Линии Туюксу 2015 (только фрирайд, только хардкор…)
В очередной раз раздвигая границы — cвои и мира вокруг…
...
...
Теми маршрутами, которыми заканчивали альп-курс (а это, на минуточку, ни разу не лайт), мы начинали программу Линии Туюксу. Разминались так сказать. Ребята были к этому готовы. Почти все активно катались этой зимой (40-60+ дней за сезон), приехали заранее, акклиматизировались, разогрелись на простых линиях Молодежки и т.д. Поэтому и пошло все как по маслу.
С каждым днем мы повышали и повышали планку. Как посчитал потом Пузан: «У меня было как минимум 6 реальных шансов откинуть коньки, но я ими ни разу не воспользовался».
…
Фрирайд в Туюксу, как и почти везде в Больших Горах, начинается со скитура / беккантри. До своей вожделенной линии на спуск с вершины «воооон той горы», еще нужно дойти. И не абы как. От тактики и грамотности подхода порой зависит все мероприятие.
На фото: подъем на пик Погребецкого, на фоне Молодой Гвардии.
На подобных проектах снегоступам, по-хорошему, уже нет места. Только скитур (для сноубордистов — сплитборд). Тем более весной, когда кондиция снега гуляет от состояния «бетон», через состояние проваливающегося наста, до «каши», и обратно.
Когда ходить и катать приходится уже на пределе возможностей, в сложных снежных условиях, не до полумер.
Тем более что добрую половину времени, снаряды приходится таскать на себе. Рельеф в Туюксу крут, так что, подойдя по леднику к началу крутого взлета, часто приходится «лупить» в лоб.
Одна из первых наших линий — прямо по леднику с пер.Иглы Туюксу . Сложное ориентирование (много вариантов уехать на сбросы), требует чтобы тебя навигировали снизу. Ну и уровень катания требуется однозначно высокий.
Ледорубы, системы, буры — необходимое снаряжение. И, конечно, «холодная» голова на плечах.
За пару дней до нас Игорь Подгурский и Виталий Рейдж (Алма-Ата), сделали первопроезд так называемой «Лопаты» (Северный отрог вершины Туюксу). Она очень вызывающе смотрится из лагеря… Мы решили повторить.
Вкусная, как бы заманивающая верхняя часть, резко сменяется крутым перегибом посередине горы (50-55 градусов в самом крутом месте) и дальше равномерно круто (45) донизу. Осложнения в виде трещин, ледовых сбросов слева и скальника на выкате внизу, присутствуют .
Немного проще чем с перевала Игл, но падения крайне нежелательны — сквозить придется до выката.
И здесь ледоруб полезен для здоровья! Лыжники либо используют палки со встроенным клювом (Grivel, BD), либо вместе с палкой берут в руку ледоруб. Техника вполне имеющая право на существование.
…
Именно на Лопате мы выхватили одно из лучших состояний снега. А все благодаря «мудрости нашего руководства»)). Грамотно выбрали день, подобрали время подъема, выждали наверху пока «подпустит» и т.д. В награду — спуск, который запомниться нам всем.
Причем, в этот же день, рано с утра, мы сделали еще один проезд (скорее всего первопроезд), в кулуаре на Плече Туюксу, но он был лишь прелюдией к этой линии, так что и не стоит вспоминать.
Пик Молодежный (4147). За эти дни съехали с него раза 3-4, в разных вариантах.
На фото: кулуар от вершины в сторону жандармов («правее ножа»).
Но главной линией на «Молодежке» стала линия «по Лапе» .
Снег подсыпало несколько раз. Пришлось даже день «пропустить», просто прогуляться до перевала Тюуксу и обратно, без подвигов. Нужно было дать склонам разгрузиться.
…
Но нам этот снегопад был жизненно необходим. Центральные кулуары Игл Туюксу все были в конусах выносов, ехать было проблематично.
Так что ждали, когда же их засыпет новым снегом. И вот, момент настал.
На фото: подъемная скитурная тропа, под четырехглавый кулуар Игл Туюксу. Там где она заканчивается начинается подъем пешком, со снарядами на рюкзаках.
…
Внизу — наблюдатель. Тоже ведь чертовски важная составляющая подобных проездов. Без навигирования и ретрансляции (в случае плохой радиосвязи), на многих линиях в районе — сложно.
Аня Ханкевич. Специально ждали ее приезда из Ала-Арчи, не катали эту линию. Чтобы сделать первопроезд вместе. И все получилось, как задумывали. Спасибо тебе, Аня, за компанию и терпение!
Кондиция снега / поверхности, конечно, подкачала. Крайне нестабильные 10-15 см свежего, на жесткой ледяно-фирновой подложке. И все это на 45-50-градусном склоне.
Каждый поворот — лавина (loose snow av.), плюс возможность потерять контроль и улететь нафиг из-за жесткой подложки. Так что, постоянный слаф-менеджмент и контроль скорости. По большому счету нормальный проезд из всей команды получился у меня, Ани и Кости Бартоша. Остальные, в меру сил старались сохранить лицо и задницы. Но это нормально.
На фото: открываю склон. Спуск по центральному кулуару (всего у него 4 «головы», мы катнули 2 из них). Сложность центрального кулуара — , правого, который катнули ребята .
Рассказ Ани про первопроезд
Вместе с Костей Бартошом (aka rustigillo)
Заслуженный вечерний отдых. Играем в «Свинтуса» (аналог UNO), ужинаем, болтаем… Отбой в 21-22, не позже, ведь подъем в 3-4 утра, чтобы выходить по холоду и успеть очередной маршрут до дневной жары.
Андрюха Гусаров (Огонь / Fuego!) и Гоша Березин.
Оба — на позитиве и классно гоняют. Можно было бы сказать «наши любимчики», но, черт подери, вся команда такая.
Вано Бетанов (aka Африка)… гроза сгущенки. И вообще любой еды. Недаром что пищевой технолог.
…
И вот, настало время ЛОКО.
Пик Локомотив (4182), виден много откуда в Туюксу, но не так доступен, как хотелось бы, поскольку расположен на небольшом отроге, уходящем в соседнюю долину. И мало на него попасть и спуститься… нужно еще вернуться)). Это целый «великий китайский поход». Для реализации нужна хорошая погода и общий заряд бодрости.
На фото: спуск с Локомотива .
Вершина представляет собой классическую снежную пирамиду. Восходя на нее, получаешь настоящее альпинистское наслаждение.
Возвращение «домой» через южный склон п. Молодежного — один из основных путей. Нужно как-то подняться и остаться живым. Это целая шарада… В целом, можно сказать, что безопасных и простых путей возвращения нет.
На фото: пересечение места схода лавины (сошла только что, дальность выброса 1 км). Нам необходимо попасть на скальный гребень и дальше уже двигаться по нему, в относительной безопасности.
…
Одни из самых восхитительных минут (не считая, конечно, моментов спуска по хорошему снегу) — сидеть наверху горы и просто смотреть…
…
Люди…
Горы…
Линии..
Это и есть квинтэссенция беккантри-фрирайда. Именно эта смесь представляет собой нужный коктейль. Достаточно убрать любой из компонентов и ничего не будет. Именно так: горы + люди + линии, которые пролагают люди в этих самых горах.
Пик Локомотив (слева) и пик Советов (справа). На этих вершинах еще есть по 2-3 шикарных линии для первопроездов, не говоря уже про многие другие. В общем, нужно приезжать еще. На следующий год продолжим.
P.S. Подборка линий и схем района — уже скоро.
* * *
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алекс Кузмицкий, Алена Симонова