Московская Школа Инструкторов
Когда-то давным-давно в университете подслушал разговор: моя одногрупница спросила молодого препода про диплом университета и о том, как сам факт владения оным поможет ей найти работу. Ответ был коротким и эмоциональным, смысл его сводился к тому, что два десятка поколений подобных придурков обесценили диплом универа до нуля и единственное, что получится монетизировать – это полученные знания.
Кроме того, я тренирую второразрядников и выше, и весной этого года мне стало интересно – а чему сейчас учат новичков и третьеразрядников? С каким багажом знаний они придут ко мне? После пролистывания методички ПСР в малой группе стало ясно, что набор приемов с 2009го года, когда я учился в центральной школе инструкторов, несколько изменился.
В общем, когда анонсировали школу, я был в числе первых записавшихся. Захотели учиться старые друзья, видимся теперь редко – а тут случился повод встречаться почаще.
Кроме того, меня привлекли персоны инструкторов, в первую очередь Сергея Веденина и Андрея Васильева. Я давно знаком и с тем, и с другим, и считаю, что если они вдруг взялись людей учить и тренировать – стоит быть в числе обучающихся, не взирая на имеющиеся корочки, сертификаты и прочие бумажки.
Но у этих двух персон было собственное мнение, от идеи посадить меня за школьную скамью они в восторг не пришли и я оказался в статусе вольноопределяющегося, болтался вокруг занимающихся и смотрел, по каким критериям преподаватели школы оценивают курсантов. Пожалуй, для моих целей так было лучше.
В итоге я принял участие в московской части курса, а в Безенги поехать не удалось. Надо сказать, что увиденное мне сильно понравилось. В 2009ом году в ЦШИ приезжали гиды, оценивать горы, участников и преподавателей школы. Короткое общение с гидами осталось самым ярким впечатлением того курса, и увиденное мной в Москве в 2015ом показывает, что школа движется именно в том направлении, которое шесть лет назад договорились принять. И движется быстро.
Во-первых, в школу теперь нельзя попасть просто по факту желания. Могут и не взять. Во-вторых, придется учиться. Не будешь стараться, тебя выгонят. По крайней мере, в Москве было так. А инструктора говорят, что теперь так везде, и в ЦШИ и на жетоне. Учиться интересно и полезно, лекции зевоту не вызывают.
Все инструктора говорят и показывают одно и то же. «Контрольных точек» много, и за ними следят. По итогам каждого дня инструктора оценивают участников по стобальной шкале, с аргументацией, за что сняли или добавили баллов. По итогам многих дней каждый участник набирает баллы от разных преподавателей. Инструктора постоянно меняются отделениями, даже если какой-то препод не любит какого-то участника и придирается, сильно «просадить» его он не сможет. И «вытянуть» тоже не выйдет.
Участники, как виделось со стороны, в общем и целом не подкачали. Старались и было видно, что изначальный уровень высокий. Ну и входной ценз был, взяли в школу не всех желающих. Фразы про преподавателей о том, что «завтра справятся не все, первый блин всегда комом»поначалу звучали регулярно. Но негативные прогнозы не реализовывались и голоса затихли. Некоторая растянутость во времени явно пошла на пользу, за два месяца все привыкли к приемам, ритму занятий и тому, что они учатся. Ну и паузы между занятиями многие курсанты использовали для тренировки или заполнению каких-то пробелов. Народ учиться хотел, и это здорово.
Как водится, участникам подогнали шмоток с наклейками и нашивками. Причем стоимость шмоток приблизилась к стоимости обучения. Каждому участнику выдали по мембранной куртке Quechua и теплой прималофтовой куртке от Баска. Я в такой все лето отходил в горах, отличная шмотка. В общем и целом, к процессу обучения серьезно отнеслись не только курсанты :) Спонсорам – огромное спасибо, вещи очень в тему.
Очень много вопросов возникает про набор приемов, которые показывают в школе. Особенно много вопросов вызывает семиметровый кусок репшнура, который называют то кордалеттом, то кардолетой. Из вопросов непричастных людей у меня создается ощущение, что обучение в школе, как представляют себе эти люди, свелось к приемам 50 летней давности. Так вот, в школе не учат использовать кордалетт вместо жумара, спусковухи, обвязки и карабинов. Никто не пытается использовать кордалетт противоестественным образом, все наборы приемов удобные и естественные, с этим набором можно лезть на гору и получать от этого удовольствие. А еще они отлично сочетаются друг с другом и отлично годятся для педагогического процесса, ни у кого из участников при встрече с этими приемами мозг не расплавится.
Надо бы написать про школу что-то плохое, но это непросто, мне мероприятие откровенно понравилось. Приходит на ум лишь такая мысль: базовый набор приемов не совсем привычен тем, кто был новичком лет 6 назад или раньше. Все эти годы люди делали все не так, как они должны учить по выходу из школы, а учить тому, что тебе не родное – это потенциальный провал. На школе потратили довольно много времени на обучение этим приемам. Мы с Олькой метнулись в Крым и сходили пару гор, чтобы попробовать, как оно в деле, с кордалеттом лазается (если кто-то не понял - удобно). Но как на практике организовать людей, чтобы они изучили новую для себя технику и поработали с ней в горах перед школой – ума не приложу.
Десять лет назад я был новичком. И мне все время казалось, что учат нас какой-то ереси, а вот настоящая техника – она в каталоге Петцль и иже с ними. Немало способствовало этому отсутствие верхней обвязки на инструкторе, и фирменные усы самостраховок на нем же (а не произрастающие из блокировки системы). В терминах сегодняшней школы это немыслимо – инструктор будет пользоваться ровно тем же, что и участники. И еще он будет живой картинкой из каталога пецль, если вы поняли, о чем я.
P. S. И давайте договоримся о правильном написании слова «кордалетт».
Спасибо спонсорам Школы:
Венто
Клуб 7 вершин
Альпиндустрия
НПФ Баск
ДЕКАТЛОН
Simond
Quechua
Про кордалетт -ты учитывай, что школа это не про ходить, а про учить. Надо за минимальное время научить людей максимально безопасным в исполнении неподготовленных людей приемам.
А еще надо унифицировать курс с жетоном, где без кордалетта никуда. Приедут люди на жетон, а у них уже привычка носить кордалетт сформирована. Ну а станцию вязать из кордалетта чем плохо? Он динамит, прочности за глаза.
Да в общем и целом, в рутине младшеразрядников встреча с кордалеттом запланирована только на станциях и на тренировках спасработ.
Да ничем. Хорошо. Станция на восхождениях вяжется из того, что на себе осталось после обработки верёвки. Что есть, из того и вяжется.
Первое правило мультипитча: тебе всегда не хватает ровно одного слинга :)
Использование или неиспользование "веревочки"(тем паче название) не суть квалификации инструктора; важно умение рассказать и показать. И этому наверняка учили на МШИ "дети Рона", только автор статьи как то не обратил на это наше внимание, увлекшись второстепенными деталями.
Я в следующий раз обязательно пришлю вам статью на рецензирование.
А то вдруг я в ней опять напишу то, что хотел сказать, а не то, что хотелось бы прочитать
лично Вам.
Ну или вдруг я опять захочу написать тысячу слов, а Вам вдруг захочется пять тысяч.
:)
Хотя - согласен - удивительно, что вам не показапли основ полиспаста, где используется реп, или применение его, как спусковой петли, или при вязке носилок и др. Это определенно промах ваших инструкторов.
У нас вообще много лет существует ошибочный подход стратегии подготовки инструкторов: из курсанта в ЦШИ хотя за 20 дней сделать полноценного гида, не учитывая, что первые годы - и не один год - им придется работать с новичками, да третьеразрядниками, да в условиях дефицита времени, когда, дай бог, основы то жизни, передвижения и безопасности в горах внести в головы. А то некоторые уже третьеразрядникам показывают, как передвигаться на стременах, ночевать в платформе и пользоваться тремя-четырьмя типами схватывающего...
Если Вы думаете, что применение корделета ограничивается полиспастом, носилками и станцией - Вы заблуждаетесь.
Подхода - приготовить за 20 дней гида - я на школе не видел, да и уверен, не только я.
Складывается впечатление, что критики школы, при совершенствовании которой был принят во внимание опыт канадских инструкторов, кроме корделетов ни чего о ней больше и не знают.
Ещё раз повторюсь - корделеты, это один из многочисленных возможных инструментов в технике альпинизма. А школа инструкторов - это не про технику альпинизма, это про то, как научить других надёжно ходить в горы самостоятельно.
Я НЕ ДУМАЮ, что применение корделета ограничивается полиспастом, носилками и станцией - вы невнимательно прочли, что я написал, и поспешили придумать за меня, что я знаю. :-/
К сожалению, вы как то пропустили основной посыл, упирая на обучение: репшнур в "27 приемов его применения" нужен до 2 р-да в ограниченном применении. Что, как раз, и оправдывает отчасти ваших учителей.
И вообще, у меня сложилось впечатление, что у вас сложилось впечатление, что критики школы, при совершенствовании которой был принят во внимание опыт канадских инструкторов, кроме корделетов ни чего о ней больше и не знают.
Обсуждений работы ШИ, и, в частности, критики высказывалось за эти годы - масса. И здесь, и на сайте ФАР, и на других площадках, и на всевозможных совещаниях, конференциях, экспертных советах... Кто хотел - тот и прочел, и услышал. Кто не хотел - тому хоть 50-м кеглем пиши... Это я несколько обобщаю.
Что до меня лично, по крайней мере, я с десяток этих школ повидал - с 80-х по наши дни - есть, в отличие от многих критиков критиков, уверенных, что они изобрели таки велосипед, что с чем сравнивать.
Хочется отметить, что на школе все уроки, которые отрабатывали курсанты, были рассчитаны на людей до 3го разряда.
И постоянно от всех требовали выбрать самое важное, второстепенное отложить, не зарыться в детали.
(Но из того объема материалов, что публиковались вообще - о ЦШИ - в последние годы, из живых дискуссий и обсуждений, и у меня, и у многих людей, профессионально судящих о вопросе, сложилось впечатление, что курс обучения ориентирован на широкое, до старших разрядов и выше, обучение, и наполнен кучей знаний, которые на этапах подготовки массовых разрядов совсем не нужны.
Вот что лежит в подоплеке части дискуссии с А.И.).
PS. Минус вам не понимаю откуда вылез за моей подписью - кроме кнопки "ответ", ни во что не тыкал.
Было прямо указано, что это не вашим потенциальным ученикам, а лично вам,
не дай бог что-то случится, у вас должно быть представление о спасработах.
Заняло немного совсем времени.
Всех курсантов попросили пройти курсы красного креста в свободное от учебы время.
На мой взгляд, было очень не лишним.
Reepschnur - переводится с немецкого как шнурок. В общем-то тот же смысл, что и кордалетт. Но сегодня под словом кордалетт подразумевается не только пруссик или расходник, а современные знания, что можно делать с этим репом или кордалеттом
это всё скрывали и даже сейчас кто-то минусует чтобы
тайна не стала достоянием общественности.)))
И еще мне говорили: вот 6-и мм шнуры это репшуры, а 7-и
мм это кордалетта и не путайте! Не смейте кордалетту называть
этим позорным именем - репшнур!
)))))
Есть и cordalette, и webelette, и web-o-lette, и alpine cock ring, и equalette, и иже с ними. Встречаются люди, которые всерьёз изучают вопрос об отыскании Самого Лучшего Метода Вязания Станции.
Но, раз из Канады сказали что кордалеттттттт -это единственно правильно, значит по-другому для послушников не будет.
Главное не то, как Вы называете верёвочку и не то, что Вы умеете с ней делать - главное, чему и как Вы можете научить других. Инструктор должен быть адекватным и разносторонне развитым, открытым к доброжелательному общению, ни когда не останавливаться в своём развитии, и, самое главное, - уметь научить других надёжно ходить в горы самостоятельно. Вот о чём школа, а не о шнурках, как Вам видится.