Новогодняя прогулка на Тхач.

Пишет VadimTurkin, 09.03.2014 23:56

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)

Небольшой фотоотчет о прогулке вокруг Тхача.

(снимки кликабельны)

На начало нового года, дабы не пропадали зря праздничные дни, было решено поснегоступить в Адыгее, вокруг Тхача.
В принципе, маршрут простой, доступен и пройден многоми, но от этого, не становится менее привлекательным для тех, кто там впервые.
Серые массы снега московских улиц хотелось сменить на пушистые сугробы, бетонные коробки домов на каменные исполины, а серую мглу горизонта на кристальную чистоту бескрайнего Кавказа.
И вот 1 января, собрав остатки вкусностей с новогоднего стола уже в обед мы были в самолете по направлению в Краснодар.
В начале шестого часа вечера мы погрузились в машину близ аэропорта и за 4000р под дивизом "дорогу покажем" направились в сторону Адыгеи, до поселка Новопрохладный.
Предварительно заехав в городе в супермаркет за продуктами и в магазин Декатлон за газом (огромное им спасибо, что 1 января они работали и в продаже был газ!!!).
Вся дорога прошла уже в темноте и дремоте после новогодней ночи- за окном пролетали огни поселков и серые, голые поля. Зимой и не пахло. То ли поздняя осень, то ли ранняя весна, то ли фиговое лето. Но это зима на юге, водитель еле вспомнил крайний день, когда шел бы снег. Лишь только подъезжая к Хаджоху на краях обочины начали появляться небольшие кучки грязного снега.
На развилке в Даховской (поворот на Лаго-Наки) нас остановил полицейский патруль. Мысль была только одна- ну все, Олимпиада, терракты...нас сейчас разврернут и отправят обратно. Но нет, спросили цель приезда и пропустили дальше. За Даховской уже была настоящая зима- кругом лес. дорогв до Новопрохладного вся в снегу, но хорошо укатана и засыпана песком.
Ближе к десяти вечера уже были в Новопрохладном, который полностью оправдывал свое название- тепло Краснодара за несколько часов сменилось приятным морозцем, под ногами поскрипывал снег, небо звенело звездами, а из нескольких еще заселенных домов тянулся дымок печей.
И здесь случилось первое приключение- заехав в поселок хотели подъехать ближе к речке, гда водитель бы развернулся и поехал обратно. Однако последние сто метров были вниз к реке, дорога покрыта плотным снегом, а машина явно не готова к зиме- резина летняя. Вот только поздно все это водитель понял и 20 минут попыток заехать обратно вверх ни к чему не приводили. Чтобы не бросать его одного (в тонкой кожанной курте и туфлях) пошли бродить с ним по поселку в поисках крупной техники. Но поселок практически пуст, многие дома брошены, вокруг чернота ночи, вой собак, а нам еще надо идти. Нашли один трактор и газ-66 уже явно вросшие в землю, что оптимизма не добавило. Хорошо на наш шум и лай собак вышел местный мужичок, вникнул в тяжелое положение водителя провести ночь в машине и пригласил его к себе на ночевку. Мы же, дав дополнительно 500р на моральные издержки и поиск трактора с утра, накинули рюкзаки и пошли искать место ночевки. Изначально, конечно ночевать на территории поселка не хотелось, думал успеем выйти за пределы. Но в новых обстоятельствах принимаются новые решения. За мостом через реку, близ небольшого монастыря(?!) в лесу вытоптали в снегу полянку под палатку, попили чая и легли спать.
Утро пришло поздно :) Пока встали, позавтракали, собрались уже глубокое утро. Мороз и солнце- день чудесный!! Кругом все белое, хотя видно, что свежего снега давно не было.
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)дорога за поселком

В целом идется легко и приятно- дорога хорошо укатана лесовозами, да и другими 4Х4.

Вскоре выходим к реке Сахрай, переходим по мосту и продолжаем свой путь
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)замерзшая река Сахрай

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)река Сахрай

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)мост через Сахрай

Дальнейший путь идет вдоль Сахрая по лесовозной дороге. Подозреваю, что в теплое время реку нужно бродить несколько раз, а вот сейчас приходилось переходить по ледяным мостикам, тратя время на поиски максимально прочных мест :)
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Снежные поля

В обед были в беседке на первом Тайване, отсюда начинается путь к Тхачу, если идти вдоль массива снизу. Но за чаем было решено идти массив кругом через второй Тайвань :)
Пройдя еще пару километров по укатанной дороге дошли до второго Тайваня, где уже свернули на дорогу, уходящую вверх по склону. Хотя это больше было похоже не на дорогу, а на снежный корридор между деревьями. Вообщем снега много, одеваем снегоступы и начинаем подъем. Но идти не так просто- под снегом явно глубокая колея от летней дороги и приходится "выискавать" гребень иначе нога соскальзывает и не очень комфортно.
Вообщем, уже стемнело, а мы все шли и шли, пытаясь поставить логическую точку в сегодняшнем дне. Уж не знаю как у местных называется это место, но там сходятся две дороги, идущие с востока и запада и общий путь резко поворачивает на 270 градусов :) Там поляна, снег и снова ночь и звезды.
На утро продолжаем подъем по засыпанной лесовозной дороге до Фирсовой поляны, до первой обзорной точки.
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)На Фирсовой поляне

Затем дорога снова ныряет в в лес и уходит вверх до Княжеской поляны
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)На Княжеской поляне

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Восточные каньоны Тхача

А вот, что значит кристально чистый воздух- с поляны открывается вид на Эльбрус! А до него по прямой практически 200км!!! Не знаю, кого как, но нас это сильно впечатлило!
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Далекий и близкий Эльбрус

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)узоры на снегу

После поляны начинается последний участок подъема- снежное поле среди редколесья, при этом на склоне солнце бывает не так часто, снега накоплено много, он сухой и поэтому даже в снегоступах проваливались по колено. Проковырявшись часок выходим на бесснежные травяные поля верхней части Тхача, близ скалы Колокольня.
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)скала Колокольня

Здесь же обедаем и вдоль гребня спешим на встречу заката
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Джемарук Чугуш и Тыбга на закате

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Вершины Тхача на закате

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Фишт и Оштен в лучах заката

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Последние лучи

После заката решаем продолжить путь по тропе вдоль гребня. Забавная прогулка- слева снежные поля, а справа скальные обрывы Тхача. В таком режиме идем часов до семи до ровного поля, где и встаем на ночь. Ну а ночью небольшая фотовылазка полюбоваться звездным небом, да огнями далеких поселков
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Огни Адыгеи

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)огни Адыгеи

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)треки звезд

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)небо над Кавказом

Утро настало вместе с рассветом.
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)На рассвете

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Рассвет над горами

Утром наблюдали интересный эффект- огромную тень от Тхача, по аналогии с той, какую Эльбрус откидывает при первых лучах солнца
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Тень от Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Первые лучи над Адыгеей

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Рассвет над Ачешбоком

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Утреннее небо

Панорама на север и на юг
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Панорама с Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Вид на Скалистый хребет

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Тхач и Ачешбок

Завтракаем, собираемся и продолжаем путь в сторону главной вершины. Огромные травянистые поля сменяются метровыми сугробами в складках северной стороны
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Северная сторона Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Жаркий зимний день

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Складки Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Вид на Краснодарский край

Уже к обеду поднимаемся на главную вершину
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Панорама с вершины

и снова любуемся далеким Эльбрусом
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Эльбрус вдали

По стандартному маршруту спускаемся с Тхача и обходим его главные скальники
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Замки Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)

Встаем на ночевку на седловине между Большим и Малым Тхачем и начинаем ждать заката
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)вечерний Тхач

и снова бессонная ночь
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Ночное небо

а утром рассвет

Не теряя времени собираемся и налегке практически забегаем на малый Тхач, дабы не упустить рассвет
Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)в первых лучах

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Скалы малого Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Складки Малого Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Ачешбок все ближе

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Большой Тхач

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Будущий путь вдоль Тхача

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Хребты и хребтики

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Панорама Тхача

Вдоволь налюбовавшись Тхачами спускаемся к палатке и начинаем быстро собираться, так как уже вечером должны вернутся в Новопрохладный.
От седловины идем уже по лесу вдоль Тхача. Снега много, но видно, что люди уже ходили, поэтому тропа хорошо вытоптана и можно идти без снегоступов.

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)Малый Тхач

Новогодняя прогулка на Тхач. (Горный туризм)по пути вдоль Тхача

Уже в темноте, проделав путь в 12-15км, возвращаемся в Новопрохладное на место первой ночевки. Здесь все также холодно, а вода в реке почему то стала очень мутной.
В 6 утра на местном автобусе за 3 часа доезжаем до Майкопа, там сразу же пересаживаемся на автобус до Краснодара и уже в двенадцать дня мы на площади автовокзала, а до самолета еще 8 часов. Сдаем рюкзаки в камеру хранения и уходим гулять в город. Краснодар залит солнцем, на градуснике +8 тепла, главная улица (Красная) закрыта для автомобилей и превратилась в большую пешеходную зону

Ну а в 8 вечера самолет уносит нас в Москву, где нас ждет туман, ноль на градуснике и мелкий дождь....