Прогулки в Грузии у Казбека на майские'2014. Фоторассказ

Пишет MG5642, 19.05.2014 00:14

Прогулки в Грузии у Казбека на майские'2014. Фоторассказ (Горный туризм, горы, кавказ, грузия, приказбечье, фотография, тбилиси, кахетия)
В конце апреля - начале мая 2014 года у меня состоялась довольно сумбурная поездка в Грузию.
Планировалось с знакомой группой за 5-6 дней через пять перевалов н/к-1А пройти участником вокруг горы Чаухи, а затем группа собиралась идти на Казбек, а я - походить 3-4 дня соло что-то простое, а затем, воссоединившись, уделить пару дней культурной программе в Грузии, ведь это того стоит! Что из этого получилось, что нет, а что по-другому - в данном посте на 70 красивых фотографий Приказбечья и Грузии.

Все фотографии кликабельны (по клику откроются в большем размере).

ЧАСТЬ 1. ГОРНАЯ

График моих перемещений можно посмотреть на карте:
(красным отмечен планировавшийся, но не состоявшийся маршрут вокруг Чаухи)

27 апреля

Приехали утром во Владикавказ, довольно быстро прошли российский и грузинский КПП на границе, оставили лишние вещи в одном из гестхаузов в Казбеги (Степанцминде) и на двух внедорожниках доехали в высокогорную деревушку Джута в верховьях Сносцкали - на старт маршрута.

За полчаса хорошей тропы вышли к летнему кемпингу "Zeta" в долине Чаухи: уютный домик на 3 комнаты, думаю, человек на 20, водопровод, электричество. И открывается вид на гору Чаухи (3843 м), вокруг которой планировали пройти небольшой поход:
Погода ветреная, пасмурная, но без осадков. И хотя у кемпинга есть и площадки, и чистый ручей, идем еще один получасовой переход по тропе высоко на правом борту долины, в обход каньона. В итоге тропа спускается к реке выше каньона, где есть много ровных площадок. Вода в реке чистая. Ставим лагерь. (к этому времени прошел дождь, сильный ветер)
Вид с места ночевки на долину Чаухи и одноименную вершину попозже, когда вечером немного распогодилось:

По пути встречались цветущие крокусы:

28 апреля

За 1,5 часа чистого времени проходим по тропе поворот долины на восток к началу морен. Выше 2600-2700 м появляется снег, и его все больше и больше:

Дальше правильно было бы идти по руслу реки или по правому, южному борту долины по овечьим тропкам, но нас ввела в заблуждение отличная тропа с маркировкой на левом пологом склоне, на северном основании горы Чаухи.
И уже на 2800 мы уперлись в сплошные снега:

Отсупать и идти правильно было лень :), и пришлось немало потропить. И в итоге все равно вышли на правый борт долины, где снега меньше. Заночевали на 2950 м расчищенной от снега травянистой полянке у начала подъема на хребет, по которому ходят перевал Чаухи (3338 м). Погода в течение дня была в целом солнечная, но ночью прошла гроза, выпал снег.

29 апреля

Руководитель группы согласно пожеланиям участников решает возвращаться, что было совершенно правильно - мы не расчитывали на такое количество снега. Но поскольку я шел полностью со всем своим автономным, решаю попробовать пройти перевал исходя из мыслей:
- подъем на гребень малоснежный, безопасный;
- правда, путь по гребню на перевал не просматривался, но это гребень;
- спуск с перевала по гребню южной экспозиции;
- остальные перевалы существенно ниже: 2300-2800 м, т.е. будут малоснежными в текущей обстановке;
- погода более-менее нормальная.

За 2,5 часа затащил тяжеленный рюкзак на хребет, а на дальнейший путь к перевалу открылась такая картина:

То есть:
- пахать - не перепахать, а снегоступов нет;
- погода резко испортилась, ветер очень сильный;
- иду один, а еще 4 пусть простых, но не описанных перевала.

Что ж, надо возвращаться. Походов, надеюсь, будет еще немало.
Как в насмешку, на спуске погода (ненадолго правда) резко улучшилась. Я бросил рюкзак, стал греться на солнце и фотографировать Чаухи:
(справа - долина, по которой поднимались) (панорама кликабельна)

Затем неспеша, аккуратно спустился в долину и вдоль речки вышел на бесснежные склоны. Временами накрапывал дождь, иногда выходило солнце. Шел в режиме неспешной прогулки, искал место посуше и с хорошими видами. Но к вечеру резко усилился ветер, и выбранная мной площадка на холме с гипотетическим утренним видом на Казбек оказалась неприемлемой. В районе 3 огромных скальных глыб (метров 15-20) нашел сухую травянистую площадку у родника, где и заночевал:

Ночью буран, гроза, полный комплект.

30 апреля

Утром солнце! Сушусь, хожу на вчерашний холмик, откуда действительно видно Казбек:
(правда, к тому времени уже налетели тучи)

По тропе спускаюсь по долине Чаухи, фотографируя цветочки:

Далее в деревню Джута, где консультируюсь с пограничниками. Выясняется, что глухие дикие притоки Сносцкали вроде как опасны волками и медведями, голодными в это время года, и одному туда идти небезопасно. Наметил кое-какой вариант в отрогах Казбека, а сегодня решил пройти по живописной Сносцкали (точнее, в верховьях это река Джута) по грунтовке до какого-нибудь красивого места, благо погода неплохая. В районе впадения в основную реку рек Квемантисцкали и Корисцкали (см. карту, ночевка 3) живописно открылся Казбек:
Значит, где-то тут и надо ставиться, но не у дороги же. Заметил на противоположном берегу, довольно далеко от дороги уютную ровную полянку. Брод сложности не представляет - чуть выше колена и вода идеально прозрачная.

Но погода больше с той точки Казбек не показала. Всё, что получилось вечером снять со штатива:
(красное - подсветка облаков селом Казбеги)

1 мая

С утра пасмурно. Задача на день - посмотреть историко-культурные достопримечательности долины Сносцкали, пройдя по ней вниз до селения Сно.

А именно:

Древняя церковь в деревне Ахалцихе (увы, информации не нашел):

Башня-крепость 16-17 века в селении Сно:
(подробно о ней тут)

Во второй половине дня разразилась сильная гроза, пошел ливень, потому спешно уехал на такси в Казбеги, где заночевал в гестхаузе (20 лари без еды, завтрак и ужин по 10 лари, 1 лари ~ 20 руб.)

2 мая

Утром погода неплохая, но в долине Терека стабильный сильный изматывающий ветер. Что же тогда наверху?!
Перешел мост через Терек в черте Казбеги, сразу свернул влево на грунтовую дорогу вдоль берега: задача попить нарзан, посмотреть нарзановую ванну (где-то не доходя деревни Паншети), и посмотреть красивыую старинную башню в Паншети, после чего мимо пещер подняться куда получится в долину Чхати под перевал Гергети (н/к, 3387 м).

Нарзан с ванной как-то пропустил, но уж башню мимо не пройдешь:
Также сходил к красивому 15-метровому водопаду реки Чхати:
Очень похож на "Девичьи косы" в Приэльбрусье.
От деревни Гаиботани хорошая тропа, местами у кромки обрывов из застывшей лавы Казбека, вывела к старинному селению Тоти:

Погулял среди развалин поселения. Только один дом выглядит иногда обитаемым: крыша и окна целы, дверь заперта. Селение впечатлило - там ощущается, какой огромный труд построить жилища с такими толстыми стенами, местами из огромных блоков, без техники.
Пока гулял, с юга по долине Терека начала приближаться большая черная туча. "Злой" ветер не прекращался. Перспектива идти под дождем выше в долину не прельщала. Нашел среди руин наиболее свободную от коровьих лепешек площадку, почти всю защищенную от ветра, и спешно поставил палатку:

Вовремя - почти тут же пошел дождь с перерывами, до вечера и на полночи. Характерные виды во второй половине дня:

3 мая

С утра погода нормальная:
(кликабельная большая красивая панорама)

От Тоти тропа траверсирует к реке Чхати выше верхнего (не виден) водопада. Дальше подъем по пологим травянистым склонам в среднюю широкую часть долины. Там растут невиданные мной больше нигде вот такие цветочки:

К обеду погода стала, так сказать, пульсирующей - 20 минут снежная пурга (это я уже за 2600 поднялся), 20 минут чуть ли не солнце. И хаотичные порывы ветра. Я под этот темп и подстроился - в пургу отдыхаю в накидке от дождя, в хорошую погоду иду. Пообедав наваристым супчиком, размышлял, идти ли дальше неизвестно куда, или поставиться тут, у последней в долине жидкой воды на ровной полянке. Желание заночевать повыше с видами получше пересилило, и я шел потом до вечера в режиме "вон за тем перегибом будет площадка". Но её все не было. Увеличивающееся количество снега вело меня всё правее по ходу на южный тр.-ос. склон, местами приходилось делать длительные обходы поверху снежных участков непонятной лавиноопасности. В итоге я вышел на гребень выше, восточнее перевала. Склон со стороны подъема был очень пологий, а с обратной (северной) стороны обрывался карнизами на крутой снег. Путь на перевал и пологий спуск с него просматривались - просто надо спуститься по гребню на перевал. Но меня место выхода на гребень "зацепило" - виды с этой точки в хорошую погоду должны быть хороши. А южный пологий склон состоял из мелкой осыпи-грязи, которую легко равнять лопатой (пока не мороз). Больших камней и снежных надувов для топки тоже достаточно. И вот в оставшиеся 2 часа светлого времени я сравнял площадку под палатку и построил большую стенку:

Как видно, очень кстати открылся Казбек. Кроме того, ветер стих, небо стало очищаться. И это очень вовремя! Потому что площадку я сделал не очень большую, и пока дул ветер, ставил палатку в защите стенки, пришлось слишком перегнуть дуги, и они сломались в двух местах (позор Bask Shark Fin Flap! Хотя это и "старый" Баск). Все попытки полчаса к ряду хоть как-то что-то соорудить провалились. На изгибах внутренняя резинка предательски растягивалась и конструкция все время самораспадалась. Ситуация была довольно тревожной. За перевалом просматривались палатки идущих на Казбек по классической тропе, и я всерьез думал, что надо бы попросить укрытия хотя бы в чьем-то тамбуре. Но, как написал выше, погода резко улучшилась во время попыток поставить палатку, и я просто постелил на площадке внутреннюю палатку, сверху пара ковриков, сам во всей одежде в спальник, и укрылся тентом, оставив лишь дырочку для носа. Впрочем, это было уже ночью, а пока я, подготовив место для сна, приготовился к съемкам.

Был красивый закат:

Вот панорама на закате:

А позже - Казбек под звёздами:

Луна, звёзды, Казбек и огоньки фонариков на леднике и метеостанции (огноньки видно на фото, если по нему кликнуть):

4 мая

Утром аж жара! Солнце и снежная сковородка. Открылся Казбек:
Посушился, полежал позагорал, и неспешно выдвинулся вниз по гребню на перевал Гергети, а с него, немного потропив, вышел на снежную тропу к метеостанции. Был план подняться к ребятам, с которыми расстались в Чаухи, на метеостанцию, но без палатки рисковать не мог. Так что пошел вниз, в Казбеги. Снова ветер, пасмурно, временами дождь.
На этом фото видно сосновый бор выше Казбеги, а за ним, у подножия массива Куро, небольшая зеленая поляна. Вот туда я и наметил попасть к вечеру.

Пройдя мимо церкви Гергетис Цминда Самеба (св. Троицы в Гергети):
спустился по грунтовке в Казбеги, где оставил лишние вещи и спешно выдвинулся к вышеуказанной поляне за сосновым лесом выше Казбеги. Вечером погода наладилась, вышло солнце, снова открылся Казбек:

Лес очень красивый, воздух напоен хвоей:

Выше леса стоит небольшая современной постройки церковь:
И при ней небольшой же монастырь, где живут трое монахов (сначала думал, нет там никого). К монастырю из Казбеги идет грунтовка, но куда приятнее пройти тропой через очень красивый сосновый лес.

Такой вид открылся выше церкви. Впереди место, где поставлю палатку на ровной травянистой полянке:
А выше вздымаются очень крутые скальные склоны горы Куро - с 2-км перепадом! Фотография, конечно, не передает, а в реальности - впечатлят!

Вот поставил палатку (дуги кое-как отремонтировал в Казбеги):

И пошел искать воду. К основной речке не спуститься - там метров 30 по перепаду 50-60-градусов черные конгломераты. Именно 50-60, смотрится, как вертикальная стена: та самая "вертикальная сыпуха". Пошел в боковой приток (виден справа на фото выше). А там хоть и есть одно место, где налегке еле-еле можно прошкрябаться (и то, есть куда падать), но ручеек почти черный от песка. А у меня с собой поллитра воды, да банка пива. По идее, от жады не умру, но хочется и чайку, и зубы почистить. От Казбеги 25 минут вниз, 40 минут вверх. Но лень. Думаю: что ж за монастырь немного ниже, да без воды? Звоню хозяину гестхауза, типа нет ли там где родника или колодца. А он отвечает: "попроси монахов, воды нальют". Взял все пустые бутылки, какие были, спустился за 5 минут к монастырю, постучал. Открыли, налили - большущее им спасибо. Но источника там нет. Вода у них в больших бутылях, привозят на машинах снизу. В общем всё наладилось, и я приступил к тому, ради чего забрался в это место:

И вот что получилось:

Увы, картину попортил прожектор, подсвечивающий церковь :(

5 мая

Утром сделал панораму с Казбеком (кликабельна!):

И сфоткал его с приближением:

Группа планировала возвращаться на следующий день. Делать в Казбеги нечего. И идти некуда. Так что весь день наслаждался теплой погодой, ел, немного спал, гулял босиком по приятной травке с цветочками, в общем, днёвка.

Вечером была красивая панорама заката с Казбеком:

И вторая ночная фотосессия. Ура, без прожектора:

Вдали Казбек, яркие оранжевые огни - подсветка церкви св. Троицы в Гергети, ниже огни деревни Гергети, справа змейка Военно-Грузинской дороги с треком фар автомобилей. А еще правее над трассой огни деревеньки Цдо.

6 мая

Утром погулял по склонам горы Куро +-400 м. Просмотрел перевал 505. Сно (1Б*, 3236) - да, с этой стороны подъем не безумен, просто очень напряженный. Что с обратной стороны - вопрос. В принципе, он бессмыслен и беспощаден: из Казбеги в Сно ехать 10 минут на машине :). Если только ради спорта :).

У палатки росли в том числе вот такие цветочки:

Вечером встретились с группой, разговоры кто как походил, пиво, маршрутка, Тбилиси. Кстати, им не удалось взойти. Героически штурмовав сто метров за ста метрами, погода остановила их на 4600. Неделя в снегах, и увы без вершины. Но, в горах не бывает без поражений, да и Казбеку стоять куда дольше нас...

В Тбилиси с помощью водителя нашли хостел по 15 лари (300р) с человека за ночь. Обещали центр, а на деле - полчаса пешком. Совет - лучше брать по 20 лари, но прямо в центре, ибо пешком ходить скучно в нетуристических местах, едешь на такси. Оно недорогое (по центру должно быть 4 лари, и если вас много, то это очень не дорого), но все равно сумма набегает за день.

ЧАСТЬ 2. КУЛЬТУРНАЯ

7 мая

Используя небольшой опыт посещения Тбилиси, провёл что-то вроде экскурсии по городу. Что можно сказать - Тбилиси это классно!

Это и колоритные дворики Старого города:

Храм Метехи и памятник основателю города Вахтангу Горгасалу:

Дворец царицы Дареджан:

Мост Мира:

"Трубы" для будущих концертных и выставочных залов, которые, правда, внутри не достроены и новое правительство думает их снести в виду "порчи исторического облика центра":

Некая колоритная башенка, опирающаяся на рельс:

Колесо обозрения, с которого посмотрели панораму города:

Посетили и Анчисхати, и проспект Бараташвили.
И, конечно, вкусная и недорогая грузинская кухня, великолепное вино.

Вечером сходили в знаменитые серные бани, которыми восхищался Пушкин. Да, место интересное, вода пахнет серой и горячая (Тбилиси и был основан у горячих серных источников, "тбил" в переводе теплый). Там душ на несколько человек, небольшой бассейн (долго сидеть нельзя!), сауна. Прогревает до костей! Вход 3 лари. А брать массаж не советую: дорого (30 лари), а массажа по сути и нет, просто помоют с мылом, немного помяв.

8 мая

Сегодня - экскурсия в Кахетию, винный регион Грузии.

Сначала заехали в монастырь Бодбе IV века с церковью IX века, где захоронена просветительница Грузии св. Нино:

Колокольня рядом:

Затем в городок Сигнахи:

Фрагмент старой оборонительной стены. Справа далеко внизу - Алазанская долина:

Церковь в Сигнахи. Одна из башен бывшей крепости перестроена в колокольню:

Затем нам устроили великолепный обед в кахетинской семье с вкуснейшими блюдами. Их видов было с десяток, плюс очень вкусное домашнее красное вино:

Затем нас отвезли в дом-музей А.Чавчавадзе в Цинандали:

Там была довольно интересная экскурсия.

Далее, проехав мимо крепости Греми XVI века:

Приехали на винзавод Киндзмараули:

Там была экскурсия про технологии создания вина по грузинской и по французской, новой технологиям. А потом - дегустация вин. Я купил себе Киндзмараули (сорт) из Киндзмараули (местность), а также Мукузани и Киндзмараули по французской технологии. Вкусно!

А вот эти бутылки от 20 лет выдержки и от 200 долларов за бутылку, в погребах завода:
(их купить не удалось в виду дороговизны :-) )

9 мая

Время уезжать. На 9 мая билеты Владикавказ-Москва вдвое дешевле обычного.
На нашу группу не особо дороже стандартного маршруточного тарифа заказали микроавтобус до Казбеги с остановками по требованию, т.к. сама дорога очень красива.

Одна остановка - у крепости Ананури:

Вторая - на кругозоре перед перевалом Крестовый. Вид оттуда избитый, но мне вот очень понравился высоченный водопад, судя по карте, на реке Эретосцкали, высотой 26 метров:

Ну и как не остановиться у травертиновых натёков у Крестового перевала?

Подробнее про них - тут: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/geologia/evgd/chto_sotvorili_voda_veter.htm

В Казбеги забрали оставшиеся вещи, далее граница, Владикавказ, кафе с вкусной осетинской кухней, вокзал, Москва...