Зимний пик Ленина. Фоторассказ.

Пишет SRomanenkov, 20.02.2016 02:41

Зимний пик Ленина. Фоторассказ. (Альпинизм, турклуб маи, кичик-алай, заалайский хребет, памир)
Случайно или нет 22 января этого года две абсолютно независимые команды, поднялись на вершину пика Ленина с разницей в час. С момента предыдущего успешного зимнего восхождения прошло почти 12 лет. Ниже читайте небольшой фото рассказ о том, как это было.

В нашей компании давно витала идея зимних восхождений на семитысячники. Начать решили с пика Ленина как самого доступного. Первый раз собирались ехать еще три года назад, но постоянно что-то срывалось. В этот раз настрой был более серьезным. Нашли время и собрали команду.

Чтобы было не скучно, придумали под это дело 10ти дневный акклиматизационный поход по Кичик-Алаю. На маршруте планировали переночевать в районе вершины пика Скобелева (5051). Шеститысячную акклиматизацию решили получать на склонах Ленина, так как доступную, простую и безопасную зимой вершину такой высоты в районе подобрать не удалось.

Прилетев в Ош, забросились в долину реки Киргиз-Ата чуть выше бывшего альплагеря. А часть продуктов и снаряжение для восхождения на Ленина отправили в Сары-Могол (Алайская долина). Стартовали ввосьмером, двое ребят собирались с нами только на первую, перевальную часть маршрута.

На следующий день по приезду сходили в акклиматизационный выход на 3850 и начали подъем к первому перевалу. Если в зоне арчевого леса и альпийских лугов со снегом было все нормально, то выше - крупные камни в русле реки и на моренных увалах оставались открытыми. Начало зимы 2016 года выдалось малоснежным. Лыжи и санки шкрябали по камням, камуса обдирались. Подъем пешком был также не возможен, между камней проваливались выше колена. Все это на северных склонах хребта, про спуск на южную солнечную сторону и думать не хотелось. Несмотря на наличие древних отчетов по схожему по условиям району Дугобы, планировать в будущем лыжный поход по Кичик-Алаю в сложившихся последние годы климатических условиях, я бы не рискнул.

Бесснежные склоны Кичик-Алая
Царапаем камуса
пик Чарат (4644)
Уже на второй день маршрута двое ребят пожаловались на недомогание и слабость. К четвертой ночевке похода поднялись в цирк перевала на высоту 4000 метров. Утром у троих человек температура выше 38. Устроили день отдыха. На следующий день температура поднялась еще у троих. Настоящая эпидемия. Вероятнее всего кто-то прихватил с собой из города вирусную инфекцию, которая в атмосфере повышенной нагрузки и проходящей акклиматизации хорошо прижилась. Сбив температуру, попробовали выйти наверх. Но пройдя ходку и оценив состояние группы, приняли решение немедленно спускаться.

Так и не пройденный группой перевал
Начинаем спуск
Уже к следующей ночевке на высоте 3200 здоровье в целом нормализовалось. Остался только глубокий кашель, окончательно прекратившийся только дома. Часть группы начала прием антибиотиков. Здесь можно обратить внимание на психологию. Если для альпиниста начало приема антибиотиков это показание к немедленному спуску вниз, то для туриста - шанс продолжить поход. Вскоре мы были в Оше, где, отдыхая и лечась, провели следующие два дня.

Внизу вершина Мазар и долина реки Коргон
11 января переехали из Оша в Алайскую долину. Переночевали в гест хаусе в Сары-Моголе и на двух УАЗиках выехали в сторону гор. Зимой дорога идет не по левому, как летом, а по правому берегу реки. Завезти нас обещали к началу предгорий, откуда 5-6 км до Ачикташа.

Сары-Могол
Накатанной колеи нет. Водитель сам выбирает путь исходя из знания места и ситуации. По дороге случилась обычная история. Сломался передний подшипник колеса одной из машин. После ремонта перестал работать передний привод. Пару раз застревали в глубоких заметенных снегом ямах. Несмотря на наличие второй машины, трос у местных водителей возить не принято. Зато были лопаты, да и нас не мало. Откапывали и толкали.

Лошадью УАЗик не вытянуть
Приехали. Разгружаемся
Первым делом по приезду предстояло пересечь глубокий овраг реки Ачикташ. На дне возле воды устроили обед. Здесь нас и нашел местный охотник на волков - Акыл. Он проводил группу до вагончиков ретранслятора, передающего телевизионный и сотовый сигналы на Алайскую долину. Гостеприимные ребята из дежурившей смены пригласили переночевать. Правда, не забыв напомнить, что объект режимный и требуется “допуск”, которого у нас собой было несколько литров. Вечером этого дня впервые увидели пик Ленина. Вспоминая суровые описания предыдущих экспедиций, спросил у Акыла, часто ли вершина открыта зимой и услышал положительный ответ.

Подъем к домикам ретранслятора
Облачность над Алайской долиной
Ретранслятор
Панорама восточной части Алайской долины с вышки ретранслятора
От ретранслятора до Ачикташа путь идет через холмы. Снега было не много, на южных склонах местами голая трава. За пару переходов вышли на поляну старого МАЛа с домиками. У реки перекусили и вылезли на Луковую поляну. На солнышке тепло. Перевал Путешественников решили не идти сразу. Несмотря на малоснежный год, его южные склоны и подрезающая их тропа зимой могут быть опасны.
Впереди постройки старого МАЛа
Подойдя к краю Луковой поляны, увидели реку далеко внизу. Но спуск не подъем. Сбросили почти 100 метров по снежному и конгломератному склону и вышли к руслу. Перед спуском увидели лошадей, доставивших груз для команды Сереги Селиверстова к началу поляны. Как мы потом узнали, ребята шли налегке из Сары-Могола на лыжах.

Прокладываем лыжню через Луковую поляну
Переночевав перед ледником, начали подъем по ранклюфту вдоль правого по ходу борта долины. Небольшие каньончики обошли по склонам. Через пару переходов вылезли на ровную часть ледника Ленина. Трещин здесь не видно, все хорошо задуто. Идти отлично, солнышко, неглубокая тропежка и ровный ледник. К вечеру вышли на место стандартного летнего лагеря 4400 под склонами пика Ленина. Установили большую палатку шатер для базового лагеря.

В ранклюфте ледника Ленина
Вылезли на ледник
Вверх по ровному леднику
Все успешные зимние восхождения проходили по северному склону-стене пика Ленина. По классике через Раздельную зимой не ходят, так как на гребне почти всегда сильный ветер. Маршрут Якова Аркина выводит на восточный гребень пика рядом с вершиной.

Палатка базового лагеря и северный склон пика Ленина
Имея ночевку только на 4000, сразу решили независимо от погоды делать один или два акклиматизационных выхода на склоны вершины. Хотелось сходить на гору в спокойном не напряженном режиме.

Продуктов и горючего взяли с собой на пять дней. В верховьях ледника Ленина снега совсем мало, все сдувает. Примерно до высоты 5000 метров наш путь совпадает с летней тропой. Выше классический маршрут уходит правее к стандартному лагерю 5300, мы же продолжили подъем прямо вверх.

Северный склон пика Ленина начинается небольшим ледопадом. На нижнем участке сохранились МАЛовские летние перила. Выше, пройдя короткую стенку, по системе засыпанных трещин снова вышли на ровный склон. Это место единственное на маршруте, где понадобилась навеска перил. Все остальное время перемещались в связках.

Подошли под сброс. Видна МАЛовская вешка
Подъем по склону выше сбросов
Склон пересекает большое количество трещин, в одну из них слегка провалился наш руководитель Дима Прибылов.
Из описания попытки восхождения в 2012 году группой Геннадия Дурова запомнились слова о сложности организации мест под палатки и фантастическое предложение брать с собой гамаки и набивать снегом для выравнивания склона. Мы для себя решили, что где-где, а в трещинах или вблизи сбросов мы точно найдем место для лагеря. Тем более у нас уже был положительный памирский опыт таких ночевок на выходе из гор в непогоду и с порванной палаткой зимой 2011.
На ночевку остановились на высоте 5230 в районе системы широких и засыпанных снегом трещин. Выше подниматься не было смысла, так как следующие удобные места виднелись только на высоте 5500, что для первого выхода высоковато. Немного приспустились на дно одной из трещин и выровняли площадки под палатки в мягком снегу. В то время как к вечеру сверху ощутимо задуло, в лагере было тихо, уютно и безопасно. Зимой, когда нет активного таяния, ледники спокойны.
На морозе у обеих палаток лопнули аллюминевые дуги. Ремонтируем
К этому моменту, победив вирусную инфекцию, группа все еще продолжала болеть. Кого-то беспокоили проблемы с желудком, начавшиеся внизу, кого-то временами тошнило, почти все сохранили кашель первых дней. Популярная в интернете картинка про хрустальные горизонты и пик Ленина отлично иллюстрирует состояние некоторых ребят.
На следующий день решили, не поднимая высоту ночевки, дабы не увеличивать нагрузку на организм, налегке прогуляться выше 6000 и найти место для второго лагеря. До высоты 5600 слон пересекают несколько трещин, которые перешли по снежным мостам. Выше до 6000-6100 склон ровный. Крутизна с набором высоты постепенно возрастает. Несколько резких обледенелых взлетов прошли на три такта. В целом состояние маршрута отличное. Не было ни снежных досок, ни жесткого зимнего льда. Присмотрев место под лагерь на высоте 6130, вернулись на ночевку.
Возвращаемся с прогулки
Утром вышли к месту второго лагеря уже с биваком. Трещину нашли не такую удобную как внизу. К палаткам приходилось спускаться 5 метров по веревке и площадки ровнять чуть поболее.

Погода все последние дни стояла отличная, иногда задувало, гребень затягивало облаками, но условия были хорошими. Единственный период дискомфорта – утренние сборы. За последние время я привык ходить в горы с просторным шатром, а тут маленькие дуговые палатки и толстый слой намерзшего за ночь конденсата на стенках.

Переход между 5200 и 6100
Ровняем дно трещины под палатки
Панорама Алайской долины
Переночевав на 6130, спустились на отдых в базовый лагерь 4400. Для меня это первый опыт гималайского стиля с промежуточными лагерями в горах. С одной стороны рюкзаки полегчали, так как удалось занести еду и бензин во второй лагерь, а палатки оставить стоять в трещине на 5230. С другой стороны хождение туда-сюда и виды одной и той же долины морально напрягают. Все-таки пик Ленина в зимних условиях – вершина не простая, хочется эмоциональной подпитки, которую в классических походах получаешь, открывая для себя не виданные ранее долины и хребты, любуясь новыми пейзажами.

Наш лагерь 6130 - рай для фотографа
По дороге в районе 5000 встретили поднимающихся ребят команды Селиверстова. Сообщив нам актуальный прогноз, парни сказали, что планируют подниматься сходу, чтобы успеть сходить на вершину до закрытия погодного окна.

В базовом лагере устроили день отдыха. Хотя прогноз нас и пугал возможным ухудшением погоды, но менять первоначальные планы из-за каких-то циферок в интернете не хотелось.

Греемся и сушимся в базовом лагере
Дима Чижик взял с собой под гору параплан. Максимум на что хватило энтузиазма подняться и попробовать слететь с вершинки близ лагеря, но и это не удалось. Подобные затеи больше для лета.

В зимнем восхождении на пик Ленина меня больше тревожили не окружающие условия. В лыжных походах они зачастую схожи. А возможное отсутствие стабильности погоды. Отдыхая внизу, боялся что теперь, когда мы хорошо акклиматизировались и нужно просто время, чтобы подняться, может прийти большой циклон и все сорвется.

20 января вышли наверх. За два дня поднялись во второй лагерь (6130). В этот день команда Селиверстова предприняла попытку выйти на вершину. Но ребят не пустил на гребень сильный ветер. В районе высоты 6900 они развернулись и спустились в палатки на 6550. Тем временем благоприятный прогноз сместился, давая нам еще 2-3 дня.

На гребне ветер
На восхождение вышли с рассветом, в районе 8 часов. Вторая команда вышла раньше и когда мы вылезли из своей трещины 6130, была далеко впереди в районе 6650.

Перед выходом к вершине
Тень от Ленина
Дальнейший подъем проходил по ровному фирновому склону в обход редких ледосбросов. Когда мы проходили лагерь ребят на 6550, Дима Прибылов пожаловался на мороз и сказал что подождет группу здесь. На деле же он подхватил какую-то сильную желудочную инфекцию и проболел все то время, что мы находились на горе. Лекарства не помогали, болезнь просто вытянула все силы.

Не могу говорить за всех, но мне шлось хорошо. Немного отвлекали подмерзающие ноги. Приходилось регулярно их отмахивать и непрерывно шевелить пальцами. Сложность подъема по северному склону в полном отсутствии солнца. Довольно прохладно, несмотря на 6 слоев одежды. Термометра с собой у нас не было. В Сары-Моголе на 3000 температура опускалась до -28. А возможно холод всего лишь результат недостаточной акклиматизации.
В кулуаре крутизна склона немного увеличивается, в верхней части поднимались на три такта. Перед выходом на гребень встретили группу Селиверстова, в полном составе взошедшую на вершину.

Мы вдвоем с Денисом впереди, связка тройка немного отстает. На гребень поднялись к 14 часам, на вершину к 15. От места выхода на гребень до тура порядка 500 метров и 180 метров набора. На верху вместо ветра ослепительно жаркое солнце.

Сама вершина представляет собой снежное плато с осыпными холмиками – горками. На восточном холмике памятная табличка, на западном - основной тур, а высшая точка на южном краю плато. Виды вокруг потрясающие. Воздух зимой особенно прозрачный. Хорошо видны известные вершины Центрального, Северо-Западного и Китайского Памира.
Тур на западном краю вершинного плато
На спуске с вершины, под основным взлетом по очереди встречаем троих ребят из второй связки. Изначально было желание развернуть всех вниз, так как времени уже много, но оба Димы, Чижик и Рыжанков, выказали желание сбегать на вершину. При этом вид у них был вполне бодрым. Шедший последним Ваня Артемов выглядел сильно утомленным, мы с Денисом забрали его в свою связку и продолжили спуск. Несмотря на то, что до вершины Ваня не дошел всего 80 м по высоте, решение было абсолютно верным. Так как спускался Ваня уверенно, но очень медленно. К своему лагерю на 6130 мы подошли одновременно с наступлением темноты. Вероятно, сказался прием антибиотиков и засевшая в организме зараза. Связка Дим, сходив на вершину, догнала нас в районе высоты 6400. Команда Сереги Селиверстова сразу после спуска на 6500 собрала лагерь, проводила гостившего у них в палатке Диму Прибылова на 6100 и до темноты успела сбросить высоту в район 5000.

Панорама Алайской долины с 6400
Утром самочувствие у всех отличное. Собрали лагерь и за пол дня спустились в базу на 4400. Вечером устроили праздничный ужин, расчехлили гитару, познакомились и пообщались с ребятами из параллельной группы.
Спустились на ледник
Собрались, сняли камуса и довольно быстро на лыжах скатились вниз. Спускались вместе двумя группами. В ранклюфте ледника мы с Димой Чижиком без камусов поленились обходить каньончик вверх по склону и заманили всех за собой на скальные ступеньки.
До Ачикташа скатились по старой лыжне. С Луковой поляны вызвали УАЗики на встречу. Дальше ребята пошли вниз по каньону реки, а мы через холмы напрямик к домикам ретранслятора. Нужно было забрать оставленный там кайт. За время нашего восхождения снега внизу осталось еще меньше, чем по дороге наверх. На холмах попеременно снимаем и надеваем лыжи.

Подъем на Луковую
К вечеру вышли к машинам и с небольшими приключениями, как всегда толкая и откапывая, доехали до Сары-Могола.

Все вместе

Сергей, вы и отчеты выложили одновременно, не сговариваясь?:))))

Я б еще потянул с отчетом недельку-другую, но увидел Ромин рассказ, пришлось срочно дописывать :))

Пейзажи космические! Очень круто!

Если учитывать разницу в часовых поясах, то даже отрапортовались почти синхронно:о)
Мы градусник тоже забыли, так что про температуру могу рассказывать только по ощущениям

Невероятно-сказочные фотографии. Шикарные виды! Вот это экспедиция.
Удачи!

Спасибо огромное за рассказ и шикарные фотографии!

Отличный отчет с большим количеством фотографий! Спасибо! Все время пока читал не покидали мысли о том, как же там должно быть холодно зимой.

Супер отчет!И фото!)) И да,вижу тоже параллельно второй отчет..))

Молодцы мужики!

Альпинисты МАИ тоже вами гордятся, заходите в альпклуб, расскажите поподробнее,чай и печеньки с нас!

Спасибо за приглашение, обязательно зайдем :))

Великолепный отчёт, и главное с юмором написан.

Стремно ночевать в трещинах.Если задует "так заровняет,что не надо хоронить..." А ребята сильные.

Спасибо. Но по трещинам с вами не соглашусь. У людей сложился некий стереотип - трещина равно опасность. На самом деле это отличное естественное укрытие. Первый раз так ночевали в зимнем памирском походе 2011 года. Дуло там так, что вне трещины палатку сложно было поставить. По факту это все-таки не яма и не мульда, вниз в узкую щель практически не задувает. Снег на дне абсолютно не зафирнован, ровняя площадки срыли до метра. Палатки ни разу даже не откапывали. В сильный ветер может нарости козырек сверху, но дело это не быстрое.
А вот летом ночевать в трещине я бы не рискнул. Ледники активно тают и движутся.

Летом ночевали не раз. Особенно приятно это было, когда сверху всю ночь летели лавины и пролетали у нас над головами.

Молодцы, мужики.

Настоящие страдальцы во вкусе Достоевского!
Особенно понравилась часть где "Дождь, грязь, а мы на лыжах!

Молодцы! Фотки как всегда классные!
Сергей, когда на Победу? Если секрет, можно не отвечать ;)

"Если для альпиниста начало приема антибиотиков это показание к немедленному спуску вниз, то для туриста - шанс продолжить поход" Любопытно мнение специалиста? Врача!!!

Конечно, мнение интересно.
Расскажу как принято у нас в компании. Если человек заболел (высокая температура и воспалительные процессы), а по графику у нас нет спуска в низкую долину с последующим отдыхом. Смотрим на динамику состояния, если предпосылок к улучшению нет, создаем ему временный покой для восстановления, но одновременно с этим он начинает прием курса антибиотиков. По другому выздороветь в высокогорье за короткий промежуток времени у больного шансов практически нет. Нужно либо спускаться (если есть куда), либо быстро лечиться. В автономных путешествиях возможности спуститься вниз или отправить больного в цивилизацию зачастую нет. При этом все осознают, что прием антибиотиков вреден, ослабляет организм и иммунитет на оставшуюся часть маршрута, но приходиться выбирать.
В альпинизме же почти всегда есть возможность спуститься вниз для отдыха и выздоровления. Только если это не продолжительный траверс или большая стена.

Вот в тему статья Опасный эксперимент.

До слов "При этом все осознают..." - все абсолютно верно, подписываюсь двумя руками. А вот фразу "прием антибиотиков вреден, ослабляет организм и иммунитет" позволю себе прокомментировать. Ослабление иммунитета - это следствие пребывания в условиях высоких гор (=физическая и психоэмоциональная нагрузка на фоне гипоксии), а не приема а/б. В этих условиях без помощи а/б организму слишком сложно справится с инфекцией. Разумеется, сама по себе необходимость принимать антибиотики не есть хорошо. И безусловно, у большинства антибиотиков есть целый букет побочных эффектов. Но не нужно их (антибиотики) демонизировать.
Один давний пример. В походе по Сев. Тянь-Шаню у участника случился панариций на ноге. Вернее, воспаление началось еще накануне отъезда , а на 3-4 день уже цвело махровым цветом. Димка сперва мужественно молчал и занимался самолечением. Диагноз поставили, когда уже не мог идти. А забрались мы, если не путаю, уже на ледник Богдановича или около того. Хорошо, что группа была не просто на 2/3 медицинская, но еще и практический хирург был в наличии. Провели в походных условиях операцию, вскрыли очаг воспаления, вкатили антибиотиков местно, тут же прокололи курс парэнтерально, да еще и пол-стакана анэстетика перед сном :). Полтора дня шел разгруженным, дальше - как все, без проблем.

Безотносительно моей реплики про антибиотики - и восхожение, и рассказ супер! Поздравления и уважение!

Я знаю. что ответит врач на вопрос больного: "А может быть всё-таки в реанимацию?" - в морг, батенька, в морг, мне виднее...

Отличный отчет.что за палатка что дуги поломались?хотелось бы знать производителя

палатки Вауде и Хаски, Вауду ставил я и дугу сломали из-за того что резинка растянулась в ней и при просовывании в карманы в одном месте вытянулась втулка немного из смежной дуги, ну и на перехлесте выламало кусок. Укоротили ножевкой на 2 см. Ну а хасками такими пользуюсь давно, дуги там дешевые стоят и по конструкции сильно изгибаются. На таком морозище немудрено сломаться. Был бы я дугой - сломался бы точно.

При морозе минус 30-40 градусов:
- внутренняя резинка в дугах предательски становится типа расслабленной веревочки,
- металл дуг становится более хрупким ,
- но еще и ткань палатки становится не пластичной, сжимается - кукожится.

И если перед этим, в нормальных условиях дуги палатки ставились уже с достаточным усилием - на пределе, то в сильный мороз вам не будет хватать того самого 1-1,5 см. Если дуга не фирменная - может в этот момент расщепиться конец дуги.

На днище палатки крепеж в основном выполнен в виде штырьков - вставляемых в дуги.
Другой вариант крепежа дуг - кольца по углам днища, а в дугах на концах вставки-штыри. Такие вроде вставлять проще, но бывает что при сверхусилии лопается металл на концах дуг и вставка-штырь вываливается.

Рецепт в обоих случаях - иметь запас хода ремешка пряжечной регулировки в точках крепления штырей или колец по углам (периметру) днища палатки.
Если такой регулирови нет - то бойся что-то сломать дуги в сильный мороз
Лучше эту регулировку потренировать дома, или на солнечной поляне типа Луковой :)

Спасибо за фото. Знакомые места. К сожалению в 1988 году совершенно невозможно было фотографировать на маршруте.

"Ни что не случайно"! Здорово пообщались!
Серега, всей команде привет! Соберетесь в наши края - пишите!

Сергей, Вам бы книги писать. Прочитал с удовольствием, пейзажи очень даже!!

Отличный отчет, спасибо за публикацию!

Так интересно читать было и смотреть! так хочется с вами!!! А на ночевках холодно очень было?

Спасибо. На ночевках холодно не было. Спали в двойных групповых спальниках по трое. Внутренний спальник более теплый, внешний тонкий конденсатник. Брали по 2 коврика на человека. Единственное, что у меня чуть мерзли пальцы на ногах, до того как залезали в спальник. Восхождение на Ленина все-таки не поход, серьезных ограничений по весу нет. Нужно было вторые дополнительные чуни с собой захватить.

Крутейше! Парни, дичайше круты!

молодцы))

Спасибо!
Прочитал от начала до конца. Пересмотрел по кругу все фото.
Эх... как снова побывал! Нахлынули воспоминания и захотелось в ГОРЫ!
СПАСИБО РЕБЯТА!

Вспоминая историю 1993 года. Это им так не повезло с погодой, либо вы чертовски холодоустойчивы - без масок, без шапок?