Туюк-Су. Terra Cognita. Анна Ханкевич для "РИСК онсайт" № 58
Продолжаем публиковать архивные материалы.
На этот раз - материал Анны Ханкевич из "РИСК онсайт" №58 в рубрике "Ски-турим".
Туюк-Су
Terra Cognita
Анна Ханкевич
Фото Виталия Комарова и из архива автора
Горы Заилийского Алатау давно известны в альпинистской среде. Мы решили проверить, насколько этот регион перспективен для ски-тура и бэккантри.
Был и я мальчуган, и в те годы не раз
Про зеленый Чимган слушал мамин рассказ.
Только в моей жизни это был рассказ про Чимбулак. Медео для меня было как «терра инкогнита», далекая и желанная. Но есть мечты актуальные, к исполнению которых активно стремишься, а есть латентные, обычно они сидят глубоко, не напоминают явно о себе, но лишь ждут момента для реализации…
И прошло не менее четверти века с того, как я услышала эти названия. Я много путешествовала, даже была раз в Алма-Ате. Но, видно, не время было для исполнения, и я тогда проехала на велосипеде по соседнему ущелью, двигаясь в сторону Иссык-Куля.
Прошлой осенью, без четкого направления серфя по Интернету, я наткнулась на одну замечательную фотографию.
Автором оказался Виталий, лыжник и альпинист из Алма-Аты, фанат поиска и реализации первопроездов. Он мне и рассказал, что совсем недалеко от их дома есть замечательное место, которое крайне интересно для бэккантри, причем сезон очень долгий – до июня. Я навострила уши и как услышала знаковые слова «чуть выше Чимбулака», сразу решилась. Вопрос с закрытием сезона был закрыт (простите за тавтологию) уже в ноябре.
А потом собиралась команда. Поскольку мечта была моя, я и приглашала всех интересных личностей, встречавшихся в течение сезона на моем пути. Большинство благоразумно отказывалось, но у некоторых знакомо загорались глаза. Казахстан? Летом? На лыжах? С удовольствием!!!
В итоге собралась интернациональная команда.
Это главный гид, гражданин Казахстана Виталий. Благодарности нашей нет предела, он организовал все и вся.
Кроме меня, еще один представитель России – наш оператор Андрей Зажигин, как и любой оператор, он до сих пор монтирует наше видео.
Француз, давно влюбленный в Россию и ее обитателей, – Яник Безансон.
Шведская девушка, которую я встретила на ски-туре в Хибинах, – Кристина, явный лось по части восхождений, несмотря на свое вегетарианство.
И украинец Алексей Чистяков, проходивший под категорией «главный танк», готовый топтать ступени с утра до вечера без остановки.
И вот, собрав не знакомых друг с другом людей, вооружившись смутной идеей покататься где-то высоко в горах, мы выдвинулись в район Туюк-Су.
Район этот, давно облюбованный альпинистами, имеет громадный потенциал и для ски-альпинистов и прочих любителей скольжения по замерзшей воде. Несомненным достоинством этого региона является близость к цивилизации и удобство заброски – до Алма-Аты всего около 30 км. Билеты туда стоят адекватных денег, летает несколько авиакомпаний.
Заброска возможна на полноприводных машинах. Надо добраться до гляциостанции T1, расположенной на высоте 3450 м, это самый комфортный вариант проживания.
Дорога до горнолыжного курорта Чимбулак идеальная – асфальт. Дальше похуже, грунтовка с большими валунами. До первой метеостанции Мынжилки (3040 м) обычно чистая, но вот дальше все зависит от снежной обстановки, дорога может быть еще покрыта снегом. Нам повезло: наши водители, приятели Виталика, оказались любителями экстремального вождения и с помощью лопат и такой-то матери забросили нас очень высоко, до базового лагеря оставалось дойти буквально полчаса пешком. Даже в самом худшем варианте пешая заброска должна быть не больше часа, причем крайне рекомендую воспользоваться помощью "шерпов" для заброски.
Основная сложность данного региона – тут достаточно большие высоты. Проживание на трех с половиной тысячах со всеми вытекающими последствиями: головная боль, бессонница и пониженная работоспособность.
Проживание возможно в «бочках», очень похожих на эльбрусские. Там удобно, тепло, есть кровати и прочие элементы мещанского быта. Готовили мы на своем газу и на печке (на входе в каждую бочку есть печка), все продукты надо принести с собой. Кстати, на мобильную связь особо не рассчитывайте, для получения SMS надо обычно сбегать на ближайшую горку.
Ну а теперь про главное.
Катание интересно своим разнообразием. Вокруг пики высотой около четырех тысяч, есть варианты для самого разного уровня подготовки.
Ближайший к базовому лагерю – массив пика Молодежный. Достаточно простой и безопасный подъем на перевал делает эту область идеальной для акклиматизационных выходов. Спуск возможен с перевала Молодежный (версия light), с пика Молодежный (intermediate, трещины) и с правых по ходу подъема кулуаров (версия hard,опасность схода лавин).
Рассказывает Антон: «Я поехал проверять свой кулуар. В нем был целяк, тяжеловатый, но целинный снег, в ИЮНЕ! Я сорвал все сливки! Когда сливки с характерным хлопком понеслись прыгать со скал, я отскочил в заранее намеченное место».
Также крайне интересная и близкая область – обратка пика Титова. Идти до нее совсем близко, а спуски по интересным кулуарам с вариантами. Думаю, что здесь идеальное место для тренировки перед соревнованиями по фрирайду, большое количество возможных линий с дропами. Жаль, что мы попробовали эти склоны только перед отъездом.
Обычно наш день начинался рано утром. Специфика района такова, что к 11 уже сильно тепло и лавиноопасно, поэтому лучше к этому времени уже закончить спуск. Подъем в 3.30 – 4.30, попытки запихнуть в себя завтрак, преодоление любимой морены, подъем: «Кто тропит снежник по утрам, тот поступает мудро». В 10 на месте старта, спуск, снова морена, отдых, тихие игры (например, международный турнир по настольному теннису), ужин и попытки заснуть пораньше.
На следующий день повторение.
О морене хочется отдельно сказать несколько теплых слов. Практически все споты находились за ней. Вначале она была прилично покрыта снегом, но снег уходил со стремительной быстротой, а также стремительно возрастала частота переходов «снять лыжи – надеть снова». А если добавить к этому жару, усталость после восхождения, желанность бочек с питьем, то понятны будут наши терзания при траверсе.
Надо отметить, что погода вносила свои коррективы. Более переменчивой и непредсказуемой небесной канцелярии мне не приходилось встречать, хоть я и не первый год в горах. Погода менялась на противоположную по несколько раз на дню. От жары в 20 градусов на солнце до снега проходило не более получаса!
Мы два дня ходили вглубь ледника Туюк-Су. Там расположен большой цирк с несложными проездами, а в левой по ходу подъема части хороший кулуар, подняться по которому до верха помешала погода. Вообще, условие начала спуска не позже десяти утра предъявляет повышенные требования к дисциплине группы, а также к темпам подъема…
Еще одна область, достойная особенно пристального внимания, – напротив гляциостанции, это массив Орджоникидзе – Партизан – Иглы Туюк-Су. Тут несколько вариантов, все достаточно сложные. Мы остановились на двух: ребро «Холодные перья» и левый кулуар с перевала Партизан. Но там еще первопроездов на несколько лет вперед хватит!
На этом остается поставить жирную точку. Или многоточие. Ведь так много еще не катано в этом ущелье…
Полезно знать
Заили́йский Алата́у – горный хребет на северо-западе Тянь-Шаня, на границе Казахстана и Киргизии. Преобладающие высоты 4000 – 4600 м. У подножия расположен город Алматы, который связан самолетным сообщением со всеми крупными городами.
Заброска несложная, первые 20 км асфальт, далее 8 км грунтовка и около часа пеший подход (в зависимости от снежного покрова).
Проживание возможно в «бочках» гляциостанции T1, расположенной на высоте 3450 м. Условия комфортные, во всех «бочках» есть печки и кровати. Питание не предусмотрено, продукты и газ надо иметь с собой.
Сезонность катания – с конца ноября по июнь. В ноябре очень нестабильный покров, зимой снег сверху сдувает, на крутяках лед и возможно катание в лесной зоне. В целом район очень лавиноопасен.
Зона 1: Молодежный п. (4147 м). Ближайшая к базовому лагерю вершина, несложный подъем на пер. Молодежный (3735 м) и дальше по ребру. Спуски возможны по пути подъема (широкое поле, опасность трещин), по левой части склона (более крутые снежные склоны со скалами) или справа от перевала.
Зона 2: наиболее доступная зона для катания, подъем на ски-туре на ребро п. Титова, спуски на северную сторону. Небольшой набор, разнообразный рельеф, изобилие линий с дропами. Достаточно безопасная и интересная зона.
Зона 3: истоки ледника Туюк-Су. Достаточно долгий подход в цирк, около полутора часов. Возможен подъем/спуск по правому ребру в. Туюк-Су (4218 м), а также по кулуару слева от вершины.
Зона 4: Пик Партизан (4208 м) – одна из самых красивых вершин района. Двумя скальными башнями она возвышается на снежно-ледовом основании. На него ведут два соединяющихся вверху кулуара, оба проездные, продолжительные и красивые (2Б по альпинистской категории). Подход и подъем долгие, на маршрут надо выходить очень рано.
Зона 5: «Холодные перья». Это условное название бокового хребта в. Отечественной Войны (4050 м), представляющего собой разрушенный веерообразный гребень, с северных склонов которого сползает небольшой ледник Маяковского. Подход от базового лагеря длительный, необходимо пересечь морену. Северная ориентация склонов позволяет более поздние спуски.
Место: Туюк-Су
60
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Если последний вариант, то какой путь её получения в этой программе?
1. Домики. Есть технология и оборудования для того, чтобы построить торкретом домики в виде юрт. Такие домики не просто дань традиции казахов. Если сделать пол бетонным, то домик может стоять хоть на морене, хоть на леднике. Приковать его тросом к скале и будет под ним ледник ползти. Нет фундамента - нет разрешений. Местные альпинисты поддержали идею таких домиков и для себя. У меня пока нет денег даже доставить оборудование из Калуги. А потребуется еще и материалы. Подробнее я описал на форуме sppas в теме «Идеальный дом» от 27.12.2014, 11:51.
2.Канатка от дороги до приютов и до хребтов. Читайте на том же форуме тему «Струнный транспорт», страницу №2. Суть струны. Это неподвижный канат в стальной трубе, который можно закрепить к скале. Даже если струна и будет с параболическим провисанием, зажатая колесами каретка сможет тащить человека вверх. Просто после подъема группы, последний (обслуга струны) должен пристегнуть все каретки к струне и катнуть их вниз или съехать сам.
3. Электричество. В горах полно ветра и змеек из парашютов (от кайта) на веревке, которая раскручивает барабан лебедки, у которой двигатель работает в режиме генератора. Когда канат заканчивается, парашюты складываются и двигатель в режиме холостого хода сматывает веревку. Затем все повторяется. На эти разработки пока совсем нет денег, но уже первых двух достаточно для старта бизнеса, который даст возможность любителям гор и лыж быстро забрасываться на любые хребты в любую погоду и дешево жить.
Я родился вырос в Алма-Ате, но живу пока в Калуге.