Северо-Восточный Алтай

Пишет kandid, 03.04.2015 11:56

Год назад сходили в приятный лыжный поход по Северо-Восточному Алтаю.
Северо-Восточный Алтай (Туризм, лыжный туризм)

Где это?

Северо-Восточным Алтаем мы будем называть территорию, ограниченную с запада долиной Катуни, с востока Телецким озером и долиной Башкауса, с юга долиной реки Кадрин, с севера долиной реки Бия. В литературе (в частности, в старом путеводителе Т. Дулькейта «По Восточному Алтаю» [*Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1971 г]) приводятся более широкие границы района, включающие в себя и Айгулакский хребет на юге, и Абаканский на востоке, и даже Бийскую гриву на севере.
Наиболее значительными хребтами Северо-Восточного Алтая являются: Сумультинский хребет с высшей точкой 2756 м; хребет Иолго, образующий водораздел рек Бия и Катунь, с вершиной Альбаган (2626 м), а также хребты Алтынту, Куминский, Тангош и другие с их многочисленными отрогами. Рельеф этой части Алтая в основном сглаженный — плосковершинные куполообразные гольцы, имеющие, как правило, на северных склонах кары. Альпийский рельеф приурочен к наиболее высоким отрезкам вышеупомянутых хребтов Сумультинского и Иолго, а также соединяющего их Уйменьского горного узла. Долины глубоко врезанные. Величина вертикального расчленения достигает 1 км.

Замысел маршрута и его реализация

Отправной точкой для планирования этого похода стала статья В.Буяльского «Лыжные маршруты по Северо-Восточному Алтаю», опубликованная в 1990 году в 25-м выпуске альманаха «Ветер Странствий». Сейчас текст этой статьи несложно найти в Интернете. Отметим, что к настоящему моменту информация, приведенная в данной статье, несколько устарела. Но именно прочтение этого материала четверть века назад породило желание отправиться зимой в северо-восточную часть Алтая. В сезоне 2014 года настало время для реализации давнего проекта.
По своему техническому потенциалу эти горы уступают хребтам Центрального Алтая, а по своей неизведанности и новизне уступают Монгольскому Алтаю, но, тем не менее, здесь можно найти много не пройденных перевалов и вершин. В зимнее время район не пользуется большой популярностью у туристов, за исключением так называемого «Бийского района» (подразумевается западная часть, окрестности массива горы Аккая), где популярны относительно несложные походы «местных» групп из Бийска, Барнаула и Новосибирска. Лыжные маршруты с большим охватом района не проводились здесь уже порядка 20-30 лет. За это время изменились и снаряжение, и тактика; появилась GPS-навигация, что позволяет смелее планировать маршрут.
Северо-Восточный Алтай можно считать эталонным лыжным среднегорьем. Здесь нужно ходить на лыжах! (а не тащить их на себе по наледям или через скальные перевалы высоких категорий). Визитной карточкой района являются прекрасные парковые кедровые леса, повсеместно образующие верхнюю границу растительности. Обратная сторона этой особенности – глубокая тропежка, характерная для передвижения в зоне леса. Чтобы минимизировать эту трудоемкую процедуру, мы старались проложить маршрут с максимально возможным нахождением выше границы леса, но запланировав все ночевки в лесу, с дровами. Относительно невысокая техническая сложность хребтов позволяет проходить длинные участки траверсов, особенно зрелищные при хорошей погоде.
С точки зрения логистики район удобен для организации хорошего линейного маршрута: удобный и относительно дешевый подъезд заказным автотранспортом через Телецкое озеро или по долине Катуни.

Нитка маршрута

[Артыбаш, Телецкое озеро] – слияние рр. Учал и Пыжа - р. Учал ↑ - в. Ямбаш (2535 м, 1А, рад.) – траверс вост. склонов хр. Ямбаш – пер. Учал (2150, 1А) – р.Уйкараташ ↓ – пер.Штатив (2388 м, 1Б) – р.Карасазкан ↓ - попытка восх. на в. 2756 м (до предвершины 2386 м) – пер. б\н (2030 м, н\к) – р. Айрык ↑ - траверс в. 2547 м (1Б) – р. Аксазкан ↓ - пер. Чевош (2061 м, 1А) – верховья р. Чевош – траверс хр. Иолго (1Б) – верховья р. Бостал – траверс в. Альбаган (2626 м, 1Б) – пер. Альбаганский (2166 м, н\к) – р.Ложа ↓ - пер. Кубинское Плато (н\к) – верховья р. Аярык – пер. Айрыкский (2055 м, 1А) – верховья р. Аккая – в. Аккая (2402 м, 1А, рад.) – пер. Аккаинский + пер. Бугаташ (~2030 м, н\к) – Каракольские озера – р. Каракол ↓ - р. Элекмонар ↓

Подробный отчет о путешествии расположен по адресу:

Северо-Восточный Алтай (Туризм, лыжный туризм)
Мы шлем вам весточку с Алтая,
Из глубины сибирских руд,
Где замерзает гениталий -
Уж больно климат местный крут.

Вершины скрыл тумана полог,
Снега открыли глубину.
Руководитель-диетолог
Размер обеда свел к нулю,

Но мы его не проклинаем, -
Пока, по крайней мере, вслух.