Panasonic Multisport Race: десять лет спустя
Спуск дюльфером с моста в байдарку. Жумаринг. Троллей. Ролики. Маунтинбайк. Горный бег. И контрольные пункты на высоте 2,5 метра. Все это было 10 лет назад на приключенческой гонке Panasonic Multisport Race. Москва. Гребной канал Крылатское. Как начинался мультиспорт. Паша Демещик написал отличный материал!
Ровно десять лет назад, 22 октября 2005 года, на северо-западе Москвы под чёткой организацией Ивана Кузьмина и Александры Конториной прошла замечательная приключенческая гонка Panasonic Multisport Race, ставшая большим событием для всех, к ней причастных.
Вам кажется, это выглядит странно? Спринтерская мультигонка на 5-6 часов – ну что тут особенного? Сколько их уже было? Однако это надо воспринимать в контексте того времени. Приключенческие гонки тогда активно развивались в Питере и Ленобласти (будущая главная гонка России Red Fox AR тогда проходила в 12-часовом формате). А московские мультигонки к тому моменту можно было сосчитать на пальцах одной руки: от самой первой двухчасовой City Challenge в апреле 2004-го до «Раменского Экстрима» в августе 2005-го.
Рогейнов тогда не было совсем. Совсем от слова «вообще». Первый рогейн в Подмосковье прошел только в апреле 2006-го в Лыткарино. Московскому марш-броску шел третий год, участвовало в нем 300-400 человек, что, конечно, немало, но не сравнить с двумя тысячами участников сейчас.
И – не поверите – даже X-Race тогда не было, хотя Денис Жилин вполне себе существовал. Дэн уже был, а сайт – еще нет. Вот такие странные были времена.
Приключенческих соревнований было мало, поэтому каждое становилось Событием. И особенным событием стал Panasonic Multisport Race. Залогом тому были как место проведения – Гребной канал в Крылатском, парк Фили-Кунцево, так и сумасшедший состав участников. Собралась вся мультиспортивная элита, а также сильные спортсмены из других видов спорта – лыжники, велоориентировщики, мастера кросс-кантри.
Гонка состояла из пяти этапов. Команды – из трех человек. Старт - на байдарках с воды. По ходу первого этапа один из участников выпрыгивал из байдарки на остров и бежал собирать КП, пока оставшиеся двое оплывали канал по периметру (всего около 5 км), а потом должен был спуститься обратно в байдарку по веревке с моста.
Вторым и третьим этапами были классическое ориентирование и МТБО в парке Фили-Кунцево, который отличается серьезным перепадом высот. Оба этапа получились весьма энергозатратными. Велосипед не раз приходилось затаскивать на крутой склон над Москвой-рекой.
Четвертый этап – технический. Задание – «зажумарить» по вертикально висящей веревке около 20 метров на трибуну Гребного канала, причем в верхней части всех ждал небольшой карниз, который надо было исхитриться облезть с перестёжкой. Для неподготовленных участников (а таких было много, в том числе среди элитных спортсменов из других видов!) это оказалось проблемой, некоторые зависали там надолго. Спуск с трибуны был по крутому троллею. И последним, самым коротким и стремительным этапом, были ролики туда-обратно вдоль Гребного канала.
Благодаря титульному спонсору, на гонке выплачивались хорошие премиальные – 30, 20 и 10 тысяч рублей командам-призерам. Чтобы понимать, сколько это, хлеб тогда стоил 8-10 рублей, разовая поездка на метро – 13 рублей, а месячная зарплата в 30 тысяч была неплохой даже по московским меркам, на неё безбедно можно было жить. Но и стартовый взнос был высокий – 1500 рублей с команды.
Организация гонки была близка к идеальной. Поэтому первые вопросы – людям, которые придумали и провели это соревнование, без которых ничего и не было бы: Ивану Кузьмину и Александре Конториной.
- Иван, какие воспоминания сохранились о гонке Panasonic Multisport Race?
- Десять лет - немалый срок, поэтому запомнилось прежде всего, что мероприятие получилось фееричное - динамичный формат, интересная местность, отличная погода, олимпийская арена, много видов, изюминка дистанции - когда нужно было в байдарку по верёвке спускаться. Испытываю гордость! Приятно было видеть результаты гонки на табло Олимпиады-80!
- Как возникла сама идея гонки?
- Мы с Александрой поженились в процессе подготовки к гонке, к тому времени давно бегали в одной команде. Пробежали в тот год несколько этапов Кубка мира, первыми из россиян отобрались на чемпионат мира по приключенческим гонкам The Raid (Мировой серии ARWS тогда еще не было - прим. X-Race), пробежали его. С международных стартов вынесли много опыта, который хотелось применить на практике. Наши пути пересеклись с Дмитрием Шушпановым из компании «АктивЭкспо», с его помощью подтянули бренд Panasonic - и благодаря этому мы смогли сделать гонку.
- Как выбирали район?
- Без труда :-). Трудно представить район лучше в черте Москвы. Разве что по территории Кремля побегать - там можно классные верёвки провести наверняка!
- Были ли трудности при подготовке и проведении? Участники ничего не заметили.
- Сложно было написать регламент соревнований :-). До нас этого никто не делал в таком объеме в России. Зато всё получилось четко. Больше сложностей не было.
- Как удалось согласовать греблю и верёвки с администрацией Гребного канала?
- Коммерчески :-)
- Почему же эта гонка так и осталась единичной? Концепция оказалась не для глобального бренда?
- Часто между Спонсором и Мероприятием есть организация, которая и «заказывает музыку». Поэтому часто коммуникации получаются «испорченные» или их просто нет. И непонятно, чего хотелось спонсору и были ли цели достигнуты.
На секунду прервёмся и дадим слово представителю заказчика - Дмитрию Шушпанову из «АктивЭкспо», про первую встречу с Иваном Кузьминым:
– В каждом виде активности мы связывались с лучшими. Парашютами занимался Валерий Розов. Каякерами - Константин Васин. Скалолазанием - Дмитрий Бычков. Их мы хорошо знали, а с Иваном не были лично знакомы. Назначили встречу на поздний вечер. Темень, осень, погода совсем хреновая. Иван приезжает на велике... Ну, подумали мы, такой точно сможет организовать экстремальную приключенческую гонку.
Следующая порция вопросов - Александре Конториной:
- Саша, расскажи, как возникла идея гонки и откуда появился Panasonic?
- Все случайности в нашей жизни не случайны. Я работала корреспондентом на канале ТНТ, в программе «Москва: инструкция по применению», и брала у Panasonic кассеты (тогда еще были кассеты!) со съемками спонсируемых ими соревнований. Panasonic тем летом проводил в Москве серию стартов экстремальной направленности: маунтинборд, BMX и т.д. Как-то я попросила Ивана завезти кассеты организаторам. Он, конечно, приехал к ним на маунтинбайке. Чем вызвал большой интерес у принимающей стороны (тогда человек на велосипеде, передвигающийся по Москве, был редкостью). Слово за слово, возникла идея проведения мультигонки под этим брендом. Заказчиков интересовал именно городской формат.
К слову, про случайности: в гонки я попала тоже почти случайно. Работая на ТНТ, в апреле 2004-го собиралась снимать сюжет о первой московской гонке City Challenge на ВВЦ, которую проводила Марина Либо. От нее поступило предложение выставить команду «ТНТ». Так и случился мой дебют в мультиспорте :-).
- Сколько работали над организацией, и сколько человек было в вашей команде?
- Организация хорошего мероприятия всегда требует затрат сил и времени, но это интересный процесс. Почему мы делаем многие вещи в нашей жизни? Да просто потому, что интересно. Над организацией трудились месяца два. Всего нас было четверо. Двое от Panasonic, включая Дмитрия Шушпанова. И мы с Иваном как профи в мультигонках. Каждый по совести и в срок выполнял свое дело, поэтому сработали четко. Судейство соревнований обеспечивала супер-профессиональная бригада Николая Куницына.
Параллельно мы организовывали свою свадьбу и провели ее 1 октября. Это было то еще мероприятие. Накануне я сидела в салоне красоты с ноутбуком и писала регламент соревнований, пока мастер колдовала над моими волосами.
- Со стороны казалось, что гонка прошла идеально.
- Удивительно, но накладок почти не было. У нас была очень слаженная и ответственная команда! Единственный «косяк» случился с байдарками. Мы предоставляли участникам, какое-то небывалое количество «Тайменей» (кто не помнит, это такие брезентовые каркасные лодки). Почти три десятка, по числу команд. Даже не помню, где я нашла такое количество в аренду. Люди сами привезли и собрали их утром перед стартом. И вдруг я увидела, что байдарки – как «тройки», так и «двойки». Те, кто привез лодки, подумали, что нам без разницы, какие они. А в команде-то три человека. Получались неравные условия. И тогда мы быстро приняли решение, что, независимо от типа лодки, грести могут только двое. А третий сидит и ждет, когда его высадят. Я объявила об этом на брифинге. От лица организаторов извинилась, объяснила всё, как есть. Насколько помню, недовольных не было. И этап гребли прошел на «ура». Тем более, что третий участник высаживался, бежал ориентирование и спускался в лодку дюльфером.
- Спустя десять лет что помнится больше всего?
- Хорошее настроение! И при подготовке, и во время гонки. Всеобщий позитивный настрой. Довольные участники - это очень много! Это был мой первый опыт организации таких соревнований. Заказчикам тоже понравилось. Просто Panasonic больше не проводил подобных мероприятий.
Наконец, очередь воспоминаний дошла и до участников. Среди них было немало громких имен и знакомых лиц, которые продолжают успешно выступать и спустя десять лет.
Еще раз напомним Результаты гонки , чтобы вспомнить, какие люди там собрались!
Артем РОСТОВЦЕВ, Chasing Daylight, 1-е место
– Гонка запомнилась высоким уровнем конкуренции. Перед стартом было пять-шесть команд, которые реально могли победить. Смотрю сейчас составы десятилетней давности, и только одно слово – «Вах!». Вообще непонятно, как мы так быстро одолели беговой этап ориентирования на фоне таких именитых соперников. Скоростью, наверное, взяли.
Первый волнительный этап был на байдарках, с разделением команды. Мы решили, что самый быстрый должен бежать по острову и дюльферять в байдарку с моста, но это не была выигрышная тактика – нужно было оставлять двух сильных гребцов. Бегуны какое-то время ждали свои лодки на мосту, пока те оплывали канал.
По ходу дистанции больше всего очной борьбы было с «Психами» - с Саней Шульманом, Виктором Трохиным и Ксенией Черных. До сих пор премного благодарен их команде: у Лёхи Трощенко на дистанции порвалась цепь (она рвалась и раньше, но он ничего с ней не делал), и Трохин пожертвовал нам, прямым конкурентам, свою выжимку. Цепь быстро заклепали и даже умудрились не проиграть велоэтап «Психам», которые были чрезвычайно сильны (Трохин - один из лучших кросс-кантрийщиков, Черных – ЗМС, многократная чемпионка мира по МТБО – прим. X-Race). Хотя, пока чинили цепь, попрощался с хорошим результатом. Но потом с великами на горбу «сломали» склон по крутой лестнице; наверняка что-то отыграли там.
На веревки приехали буквально за ними (с разницей в 7 секунд – прим. X-Race). А веревки были перед последним коротким этапом роликов. Было ясно, что кто уйдёт с них первым, тот и выиграет. Но у «Психов» там серьезно завис участник, а следующая команда была минутах в пяти позади нас.
Вообще, 2005 год выдался для нашей команды очень успешным: выиграли X-Крым, Битцевскую приключенческую гонку, «Раменский Экстрим». А Panasonic Race поставил жирный восклицательный знак в сезоне.
Алексей ТРОЩЕНКО, Chasing Daylight, 1-е место
– В 2005 году я только начал бегать мультигонки, поэтому все было в новинку, интересно и круто. Больше всего поразило огромное табло, на котором отображалось положение команд во время гонки и название нашей команды - Chasing Daylight. Я тогда подумал – «Ого, какой уровень!». Казалось, табло включают только для серьезных соревнований.
Запомнился этап гребли, где у меня адски заболела спина, но надо было грести, пока Тёма бегал по острову и собирал КП. Было холодно, мы были одеты в ветрозащиту, и очень медленно копошились после гребли, что видно по фото, где Тема скачет в десяти метрах от нас, пугая догоняющим Бородулиным, пока мы с Наташей ковыряемся с отметкой.
Потом были ориентирование, велосипед, веревочный этап. Главное было не ошибиться с ориентированием, а в остальном ничего не пугало. Мы просто выполняли задания, одно за другим. Тёма таскал Наташу на беговых этапах, я тоже не скучал. Финишировали, взявшись за руки, красиво. На финише у Наташи даже взяли интервью для ТВ.
Ксения ЧЕРНЫХ, «Психи», 8-е место
– Мы шли в лидерах вплоть до веревочного этапа. А на веревках наш участник Виктор Трохин завис на полчаса под трибуной Гребного канала. Так бы до сих пор и висел, если бы Саня Шульман его не снял ;-). Ну и сам Шульман отличился: нам потом дали штраф в 30 минут за то, что Саня сел на велосипед в транзитке.
Анна БУРЛИНОВА, «Молодой Боец», 2-е место
– Гонка была невероятно скоростной и очень тяжелой для меня. Я предпочитаю более длинные форматы :). Тем не менее, была очень рада участвовать. Очень приятно, что меня позвали в команду Юра Бородулин с Сашей Соколовым. Выкладывалась на сто процентов, чтобы не подвести ребят. Помню, что мы шли бок-о-бок с командой Яны Галухиной, на крутых спусках велоэтапа несколько раз чуть не дошло до столкновений с падениями (Яну потом её команда всё-таки уронила – прим X-Race).
Веревочные задания были непростыми и зрелищными - спуск с моста в лодку, силовой подъем на жумаре. Только там можно было хоть немного перевести дух после скоростной гребли, ориентирования бегом и на велосипеде. А потом были еще и бешеные ролики в погоне за первой командой (отыграли полторы минуты из шести – прим X-Race).
Яна ГАЛУХИНА, Craft-sport, 13-е место (третий результат по времени на дистанции, но при этом - штраф 2 часа за невзятый КП)
– Ехали мы с командой по набережной за своим третьим местом, и тут, уж не помню точно, то ли я отвлеклась, то ли Паша Сысоев, но мы на ровном месте друг в друга въехали. Улетела я далеко, лицо все в крови. Ничего, собрались и поехали дальше. А после финиша они мне говорят: не хотели тебя раньше времени расстраивать, но мы, похоже, забыли взять один КП на беговом этапе. В общем, поехала я зашивать раны без медали... А так, было классно :-)
Денис ЖИЛИН, «Пенелопа», 7-е место
– Гонка запомнилась мне в первую очередь удлинением собственных конечностей. Многие пункты в Филевском парке стояли на деревьях на высоте до 2,5 метров (!). Для отметки на них приходилось подсаживать и Лешу Нагаева, и Машу Жукову, которые становились мне на руки и лезли к КП. К концу гонки руки мои были как у орангутанга - почти до земли.
Очень интересным был веревочный этап – мы поднимались почти к крыше трибун гребного канала, а это метров двадцать вертикальных перил. Оттуда – эээээх!! – с огромной скоростью неслись вниз на крутом троллее. Ваня Кузьмин умеет делать красочные соревнования: не только с интересной дистанцией, но и с отличным внешним оформлением.
Павел ДЕМЕЩИК, «Светлый Путь», 12-е место
– Во вторник вечером мы с Борей Малаховым вернулись из высотной экспедиции через Кунь-Лунь, занявшей сорок дней (нам за тот поход чемпионов России дали). В среду случайно прочёл в сети про гонку. Позвонил Ане Бурлиновой (больше никого не знал), она к четвергу нашла нам девушку – Таню Корчагину, супругу известного мастера МТБО Виктора Корчагина. В четверг вечером дозвонился до Саши Конториной. Заявку давно закрыли, но Саша любезно пошла навстречу. В пятницу взял в аренду ролики, первый раз в жизни их одел и ближе к полуночи пошел кататься вокруг «Динамо». Всё, в принципе, получилось – это ж как обычные коньки, только без тормозов, хаха – но самосвал, который меня чуть не переехал, до сих пор снится. Иногда.
Старт в субботу был довольно рано, по холодку. На первом этапе Боря долго не мог попасть с моста в байдарку. То ли ветер, то ли течение – нас постоянно сносило. Пришлось использовать весло, чтобы, наконец, встретиться в одной точке. Оба этапа ориентирования Таня провела образцово, мы старались не мешать. Шли в десятке. Но на веревочном этапе зависли надолго: знакомство Татьяны с обвязкой, устройством типа «жумар» и принципами его работы происходило в режиме онлайн. На деле, это круто, когда человек «с нуля» в итоге зажумаривает двадцать метров вверх по вертикальным перилам, еще и облезая карниз. Мультиспорт расширяет границы и берега!
Этап роликов беспокойства за результат уже не вызывал, и мы с удовольствием, по-джентльменски возили нашу девушку под локотки вдоль канала. А уже после гонки Саша Конторина, впечатлившись всей этой историей, торжественно вручила команде Приз организаторских симпатий – бутылку шампанского, чем довела и без того позитивные ощущения от гонки до абсолютного максимума!
Анастасия КАШЕВАРОВА (ныне - Ростовцева), «Барракуда», 16-е место
– Сейчас уже многого не помню. Больше всего запомнился классный первый этап с вылавливанием в лодке одного из членов команды, спускающегося с моста.
Ориентировалась в нашей команде я, а велопланшета для карт у меня тогда еще не было. Пришлось проехать весь велоэтап с картой в зубах ;-)
это мультиспорт дает на 200% проверено на себе :)