Аляска.Обратная сторона фрирайда. Чаcть 1.
Очень часто нам кажется, что жизнь где-то там лучше, особенно, когда смотришь все эти американские ski movie с Аляски. И мы в очередной раз думаем «везет же некоторым!» и о том, что надо было родится в другой стране, с другими родителями да и вообще, что им все дается легко. Но соль cей басни разъела все мои иллюзии на этот счет. Поверьте, ничто не бывает просто так, но при этом все возможно, нужно только сильно захотеть…
Как наверно многим из тех, кто катается на сноуборде, мне всегда снилась Аляска, все эти безумные спайны, громадные перепады и лучший в мире снег. Но еще мне всегда было интересно как живут здесь, в этой глуши с лосями и медведями и как они зарабатывают. Так что съездив весной первый раз на Аляску 2 года назад, я решила вернуться туда еще и летом.
В свой первый приезд в Хейнс мне повезло познакомится с местными ребятами. В это время в Хейнс (Haines, AK) проходил первый чисто девчачий лагерь с хели-ски и ски-туром Snow Sisters, организованный Alaska Heliskiing. Мы были на вечеринке, на знаменитой Фани Фарм (Funny Farm AK), которая находится на 26 миле, Москито Лейк (Mosquito Lake), где жили все, кто приехал посниматься в кино и покататься на хели-ски, гиды, ну и конечно подошли все местные. Там-то мы и познакомились и на следующий день поехали вместе покататься на снегоходах. Тогда у меня, можно сказать, перевернулось сознание не только от увиденных гор и бесконечных возможностей для катания, но и от того, что за люди живут там.
Все знают, что в Хейнс находятся самые крутые рельефы для фрирайда, но далеко не каждому вся эта красота по зубам. Но только не для местных.
Поднимаясь на снегоходах снова и снова на верх, они катаются даже тогда, когда все съемочные группы про райдеров ждут летной погоды, катаются там, где хотят, а не там куда может высадить вертолет и делают это не хуже именитых Pro.
И действительно, а что еще делатьв Хейнсе зимой? После этой поездки я снова уверовала в силу сноуборда и с совершенно новой силой влюбилась в свой спорт. Так что покатавшись там, я потеряла сон. Но об этом я уже писала.
Мне стало интересно другое. Вот эти ребята, которые катаются как Боги, как им это удается? Хели-ски, снегоходы, заброски на маленьких частных самолетах, катание на курортах в Америке стоит немало даже для самих американцев. На Аляске не так много вариантов заработать. В основном люди, которые живут здесь занимаются строительством, немного народным промыслом ну и конечно, основное это рыбалка. Разве что не ленивый не видел во всех ski movie порта с рыболовецкими траулерами.
И это достаточно доходный бизнес, который позволяет ребятам с ноября по апрель путешествовать по разным местам и соревнованиям, кататься более 100 дней в году.
Так что не удивительно, что после 20 лет катания они делают это так, как нам и не снилось. Позже оказалось, что один из ребят как раз ищет нового помощника на лето. Я это запомнила, но не придала значения, до тех пор, пока не познакомилась со всей этой «тусовкой» поближе.
Рыболовецкие траулеры бывают различного размера и отлавливают рыбу (в основном лосось) и крабов, разными способами. На каждый из них нужна соответствующая лицензия. Так, например, есть те кто ловят рыбу сетями — gillnetting.
Но большинство «трушных» райдеров работает, ловя рыбу на обычные крючки на маленьком троулере, команда которого состоит всего из двух человек: капитан и его помощник, которые делают примерно одно и то же, за исключением того, что капитан еще занимается навигацией.
В конце апреля я вернулась в Россию и отправилась на Эльбрус. И надо сказать, что у нас на Кавказе можно найти свою Аляску, в том же Адыл-су, но уже к середине лета поняла, что меня сверлит изнутри эта возможность и что если не сейчас, то возможно уже никогда не решусь на эту сумасшедшую авантюру.
Меня просто пленили местные горы и мне безумно хотелось увидеть их летом. Еще одной причиной этой поездки было узнать на счет получения лицензии на полеты на легком самолете.
Ведь здесь на Аляске летают одни из лучших буш ( Bush- анг. куст) пилотов в мире, много аэропортов и стоимость обучения относительно невелика, к тому же это была единственная возможность заработать на эту немыслимую затею. Были, конечно и другие, более личные причины, но оставим их для разговоров на кухне.
Билеты на самолет я покупала с тем расчетом, чтобы отпраздновать день рождения на 12 часов дольше. Никому ничего не сказав, собрав вещи в меленькую сумку и даже оставив дома фотоаппара,т я закрыла за собой дверь к привычному и понятному миру вокруг. Впереди было непростое бессонное путешествие в одиночку в полную неизвестность.
Чтобы добраться до места нужно было сменить не один рейс: Москва- Нью-йорк ( 10 часов+ стыковка 8 часов), далее пересадка Нью-Йорк- Сиэттл ( 4 часа + 6 часов стыковки) Сиэттл-Джуно ( 5 часов). Уже из Джуно, столицы Аляски я отправилась на маленьком самолете на водных лыжах до точки моего назначения — Порт Эльфин Коу ( Elfin Cove) на краю географии. Конечно я как-то пыталась поспать в самолетах, но с моей аэрофобией это было не просто. К тому же в аэропорту Нью-Йорк самые неудобные кресла в мире, которые практически исключают возможность принять горизонтальное положение. До сих пор не понимаю как с этими сумасшедшими переводами стрелок часов я не пропустила ни одного рейса.
После суток в пути все начинает казаться каким-то нереальным, как будто это происходит не с тобой. Взлетая с воды, мы делаем резкий разворот под 45 градусов и дождем заливает все джинсы через щель в двери. Маленький самолет, на котором мы летим из Джуно (Juneau) трясет во все стороны из-за сильного ветра с дождем, а пилот сидит как ни в чем не бывало, лишь иногда быстро и точно ловя порывы и выравнивая самолет. Но виды из окна просто взрывают мозг. Все происходит как-будто не со мной. Мы пролетаем над заливами, вдоль клубящихся туманом островов и перепрыгиваем через небольшую седловину, держа курс на запад.
Чуть набрав высоты, самолет начинает лететь ровнее, но все равно, как-то не по себе. Практически долетев до места пилот пытается сесть, но посадка против течения в заливе с таким ветром просто невозможна и он разворачивает самолет. Мы садимся за несколько миль, после чего пересаживаемся на небольшой катер, который нас доставляет до морского аэропота Эльфин Коу.
Быстро выпрыгивая на плавающий мост пилот привязывает самолет к пристани и мы потихоньку выгружаемся на условно твердую землю. Меня встречает мой друг так как будто я и не уезжала, без церемоний, и мы идем «домой». Домом здесь называют 9 метров палубы с небольшой закрытой кабиной, больше похожую на дом на колесах. Резкий запах рыбы бьет мне в нос, но мне уже все равно. Только добравшись до подушки, я вырубаюсь без задних ног.
Перед поездкой на Аляску меня одолевало множество страхов о том справлюсь ли я с этой работой, будет ли добр ко мне океан и мои друзья, но чем сложнее маршрут, тем интересней. И впереди только это чувство полной свободы неизвестности.
Первый вопрос который возникает в голове после таких путешествий, где я?, потом на каком языке мне нужно говорить. Забавная штука джетлог, я на 12 часов в прошлом, на другой стороне планеты. И все же с днем рождения. Пару дней после моего приезда мы провели в порту, для того чтобы закупиться провизией и всем необходимым, заполнить трюмы льдом и наполнить резервуары с пресной водой. Так же добыть мне специальную не промокающую одежду, перчатки и резиновые сапоги, потому что то в чем я приехала, хоть и не промокает, но быстро придет в негодность с такой работой.
Эльфин коу ( Elfin Cove) — это совсем маленький порт, в котором есть только один магазин и почта. На зиму здесь остается всего несколько семей. Прямо перед моих приездом здесь случилось землетрясение, которое нарушило работу интернета и телефонную связь. Перемещаться здесь можно по пристани, либо на каяке или моторной лодке.
Горы вокруг, покрытые густым лесом, хоть и красивы, но туда лучше не ходить одному и без ружья, потому что встреча с медведем или волками вполне вероятна.
Работа на траулере в целом не представляет особой сложности, и этому можно достаточно быстро научить любого, но если прибавить к этому морскую болезнь, ежедневную работу по 17 часов и достаточно тяжелый физически труд, то в целом это не кажется просто.
Мы просыпались около 4 утра, чтобы успеть к месту во время прилива и по темноте заводили двигатели, снимались с якоря и шли в океан. Семгу можно ловить минимум в 2 милях офшор. Как только лодка достигает нужной отметки на приборах, крючки отправляются в воду. Всего на каждой из лодок установлено 4 лебедки (в Канаде 6) — по две с каждой стороны кормы, которые с помощью гидравлического рычага опускают трос с грузом и ты свободой рукой цепляешь на кольца на тросе крючки. Мало кто знает, но на Аляски существует около 5 различных видов лосося. В основном наши трюмы были заполнены кижучом (Coho), но иногда попадалась горбуша (hampy), королевский лосось ( king salmon), и нерка (sokeye).
Для ловли лосося здесь используются обычные крючки, на каждом из которых есть разноцветные блесны в виде «ложек» и что-то вроде маленьких кальмаров самых причудливых форм и расцветок, причем у каждого из рыбаков есть свои предпочтения в том какие использовать, в зависимости от места, погоды и целевых видов лосося, и т.д.
В воду опускается сначала один трос, потом другой — и всего около 40 крючков с каждой стороны. Местные это могут делать с такой скоростью, что лебедка на полный ход работает без остановок. После того как все снасти отправлены в воду, нужно немного подождать и это небольшой брейк, чтобы сделать кофе и, позавтракать, если сможешь:)
Увидеть, что рыба клюет можно по двум пружинам на носу лодки. Но, вдруг, Чарльз, капитан, с которым я подписалась работать, подскакивает с места и достает из под кровати АК, ну или его финское подобие и с раздражительным воплям выбегает на палубу. Не понимая, что происходит, я выбегаю за ним и меня тут же оглушают пару выстрелов. Сивучи огромных размеров тоже любят семгу и очень часто приплывают полакомится рыбой, висящей на гирлянде крючков. Их запрещено убивать и единственное средство — это попробовать их отпугнуть выстрелами, но это удивительно умное животное и так просто их не проведешь и мы не раз лишались не только улова, но и достаточно дорогого снаряжения. Бывает, что на завтрак приплывают акулы, которые откусывают половину рыбы, бывают киты…
Жизнь в океане полна чудес и это совсем другой мир. Бывает, что на крючок попадается не семга, а другая крупная рыба, продавать которую нельзя без лицензии и мы ее отпускаем, но какие же иногда это причудливые морские монстры. Одна только Rock Fish чего стоит. Это достаточно крупная рыбка (весом около 2-3 кг) ярко оранжевого или красного цвета с огромными ядовитыми шипами и огромными глазами, которыми она на тебя смотрит, когда ты ее вытаскиваешь из воды.
Зато мы всегда имели возможность полакомится палтусом или королевским лососем, самого лучшего из возможных качества, что не доступно даже в самом дорогом ресторане с видом на закат над океаном, его переливы в воде.
Обычно проходит что-то около часа и мы отправляемся проверить улов. Первое время я осторожно наблюдаю как это делать. Чарльз, показывает что и как делать и что как называется. Крючки поднимаются гидравлическим рычагом медленно вверх, наматываясь на катушку (gurdies). Как только из воды показался крючок с рыбой трос нужно остановить и приготовится выловить эту рыбу на борт. Средняя Семга весит около 8 фунтов (3,6 кг) , но бывает и больше.
Дальше нужно взять что-то вроде палки в крючком (gaff), которым ты сначала оглушаешь рыбу, чтобы, потом подцепляя крючком закинуть ее на борт. И это порой было непросто сделать одной рукой.
Иногда рыба начинает сильно дергаться и слетает с крючка, пытаясь оторвать тебе пальцы, на которых намотана леска, но в целом толстые резиновые перчатки спасают. Как только вся рыба снята с крючков, трос снова отправляется в воду. Лодка в этот момент тролит на автопилоте, но если рыбы было много, это повод развернуть ее обратно...
Продолжение следует...
В этой поездке у меня не было с собой фотоаппарата, поэтому я очень признательна фотографу Крису Миллеру (Chris Miller), который какое-то время работал в Эльфин Коу, за его шикарные сними и возможность поделиться ими с вами! Больше фото с Аляске вы можете посмотреть на его страничке в сети.
А также отдельное спасибо моим главным вдохновителям The North Face Russia. Never stop exploring!