Швейцарские... не часы... курорты!
Швейцария, серия соревнований Open Facec, фото © Maria Knoll
Швейцария – край горнолыжных курортов. Вот уж где найдут, чем себя занять, и стар, и млад. Для этого предновогоднего обзора я выбрала самые запоминающиеся регионы катания.
А дополнят обзор впечатления Екатерины Коровиной о фрирайде в этой стране, которые она написала для журнала «РИСК онсайт» № 55.
Ну что, начнем с "гигантов". Можете представить себе 400 км трасс в одном месте?
Четыре долины. Фото theguardian.com
Четыре долины
Это целая область катания, которая объединила несколько курортов: Вербье (Verbier), Нанда (Nendaz), Вейзонна (Veysonnaz), Ля Тцума (La Tzoumaz) и Тион (Thyon). И это самая большая область катания в Швейцарии. Более 400 км лыжных трасс, около 100 подъёмников, большие возможности для ски-тура и фрирайда, спуски любой сложности и сноупарки.
Вербье получило максимальную известность благодаря проходящему там на протяжении уже двух десятилетий турниру Verbier Xtreme, который теперь входит в мировой фрирайд-тур.
История проездов Бек-де-Рос на Verbier Xtreme, фото snowbrains.com
Нанда предлагает туристам все свое разнообразие трасс и внетрасс – там, кстати, проходит один из самых ярких этапов Freeride World Qualifier – мировой квалификационной серии.
Тион считается более «сноубордическим» курортом. А с Вейзоны открывается живописнейший вид на долину Роны и город Сьон. Последний, кстати, в 70е годы претендовал на место хозяина зимних Олимпийских игр, так что тут построена знаменитая Piste de l’Ours — чёрная трасса, на которой до сих пор регулярно проводят престижные соревнования.
Подробнее остановимся на Вербье и Нанде.
Фото Verbier Promotion
Вербье
Курорт в горной долине Бань (Bagnes), откуда открывается великолепная панорама на Альпы, в том числе Монблан.
Знаменитая стена Бек-де-Рос давным-давно стала мерилом мастерства фрирайдеров всего мира. Спуститься по этому легендарному склону мечтают тысячи сноубордистов и лыжников, но сделать это технично и красиво могут единицы. Но Вербье – это не только и не столько этот склон.
• Высота: 1500-3330 м,
• 93 объединенных в сеть подъемника,
• 118 зон катания, общей протяженностью 410 км,
• Сноупарк,
• Большие возможности для фрирайда.
• Ски-тур
http://en.verbier.ch/
Нанда, фото snow-forecast.com
Нанда
Еще один курорт Четырех долин. Нанда — практически пригород административного центра. 20 минут по несложному горному серпантину от Сьона (кантон Вале) — и вы уже выбираете линии для спуска.
• Верхняя точка — 3300м, перепад высот— 1830 м
• 92 подъемника,
• 412 км трасс,
• Фрирайд, сложное лесное катание (официально нет),
• Сноупарк на небольшом участке леса,
• Солнечное место (в хорошую погоду).
• Ски-тур
С помощью внетрассовых маршрутов и трасс можно путешествовать между курортами Четырех долин. Внушительная высота и удачная экспозиция склонов этому способствуют. Впрочем, на пути встречаются целые безальтернативные участки бугров. Правда, кое-где можно спуститься на подъемнике.
Высшая точка курорта – Монфор — имеет собственный фуникулер с новыми вагонами. Панорамная площадка одна из лучших в Альпах. Отсюда открывается вид на четырехтысячники района, в том числе Монблан и Маттерхорн.
Логично, что и ски-тур-маршруты здесь проходят легендарные. В том числе ночная
гонка ледниковых патрулей из Церматта в Вербье.
http://www.nendaz.ch/tourism/opening-area-3176.html
Церматт. Фото snowfever.ch
Церматт / Zermatt
Деревушка у подножия Маттерхорна и один из самых известных курортов в Швейцарии, на юге того же кантона Вале, вблизи итальянской границы.
Большая часть четырёхтысячников Пеннинских Альп расположены здесь: самая высокая вершина Швейцарии пик Дюфур (4 634 м, массив Монте-Роза) и уже названный выше Маттерхорн (4 478 м), на северном склоне которого на высоте 1 608 метров и находится деревня. Зубчатая железная дорога «Горнерграт» через полтора километра от Церматта выводит на одноимённый гребень.
Фото telegraph.co.uk
Тем, кому по душе международное катания, будет интересно узнать, что из Церматта можно попасть в Италию (Червиния, Вальтурнанш, регион Валле-д’Аоста) через перевал Теодул (Theodulpass или Colle del Teodulo).
Если вы еще не слышади, в Церматте запрещено автомобильное движение – здесь в почете электромобили, велосипеды и повозки с лошадьми. А до Церматта можно доехать на поезде от Брига или Тэша.
• Зона катания: 1620–3899 м
• Перепад высот: 2279 м
• Общая протяженность г/л трасс: 234 км, из которых фрирайд: 38 км
• Перепад высот катания на лыжах: 1620-3820 м
• Количество подъемников: 70
• Самая длинная трасса: 22 км (Matterhorn glacier paradise – Церматт)
• Сезон катания - 12.10-5.05
• Трассы с искусственным заснеживанием - 65%
• Летнее катание - 21 км – один из крупнейших круглогодичных курортов Швейцарии
• Трассы для сноуборд-кросса
Церматт – место для опытных лыжников и сноубордистов. В территорию катания входят три района: Ротхорн/Rothorn, Горнерграт/ Gornergrat до Кляйн Маттернхорна/ Klein Matterhorn и Schwarzsee. Трифтьи – один из самых сложных регионов катания в Альпах.
http://www.zermatt.ch/en/
Фото ep-reisen.de
Давос
Город-курорт, входящий в группу The Best of the Alps. Расположен на востоке Швейцарии на высоте 1560 м. Известен с XVIII века единством города, деревни и природы. Целебный воздух Альп и все такое. Правда, вместе с тем это весьма дорогой курорт.
Но кроме популярности и уровня сервиса здесь платишь за три сотни километров трасс, на которых найдут чем развлечься лыжники и доскеры любого уровня. На курорте два центра – Давос-Дорф и Давос-Платц. Однако, из-за того, что курорт сильно растянут по долине, общей сети трасс здесь нет, и район поделен на несколько не связанных между собою секторов, так что, чтобы перебраться из одного в другой, порой нужен автобус (он бесплатный), не то что лыжи. Ски-пасс, тем не менее, общий.
Основной регион катания – Парсенн – ориентирован на катальщиков среднего уровня. Фуникулер из Давос-Платца на Штацальп поднимает на 320 м, затем подъемник Штрелаблан ведет к седловине Штрелапласс, откуда поднимаешься на вершину Вайсфлюйох. На противоположной стороне – сложное катание (черные трассы района Якобсхорн).
• Зона катания: 1560 м - 2844 м,
• 58 подъемников,
• 248 км трасс,
• Значительное количество трудных трасс
• Сноупарк для ньюскулеров
http://www.davos.ch/en/winter/activities/ski-snowboard/
Фото mountvacation.fr
Регион Юнгфрау
Еще одно объединение Швейцарских курортов – Гриндельвальда, Венгена и Мюррена. Помимо интересных трасс и зубчатой высокогорной железной дороги здесь расположена одна из «столиц» европейского аутдора – Интерлакен – между озерами Тун и Бриенц.
Самый крупный курорт региона — Гриндельвальд – принимает в сезон несколько крупных мероприятий, в том числе фестиваль снежных скульптур, гонки на деревенских санях и концерты под открытым небом.
Мюррен расположился на высоте 1650 метров над уровнем моря. Это самый маленький курорт региона, откуда открывается потрясающая панорама Айгера (3970 м), Мёнха (4099 м) и Юнгфрау (4158 м), и вид на главные вершины Бернского нагорья. На территории курорта чуть больше десятка гостиниц.
Курорт Венген закрыт от ветров крутой грядой Маннлихена (Mannlichen, 2230 м). Здесь нет автомобилей, что приятно сказывается на качестве воздуха. Здесь около сотни километров трасс и 22 подъемника. Широкие северо-восточные склоны Mannlichen обслуживают несколько кресельных подъемников – это трассы для среднего уровня. Экспертам будут интересны спуски с Eigergletscher (2320 м).
http://www.jungfrau.ch/en/tourism/ski-area/latest-news/
Поподробнее о Гринденвальде и Мюррене
Гринденвальд. Фото jungfrauregion.ch
Гриндельвальд / Grindelwald
Горнолыжные трассы Гриндельвальда расположены по обе стороны широкой долины Гриндельвальд – это 41 подъемник и 51 зона катания, общей протяженностью 215 км.
Как и Давос, не связан единой системой подъемников, перемещаться между секторами приходится с помощью железной дороги.
Лучшее место для начинающих — район Кляйне Шайдегг (2061 м), куда на поезде подниматься около 40 минут или чуть быстрее на гондоле.
Но в целом это регион для опытных райдеров. Самые интересные трассы экспертного уровня: Lauberhorn Live (4,3 км, перепад высот 1028 м), а также черный спуск с пика Фирст в Гриндельвальд (6 км, перепад высот 1118 м). А самая протяженная трасса – 12 км.
Хотя бы раз вам нужно подняться на поезде на Кляйне Шайдегг, откуда спуститься к Венгену, затем подняться в Менлихен и спуститься в Гриндельвальд.
• Специальные лыжехранилища у подъемников
• Ночное катание — 1-км спуск в ски-зоне Фирст (вт., пт.)
• Детекторы схода снежных лавин на склонах
Помимо всего прочего Гринденвальд – один из самых красивых зимних курортов Швейцарии. В отличие от Венгена и Мюррена нет запрета на движение автотранспорта.
Пять вершин (Веттерхорн 3701м, Шрекхорн 4078 м, Айгер 3970 м, Менх 4099 м и Юнгфрау 4158 м) доминируют над округой. Здесь проложена одна из самых высокогорных железных до¬рог в Европе, финиширующая на отметке 3454 м, — «Дорога в небо».
http://grindelwald.ch/
Фото schilthorn.ch
Мюррен
Это совсем небольшой курорт Бернских Альп с трассами, многие из которых выглядят как проезды между скальными выступами и траверсы. Начинающим лучше отправиться на выкаты на Maulerhubei (1930 м) и склоны Allmendhubei (1907 м) – добраться туда можно на рельсовом фуникулере. Опытным лыжникам будет интересно спуститься с Schiltgrat (2145 м).
• 54 километра трасс,
• Перепад высот: с 1650 до 3000 метров,
• 22 трассы, из которых 6 черных,
• Сезон катания до конца весны,
• Фанпарк.
http://mymuerren.ch/
Белая Арена
Фото skiing.de
Флимс / Лаакс / Фалера (Flims / Laax / Falera)
Курорт Флимс-Лаакс- Фалера (Flims-Laax-Falera) находится в кантоне Граубюнден.
«Белая Арена» – объединенный регион, который образуют курортные поселки, в отношении катания входит в пятерку лучших в Швейцарии. Живописная солнечная местность, развитая спортивная и культурная инфраструктура.
• Перепад высот: 1763 м,
• Зона катания: 1020–3018 м,
• Количество подъемников:29
• Число трасс: 60,
• Протяженность маркированных трасс: 220 км
• Самая длинная трасса: 14 км с перепадом 1900 м.
• Склоны для фрирайда: 40 км,
• Зимний сезон: с декабря по март, на Vorab Glacier с конца октября по май,
• Сноупарки, хаф-пайпы, трасса бордеркросса.
www.laax.com,
www.alpenarena.ch
Engadinsnow by Dakine, фото freerideworldqualifier.com
Санкт-Мориц
Знаменитый и роскошный курорт в регионе Энгадин. Здесь вам и спортивная программа, и апре-ски вплоть до казино, музей, кинотеатр и аттракционы. Термальный бассейн для тех, кто устал на склонах и полторы сотни мероприятий в сезон – культурных, спортивных, светских. И даже праздник высокой кухни с мастер-классами лучших шефов.
• Высота курорта: 1860 м,
• 88 зон катания протяженностью 350 км,
• 23 подъемника на курорте (всего в регионе 58),
• Сноупарк, хаф-пайп.
Три основных района катания. Непосредственно над городом, на Corviglia, 80 км трасс. Еще 70 км трасс расположились на противоположной стороне долины, на Corvatsch. Третий основной район – не больше 50 км спусков – Di-avolezza, находится за Понтресиной. Остальные 150 км подготовленных трасс раскиданы по всему Энгадину, от Малойи до Цуоца, по маленьким «домашним» зонам.
www.stmoritz.ch
Фото urbanengel.ch
Ароза
Курорт Ароза в кантоне Граубюнден построен на высоте около 1800 м.
Расположенный в широкой долине Шанфиг, этот курорт защищен от сильных ветров и часто залит солнцем. Ароза известна в качестве оздоровительного курорта еще с XIX века.
• 70 км ухоженных трасс,
• Фрирайд-зона 40 км,
• Сноупарк, хаф-пайп,
• 13 подъемников до высоты 2653 м,
• Сноупарк, хаф-пайп.
Склоны курорта ориентированы на юго-восток. Широкие, светлые. Три сектора зоны катания: Иннер-Ароза (Inner-Arosa), Прашли (Pratshli) и Брюггер (Brugger).
Самые сложные трассы курорта начинаются на самой верхней точке региона – Weisshorn (2653).
Фишка курорта – Arosa All-inclusive Card для всех гостей, останавливающихся тут на ночлег. Дает право на пользование горной железной дорогой к Хёрнли (Hörnli) и Вейсхорну, доступ в канопи-парк, вход в местный исторический музей и многое другое.
http://arosalenzerheide.ch/lang/en/57/
Фото ess-grimentz.ch
Грименц/Grimentz
Еще один курорт, расположенный среди известных четырехтысячников. Нетронутая природа в сочетании с современными подъемниками, отелями и деревянными шале дала незабываемое сочетание.
• Перепад высот: 1330 м,
• Самая длинная трасса: 12 км,
• Общая протяженность трасс: 43 км,
• Подъемников: 13
• Сезон: с декабря по апрель.
http://www.grimentz.ch
И в качестве дополнения - добавить местного колорита - материал из "РИСК онсайт" № 55
Фото Андрея Арсеева
Powder Day Geographics: швейцарский фрирайд
Текст: Екатерина Коровина
Фото: Андрей Арсеев
Идея проекта – путешествовать и кататься. Но не просто так, а с целью – делиться со всеми любителями внетрассового катания информацией, открывать новые места, описывать их. Нам хотелось рассказать всем, что фрирайд есть не только там, где все привыкли, в нескольких всем известных «мекках», но и во множестве не таких популярных, но не менее достойных и интересных мест.
Собственно, проект Powder Day Geographics был задуман как бессрочное турне по горнолыжным местам планеты. Мы не знаем, сколько сезонов будет длиться это турне и куда оно нас занесет… Но этой зимой начало положено.
Начали мы с традиционно любимой нами Франции. Но про нее мы уже много писали и раньше. А вот Швейцарии впервые уделили столь пристальное внимание, провели там почти весь февраль и хотим поделиться впечатлениями.
Фото Андрея Арсеева
Надо признать, что Швейцария отличается от других альпийских стран. И вроде бы все близко, рукой подать, а все немного по-другому. На машине из Франции, через Шамони, далее вглубь по долине, пересекли совершенно безлюдную границу, купили на ближайшей бензоколонке виньетку для проезда по местным дорогам, и вуаля – мы в Швейцарии. В европейском зазеркалье.
В Швейцарии все свое и по-своему: в обороте своя валюта; все парковки платные, и не дай Бог нарушить и не оплатить; розетки с тремя дырочками, в которые ничего не лезет (!); цены в магазинах выше, продукты в основном местного производства, а товары соседей тихо задвигаются на дальние полки с глаз подальше.
В этой стране три официальных языка, но жители обычно говорят на каком-то одном: есть долины немецкоговорящие, есть франкоговорящие, есть италоязычные; при этом менталитет и мелкие особенности быта также различаются.
Создается ощущение, что, оставаясь в границах одного и того же государства, путешествуешь по разным странам. Только что все вокруг говорили только по-немецки (хотя от настоящего немецкого этот диалект ох как далек!) и отказывались понимать любой другой язык, все вывески и указатели тоже были на немецком… И вдруг за поворотом – бах – и ты уже во Франции: все надписи на французском, все говорят по-французски, жестикулируют, как французы, да и облик населенных пунктов тоже какой-то французский.
Как это все умещается в рамках одной маленькой страны, для нас пока загадка.
Три недели мы провели в кантоне Вале (Valais). Наверное, это один из самых горнолыжных кантонов Швейцарии, если не самый. На его территории сконцентрировано более 50 больших и маленьких горных курортов, среди которых такие известные, как Саас-Фе, Церматт-Маттерхорн, Кран-Монтана, Четыре Долины (куда входят легендарные Вербье и Нанда).
Ну а мы, по нашей традиции и согласно формату проекта, постарались подыскать места не такие известные. Выбор пал на трех претендентов.
Первым в нашем графике был курорт под названием Aletsch Arena.
Алеч-Арена объединяет три курортных поселка: Riederalp, Bettmeralp и Fiescheralp (Fiesch-Eggishorn). Алеч-Арена названа так в честь находящегося тут гигантского ледника Aletsch. Ледник Алеч – это один из крупнейших сохранившихся в Альпах ледников.
Его длина – 23 км высокогорного льда! Алеч – местная достопримечательность и находится под защитой ЮНЕСКО.
Ближайший более-менее значимый населенный пункт – это городок Brig, где находится крупный железнодорожный узел и куда легко можно добраться на поезде практически из любого ближайшего аэропорта.
Кроме курортов Алеч-Арены, тут же, в окрестностях Brig, находится еще несколько маленьких курортов: Belalp, Rosswald, Bellwald. Катание там не самое крутое, но зато виды открываются просто шикарные! Поэтому хоть по разу, но посетить эти места в хорошую видимость будет нелишним. А Rosswald оправдывает свое название: помимо потрясающих панорам, там отличное лесное катание.
Алеч-Арена: 104 км трасс и сноупарк. Высшая точка – пик Eggishorn (2926 м), самая нижняя отметка – Möre (l759 м).
Если говорить о фрирайде, то в регионе Алеч-Арены он достаточно серьезный. Фрирайдить рядом с трассой особо негде. Нужно ходить пешком. Тогда открывается доступ к целому ряду кулуаров, достаточно длинных, узких и крутых.
Рельеф преимущественно крутой и скалистый, есть много мест, где падать не стоит. Ориентироваться в россыпях скал непросто. Прыгать тоже непросто, потому что не приземленный дроп чреват дальнейшим падением на нижестоящие скалы. В общем, все брутально и по-настоящему.
Ко всему прочему, ситуацию осложняет южная экспозиция склонов со всеми вытекающими последствиями: тепловая корка, подтаивание, нестабильность. Это если говорить о верхней зоне.
В нижней же части во многих местах можно встретить хороший просторный лес с высокими лиственницами и елями, без подлеска, с комфортным уклоном и приятными прыгательными «плюшками». Однако нужно быть аккуратным: можно попасть и на скальные сбросы, скрытые в лесу.
В зоне, где начинается лес, разбросано довольно много крошечных домиков, предположительно, что-то типа дач. Домики маленькие, приземистые, из добротных бревен и даже с солнечными батареями. В некоторых из них живут и зимой. В некоторых нет. Крышу одного из таких временно пустующих охотничьих домиков мы с радостью использовали в качестве кикера.
Для катания в лесной зоне необходимо достаточное количество снега, поскольку высоты тут уже небольшие – около 1000 м. Если заехать в лес, то придется спускаться уже до самого низа.
Нам в этом году с лесным катанием в Алече повезло, потому что в январе выпало очень много снега, а потом стояли сильные морозы. Таким образом, снег в лесу хорошо сохранился, поэтому можно было спускаться до самого низа.
После Алеча в нашем списке значились Zinal и Grimentz.
В самом конце долины Vald’Anniviers спряталось несколько небольших высокогорных деревень. Среди них пара довольно известных названий – это Зиналь и Грименц. Два курорта очень популярны у любителей внетрассового катания и ски-тура. Неспроста Зиналь уже с XIX века является одним из центров европейского альпинизма. Его окружают сразу 5 четырехтысячников (Weisshorn, Zinalrothorn, Bishorn, Obergabelhorn и Dent Blanche). Да и сам поселок лежит на высоте 1600 м – для Альп это прилично.
Зиналь, Грименц и соседние деревушки действительно очень старые. В них будто живет многовековой дух старой Швейцарии. Многие дома стоят на небольших сваях/подпорках, на которых сверху еще лежит каменный блин. Эдакие избушки на курьих ножках, прямо как в сказке. Нам сказали, что дома стоят на ножках, чтобы мыши не добрались. И даже если мышь подпрыгнет, то каменный блин не даст ей зацепиться. Входили в дом по лестнице, которую потом втаскивали за собой, лишая, таким образом, бедных мышей последней возможности пробраться внутрь.
Россвальд, фото Андрея Арсеева
Дерево темное от времени. На многих фасадах надписи готическим шрифтом с указанием дат постройки (встречаются и XIX, и XVIII века). Окна со ставнями, ящиками для цветов, с кружевными занавесками. Уделить некоторое время прогулкам по местным деревням Грименц, Аер, Сан-Жан, безусловно, стоит.
Мы жили в деревне под названием Аер (Ayer) в старом шале, которое только частично обогревалось батареями, и дополнительно нужно было топить печку. А по ночам топали и шуршали мыши… или кто-то еще… Ведь наш дом не имел защиты от мышей в виде каменных блинов.
На самом деле в долине Валь д’Аннивьер находятся пять небольших зон катания (Zinal, Grimentz, St-Luc, Chandolin, Vercorin), но для целей фрирайда и ски-тура лучше всего подходят Зиналь и Грименц.
Зиналь поменьше размерами, а Грименц побольше. Расположены они очень близко друг от друга. Зиналь выше по долине, Грименц чуть ниже. Из Зиналя в Грименц даже можно съехать по длинной трассе, идущей серпантином через лес. Кроме этого, между курортами курсирует бесплатный автобус.
Если говорить о самих зонах катания, то в Зинале она скромнее, а в Грименце больше и интереснее. Хотя рельеф Грименца достаточно разнообразный, но, естественно, все, что доступно от трассы, раскатывается довольно быстро.
Алеч-арена. Фото Андрея Арсеева
Самая изюминка, за которой сюда едут любители внетрассового катания, – это длинные маршруты между двумя курортами. Можно спускаться с вершины Зиналь на дорогу между курортами, можно в сторону плотины в Грименце, а из Грименца можно спускаться в сторону Зиналя.
Это действительно длинные и интересные маршруты, требующие определенной подготовки и внимательной оценки лавиноопасности. Кроме этого, дно ущелья довольно плоское. Здесь, конечно, может оказаться очень полезным ски-турное оборудование.
Мы только поверхностно ознакомились со спусками из Зиналя на дорогу и из Грименца в ущелье. А потом выпал свежий снег, и мы предпочли кататься в более доступных местах, поближе к подъемникам, чтобы успевать делать больше спусков.
Грименц, фото Андрея Арсеева
Надо признать, что одной недели в Зинале и Грименце оказалось совершенно недостаточно, чтобы исчерпать потенциал этого места.
Было единодушно решено приехать сюда еще раз уже на более длительный срок, чтобы досконально изведать местные маршруты и насладиться всеми возможностями здешнего катания.
Да и просто пожить в атмосфере прошедших веков, отдохнуть от суеты, потеряв все связи с внешним миром, тоже будет очень приятно и полезно.
Кстати, из Валь д’Аннивьер вполне можно съездить на Женевское озеро, погулять, отдохнуть и полюбоваться замками. От всей души рекомендуем Шильонский замок!
Третьим номером нашей швейцарской программы стал курорт Murren-Schilthorn.
Чтобы добраться сюда, нужно ехать до Интерлакена, лучше всего поездом, а оттуда до курорта всего 20 км, которые тоже можно преодолеть на поезде. Вообще, железнодорожное сообщение в Швейцарии необычайно развито. Это очень удобно и интересно. Мы, например, перебрались из Валь д’Аннивьер в Интерлакен на поезде по туннелю. Это сократило наш путь вдвое и стоило всего 27 франков. Причем ехали мы на поезде, прямо сидя в машине. Кажется, от такого аттракциона глаза у нашего «Ситроена» стали еще более выпученными – подобного с ним еще не бывало!
Мюррен, фото Андрея Арсеева
Курорт Мюррен-Шилтхорн относится к большой зоне катания Юнгфрау (Jungfrau). С трасс, а в особенности с панорамной площадки на Шилтхорне, открываются потрясающие виды на легендарный Эйгер (3970 м), Мёнх (4107 м) и Юнгфрау (4168 м).
Мюррен-Шилтхорн: 53 км трасс, перепад высот от 867 м до 2970 м. Мекка парапланеризма, спидрайдинга и бэйсджампинга.
Именно тут снимался эпизод про Джеймса Бонда On her Magesty’s secret service, где он на лыжах удирает от преследователей, уворачиваясь от пуль, а потом прыгает с обрыва.
Попасть в зону катания можно из поселка Лаутербруннен в начале ущелья и из Штехельберга, находящего в самом конце. Подниматься из Штехельберга удобнее, потому что попадаешь сразу в центр зоны катания. К тому же это очень живописное и необычное место. Узкое ущелье с 300-метровыми отвесными стенами, и на эти стены над головокружительной пропастью круто вверх поднимается маятник. Тут экстремальная жизнь бьет ключом: со скал в ущелье летят бэйсеры, по ледопаду карабкаются ледолазы, в зоне катания, пугая обычных лыжников, носятся спидрайдеры, а над головами пролетают парапланеристы, маленькие спортивные и экскурсионные самолеты, вертолеты и военные истребители в большом количестве.
Первые две очереди маятника завозят на плато, на котором расположен поселок Мюррен. Попасть туда можно либо на подъемнике, либо поездом, по-другому никак.
Фото Андрея Арсеева
Особенностью зоны катания Мюррен-Шилтхорн является очень сложный рельеф с обилием вертикальных обрывов и скальных выходов. Поэтому кататься тут нужно с большой осторожностью: необдуманный вираж может привести к падению в пропасть. Ко всему прочему, спидрайдеры оставляют за собой коварные следы, ведущие обычно к скальному сбросу. Фрирайд здесь очень красив, но не прост, с нетривиальными заходами и жесткими кулуарами. Простое катание по лесу практически отсутствует, потому что леса совсем мало, а там, где он есть, катание запрещено, дабы не нарушать покой его обитателей.
Из-за сложности рельефа основные подъемники тут маятниковые, потому что только их конструкция может позволить гигантские безопорные пролеты для преодоления пропастей. Соответственно, подъем наверх занимает приличное время. С верхней точки открываются огромные возможности для ски-тура.
Пожалуй, из трех мест, которые мы посетили в Швейцарии, Мюррен произвел на нас наибольшее впечатление своей экзотичностью, эстремальностью и суровой красотой больших гор.
Наше альпийское путешествие завершилось.
Спасибо Кате за материал.
До встречи на горнолыжных склонах!!!
Гранд тур по Швейцарии — 1 600 км, которые откроют для вас эту страну.
Летать со Swiss - быстро и удобно!
Место: Швейцария
60
Комментарии:
Svetlaya, 03.02.2017 12:00
отличный отчет!
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий