8-дневный лавинный курс в Гудаури / лавинный модуль RMGA (фоторепорт)

Пишет Алекс Кузмицкий, 07.03.2014 20:18

В этом феврале, в Грузии, Российская Школа Гидов (RMGA), совместно с Канадской Лавинной Ассоциацией (САА), проводили два модуля обучения, — очень насыщенный 8-дневный лавинный блок и 5-дневный вводный курс по ски-туру. На обоих мне посчастливилось побывать.

Ниже — фоторепорт о лавинном блоке. Не буду скрывать, это были 8 наиполезнейших дней. И, несмотря на весь мой опыт в лавинной теме, мне было чему поучиться у канадцев.

8-дневный лавинный курс в Гудаури / лавинный модуль RMGA (фоторепорт, Бэккантри/Фрирайд, грузия, caa, лавинные курсы, обучение, школа гидов, алекс кузмицкий, федор фарберов, сергей веденин, григорий минцев, андрей волков)

Гудаури все тот же. Ровно год прошел, с нашего прошлого приезда. В этом году снега существенно меньше, зато, ски-туристов и вообще фрирайдеров, стало значительно больше. Народ явно «подтягивается» в Гудаури.

Интересно, что будет здесь лет через 5-6, станет ли район центром скитур / фрирайд-притяжения всего Кавказа? Жизнь покажет. Потенциал есть, особенно, теперь, с запуском новой дороги по долине Арагви (до водохранилища) и капитального ремонта через перевал Крестовый.

Большая часть участников курсов, а заодно и весь комсостав, жили в Gudauri Hut. Хорошее место, не без своих недочетов, но по совокупности всех факторов — твердая 4-ка)). Тем более учитывая питательный процесс… кухня там шикарная.

Но, многие жили не в Гудаури Хат, а поблизости. Все-таки, 50-60$ в дабле, с едой, для Гудаури дорого, легко можно находить жилье за 25-40$ с носа. Но, с точки зрения удобства учебного процесса стоило разориться. Когда занятия проходят там же где живешь, это значительно удобнее, нежели по 2-4 раза в день мотаться туда-обратно и терять время. Это не говоря про ежедневную утреннюю (6:30-7:00) работу на метеоплощадке рядом с отелем.

Бесснежный Гудаури)).

Оба наших преподавателя. Оба — Марки. Марк Бендер и Марк Пише. На гудаурском курсе у них был своеобразный юбилей, — ровно 20 лет назад они познакомились, проходя подобный же лавинный курс, Level 1. Символичненько.

Не первый раз вижу за работой западных «горных» профессионалов хорошего уровня. И вот что хочется сказать… они действительно впахивают, не жалеют себя. Внешне выглядит все легко и непринужденно, фаново, но, внимательно приглядевшись к таймингу и всему происходящему, понимаешь, у ребят просто нет свободного времени, на отдых, вообще.

Нам, участникам, они оставляют самый минимум, на переодеться, помыться, поесть, а у них порой и этого нет (подготовка лекций, площадок для занятий, проработка маршрутов и т.п.). В общем, — впечатление от очень качественной и профессиональной работы, с высочайшим КПД.

При этом, все это с улыбкой и фаном.

Собственно, как и на наших хибинских учебных фрирайд-программах, катания как-такового на этом курсе было мало. И оно было подчинено учебным занятиям. Типа, «Ну раз мы сюда взгромоздились, то давайте оденем снаряды и спустимся»)).

Но, тем не менее, несколько спусков были ничего себе. Короткие, но приятные. С Чрдили, с Бидары и т.п.

В основном же мы были вовлечены в изучение снежной толщи, в снятии показаний на метеоплощадке, составлении Avalanche Observations (о сошедших лавинах), составлении прогнозов / бюллетеней и т.п.

Так что, снаряды больше стояли загорали, нежели катили.

«Спортсмены» и «Лыжники» все время хотели покататься, но, это быстро прошло… стала понятна основная идея / полная бесперспективность «покатать», и они расслабились, по счастью. Умные люди.

Важные отличия канадской системы лавинного обучения от европейской (в том числе и в при обучении на горного гида IFMGA), это намного бОльшее погружение в тему (даже в рамках базовых курсов) самостоятельность в составлении лавинных прогнозов и единообразие используемых данных.

Для сравнения, — чтобы получить полного гида IFMGA в Канаде нужно пройти 4 профессиональных лавинных блока обучения, суммарной длительностью 22-23 дня. И помимо этого, нужно еще набрать 100 дней снежных наблюдений под кураторством специалиста. В остальном же мире достаточно упрощенного курса на 5-6 дней (разово, или «размазанного»по обучению). Разница есть, согласитесь.

Так что, «канадская школа» это не просто слова. Ее копируют и берут на вооружение очень многие, и не зря (Япония, Исландия, Новая Зеландия, частично США).

То что мне очень понравилось, так это системность и единообразие в подходе. Во всем — система, начиная с того, как ты записываешь метеоданные на оборудованной площадке и заканчивая экспресс-тестами или короткими записями, по ходу катания.

Собственно, открытый обмен лавинными данными в Канаде между всеми специалистами, в том числе и между гидами на местах, — одна из важных составляющих качественного прогноза. InfoEx позволяет существенно уточнять и дополнять свой, локальный прогноз. Но, чтобы это работало, нужно чтобы все использовали одну систему «кодов и обозначений».

Говорить на одном языке это важно. Отчасти, этого нашему лавинному / горному сообществу (и всем кто с ним ассоциирован) и не хватает. Есть надежда, что по крайне мере в гидовской и альпинистской среде постепенно сформируется единое понятийное поле и все начнут проводить оценку и лавинный прогноз в одной парадигме.

Еще понравилось то, что Канадская Лавинная Ассоциация (САА) не стоит на месте, они постоянно что-то разрабатывают, дополняют, оптимизируют.

Хороший пример, — библия лавинщиков «Аvalanche Hand Boook», изданная в 2006 году в третьей редакции (первая — в 1976-м), уже по ряду пунктов устарела и многие вещи преподаются существенно по-другому. И на этом делается определенный акцент! Мол нет догм, нужно постоянно развиваться.

На сколько это разнится с нашим подходом, что в гляциологии / лавиноведении, что в альпинизме / туризме, где все живут учебниками 40-50-летней давности и считают их «золотым стандартом».

В теоретической физике-математике может это и так, но что касается прикладных наук, этот подход непрофессионален, увы. То что нет хороших современных учебных и справочных материалов, еще не означает что нет в них необходимости, так скажем.

Каждый день: шурфы, шурфы и еще раз шурфы)).

И, ежедневно: анализ погоды, снежной толщи, результатов тестов, потенциала к распространению разрушений (Propagation) и т.д.

Propagation — одна из тех вещей, которую мы в своей работе начали активно исследовать и мониторить только с позапрошлого года. Но, то сколько внимания сейчас уделяют этому понятию и на сколько пристально отслеживают, меня удивило.

Потенциал к распространению разрушений — не менее важен, нежели сами результаты тестов на нестабильность. Лично для меня это было «слабым местом», в моей подготовке и я существенно усилил свое понимание этого аспекта.

Надо отметить, компания на курсах подобралась отменная. Редко когда столько хорошо катающихся, говорящих на одном языке и очень позитивных людей собираются в одном месте. Я имею ввиду гидов)). И причина проста, — зимой, они все работают, каждый в своем районе. И лишь на таких редких мероприятиях, есть возможность всем встретиться вместе.

А для многих — познакомится в реале, наконец-то)).

«Камчатская диаспора» отжигала и зажигала)). Вот уже второй год подряд с Камчатки, на Школу Гидов, приезжают настоящие бойцы, с которыми «и в огонь и в воду» (Рома, Миша, спасибо вам, парни!). И катают отменно и подготовлены по всем иным пунктам что надо. Ну и позитива… море.

На фото: Рома Иванов и Миша Гринев, издеваются над сплитбордом Олега Грицкевича. Мол «И вам на этом не страшно кататься?». Лыжники… чего с них возьмешь)).

По поводу спасработ в лавине, тоже есть масса нюансов, которые почерпнул и буду применять и на наших лавинных курсах.

Казалось бы, 5 лет лавинные курсы провожу, ан нет… есть чему учиться. Например, метод гридов при сложном поиске, или box-метод (коробочка), вместо метода 3-х кругов, или метода «секторов», при нескольких пострадавших рядом. Из этого же ряда, — более внимательная работа с аналоговым звуковым сигналом при сложном поиске, наложение сигналов и наличие разницы какой датчик у пострадавшего, да много всего.

Возвращаясь к теме «золотого состава» на курсах. 16 очень разных и очень интересных людей, без преувеличения.

Например, Андрей Евгеньевич Волков (Мастер спорта по альпинизму, президент ФАР, бизнесмен, бейсер etc.). Несколько вечеров проведенных в его компании, за разговорами и домашним вином дали столько новых идей для размышлений, что стоило ради одного этого приезжать в Грузию)).

Под конец 6-дневного учебного марафона мы начали все больше ходить и катать. Так, исподволь, лавинный курс начал перетекать в следующий блок, — «Ски-тур-1″. Но, это не отменяло всего того, что мы делали до этого (метео, тесты, оценки). Просто стали меньше спать и больше заниматься)).

Ну и начали готовится к экзаменам. Их аж 4 штуки. Один теоретический и 3 практических: наблюдения на метеоплощадке, поиск в лавине и шурф полного профиля. Для сдачи каждого из них свои четкие критерии оценок и время на выполнение.

Сдать потому что ты «хороший парень» нельзя. Либо ты соответствуешь минимальным требованиям, либо нет, прости.

Так что, всем, даже опытным и «именитым» приходилось шевелить помидорами, садиться за учебники, ходить и тренироваться на площадке и т.п. А как иначе, если хочешь сдать?

Три богатыря: Марк Пише, Рома Брык и Вадим Гапко)). Красавцы. Как впрочем и все остальные, включая трех наших девушек. Сдали экзамены, по счастью, все. Все-таки состав на курсе подобрался сильный.

А дальше, начался курс по ски-туру, но это немного другая история, о нем — в отдельном репорте.

В целом, это крайне полезные 8 дней. С каких сторон не посмотри. Много новых: знаний, опыта, друзей, эмоций и идей. Не могу сказать что хотелось бы «чтобы это продолжалось», все-таки такой интенсив сложно выдерживать долгое время. Но, повторения (в идеале, — курс следующего уровня), — с удовольствием!

Спасибо RMGA за организацию курсов, и лично, за качественный перевод и ассистирование: Роме Брыку, Федору Фарберову, Грише Минцеву и Сергею Веденину. Мужики потрудились на славу.

И, конечно же, спасибо нашим преподавателям, Марку Пише и Марку Бендеру. Они — прекрасные учителя. Думаю многие из нас взяли от них многое)).

P.S.Без поддержки от Gore-tex, Red Fox и Petzl это все вряд ли состоялось бы. Поэтому им огромнейший респект. Не только за то что производят, но и что поддерживают подобные начинания. Это делает мир лучше.