Лицкевич

Пишет proklovvalera, 16.01.2016 00:25

Лицкевич (Альпинизм)

1987 год, пролезли первую пятерку. Как в дурмане сижу на вершине Уилпата. Ну очень высоко! Рядом тур из камней, а в нем ржавая консервная банка. Затянувшись разряженным воздухом приступаю к написанию записки на вершине. Записку читаю вслух, чтоб не ошибиться, пишу: «Груп-па альп-базы «Тор-пе-до». Ру-ково-о-ди-тель...» Смотрю вниз. Руководитель в трех метрах от вершины, с надрывом дыша кричит: "Пиши! Руководитель, усрался!
Не скажу кто это был, но это был Лицкевич. Человек с нескончаемым юмором, веселым нравом и авантюрным пофигизмом. Это он, в одиночку, в свои 60 лет запросто ходил по маршруту 4Б на Уилпату, которая на Кавказе в Цейском ущелье. Кто знает, тот поймет - простым смертным такое не дано.

Дальше фото

Высшая точка района вершина Уилпата 4648м

Вершина Уилпата, в облаках Чанчахи-хох 4420м

Ночевка на маршруте 4Б, Уилпата

Николаевская хижина - изолятор

После первой пятерки

больше бы фото, больше бы о Человеке!

Хорошо помню В. Лицкевича, он работал в те годы начспасом АУСБ ТОРПЕДО в Цее. Нач.уч. базы был тогда Акритов И. П. Я работал инструктором разрядников, со мной на базе была жена, помню Лицкевич шутил: Алла, я бы пригласил Вас в кино в клуб, но вот завтра Виктор спускается с горы, а у меня запасных очков нет. Ходил он с нами на несколько гор для контроля и для разминки, я с отделением в связках, он -соло в сторонке. Раз на ледопаде смотрю - опасновато как-то он зашел на стенки среди трещин, но ничего на передних зубах взобрался ( мы то шли по более простой линии - по маршруту, а он что б нам не мешать усложнил себе путь). Отличный мужик, как и многие из Белоруссии, с кем приходилось взаимодействовать в горах. Жалко, прошли те времена, сейчас о нем ничего не знаю. Спасибо за пост.

Был начальником отряда у меня в Зесхо в 86-м. Очень приятное впечатление оставил.

К великому сожалению, недавно Лицкевича не стало... Точной даты не знаю, меньше месяца назад...

Я его как-то видел. Царствие небесное. Вот так и думал - неспроста пост.

Печально узнать, что Валентин ушел…
Встречались в Цее часто, даже перестрелочно–перестроечные годы. В 91, 93... В 97 под автоматную очередь из ущелья лезли на Адай Хох 3А. В 2006, 2011, но практически мало фото с ним. Всегда думалось, что Лицкевич вечен и навсегда, чё его снимать, встречусь как обычно в Цее. В который раз он расскажет, как в перестрелочные годы его приютили на турбазе Осетия и ночью через их комнату со склона прокатилась два камня размером с белаз. Или как абориген Цея Лицкевич пошел на пятерку Вильс, а пришел под Пассионарию… Как покупал для новичков пиво в киоске на вершине Мачхапара 1Б, в альплагере Зесхо. Поток веселых историй от Валентина всегда нёсся со скоростью лавины…
Царство небесное вечно веселому и не унывающему в трудных условиях Лицкевичу

Будем помнить. Человечище был...

Познакомились с Валентином в 90 году в долине Шан-дона.
Там лавина засыпала группу туристов из Минска в начале мая.
Мы ходили искать и выкапывать последнего не найденного.
Нашли и выкопали быстро и принесли тело в лагерь ... и тут погода испортилась.
Три дня сидели на гребешке в тумане, и вокруг с переодичьностю в час сходили лавины.
И тут из тумана вышел человек с большим рюкзаком - Валентин Лицкевич.
Он приехал из Минска, и в одиночку пришел откапывать туристов !!!
На следующий день, из тумана прилетел вертолет, и через 40 минут мы сидели на взлетном поле аэродрома в Грозном в пуховках ... а народ в рубашках шел на посадку.
Потом много ходили с Валентином в Цее Торпедо
Жалко, что уходят такие люди
Бывшие альпинисты города Грозного

Да... скорбное известие, не знал... Прощай, Валентин, светлая память!!!

Здесь к нам с тобой, победив городские химеры,
Ясный покой приходил и в словах, и в слезах,
Если ж уйдем, то уйдем обязательно с верой,
С верой, что вслед нам помолится старый "Монах". Ю. Визбор

скажу, может, банальное....
Что страшного, что человечище умер?
Да, ничего....
Мы не можем этого изменить никак.
Важнее, чтобы на смену ему пришло двое таких же.
Или лучше.
Есть ли это?
Не знаю...
Как-то так...

Сейчас не готов смириться, что больше не позвоню Мише Ишутину, не увижу в Цее Лицкевича Валентина. Всегда казалось, что Валентин всех нас переживет. А так... Все мы там будем...
Да, Валентин не был в софитах новостей, но то что он делал в АЛЬПИНИЗМЕ, было покруче рекордов одноразовых звезд и прочих понтов в в альпинизме. Он всегда красиво ходил в горы, с 1984 как инструктора его обожали участницы и всегда был душой многочисленных альпинистских восхождений.

Банальность, она и есть банальность, а эта - не лучшего сорта. Во все века потеря человека близкого по духу, друга, Учителя, считалась громадной утратой. Это отражено в искусстве, начиная с авторов античной литературы. И только с падением нравственных основ в наше позднее время, человек стал считаться никем, легко заменяемым винтиком. Одним больше, одним меньше, ничего страшного.
На самом деле никто никого не заменит, мы уникальны. ни двое таких же ни даже один уже не появятся. Поэтому помним, печалимся, скорбим о тех, кого утратили. Потому что мы люди, а не только альпинисты.

Ниже - отрывок из книги "Горные байки" (Memories, 2007). Это - про Валентина Лицкевича.
А. Юрков

Как происходит, что молодые дураки превращаются в нормальных молодых горовосходителей? А вот как.
Пятерых молодых второразрядников выпустили на красивый «четверочный» траверс. Сперва планировалось, что они пойдут сами – спортивной группой (формально это было можно). Но в последний момент начальник учебной части дал им в руководители опытного инструктора.
Молодые балбесы были недовольны. Они уже совсем было почувствовали свободу, а тут на тебе. Тем более что опытный инструктор начал ставить их на место и «ломать» - то есть насаждать свои порядки. Одним словом, вначале было противостояние, даже слегка нездоровая атмосфера. Балбесы огрызались, медлили выполнять указания. Валентин даже вынужден был прикрикнуть несколько раз, что тоже не добавило позитивности микроклимату группы.
Однако пошли. Первый день – подход и ночевка на леднике под маршрутом. А Валентин действительно был недоволен и нахальством молодых парней, и недостаточной отточенностью технических приемов. Самого слабого он поставил в связку к себе. Однако пошли. К полудню вышли на первую вершину. Началась непогода. С вершины они спустились на ребро, переходящее в хребтик, и еще 2 часа в сильную непогоду пытались продвигаться по хребту. При этом Валентин отметил, что не так уж плохо они все делают. Почетче бы…- но в целом нормально. Придет с опытом, подумалось ему.
Маршрут был в этом месте несложный, но ветер сдувал. Валентин принял решение ставить палатку. И сам дал маху. Нельзя ставить палатку, не утоптав как следует снег. Лучше бы утоптать снег так, чтобы поверхность под палаткой была даже чуть выпуклая (иначе тела все равно продавят в центе яму). Но не утоптали. И яма образовалась сама собой. И конденсат стал стекать по наклонным стенкам, а дальше – по водонепроницаемому полу. Процесс этот был ускорен приготовлением пищи на примусе. А в центре палатки – небольшое углубление, где сконденсировавшаяся вода и скопилась.
Валентина поразило, что молодые балбесы стали ложиться по центру палатки (то есть туда где лужа) по очереди. Кое-кто даже отказывался из центра уходить. Противостояние к тому моменту уже исчезло.
А наутро… наутро некоторое время была погода. Была техническая работа, был обход жандарма, подъем на следующую вершину. Тут погода кончилась, и началась непогода. Спускались в прогалах облаков по каким-то снежным полям и ледникам. У Валентина сломался айсбайль (айсбайли тогда еще были с деревянными древками). Ребята, несмотря на усталость и непогоду, работали четко, не отрывались друг от друга, страховкой не пренебрегали, хоть было холодно и мокро. Окончательно Валентин проникся симпатией в к балбесам, когда соскользнул на леднике (айсбайля-то у него уже не было) и был задержан тем самым слабым парнем в группе.
Спустились с маршрута – дождь не прекращается. Развязались и побрели в альплагерь. Все эти несколько часов дождь не прекращался. Мокрые все были насквозь. А в лагере Валентина встречали. Встречали радостно, и тут же налили ему кофе с коньяком. Досталось и молодым балбесам. Ах, как это было здорово! Как вкусно, как согрело! Вот так молодые нахальные балбесы становятся нормальными горовосходителями.

Как нить опишу байку от Лицкевича, как он новичкам на вершине пиво покупал :)

22 декабря умер Валентин Лицкевич.

что случилось, если что в личку...
В последнее время все время Лицкевича вспоминал, вот и пост сделал. Но известие, что его больше нет для меня дикая неожиданность.