Семейный отпуск в Альпах
Мы вылезли на перевал Mont Rouge, борясь со снегом и шквальным ветром 7 июля в 2 часа дня.
Нас было четверо: я, муж Серёжа и двое взрослых сыновей – Саша и Ваня.
Еще пару часов назад мы были на другом перевале - Lire Rose, тогда на небе сияло ослепительное солнце, не омрачённое ни одним облаком. Когда и откуда налетело ВСЁ ЭТО? Как смог так незаметно подкрасться этот пресловутый пипец, который должен быть виден издалека?
Мы размеренно брели в цирке между двумя перевалами, как водится, глядя себе под ноги. Только подойдя к перевальному взлету, мы подняли глаза наверх и подумали, что погода немного испортилась. До седловины Mont Rouge была одна веревка по крутому снежному склону. Началась метель. Когда мы по очереди вылезли наверх, уже бушевала буря. Шквальный ветер со снегом сбивал с ног, было трудно дышать, идти дальше казалось немыслимым. Борясь с ветром и снегом, мы все-таки смогли поставить палатку. Заползли внутрь и смогли отдышаться. Я по глупости в начале событий накинула на себя пуховочку поверх гортекса и никак не могла понять, почему мне все кричат: «Мама, ты же совсем мокрая!» Но тут вдруг сразу почувствовала себя, как в ледяной проруби. Сбросив эту кучку мокрого тряпья, я дрожала, как ненормальная. Не в лучшем положении был и Сашка, у него штанишки оказались не по сезону. Как смогли, переоделись, залезли в спальники, немного согрелись. Мы думали, что всё самое страшное позади. Но, если бы это было так, то я бы не писала этот рассказ))).
Буря и не думала утихать, она, наоборот, усиливалась с каждой минутой. Стойки гнуло к нашим головам, тент трепало со страшной силой. Муж успокаивал, что стойки он заменил на металлические, они не сломаются. Мы лежали притихшие и ошеломлённые, в душе убеждая себя, что всё успокоится, надо просто потерпеть. В который раз перебирали в голове, как закрепляли тент, и молили при очередном сильном порыве: «Хоть бы выдержал!» Так прошло часа два, мы стали немного засыпать. И вдруг – в палатку хлынул яркий свет! И Серёжкин крик: «ТЕНТ УНЕСЛО!!!» Быстрее всех среагировал Ваня, расстегнул молнию, босиком выскочил на снег и схватил тент, трепыхавшийся на одной оттяжке. Хорошо помню, что в тот момент, глядя на его ноги в носочках на снегу, в мозгу промелькнуло обсуждение аварии Дятлова: почему они бежали босиком по снегу? Ну, вот, наверное, потому…. Мы все вслед за Ваней бросились хватать концы тента, привязывать его к рюкзакам, к себе. В палатку при этом нанесло много снега, мы пытались как-то спасти от него вещи, сохранить сухими хотя бы спальники. Засверкали молнии, началась гроза. Мы считали время после каждой вспышки до удара грома. Обычно было 3-4 секунды. Нам очень крупно повезло – эпицентр был не над нами, волосы дыбом не вставали, железо не звенело. Но всё равно было страшноватенько. Кто-то подал мысль про вызов спасателей. Мы понимали, что никто в такую бурю к нам не придет, но всё же... Ну хоть сообщить о себе! Ведь ни одна живая душа в мире не знала, где мы! Друзьям и родственникам сказали, что просто едем в поход по Альпам, без подробностей. Мы же никакого экстрима не планировали, у нас обычная горная двойка, перевалы 1А – 1Б. Что может случиться тут, в центре Европы, где ходят от хижины до хижины?
Но здесь, в Швейцарии, в центре Европы, не брала сотовая связь. Надеяться нам можно было только на себя и на милость природы. Мы держали оборону, завязавшись в какой-то узел из нас, тента, палатки, вещей. Часов в 8 вечера ветер немного уменьшился и мы решили, что наружу выйдут двое самых крепких: Сережа и Саша, и установят палатку как следует. Полтора часа они работали, закрепляя стойки и оттяжки, создавая конструкцию как можно более пологую и крепкую. Мы с Ваней изнутри вычищали снег, разбирали вещи. Серёжка мне кричит: «Дай какую-нибудь тряпку, быстро!» Первое, что попалось мне под руку, была Сашкина рубашка «Salewa» за 70 евро. Она была удачно завязана узлом в нужном месте, замёрзла и надёжно держала всю конструкцию.
Ночью стало совсем тихо, мы улеглись вполне комфортно и были уверены, что утром проснемся и воскликнем: «Как ярко светит после бури солнце!» Мы пока ещё так ничего и не поняли…
Утром было продолжение урагана и до нас, наконец, дошло, что это надолго. Решили опять отправить двоих возводить ветрозащитную стенку. Серёжа и Саша снова принялись за работу. Минут через 10 Саша заполз обратно: «Что-то мне нехорошо…» И тут Ваня высказал простую мысль, которая всё это время почему-то не приходила нам голову: «Может, нам поесть приготовить?» Странно, но до этого мы вообще не думали о еде! Мы натопили снега, приготовили гречку с тушёнкой, попили чай – всем стало как-то спокойнее на душе. В принципе, всё было не так уж плохо: продуктов у нас достаточно, газа тоже, мы здоровы, внутри палатки вполне нормальная температура. Сидеть здесь можно долго! Только иногда, хочешь-не хочешь, а надо было вылезать наружу… Каждого, кого припёрло, мы провожали, как на подвиг, и весело встречали: ну как, получилось? С ужасом ожидая, когда придёт твой черёд.
В этот день, часа в четыре, задуло так, что мы снова вспомнили про оторванный тент. Унести его теперь, наверное, уже бы не смогло, он просто вмерз, а вот порвать – вполне. Чтобы он меньше трепыхался, мы подпирали его изнутри. Распределились по четырём сторонам, и каждый на своём участке держал спиной, кулаком, ногой. От мысли о том, что будет, если его порвёт, становилось не по себе… В этот день мы держали его с 4 вечера до 4 утра, почти молча, иногда меняя положение тела. Потом стало дуть слабее (или мы просто устали), и мы завалились спать. Спали мы всегда в одежде, в которой можно было бы идти, на голове у каждого был фонарик, в карманах – сухие перчатки, под головой – ботинки. На случай, если порвет палатку, мы обговорили, что берет каждый. Выбираться отсюда нам можно было только вперёд, навстречу ветру, спустившись с перевала в снежный цирк и перевалив затем ещё один перевал – Chellion, до него было всего 2 км. За ним уже была хижина – Cabane des Dix. У нас был навигатор, куда был забит весь маршрут. У нас было всё! Но мы с трудом могли выйти из палатки, чтобы пописать…
Каждый вечер мы были уверены, что завтра-то уж точно уйдём! Но и на третий день буря бушевала с неменьшей силой. Палатку хорошо придавило со всех сторон снегом, она легла совсем низко, мы приподнимали её, выставив вверх кулак. Замерзший конденсат ажурными ледяными пластинками отваливался нам на голову – романтика… Казалось, это никогда не кончится.
На пятый день утром первым проснулся Ваня, выглянул наружу и закричал: «Там просвет!» Мы вскочили в каком-то угаре. Серёжа командовал: собираем рюкзаки и поочереди выходим наружу, мама с Сашей первые. Лихорадочно позапихивали вещи в рюкзаки, завтрак не готовили, съели шоколадку – и в путь. За 30 минут мы полностью сняли лагерь! Когда я вылезла, то поняла, что никакого просвета уже нет, и дует в лицо так же, как вчера и позавчера. Но мы бежали, как из тюрьмы, нам было уже всё равно. Спуск с перевала был небольшой и некрутой, но снега за 4 дня намело по колено. Саша тропил впереди, потом нас догнали Серёжа с Ваней. Замерзшую палатку они не стали запихивать в рюкзак, а просто собрали в чехол, привязали и везли, как санки. По мере спуска ветер стихал! Сначала была ещё какая-то видимость, мы обошли справа снежное озеро, которое служило ориентиром, потом туман взял нас в плотное кольцо, и не стало видно вообще ничего – ни сверху, ни спереди, ни сзади, ни справа, ни слева. Белая субстанция, что-то среднее между небом и землёй. Но у нас был навигатор, по нему мы и шли - очень медленно и тяжело, по колено в снегу - 4 часа.
Мы пришли на перевал Chellion и поняли, что спуститься с него в таком тумане мы не сможем. Но здесь была тишина!!! Мы были счастливы! Мамочки родные!!! Мы вырвались из этой проклятой западни, мы сделали это! Поставили палатку, ещё и соорудили солидную ветрозащитную стенку (на всякий случай!).
Вечером разомлели, расслабились, готовим ужин прямо в тамбуре. Что-то примус не разжигается - давай второй. Второй разжёгся, от первого отключаем баллон - клапан не срабатывает - из баллона идет газ - загорается от второй горелки – перед нами стена огня!!! Капец!!! Кто-то выбрасывает баллон наружу, мы все друг за другом выпрыгиваем из палатки. Огонь потух… Мы стоим босиком на снегу, хлопаем обгоревшими ресницами, стряхиваем подпаленные чёлки, смотрим в полном недоумении: ну как же так?! Ну почему всё это?!
Потом ещё долго разговаривали. Виноватых не искали, просто обсуждали события… Такой чисто семейной компанией мы ходим в горы не первый раз, и этот формат оказался для нас самым комфортным. Ведь мы очень хорошо знаем друг друга! В походе это снимает многие проблемы. И в конце нет никакой щемящей грусти расставания, и на вокзале сердце не рвется на части, и не нужно петь, глотая слёзы: «Глаза прощаются, надолго изучаются…». Мы никуда не разбегаемся, живём в одной квартире, и можем хоть каждый вечер за семейным ужином перебирать этот ворох воспоминаний о походе, о горах, обо всём пережитом.
Следующий за вышеописанными событиями день мы тоже вспоминаем очень часто.
С трудом находя дорогу в разрывах тумана, по пояс в снегу, мы спустились к хижине Cabane des Dix. До этого мы никогда не были в альпийских хижинах, потому как в Альпах были первый раз. Мы, конечно, читали, что там довольно комфортно и есть всё необходимое для отдыха… Но тот момент, когда этот невзрачный серый кубик из камня среди снежно-скальной пустыни вблизи превратился в настоящую цивилизованную гостиницу, произвёл на нас ошеломляющее впечатление! Дети никак не могли успокоиться: «Она существует с 1908 года!» Как они умудряются строить эти оазисы?
Наверное, не менее ошеломляющий эстетический эффект на обитателей этого домика произвели и мы своим довольно несвежим внешним видом. Надо было хотя бы причесаться и носочки поменять… Работающие здесь ребята смотрели на нас более чем изумлённо. Мы рассказывали про наши приключения и чувствовали на себе их восхищённые взгляды. Девушка развернула перед нами карту, показала на ней свою хижину, и с гордостью произнесла: «Вы находитесь в самом сердце Швейцарии!» «Как же тут всё близко, - подумали мы - ещё вчера были в ж…е, а сегодня – в сердце!»
Нас накормили супом, сыром, колбасой. Мы выпили по 2 литра сока каждый не сходя с места и поняли – вот он, рай! Нам дали большую комнату с печкой, где мы смогли высушить всё своё барахло из наших больших рюкзаков. Эти привычные для нас, туристов, большие рюкзаки здесь, в Альпах, всегда вызывали изумление.
Особенно запомнилось, как в самом начале похода, на озере Tsoferiet мы встретили группу швейцарских девушек, спустившихся с маленькими рюкзачками с соседней вершинки. Увидев наши баулы, они были так удивлены, что даже попросили с нами сфотографироваться. Одна из них спросила меня, куда мы идём. Я добросовестно стала рассказывать нашу нитку маршрута: пер. Col de Lire Rose – пер. Col du Mont Rouge - Col de Cheilon–– пер. Pas de Chevre–. Аrolla – пер. Col de Bertol– пер. Col de la Tete Blanche –. Zermatt….. Её глаза округлялись всё больше и больше и, наконец, она выдохнула: «Aujourd hui Zermatt ???!!!» (сегодня Церматт). Ей-богу, если бы я сказала «завтра», она бы поверила! Миф о загадочной русской душе пустил тут большие корни.
Но русских здесь пока мало. Пересмотрев вечером всю книгу хижины Cabane des Dix (где все постояльцы пишут о себе) за полтора года, мы не нашли ни одной русской фамилии.
Мы провели восхитительный день в этом гостеприимном месте. Прикинули наши дальнейшие действия и решили, что до Церматта идти через перевалы мы уже не успеваем, ведь у нас ещё была запланирована неделя скалолазания, да и снега везде нападало очень много. На следующий день мы перевалили Pas de Chevres и спустились в Ароллу. Дальше было ещё очень много всего интересного: поездка в Церматт на поезде, безумно красивый Маттерхорн на закате, подъём к хижине Teodulo, знакомство с её потрясающей хозяйкой – русской женщиной Ольгой, восхождение на Брайтхорн, неописуемое красивые панорамы Альп, спуск в Червинию, кемпинг в тихом Арвьере, лазание на скалах среди сказочных деревушек долины Аосты, поездки в Шамони и Турин.
Нам есть о чём беседовать долгими зимними вечерами! Душа получила новую порцию впечатлений, она их скоро переварит и будет требовать ещё и ещё! И мы снова отправимся в путь, чтобы её накормить.
А теперь о главном: эта поездка бы не состоялась, если бы мы не нашли в интернете отчет о походе по Альпам группы Анны Дубниковой. Ребята всё очень подробно расписали день за днём, со всеми картами, координатами стоянок и рекомендациями. Большое им за это спасибо! По вышеизложенным причинам мы прошли только часть их маршрута. Теперь мечтаем пройти и остальное.
Да, в этом году в Альпах по рассказам всех групп была "веселая" погода!
Аня Дубникова ;)
Думаю, что собраны ВСЕ опубликованные отчеты.
Им было очень нелегко порой...
Очень хорошо, что были именно семьей и избежали ненужных, но непременных в таких ситуациях "разборок" кто прав, кто виноват...
В своем посте Вы упомянули журнал посещений хижины. Давно хотела о них написать, но не знала как это преподнести, а к Вашему посту это будет уместный комментарий.
Итак: русские туристы часто игнорируют журналы посещений, считая что это что-то вроде "здесь была Вася", в то время как для службы спасения, такие записи частенько становятся отправной информацией для поиска. Это некий прообраз "заявки на маршрут", которая существовала когда-то в СССР. Не важно на каком языке Вы сделали запись, в случае чего... найдут человека, который ее переведет... Призываю всех, кто ходит в горы и проходит мимо хижин, не проходить мимо, а заходить внутрь, общаться с хозяевами хижин, оставлять записи в книге посетителей о том откуда Вы, сколько Вас, где начали маршрут, куда идете и когда планируете закончить маршрут. Хозяевами хижин никогда не становятся случайные люди, потому что это очень нелегкая работа в тяжелых условиях, даже в сердце самого развитого европейского государства. Работники хижин вседга очень общительные и отзывчивые люди, которые прекрасно знают хотя бы даннный регион и по тем же записям могут дать советы и комментарии по состоянию маршрута и очень много другой информации. Кроме того им всегда можно сказать, что Вы планируете завтра быть в следующей "точке маршрута" и попросить их просто созвониться с хозяином соответствующей хижины. Это ничего не стоит, а Вам может спасти жизнь. Согласитесь, между Вами и этим оазисом было всего 2 км!!! Хорошо, что все обошлось и что Вы были готовы к экстриму (палатка, примус, одежда, еда...). Да волшебника в голубом вертолоте за Вами бы не прислали - погода нелетная, но если бы Вы не пришли в намеченный день в намеченный пункт, хозяин хижины сообщил бы об этом в службу спасения по стационарному телефону, который есть во всех хижинах и с учетом метеоусловий за Вами бы выслали пеший спасотряд.
Конкретно Вы, просто герои и видно, что опытные горные люди, но ведь очень многие ходят по горам Европы именно от хижины к хижине, с маленьким рюкзачком, в котором максимум термос, ветровка, запасные носки и все!!! И именно из соображений: "да что там, на 1б может случиться?!".
Еще раз призываю всех: общайтесь с хозяевами хижин, не важно на каком языке, названия перевалов и планируемые даты прибытия будут ими поняты, пишите "здесь был Вася" в специально предназначенных для этого журналах.
Удачи.
Новых приключений без происшествий.
Да, ситуация из ряда вон и по краю. А вдруг это всё женский эмоциональный взгляд, дети ведь! 25 лет горного опыта - не хухры-мухры, в тексте масса эмоций, а на практике - глаза боятся, руки делают.
И сразу вспоминается недавняя трагедия в Гималаях. Там тоже был трекинговый маршрут.
Я недавно спа... вернее, дремал, в бивакзаке на ветру, который чуть не двигал - плохое место в плохую погоду. Спуститься нужно куда-то, а если спасаешься - время для решения и реализации ограничено. Если лопаты нет (а даже и с ней), трудно подготовить место на фирновом склоне.
Ураганный ветер редкая палатка выдержит, а ветроустойчивая четвёрка - это экзотика.
при ночевке в бивакзаке, ищешь место углубленное, не более полуметра в глубину, как я пошутил типа могилки, и ложишься туда
тушку ветер не тревожит
а если строить, то построить можно что угодно, обычно дефицит времени и погоды, хотя не все и не всегда берут снежные ножи
А вообще такая ситуация, как хорошая школа для гор