Укладка рюкзака

Пишет Ben-Gunn, 13.07.2015 11:20

Распределение веса

Существует два базовых принципа укладки рюкзака. Первый из них достаточно очевиден - тяжелые вещи должны располагаться как можно ближе к спине. Так рюкзак будет меньше раскачиваться во время ходьбы. Но, самое главное, чем ближе его центр масс к вашему позвоночнику, тем более естественное и прямое положение сохраняет ваше тело, меньше уставая во время ходьбы.

Второй принцип - наиболее тяжелые вещи должны располагаться на высоте ваших лопаток. На первый взгляд это может показаться довольно необычным, но именно такое положение центра масс является биомеханически оптимальным. Если разместить тяжелые вещи внизу, то рюкзак будет постоянно стремиться отклонить ваш корпус назад. Чтобы противостоять этому опрокидывающему усилию тело будет вынуждено дополнительно напрягать мышечный корсет, расходуя лишние силы. (Существует исключение из правила - в отдельных случаях осознанно укладывается рюкзак с пониженным центром масс. Это делается тогда, когда предстоит длительное движение по сложному рельефу, где требуется часто пригибаться и балансировать.)
Укладка рюкзака (Горный туризм)

В конечном итоге, наиболее оптимальная укладка рюкзака выглядит следующим образом. В нижнем отделении рюкзака размещается спальный мешок и запасная одежда. Это одни из самых легких вещей и они, как правило, нужны в последнюю очередь, перед отходом ко сну (помимо прочего, такая компоновка позволяет во время привалов отдыхать, сидя на нижней части рюкзака, не боясь ничего раздавить). Далее, ближе к спине укладываются самые тяжелые вещи: продукты, жидкости, палатка или веревки. Все остальное пространство заполняется более легкими вещами наподобие посуды, котелков и прочего. Наверху рюкзака оставляется то, что может потребоваться в течение дня: дождевик, теплая кофта, аптечка или перекус.

Плотность укладки

Помимо распределения вещей по весу, также имеет значение на сколько плотно и равномерно они уложены. От этого будет зависеть, как рюкзак будет держать свою форму во время переходов. Прежде всего, это касается рюкзаков с мягкой спинкой. Если уложить вещи слишком свободно или оставить полые места на боках рюкзака, то от тряски при ходьбе он постепенно деформируется и станет причиной постоянного дискомфорта.

Источник: palatking.ru/BackPacks/Packing.html

Грамотно и доходчиво, а главное лаконично!

Главное - чтобы без фанатизма. Например укладывать к спине например кошки и консервные банки - не есть удачная идея (при любой спине рюкзака). Их ИМХО всё-таки лучше в подвал - и ЦТ пониже и почувствовать через заведомо более толстую поясную "подушку" сложнее. А в остальном всё наглядно.

ИМХО, в подвал (если он конечно есть) лучше класть веревку и/или палатку - для быстрого оперативного доступа к ним. Спальник и консервы в этом плане не столь актуальны. Кошки - "по вкусу", сверху или снизу, разумеется в чехле.

Веревку лучше снаружи вешать, тем более что она может быть мокрой/грязной (заодно сохнет). По палатке согласен, если она влезает по габаритам (у меня например нет, приходится размещать в основном отделении).
И вечный холивар - как правильно укладывать пенку ))))

Конечно же сворачивать внутри, для придания защиты и дополнительной жесткости. ;)

А вообще, один мой товарищ говорит, что "паковать рюкзак нужно так, чтобы центр масс системы ишак-рюкзак как можно меньше отличалась от центра массы человека"

А если Z-пенка?)

Веревку пользователь jen не советовал высовывать на солнышко. Среди нас есть туристы, веревки мы часто не покупаем и используем не так часто, как альпинисты. Прочности может поубавиться из-за воздействия ультрафиолета, если постоянно на солнышке ее таскать.

Я проблему веревки (и прочей внешней подвески) решаю чехлом на рюкзак. Он достаточно свободный (всё проветривается и сохнет) но от солнышка защищает (и от дождя), а что сам от него портится, так и пофигу - копейки стоит, заодно защищает сам рюкзак - последний заметно дороже веревки ))))

Я тоже всегда верёвку снаружи таскал раньше. Но, в альплагере Туюк-Су научили уму-разуму. От верёвки зависит жизнь, поэтому её нужно беречь и лучше всего хранить в рюкзаке, чтобы вредный ультрафиолет не попадал на важный элемент снаряжения :) Конечно, если это горный поход, то тут без вариантов.. мокрую верёвку в рюкзаке хранить - не комильфо

В походе - тоже по-разному. Если в рюкзаке есть место, веревка на ближайшем переходе не понадобится и она не мокрая (а это сейчас вполне реализуемо) - носят внутри.

А вот здесь
http://sinref.ru/000_uchebniki/05400turizm/001_zimnie_sportivnie_pohodi_lukoanov_1979/016.htm получше будет.
Не гоже таких людей забывать!

По второму рисунку. С точки зрения школьной физики и из-за «любви к искусству».
Момент это произведение силы на плечо. Под силой подразумевается её проекция на перпендикуляр к плечу (на рисунках жёлтая стрелка).
Сначала маленькая сила, но большое плечо (зелёная галочка), а затем наоборот (красный крестик).
По приведённым, в качестве примера, пропорциям момент под зелёной галочкой больше.
Где я ошибся?

bvn, вы правы, но на самом деле все немного сложнее. При высоком центре масс человек почти полностью компенсирует опрокидывающий момент рюкзака небольшим наклоном вперед. При низком же центре масс (на картинке он утрированно низкий, в жизни так, конечно, почти не бывает) что-либо компенсировать наклоном уже невозможно. Человеку приходится противостоять опрокидывающей силе рюкзака силой своих мышц.

Теоретической механике ровно пофиг на ваши напряжённые мышцы. Вы не правы.

<Где я ошибся?>
А вот где.
Под "силой" в формуле момента подразумевается проекция исходного вектора силы на плоскость, перпендикулярную к оси, а не ее проекция на перпендикуляр к плечу (вообще-то, плечо - это длина, т.е. скаляр, к нему перпендикуляр не построить). И в данном случае все просто: эта "сила" совпадает с исходным вектором Fg, если человек не наклоняется влево-вправо, причем как на левом, так и на правом рисунках.
Теперь о плече. Оно равно длине перпендикуляра, проведенного от оси к проекции вектора силы, причем этот перпендикуляр всегда горизонтален, поскольку Fg всегда вертикальна. Так вот видно же, что на правом рисунке плечо больше! И момент больше!
А изображенные на рисунке желтые стрелки - ИМХО, к делу совершенно не относятся и только запутывают суть.
И да, как сказано ниже, при более высоком расположении ц.т. плечо уменьшить намного проще (мЕньшим наклоном вперед).
Уфф, чувствую себя кэпом "очевидность" (с точки зрения школьной физики )))).

Спасибо. Согласен.
Повёлся на «жёлтые стрелочки» и модифицировал определение момента, которое, как казалось, знал твёрдо. И ведь на первый взгляд кажется – какая разница, как получить перпендикуляр между линией плеча и силой, а оказывается она есть.
Век живи - век учись.

Я думаю, коллега, вы ошибаетесь вот в чем: вы пытаетесь работать с двумя центрами тяжести, абстрагируясь от самой конструкции. Для вычисления момента нужна именно проекция силы на перпендикуляр к плечу, а что такое определяется из конструкции. А почему к плечу невозможно построить перпендикуляр я вообще не понял. :)

Смущает меня 2я картинка. Не будет в правом случае большого рычага. Ось у нас на уровне пояснци.

Много лет хожу со станком. В нем три совершенно независимых отсека.
1. Нижний – средней тяжести отсек. Это кухня - котлы и прочая атрибутика + немного продуктов.
2. Средний – самый тяжелый. Это продукты и все остальное - самое тяжелое.
3. Верхний – самый легкий. Это личные вещи + легкий общественный груз.
4. На самый низ, под нижний отсек, локально крепится палатка.
5. По бокам крепится топор, если в тайгу, и каркас палатки.

Удобства: ни в каком, из самых непредвиденных случаев, не надо залазить на дно рюкзака. Просто снимаешь рюкзак, кладешь его на «спину» и из нужного отсека достаешь нужную вещь. Перетряхивать весь рюкзак, сами понимаете, нет необходимости.

Что в первую очередь нужно на стоянке? Палатка и кухня.
Все остальное потом, по мере надобности, достаешь из нужных отсеков.

Ваш рюкзак больше напоминает так называемый "модульный". У него есть достоинства и недостатки, но здесь речь о принципиально другой конструкции. Ну и в зависимости от окружающих условий на стоянке могут понадобиться в первую очередь средства утепления и защиты от непогоды.

Станок - штука специфическая, неуниверсальная. Особенно в горах. Втаскивать его по какой-нибудь стене - тот еще геморрой. Он цепляется за все, что можно. И вообще любит цепляться твердыми деталями за все окружающее. И не очень удобен при простом лазании или жумаринге и дюльфере, потому что смещает центр тяжести системы "человек-рюкзак" больше, чем мягкий. И под себя его постелить проблематично.

То что «станок - штука специфическая» и использовать его непосредственно на горном (альпинистском) маршруте не стоит, это однозначно.
Но при правильном применении и в нужном месте может иметь ряд преимуществ. Например, при организации базового лагеря, когда приходиться челночить и носить нестандартные увесистые грузы (типа бочек). Правда, тогда «нормальный» рюкзак, без которого потом не обойтись, тоже становится грузом.
Один из возможных вариантов (тоже имеющий недостатки) – рюкзак, станок, лямки – всё отдельно и пристёгивается-отстёгивается.

С момента покупки своего первого рюкзака с анатомической подвеской я не парюсь никакой "правильной укладкой" а думаю только о том что в какой последовательности мне будет нужно доставать. Ну и еще чтобы пуховку кошками не пропороть.

тут дело-то не совсем в анатомической подвеске. сами видите что коменты в ветку поступают. хотя тема этой ветки хорошо знакома наверное всем туристам и миллионы раз разбиралась как минимум у буржуев (сами погулите картинки на темы типа -

backpack weight distribution
rucksack gewichtsverteilung

значит есть еще люди кто не в курсе

"у буржуев" да, это давным давно разжевывалось - здесь например

фотки оттуда (на них ЦТ тела + ЦТ рюкзака тоже изображены)
кстати и без обьяснений понятно, но кто не понял- по ссылке описано что к чему

001 001
На простом рельефе:
002 packen_wandern02
На сложном рельефе:
004 packen_steil02

Это только потому, что плотность загружаемых в рюкзак вещей отличается максимум раза в два, поэтому некритично, как они там внутри лежат. Если загрузить в рюкзак крупную вещь с сильно отличающейся плотностью, всё будет очень сильно не так. При этом анатомичность подвески никакой роли не играет.

Имел в лыжном походе опыт с печкой в разных частях рюкзака.))

Loginoff, Сегодня в 11:55 …. «Ну и в зависимости от окружающих условий на стоянке могут понадобиться в первую очередь средства утепления и защиты от непогоды».
А что из модуля (отсека) тяжелее доставать нужную вещь, нежели из обычного?

entv, Сегодня в 12:12
Полностью согласен с Вами. В основном используется мною в таежных походах и малых горах.

Я, думаю, что автор поста не учел две вещи:
1. Конструкцию самого человека .
2. Рюкзак не является жесткой консрукцией.

Обращусь к своему опыту борца. Попробуйте уронить человека рывком сзади вниз за шиворот и таким же рывком за пояс. За шиворот на много легче. Чем дальше(выше) от центра тяжести человека находится точка приложения усилия, тем, кроме всяких там рычагов, будет задействовано мышц для поддержания равновесия. Да, вы можете расположить центр тяжести рюкзака над вашим центром тяжести легким накдоном вперед, но это нагрузит вашу спину и любые отклонения корпуса по ходу движения создадут дополнительные проблемы.

Рюкзак это тряпка - констркция далеко не жесткая. Основные точки крепления: лямки, поясной ремень, спина (на трении). Как, например, работает веревка? Трение в последней точке, трение в промежуточных точках и на страхующего уже не так много приходится. Расположите цт ближе к поясу и основная нагрузка ляжет на поясной ремень, ближе к плечам - на лямки. И тут я сильно согласен с Молодоженом, который утверждает, что цт рюкзака должен быть на 1/3 снизу.

Уважаемый Loginoff. 15.07.2015 15:19:13
Получил в "личку" Ваш ответ.
"Отвечу на ваш комент там, где могу. Первая часть высказывания, про модульный рюкзак, никак не относится к второй части высказывания, которая про расположение вещей в рюкзаке нормальной конструкции".
А к чему Вы пишете «…в зависимости от окружающих условий на стоянке могут понадобиться в первую очередь средства утепления и защиты от непогоды».

Вроде никто обратного не утверждает.
И совсем непонятно, почему Вы пишете такую банальность в «личку».

Вот совпадение, у меня такой же рюкзак как на картинке)B7S-tpVrAyw