Пишет Кирилл Умрихин, 05.08.2015 21:03

Они сделали это! Встреча победителей гонки Elbrus World Race на 112км. Части 2 и 3 (Скайраннинг, adidas, скайраннинг, горный бег, elbrus mountain race, эльбрус, горы, соревнования, забег)

Сразу две части рассказа - в одном посте!

Вчера я закончил на том, что участники забега Elbrus World Run by adidas Outdoor на 112 км убежали за горизонт, а мы с приключениями отправились обратно в Азау. Но что же, терять нам целый день в любимых горах зря? Выпив свежесваренного кофе и съев по хычину с сыром, мы стали думать, чем заняться. До 12 часов в моем распоряжении был автомобиль и я решил подняться до знаменитой обсерватории на Эльбрусе. В сегодняшней части я покажу вам всю красоту этого и других мест вокруг самой высокой точки Европы!

Они бегут, а мы отдыхаем. Часть 2

Дорога на Обсерваторию начинается из поселка Терскол прямо за пожарной частью. Пешком туда идти нужно несколько часов и маршрут не самый простой для тех, кто только приехал в горы, но, как акклиматизационный, вполне подходит. На машине ехать минут 20-30, если у вас хороший джип. По дороге мы обогнали Ниву, которая закипела. Как только выезжаешь из леса, с дороги открывается нереальный вид на гору Донгуз-Орун - вершина Главного Водораздельного хребта высотой 4454 м. Этот хребет тянется на протяжении 1100 км от Анапы до Баку. На этой горе можно найти знаменитый ледник "Семерка". Если присмотреться, отчетливо видна цифра семь. Стоит сказать, что 8 лет назад, когда я был здесь последний раз, Семерка была значительно толще.

Все эти дни мы ездили на супер крутых тачках от Северо-Кавказского Горного Клуба. Просто божественные автомобили и профессиональная команда пилотов, спасибо за эти путешествия! Правда стоят такие машины около 3млн. Не дешево, да? Но стоит того!

По дороге на обсерваторию есть водопад Девичьи Косы. До него с дороги идти минут 15, не больше.

Но мы будем хитрей)

Вот так он выглдядит сверху, видите людей около него?

А они есть! Самое удивительное, что под водопад можно пройти и даже поставить там палатку на небольшом кусочке травы. Вот такого, влететь под водопад, мой дрон ещё не умеет.

Мы едем выше и постепенно из-за горы появляется западная вершина Эльбруса (5642м).

Ещё пара поворотов и мы на месте - на высоте 3150 метров в международной астрономической обсерватории пика Терскол.

Обсерватория построена в 1980 г. Является филиалом ГАО НАНУ (Главная Астрономическая обсерватория Национальной Академии Наук Украины); международной обсерваторией; входит в состав Международного центра астрономических и медико-экологических исследований (МЦ АМЭИ). С 1 января 2005 года обсерватория эксплуатируется совместно НАН Украины, Терскольским филиалом ИНАСАН и Международным Центром астрономических и медико-экологических исследований. Более полугода обсерватория отрезана от внешнего мира за счет большого снежного покрова. Единственный способ попасть в нее — подняться пешком на высоту 3100 метров или спуститься с подъемника на лыжах или сноуборде.
Мы прошли через ворота, но потом встретили сотрудников, которые очень попросили уйти с территории из-за возможных у них проблем. По их словам, у них проходит проверка ФСО и пограничников и никого лишнего быть на территории не должно. Ученые извинились, что не могут показать нам обсерваторию и провести экскурсию и предложили в следующий раз организовывать подобное через их представительство в Москве. Судя по фотографиям в интернете, к нам вышел непосредственно руководитель обсерватории, Александр Васильевич Сергеев. Очень жалко, что такой интересный объект находится в статусе запрещенного к посещению. Уверен, что желающих узнать о работе обсерватории в летнее время очень много.

Вот вырезка из интересного интервью с Александром Васильевичем:
"— Мы рабочие лошади астрономии. Мы не фотографируем небо — небо фотографируют любители, в основном. У нас же 80 % работы — это спектр. Ведь в одной обсерватории собрать все исследования невозможно… и не нужно. Зачем плохо выполнять задачу, если в другой обсерватории это делают лучше. Каждая обсерватория гордится какой-то фишкой, ради которой к ней не зарастает народная тропа. У нас это спектроскопия высокого и сверхвысокого разрешения. Тут мы впереди планеты всей, мы этим гордимся, мы развиваем это направление. Спектр настолько информативен по отношению к картинкам, что, как у нас говорят, на одном спектре чудак и курсовую сделает, и напишет половину диплома, еще и одну главу для кандидатской сочинит. А картинки… они, конечно, красивые, но не информативные. Кстати, основные фундаментальные открытия человек сделал, глядя на небо без приборов. То есть понятия «звезда», «Вселенная» появились методом рассуждений."

Спорить мы не стали, извинились и пошли обратно на каменную гряду. Там я решил поснимать местные красоты. Было желание запустить дрон и снять обсерваторию сверху, но решил не беспокоить ученых: летать над телескопами не самая лучшая идея, а теперь вот в том же интервью прочитал о самом большом, который у них есть:
"У нашей обсерватории есть большой телескоп. Его масса сотни тонн, только его подвижная часть весит более 90 тонн и при этом движется за звездой с погрешностью 6 микрон. Диаметр главного зеркала здесь ровно 2 метра и 2 сантиметра. Материал основания — стеклокерамика, а на него напылена тончайшая пленка алюминия, которая закрыта ещё прозрачным защитным слоем фтористого магния, чтобы алюминий не окислялся. Самое страшное для зеркала телескопа — грязь, пыль и капли воды. Телескоп живет столько, сколько моют зеркало — потом зеркало стирается. Толщина напыления — 0,05 микрона. И хотя мы всё содержим в чистоте, а при входе в башню в тапочки переобуваемся — мыть зеркало приходится где-то раз в три года. То есть 10-15 помоек — и телескоп на помойку. Помыть зеркало — работа очень тонкая, делают это только женщины! В советское время мойщицы на оптических заводах получали больше директора завода. К нам, например, специально приезжает сотрудница Специальной астрофизической обсерватории из Карачаево-Черкесии. Там, в Архызе, есть шестиметровый телескоп, который она моет. Ну и к нам тоже приезжает. Мы сначала отмываем всё вокруг в радиусе 10 метров, но только без пылесоса, пылесосить нельзя — пыль поднимем и разнесем. Потом сам телескоп моем: внутрь трубы телескопа заходит эта барышня и моет зеркало спиртоэфирной смесью, то есть мойка бесконтактная."

Вид на Эльбрус справа от гряды около обсерватории. Справа ледник Терскол. Смотрите, какая дырень в скале.

Ещё один ледник Эльбруса и верхняя станция новой гандольной дороги (слева в кадре). Она находится даже выше, чем старенькая креселка Гара-Баши, на высоте 3780 м.

Вокруг все цветет, красота! Мы гуляем, отдыхаем, а атлеты Elbrus World Race by adidas Outdoor все ещё бегут и даже не пробежали половины маршрута.

Вид на главный телескоп обсерватории и Семерку на заднем плане. Свет очень жесткий и мы решаем приехать сюда завтра во время заката.

Напоследок я решил попробовать сделать сферическую 3D-панораму видов, которые там открываются, вот прямая ссылка на неё. Вышло очень круто, посмотрите!

Дорога назад не менее интересна, но теперь я решил поснимать все из машины, одев фишай.

Вернулись в отель в поселке Эльбрус, отдохнули и решили, что нужно отправиться куда-нибудь ещё. Местом выбора стало ущелье Адыл-Су (с балкарского переводится очень красиво: Адыл-красивый, Су- вода), куда я давно хотел попасть. Благо, поворот на него находится в паре километров от нашей гостиницы. Для того, чтобы туда попасть, нужно взять паспорт и пройти пограничную заставу. Тут, конечно, нужна справка бывалых туристов и альпинистов, но как я понял, Адыл-Су далее расходится на два ущелья: одно ведет в сторону горного массива Шхельда (4310м), другое в сторону горы Джантуган (4012м), куда мы и отправились. Собственно, эта вершина и есть на фото вдалеке чуть правее центра снимка.

Мы не поехали в сторону Шхельды, так как было видно, что там в ущелье уже тень, а вот у нас солнце ещё было.

Найдите нашу Тойоту около реки, идущей от ледника Джантуган

Вот если я все верно понял, то справа Шхельда, левее пик Джантуган и ниже по центру ущелье Адыл-Су.

Закат в ущелье.

Здесь найти машину уже не так сложно. Мы остановились около бурной реки, чтобы поснимать.

Вид с земли на реку.

Джантуган

Мы было попытались проехать ближе к леднику, но уперлись в табличку. Пограничники нам строго сказали за такие не заходить/проезжать, поэтому пришлось развернуться. Если хотите гулять везде - делайте заранее пропуска.

Едем назад.

Ворота Учебно-спортивной базы МГТУ имени Н.Э.Баумана «Джан-Туган». Физики и математики знали, где делать базу.

По дороге увидели небольшую скалу, где на закате тренировались альпинисты.

Вот такой насыщенный день вышел. Вернулись в гостиницу, но все время не покидала одна мысль - мы отдыхали, а они все бегут. Они - участники забега Elbrus World Race на 112км, о котором я писал днем ранее. Как мы встречали их на рассвете на финише - читайте завтра!

Они сделали это! Встреча победителей гонки Elbrus World Race на 112км.
Часть 3.

Мы проводили их на старте, съездили на обсерваторию на Эльбрус, встретили закат в ущелье Адыл-Су, поужинали и легли спать. А они - участники гонки Elbrus World Race dy adidas Outdoor - все бежали свои 112 км вокруг самой высокой горы в Европе. Через перевалы, около ледников, переходя речки вброд. Мы встали на рассвете и отправились на машине по трассе на встречу финалистам. Как мы встречали героев - все в этом посте!

Вообще-то я встал ещё до рассвета в 4.30 потому, что меня забыли предупредить, что выезд перенесся на 6. Все время, пока бежали спортсмены, мы получали данные об их местоположении от организаторов и примерно знали, во сколько их ждать. Я пошел рано спать и последний чек-поинт не дождался, а ребята получили новую информацию и поставили будильники на шесть. В общем, я был злой и невыспавшийся. Мы выехали. Я решил не ждать всех на финише, а двинуться вглубь трассы на машине по горной дороге, чтобы поснимать бегущих спортсменов. Не успели мы выехать на серпантин, как показалась первая пара во главе c mult_yaxa (Яков Френкхлав и Сафронова Ирина). Ребята ускорились, опередили свое время и для нас было полной неожиданностью, когда они показались из-за поворота. Мы еле успели выскочить из машины и сделать пару снимков.

После 22 часов пробежки атлеты были неразговорчивы и пролетели мимо нас. Мы передали по рации на финиш, чтобы там были готовы и поехали встречать вторую пару. Они должны были показаться через час.

Выехали на альпийские луга Кавказа. Красота, солнце уже начинает припекать.

Мы поехали в горы по ущелью от поселка Верхний Баксан. На фото слева ледник и одноименная река Мкяра, а вправо в сторону Эльбруса уходит Субаши. Вместе они сливаются в Кыртык, вдоль которого мы и ехали. Как здорово, что у меня есть карта, так бы вообще не разобрался. Теперь вы знаете, где такой рай на Земле!

Кыртык и вид на финальный участок трассы Elbrus World Race 112км.

Я сделал ещё одну 3D-панораму ущелья сверху.
Посмотрите по ссылке.

А вот так видно Эльбрус с земли. В одном месте он появляется среди холмов ущелья, но видна только его западная вершина.

Выбрав лучшее место для съемки, мы стали ждать вторую пару. Я пока погулял и пофотографировал окрестности. Ледник Субаши и одноименная река.

Вокруг много цветов. Антон Жданов со своей аллергией на них обчихался, а пчелы довольны.

Мы встали около места, где в Кыртык впадает Уллуесенчи (язык сломаешь). Именно в этом месте должны были показаться команды.

Ждали час. Наслаждались видами, фотографировали, отдыхали. Я занимался любимым делом - строил башенки из камней.

Неожиданно Антон заметил две точки на холме - это была вторая пара участников: украинец Андрей Пивень и испанец Alejandro Ouziel

Совсем скоро они добежали до нас. Выглядели вполне бодро, учитывая, что бежали больше 22 часов.

Сняв их в одном месте, решили обогнать и сделать ещё несколько кадров. Все это время над нами спокойно кружил орел.

Бегут довольные, хотя не вся часть маршрута пробегается. Чаще участники идут быстрым шагом, особенно при наборе высоты.

Прекрасная река Кыртык.

Мы оставили атлетов и вернулись на наше место ждать третью пару. Ещё через час они появились в том же месте, где и предыдущие. Я решил запустить дрон и долететь до них. Думаю, что удивил их неожиданным появлением в безлюдных горах.

Третья пара - это муж и жена, Сафонов Александр

И Сафонова Ирина. Оба оценили мои башенки, но по их виду можно сказать, что им было не до этого.

Ирина лишь сказала, что у них все хорошо, что они догоняют вторых и спросила, далеко ли до финиша. А еще у них есть внуки и они вот так вот бегают в горах по 20 с лишним часов!

Александр набрал фляжки с водой, умылся и попил из ручья.

Конечно, они сильно устали и уже хотели закончить это путешествие.

Мы проследовали за ними какой-то участок трассы и решили догнать вторую пару. Антон Жданов снимает из машины.

По дороге появилось стадо овец, которые ежедневно выходят пастись в ущелье.

Через какое-то время появился и пастух с прекрасной овчаркой по имени Дик. В ущелье есть и волки, так что собака не помешает.

Красота?

А вдалеке показался дом пастуха. Жителей, живущих в этом ущелье называют кошарами. (от слово кошара - загон для овец)

Мы увидели вторую пару и ждали, что они побегут по дороге, а они срезали маршрут. В свою очередь, они нам потом рассказали, что увидели нас сзади и подумали, что мы уже снимаем третью пару, которая якобы их догоняет и решили серьезно ускориться. Хотя от третьей пары до них мы ехали минут 15-20... Так что благодаря нам кто-то улучшил свой результат.

Мы вернулись на луг и я опять немного полетал. Вид на Баксанское ущелье, уходящее ущелье Адыр-су, поселок Верхний Баксан и справа Джан-Туган (маленький острый снежный холм), потом самый большой массив - это пик Авиации 3942м и МНР 3810м (Монгольской Народной Республики) и горный массив Шхельды.

А теперь ближе: слева снежная гора - Джан-Туган, между ними перевал Курмычи, потом самый высокий Пик Авиации, посередине пик МНР, за ним пик 1-го Мая и вниз уходит перевал ВЦСПС (Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов). ВО КАК! Альпинисты есть? ничего не напутал?

Пока разбирался в горах, нас догнала вторая двойка.

Ушла вперед к финишу. Осталось идти минут 20. Прогулка на фоне гор, названия которых вы уже хорошо знаете.

Ещё один кадр с ребятами среди цветов.

Мы остались ждать третью пару. Сколько прошло времени не знаю, но я успел немного поспать на траве среди цветов. Вот это работа! А люди бегут... В такие моменты по-настоящему чувствуешь себя "экстремальным" фотографом

Мы пропустили их вперед, чтобы сделать несколько кадров сверху, а потом еле догнали их перед финишем.

На финише нас уже ждала первая пара, которая спокойно отдыхала после практически 27-часового маршрута.

Результат третьей пары 27 часов 49 минут! Более суток эти люди были в пути, преодолели 112 км, более 5 тысяч км подъема, столько же спусков, высота перевалов, где проходил маршрут достигала 3700 м. И главное, этой паре за 50, а обоим как раз и будет почти 112 лет... Я был шокирован, честно говоря!

Четвертую пару мы решили не ждать. Их отрыв был на 4 часа. Поехали на поляну Азау есть завтракать-обедать, есть шашлык. А там уже вся поляна переоделась в фирменные майки соревнований. Мне одну хозяка кафе подарила, я и одел. Выходной ведь, красиво!

После обеда решили подняться на Эльбрус. 2 очереди новой канатной дороги за 600 рублей и ещё 500 за место в "маршрутке" до Бочек на высоту 3800:

Ну а здесь как обычно снег! Но летом тут особенно круто. Последний раз я провел здесь 10 дней во время последнего Эльбрусского Сноубордического лагеря в 2008 году. Selfi time!

Наверху вовсю идет строительство новой очереди, которая поднимет выше, чем старая креселка. Она идет выше, чем любая из станций подъемника в Европе. Так что везде висят плакаты: "В Европе выше не строят!". Да, тут есть, чем гордиться!

Ну а это те самые "бочки" - гостиницы для альпинистов. Я провел одну ночь в такой - супер крутое место, всем советую. Можно посмотреть и звезды и рассвет на высоте 3800 метров.

Вот там мы жили, в одной из этих, которые вместе составляют триколор.

Панорама ледников Гарабаши, за ним Азау Малый и еще дальше Азау Большой. Таят потихоньку.

Новая канатка от Станции Мир 3500м до Старого Кругозора 3000м. Зимой тут очень круто, стоит заехать. Кто катался здесь?

Сразу как вернулись, поехали в гостиницу, переоделись и поехали смотреть закат на Обсерваторию. Я говорил, что это одно из самых лучших мест для встречи закатов? Спасибо моей подруге Даше Стеценко, что посоветовала сюда поехать.

Эльбрус "дымит"

Панорама гряды над обсерваторией с видом на Донгу-Орун. Как вы помните, на территорию нас днем ранее не пустили.

Довольный фотограф тот, у кого есть крутые кадры. За этот день мы наснимали много таких! А ещё стоит сказать про крутые горные трекинговые ботинки adidas Outdoor, которые мне подарили для комфортной съемки. Подобрали аккурат в корпоративных цветах Nikon.

Вот, собственно, и день закончился. Кстати, вы не поверите, но они все еще бегут - участники Elbrus World Race. Это лидеры финишировали, а последние участники придут только на следующий день, но об этом, как и о том, как прошли другие гонки, на 34 и 46 км, напишу завтра. А ещё будет много фотографий с вертолета!
Как там говорят, STAY TUNED!