Два первопрохода в Актру. Глеб Соколов
Фото из архива Глеба Соколова
Глеба Соколова стоит искать или в горах, или дома в Новосибирске. Но недавно я застала Глеба в офисе его многолетних партнеров - компании БАСК.
Такой возможностью надо было пользоваться и задать все вопросы, которые успею...
- О чем будем говорить?
Мы сходили два первопрохода на Алтае.
Кызылташ и новые линии. Фото из архива Глеба Соколова
- С этого места поподробнее!:)
Я считаю, что для россиян, особенно неевропейской части страны, наиболее доступны такие два крутые альплагеря как Ала-Арча и Актру. Там есть комбинированные классные маршруты. И если Ала-Арча уже для спортсменов от первого разряда и выше, то Актру – это место, где можно начинать осваивать комбинированные и ледовые маршруты. Великолепный район до второго разряда. Гор там много, а маршрутов пока мало, так что мы каждый раз, когда туда едем, стараемся сходить что-то новое и классифицировать, чтобы в лагере были хорошие, быстрые, доступные маршруты третьей, четвертой категории. В этом году мы сходили два первопрохода на Кызылташ. Это три часа от лагеря, по хорошему насту и даже меньше.
Чисто-ледовые маршруты. 3Б и 4А ориентировочно. Тройку мы сходили в мае, а четверку сейчас, в ноябре.
- А какое время там лучше всего подходит для ледовых восхождений?
Весна и осень. 3Б еще можно летом пройти, сверху ничего не должно валиться. А четверка летом будет камнеопасной. Так что ее ходить желательно осенью или весной, или зимой. Лед там крутой, настоящий. Как на маршруте Барбера в Ала-Арче, только покороче.
- В плане логистики район зимой легкодоступен?
Абсолютно доступен. Нужно добраться до Курая, поселка на Чуйском тракте. От Новосибирска это 15-18 часов на автобусе. На машине побыстрее. Машину можно оставить в поселке или на перевалке. Когда машин много, на перевалке они даже охраняются.
С местными договариваешься, и от Курая тебя забрасывают в лагерь. Транспорт от УАЗика до ЗИЛ-131. Лагерь – теплые домики, срубы или модули, с отоплением. Вода есть в ручье. Чистая, замечательная на вкус. А если ехать большими сборами, то лагерь может и питание обеспечить. Кормят там вполне нормально. Уж я поездил по альплагерям, я знаю разницу!
Фото из архива Глеба Соколова
- Было время Арктру был запущен и почти забыт. Сейчас интерес к нему возрождается.
Все просто – раньше другие районы были вполне доступны. Страна одна, билеты дешёвые… А сейчас для сибиряков это единственный российский лагерь с комбинированными маршрутами и нормальной логистикой.
- Насколько перспективен этот район?
Ну, как и говорил – район до второго разряда. Хотя есть и 5-ки и даже 6А. В перспективе есть две не пройденные 5Б, для осени-зимы-весны. Горы старые, порода слабая и серьёзные стенные маршруты летом не походишь. Большинство же простых маршрутов доступны круглогодично.
- Может оно и лучше, такие невысокие районы чаще посещают весной и осенью, так как летом все стараются попасть в большие горы.
Конечно. Для коротких учебных сборов в неудобное время – Актру идеальное место.
- А шестерку ходят?
Редко. Она сложная, напряженная, так что не всегда получается. Хотя некоторые приезжают, чтобы пройти именно ее.
Фото из архива Глеба Соколова
- А какова протяженность новых маршрутов?
Льда на 3Б пять веревок, а на 4А – шесть.
Описания маршрутов скоро будут.
- А кто ходил?
Тройку ходили двумя учебными отделениями. Первопроход – ну и что. Сходили быстро. Отделения хорошие были.
На четверку ходили вчетвером. Я с Олегом Макаровым – два инструктора и два участника спортивного совершенствования – Володя Шепелев и Андрей Рязанов.
- И тут мы плавно можем перейти на тему обучения в альпинизме, так часто обсуждаемую сейчас. Таскать или не таскать участников по перилам, брать или не брать участников на первопроходы, разрешать им или нет работать первыми…
На первопроходах не разрешаем. Во-первых, это долго. Во-вторых, пусть посмотрят немножко со стороны. Несмотря на то, что у них есть самостоятельные восхождения. Участки сложные там не очень длинные, но постоянно меняться – потеря времени. На первопроходе нужно работать побыстрее. А участники догонятся, не вижу в этом проблем. Тем более что и с перилами часто бывают нелады.
- Ну и психологическое давление на первопроходе все-таки несколько иное, нежели на хоженом маршруте.
Конечно. Когда идешь второй-третий раз все уже известно.
Фото из архива Глеба Соколова
- Дискуссия, которая идет, в том числе на Риске… о системе обучения в альпинизме.
Да полный закат… А клоуны в комментах тему забалтывают в основном. Ситник все логично изложил. А демагоги… ну пусть другую систему предложат. Получше.
Школа общеобразовательная вон тоже не нравилась многим, ну и сделали чёрте-что.
Советское образование со своим слабостями, ошибками было лучше того, что мы видим сейчас. Похожее и в альпинизме.
Сейчас нам дали третье место за Хан-Тенгри. Я 31-й раз на него сходил и получил третье место в высотном классе. Стыдно за Родину. Смешно и грешно. За 5А – третье место. Сто раз ХА! А раньше такая борьба была!
Канченджанга-2011. Фото из архива Глеба Соколова
- Может быть, в формате России коммерческий альпинизм на высоте победил спортивный, так что спортсмены переориентировались на менее захоженые, хоть и менее высокие горы? Плюс денежный аспект нельзя сбрасывать со счетов.
Настоящий высотный альпинизм, конечно же, для состоявшихся альпинистов. Он в стороне от коммерческого. От масс, бредущих на Ленина, Хан-Тенгри, Эверест… Просто наш спортивный высотный альпинизм не проиграл, а самоликвидировался.
Классные высотники – штучный товар. Со своим мировоззрением, гордостью, проблемами. В бывшем Союзе высотный альпинизм, не в обиду другим классам, был наиболее престижной дисциплиной, приковывающей всеобщее внимание. Эверест, Канченджанга, Чо-Ойю… Вся страна жила их проблемами, наблюдала, переживала…
Но высотный класс начинающийся Крымом и заканчивающийся Эверестом, как у нас было в один момент – просто гайдаровская перестройка, утрата направлений, мотиваций.
А безумные идеи, слава Богу не попавшие в класс первопроходов, а соответственно и частично в высотный, с каяками, велосипедами и прочей фигнёй… Вот и ходят нынешние высотники в стороне от официоза.
Правда, иногда участие в этом формате – вынужденная мера, когда за грошики надо отчитываться. Высокие горы требуют “высоких” денег. И не всегда можно съездить на высоту просто за свои.
- То есть кредит доверия был утрачен и не восстановлен?
Не восстановлен. И люди, которые ходят высокие горы, уже ходят для себя. Ну и для Родины.
- Но кроме желания участвовать в соревнованиях должны быть и реальные восхождения. Из последнего пройденного на высоте что можете отметить?
Я был в восторге от несовершенного восхождения корейцев на Лхоцзе. Классный маршрут, хорошая команда. В командном альпинизме сейчас осталось одна-две страны, корейцы да кусочек нас. А кто еще?
Когда-нибудь, возможно, такие проекты, можно будет делать в одиночку, вдвоем. Но когда это будет?...
- А поляки? Правда, они в последние годы многих потеряли.
Был, был великолепный польский альпинизм когда-то… Вспомните хотя бы зимний Эверест! Я снимаю шляпу перед теми людьми. А сейчас это уже другие восходители, индивидуалисты разъединённые и погубленные западной идеологией. И соответственно более слабые. Вот и гибнут…
Почему-то считается, что мы должны стать такими, жить их стандартами.
Возможно, прутиками проще управлять, чем веником.
Фото из архива Глеба Соколова
- Кстати, с корейцами что случилось?
Просто не сходили. Не сложилось. Устали. Поняли, что можно и не вернуться.
Можно только гадать.
Осенью лезть на такую стену, на мой взгляд, как-то не правильно. Надо весной. Тепло…
- А я смотрю, в последнее время многие начали смещать экспедиции на конец года.
И в результате на Манаслу сколько народа погибло осенью… Хотя это могло случиться и весной.
- Но какие-то логичные причины подвижек сроков должны быть?! Весной, может, кажется, что слишком много народу? Или осенью пермит дешевле?
На том леднике, где стояли корейцы, и весной никого нет. Ледник Центрального Лхоцзе отделен от Айленд-пика, где толпы ходят. А цена пермита… у корейцев есть деньги, экономить на этом они не станут. Повторюсь – можно только гадать.
- Механизм совершения ошибки через сдвиг нормы.
Горы – опасная штука.
И осенью гибнут, и весной. Вспомним шерпов на Эвересте. Сами виноваты. Мы сколько раз там были, но влево старались не уходить. Видно же, что Кхумбу слева гладкий, потому что ледник висящий падает в это часть ледопада. Там только в одном месте, надо ненадолго уйти влево. На чуть-чуть, при переходе с ледопада на сам ледник, примерно на 6100 м, так как по центру слишком широкие трещины.
Аварии через ошибки. Как и с пиком Ленина, в 90-м году. Ну, не ставится на 5300 м лагерь в сковородке.
На осыпи с другой стороны не очень удобно, да и места мало. А тут ровное поле. И потихоньку лагерь съезжал все дальше и дальше на это поле, пока все не обвалилось.
А сколько просто треккингистов в районе Аннапурны осенью погибло. Половину вроде пока даже и не нашли.
Альпинисты – такие же люди, как и все. И будут совершать ошибки, и будут повторять ошибки, и всё будет крутиться пока стоят горы.
Просто частота этих ошибок, я надеюсь, несколько уменьшится, поскольку информация теперь всегда под рукой. А умный человек, прежде чем идти куда-либо прочитает про особенности маршрута и сделает соответствующие выводы.
Но всё же мне кажется, что осенью нужно ходить классику.
Мы в 98-м поехали на Лхоцзе-Шар осенью. 1 ноября были на вершине. Жестко было. Очень жестко. Представляю каково было корейцам на стене Лхоцзе.
- Это ведь уже преддверие зимы.
У нас тогда был всего один день очень хорошей погоды. И нам повезло. Вершина в 18-45. А через 30 минут наступила ночь. Кончился кислород. И в палатку мы вернулись в 4 часа утра. Самая длинная ночь в моей жизни.
Весной всё по-другому.
Фото из архива Глеба Соколова
- Вы уже который год летний сезон проводите на высоте, в районе Хана и пика Победы. Нет ощущения, что один сезон похож на другой?
Место намоленное, туда приезжаешь как домой. Там почти семья, в которую то и дело вливаются новые члены: гиды, спортсмены. Там друзья. Там знакомые камни. Осень, зима и весна быстро проскакивают. И бац, уже опять на Южный. И пускай один сезон похож на другой. Мне нравится.
Для разнообразия можно и в другие места съездить…
А потом опять на Южный…
- Организация безопасности на семитысячниках и коммерциализация. Две темы, которые часто обсуждаются. А много ли спортсменов сейчас приезжают на Южный, чтобы пройти что-нибудь эдакое? Тех, кому важно не только что пройти, но и как?
Приезжают. Но вот на Победу, к примеру, вообще нет простых путей. Даже восхождение по классике на нее – нетривиальная вещь.
- Ну да, статистика говорит сама за себя.
В прошлом году никто не взошел, в этом сезоне три человека. А пытались многие. Люди ведь как – приезжают сходить на Хан, а потом пытаются на Победу. Стандартная схема.
Мы тоже так ходим. В этом году уже собрали рюкзаки, а ночью пошел снег. И в полном безветрии за 4 дня выпало до 3-4 метров. Ну и куда после этого? Только домой. Сезон закончился.
Я в похожей ситуации уже был в 1998-м. Хотел траверс сходить без ночёвки. На Важу поднялся. Снег, тепло, ветра нет, видимости никакой, куда идти непонятно. Походил-побродил по вершине и повернул назад. Вниз съезжал на пушистых лавинах, мелких досках. Успел…
Победа не простая гора, сложнее многих восьмитысячников. Простых путей нет. Классика длинна.
Её можно сравнить с капканом. Если ты на гребне, а погода испортилась, то можно закуковать на неделю-другую. Недостаточная акклиматизация, истощение, отсутствие продуктов и пр. частые причины аварий на её склонах.
Так было и на заре альпинизма, и 1984 году, и в 2010 году и, очевидно, в будущем.
Иногда люди там просто исчезают. И мы никогда не узнаем причины этих исчезновений.
С других гор, даже с Эвереста, с классики подготовленный человек спустится всегда.
С Победы – не факт, но у подготовленного шансов неоспоримо больше.
Поэтому еще я считаю настолько важным обучение. Скалы, скалы, лёд, лёд и ещё много, много снега. От простого к сложному. Мастерство сразу не приходит. А горы же каждый раз другие и учиться нужно до самых последний дней, чтобы не попадать в ситуации, к которым ты не готов.
- Зимний альпинизм…
Не! Зимой надо на лыжах кататься, в Шерегеше!
Интервью записала Елена Дмитренко
ИМХО, а рамках традиции ФАР классифицировать в Актру ледовые маршруты последних лет:
2Б и 3А.
вот примеры мнений людей ходящих в горы и решение классификаторов...
http://www.risk.ru/blog/196417
Маршруты хорошие,всеж поеду наверно весной)
До встречи на Южном.Степа.
Ходили на Кызыл-Таш в двойке с Володей Калашниковым (Кемерово) в сентябре 2005 года, но по правому (по ходу вверх) рукаву (см. фото выше)
На тот момент - 3-е прохождение. с предварительной заявленной классификацией - 3Б
Там надо бояться снега. Мы полезли, потому что перед нами он в основной массе съехал
О классификации (3Б\3А\2Б) можно долго спорить - но для учебных восхождений это не особо важно:
- пошел первым - показалось 3Б,
- прошел по перилам - понял что это 2Б :)
- пошел в третий раз - побежал на время
Андрея Рязанова - поздравляю с первопроходом. Вошел в историю Актру
Всем удачи!
Альпинизм это постоянная учеба,есть еще (слава Богу) у кого поучиться.
и 2- елка на вершине (как у Глеба).