Дугоба: новый маршрут на Малый Замок

Пишет Pablo, 12.05.2015 09:05

Развитие района Дугобы продолжается !

Благодаря пробитым в прошлом году дорожкам занятия можно проводить более безопасно и эффективно.
В конце апреля Леша Тюлюпо , необремененный инструкторскими заботами :), сделал отличный подарок всем любителям района. В двойке с Геной Узловым они прошли новый маршрут на Малый Замок. В мае маршрут прошли ещё три группы. Вторая группа наделала фоток, маршрут почистили и пробили в нужных местах.
Ниже публикуется авторский отчет о восхождении с некоторыми дополнениями и исправлениями от второпроходимцев.

Паспорт восхождения,Памиро-Алай, ущелье Дугоба
Тренер: Ермачек Ю.
Выход на маршрут и возвращение 22.04.2015

Общая характеристика вершины Малый Замок и Западной стены
Малый Замок является ближайшей к альплагерю Дугоба вершиной. К настоящему моменту, на нее проложены 2 маршрута – 2А и 2Б, которые начинаются с большого кулуара в правой части массива и ведут на вершину по Восточному гребню. Маршруты пользуются большой популярностью, так как отлично подходят для акклиматизации учебных отделений. Западная стена полностью просматривается из лагеря, однако, к настоящему моменту на нее не было проложено ни одного маршрута. При прохождении Западной части стены был обнаружен старый крюк, однако, нам неизвестно, был ли он забит при учебных занятиях, или другой прошедшей стену группой. Западная стена заканчивается простым ребром, который выводит на используемую для спуска тропу, по которой нужно набрать еще 200 метров до вершины.
Рельеф стены напоминает крымский, однако на пройденном маршруте достаточно много живых камней. Возможно прохождение и других, более протяженных линий, ближе к центру стены (пройдена 4А по центру, А.Тюлюпо - А.Черемных, описание готовится).

Описание маршрута на вершину Малый Замок, по левой части Западной стены.

Подход под маршрут начинается от альплагеря Дугоба – вверх по дороге. Перед первым мостом следует повернуть налево и подняться на 500 метров по травянистому, поросшему лесом склону, обходя скальные массивы. Подход от лагеря занимает час-полтора. Стена начинается на высоте 2800 метров.

Первая веревка маршрута начинается чуть левее центра стены, по внутреннему углу, выводящему на большую наклонную полку (на полке живые камни,внимание !), где можно организовать станцию на дереве (35 м. IV, 70°).
Участок R0-R1

Вторая веревка начинается от станции прямо вверх - шлямбур 2 метра выше дерева, и затем уводит траверсом налево - два шлямбура на траверсе, на небольшую полку. Станция на двух шлямбурах. (15 м. IV, 75°; 15 м. III, 65°)
Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)
Участок R1-R2

Третья веревка является ключевым участком маршрута. Первые 20 метров проходят по внутреннему углу. Затем, нужно сделать траверс налево по плите, и, оставляя карниз справа, вылезти в монолитный внутренний угол (35 метров V, 80°). Здесь можно сделать станцию на закладках и френдах, или пролезть еще 10 метров и выйти на гребень (10 метров V, 75°). Чтобы от станции R2 вылезти на гребень необходима веревка 50 метров !

Участок R2-R3

Далее двигаться слева от гребня над стеной (R3-R4, 200 метров II-III). Рельеф менее монолитен, чем на первых трех веревках, затруднена организация страховки. Затем, также слева от гребня, двигаться в направлении вершины, до выхода на спусковую тропу (R4-R5, 350 метров II-III). Из натуральной страховки в основном редкие деревца. При втором прохождении скалы были в снегу. Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)Дугоба: новый маршрут на Малый Замок (Альпинизм, памиро-алай, описание, тюлюпо, 3б)Одновременно отработали только 2,5 веревки- лазание нетрудное ,но при срыве одного вся связка улетает. Остальную часть провешивали.
Тропа на вершину идет от травянистой перемычки налево, в узкий осыпной кулуар. После выхода из кулуара к вершине ведет хорошо заметная тропа.

Маршрут логичен. Если не искать шестерок на тройках,то заблудиться сложно. Маршрут позволяет отработать разные схемы передвижения в связках и взаимодействия.
Первые три веревки - классический Крым (известняк, отличное трение, арча вместо земляничного),достаточно монолитно, живье на полках (частично сброшено). Хорошо идут якоря,френды ,закладки. Где кроме якорей ничего не идет забиты шлямбура: 3 на второй веревке (один 2 метра выше станции, два на траверсе), 2 шлямбура на станции R2, 3 на третьей веревке (один в начале угла, два на траверсе).
По хорошему шлямбур надо было забить на станции R3 , но болты кончились. Станция R3 на зеленом дереве,напрягающем своей пустотой в середине :), + справа на гребне оставлен крюк.

Ещё немного фоток с разных точек маршрута:

Для интересующихся заработал сайт района: http://dugoba.com/ru/index.html

Наконец то полезные новости на Риске, а то на главной 9 новостей про два события. Спасибо, Павел!

Классно!!
Паша, спасибо за пост:)))

"Западная стена ... к настоящему моменту на нее не было проложено ни одного маршрута."

На ее "треугольник" ходили почти по центру, не раз, еще когда начучем был Бочаров. В конце 80-х видел сам работавшую на ней группу; по-моему, - кого-то из сибиряков. Но вот нитку маршрута, к сожалению, за давностью не вспомню.

если есть какие-то конкретные сведения - поделитесь.

Пропали, увы, почти все материалы из картотек КСП Дугобы, из овчаровского КСП в Ташкенте, и из самого лагеря: затеряны, разбазарены, или украдены. Может, нарисую примерно, если будет снимок стены из самого лагеря. Подход к началу был прямо в конце зеленого склона, он и упирался в начало. Оттуда влево-вверх уходила крутая наклонная полка, зигзагом, вот по ней и лезли. Оценивали - как 3Б-4А. От прошлого года остался лишь снимок с тропы. IMG_4541Кстати, очень сложно найти подход под старые двойки. Не прочертите здесь, примерно, а также - где именно вершина?

Спасибо, Павел! Дугоба живет, и это главное.... Может быть стоит подумать о траверсе всего массива Замка? Малый Замок - Центральная Башня - Южная Башня. На мой взгляд, неплохо бы получилось. Малый замок 28. 02. 1971. 1971 год.

У Старикова был отчет на М.Замок, в разделе не классифицированные. По крайней мере со слов Ляпина. Мне его получить так и не удалось. В любом случае, мне кажется это уже не имеет смысла. Что утеряно, то утеряно. Надо первопроходить заново и просто описывать, благо места еще есть: М. Замок (есть еще бастион над переправой и кошем), Калькуш с С и З стороны, Сурменташ (вот точно объект), Машалян, Узбекистан (СВ стена)

На Узбекистан по СВ стене (овчаровский маршрут) нитку я нарисовать смогу, ходил, - если будет ее (стены) фото в фас, как и на Калькуш ЦС ребро, 3Б. На запад от Калькуша, вроде, нет рельефа; есть ЮЗ гребень, 2-ка. В прошлом году, находясь на некоторых вершинах с GPS, обратил внимание, что в классификаторе высоты занижены на сотню - другую метров, по сравнению с его показаниями.

Спасибо, но я имел ввиду несколько другое: на СВ стене всего два маршрута, остальная стена пуста: упервопроходись. У Калькуша на З есть стена в общем гребне с Конструкторов. Она короче чем Конструкторов, но также монолитна и вполне хороша собой. Байназаров мне в свое время говорил, что он там ходил первопроход, у меня даже фотка с его ниткой есть, но она издалека и точно сказать где маршрут идет очень сложно. Опять же это всего один маршрут, а места дофига. С севера на Калькуш есть 2 тройки, но также есть стена в перемычке между Калькушем и Конструкторов. Точно не помню подробностей, но выглядела вертикально. Я к тому, что в Дугобе есть еще не хоженые монолитные стены просто надо отойти подальше.

В Дугобе места для первопроходов полно - хоть на Калькуше с обоих сторон, хоть на З.стенах от САГУ до Веч.Свердловска. СВ стена на Узбекистан не так уж и широка, и оба маршрута - бастион Миши Королева и овчаровский - на самых логичных линиях. Разве что правее овчаровского, за кулуаром, добавить. Рядом, на п.Матерей, есть лог.линии, на Ленинградец. Да даже на З.стену Замка.

Удивительно, но, насколько знаю, до сих пор не пройдены правый ледовый "галстук" и скальная стенная часть правее него на С и СВ стене красавца Акташа. Хотя о попытках на "галстуке" знаю. IMG_5036

Малый Замок по центру ходили в инструкторской двойке в 1978 году в пересменок . Заявляли как 4А. Прохождение лазанием, без шлямбуров.

центр тоже пролезли,тоже лазанием. Нет сведений в классификаторе...отчет случайно не завалялся ?

Паш, отчет завалялся у Шатаева в папке "не классифицированно", копия вроде есть у Ляпина, но добыть мне не удалось...

Поискал отчет по центру, и, что удивительно - не нашел...

Есть несколько вопросов к знатокам района. Ну с пиком "20-летия Дугобы" я разобрался... А вот известно ли расположение следующих вершин: Инструкторов, Лаврентьева, Джанибекова, Невский, Трум, Ветеранов, Скальный?
Про вершины от которых остались лишь примерные высоты даже и не спрашиваю хотя, наверное, стоит - может кто по фамилиям участников сможет выяснить откуда команда и их координаты.....

вот такую карту Леха нарисовал:

Скальную и Конс(Инс ??)трукторов это понятно. а вот остальные где-то блуждают

Честно сказать таких названий я не знаю. В классификаторе по Памир-Алаю их нет, и сходу я не могу найти ни один отчет, где они бы хоть как-то упоминались. Если перейти через пер. Карнизный (маршрут 3А на Безымянную в ущелье Улитор), то попадешь на ледник Трум. Там по Ю борту ледника есть отрог, который начинается в. Фергана, а дальше есть еще сколько-то узловых вершин. Может стоит искать там.

Есть еще такой старый забытый район как Шаит-Бурсун. Там раньше ходил от 4-к, до 6-к. Теперь ходят только 6-ки на Шаит и то очень редко. Но я проверил, там таких названий нет.

Глубокая осень. Глубокая осень. Под гребнем ледник Шаит. В разное время года.

Осень... Почему-то одна фотография два раза вставилась....

Маршрут классифицирован Федерацией альпинизма и скалолазания КР. соответственно где-то осенью должен появиться в российиском классификаторе

Паша привет! Случайно увидал у тебя эту статью. Я ходил его с Сережей Соколовым, молодой парнишка из Ферганы. Я тогда жил ещё в Фергане, последние годы, потом уехал в Новосибирск. Начальником КСП был Лёня Громов, ферганский. Он нас выпустил. Как мы сходили я тебе нарисовал на фото из твоего рассказа. Я потом уехал, Серёга остался оформлять, но Громов послал его подальше. Маршрут не оформили.

Были мы в этом году в Дугобе на Новый Год. И на 3Б ходили тоже.
Фото оличаются от летних :)