил Саня Парфёнов. Нежности к ледолазанию становится всё больше. Это значит, пора обзаводиться своим снаряжением.
Разогнанная кровь в мышцах и брызги ледяной крошки меня взбодрили. Лезлось в удовольствие. Этому нисколько не препятствовал тот факт, что технике моей до идеала далеко. В процессе мой напарник-инструктор корректировал её. Было тепло, инструмент в лёд входил почти без возражений. Когда инструмент надёжно забивался с первого раза, я чувствовала, как крепнет моя самооценка.
В отличие от Чулышмана, в Акташе мобильная связь ловит. Поэтому телефон неожиданно подал признаки жизни. Стоишь себе на страховке и раз – любимая песня тихонько заиграла. В этот раз это была «Кукушка» Цоя в исполнении Гагариной. Кто-то неизвестный оказался настойчивым и звонил потом ещё раз. Но у меня для него не нашлось свободных рук.
У соседней связки было своё радио – они почти не замолкали, лезли и смеялись. Но, как я уже говорила, на других мужчин отвлекаться мне было запрещено. У нас с Кириллом была спокойная и чёткая работа. Сухие команды и инструкторские замечания иногда разбавляла сладкая, как мёд, похвала от него: «Ты молодец».
Стемнело быстро, включили налобные фонарики. Ночью я по льду ещё не лазила. В отличие от мужчин, что рядом, мой ледолазный опыт очень небольшой, но уже есть, с чем сравнивать. Впервые я крошила лёд в декабре 2014 года - здесь же, на Храповском. Я приезжала сюда потом ещё раз. Но полностью пролезть его тогда было не суждено.
Примерно на четвёртой ступени наши пути с соседней связкой слились в одну линию. Ребята полезли выше, а я осталась на страховке. Сверху сыпались куски льда и слов: «Алёна, ты там жива?».
Храповский водопад имеет каскадную форму. Вертикальные участки перемежаются с пологими полками, на которых отдыхаешь.
- Ух ты! – подлезла я под внутренний угол. В трещине из сосулек течёт ручей. При свете фонарика это мокрое и коварное место смотрится чарующе.
- Постарайся вылезти этот участок быстрее, иначе вымокнешь, - раздался голос сверху. Полезла стараться. Немного мешалась верёвка соседней связки – как бы не задеть её кошками или инструментами. Под душем насквозь промокли флисовые перчатки и теперь прилипали к железу.
Верёвка обледенела. Перед тем, как полезть дальше, Кирилл посоветовал страховать его не через гришу, а через корзинку. Памятуя, что реверсо любит только мало-мальски стройную динамику, а к верёвкам с лишним весом испытывает отторжение, заправляю обледеневшую динамику в более сговорчивого гришу. Гриша-2, кстати, отлично справился с возложенной на него миссией. Правда, Кирилл не падал. Так что мы провели не совсем полный тест-драйв этой парочки.
Следующая лазательная верёвка была для рук сплошным стрессом. Вернувшаяся к пальцам с помощью махов кровь отозвалась, как обычно, колюще-режущими ощущениями. Зато потом руки больше не замерзали, а перчатки быстро высохли.
Вершина Храповского. Вылезли на неё в восьмом часу вечера. Давно я хотела сюда попасть. Посмотреть, какие горы отсюда видно, пейзажики поснимать. В реальности мне открылся пейзаж из звёздного неба, красивых улыбающихся лиц в касках рядом и огней Акташа вдали. Тоже неплохо. Спускались по тропе.
К моему великому удивлению, во мне ещё остался запас энергии. Правда, когда добрались до гостиницы, будто кто-то нажал на кнопку «выкл». Пришлось приложить титанические усилия над собой, чтобы залатать перед сном на штанах дыры от кошек. Федя приготовил на ужин вкуснейшие макароны.
Наутро была овсянка. Её готовила выспавшаяся я. Овсянка мужчинам понравилась. Вот и славно.
Пересели из машины Вани в УАЗик-вездеход Баура, который к нам присоединился в Акташе, и поехали сквозь дивные алтайские пейзажи в Изумрудный город - долину реки Чулышман.
Когда фотографировала в дороге ребят, просила их не обращать внимание на меня. Кроме портретов, меня также интересовали виды дороги. Когда я перемещалась вперёд фотографировать через лобовое стекло, сзади слышались смешки: "И как нам теперь не обращать на тебя внимание?". Федя потом продемонстрировал, как я выгляжу в этот момент, и почему на меня невозможно "не обращать внимание". Кирилл пощекотал ему пятку.
А вот вид дороги. Красиво же.

Водопад Бажа-Кая: альпинизм наоборот (120 м WI3 90°)

Подъехали к долине реки Чулышман, но спускаться на её дно не торопились. Вместе со снаряжением спустились пешком к речке, которая метров через 50 обрывалась в водопад Бажа-Кая. Антон с нами не пошёл – заболела рука.
Альпинизм наоборот: сначала вниз, потом вверх.
Две верёвки дюльфера, и мы на самом вкусном месте водопада. Справа – внушительного вида колонна (в памяти тут же всплывают кадры из видео, как от удара инструмента подобная колонна обрывается и рушится вниз).
Колонну первым полез… Как вы думаете, кто? Ну, конечно же, Иван! Кирилл тоже не без симпатии смотрел на эту колонну. И велись разговоры, что мы сдюльферяем сюда ещё раз, чтобы он тоже попробовал её на вкус.
Слева – вертикальная стена из ажурного льда.
Сфотографировали, как Ваня пролез колонну, и сами полезли, но по стене. Кирилл подумал и решил, что станцию мне лучше разобрать. Времени было уже много, вечер.
Кирилла страховать приятно, потому что приятно смотреть. Движения его плавные, но точенные. В общем, красиво.
По колонне следом за Ваней пролезли Федя и Баур.
Так как с ногами у меня ещё не достигнута полная гармония, на вертикальном льду забивались от висения на инструментах руки. Забивались, но держали. Не зря дома на фингерборде подтягивалась. Буры выкручивать менее удобно, а об их прочистке в некоторых местах даже думать не приходилось. Несмотря на то, что лезла с верхней страховкой, старалась не срываться – хотелось пролезть чисто, без срывов.
Вертикаль сменилась широкой площадкой, на которой можно жить. Там уже все собрались. Ваня похвастался:
- А я, пока лез, смородину нашёл! Аромат такой - забалдеете! Вечером чай заварим.
Всё-таки подтягиваться надо чаще. Вторая верёвка являла собой сплошную вертикаль. Когда я вылезла примерно две трети маршрута, выкрученный бур решил «вырониться». Как Карлсона, провожала я взглядом его скольжение по льду. На площадке внизу, куда ещё доставала наша верёвка, бур задержал лежащий там снежочек.
- Я бур уронила!
- Не понял. Повтори! (всегда не хочется в такое верить)
- Бур уронила! Лежит на полке. Мы ещё спускаться будем?
- Мы – нет. Ты – да.
Кирилл спустил меня на верёвке. Бур спасён! В лёгком трансе оглядываю ледовый бастион, по которому мне опять предстоит лезть. Но, в коне концов, за тем сюда и приехала – чтобы лазить.
«Хочу на ручки», - думаю я и лезу дальше. Иногда кричу наверх «Выбери!» - верёвка, даже незначительно провисая, порой оказывалась именно в том месте, куда я собиралась вбить или заложить инструмент. Когда она натянута – проблем нет. Да и спокойнее так. Силы стали иссякать, несколько раз малодушно повисала на верёвке. 5-10 секунд на отдых – вгрызаюсь в лёд по-новой. Тяжело, но как же кайфово!
- Алёна просто захотела побольше полазить! – посмеялись ребята, когда я подлезала к станции. Кирилл улыбнулся, сказал «молодец» и вщелкнул мою самостраховку в станцию.
Выбралась на ровную площадку.
- Феденька, сделай мне приятное, - говорю.
- Я бы не стал отказываться, - подмигнул Кирилл Фёдору.
- Налей мне, Федя, чаю, пожалуйста.
Федя сделал мне приятное, и даже шоколадку протянул.
Затем Федя решил нас всех напугать. Правда, не специально. В кошкоботах по ровной поверхности ходить неудобно, а по ледяной речке до берега надо было пройти метров 50. Федя переобулся в кроссовки и собрался идти к берегу да поскользнулся. До края было метров 5, а дальше много метров свободного падения/полёта. Ваня бросился наперерез, но, благо, Федя не успел разогнаться. Все дружно выдохнули. Затем по пути обратно ребята стали вспоминать, кто и когда в горах у него на глазах «улетал». Ох, дай только повод.
Зигзагообразный перевал Кату-Ярык внушает страх и трепет водителям легковых автомобилей без полного привода, которых шальным ветром занесло в эти дебри. И неспроста - с этого перевала при определённых погодных условиях машины улетают. Приготовилась к экстремальному спуску. Но спускались мы очень плавно и без приключений. На узкой серпантинке объехали стадо овец. Баур за рулём своего УАЗ-а передвигался по перевалу с ювелирной точностью и аккуратностью, будто каждый день там ездит.
В Чулышмане сняли домик в аккурат на шестерых. Затопили там печь. Это была настоящая печь! Не буржуйка какая-нибудь, которую ещё поуговаривать надо, чтобы затопилась. А прямо ПЕЧЬ!
Вечер был тёплым, весёлым и атмосферным. Ваня достал ноутбук, чтобы посмотреть свежие фотки. Я пускала слюни на красивый оранжевый фонарик Пецль Антона. И он даже почти смирился с тем, что я у него утащу его когда-нибудь.
Федя: "А на перекус возьмём печенье. У нас же осталось печенье?"
Очень меня порадовал тот факт, что никто в нашей компании не взял с собой алкоголь – ни в дорогу, ни на водопады. В нём и нет нужды - мы ржали (зачёркнуто) веселились круглосуточно и без дополнительных допингов. Кексы и печенье - исключение.

Загадки Нижнего Кулузуна (230 м WI5 92°)

Раскинувший на скалы свои крылья Нижний Кулузун потрясает своим видом, когда оказываешься под ним. На середине водопада ключ – шторки и нависающий лёд. Участок не очень большой, и я бы с верхней страховкой, кряхтя, да пролезла бы. Но не было у меня в то утро лазательного задора, да и, видимо, накопившаяся усталость за два дня интенсивного лазания дала о себе знать.
Чтобы попасть к Нижнему Кулузуну, нужно было перебраться через реку. А она замёрзшая только частично. Эту часть мы нашли. Как переправлялась через неё я, судя по дружному смеху, понравилось всем.
- Алёна, сколько ты готова пролезть сейчас?
- Верёвки две.
- Так не получится. Либо одна верёвка и спуск вниз, либо с нами до конца.
На Кулузун Кирилл с горящими глазами полез первым, Федя его страхует. Через некоторое время правее на лёд вышел Ваня, страхуемый Бауром. Мы с Антоном пойдём следом.
Кирилл то и дело отправлял Ване вниз послания в виде кусков льда – больших и маленьких. Ваня прижимался к водопаду, затем выглядывал – ага, вроде не стреляет – и лез дальше.
Бауру прилетали послания от двух отправителей сразу. Одно он поймал плечом. Страховать продолжал, но лезть наверх уже не мог.
Кирилл и Ваня перестали слать нам вниз послания, собрали станцию, улыбаются и машут руками.
Антон собрался лезть с нижней, но Ваня предложил нам лезть с верхней одновременно – как раз две верёвки.
- Я буду лезть как можно аккуратнее, - заверил меня Антон. – Но ты всё равно держись левее от моей аккуратности.
Мы были уверены, что нас страхует сверху Иван. Поэтому, когда немного провисала верёвка, я кричала наверх: «Ваня!». Наконец, Ваня отозвался, что он, вообще-то, Федя. Через какое-то время, когда верёвка снова слегка провисла, я кричала наверх уже: «Федя!». Все дружно засмеялись.
Практически вся верёвка оказалась вертикальной. Кое-где можно было заложить инструмент в дырочки, а вот забивать его было неудобно, и я потратила на это много сил.
Когда на станции меня спросили, полезу ли я дальше, я приняла решение спускаться вниз, о чём потом очень пожалела. Снизу на Нижнем Кулузуне просматривались 2-2,5 верёвки. Я полагала, что ребята их быстро пролезут, я как раз отдохну, и мы ещё что-нибудь полазаем.
Поднялась к Бауру на фототочку, поснимали оттуда спортсменов на фото и видео. Затем они скрылись из виду. Прошло уже много времени, а ребята всё не спускаются. Значит, водопад продолжается. Решили с Бауром подняться по склону наверх – посмотреть, что там.
Вышли к небольшому каньону – там встретили ребят. Кроме того, что видно было снизу, они прошли ещё две верёвки. Впереди ещё ступень с более однозначным и менее крутым льдом. Я закусила губу – вот спуститься и пролезть бы её вместе с ними, но снаряжение я взять с собой не догадалась. Ваня с Федей поинтересовались, почему мы не догадались взять их ботинки – в кошкоботах по склону далеко не спустишься. Пришлось им дюльферять. Как потом выяснилось, не зря – на водопаде оставалась неразобранная станция.
Кирилл с Антоном вылезли вкусную ступень, разведали, что водопад наверх продолжается ещё, затем сняли кошки и спустились пешком. Вечерело.

Верхний Кулузун, которого я не видела (150 м WI3 90°)

В этом месте река была широкая, лёд на ней неоднозначный. С середины до берега протягивали перила, обували кошки. На подходе у нас с Ваней разгорелась дискуссия про Сталина – отрицательный или положительный он персонаж? Мнения разошлись. Один из кустов меня остановил манящим ароматом. Смородина! Святые печеньки, как же божественно она пахнет! Угостилась парой веточек – заварю из неё чай.
Подошли к ступени, которая очень похожа на ледовый бугор для тренировочных занятий по ледолазанию в Туюк-Су. Инструктор Туюк-Су провесил на ступени верхнюю страховку. Сегодня день занятий. Сегодня Алёна будет лазить с нижней.
Ваня, Федя и Антон отправились на Верхний Кулузун. Кирилл прочитал (даром, что в сотый раз) лекцию, как правильно лазить по льду. Попробовала полазить с его вайперами с бронебойными крюконоговскими клювами. Забиваются легко, а вот вытаскиваются не всегда охотно. Кирилл посмотрел, как я лезу – отметил, над чем мне нужно поработать.
- Вы с Бауром лазайте, а я побежал, - огорошил меня инструктор.
- А я с нижней полазить хотела… - собралась уж было расстроиться я. Но передумала.
С нижней один раз пролезла, страхуемая Кириллом. Затем он с чувством выполненного долга радостно поскакал по курумнику на крутой водопад.
Как потом выяснилось, Верхний Кулузун оказался не таким крутым, каким казался снизу. Ребята думали, что он сложнее Нижнего Кулузуна, а оказался проще.
Вот так ребята развлекались на Верхнем Кулузуне. А мы тем временем...
Тоже не скучали. На протяжении четырёх часов я лазила с верхней, оттачивая технику. Баур из-за больного плеча почти не лазил, зато терпеливо страховал меня. Пальцы на ногах от ударов кошками об лёд уже гудели, а устать всё не получалось.
Стало темнеть, мы набрали в термос воды из ручья, бьющего под нашей тренировочной стенкой. Затем собрали снаряжение и пошли вниз. Пришли к машине – ребят нет. Связи с ними тоже. Спускающихся фонариков не видно. Собралась уж было волноваться, но передумала. Баур наколдовал чай с конфетами. Я залезла в спальник, достала книжку и была весьма довольна жизнью. Вскоре вернулись наши восходители, и мы поехали в деревню Коо. Ване очень хотелось пролезть длинный водопад Коо, который разведали на февральском ледолазном выезде наши новосибирские друзья Саня Парфёнов и Стёпа Федченко, когда мимо него в деревню за пивом ездили. В Коо мы готовились ночевать в палатке и машине. Но у Баура там оказались друзья. Поэтому спали мы в тёплом доме.

На десерт – каскады над Балыкчой (130 м WI4 90°)

Утром Ваня встал раньше всех. Сварил гречку и чай, и только потом разбудил всех остальных. Вот она – забота. Гречка оказалась огонь! Обилие специй отметили все, но каша с аппетитом была проглочена.
Александра, хозяйка дома, посмотрела на водопад, куда мы собрались лезть, и в корне поменяла наши планы:
- Это разве водопад? Так, ручей…
Наш руковод Иван внёс предложение проехать к посёлку Балыкча – разведать, какие там есть водопады. Если ничего не найдём, вернуться к Коо. Обычно до Балыкчи ледолазы не доезжают, поскольку насыщаются водопадами в районе рядом с перевалом Кату-Ярык.
По пути к Балыкче наслаждаемся пейзажами, учимся фотографировать пасущихся там лошадей «с головы», вздыхаем при виде крутых водопадов, но с альпинистскими подходами. Времени у нас оставалось не так много – мы рассчитывали по-светлу подняться на перевал Кату-Ярык и ехать сначала в Акташ, потом домой.
Уже почти отчаявшись найти водопад с коротким подходом, мы всё-таки высматриваем над Балыкчой то, что искали.
Пройдя через ручей и курумник, мы оказались у его подножия.
Первые ступени были с короткими вертикальными участками и длинными пологими переходами между ними, кое-где ногой можно было угодить по щиколотку в лужу.
Вышли на площадку под самое вкусное место – верёвка вертикального льда. Времени у нас хватало на то, чтобы пролезть этот участок и спуститься. Верёвка Кирилла встала колом. На ночь её забыли занести в дом погреться. Я её под подбадривания Феди сбухтовала, но потом она снова пригодилась.
Кирилл полез по нормальному льду, а Ваня, как обычно, – по каким-то соплям. Федя за эти дни налазился и от предложения ещё полазить учтиво отказался. Я к соплям пока не испытываю трепета, поэтому полезла к Кириллу, а Антон – к Ване. Удовлетворённо отметила для себя, что лезу увереннее и «правильнее». Кошки, кстати, после Храповского, по штанам больше так активно не прохаживались. Научилась ставить ноги безопасно для штанов.
На крутом участке перед полкой, где была станция, пришлось поднапрячься, но с верхней-то страховкой любые горы по плечу. Дюльферяем вниз. Затем по пологому льду спускаемся к нижним ступеням в связке с Кириллом и Антоном. Идём на полную верёвку, но, увлечённая рельефом, я стала быстро сокращать расстояние между собой и Кириллом.
- Ты куда-то торопишься? – почти нежно поинтересовался Кирилл. С улыбкой вспомнила его напарника Макса Тена, который был у меня инструктором в январе этого года на сборах в Туюк-Су. Макс в таких ситуациях обычно что-нибудь строго рявкал и своим видом очень походил на самурая.
Ваня почти уверен, что мы первые, чьи кошки ступили на этот водопад. Потом по карте он нашёл название этого водопада, но оно труднопроговариваемое и труднозапоминаемое. Я вот уже забыла. Кайрубасхин, подсказывает Ваня.
Когда ехали обратно, делали друг другу массаж: на плечи, руки, спину. Судя по моим стонам и пискам раненого животного, я в эти дни полазила хорошо.
Нижний Кулузун теперь снится, будто я его пролезаю полностью. Значит, надо будет сюда вернуться снова, и будет великое счастье, если соберётся хотя бы часть этой великолепной шестёрки.
Ещё не побежали покупать кошки и ледовые инструменты? Так это, наверное, потому что вы ещё не читали рассказ про это ледолазное приключение Кирилла Белоцерковского. Его изложение событий куда более краткое, ёмкое и спортивное.
А если вам понравилось, и вы хотите узнать ещё больше подробностей и посмотреть очередную порцию фотографий, то вам будет полезно прочитать статью эксперта по алтайским водопадам Ивана Темерева.
Тот момент, когда в компании не только спортсмены, но и творческие люди. Мы ещё и петь умеем. ;)