Ледобуры на "крыше мира".
Подготовка к горной 6-ке на Памир проходила под девизом тотального облегчения.
На легкие аналоги была заменены практически все личные вещи – кожаные боты – на облегченную модель пластика; любимые термоноски – на поларовые; мембранная куртка – на легкий анорак и силиконку; штаны, перчатки, шапки, термобелье… да что там, даже трусы попали под раздачу...
По горной и общественной снаряге заменили - системы, карабины (карабины по 38 грамм рулят :) ), спускоподъемные устройства, веревки – 10-ки на 9-ки, каски; рюкзаки (о, как я Вас люблю, рюкзаки без металлической рамки), котлы; палатки полусферы на общественный «шатер»…
В эту концепцию, как нельзя лучше вписалось предложение от сайта Риск.ру в целом и Альпиндустрии в частности, протестировать новые облегченные ледобуры (5 шт.) со встроенной рукояткой - Petzl Laser Speed Light.
Для теста была выбрана наиболее универсальная длина – 17 см.
Доставили за счет «фирмы» быстро, вот они, родимые:
Вот что пишет производитель:
«Ультра-легкий ледобур с алюминиевой трубкой – идеальный для альпинизма. Стальной наконечник и рукоятка обеспечивают, как обещает производитель, быстрое и легкое закручивание.
• Ультра-легкая алюминиевая трубка значительно снижает вес ледобура;
• Новая запатентованная заточка бура обеспечивает легкое и быстрое завинчивание;
• Встроенная складная ручка создает дополнительный рычаг для более эффективного закручивания;
• Разные цвета рукояток обозначают разную длину ледобуров;
• Выпускаются в трех длинах: 13 см, 17 см, 21 см.
Особенности:
• Вес: 91 г (13 см), 100 г (17 см), 110 г (21 см).
• Материалы: сталь (бур), алюминий (трубка, ухо и ручка).
• Сертификаты: CE, UIAA.
• Производство: Франция.
• Гарантия: 3 года.»
Сразу проверяем вес:
Если снять колпачок - прямо как в аптеке.
Маршрут проходил по Киргизской части Памира.
Состоял из 3 условных частей:
Часть 1. Для "разгона". Среднегорная часть Алайского хребта.
г. Ош - аул Ак-Джилга (2080) - р. Кальта-Боз - пер. Кальта-Боз 1А*, 4250 (рад) - пер. Боз-Таптыр, (н/к, 3350) - р.Туюк-Су - пер. Трон Туюксу, (2А*, 4400(п/п)) - р. Джайло - пос. Ак-Босого.
Пару несложных перевалов - 1А* и н/к, один первопроход 2А*.
Здесь по достоинству оценили небольшой вес снаряжения )
Также провели "боевое крещение".
Нестандартные виды Памира, Алайский хребет:
Местное гостеприимство. На русском не говорят вообще:
Крепко дождило, вот единственное фото перевального взлета 2А* (п/п, назвали Трон Туюксу, 4400):
Боевое крещение снаряжения:
При развеске выявился маленький недостаток. Сами буры - яркие, веселые и заметные. А вот колпачки - прозрачно-белого цвета. На льду, а также серой щебенке не видно абсолютно. Искали один минут 5, так и не нашли.
Заточка буров - очень острая, без защиты легко рвет мембранную одежду. Поэтому яркий, цветной колпачок будет очень кстати.
Часть 2. Походная, с плавным набором высот. Заалайский хребет.
Застава Бордоба - р. Джанардайтака (заброска к лед. Корженевского) - р. Ат-Джайло - лед. Ат-Джайло - пер. Туманный, 4900 + пик Коксай 5360 + пер. СК "Янтарь" (траверс, 3А) - р. Уйсу-лед. Уйсу - траверс пика Корженевского (6008, 3Б (туристическое п/п)) - пер. Назарова (2Б, 4700) - лед. Назарова - Джанардайтака - застава Бордоба.
В этой части снаряжение использовалось почаще, как правило - промежуточные точки при преодолении трещин, на подъемах. На спуске с пика Корженевского (6008, как перевал 3Б, первопроходжение) - многочисленные веревки "перил". Навеска перил на спуске с пер. Назарова (2Б).
Краски низовий Заалая:
Траверс пятитысячника - пика Коксай:
Техника в основном - ледовая, где необходима страховка - крутим буры:
Небольшой отдых внизу возле живописного озера:
И движемся в сторону пика Корженевского:
На подъем - в связках, основная техническая работа предстоит на спуск.
Фото с Вершины:
По гребню в связках:
Короткие участки дюльфера:
Вершинная часть гребня:
Утренние виды:
Техническая работа:
Группа после спуска:
Инвентарь цел:
Чуть ржавеют стальные наконечники, при вытирании - след уходит.
Заточка - на высоте:
Часть 3. Пик Ленина "по классике".
Прошли за 5 дней со спуском. Благо, с акклиматизацией порядок.
Классические виды, от базового лагеря, по дороге, 1-го...:
Здесь опять остро встал вопрос веса. Буры на поясе держали по пути к 2-му, благо - не пригодились:
Перед взлетом на Раздельную угощаем прохожих салом, луком и вискарем:
На Вершину сходили:
А в это время... у ледобуров ответственное задание - держать палатку-шатер. Палки и ледорубы забрали ведь:
А это реклама шампуня - "мягкие и шелковистые", стоп. Это уже другой тест )
РЕЗЮМЕ.
Плюсы:
1. Вес. 100 грамм для ледобура - это хорошо. Достигается совмещением 2-х материалов - режущая кромка - стальная, трубка - легкий дюраль. Характеристика в точности совпадает с заявленной.
2. Цвет. Яркий. А почему бы и нет? Приятно контрастирует с черно-белой высотой.
3. В линейке 3 типа длины, отличаются цветом ручек (что удобно). Линейка покрывает практически любые запросы.
4. Форма откидной ручки. Недавно на Риске были обсуждения порезов веревки при срыве. Форма ручки данной модели практически исключает порез при открытой ручке. Во-первых - нет острых граней, во-вторых - веревка попросту соскальзывает (проверял без сильного рывка). При рывке - вероятнее всего просто чуть отогнется пластиковая ручка и веревка соскользнет:
5. Увеличенный диаметр трубки (по сравнению с несколькими имеющимися в наличии аналогами других фирм). В "летний" высотный лед входят хорошо. Есть уверенность, что будут нормально входить и в "зимний".
6. "Лазерная полировка" трубки. Лед вытряхивается легко, во всяком случае легче, чем в бурах 2-х других имеющихся на маршруте моделей. Внутренний стык стали и дюраля выполнен качественно.
7. Острая "хищная" заточка режущей кромки. После примерно 20-ти циклов закручивания - затупление не ощущается.
Минусы:
1. Без "защиты" - режет одежду. Имеющиеся в наличии колпачки имеют сливающийся со снегом/льдом/светлым камнем цвет, легко теряются. По возможности - выполнить ярким, салатным, например. Веса и стоимости не добавит, а удобства - прилично. Есть фирменные, качественные "буродержатели". Но, во первых - это дополнительная стоимость (не маленькая), во вторых - далеко не каждому участнику походной группы необходимы на поясе по 4-5 штук.
2. Для удобства не хватает защиты резьбы. Полировка-то лазерная, до тех пор, пока вязанка буров вместе в самолете не полетает в мешке. Или с молотком и крючьями познакомится. Вот, обычная легкая и дешевая "сеточка", добавить бы такую в комплект:
В целом - буры на твердую 5-ку. Стоимость не маленькая, но там где жестко экономится вес, она оправдана.
Еще раз спасибо сайту Риск.ру и магазину Альпиндустрия за возможность пользоваться самым современным снаряжением!
С уважением,
Моренко Сергей,
г. Харьков.
Понятно, что товар - деньги - товар разрулят всегда и руками, но всё же интересно)))
Общались - на киргизо-китайском. Пока один из группы, который был уже там немало и знает 2-3 сотни слов связывал простые фразы - остальные топтали еду )
Бывало по 2 "коша" в день. Они существенно усложняют продвижение.
Причем туристы там ходят крайне редко - в одном из кошей - были в 2008 году (из Израиля вроде), еще в одном - мы вообще были первые.
Кстати, а как это - прошли перевал 1А* или 2А*? В отчете по результатам прохождения обычно пишут фактическую категорию на момент прохождения. А звезду можно рекомендовать (или не рекомендовать) дать перевалу, если возможно его усложнение в каких-то условиях.
И, вроде, Ленина по классике считается 3А?
Категории пока записаны "как в маршрутке". Т.к. поход еще не защитили, то присвоить окончательную категорию пока затруднительно. 1А* - скорее как 1А. Хотя длинный весьма. На полное прохождение упорный день нужен.
2А* - скорее 2Б. Даже несколько веревок захотелось повесить по бергам засыпанным и разломам. А мы не любители вешать их просто так. Хотя без снега и тумана, вероятно нашли бы более логичный проход - тогда и 2А хватит.
Ленина по классике - идет в зачет как пер. 3А (или 5А альп.). Все ногами, веревки-связки нужны полдня между 1-м и 2-м лагерями, но общая трудоемкость и высота дает свое.
Ленина должен был быть не по классике, а траверс полный с обратной стороны (тогда это вторая хорошая 3Б). Но участнику пришлось досрочно уехать, а т.к. палатка на всех одна, то спустились вместе.
Цель выезда - с районом и высотой познакомиться. 4-ро на Памире были первый раз.
Если только траверс пика Корженевского защитить как 3Б*
Написано, что ГОТОВИЛИСЬ к 6-ке. Но одну 3Б пришлось зарубить по личным причинам.
А также вдумчивое отношение к сложностям отдельных препятствий, читаешь и понимаешь, что в реальности можно встретить на маршруте. А то бывает читаешь жесть, а в реальности Пегас прогулка.
А в колпачки мы делаем дырочку и продаваемых шнурок, изнутри узелок, чтобы не выскочил. Другую сторону шнурка привязывать к серьге. Приноровились, чтобы не пытался шнурок при закручивании и выкручивании бура.
Желательно только, чтобы фирменные вещи не требовали "доработок напильником". Стоимость приличная, можно удобство предусмотреть изначально.
Месье "Рубцов Эдуард" не прав, по моему скромному мнению, так как большая ценность твоего отчёта в описании результатов проверки нового образца снаряжения. Отчёт получился очень хороший, как и маршрут, ему предшествовавший, но об этом, вероятно, ты найдёшь время написать отдельно. С удовольствием почитаю.
С уважением, Владимир В. (ледолазные сборы ГШ "Категория Трудности" имени А.М. Ставницера, гендерные праздники 2015 г.)
Да, здесь именно описание снаряжения. Буры очень понравились, пришлось отбить их у Михаил Саныча на голосовании ))) Зимняя ледолазная "Школа..." пригодилась - практически все перила на спуск снимал с нижней страховкой, в особо задумчивых местах крутили пару промежуточных буров.
Более технический отчет выложу чуть позже. Еще прошлогоднюю 6-ку тут не публиковал, а в ней намного больше находили )
Первое документированное упоминание о таких корончатых бурах у меня в этом отчете за 2004 г. (ближе к концу страницы).
А ФирмА - на поток поставила.
Мы в 2004 сделали 1-е прохождение его в противоположном направлении, описание здесь.
А в этом году его прошли (также с РГО на Бивачный) не только киевляне, но и казанцы (рук. Мансуров). Не знаю, кто из них 3-й, кто 4-й по счету.
Общение с киргизами происходит со знанием около 100 слов и жестов. Только в этом году дошло, как до жирафа значение слова "дастархан". Как и в случае с узбекским блюдом-рагу "дамляма", у киргизов -"домляма") замена А на О сразу поставила все на свои места. Киргизы-то говорят "достархан"!
А "дос" - друг, приятель; "тар" -суффикс множественного числа.Т.е. "Достар" -друзья. А слово "хан" в переводе не нуждается. Гостеприимство("меймандос") киргизов падает как правило пропорционально приближения к цивилизации, переходя на товарно-денежные.
отношения. Иногда грань между тем что бесплатно и платно понять очень сложно.
Полноценной 6-ки у нас не получилось, конечно, радиалка на Ленина - 3А. С перевалом 2А* вероятно стоит дать ему 2А, мы же в тумане и мокром снегопаде вышли на метров 60 выше перевальной седловины, провесив перил 5. Однако таких красивых, лесистых мест, как в Восточном Алае, видеть еще нет доводилось.
Предполагаю, что решением будет покупка спец.чехлов..., опять же деньги и дополнительный вес.((
А колпачки можно цветной изолентой обмотать!
И вопрос об авторских правах можно поставить совсем в другой плоскости.
Может я не прав, по моему, лазерная полировка возможна только снаружи бура.
А отчет отличный! Не зря они вам достались)