Казбек. Когда я услышал это слово не как что-то упомянутое и отстраненное, а обращенное вдруг именно в свой адрес - в душе всколыхнулось. Не просто место, не столько гора - весь комплекс таинственной, романтической и опасной альпинистской жизни вмиг превратился из далекого и абстрактного понятия в вероятный и внезапно близкий вариант моей. Это из разряда тех вещей, которые почему-то никогда не “примерял” на себя, но которые всегда захватывали воображение, и я всякий раз с неизменным интересом смотрел и читал о потрясающих историях, судьбах, характерах... И тут вдруг ко мне - “Пойдешь?”

Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

А-а-а... м-м-м... Да, конечно! Только, ведь, я ж это, того... не альпинист вовсе. Казбек!

Для меня это что-то совсем запредельное, высокое и серьезное. И, вообще, это какое-то приглашение в сказку! Анатолий был спокоен и уверен: “Я посмотрел за тобой - справишься”. Вот тебе и раз! Тут же, по ходу, выяснилось, что мне готовы помочь всем, чего мне не хватает для такого рода походов. Как тут не согласиться? По рукам! И вот я уже в Москве, где намечен сбор группы. В поезде познакомился с остальными участниками: Григорием и Александром. Выяснилось, что кроме меня тут только бывалые горновосходители. Средний возраст группы 48,5, я - самый молодой, старшему - 61. С ходу все разговоры на неведомом мне доселе сленге - тьма впервые услышанных выражений и терминов. Это сбивает с толку: язык тот же, русский, а понимаешь с трудом. Горняшка, альпинёры, зарубаться, жумарить, шхельда - без конца и края, в ворохе знакомых букв я блуждал в поисках значений, иногда интуитивно их угадывая. И так полтора суток под стук колес и свежие открытия - до Владикавказа.
За два дня в поезде я узнал о горах столько, сколько за всю жизнь не ведал. Кое-где на меня нагнали жути. Оказалось, что на каждого по-разному действует высота, что все очень индивидуально и зачастую нелицеприятно, что “горняшка” может захватить резко и жестко: как психику, так и здоровье. И это никак не предугадать. Причем, по статистике чаще подкашивает как раз-таки здоровяков, а сухопарым везет значительно больше. Нередки случаи, когда люди впадают в летаргический сон, не просыпаясь утром, кого-то выворачивает наизнанку, пока не спустится, голова кружится без остановки, у кого-то напрочь отшибает аппетит, кто-то превращается “в овоща”, пуская слюни, в ком-то просыпаются спрятанные демоны... и так далее и тому подобное. От таких разговоров романтическая картина альпинистского бытия таяла на глазах. А мужики улыбаются, веселятся - явное предвкушение долгожданной вылазки. Жару в общий котел приподнятого настроения подлил Григорий, который в какой-то момент включил песню “Это, бл.., горы!”, из которой я также понял едва ли половину. Но генеральная фраза, конечно, прицепилась моментально. С этой поры припев частенько гулял в атмосфере нашей группы.

Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Долго ли, коротко ли, в окнах забрезжили призрачные горные силуэты. И вот мы уже в столице Северной Осетии - поторговались с местными таксистами, выяснили как лучше перемахнуть в Грузию, не теряя на это времени, и посреди того же дня очутились у подножия Казбека, в поселке Степанцминда, который находится уже на высоте 1744 метров над уровнем моря.

Самое первое и очевидное ощущение гор – Величие. Древние великаны, самые верхние места планеты, где живет человек и куда он способен дойти своим ходом.

Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Вид в ту самую сторону пленил меня сразу. Взгляд поневоле все время ускользал к Вершине. Желание разглядеть ее без мешающих взгляду мелочей родилось незамедлительно. И не у меня одного: после трапезы мы пошли на разведку на ближайший склон, где было на что посмотреть.

Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Отсюда открываются еще более восхищающие виды на Гору. Выискивая ракурсы и ловя свет, я пробегал и проползал тут до сумерек. Подумать только, кто-то каждый день видит это из окна...

День 1
Будильник прервал сон младенца. Первый день похода: еще неизвестно, сколько сегодня топать куда-нибудь во-о-он туда... И пилили мы до упора, в прямом смысле. Двинули около 7 утра, шли с остановками по 5-10 минут в час, а окончательно остановились примерно в 4 пополудни - и то, по всей видимости, пёрли б мы и дальше, если б не возникшее препятствие. Все это время я очень нуждался только в одном - еде! Чем выше мы поднимались, тем чаще, больше и острее я о ней мечтал! А альпинёры лишь ухмыляются и ржут надо мной. Даже не представляю, что бы я делал, если бы не настоял утром на покупке лаваша! И еще, кажется, шустро растворился во мне выданный в заначку сникерс. Засада, короче. Жара еще приличная стоит. И без того-то идти нелегко в жестких горных ботах. Вот иду всю дорогу и анализирую, а нравится ли мне вот так вот потеть, шаг за шагом двигаясь к какой-то пресловутой цели? И все не могу себе четко ответить, но зато чувствую, что само по себе это изнурительное и медлительное действие не вызывает у меня раздражения или чего-то подобного. И не появляются мысли “поскорей бы это закончилось”. Нет, только одна ясная и звонкая - “когда мы уже пожрём?!” Позже мне-таки объяснят, что по пути мы не ели, “чтобы не расслабляться”, ибо известно, что когда человек сыт - он ленив. Я это прекрасно понимаю, но зачем же впадать в крайности?!
Хех, как выяснится в скором времени - как раз этот лейтмотив и окажется главной отличительной чертой моих спутников. Алогичность, иррациональность, сумбурность, “всё или ничего” - их общий конёк. В голове долго не умещалось, как столь строгое (в моем прежнем тающем понимании) и рискованное занятие альпинизмом можно сочетать в принципе с такой расхлябанностью, бесшабашностью и несерьезностью. К примеру, для облегчения физической нагрузки мы взяли с собой продуктов впритык, без основательного расчета. И на этом фоне, когда я на второй день похода узрел, как весело, расточительно и хаотично исчезает наш провиант - спохватился и стал взывать к разуму взрослых дядек, которые превратились на горе в детей. “Эй, ребята, вы чего?! Нам же так уже через пару дней есть нечего будет!”. В общем, смятение от подобных откровений я испытаю еще неоднократно. Но теперь уже, спустя время, смотрю на это несколько иначе. Нынче есть ощущение, что это своего рода подсознательное поведение людей, которые вырвались наконец-то в свою любимую среду, на волю, пришли сюда за острыми ощущениями, риском, который устраивают, в том числе и рукотворно, сами себе, чтобы испытать всецело то, зачем они здесь...

Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Так-с, забежал я чегой-то вперед. Значит, дошли мы до границы “зеленки” и ледника. И шли б мы и дальше, если б не остановил нас бурлящий поток бурой воды, который мы безрезультатно попытались преодолеть. И не только мы: к вечеру по обеим сторонам реки заметно повырастали палатки. Наш первый лагерь был на высоте примерно 2700-2800 метров. Здесь я впервые почувствовал легкое головокружение, неуловимый привкус эйфории. Но длилось это недолго. Открыв фотографический резерв нерастраченных сил, я сбегал еще на соседний гребень окинуть взглядом округу. И в очередной раз удивился визуальному обману в масштабах, когда казалось, что прошвырнуться тут всего ничего, а, поднявшись лишь до середины намеченного, вдруг обнаружил, что пятна палаток уже еле различимы.

В ту ночь не спалось совершенно - мысли и впечатления вскружили разум и засели в груди.

День 2
Поутру преграду не узнать: река сильно обмелела. И чтобы успешно ее форсировать - нельзя медлить, ибо с первыми лучами солнца ледник снова начинал плавиться. Вскоре мы добрались и до него. Тут я впервые примерил “кошки” - на ходу учился непривычной манере передвижения.

10.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

С ледника уже видно старинное здание бывшей метеостанции (3675 метров н.у.м). Нынче там за плату предоставляют твердую крышу над головой. Также имеется столовая и некое подобие организованного, но добровольного учета прибывших или проходящих. На стене здания четко видна надпись на инглиш “стоянка - 10 лари”.

11.

Поблизости - водопровод, туалет, гора мусора, палатки, навьюченные кони. Эти животные здесь главный элемент превосходства, а также преимущество и бизнес. Они выполняют функции шерп (носильщиков), поднимают и тех, кому не идется самому. Но выше метеостанции лошадиный навоз уже не встречается. Буквально на 200 метров вверх (не по тропе, а по вертикали) есть две стоянки для штурмовых лагерей: у белого и черного крестов. Мы встали на первой. Высота около 3850.

12.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

По периметру - с десяток палаток, оживленная атмосфера. Тут ландшафт уже совсем необычный и столько всего интересного - влечет изведать. Я нашел в себе силы пройтись, но они очень быстро иссякали, ибо каждый шаг вязнешь в своего рода щебне - с виду твердь, а по факту зыбучие пески.

13.

Спускаться еще куда ни шло, а подниматься - испытание: одышка, головокружение, слабость. Все покрыто каким-то буро-кофейным пеплом, ходить здесь боязно - не понятно, куда можно наступить, а куда не стоило бы. Кругом сплошная опасность: трещины, провалы, обвалы...

14.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

И это я еще лишь на границе белого льда. А там, подальше - ух-х-х! Пока даже не рискну, и здесь-то с непривычки поджилки трясутся, и это при моей-то взбалмошности.
Наснимал кучу кадров, но уже дома почти все забраковали, ибо совершенно не понятно, что на картинке - сплошная абстракция, безмасштабная мешанина. А глазами, помню, ва-а-ах!

15.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

С нашей стоянки хороший обзор во все стороны, включая ту, откуда мы пришли. Конечно, при условии, наличия ясной погоды. А она-то как раз начинала портиться.

16.

И в скором времени, с наступлением ночи на нас обрушились всевозможные виды осадков с громом и молниями: дождь, снег, град, ветрище, мороз. Где-то неподалеку шумно осыпаются скалы, будто прямо на нас, ну или совсем рядом. Не до сна совсем. Палатка до утра ходит ходуном, от напора стихии она капитально просела и явно подустала. Так и не понял, спал я или нет все это время. Думаю, остальные тоже вряд ли.

День 3
Когда “на улице” посветлело, стало видно, что все вокруг накрыло снежным одеялом. Источник нашей мутной питьевой воды подиссяк - из-за холода c горы почти не течет.

17.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Погода и утихомирившаяся стихия располагают “сидеть дома” и, может быть, наконец-то вздремнуть.

18.

Неожиданно Анатолий предлагает устроить акклиматизационный выход - это необходимое условие для успешного последующего восхождения: организм привыкает к перепадам высоты, возрастает запас выносливости. Реакция остального большинства на эту инициативу неодобрительна, но мудрец настаивает, приводя очевидные доводы. Хмуро-туманная погода и его смущает, но акклимуха необходима. В итоге пошли. Наметили добраться как минимум до самой верхней стоянки, на плато.

19.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

По пути подраспогодилось. Я повесил на шею фотик и периодически “поливал”, восхищаясь преображающемуся по мере нашего продвижения пейзажу. Поэтому постоянно отставал, но периодически включал режим “турбо” и нагонял уменьшавшиеся на снегу “точки”.

20.

Слева - язык ледника, справа - стена горы, под ногами - следы, благодаря которым понятно, куда и как лучше идти. Снег скрыл большинство неровностей рельефа, но самые глубокие и широкие провалы в нем все равно зияют. Иногда их можно форсировать лишь перепрыгивая или аккуратно “шурша” по ледово-каменистым кромкам, которые называют “мостами”. При этом часто кажется, что они вот-вот обвалятся после впередиидущего, но затем ступаешь сам со сжимающимся животом и вдруг минуешь опасность. А она в какой-то момент стала чересчур явной - начались присыпанные “мукой” трещины ледника.

21.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Пошли в связке. Тут-то и начинаешь постепенно понимать, когда, как говорится, за дело берутся профи. Опытные и натренированные, они делают все так, что ты даже не замечаешь в этом чего-то особенного, но понимаешь, что сам бы так не смог. Наверное, неслучайно в среде альпинистов принято выражение “работать”, когда речь идет о восхождениях...

22.

В целом шли мы весьма бодро, но все равно до плато добрались часа через 4 только. А по вертикали-то всего и поднялись метров на 500. Я, видимо, никак не привыкну, сложно сопоставить каждый раз: затраченные силы, время и пройденное расстояние. Забрались, в общем, мы примерно на 4300, передохнули у лагеря ждущих погодного "окна": чаёк, легкий перекус, истории. Погода изменилась, и мы возвращались объятые уже новым снежным пленом. Следы заметало моментально: в поле зрения - мука и бледные силуэты на веревке. Вниз идти было не легче: полпути назад нас хлестал ледяной ветер ледяными иглами + на моих не горных солнечных очках налипло так, что я еле разбирал, куда ступать, + трещины, переход которых затруднен еще более свежими снежными заносами. Потом уже ноги еле передвигал - просто выкидывал их вперед, а под конец еще и бахнулся на 5-ю точку.
Готовить еду пришлось в тамбуре, ужинали в итоге вчетвером в 2х-местной палатке - зато уютно. Все как-то подобрели. Видать, проветрились не зря. Теперь уже разговоры про горы мне намного понятнее и ближе, лексикон не вызывает недоумения за редким исключением. Говорят, что на восхождение может уйти часов 9 в одну сторону - думать об этом как-то жутко...

23.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

День 4
Утро - в столь плотной пелене тумана, что почти не видны уже привычные силуэты валунов вокруг лагеря. И когда я крутился в поисках интересных кадров, заметил еле различимую молчаливую вереницу теней спасателей, шедших наверх.

24.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

За все время нашего пребывания на горе, здесь произошло несколько несчастных случаев. И хоть по альпинистским меркам Казбек не считается особо трудным для восхождения - на его склонах покоится предостаточно трагедий. Крутость гор если и оценивать, то не только их характером, рельефом и особенностью климата, но и в том числе человеческими факторами: неосторожностью, самонадеянностью, жаждой невозможного. Ну и, конечно же, от случайностей никто не застрахован. Все же любая гора - это зона риска. Однако, по всей видимости, среди альпинистов куда больше людей с обостренным инстинктом самосохранения. Мы встретили много не дошедших до цели (по причине плохого самочувствия, истощенного провианта, поджимающих сроков или погоды). Все же именно она, погода - фундаментальный фактор в горах. Мгновенные её перемены здесь чувствуются особенно обостренно, ибо никуда толком от этого не скрыться - лишь вовремя покинуть стоянку, уйти вниз.

25.

Когда туман отступил, оказалось, что лагерь почти опустел. Прошлись по стоянкам: сожгли кучу мусора, нашли оставленную еду. Наши запасы ощутимо увеличились. А они, кстати, к тому времени уже прилично оскудели. Наверное, все ж, мои спутники ходят под счастливой звездой, Вселенная благоволит им. Пища и дальше будет материализовываться на нашем столе день ото дня. Просто чудо какое-то, иначе и не скажешь. При том, что нерациональное и расточительное отношение к продовольствию средь нас лишь росло. Я и сам одурел от своего и без того активного аппетита.

26.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

К нам-таки заглянуло в гости солнце - наконец-то основательно просушились. Засияли лица. Каждый выспался впервые вдоволь - говорят, “акклимуха” помогла. Общение средь нас забавное, шутливое, странноватое даже - будто всех слегка цепанула и одурманила “горняшка”. За собой заметна легкая тенденция к неспешному и спокойному осмыслению реальности, реакции несколько замедленны, приторможены, рассеянны. Организм чувствуешь как никогда: резкие движения - одышка, головокружение, конечности опухают, сгибаться и разгибаться тяжело. Дыхание неравномерное, даже если ничего не делаешь. Его просто как-то ясно замечаешь, ритм сбивается при любых мало-мальских, привычных движениях. За обычными и простыми движениями тела словно наблюдаешь со стороны, они даются непривычно тяжелее, медленнее, как, наверное, космонавту.

27.

28.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

В этот день я подолгу наблюдал, как туда-сюда бегает облачный туман, то накрывая нас, то опускаясь, открывая доступ света, а мы находимся прям на этой границе. Заприметил также, как Анатолий задумчиво смотрит ввысь, то ли изучая возможности, то ли скучая по ним. В случае удачного восхождения этому человеку останется подняться еще на одну гору, и он станет обладателем редкого и почетного среди альпинистов титула “Снежный барс”. Забавно, что мои спутники с улыбкой говорят обо всех этих формальностях: учет нахоженных километров и вершин, ведение статистики собственных заслуг и общественного признания.

29.

Все это время наши палатки расположены неподалеку от валуна, превосходящего по величине все вокруг. На нем табличка. Где-то здесь покоится друг Анатолия. Не скажу за всех горновосходителей, но мои спутники резко реагируют на слово “покорить”.

30.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

День 5
Снова не идем на вершину. Снова “нелётная” погода. К тому же по наблюдениям бывалых и их опыту, сегодня - лавинная опасность. Мы отошли от намеченного плана на два дня. Теперь уже вся территория лагеря пуста - мы тут одни. Да и если б не удача - нам бы уже нечем было питаться и пришлось бы тоже спускаться. Даже у метеостанции внизу виднеется буквально пара тентов. Видимо, погода окончательно спугнула всех желающих. И хоть рассвет был необычайно безмятежным и идилличным, вскоре облака снизу снова натащило на нас. Гора явно не торопится подпускать к своему пику, как будто выдерживает характер, проверяя истинность нашего стремления.

31.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Сплошное ожидание будто витает в воздухе. Появилась идея, чтобы совсем не заскучать, сходить на часовню - местную достопримечательность. Будет нам заодно еще одна акклиматизация. К тому же этот путь лежит через “метеостанцию”, где можно наверняка чуть развеяться и найти еще какой-нибудь еды. Сказано - сделано. Под крышей, действительно, немного полегчало. Нашлись попутчики "сбегать" с нами на намеченную горку.

32.

Здесь, наверное, открывается душещипательный вид, но мы об этом не узнаем, так как плотный туман неотрывно сопровождает нас всюду. В нем же мы возвращаемся на стоянку, где в течение оставшегося дня будем периодически слышать грохот обваливающихся скал и прочую какофонию. Глядя на все происходящее несложно догадаться, что весь здешний ландшафт находится в постоянном и непрерывном изменении: замерзает, тает, откалывается, разбивается, осыпается, утекает...

33.

34.

Меня с первого дня влекло к массивным трещинам ледника, и вот настал тот день, когда уже не было столь страшно пробираться к нему через буераки морены. За эти дни я более-менее приноровился, изучил, присмотрел возможные переправы. И наконец-то шагнул в ледяные владения.

35.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Туман добавлял эффектности к разыгравшемуся воображению. Все тут какое-то гигантское, величественное и совершенно фантастическое. Лишь те самые обвалы скал и их перекаты теперь слышны необычайно близко. В один из таких моментов я не на шутку взволновался, и все тело мое напружинилось в готовности отскочить, если будет возможно, в сторону от катящейся на меня глыбы. Но ничего такого не стряслось, ибо звук в 100-процентной влажности несопоставим с расстояниями, а они здесь космических масштабов.

36.

Поэтому особо не побегаешь - быстро устаешь. Ходишь все время с оглядкой на время и прикидываешь, как далеко спуститься, ибо потом в два-три раза дольше возвращаться. Мне все хотелось добраться до трещин и заглянуть в них. Так вот, если с лагеря они выглядят как тонкие нити разломов, то отсюда, под ногами, это целые гигантские провалы, уходящие невообразимо глубоко вниз. Многие не перепрыгнуть даже, приходится обходить за десятки метров.

37.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Да и в общем поверхность этого огромного пласта замерзшей воды легко спутать с поверхностью иной планеты. Немыслимую картину дополняла ограниченная видимость и изредка прорывающийся свет. Короче, интересно тут до жути, или, можно сказать, жутко интересно - все вперемешку!

38.

Под вечер на удивление на небесах стало немного рассасываться. Остатки зари я вылавливал уже у почти родного ручья.

39.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

А Анатолий всерьез заговорил, что пора сворачиваться, так как газ и еда на исходе, да и ни к чему это - торчать понапрасну на высоте, нужен нормальный отдых, восстановление. Если завтра погоды не будет - уходим.

День 6
Будильник звенит где-то в 3 утра. С замиранием выглядываем за борт. Не может быть! Ясно! С неба на нас глядят мириады звезд.

40.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Неужели идем?! Да! И вот теперь на нашей стоянке кожей чувствуется наэлектризованность энтузиазма. Но вместе с тем никакой суеты или детского задора - все спокойно, сосредоточенно, но с осязаемым воодушевлением. Пакуем рюкзаки, берем только самое необходимое, завтракаем и вперёд.

41.

Всего за пару часов мы буквально влетели на перевал. По дороге застали рассвет - первые лучи легли на гору напротив лагеря, что остался внизу. Все надели железки, веревки, очки, намазались кремом от загара и пошли в связке. На плато, откуда начинается “финишная прямая”, солнце коснулось и нас. Мои спутники преобразились, их недавняя расхлябанность, несерьезность и сумбурность куда-то испарились, уступив место героям романов. Я подобные картинки встречал лишь, или воображал где-то там. А вот они уж предо мной – стойкие силуэты в суровых условиях: жесткое солнце, снежная пыль, рьяный мороз. И все взаправду - происходит и со мною, я тоже здесь, сейчас! Аж дух захватывает! А какой здесь звонкий воздух, чистые цвета, полное ощущение некой стерильной среды, будто уже в космосе...

42.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Не стану таить, где-то здесь моя эйфория стала быстро выветриваться. И с каждой минутой, с каждым шагом во мне будет проясняться, что вся та романтика, которую я себе представлял в подобных случаях - миф. Да, безусловно, все, что заходит за границы привычного, обычного, а также среднестатистических человеческих возможностей, неволей вызывает Восхищение. Но когда ты сам оказался лицом к лицу с этой жёсткой действительностью, когда вдруг нет сил двигаться, а без движения тут же замерзаешь, когда ты почти не дышишь, когда еле ползешь, и теряешь... теряешь смысл всего этого занятия - его нещадно заметает как следы за спиной. Вот уж где напрочь отшибает почти все чувства и ощущения. За ними наблюдаешь как со стороны, через мутное пуленепробиваемое стекло. И время: то ли растянулось как жвачка, то ли замерло... или замёрзло.

43.

Чем выше, тем холоднее. В какой-то момент я понял, что мозг потерял сообщение с большим пальцем на руке. Инстинкт самосохранения все еще тут: отрезвляет и возвращает. И я уже тру свою конечность как ошалелый, а она - никак. Сую в подмышку - нет эффекта. Так-так-так, что б еще придумать, где осталось тепло?! Руку в пах - о, есть контакт! Здесь не место нормам приличия и уж тем паче рассуждениям - лишь четкие, конкретные действия спасают положение. Вот только одна проблема - связь с реальностью. Она так плавно ускользает - не заметить. А тут еще бесконечная вечность - ввысь.

44.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Фотоаппарат болтается на моей шее до самой вершины, без единого щелчка, смолкнув в самом начале марш-броска. Совершенно не до него. Тело действует согласно глубокому пониманию о сохранении энергии: каждое движение на чаше весов. Только самое необходимое: пульс, дыхание, шаги. Даже смотреть по сторонам нет ни сил, ни желания. Фокус всего внимания сосредоточен лишь на одной вещи - веревка. Она - прямая и единственная связь с настоящим. С ней все просто и понятно: натягивается - надо передвигать ногами, провисла - пора остановиться. И стук сердца еще, отчетливо его помню - он как маятник. В остальном - плавающее головокружение и одышка.
Изредка взгляд наверх, где бескрайняя неопределенность и пара знакомых силуэтов; и влево, где уровень горизонта неожиданно клином по сравнению со склоном, на котором стоишь, или уже почти лежишь; и вправо, где кряхтит соседняя связка; и за спину, когда вдруг возникает сопротивление - там Григорий. На восхождении обнаружилось, что ему резко поплохело. Он грешил на шпроты, 2 банки которых мы лихо навернули накануне. И теперь ему дурно, его мутит, он слаб, он буквально мычит на вопросы. Какая б причина ни была на самом деле, факт оказался налицо - он еле шел. Тут же мне вспомнился случай - в каком-то из разговоров Григорий позволил себе насмешку в адрес Горы, и его одернул Анатолий со словами “Ну зачем ты так?! Ты ж не маленький - знаешь, что она слышит”. Такое вот интересное совпадение или случайность. И все же Гриша восходил, пусть медленно, но несмотря ни на что. И хоть в его вялых движениях и бессвязной речи мало надежды, он не сдастся.
И вот наступает тот миг, когда это беспредельно долгое, медленное, монотонное, молчаливое продвижение вдруг прерывается возгласом. Что?! А-а-а-а, да лаааадно?! Неизвестные резервы организма мобилизуются, и вот уже по всему телу - волна, прилив, цунами восторга и радости! И ведь только что я плелся кое-как, а теперь каждый шаг - как прыжок. Психика рулит воображением на всех парах. Я стремительно приближаюсь к эпицентру массы человеческих стремлений, к одному из пиков нашей планеты, к своему первому высокогорному достижению... Я падаю на колени, и в тот же миг все пространство вокруг заполняется необъяснимым гулом, который не похож ни на что слышанное ранее. Секунд 5 или 10, не более - сложно сказать, ибо все это время я, видимо, был в особом состоянии. Так и не понял, откуда звук, что это вообще было, и было ли.

45.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

На вершине - целая толпа. И еще подходят. Многонационально. Отметился и известный грузинский альпинист Бедзина. Верхняя точка Казбека весьма компактная, при таком раскладе здесь становится тесновато. И летят отсюда во все стороны ликованье и возгласы. А вокруг - горы, горы, горы... сколько хватает глаз. 5 тысяч метров над уровнем моря, а когда забираешься сюда, то кажется, что и - над уровнем оставшегося под ногами ландшафта. Окрыляющее чувство заполняет душу - кажется, что достиг вершины мира! Вдали хорошо виден большой брат Эльбрус. Вон самолет летит на уровне горизонта: на такой же высоте, что мы сейчас стоим.

46.

Не успел я опомниться, как слышу “пора спускаться”. Как так?! Мы ж только поднялись! Почему? Я не понимаю, к чему было столько потеть, убиваться, страдать и не побыть в итоге на столь долгожданной вершине?! Может, хоть чаю попьем? В ответ все те же многозначительные взгляды, полные тайного смысла, и краткие слова, типа “так надо”. За прошедшие дни я уже понял, что означают подобные выражения, и стал полностью доверять им. Лишь выпросил себе еще пяток минут на то, чтобы пощелкать. Хотя, по-честному, фотографировать здесь было нечего, с художественной точки зрения - так тем более, да и с документальной тоже; так, на память, иль показать кому, что был. Очевидно, такие снимки не передадут и грамма тех ощущений, что испытывают попавшие сюда - скорее, лишь собьют с толку.

47.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Чаю мы так и не попили. Я подкинул дров в топку (набил рот остатками заначек), и мы пошли вниз. Как уже было неоднократно замечено ранее, но успешно подзабыто, спуск оказался едва ли не сложнее восхождения. Поначалу я даже отказывался верить, что мы так пойдем: крутизна такая, что одно неловкое движение - и до свиданья. Без кошек тут делать нечего, однозначно. И хоть воодушевления у меня поприбавилось после подъема, оно стало снова шустро иссякать. После изрядной нервотрепки и акробатики мы наконец-то спустились к более пологой части горы. Я снова стал ощущать истощение “электроэнергии” в своем организме, но остальные были единодушны во мнении, что задерживаться нельзя - нужно спешить вниз, в лагерь.

48.

На удачу лишь, прихворавший Гриша возымел право голоса, и мы остановились-таки на чай. Здесь-то меня и прорвало. Я искренне и неистово хотел заполучить ясный ответ на один простой вопрос, который зрел все эти дни и который пронзил меня окончательно при подъеме: Зачем?! Зачем вам эти запары и сложности? Ведь это ж все сплошная маета с кучей умышленных страданий и мук. Ни Анатолий, ни Александр не дали внятного ответа, который бы удовлетворил мое любопытство. Григорий тот вообще отказывался говорить, пока после очередной настойчивой попытки ни выдал: “А вот ты почему фотографируешь?” Я слегка замешкался, но, заглянув в себя, нашелся: “Нравится”. На что он тут же - “Так и здесь то же самое”. И остальные собратья одобрительно заулыбались. Не знаю, мне остается лишь гадать, слукавили они или нет, видимо это все же весьма личная тема. Однако, ответ был для меня более-менее объясним, хоть в него и верилось с трудом. С другой стороны кому-то, наверное, также сложно поверить в то, от чего балдею я. На весь оставшийся путь “домой” у меня теперь была уйма времени, чтобы порассуждать над новой загадкой человеческой души. Но к чему это, если готов её просто принять?..

49.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Сначала мокрый снег съедал остатки наших сил, а после плато - он же удвоил эффект перемежаясь с грязью. И только здесь, под непрестанно рушащимися стенами Казбека, возвращаясь с его вершины в полном измождении, для меня наглядно сложилась вся цельная картина происходящих процессов жизнедеятельности Земли. Хорошо видно как снег и лед, являясь неотъемлемой и составной частью горы, формируют её при осадках и холоде и разрушают оную на солнце и жаре. Только увидев столь близко, как и откуда возникает вода, которая устремляется на сотни километров, пока не прибежит к океану, понимаешь то, что и так знал, но теперь уже не из учебников, а совсем на ином уровне - непосредственно.
Всю оставшуюся дорогу мы шли под различную музыку геологических трансформаций: с отвесов стекали сели, сыпались и катились камни, бурлили потоки. Один отрезок пути был особенно занятным: как в гигантском боулинге с отвеса срывались валуны и катились далеко и долго, с грохотом пересекая тропы и вылетая на ледник. Здесь запросто можно было оказаться кеглей. И вообще, Казбек - потухший еще до нашей эры вулкан, и если он вдруг решит проснуться, то кеглей не оберешься на километры вокруг.
До лагеря мы шли целую вечность. Когда наконец-то мое тело завалилось на знакомый камень у знакомой палатки, казалось, что я намного счастливее, чем когда поднялся на вершину. Я был готов рыдать, не мог поверить, что все позади, что этот момент таки настал. Еще и солнце пригревает, благода-а-ать. Кстати, я чуть не заблудился в поисках нашей стоянки - весь штурмовой лагерь не узнать: куча людей, палаток, тентов, ковриков - все преобразилось так, будто мы не были здесь неделю. Забавно видеть, как природа погодой коррелирует количество людей в своих владениях.

50.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Видимо, все испытанное и пройденное было написано на моем лице, ибо по мере приближения к лагерю все чаще выпадало благодарить окружающих за поздравления. Итог: 10 часов ровно на туда-обратно, поднялись за 6. Сказать, что я устал - ничего не сказать. Я даже не помню, что происходило потом. И ума не приложу, как у меня в руках снова оказалась камера, а в ногах - мочь.

51.

Я чуток поснимал уходящий день, а после ужина побрел и в ночь, борясь со сном и вселенским измождением. Что-то двигало меня во тьму. Кажется, мой дух бродил отдельно от тела, потому что я до сих пор не понимаю, как мне это удалось. Наверное, ясное ночное небо таит для обращенного к нему потенциал неиссякаемой энергетики.

52.

53.

В проблесках памяти (хоть ей и свойственно приукрашать) я вижу свой завороженный и неотрывный взгляд вверх, чувствую, как умиротворение и благодать льются на меня прям из космоса, а может быть я просто себе это придумал. При полностью поглощенном внимании миллиарды светящихся точек производят ошеломляющий эффект и будто находят ключ к тайнам твоей души, о которых сам не подозревал, задевают внутри что-то совершенно необъяснимое.

54.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

Следующий день наши четыре воодушевленных тела парили с горы вниз, в цивилизацию. Мы будто летели, светясь изнутри. Анатолий вообще выглядел как сияющий гуру, он источал вокруг себя ауру счастья и добра: останавливался пообщаться почти с каждым встречным, не взирая на языковые и прочие препятствия. И людей здесь удивительно много, со всего мира, всевозможные нации - идут, все идут на Казбек и с него, дойдя или нет до своих целей. Помню, как забавно и теперь совсем иначе было смотреть на мокрых запыхавшихся, кто шел навстречу, вспоминая себя в таком же состоянии. А теперь у меня на лбу прям - “я сделал это!” Неописуемое удовлетворение переполняет, распирает, окрыляет.

55.

И погода снова шепчет, как в первый день. 6 часов - и мы в поселке. О-о-о! Это надо было видеть! Эффект от возвращения невероятен. Мы обезумели: свежие овощи, фрукты, сыр, хлеб, вино, “Боржоми”, кровать, горячая вода! А-а-а! От всего столь привычного и давно знакомого вдруг получаешь массу ярчайших эмоций. Все, буквально каждая мелочь, вызывает восхищение и радость. Эйфории не было предела весь оставшийся вечер, который мы провели на веранде, застольничая, смеясь и наслаждаясь терпким дыханием Жизни.

56.
Лучше гор... (Альпинизм, казбек, кавказ, грузия)

И в целом обнаруживается удивительное: на самом деле кайф накрывает тогда, когда спустился. Оказывается, восхождение не имеет смысла без возвращения - на вершине некогда расслабиться, а вот сидя внизу!.. Отсюда открывался просторный вид на Казбек - великан, в настойчивых объятьях которого каждый из нас прожил своё. Теперь на этого почтенного старца глядишь са-а-а-всем иначе. Теперь вообще на горы смотришь по-другому - они при каждом упоминании или попадании на глаза задевают где-то внутри ту тонкую струну, которая впервые дрогнула на “моей” первой горе...

57.

Что тут скажешь: “Это, бл.., ГОРЫ!”