Кабардино-Балкария, прыжок с горы Метеген.

Пишет Ратмир Нагимьянов, 03.12.2015 20:20

Кабардино-Балкария, прыжок с горы Метеген. (BASE, basejumping, baseguru, wingsuit, бейсджампинг, вингсьют, кавказ, adidasoutdoor, terrex, julbo)
Кабардино-Балкария — это республика на Кавказе, состоящая из двух основных народностей: Кабардинцы – населяющие равнинную часть региона и Балкарцы, преимущественно живущие в горной части. Нас больше интересует горная часть для прыжков со скал, поэтому в этой статье мы расскажем о поездке в сёла Верхняя Балкария и Безенги.

Итак, что нам известно о балкарских скалах: В прошлую поездку мы первые прыгнули в вингсьюте со скал Тещины Зубы и с горы Ликоран, а наш друг Глеб ранее прыгнул в вингсьюте с горы Метеген и Ит-Кая, поднявшись туда на вертолете. Логично, что в предстоящую поездку нам с Алексеем Дроздовым было интересно прыгнуть с гор, про которые нам рассказал Глеб, а так же поискать новые экзиты.

Из города Алагир (Северная Осетия) мы добрались до села Верхняя Балкария на такси за 2500 руб. Остановились мы у нашего друга Чомая. Чомай построил гостевой дом и сдает его туристам. Ночевка в гостевом доме стоит 300 руб., есть кухня, теплый душ, туалет на улице. Если у вас нет возможности готовить самим, то проживание с трехразовым питанием будет стоить 1000 руб. в день. Wi-fi пока нету, мы выходили в интернет через 3G Билайн.

Чомай нас тепло встретил, накормил хичинами и деликатесами местной кухни – домашней колбасой. В повседневной жизни Чомай школьный учитель и член российского географического общества. Чомай помог нам договориться с водителем Уазика, чтобы нас подняли на перевал рядом с горой Метеген.
Хичины - балкарское национальное блюдо
Выехали в 6 утра. Уазик на котором мы ехали, был открытым, это добавило колорита нашей поездке. До перевала доехали за час.
Водитель показал направление, в котором нам нужно идти и уехал. Через час мы были у подножья горы.
Какой-то явной дороге к вершине не было, мы поднялись на 100 метров вверх по одному из кулуаров. Куда идти дальше – было не понятно, тропы нет, везде сыпуха, подниматься сложно и тропу мы не нашли. Хотели позвонить Чомаю, но связь не ловила. Поэтому мы решили спускаться вниз и попробовать найти тропу в других кулуарах. Попробовали зайти в два других кулуара, но вход в них был завален и мы не смогли подняться. Лёха решил, что это все байки, что тропы нет и здесь невозможно пройти, тем более с груженым ишаком, как ходили местные охотники, проплутав 3,5 часа пришлось вернуться к началу маршрута.
Вышли на связь с Чомаем, он позвонил охотнику, который знал тропу, более детально уточнил маршрут подъема и пересказал его нам. Оказалось, что кулуар, по которому мы поднимались в первый раз, был верный. Время было 12 часов дня и через 4 часа должно было стемнеть. Леха все еще не верил, что тропа есть и был уставший, поэтому решил возвращаться. Я подумал, что делать все равно нечего и направился к вершине один. Я пошел по наиболее безопасному пути, не зная, чем он окончится: выходом наверх, отвесной стеной или обрывом. Камни сыпались из-под ног. Это была одна большая сыпуха. Меня со всех сторон окружали огромные скалы. На всякий случай я одел шлем и держался подальше от участков, где можно получить камнем по голове. Я остановился отдохнуть. Не было слышно ни одного звука, необычные ощущения, местные называют это оглушающей тишиной.
Я поднялся на небольшой перевал, который оказался проходом в другое ущелье, по которому мне удалось подняться на вершину горы.
На вершине горы я испытал душевный подъем от того, что несмотря на все сомнения смог найти тропу. До захода солнца оставалось 2 часа, а мне нужно было еще дойти до экзита.
Полный энергии я направился к экзиту, но после того как я увидел огромные следы медведя мой энтузиазм немного поутих. Если в горах медведь нападет на тебя, то спастись без оружия шансов практически нет. Случаи нападения медведей на людей единичны – это либо больные звери, либо те, кто уже попробовал человеческое мясо. Так же возможны случаи нападения медведицы, если ей покажется, что вы представляете опасность для ее медвежат. Либо вы случайно окажетесь лицом к лицу с медведем выйдя друг другу на встречу из-за поворота, но это маловероятно, т.к. медведи издалека чувствуют запах человека и избегают встречи с ним. Если вы не охотник, то защитить вас от медведя могут петарды, использованный патрон (медведя пугает запах пороха), так же продают специальные отпугивающие средства. Если вас несколько человек, то медведь точно не будет нападать первым. При виде следов медведя у меня все внутри переворачивается и в желудке появляются неприятные ощущения. Я надеялся, что не встречу медведей и шел к экзиту.
В 15:00 я был на экзите, с него открывается красивый вид на гору Ликоран и главный Кавказский хребет.
Когда я подготовился к прыжку, я заметил медведя идущего ко мне. (Шутка) В это время на площадку приземления подъехали Чомай и Лёха. Я прыгнул. Во время полета пытался найти какую-нибудь интересую линию, но ничего подходящего не было и, не считая 100 метров, которые я пролетел рядом со склоном, полет прошел в открытом пространстве. Полет получился не очень интересный. Подойдет для пилотов в матрасах среднего уровня, которым не важно проксимити.
На следующий день, мы отправились в поселок Безенги. Поднялись на перевал соединяющий горы АК-Кая и Кара-Кая. Горы высокие, посмотрели потенциальные экзиты с земли и ничего подходящего не увидели, склоны положительные, интересных линий полета нет, поэтому мы не стали подниматься наверх.
Вернувшись в поселок Безенги, мы пытались узнать маршрут подъема на гору Ит-Кая. Спрашивали у нескольких знакомых Чомая, никто точно не знал – есть туда тропа или нет, но рассказали, что раньше туда поднимали отару овец, пастись на высокогорных полях. Но где эта тропа никто нам сказать не мог. Визуально мы присмотрели наиболее легкий путь подъема, но большая часть его проходила по лесу, где без проводника легко заблудиться. Мы подсчитали, что при идеальном раскладе время подъема составит 7-8 часов и нам будет сложно уложиться в световой день, поэтому мы оставили прыжок с этой горы на следующий год, когда будет теплее и длинный световой день.

Значительную территорию Балкарии занимает район Главного Кавказского хребта, где расположены высокие горы. На её территории находятся 7 из 8 пяти тысячников Кавказа и 10 четырех тысячников. Экскурсию вглубь Балкарского ущелья в долину реки Черех нам устроил Чомай, показав высокие горы. Склоны гор очень интересные для проксимити: крутой склон, много разнообразных линий, но экзитов не видно. Потребуется очень много времени для поиска, и мы пока сомневаемся, готовы ли мы к таким подвигам.
Видео прыжка:

Итог поездки – совершили прыжок с новой вершины, исключили для прыжков одни регионы и нашли другие, потенциально интересные. В следующем году планируем вернуться туда снова.