На вулкане Камерун
Продолжаю рассказ о зимнем походе в Камерун. Начало - http://www.risk.ru/users/nicko/201065/
Восхождение на пик Фако вулкана Камерун, высшую точку Центральной и Западной Африки, было главной целью нашей зимней экспедиции. Подъем на эту гору входил в обязательную часть нашего мегапроекта «Высшие точки Африки». Кроме того, мы не нашли упоминаний о подъемах на пик Фако восходителей с постсоветского пространства и нам хотелось восполнить этот пробел.
Гора Камерун хорошо видна с океанского побережья
Восхождение на пик Фако вулкана Камерун, высшую точку Центральной и Западной Африки, было главной целью нашей зимней экспедиции. Подъем на эту гору входил в обязательную часть нашего мегапроекта «Высшие точки Африки». Кроме того, мы не нашли упоминаний о подъемах на пик Фако восходителей с постсоветского пространства и нам хотелось восполнить этот пробел.
Гора Камерун хорошо видна с океанского побережья
Вулкан Камерун был известен мореходам с давних времен. Его первое известное нам извержение было зафиксировано карфагенским мореходом Ганноном в V веке до нашей эры. Ганнон исследовал западное побережье Африки на предмет возможности основания там колоний.
В 1472 году гору увидели и европейцы. Это были португальские моряки экспедиции Фернандо По, которые искали путь в Индию. А первым из европейцев достиг ее вершины Ричард Бертон. Это было в 1861 году.
До этого Ричард Бертон совершил еще одно фантастическое путешествие. Под видом мусульманина он проник в Мекку и оставил первое подробное описание главной мусульманской святыни. И тогда разоблачение грозило ему неминуемой гибелью.
Склонность к авантюризму была у Бертона в крови. Например, будучи маленькими мальчиками, Бертон с братом Эдвардом увязались со сборщиками трупов в Тур, где тогда свирепствовала эпидемия холеры, и помогали своим новым знакомым в их нелегкой работе. Можно себе представить, какой ужас пережили их родители.
Опять, мы идем по следам этого известного английского путешественника. Приезжаем в небольшой камерунский город Буэа, который был первой столицей немецкой колонии в Камеруне. После извержения 1909 столицу перенесли в более спокойное место – в Дуалу.
На окраине города, у самого подножия горы Камерун, расположен Горный центр (Mount Cameroon Ecotourist Organisation), где можно оформить разрешение на восхождение (10 000 центрально-африканских франка (CFA) в день), взять носильщиков и проводника (12 000 CFA в день). Основная проблема при восхождении – отсутствие на горе воды. Вода есть только в первом лагере, дальше воду надо нести с собой. Мы хотели пройти траверс вершины, так что воды нам нужно было много. Найти носильщиков (8 000 CFA в день) здесь легко – в этом районе живут люди народности «баквери», что переводится – «люди на горе», в общем – это местные горцы, люди, имеющие акклиматизацию и привычные к переноске грузов на большой высоте.
Тропический лес
Тропа на вулкан начинается на окраине города Буэа, в районе тюрьмы общего режима, расположенной на так называемых «верхних плантациях» (1100 м). Здесь держат не опасных преступников, получивших небольшой срок. Тюрьма строгого режима находится в центре города. Оттуда сбежать труднее.
Путь подъема пересекает колонию. Преступники не сидят без дела, а трудятся на плантациях. Судя по грядкам, которые мы проходим – выращивают помидоры. К нам заключенные относятся доброжелательно и весело приветствуют из своих бараков.
Полчаса идем по плантациям и, наконец, попадаем в тропический лес. Тропа до первого лагеря носит название «дорога Гиннесса». Видимо, это название осталось от времен немецкой колонизации. Два с половиной часа поднимаемся по лесной тропинке и выходим к первому лагерю (1865м).
Хижина первого лагеря
Это два домика, в которых готовят еду и ночуют портеры. Готовят они на дровах. Рядом с домиками табличка, напоминающая, что мы находимся в национальном парке. Но мы уже привыкли, что к понятию национальный парк здесь отношение своеобразное.
Не хочется форсировать события и идти сразу до второй хижины, хотя многие делают именно так. Постепенный набор высоты – залог успешной акклиматизации. Да и состояние группы не идеальное. Ирина идет простуженная, с температурой. Уговаривал ее остаться внизу, но она отказалась — другого шанса подняться на вершину у нее не будет.
Расчищенных мест под палатки нет, мы выбираем более-менее ровное место рядом с хижиной и начинаем готовить ужин. Кемпинг газ купить в Камеруне нам не удалось, хотя, в принципе, в Горном клубе можно было поспрашивать – что-то могло остаться от предыдущих туристов. К отсутствию газа мы были готовы — взяли мультигорелку, работающую как на газе, так и на бензине.
Рядом с первым лагерем есть хороший родник. Портеры из него даже пьют, но мы делать это не рискнули. Все же тропики и довольно низко. Спокойней всю воду кипятить.
Владимир Николаевич Шатаев дает мастер-класс по игре в карты
Домики стоят на поляне, окруженной высокими деревьями. Экзотические цветы, порхающие тропические бабочки, свисающие с деревьев лианы. Настоящая Африка.
В одной из комнат хижины ночевали две местных девушки, что сразу повысило настроение нашей группы поддержки. Весь вечер портеры тусили с девушками у костра, громко распевая какие-то туземные песни, а потом полночи не давали нам спать, пытаясь проникнуть в их комнату. Все это сопровождалось хихиканием девушек и долгими уговорами кавалеров, по очереди пытавшихся добиться успеха.
На следующий день вышли в 9-00. Через десять минут подъема лес резко заканчивается, хотя высота по африканским меркам совсем маленькая – всего2000 м. Возможно, деревья не могут расти выше из-за частых извержений.
На перекус останавливаемся у небольшой хижины, затем продолжаем подъем по травянистому склону до края плато, на котором расположен лагерь два (2850 м) – разрушенная хижина для портеров и много хороших мест для палаток (пришли в 13-30).
Хижина в лагере два
К вечеру в лагерь поднимаются четверо молодых европейцев — два парня и две девушки. Испанка, француженка, ирландец и бельгиец. Они работают в Камеруне и ЦАР в международных организациях, а на выходные решили вместе отправиться на вулкан Камерун. Это первые белые, которые встретились нам за последние две недели.
С края плато открывается красивая панорама на долину. Виден город Буэа, какие-то деревни внизу и, кажется, даже океан.
Рассвет над Камеруном
Утром любуемся фантастическим рассветом, собираемся и отправляемся в путь.
На маршрут выходим довольно поздно — в 7-30. К 11 часам доходим до третьего лагеря – хижины, расположенной на высоте 3700 м. Здесь тропа раздваивается. Носильщики отправляются в обход, по тропе траверсирующей склон вулкана, а мы продолжаем путь вверх.
Собираемся и выходим из лагеря два
Как-то очень резко на Ирину накатывает горняшка. Сказывается болезнь и недостаток акклиматизации – из-за простуды она не поднималась на вулкан Оку. Предлагаю с ней спуститься обратно вниз, но Ирина отказывается, ведь до вершины по высоте чуть больше ста метров.
Медленно поднимаемся на пик Фако. Хотя какой это пик – обычный холм, возникший в результате извержения, которое здесь все изменило. Раньше высшей точкой вулкана Камерун был соседний пик – «Бутылочный». Это название появилось благодаря особенностям восхождения немцев. На вершине, в честь успешного восхождения, они, в отличие от нас, не ели шоколад, а распивали спиртные напитки. А бутылки оставляли на вершине.
Фотографируемся на вершине.
Сильный, холодный ветер не способствует отдыху и все быстро бегут вниз.
До вершины Ирина и так еле дошла, а вниз идти совсем не может. Но отдыхать нельзя, станет только хуже. Нужно срочно сбрасывать высоту. Подхватываю ее под руку, и она, опираясь на меня, начинает спускаться.
Медленно ползем по склону вниз. Горняшка скрутила Ирину так, что она еле переставляет ноги. Если не станет лучше – придется организовывать спасработы.
Сбрасываем сто метров и становится немного лучше. Ирина уже может идти сама. Но очень медленно. Да и дорога становится трудной – идем по недавно застывшей лаве. Красиво, но неудобно. Тропы нет, а камни очень острые .
Идти еще долго. По схеме, найденной в Интернете, где-то на 2800 должна стоять хижина. Но в реальности никакой хижины нет, и нам приходится смириться с мыслью, что придется спускаться до 2280. То есть до темноты мы точно не придем.
Наконец, заканчивается застывшая лава, и мы начинаем долгий траверс по травянистым полкам. Выходим к цепочке кратеров. Это место извержения вулкана в 1999году. Тогда лава пересекла шоссе и достигла побережья в районе курортного городка Лимбе.
Верхнее лавовое поле. На заднем плане пики Фако и Бутылочный
Лава текла медленно. Путь до побережья она проделала за три дня, так что все успели убежать и жертв не было. Не смотря на частые извержения, жертв здесь, вообще, бывает мало. Лава густая и стекает не быстро. Правда местные связывают отсутствие жертв с своевременным проведением обрядов жертвоприношений , которые проводят каждый раз при начале извержения вулкана.
Раньше, чтобы задобрить грозного духа горы приносили в жертву людей. Причем людей – альбиносов. А их найти не легко. Думаю, что появление в этих местах людей с белой кожей отчасти могло снять остроту проблемы. Впрочем, сейчас в жертву приносят белых овец. Как показала практика – этого тоже вполне достаточно для задабривания злобного духа.
Идем прямо по кромке кратера. Круглое жерло, правильный, хотя и небольшой конус. Вокруг все черное из-за вулканического пепла.
Пейзаж совершенно неземной, как на другой планете. И такой нереальный, фантастический африканский закат.
Вдоль круглого кратера жерла вулкана
Резко наступает ночь. Включаем налобные фонарики, хотя и без них все видно благодаря полнолунию.
Последние усилия и мы подходим к хижине лагеря «Мэнн Спринг». Название «Менн Спринг» хижина получила по названию источника, который обнаружил здесь немец Менн. И источник здесь действительно есть, но очень маленький. Скорее это даже не источник, а небольшая не пересыхающая лужа. Впрочем, запас воды у нас есть, не зря же брали с собой носильщиков.
Вечер. Совсем темно. Всего мы в этот день прошли 16 километров. Хотя из них 12 километров пришлось на спуск, но все равно очень устали.
Группа у хижины Менн Спринг
Около хижины, больше напоминающей шалаш, ставим свои палатки и ужинаем. Для этого вечера Владимир Николаевич припас водки и сала. И то, и другое пошло отлично.
Присоединяемся к празднику – носильщики отмечают успешное восхождение песнями и местными танцами. Выясняется, что у двух молодых портеров это первый поход. Носильщики проводят церемонию посвящения новобранцев в портеры, которая, по своей сути, не сильно отличается от наших аналогичных церемоний. Например, посвящения в студенты на дне первокурсника.
Путь похода по вулкану Камерун
Старожилы начертили на земле круг диаметром в два с половиной метра, накидали в него веток и посадили испытуемых, которые должны были терпеливо дожидаться своей участи, пока «старики» готовили ужин. Потом портеры встали вдоль круга и испытание началось. Они по очереди отбивали какой-то ритм, а испытуемые должны были танцевать соответствующий танец. Скорее всего, танцы были связаны с определенными птицами или животными. На это указывали воткнутые по-разному в их костюмы веточки, символизирующие то ли крылья, то ли шерсть. При этом новички должны были выполнять все приказания старожилов и не имели права покидать круг, пока их не отпустят.
Утром встали в 6-30, сварили манную кашу и в 7-30 вышли на маршрут. Идти еще довольно далеко –12 километров. Зато почти все-время вниз.
Лава извержения 1999 года
Два часа шли по саванне, любуясь красивым острым конусом вершины Малый Камерун. Для восхождения на него нужно специальное разрешение, которое непросто получить. По дороге пересекли лавовый поток 1999 года.
В 14-30 вышли к деревне Бокваонго и сразу направились в местный магазин. Народ истосковался по пиву. Кроме дешевого пива в деревенской лавке продают еще и дешевое виски в маленьких полиэтиленовых пакетах. Никогда не видел, чтобы в такой таре продавали алкоголь.
Проводник сказал, что после восхождения совершенно необходимо провести ритуал принесения жертвы духу горы. Он взял бутылку пива, взболтал, приговаривая какие-то заклинания, потом открыл и вылил часть пены на склон горы.
Стал понятен сакральный смысл жертвы. Вспомнилось, что в королевстве Бафут принцы, во время инициации, пьют из чашки первого короля, что устанавливает связь с их далеким предком. И это очень важно. Ведь из-за оплошности немецкого путешественника, без разрешения выпившего из чашки после короля Бафута, даже началась война. А теперь получается, что первым из нашей бутылки выпил дух горы!
После этого проводник отпил из горла и передал пиво мне. Все носильщики и участники восхождения по очереди отхлебывали из горла и передавали бутылку по кругу дальше, связывая нас друг с другом и с могучим хозяином этих мест, образуя некое «братство кольца».
Судя по тому, что новое извержение не началось, наше совместное распитие алкоголя с духом горы прошли успешно.
Николай Носов, Камерун 2014
Фото автора
Более подробно можно почитать здесь -
Дорогой Гиннесса
Восхождение на Камерун. Вершина
Восхождение на Камерун. Жертва Духу горы
68
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий