Простые мысли про сложные горы

Пишет СтарыйЧайник2, 15.05.2015 17:03

Встретил сегодня на просторах интырнета мнение уважаемого человека, очень хорошо изложившего взгляд на Горы и нас в них, с которым я не могу не согласиться. Потому что он очень кратко, ёмко и точно объяснил то что я понимал и хотел бы изложить, но не мог. В силу своего костноязычия, наверно.

Итак, читайте и впитывайте

Предупреждение Эвереста

Покоритель всех четырнадцати восьмитысячников мира, капитан сборной альпинистов Казахстана Максут Жумаев – о трагедии Непала и Эвереста.

Простые мысли про сложные горы (Альпинизм, альпинизм, непал, эверест)

Землетрясение в Непале - трагедия не только непальского народа. Я в первые минуты воспринял сообщение так, как если бы землетрясение произошло в родном для меня месте. Впрочем, оно и есть родное.

Эверест стал ниже – как будто мне сказали, что ниже стало небо. Океаны обмельчали, земля поменяла ось.

В базовом лагере на Эвересте погибло 50 иностранных альпинистов. Чтобы понять, что такое базовый лагерь альпинистов, надо представить себе палаточный городок длиной в километр на высоте 5 000 метров у подножия ледников. Лагерь разбивается два раза в год - в весенний предмуссонный период и осенью, когда начинается второй сезон восхождений. Одновременно там могут находиться около тысячи альпинистов и шерпов. В центре лагеря - кухня, место отдыха, коммуникационный центр, руководство шерпов (народность, живущая в Восточном Непале, часто выступают проводниками альпинистов). В момент схода лавины, вернее мощного ледопада, сошедшего на лагерь со скоростью 500 километров в час, никого из моих друзей и казахстанских альпинистов там не было. Хоть одно облегчение.

Рок. Над Эверестом навис рок. Второй год гора никого на себя не пускает. Все началось с трагедии, когда ледовый обвал похоронил под собой десять шерпов. Шерпы – как один большой казахский род, в котором есть небольшие подроды, но в целом они одна сплоченная семья, и если у них случается какое-то горе, они переживают его вместе. После гибели проводников шерпы приняли решение бойкотировать восхождения. А это они делают всю черную подготовительную работу, обеспечивая иностранным альпинистам восхождение – обрабатывают маршрут, находят проходы в ледниках, навешивают перила, провешивают веревки, забивают крючья в скалы. Казахстанских альпинистов тоже иногда называют шерпами, так как мы работаем наравне с ними.

Трагедия Эвереста началась задолго до землетрясения. Слишком много алчных людей собралось вокруг горы, делающих на ней деньги, слишком много бизнеса. В какой-то момент великую гору превратили в цирк, в коммерческий парк культуры и отдыха. Эверест для некоторых стал символом престижа, высшей точкой планеты, на которую круто взойти, так же как купить новый «майбах» или последний «феррари». Все четкие пацаны так делают! И четкий пацан платит 40 000 долларов, нанимает шерпов-проводников, запасается кислородом и поднимается вверх, не обладая опытом, элементарными знаниями в альпинизме и почтением к горе.

Деньги есть, значит, готов к штурму. Но достоин ли ты подняться?

Для нас Эверест – это святыня. Уважаемая гора, требующая особого кодекса чести и поведения. Школа казахстанского, читай - советского альпинизма всегда учила, что если кто-то терпит бедствие, ты должен помочь, даже если придется пожертвовать собственным восхождением. В наши дни люди будут умирать, а покорители вершин проходить мимо, ведь они заплатили кучу денег и не хотят нести ответственность за чужое легкомыслие и слабую подготовку. Только вот в горах чужих не бывает. Горы такого не прощают, особенно Эверест.

Когда-то подъем на Эверест был под запретом, считалось, что на его вершине обитают боги. Поэтому до сих пор перед началом каждого восхождения альпинисты проходят церемонию пуджи, жертвоприношение. Лама приносит воду, молоко, рис, читает молитву и говорит богам: «Эти люди, которые идут сейчас на гору, они идут туда с чистой душой, идут не покорять вершину, а в гости к ней. Разреши им, гора, взойти на вершину и позволь вернуться обратно живыми и здоровыми. Прости, гора, им эту дерзость».

Такие слова лама говорил и перед нашим восхождением на Эверест. Это было дерзкое и тяжелое восхождение.

Обычно альпинисты делают до трех выходов для акклиматизации, потом спускаются в зону джунглей для отдыха и только потом идут на штурм с кислородом. Наше восхождение было без кислорода. И на вершину мы поднялись со второго раза…

С моим партнером Василием Пивцовым мы поднялись в передовой базовый лагерь на высоте 6 тысяч 500 метров со стороны Китая. На этой высоте организму уже тяжело; мы акклиматизировались, подготовили маршрут, поднялись через северное седло, переночевали. На следующий день поднялись на 7.400 метров во второй лагерь, оставили там палатку, продукты, провели две ночевки. Поскольку был сильный ветер, нам пришлось спуститься в лагерь. Потом погода стабилизировалась, и мы начали восхождение. 29 апреля ночью вышли на штурм, шли всю ночь. И 30 апреля в 4 часа дня были на вершине Эвереста. Все складывалось хорошо, боги, казалось, благоволили нам, мы достали флаги спонсоров, сделали снимки – однако в свою палатку во втором лагере спустились только 31 числа.

После подъема состояние здоровья Василия Пивцова резко ухудшилось. Мы не могли продолжить спуск и провели так называемую холодную ночевку. Нашли пустую палатку, которая защищала от ветра, но не от холода, и просидели в ней до утра. У нас не было ни еды, ни воды, ни горелки. Всю ночь мы пытались привести друг друга в чувство, кололи друг другу лекарства, растирали руки и ноги, главное было - не замерзнуть и не заснуть. Так два дня мы выживали без еды и питья в страшном холоде, Пивцову становилось все хуже, и перспектива не вернуться живыми становилась все более реальной. В три часа ночи я подал сигнал бедствия.

По этому сигналу, как мы узнали позже, к нам на помощь тут же отправились два шерпа с кислородом для Василия. Но мы не дождались их и наутро еле живые начали спуск. Шерпы нашли нас уже в пути. До передового лагеря мы добрались уже поздней ночью, переночевали и на следующий день отправились в базовый лагерь, затем еще одна ночевка и – отъезд в Катманду. Василию срочно необходимо было сбросить высоту.

Когда альпинист идет на восхождение он теряет очень много жидкости через дыхание, мы с Василием были полностью обезвожены, у нас пропал голос. Помню, когда мы спускались вниз во второй лагерь, навстречу нам шла китайская группа из сорока альпинистов. Обессиленные, мы стояли на коленях и с протянутой рукой просили у них пить. Из всей группы остановился только один, он налил нам воды, треть крышки от термоса, по глотку на двоих. У него был маленький термос, сколько было, столько и смог пожертвовать. Мы были благодарны за это.

Мы напились сполна во втором лагере, натопив снега на горелке, сварили и поели китайской лапши, и силы постепенно начали возвращаться.

Когда спускаешься после восхождения, эмоции на нуле, все выгорает. Ты приходишь опустошенный. Мы исполнили мечту всей жизни - поднялись на Эверест, но у нас не было чувства удовлетворения - лишь дикая усталость.

У каждой экспедиционной команды в лагере есть свой алтарь, где читается пуджа, казахстанцы не исключение. Я упал к этому алтарю и рыдал, не знаю сколько времени. Все отчаяние, страх, осознание, что находишься на краю от гибели, все те эмоции, которые сдерживал, вышли вместе со слезами. После таких восхождений, ночевки на высоте 8 тысяч 400 метров почти никто не выживает, но мы выжили, мы вернулись.

Понимаете, жизнь – она как чашка чая. Когда мы приезжаем на восхождение, эта чашка полна жизни, эмоций, оптимизма, надежд. Но когда ты поднимаешься на пределе сил, она иссякает, и возвращаешься ты уже пустой, жизни остается самая малость на донышке. Если бы мы заснули на высоте 8.400 метров, то испили бы жизнь до конца и уже не проснулись. Мы знали это, потому и выжили.

Я был в Непале десять раз и надеюсь снова туда вернуться. Есть такая гипотеза, что землетрясения происходят там, где есть большое эмоциональное напряжение. Непал уже много лет лихорадит от революций и забастовок, я сам однажды стал свидетелем таких событий, когда в наш лагерь приехали маоисты и потребовали денег на революцию. А недавно террористы расстреляли в базовом лагере Нанга Парбат в Пакистане десять альпинистов. Альпинистов - самых безобидных, благородных людей на свете, как никто далеких от политики и войны.

Землетрясение коснулось даже святынь Непала, разрушены храмы и монастыри, стоявшие веками. Хотя Гималаи очень старые горы, там нет тектонического напряжения. Этого не должно было случиться…

Так, может быть, это предупреждение горы?

К счастью землетрясения подчиняются законам вероятности для конкретного района, а не как результат какой-то кары богов. Но то количество смертей в этом районе уже не случайно, а также подчиняется тем же законам вероятности. Очень много народу, благодаря новым технологиям и коммерческому подходу, получило возможность попробовать взойти на Гималайские вершины. Люди решили, что современные технологии отменяют законы природы, но это не так.
Но как изменить такое потребительское отношение к горам пока не ясно. Возможно этот восходительский бум дилетантов уйдёт сам, когда ценность того, что ты был на Эвересте, тоже станет среди большинства намного ниже, чем сейчас.

с другой стороны, это уже второй подряд сорванный сезон со стороны Непала - после известного инцидента в 2013.

"К счастью землетрясения подчиняются законам вероятности для конкретного района" - это ни о чем фраза.

"ёмко и точно объяснил"

"29 апреля ночью вышли на штурм… в свою палатку во втором лагере спустились только 31 числа"

В апреле 30 дней. С точностью не всё в порядке у цитируемого восходителя.

«В апреле 30 дней. С точностью не всё в порядке у цитируемого восходителя.»
Нет, без нечистой во всей этой истории явно не обошлось.
(Не знаю, можно ли шутить по подобным поводам.)

А если серьёзно, то мысль типа: «горе надоели» у меня появилась сразу после произошедшего, при всём сугубо атеистическом мировоззрении.

***
Просто Природа не будет заниматься вечным массовым спасательством. Кто-то попал под раздачу. Наиболее активно лезущие вопреки напряженной атмосферке - первые на это кандидаты. Напряженность давно чувствовалась. У людей она также выражается в косвенных признаках - эти драки с Симоне и тому подобное. Люди как животные, только затуманенный мыслями взор не дает нам спокойно даже взглянуть в глаза собственному инстинкту.

Про "старые горы без тектонического напряжения" -это перл, надеюсь, журналист сочинил, не Максут

Вот что писали в 2012г.-

В Непале может повториться разрушительное землетрясение
Как заявляют сейсмологи, в Гималаях вполне может повториться землетрясение такого масштаба, какое произошло в 1255 году. Тогда погибла треть населения долины Катманду, в том числе король Абхая Малла.
Эксперты из Непала, Франции и Сингапура изучили речные наносы вдоль разлома, где Индийский субконтинент врезается в Азиатскую плиту со скоростью до 50 миллиметров в год.
При помощи радиоуглеродного анализа они установили, что в одном месте сдвиг поверхности произошёл в результате мощного землетрясения, которое соответствует катастрофе 7 июля 1255 года. Другое заметное по отложениям событие произошло в 1934 году, это было землетрясение магнитудой 8,2.
источник-http://scientificrussia.ru/articles/nepal-quake

Ранее учёным не было известно о разломах на поверхности в результате столкновения этих плит. В результате таких мощнейших событий сбрасывается практически всё накопленное сейсмическое напряжение – вероятно, в Гималаях оно копится несколько сот лет. «Слепые» же землетрясения не выражаются поверхностными разломами.

«Два крупных землетрясения с перерывом в 679 лет привели к фронтальному поднятию молодых речных террас в Восточном Непале. Подобное необычное поверхностное выражение землетрясений подразумевает, что могут существовать и другие разломы поверхности, возникшие в результате землетрясений, ошибочно считавшихся слепыми», – пишут авторы исследования в журнале Nature Geoscience. Рано или поздно такое мощное землетрясение может поразить Гималаи вновь.

Атеисты в горы не ходят.
А если все же сходили - возвращаются верующими

Природа живее человека, вернее мы ее составная часть, и ее проявления мы видим лишь по последствиям. Увы.
Причинно следственные связи, диалоги Большой Природы, таких объектов как Горы - могут услышать киты в океане, коты в домах, да собаки на привязях
Перед землетрясением животные волнуются, птицы замолкают...

верно...
а накрывает этими мыслями (меня, не знаю как других) почему-то после спуска, и очень редко на высоте.

Несколько лет назад в нашем городе было землетрясение, тряхнуло чувствительно 6 баллов. Я на 8-ом этаже испугался не на шутку, просто какой-то животный был страх. Трясло секунд 10. А мой кот сидел на полу. Когда стало трясти поднял голову че то там соображал, потом опять лег дрыхать. Наверно он совсем тупой что-ли. Теперь во все эти животные предсказания не очень верю.

Извините, коммент товарищу выше.

Про животных и землетрясения- это популярное заблуждение, к сожалению не все так просто. В советских институтах сейсмологии были лаборатории с животными- ничего они не чувствуют. Насколько я помню, есть один задокументированный случай предсказания животными. Но через несколько лет там же (в Таншане) произошло еще одно, погибли по-моему между 200 и 600 тысяч, ни одна собака не пикнула.

"Атеисты в горы не ходят".
А куда тогда я хожу?

:-)

Подыграю:
в ад или рай в зависимости от погодных и иных природных условий)))

Охота, когда то, была делом выживания, люди охотились на зверей что бы выжить, и это было понятно. Сегодня люди охотятся на людей(пейнтбол), называют это спортом, и нормальному человеку, понять это уже трудно.
А много ли спорта осталось в нынешнем альпинизме?
Чистого альпинизма - как религии, как средства приобщения к вечному и настоящему, как к способу познать свое место в Великом Творении, уже нет.
Без ног, без рук, слепой, не имеющий никакой подготовки, просто скучающий и от нечего делать, да будь та какой угодно, лишь бы деньги были. Затащат, сфоткают, пропечатают в журнале о твоем подвиге и пресс конференцию устроят с подобранными вопросами и ответами. Плати дорогой. Любой каприз за ....
В Непале, это индустрия, причем индустрия в которую непальцы не вложили ничего.
Я уверен, что когда происходил момент творения то использование Гор, как средства обогащения, не предполагалась.
Мне противно смотреть как вооруженные и экипированные по последнему писку, с набитыми долларами карманами, изображают из себя первопроходцев и покорителей. Да и черт бы с ними, но посмотрите, как стали развращены непальцы, деньги делаются на всем, каждый приезжий для них источник дохода. Цинизм, жадность, расчетливость, и полное отсутствие понимания Божественности окружающего.
Может быть то что произошло есть плата?
Но! При всем при этом, я люблю Непал, и билет на октябрь у меня в кармане.

Божественность окружающего заканчивается после первой тройки. Альпинизм, это азартная игра.

Апокалиптические настроения- результат личного или группового социального бессилия против своих же слабостей и пороков. Есть в этом пессимизме и большая доля страха перед смертью
Хуже всего, когда эти пороки узаконены, вплетены в каждый день жизни самим же озабоченным социумом
1. Типа давно все курим, пьем и скоро все помрем.
2. Это (1) плохо, поэтому надо финансировать медицину, относить продажу алкоголя от школ, оборудовать курилки на предприятиях. Демократия в общем, с пышным букетом
А виноваты Колумб и Менделеев - один привез табак, другой по научному разбавил спирт.

Я только что с Эльбруса, нас в группе было 9 человек - ни одного курящего.
Естественный отбор, никакой алхимии

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.

© Юрий Левитанский

Вы то верующий, то сторонитесь суеверий. Креатив годный.

Люди всегда занимались и занимаются приписыванием антропоморфных черт нелюдским существам и даже предметам - начиная с кошек и собак и кончая - как здесь - Эверестом и даже вселенной. Это прямое проявление социальных инстинктов, и прямой источник суеверий. Не бином Ньютона(с), предмен давно изученный.

Но даже если принять что Эверест человекообразен (я не про мужика а про Гору), то полагать что колупание букашек на его поверхности может его как-то интересовать, не говоря уже беспокоить - это, согласитесь, мания величия.

Огромное количество смертей вызванное тем что в сейсмичном районе строят несейсмоустойчивые строения - это конечно трагедия, но 100% закономерная. Винить природу в том что она такая какая есть довольно глупо. Лет уже 10 назад было очень показательное совпадение. С интервалом примерно месяц было два землетрясения, практически одинаковой силы, 7 с чем-то - в Иране и в Калифорнии. В Иране сравняло с землей глинобитный город и десятки тысяч жертв, в Лос Анжелесе погибло 2 человека при обрушении какой-то исторической башни. При том что население попавшее вод землетрясение в Калифорнии превосходит население иранского городка еще раз в 100. Очень показательно.

"Колупание букашек" - приводит к исчезновению гор целиком как таковых (Южный рудный Урал), к затоплению сотен километров долин водохранилищами ГЭС.
Лень и желание человека быть всегда в тепле, сытым и с унитазом = разрушение.

Новосибирские дачники, халявщики, облепили своими огородами и домиками берега и поймы рек и удивляются - что их нынче затопило.
Конечно шаман скажет - ЭтО Предупреждение реки ;)

Вы еще про Кармадон начните.

Когда особонадоедливые комарики мешают спать, их таки прихлопывают.
Интересно: эти самые комарики перед тем как их прихлопнут - рассматривают человеческую тушку как живую или просто как объект которым питаются?
Или они статистику наводят на тему: почему нас иногда прихлопывают?

Да уж, мысли проще некуда.
Разве Бог наделил человека дурными качествами? Разве человек рождается убийцей? Почему же войны идут тысячелетие за тысячелетием, а садизм и стремление истребить миллионы себе подобных как жили в представителях самых разных рас и вероисповеданий, так и живут?
Не горы мстят - человечество сжирает и уничтожает само себя, придумывая этому целые теории. Остальное - словеса, кружева образов и мыслеизмышлений.

1. Как только у человека появляется власть, хотя бы над одним себе подобным - тут все и начинается. Тут же появляется идеология, теория - объясняющие, оправдывающие эту микро иерархию
2. Так появляется хотя бы один зависимый человек, вольно или невольно ставший прямым или косвенным рабом - значит система готова к "развитию".
3. На третьей стадии появляется сила подавления и устрашения (типа опричнины)
4. Потом система распределения и наказания. Теория "справедливости и равенства" - по сути не достижимая большинством общества
5. Вокруг Враги - из за которых все плохо
6. Альянсы, союзы, родственные связи - с целью сохранения власти
7. Женщины, из-за которых все что выше периодически теряет смысл
8. Далее - циклы повторяются
9. Между сменами элит - оттепели

Ку!

А почему в Вашей последовательности женщины только на смене циклов?
Всё остальное время они что, дома сидят?

Во сказал!!! В цитатник.

To SSh
Бог придумывал, придумывает и будет придумывать испытания для людей.
Различными способами, в том числе войнами и землетрясениями.
А далее: по делам их.

богов придумали люди.
чтобы было легче объяснять то, что не поддается объяснению.
как можно вместе верить в одного бога с самыми отъявленными мерзавцами, садистами и умалишеными?
вот за это боги и наказывают.

Интересные подробности от Жумаева. Ребята пренебрегли акклиматизацией и чуть не умерли. Странно, но до этого у них был опыт трех низких восьмитысячников. Видимо, недостаточный.

Не трех, а десяти, включая Канченджангу и Макалу. А про акклиматизацию- им виднее, вот сходим сколько они без кислорода, тогда и судить сможем.

Продолжительная гипоксия убивает нервные клетки. Спросите у любого специалиста по человеческой физиологии. Любые высотные восхождения убивают мозг. Что с мозгом делают бескислородные восхождения на восьмитысячниники подумать страшно. Конечно не всем приходится регулярно мозги упражнять, так что многие за собой никогда ничего не заметят. Но физиология есть физиология.

То что после десяти бескислородных восьмитысячников люди немного чудят - да нормально все.

1. Формально, да - десяти. Большая часть под руководством Ильинского. Самостоятельно: Чо-Ойю 06, Дхаулагири, Аннапурна 07. Высотные восхождения - это опыт и тактика. Самостоятельный опыт - три низких восьмитысячника. На высоких - чуть другая тактика, другая акклиматизация, дополнительный выход, больше времени.
2. Судить никого не надо, но поговорить можно. Прежде всего для того, чтобы учиться не на своих, а на чужих ошибках.
3. Не считаю правильным мериться ... м-м-м ... авторитетом. Количество не всегда переходит в качество. Но если для Вас это важно: у меня десяток восхождений выше 7К, большая часть руководителем.

Говоря о подробностях, заметил один существенный момент: ребята говорят, что на спуске использовали кислород. Однако везде это восхождение анонсируется как бескислородное. А использование кислорода, в любой момент восхождения, исключает его из списка бескислородных.

Ребятам шерпы дали кислород в медицинских целях между С1 и С2 с китайской стороны, а китаянка в прошлом году залетала на вертаке сразу в С2 с непальской стороны. И ей восхождение все засчитали, в том числе и большинство на этом форуме.
Чтож, бей своих чтоб чужие боялись?
Не судите и да несудимы будете!

Попробую отделить мух от котлет.
Лукавство в любом виде порицаемо, особенно в игре по заданным правилам, особенно если есть претензия на рекорд. Что мешает сказать сразу, что на восхождении использовался кислород, упомянув обстоятельства? Это будет честно, и заслужит только уважение. Балыбердин в 82-м дышал кислородом на ночевках и не претендовал на бескислородное восхождение. Он от этого стал менее великим? Зачем ориентироваться на плохой пример, равняйтесь на лучших.

Пытаетесь защищать позицию, вываливая все, что приходит в голову, не брезгуя ничем. Когда научитесь контролировать поток сознания, можем быть продолжим.