Пишет stali, 25.09.2014 15:15

Пост-отчет о восхождении на Монблан в июле 2014г.

Вместо эпиграфа:
В очередной раз я убедился, что самое главное в горах – это погода.
Хорошая погода – и на вершину восходят все: грудные младенцы, древние старики, курсистки-благородные девицы, колясочники, язвенники, сумоисты, Сергей Крылов, макака, питон и т.п.
Плохая погода – не заходит никто, а некоторые и остаются там навсегда.

Монблан: восхождение и спуск за 28 часов. …и особенности жаргона французских гидов... (Альпинизм)

Этот скромный текст – наш отчет о восхождении на Монблан в июле 2014г.
Отчет про туристов-любителей и для любителей, конечно.

Кроме деталей 2х-дневного восхождения на Монблан в отчете будут раскрыты:

1) секретный метод акклиматизации

2) метод импульсного принятия решения штурмовать вершину соло «под пивом»

3) особенности жаргона французских гидов при штурме на закате

Кто такие мы? Мы – я, Роман Дидыч, и Михаил Хомич - преподаватель МГУ и журналист БизнесФМ.

Решение

Михаил:
Решение взойти на Монблан появилось у нас случайно во время совместного забега на 10 километров на стадионе МГУ.
Накануне наш суровый друг-альпинист тайком отправился во Францию, чтобы покорить эту знаменитую вершину. На предложение Романа: «Тоже хочу, беру билеты на завтра. Вылетаем?» был получен невнятный отказ: «Я уже давно решил. Готовился. Иду сам. Хочешь лети, но пойдешь отдельно…». В общем, я предложил самим устроить восхождения, и показать, что главный фактор успеха – желание! Пусть импульсное, но страстное!
Кстати, восхождение друга-альпиниста не удалось. Причины стандартные: не повезло, нога болела, страшная метель и легкое землетрясение.

Роман:
Итак, решение было принято на бегу и за 10 минут. Далее потребовалось время на уговоры, запугивание и подкуп супруги Михаила (лично для меня это было самым трудным во всем восхождении). Билеты купили спустя несколько дней, убедившись, что на выбранные даты выпадает 1-2 ясных дня. Планируемые даты оставили нам 2 недели на подготовку, самый сложный этап которой состоял в том, чтобы решить, кто же выяснит в Яндексе «а шо за гора?».

Подготовка

По ходу теоретической подготовки выяснилось, что гора «нереально сложная, Эльбрус и рядом не валялся, нас сдует ветром, собьёт камнем, завалит лавиной, в часы подъема на вершине может не работать МакДональдс, а шаурма и Шамони – не одно и то же».

Михаил:
Наша подготовка была двух типов: спортивная и интуитивная. Если я в основном бегал (параллельно готовясь к марафону), то Роман налегал на акклиматизацию с помощью интернационального коктейля виски-кола.

Роман:
Есть такая теория (автор теории, кстати, гид-МЧСник с Эльбруса по прозвищу Демон, а я – последовательный и ярый адепт и апостол), что алкоголь позволяет легче подготовиться к высоте. Шутки шутками, но сужение сосудов под действием спирта производит тот же эффект, что и высота: мозг недополучает кислород.

Михаил:
Поэтому за 2 недели подготовки Роман при помощи напитка «виски-кола» дошел до уровня акклиматизации, которую имел в январе после восхождения на Аконкагуа (см. пост Аконкагуа: почти 7 тысяч за почти 7 дней). Надо сказать, что даже на высоте 6962 метров в Аргентине, мы не замечали никаких признаков горной болезни, а после 2х стаканов акклиматизационного коктейля иногда шагать сложнее, чем на почти 7 тысячах.
Вывод – оба способа акклиматизации работают, каждый по своему, но вместе могут дать отличный эффект. Выбирайте сами, но я с бегом, думаю, завяжу, раз есть способ легче!

Роман:
При теоретической подготовке к восхождению проповедовался принцип – «по самому легкому маршруту и в хорошую погоду взойдёт даже макака…» Именно поэтому был выбран простейший маршрут из Шамони и даты, на которые приходились полтора ясных дня.
Прогноз погоды на 7 дней вперед вещь не слишком надежная, поэтому планируя поездку оставили несколько резервных дней.
Использовался ресурс www.viewweather.com, который вполне неплохо предсказал погоду.

Михаил:
Лирическое отступление от Михаила Хомича…
(Может не совпадать с воззрениями альпинистов с тонкой душевной организацией.
Не воспринимайте строго. Просто взгляд.)

Позволю себе заметить, что я вообще не понимаю людей, которые идут сложными маршрутами. Зачем??? Цель любой поездки в горы – вершина, иначе нужно говорить - турпоход. Все. Как ты на нее попал - неважно. Главное, как говорит мой друг Руслан Раджапов, дойти на своих ногах и не обосраться. А лезть по отвесным стенам – только хороший повод оправдаться в случае неудачи.

Ну вот когда вас зовет шеф в свой кабинет на 30м этаже, вы же не лезете по стене на присосках? Вы едете на лифте. Так и гора – бери простой путь и иди. Нам говорят – «вы взошли самым простым путем, а мы вскарабкались по отвесной стене». Я отвечаю «Важна ТОЛЬКО высота. Считаете, что Ужба круче Эльбруса? Ну тогда обычная пятиэтажка круче Ужбы. Тогда и в горы идти не надо – ведь залезть на 5ый этаж по отвесной стене сложнее, чем покорить любую гору».
Короче, счет на табло, а как ты этого счета добился – десятый вопрос. Никто не помнит, как красиво Месси играл в финале чемпионата мира. Зато все помнят, как немцы тупо заколотили гол и выиграли».
Конец лирического отступления.

Михаил:
Таким образом, мы выбрали самый простой маршрут (сертифицированные гиды из Шамони сейчас уже не водят через Космик – только через Гутэ – так нам сказали во всех 6 конторах, куда мы обращались в Шамони) и скачали рекомендованный список снаряжения. Многое нас удивило.
Во-первых, было непонятное слово «беседка». Я сначала думал, что это шутка! Оказалось, беседка это такая веревка вокруг человека.
Во-вторых, слова «жумар» и «гамаши» (я до сих пор не знаю, где ударение в слове «гамаши») нас, как Винни-Пуха, только расстроили.
Мы решили не заморачиваться…
Тут надо сказать отдельное спасибо Федерации Альпинизма России. Они предоставили все оборудование (включая неведомые «гамаши») – без них ничего бы не вышло. Аня Столбова – тебе особый респект. Вы там большие молодцы – многих мотивируете преодолевать себя.

Кстати, уже во Франции я сначала не нашел в снаряжении этих самых гамашей-фонариков. Я ведь думал, что это фонари, которые крепятся на ботинки, чтобы спасатели нашли (эдакий танцор-диско с фонариками на щиколотках). А оказалось, это такая одежда такая (2 трубы вокруг ботинок), и нам их все-таки положили.
Представляем кислые лица «бывалых» альпинистов в этот момент.

Бывалые альпинисты (в этот момент): «Любители! группа здоровья! вам только по грибы ходить! Куда вы полезли…»

Михаил:
Конечно, я перед поездкой позвонил таким бывалым. Удивило, что все говорили о том, какая сложная гора Монблан. Вообще все бывалые всегда говорят, что все очень сложно. Но мы до этого были на Эльбрусе (выше, чем Монблан) и на Аконкагуа (гораздо выше, чем Монблан) и еще паре-тройке достойных гор, типа Костюшки в Австралии (2228 м.). Поэтому как-то не поверили, хотя некое беспокойство закралось…
Роман снимал беспокойство акклиматизационным коктейлем и все время намекал, что стоит пойти без гида… Бесполезная бравада!

Роман:
Я знал, что такое «беседка» и «фонари», но до сих пор четко не уверен в значении слов «гамаши» и «альпеншток»…
Как видно, теоретическая подготовка хромала…

Поездка. 48 часов до начала восхождения

Михаил:
По прилету в Милан выяснилось, что из багажа украли ледоруб – пришлось потом брать на месте (какой-то безумный поклонник Троцкого решил прибарахлиться). Трансфер в Шамони осуществили своими силами – на арендованной машине, что в итоге встало в копейку (об этом в части про бюджет).

Прибыв на место, принялись искать гида (нас все-таки напугали рассказы про лавины и камнепады, поэтому, несмотря на скромные попытки Романа продвинуть идею идти самостоятельно, было решено довериться ласковым мозолистым рукам француских гидов). Французы делали удивленный вид, когда мы просили гида на послезавтра. Оказывается, нормальные люди готовятся к Монблану за полгода (тогда же и бронируют приюты)
Оказалось, что все гиды всех контор в Шамони уже забронированы, не позволяет профсоюз, невозможно дозвониться, отдых, похороны-крестины и т.п..
Подпольными путями вышли на чешскую! ЧЕШСКУЮ! контору, где девушка предложила гида за 1400 евро на человека (очень уверенно заявив, что это обычная нормальная цена). Пришлось соглашаться.
Но уже через 2 часа девушка отменила гида, сказав, что не верит в то, что мы были на высоких (каких-либо вообще) горах, ибо все делаем в последний момент и даже за такие деньги гида нам не рискнут предоставлять.

Роман:
Обдумывая этот момент – много раз улыбались, т.к. представляли мысли чешки: «свалились «два хрюна с горы равнины» и хотят уже завтра лезть на Монблан, утверждая, что куда-то уже ходили, при этом задают тупые вопросы – можно ли ночевать в палатке, если нет мест в приюте, можно ли без «веревок» идти, брать палки или ледоруб» - ну как-то так.
Вообще после посещения 6-й конторы я совершенно случайно заметил, что Миша оставляет неправильный телефон (буквально одну цифру путал), стало ясно – что так до нас вообще никто и никогда не дозвонится…

Михаил:
Уже отчаявшись мы поведали о своем горе в одном спортивном магазине. Продавщица подмигнула и сказала «есть у меня тут один знакомый…» В общем, гид нашелся. Цена – 990 евро. Но не на человека, а на двоих. Это была самая приятная новость в тот день.

Вечером мы хотели подняться на подъемнике на высоту 3800м, чтобы провести акклиматизацию за час. Но местная кухня так понравилась, что мы решили провести акклиматизацию по интуитивному методу Романа (см. выше).

24 часа до начала восхождения

Михаил:
Встав с утра мы твердо решили все-таки провести тренировочное восхождение на электроподъемнике до 3800. Но Роман как назло вычитал, что в 350 километрах от нас в Швейцарии есть Рейхенбахский водопад. Тот самый, где Холмс победил Мориарти. Мы решили, что водопад тоже дает немного очков к акклиматизации (и +100500 к карме), и поехали на место.
Рейхенбахский водопад очень красивый – рекомендую. Приехав обратно, мы решили, что акклиматизироваться будем уже на восхождении. Взяли в аренду снаряжение, зашли в хороший ресторан, а потом отправились спать.

День 1 (восхождение: Тет Рюс –-> Гутэ --> вечерний штурм)

Михаил:
В 7 утра встретили с гидом. Его звали Мишель – опытный французский альпинист (не могли же нам соврать в спортивном магазине!!!). Поднялись на подъемнике и горном трамвайчике до начального пункта восхождения и стали потихоньку пешочком ползти вверх. Из благостного настроения нас вывел Мишель фразой «Глюпий рюсский – смотри, нас все обогнать. Бистро, бистро, скотина, щевели копытой…».

Наша обычная стратегия – идти очень медленно и не останавливаться. На Аконкагуа мы так обогнали всех, кто сначала быстро убежал вперед. А все потому, что самые резвые на старте очень любят потом поотдыхать каждые полчаса у каждого крупного камня, попить чайку и потрепаться о сложной жизни настоящего альпиниста.

Но Мишель был другого мнения. Мне кажется, он мстил нам за 1812 год и речку Березину. В итоге восхождение превратилось в какой-то забег. За 2 часа мы дошли до Тет Рюс, где собственно и решили отдохнуть. Отрезок довольно легкий, если только не заниматься таким спринтом. На отдых Мишель дал нам 15 минут.
Кстати, Тет Рюс – отличный приют. Эльбрусу до такого расти и расти. Фактически это кафе на высоте, где мы попробовали отличный омлет и пиво «МонБлан», которое еще сыграет свою роль для Романа.

Роман:
Всю дорогу мы думали, что Рюс в данном случае означает «русский» - дань каким-нибудь неведомым, но очень знаменитым русским альпинистам или суворовцам, которые по слухам переходили Альпы, и, возможно, где-то здесь побывали.
Оказалось, однако, что Рюс – это рыжий, а Тет Рюс – рыжая голова/вершина из-за цвета камня.

Михаил:
Через минуту после выхода на следующий отрезок пути Роман вспомнил, что забыл очки от солнца. Мишель на это издал звук «Пффффф, оляля» - это вообще стандартная французская тема. Сбегав за очками, Роман вспомнил, что забыл еще и куртку-ветровку.

Мишель реально запыхтел как самовар. Потом и я вспомнил, что забыл свои очки (их я так и не нашел). В общем, этот резвый старт сильно сплотил наш интернациональный коллектив!

Надо сказать, что путь от Тет Рюс до второго приюта - Гутэ непрост. Но не потому, что он проходит через Гранд Кулуар, где иногда случаются камнепады (опасная зона – это всего 15 метров, которые нужно преодолеть быстрым, но осторожным шагом).

Роман:
Вот мои любимые ссылки на видео в ютубе про этот Гранд Кулуар:

Михаил:
Проблема в том, что 80% пути - тупое карабканье по камням. По высоким камням. По скользким камням. Пару раз чуть не засветил Роману кошкой в глаз. Это выматывает.
В этом отрезке заключается вся «техническая сложность подъема на Монблан», штурм в этом плане намного проще. Также очень бесит хождение в связке… Ну об этом, наверное, и так много написано и прибавлять ничего не будем…
Наверное, стоит немного подкачаться, чтобы не дохнуть на таких подъемах. Но в моем понимание восхождение это преодоление духа и воли, а не демонстрация умений Человека-Паука. Пару раз не выдерживал и просил минуту отдыха – Мишель пыхтел.

Михаил:
В итоге 2 часа, и мы на месте. Приют Гутэ – это хостел с довольно приличным кафе. Сервис поражает. Цены тоже (в неприятном смысле).
Пока мы шли пару человек увезли на вертолетах. Может, горняшка, но я думаю, они о камни что-то сломали (на подъеме к Гутэ – это не слишком сложно). Короче, лучше бы мы это сделали на час медленнее, но не так вымотались. Но, как я уже сказал, нам попался француз-спринтер в качестве гида.

Выход на вершину был назначен на 3 утра следующего дня. Только мы приложились к пиву для акклиматизации, как появился Мишель и сказал: «Поганий рюсский! Завтра погод будет плехей!».

В общем, нам дали 3 варианта:
1) идти дальше прямо сейчас с восходом на закате и спуском в темноте,
2) идти в 7 вечера с восходом и спуском в темноте,
3) как планировали, в 3 утра (но там «погода плехей» ожидается и велики шансы не взойти).

Михаил:
Вариант идти ночью мы отмели (я ни разу еще зря в горы не ездил, и сейчас не хотелось выдумывать друзьям причины про плохую погоду). Так как Роман выпил уже три бутылки пива [Роман: две всего бутылки отличного местного пива с правильным название «МонБлан»], он выбрал «идти сейчас». А я выпил только одну – и решил стартовать в 7. Только как это сделать? Ведь гид-то один…

Забегая вперед, скажу, что именно этот момент оправдал траты на гида. Не предупреди он нас про погоду – мы, может, и не взошли бы. Забегая еще дальше, скажу, что почти все в тот день, кто пошел ночью в итоге не взошли. Хотя я особо плохой погоды не заметил. Спишу это на перестраховку европейцев.

Посовещавшись в 16.00 между собой (гид куда-то свинтил…), приняли решение – Роман вышел на вершину сразу после обеда, а я пошел спать на 2 часа. Когда вечером Мишель узнал, что Роман «сбежал» – он не просто запыхтел, а стал бегать по приюту и рассказывать друзьям. Так как по-французски я говорю, то перевожу дословно: «Вонющий рюсский ушёль умирать. Туда ему и дорёга, только шаль, я статистИк свой испорщю. Пффффф, оляля! Пффффф, оляля!».

Роман:
2 бутылки пива «МонБлан» быстро восстановили мои силы после 5-часового подъема и облегчили принятие решения выступить немедленно.
Минутка полезного знания: пиво имеет гликемический индекс 120, т.е. калории из него усваиваются на 20% быстрее, чем калории из глюкозы в воде (индекс 100).
Не хватает сил – самый быстрый способ восстановить их – выпить пива!
Пивной животик, видимо, тоже следствие этого прекрасного качества пива.
***
Мне очень не нравился наш гид (хотя, я очень ему благодарен за настойчивый совет идти вечером, а не ночью), кроме того, я не хотел подниматься и спускаться в полной темноте и увидеть на вершине только фонари попутчиков… (см. фотографию Миши с вершины)
По уверениям Мишеля – от Гутэ довольно простой путь и протоптанная тропа, которую хорошо видно и днем и ночью.
Маршрут и основные поинты были мне понятны.
Кроме того, со мной был айфон (и дополнительная зарядка к нему), на котором отлично виден пройденный путь и всегда можно вернуться по своим следам (я использовал приложение RunKeeper).
Миша всячески отказывался стартануть немедленно, поэтому я принял решение идти самому.

Первый мой соло штурм…
Хотя при восхождении на Западную вершину Эльбруса я также шел один, но сзади в 20 метрах меня ненавязчиво сопровождал гид, что придавало уверенности.
Здесь же штурм получался полностью в одиночку…
Кроме того, нужно было торопиться, т.к. в 21-00 начинает темнеть, а спускаться в темноте еще хуже, чем подниматься.

Начался долгий, но не сложный подъем по широкой тропе (иногда ее ширина доходила до 10 метров – как будто прошло стадо копытных, иногда она сужалась в одну колею.
В целом отрезок до Валло очень похож на путь от Бочек до седловины Эльбруса.
Встречались восходители, но только спускавшиеся, а солнце постепенно клонилось вниз…
Погода, нужно сказать, была идеальной – нижний слой облаков где-то внизу покрывал ковром все пространство вокруг, только одинокая и очень красивая скала с приютом Космик в виде патрона торчала из этих облаков. Вверху было голубое небо и очень яркое солнце. Безветрие. Жарило хорошо. Почти весь путь до вершины я прошел в одной майке, сделав 2 короткие остановки выпить воды.

Михаил:
Тем временем мы тоже вышли после ужина с гидом на штурм.
Могу сказать честно, если бы не погода и не темное время суток, то и гид был бы и не нужен (что и доказал Роман). Тропа видна, люди, хоть и редко, но есть.. Кстати, на Аконкагуа нашим гидом были фонарики других восходителей и карта в айфоне. Прекрасно работает, кстати. Хотя опытные альпинисты сказали бы, что так нельзя – надо брать надежные бумажные карты первых покорителей XIX века и переносной GPS размером с чемодан. Ну, мы не настаиваем...

В общем, в итоге мы с Мишелем вышли в 19.45. Шли в связке и всю дорогу он проклинал Романа. Периодически мы осматривались по сторонам в поисках свежего трупа.

Роман:
Сразу после Валло начинаются 3 гребня, которые нужно преодолеть. Выглядит это очень эффектно – тропа по самой вершине гребня, очень крутой склон слева и точно такой-же справа (оказалось, что Миша, поднимаясь в темноте, даже не заметил такого необычного пути по гребню…).
В сильный ветер или туман я сюда бы не сунулся, любой неверный шаг, головокружение и т.п. – верная смерть. Найдут весной в трупосборнике.
Но погода была ласковой и ветра не было… Чувство опасности слева и справа соединялись с радостью приближения вершины.
Ледоруб был прикреплен к рюкзаку сзади, на всякий случай – всю дорогу было намного удобнее идти с палками, думаю и безопаснее…
Постепенно я догнал группу из 3 японцев, 2 из которых повернули назад у Вало, а третий упрямец продолжил подъем. Почти весь последний отрезок по гребням мы прошли друг за другом.
Как всегда последние метры дались легко – вид удивительный. Внизу ковер из облаков, а ты на вершине мира.

Солнце уже коснулось горизонта. Красота! Вершина на закате и восходе это что-то удивительное. Я мог еще раз в этом убедиться.
Как только солнце зашло за горизонт стало дико холодно. Я достал все теплые вещи и перчатки, пока это делал, руки уже замерзли…
Японец, сделав пару фоток, очень быстро побежал вниз…
У меня был опыт падения на спуске на склоне Эльбруса (в тот раз я очень удачно зацепился за снежные бугорки на косой), с тех пор я очень осторожно спускаюсь, вымеряя каждый шаг, что очень замедляло мой спуск.
Впрочем, лучше идти медленно и в темноте (хотя сумерки длились очень долго – где-то час), чем подвернуть или сломать ногу, или, что намного страшнее, потерять равновесие и соскользнуть вниз…

Михаил:
В целом последний этап восхождения на Монблан простой. Мне даже Эльбрус показался сложнее. А тут идешь себе и идешь… Основная проблема – в паре мест можно умереть, если поскользнулся. Но если ты в кошках – все ок. Ну и признаю, что веревка с гидом тоже успокаивали.

На полпути есть небольшой приют Валло недалеко от этого маршрута пересекаются все трекинговые маршруты восхождений на Монблан) – там трупа Романа тоже не оказалось, хотя Мишель обнюхал все щели. Отчаявшись увидеть друга, мы двинули к вершине. Я как мог успокаивал его, мол, у меня еще друзья есть, а про этот случай я никому не расскажу…

Роман:
Половину отрезка с тропой по гребню я прошел в сумерках (было видно тропу и пропасти слева и справа). Дальше пришлось включать фонарь.
На удивление тропа была отлична видна при свете фонарика (даже лучше чем в супмерках). Свет отражаясь от ровной снежной поверхности серебрится, а утоптан ная тропа выглядит черной.
Что сказать про спуск в теноте: холодно, нужно быть предельно внимательным, чтобы не оступиться, видно очень-очень-очень красивое звездное небо, в котором летают метеориты, самолеты, спутники – и крутятся какие-то разноцветные точки (возможно НЛО).
В какой-то момент мне встретились Миша и Мишель…

Михаил:
Еще минут через 20 навстречу показалась фигура человека. Мишель выдохнул и приготовился ругаться. Но на деле человеком оказался какой-то японец, который впрочем, сказал, что видел кого-то на вершине.
Ну, а еще через 20 минут показался и Роман. Получив порцию проклятий, он поковылял вниз.

Надо сказать, что последние метры подъема на Монблан прекрасны. Это такой красиво окаймленный снегом склон, которые становится все более пологим, как бы выводя тебя на трон. Его мы пробежали и оказались на вершине. Почему там нет никаких знаков (таблички, например, или камня), я не знаю. Возможно, просто заметены снегом. Пара фоток - с вершины, на которых видны 3 страны – и Мишель погнал меня вниз. На вершину я взошел в 23.55.

Роман:
Спуск вниз занял у меня 3.5 часа, в какой-то момент казалось, что я иду по какой-то другой тропе, но внизу ласково горел фонариком приют Космик в облаках – показывая, что держу верный путь (т.к. на спуске он должен был и находился всегда справа).
Войдя, наконец, в наш приют Гутэ я нашел его полностью спящим, никто никуда не ходил, не перебирал снарягу, свет горел только в одном маленьком окошке.
В коматозном состоянии я дополз до своей койки и провалился в сон. Разбудил меня, вернувшийся Миша.

Михаил:
Мы с гидом спуск прошли за 2 часа. Путь туда-обратно от Гутэ до вершины занял 6 часов (у Романа – 8). Роман уже спал на нижней кровати, но, увидев меня, поинтересовался успешностью штурма вершины и запросил бутылку воды [Роман: я был очень удивлен тем, что Миша не только так быстро вернулся, но и не находится в коматозе, как я]. Самое удивительное, что бутылку воды я ему тут же купил – повторюсь, сервис в этом приюте восхитителен. Ах, да, расплатился я карточкой…

День 2 (спуск: Гутэ --> мимо Тэт Рюс --> Станция высокогорного поезда)

Началось все в 7 утра на следующий день. Маршрут – по той же дороге только вниз.
Как обычно, спуск всегда сложнее. Но тут спуск был дьявольски сложен – помните про камни? Ну вот. Короче, я все проклял – тупая техническая работа, а ноги потом отваливались. Когда мы ехали на машине обратно в Милан, мне было больно нажимать на педаль… Роман-то более накачанный – ему проще было…

Роман:
Еще в России я купил себе кошки. Дешевые кошки. На этом спуске я проклял их. Отработав отлично весь подъем и спуск до Гутэ, они жестко закапризничали на спуске к Тэт Рюс (правая слетала с ноги) – 5 раз под «Пффффф, оляля!» и другие нелицеприятные комментарии гида я снимал и надевал их заново.
***
Кстати, продаю отличные почти новые кошки. Сделаю небольшую скидку для своих… Пишите.

Михаил:
Ах да, уже в самом низу Мишель бросил нас, чтобы успеть на поезд (есть там такой в горах). Ну и ладно…

Итоги

Тренированный человек, который любит карабкаться по камням, должен это делать за полдня (рекорд – часа 4, вроде)…

Бюджет:

1) Самолет: довольно дорого брать билеты за неделю, как сделали мы, еще дороже переносить рейс на 1 день. Лучше сразу 2-3 отложите про запас. Для восхождения из Шамони, лучше лететь в Женеву, чем в Милан (дешевле и ближе)
2) Визы: у нас были
3) Высокогорная страховка.
4) Транспорт в Шамони: используйте рейсовый автобус: очень дорогие машины в Милане, дрогой бензин, дорогие дороги, штрафы за скорость и штрафы за возврат на день позже и т.п. У нас вышло 600 евро на двоих – можно было слетать на частном самолете или купить подержанный авто.
5) Легкое снаряжение: никакого особого снаряжения не надо: палки, ледорубы, кошки, беседку и веревку предоставил гид.
6) Одежда: термобелье, верхняя непродуваемая одежда, флиска и пуховка, легкие и теплые перчатки.
7) Гид – 900 евро (но можно и не тратить). Берет фиксировано – ведет одного или двух без разницы.
8) Подъемник и горный поезд-трамвайчик в обе стороны - 75 евро.
9) Приюты и еда в них: 150 евро на человека. Палатку ставить у Гутэ нельзя, можно только в Тэт Рюс – соответственно, восхождение будет дольше и труднее с учетом скал.
10) Еда и жилье – в Шамони довольно дорого.

В целом общие косты с билетами, переносом рейса и т.п. ушло 2300 евро на человека.
Можно было ГОРАЗДО дешевле.

п.с. Наша основная мысль и рекомендация для любителей - выбирайте самый простой маршрут и самую хорошую погоду, тогда взойти на вершину по трекинговому маршруту могут туристы-любители - легко, быстро и безопасно.

Просто не всем нравится подниматься на вершину на кровавом пузе, тратить на это весь отпуск, искать дополнительные сложности и радоваться отсутствию комфорта.

Как-то не смешно...

Уроды, прости-господи... бедный гид.
Но особенно доставило - Цель любой поездки в горы – вершина. Все. Как ты на нее попал - неважно. =))))))

Ну, да - лирическое отступление это, конечно, жесть.

Гид совсем не бедный, и уж точно не дружелюбный (пожалуй, самый худший из всех, с кем я ходил в горы - в плане общения и коммуникации)

Судя по тем, простите за жесткость, понтам, с которыми вы описываете ваше мероприятие, без минимального понимания ситуации там - дружелюбность гида была бы, скорее, неожиданностью. =) Нет никаких мыслей, почему вам в остальных серьезных конторах отказали? =))

Обычные туристы на популярном маршруте, што и говорить...

Вот это надо записать - "обычная пятиэтажка круче Ужбы", " довериться ласковым мозолистым рукам француских гидов", " Никто не помнит, как красиво Месси играл в финале чемпионата мира" , всегда надется повод ввернуть их в разговор.
А гид кажется "паленный" был, а может вовсе и не гид.
С горой. Удачи, она вам точно не помешает.

Ага, Володь, с твоим богатым опытом про Ушбу особенно будет забавно звучать. =))) Конечно, и ваше героическое восхождение на пик Брянский круче чего бы то ни было. =)

Да ладно, все уже понято и осмысленно. Да и последние наблюдения жизни в горах как-то наводят что мы не последнии в этом шапито. Просто не все свои афиши клеют.
А ребята просто с юмором и вполне здоровой ироний описали свои похождения. И гида вон взяли, только как-то из-под полы его предложили. Жаль что документы не проверили. )) А если серьезно, какой документ должен быть у человека, там, чтобы водить людей в горы?

Еще пару раз повезет и потом где-нибудь "накроет" насовсем.
"Считаете, что Ужба круче Эльбруса?" - обычно о вкусе устриц спорят с теми, кто их ел.

Спасибо за пожелание, очень хорошо показывает вашу сущность...

А руслан раджабов- это из Ташкента?

А здесь то что вам всем не понравилось? Ребята взошли? Взошли. И без всяких ЧП. И даже гида еще взяли зачем то. Хотя он им оказался не нужен совершенно. Может быть их ФАР заставила его взять в приложении к снаряге?
Признают только восхождения по простейшему пути? Подход хоть не единственный но вполне понятный.
И опыт у них достаточный - Эльбрус и Аконкагуа.
Вам вообще хоть какие нибудь чужие достижения нравятся?

@simtim, cпасибо за поддержку)

Проехали на красный..."и без всяких...что вам всем не понравилось?"

Некорректное сравнение. Никому не мешали... выбрали безопасны маршрут и погоду.
В вашей "автомобильной" терминологии - сели на общественный транспорт, который идет по выделенной полосе и никому не мешает...

Столько критики,а парни просто взошли и поделились опытом,пусть и небольшим,но все же!

"А если вы в лиге профессионалов - ходите на К2 или Ужбу по отвесной стене в январе в метель и альп-стилем. Это точно круто! Для вас, может быть..."
Для Вас ребята это просто НЕРЕАЛЬНО!!!!!!!!!!!!! А вот в одном строю с "грудные младенцы, древние старики, курсистки-благородные девицы, колясочники, язвенники, сумоисты, Сергей Крылов, макака, питон и т.п." Для Вас может и круто!. Но написано хорошо.

Точно, для меня это нереально, как и по отвесной стене залезть на 5й этаж... Весь вопрос - зачем...?)

А зачем на Эльбрус и Монблан? Почему бы в свободное время не сидеть в баре с девочками на Сейшелах? Зачем куда-то переться на высоту за свои деньги?
Может со временем и дойдет зачем лезут по сложным маршрутам.

Смешные Вы ребята.

А ты попробуй! Может и поймешь зачем.)

"Весь подъем-спуск вложился в 28 часов. Почти сутки. Никаких 4х дней. Никаких выходов на акклиматизацию. Гамаши тоже не потребовались ;) Короче, на Монблан надо восходить за сутки-двое." И после этого Вы пишите про "бывалых" и "альпенштоки"))))))))))))))))))

Вообще, очень забавно, как "бывалые" альпинисты меряются... "альпенштоками" - кто какую гору как круто покорил: в самую плохую погоду, по самой трудной тропе, по ледяным отвесным скалам, без еды/воды/топлива/кислорода, как быстро и т.п.
Люблю почитать "бывалых"...

В следующий раз, когда вам не повезет - накроет непогодой, сорветесь, упадете в трещину и ли еще что-нибудь случится, то спасать вас будет как-раз таки какой-нибудь "бывалый", о которых вы такого нелестного мнения.

Хотите острых ощущений - быстро и дешево? С опасностью умереть... В альп-стиле.
Заклейте пластырем глаза, выберитесь из дома и без чужой помощи на общественном транспорте пересеките Москву и вернитесь (в трамвае, метро и т.п.) с несколькими пересадками...
Гарантирую полный набор ощущений...
***
Так же и выбор сложного маршрута и погодных условий, да и горы - просто чудачество... без причины, без пользы, но с ощущениями...

"Для Вас ребята это просто НЕРЕАЛЬНО!!!!!!!!!!!!!" - сколько снобизма. Ребятам нравится ходить в горы без жести, они и ходят.

Дим, ты вот меня знаешь неплохо, я часто страдаю снобизмом? =)) То, что ребятам нравится ходить без жести, и нравится ходить в горы - это здорово и классно. А вот то, что ребята упиваются тем, что они сходили на гору, наплевав на простую технику безопасности (я не буду же объяснять в чем именно, ты и так понимаешь, уверен), и советуют так же делать всем остальным - это косяк и карму портит. Это и вызывает мой лично протест.
Ну а их измышление про то. что в горах главное - взойти на вершину - это уже так, лишний мазок в стиле Сезанна.
Им повезло, они проскочили. Другие, по таким советам пошедшие. могут быть менее удачливыми. И, как итог, еще пара трупов и укрепление имиджа альпинизма как спорта самоубийц.

Это не снобизм! Это реализм! А некоторые прочитав этот пост, решат тоже без аклиматизации за 2 дня и без гида.

У нас на восхождение ушло 12 часов: Шамони -Айгюль-ди-Миди-Вершина- и обратно по тойже дороге. Старт в 6, в 18 уже в кафе тамже.

Ага - об этом и написали: "Тренированный человек, который любит карабкаться по камням, должен это делать за полдня".

Это другая лига)

Вась, они чутка с другой стороны шли... Через Миди и три вершины гиды сейчас незнакомых людей стараются не водить - небезопасно там.

Да, так мы без гида и шли)). По нашей дороге лавина сошла (бежали, повезёт-не повезёт), через трещины по дороге туда были лестницы, по дороге обратно их уже кто-то отвязал)). На участке крутого льда тоже было весело: на 2 ледорубах, без страховки и посредине ломается кошка)). С Айгюль-ди-Миди гораздо длиннее (по карте почти в 2 раза) и сложнее, чем через Гютэ, я гидов очень понимаю. Но на Гютэ зато подход весёлый, камни летают)).

"Внизу ковер из облаков, а ты на вершине мира."(про Монблан) - улыбнуло)))))

Ну условно же написано...)) Понятно, что еще пару сот гор есть повыше, но не одной из них не видно с Монблана... как ни всматривайся)

еще пару сот гор есть повыше
***
Почему вы думаете, что их так мало? А в Чили, к примеру, высокогорная пустыня доходит до уровня вообще 6000 м. Там даже горные прииски пробовали делать и есть автодорога.

--------
Немного не верно утверждение, если для простого обывателя важно зайти на вершину (любой ценой или не важно по какому пути) то для профессионала (коих на риске подавляющее большинство) важно пройти маршрут, т.е. подняться на вершину и спустится с нее. Потому и Ужба круче Эльбруса, потому что маршруты на ней для настоящих профи (:

Да бросьте, для продвинутых любителей там полно маршрутов.

Тут совсем недавно мирный чел с ником laska3 пытался меня переубедить что большинство мастеров добрые и хорошие. А наезжают единицы. Интересно что он скажет прочитав эту тему? Наверно извинится.

Я толстокожий, шкафному вампиру меня не прокусить (это и к назойливому минусатору относится), а извиняться мне не за что.

Огонь, парни! Написано весело, читается приятно. Я представил себе первую встречу с вашим палёным гидом - вылезает такой небритый, помятый, в шапке-ушанке (как русский из фильма "Армагеддон") и такой: "Ну что, туррристы, пошли что-ли".

Парни, не заводитесь. Ну, ведь сразу видно, что тут кокетство из восходителей прёт))))
Это статья, как мне кажется (перекрещусь на всякий случай, хотя и не христианской веры) - стёб чистой воды. Будьте снисходительней. Зашли безаварийно, написали отчёт, немного подразнили профи - с кем не бывает.

Пару раз в ..опу попадут - тон рассказов сразу изменится. Человек так устроен, что учится только на своих ошибках, а особо одарённые и жизнерадостные любят ещё по лбу граблями, да и не по одному разу.

А ребятам, которые восходители из этого поста, всё таки хочу пожелать не покорять вершины, а так, тихо-тихо, восходить на них. Удачи вам и берегите себя. Очень уж спасателей люблю и желаю им поменьше работы

Лирическое отступление для Михаила Хомича - журналиста БизнесФМ: "Важна ТОЛЬКО длина статьи в знаках, а как ты этого добился - десятый вопрос."

Я прочитал этот отчет сразу 25.09. Как-то не зацепило - написали ребята , в моем понимании мажоры, потому и не зацепило. Наверное скорее, что сам меньше зарабатываю и не могу вот так взять и катнуть. Даже плюсик не поставил, сейчас поставил и вот почему.
1. Если через пару дней какой-то статьи на Риске много непрочитанных комментариев, значит профессионалы собрались и учат какого-то "неуча" , который совета не просит и под опеку также не спешит бежать.
2. Складывается впечатление , что эти профессионалы считают других людей полными придурками, которые должны как они ездить по альплагерям, ходить постепенно усложнявшиеся альпинисткие маршруты и до изнеможения тренироваться. Ну не могут они понять, что мир не черно-белый.
3. Ну взошли ребята за 28 часов и что, теперь все кинуться толпами на вершины без акклиматизации- наивные люди. Это просто опыт и интересное приключение, ну и стеб естественно.
4. Не согласен , что большинство на Риске опытные альпинисты, мне думается , что здесь больше любителей как например в Безенгах по отчету ежегодно абсолютное большинство это "простые" маршруты.
5. Ребятам респект за ответы, могли бы просто послать куда подальше и все, так нет же терпеливо объясняют свою позицию, которая и так понятна из отчета, разжевывают и в рот кладут.
6. Хотел как-то на примере объяснить что не все мечтают или хотят ходить большие сложные маршруты и живут этим. Ну как например не все хирурги(мне это ближе) не стремятся выполнять большие 10-часовые операции, а живут, убирая маленькие шишечки за 5 минут или накладывая кольца при геморрое за 10. Если бы все хотели одного и того же жизнь была бы скушна , а она разная.
Вот в общем то и все. Жгите дальше товарищи профессионалы.

Написано с юмором, хотя есть места которые немного напрягают, особенно с фонариками на Аконкагуа, которые были типа маячками. Да по одному ходить по такому гребню не правильно...свезло, подумайте об этом мальчики
......просто надеюсь что поумнеют с возрастом

Кстати, "ночные прогуливающиеся" на Аконкагуа реально поражают. Я выходил из палатки на Колере ночью, около часа, смотрел вверх - насколько видно, светились фонари спускающихся с вершины. А ведь они все стартуют наверх около 5-6 часов утра. Это ж сколько здоровья и силы воли у коммерсов - по 20 часов на ветру и холоде ходить! Жесть! Не всякий МС такое осилит :-)

Фуф, добрался до Риска. По правилам - неделю не мог комментировать - было сложно:)

1) Здорово, что многие люди поняли, что весь пост - стеб. И в первую очередь над собой. Мне кажется, залог успеха наших восхождений - правильная оценка собственного уровня (ОЧЕНЬ низкий). Никто тут не «упивается победой». Наоборот, в любом походе (Эльбрус, Анконкагуа) мы берем САМЫЙ простой маршрут, я слушаю каждый чих гида и делаю только так, как он говорит. Если гида нет - копирую движения тех, кто идет выше.

2) Мы никому не рекомендуем делать так, как делали мы. Просто делимся опытом. У всех индивидуальный организм. Мы вот готовимся, бегая марафоны, может, это и сказывается положительно на наших силах. Горняшки пока не испытывали (даже на 6900), ну так что ж теперь?

3) Я действительно считаю, что на все горы надо идти самым простым маршрутом. Уж простите меня, бывалые альпинисты:) И, конечно же, да, я знаю, что Ушба круче Эльбруса. Просто я искренне полагаю, что любая высотка в Москве с отвесной стеной круче Ушбы. Поэтому и считаю, что главное - не крутость горы, а ее высота. Логических противоречий тут не вижу.

4) Надеюсь, какие-то детали отчета были полезны - всегда готовы поделиться информацией о ценах, лагерях и всем таком. Об оборудовании нас лучше не спрашивать, мы пока сами не до конца выяснили, что такое гамаши:)

5) Те, кто писал, «потом вас накроет насовсем», - оставим на вашей совести. Я бы никому такого не пожелал.

6) Ах, ну да, для меня в жизни важен результат, а не процесс. Вот Андрей Волков (мы вместе преподаем в СКОЛКОВО) говорит, что с возрастом пройдет. Возможно. Но для меня вершина в 100 раз приятнее, чем философские рассуждения с друзьями-альпинистами в старой палатке под песню «Изгиб гитары желтой»…

7) Кстати, приятно, что лучше всего комментировали пост действительно опытные люди. Поняли, что это стеб. С большим опытом восхождений. Спасибо за это! Остальные - относитесь снисходительней к любителям:)

Друзья, обязательно соблюдайте технику безопасности!

P.S. Следующая гора - на Аляксе. МакКинли. Будем рады советам!

Уверен был,что рано или поздно Вы отпишитесь тут))))
Все отлично1) Удачи в будущих восхождениях!

. Нравится ваш подход к восхождениям. Гора важнее, маршрут вторичен, ну если ты конечно не в N-ый раз идете. Юмор и действительно спасет мир. С самым кислым и серьезным лицом делаются большие глупости.
. Удачи в горах, да обойдут вас лавины.

И еще - если кто готов провести семинар-ликбез на тему восхождений с вопросами:

1. Какие есть реальные опасноси
2. Как правильно идти в связке
3. Ошибки новичков
4. Технические азы

я с радостью заплачу и посещу.

Хомич, надеюсь правильно написала, я бы с вами пошла куда-нибудь на гору. В плане, люблю весёлых людей. Не красота, а юмор спасёт мир. Вы бы точно были в первых рядах спасающих)))))

Удачи Вам на Мак-Кинли. Думаю, что до следующего года Вы точно определитесь с гамашами. Скажу по огромному секрету (только, чур, никому)))), я их не знаю. Думаю, что и они меня тоже))))) Так что, можем пожать друг другу руки)))))

Удачи и безаварийных восхождений!

Дык, хватайте любого толкового инструктора в окружающем вас пространтве - и он вам проведет ликбез по всем вопросам.
Идти в клуб и учиться планомерно не предлагаю, понимаю - любите экстерны. =)))