Такие разные универсалы
Что-то универсальное всегда хуже, чем специализированное – старая истина. В отношении горных лыж она верна? Конечно. Но всякий специализированный инструмент хорош в определенном смысле, а вот во всех остальных он чаще всего проигрывает другому специализированному инструменту. Так и на универсальных лыжах горнолыжник не зависит от капризов погоды и состояния склона – при любых условиях он сможет и покататься, и получить удовольствие.
Многие считают, что «универсал – это ни рыба, ни мясо.» ОК. Чем в последние годы фотографирует большинство? Смартфоном или планшетом. Снимает видео? Проверяет почту? И что – он дает результат такого же качества, что и фотокамера, видеокамера, ноутбук? Но ведь используют-то его – удобно, справится во многих ситуациях, всегда в кармане - а с низким качеством приходится мириться.
Безусловно, на ровном жестком склоне приятнее кататься на лыжах для такого склона, а по целине – на широких мягких моделях. А если целины нет? А подготовленные склоны уже к середине дня изрыты стадами катающихся и больше напоминают картофельное поле, перепаханное трактором. Так что вариантов немного: или кататься на специализированных моделях и менять их сразу же, как изменилась ситуация, то есть возить в горы три пары лыж, или выбирать универсалы.
Не случайно в магазинах так много моделей именно универсальных. Но вот ведь в чем шутка: универсалы – они тоже бывают совсем разными. Так как же выбрать то, что подойдет конкретному человеку?
Основную путаницу вносит то, что производители выпускают иногда несколько линеек, в каждой из которых есть модели с нужной шириной талии – не всегда и разберешься во всем многообразии даже в рамках одного бренда. Среди универсалов есть две больших группы моделей, и нужно сразу же определиться – для чего вы берете лыжи. Если вы в основном катаетесь по подготовленным склонам, а на целину выходите только от случая к случаю, нужны карв-универсалы. Они отличаются тем, что с гораздо большей стабильностью, без срывов, ведут резаную дугу поворота. Помимо этого, самая широкая модель из линии карв-универсалов в талии может достигать 80 - 95 мм, и в этой же линии (это важно!) есть модели с талией в 73 – 75 мм. У Salomon это линия X-Drive, Fischer – линия Hybrid, у Rossignol - Experience. И если вы предпочитаете подготовленные склоны и резаный поворот – смело выбирайте модели из этих групп.
А вот если вы катаетесь там, где чаще всего склоны не готовятся, но еще не готовы перейти на реально широкие модели для внетрассового катания (как бы его ни называли – фрирайд, офф-пист, аутсайд, бэккантри), то имеет смысл выбирать лыжи из других линеек – верхняя модель таких серий чаще всего в талии уходит за 110 мм, а нижняя граница – 80 – 85 мм. Это, например, линии Vantage у Atomic, Rev у Head или Spectrum у Elan.
Чем объясняется то, что своеобразная граница водораздела между карв-универсалами и моделями в основном для неподготовленных склонов проходит в районе 85 мм? Ответ простой: площадь опоры лыж с меньшей талией еще не обеспечивает медленно тонущую в мягком снегу платформу, опираясь на которую не слишком опытный лыжник успеет исправить свою ошибку. А ошибки (например, загрузка одной лыжи) в мягком снегу чреваты падением. А на моделях с большей талией – и, соответственно, с большей площадью опоры – в таком снегу кататься гораздо легче.
Немного особняком стоят такие лыжи, как Salomon BBR или Stockli Y. Широкий нос и относительно узкая пятка, и снова талия в районе 80 – 90 мм. То есть, по замыслу разработчиков, именно такая форма лыж и в целине обеспечит всплытие, и на подготовленном склоне не будет вызывать затруднений.
Что-ж, эксперименты с формой ведутся уже четверть века, и вполне возможно, именно на аналогичных лыжах мы будем кататься в будущем – кто знает…
Собираюсь в Шамони на НГ, выбираю между ними и Экспиренсами вот в этом прокате: http://www.skiset.co.uk/partner/NOV10CLUK/booking/catalog/
Обычно катаюсь больше по подготовленным склонам, но в Шамони и фрирайд будет в любом случае.
Продаваны продают, они много чего написать в каталогах могут.
"Основную путаницу вносит то, что производители выпускают иногда несколько линеек, в каждой из которых есть модели с нужной шириной талии – не всегда и разберешься во всем многообразии даже в рамках одного бренда. Среди универсалов есть две больших группы моделей, и нужно сразу же определиться – для чего вы берете лыжи."
С "нужной" для чего? Почему две группы? Кто их так классифицировал?
Мне кажется, статья не раскрывает вообще ничего.
"С "нужной" для чего?" - естественно, с нужной для вас лично шириной талии.
"Почему две группы?" - Потому, что третью группу - парковые универсалы, для катания рекомендовать сложно - это модели уже слишком специфические. А две группы - "в основном" для подготовленных склонов, лучше идущие резаными дугами, и "в основном" для неподготовленных склонов, эти модели лучше идут в поворотах с проскальзыванием. Собственно, об этом я и писал.
"Кто их так классифицировал?" - это система разделения лыж, которую используют и производители (давая им различные варианты названий - например, frontside и backside), и продавцы, и в основной массе те, кто на лыжах катается и в них в силу своей работы или увлечения разбирается. Добавлю, что сам я занимаюсь организацией тестирования лыж на протяжении 15 лет, в "пиковые" годы - я тогда работал в журнале "Горные лыжи" - у нас в тестах бывало и до 200 пар лыж 14 - 15 брендов. Исходя из моего опыта, такое деление "универсалов" логично и целесообразно.
"Мне кажется, статья не раскрывает вообще ничего" - значит, она вам не нужна или неинтересна, вот и все. Вам ведь никто не запрещает написать статью, которая раскроет все? Думаю, многим будет интересно.