Размышления небывалого или опять про пик Ленина. Часть 3

Пишет tamarius, 16.02.2014 04:34

Размышления небывалого или опять про пик Ленина. Часть 3 (Альпинизм, акклиматизация, питание на высоте)

Начало тут:

Питание.

Про питание на высоте столько написано, что ничего нового я не скажу.
Перед поездкой я много прочитала на эту тему, пересмотрела много продуктовых раскладок, наслушалась много баек друзей, как они ели-пили на высоте.

Несмотря на это, продукты – это ещё одна чёрная полоса в моей поездке. Ну, может и не совсем чёрная, но то, что денег на закупку огромного количества еды было потрачено раза в три больше, чем нужно – факт. Моя ошибка была в том, что я не учла, что у меня полный пакет, и нас кормят на базе и в первом лагере. Про то, как кормят, я уже писала. Отлично кормят!

Учитывая это, нужно брать продукты только на выходы. Можно всё закупить в Оше. По ценам недорого, не дороже, а кое-что даже дешевле, чем на Украине. Фрукты-овощи можно купить на базаре. Всё остальное – в супермаркете.

Я привезла с собой сало, колбасу сырокопченую, сухофрукты и орехи, те, которые я люблю, сублимированные продукты. Этого всего, кроме сублиматов, много не бывает. Не уйдут на высоте, пригодятся внизу за чашкой чая.

Сублиматы заказала в Питере. Прислали по почте. Сало наше, украинское, сама выбирала, сама солила. Колбаса сырокопчёная, настоящая, мясная, не соевая, очень вкусная. Сухофрукты есть и в Оше, но я брала свои, проверенные.

Я не буду писать про то, что я покупала по списку в Оше. Стыдно. Всего было много и ненужно. Когда уходила из первого лагеря на базу, то отдала девочкам на кухню продуктов два(!) мешка, таких, как для картошки. И это уже после всех выходов.

А теперь хочу рассказать, что же у меня «шло» на высоте. Всё, кроме концентратов. Не путать с сублимированными продуктами! Концентраты я и в Карпатах не ем, не принимает ни душа, ни желудок, ни «ролтоны», ни наши «мивины», ни буржуйские концентраты. Моя душа принимает натуральную еду. Принимает везде, всегда, всё и много. На высоте пропадает аппетит? Нет, не слышала.

Всегда хотелось кушать. Причём, не просто набить желудок, чем попало, вкусненького хотелось. Наверное, это и была моя горняшка. Хотелось сала, колбасы, сыра твёрдого, халвы (дома вообще её не ем), конфет, но не шоколадных. Мне замороженный шоколад не нравится, как будто стекло жуешь. Тушенки не хотелось вообще. Перед глазами стоял жареный окорочок, картошечка с лучком и солёный огурчик. Водка перед глазами не стояла)))).

Я уже писала ранее, что больше всего мне понравилась на 6100 красная икра. Не потому что халявная, а потому что вкусная. Солёненькая! Икру мы не брали, потому что внизу это жуть какой опасный продукт. На сердце очень плохо действует. Как на цену глянешь, так оно сразу, родимое, болит. Но, если бы на Раздельной стоял ларек с икрой, то я была бы там первым клиентом. Жалко, что нет такой услуги – продавать продукты в третьем лагере. Я бы там еще прикупила солёных огурцов, капусты квашеной, яблок.

Ой, про яблоки. Меня угостили перед выходом свежими яблоками. Нюх у меня и так отменный, а в горах он ещё больше обострился. Яблоки лежали в клапане рюкзака. Как же они пахли! Я их на Раздельную затащила, но есть не стала. Отдала Боре и Валере. Ребята утром уходили на штурм. Запах свежих яблок на высоте, скажу вам, это что-то!

На переходы между лагерями обязательно берите перекус. Что-то калорийное, легко усвояемое и вкусное, сытное. Не поленитесь, уложите перекус в пакет, а пакет так, чтобы не нужно было распаковывать рюкзак, если вдруг задует и заснежит.

И пейте! Не просто заливайтесь жидкостью, а правильно пейте, так, чтобы жидкость сразу в кровь, а не выводилась почками, которые и так перегружены в горах. Набрали в рот воды и держите её там, пусть впитывается. С дыханием выводится много жидкости из организма, отсюда – обезвоживание. Последствия, думаю, объяснять не нужно.

Вечером нужно пить много, но без фанатизма. Я лично опухаю сильно. Очень хорошо идут компот, кисель, просто варенье, разбавленное горячей водой. Очень хотелось кофе, но я, следуя рекомендациям, на высоту кофе не брала. А так хотелось!

И не экспериментируйте с продуктами. Ешьте только то, что к чему привык ваш желудок. У многих на высоте проблемы с ним происходят. Иногда очень неприятные, с плачевными последствиями.

Про еду всё. Думаю, что мой аппетит, который не отбила даже боль, - это результат хорошей акклиматизации. Вот я и подошла к тому, что считаю залогом успешного восхождения.

Акклиматизация.

Перед поездкой я вынесла мозг всем знакомым и не очень знакомым людям вопросами про то, как же все-таки нужно акклиматизироваться, чтобы не испытать все те ужасы, которые, судя по рассказам и статьям на разных сайтах, ждут меня на высоте. Головная боль, бессонница, тошнота, отёки всего, что может отечь…Кошмар на улице Вязов – детский лепет по сравнению с высотой. Так меня пугали знакомые, когда отговаривали идти на Ленина.

Но были и те, кто говорил, что да, будет тяжело, но не настолько критично. Я очень благодарна всем, кто поделился своим опытом, знаниями. Дима, Серёга, Андрей – вам отдельно спасибо!

А Андрей Лебедев, которого, думаю представлять не нужно, написал даже пост на Риске

Не поленитесь, прочитайте! Очень нужная информация.

Этот график я взяла за основу. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Вот что у меня получилось по дням:

1. Приезд в Ачик-таш(база)

2. Выход на перевал Путешественников, шла в кроссовках, маленький рюкзак с перекусом, курточкой и штанами от ветра. Выход после завтрака. Шла не спеша, чувствовалась высота.

3. Отдых (плохое самочувствие). Подпрыгнуло давление 165/100. Врачи дали четверть какой-то таблетки и сказали, что организм сам должен бороться, что лекарства только вредят. Правильные врачи!

4. Пик Петровского, до снега. Шла в кроссовках. Высоту, до которой дошла не помню, прямо перед снегом свила себе гнездо между камнями, посидела один час, поела, попила чаю из термоса (нужен обязательно), поспала, пофотографировала, в общем, привыкала к высоте. Спускалась не по гребню, а по кулуару с мелкой сыпухой. Очень быстро получилось и безопасно. Шла с трекинговыми палками. Реку форсировала вброд. После обеда она сильно разлилась. Разулась и перешла босиком. На обед чуть опоздала, но в столовой накормили. Спасибо Али! Самочувствие было отличное.

5. Перевал Путешественников еще раз, потому что ждала напарника и сидеть просто так на базе не хотелось. Прошла в полтора раза быстрее, чем в первом выходе. После обеда приехал напарник. Паковали вещи, продукты, готовились к выходу в первый лагерь.

6. Выход в первый лагерь. Вещи, которые повезли лошади, нужно было поднести к весам к восьми утра. Там их взвешивают и говорят, сколько нужно заплатить. Можно тащить всё на себе, но есть риск сорвать акклиматизацию. Обязательно взять с собой тёплые вещи на случай непогоды. Наверху может быть холодно, а простуду никто не отменял. Первая ночь на 4400 прошла спокойно.

7. Прогулка на Холм(это прямо над С1). Шли налегке, только перекус, чай в термосе, вещи от дождя. Шла в кроссовках. Дошли до снега, чуть прошлись по снежку, постояли, поели и вернулись в первый лагерь.

8. Выход во второй лагерь. Как говорил доктор Быков в сериале «Интерны»: «Все врут!». Я не помню, кто мне сказал, что на высоте можно выходить позже, чем в средних горах. Наглая ложь! Как же это разочаровало! Выходить нужно, чем раньше, тем лучше. Это дает запас времени, а он очень нужен, если темп ходьбы с непривычки невысокий, если погода внесет свои коррективы. Мы шли медленно, да ещё и снег пошёл. Дойти до первого лагеря явно не успевали. На высоте 5075 закопали заброску, отметили место и спустились домой.

9. По просьбе напарника – день отдыха. Он приехал позже, не поднимался радиально на перевал и на пик Петровского, чувствовал высоту. По предложению Лёхи – день ледовых занятий. Я выбрала ледовые занятия. Просто шикарные занятия получились, информативные, весёлые, полезные. Совет: даже, если у вас день отдыха, то не лежите в палатке. Пройдитесь прогулочным темпом, полюбуйтесь на ледник, окружающий пейзаж, пофотографируйте. Пусть отдых будет активным. Так быстрее привыкнете к высоте.

10. Выход во второй лагерь, ночёвка. Внимание! Не останавливайтесь на нижних площадках! Опасно там, плохое место, трещины прямо через лагерь проходят. До верхних площадок метров 40 по высоте. Но каких метров! Я назвала этот подъем – контрольный в голову. Туда я не вышла, выползла, прибитая Сковородой. Я тогда еще была в чёрной одежде. Жуть! Пришла, как вареная сосиска. Высота чувствовалась отдышкой, повышенным аппетитом и… Ну, и пожалуй, хватит на этом)))) Ни разу не стыдно))))

11. Спуск в первый лагерь. Вниз – не вверх. Внимание! Спускаются обычно к трещинам ближе к обеду. Не ходите в одиночку. Я виновата перед мужиками, удрала одна (очень нужно было). Это опасно, есть реальная вероятность улететь в трещину. Стыдно до сих пор за мой поступок.

Трещины до центра Земли. Спасибо гидам за проделанную работу по прокладыванию мостов.

12. День отдыха. Прогулялась на Холм.

13. Выход во второй лагерь, ночёвка.

15. Выход в третий лагерь, Раздельная. Выходить нужно пораньше. Подъем на саму Раздельную для меня стал кошмаром. Идёшь, идёшь, идёшь, идёшь, а лагеря всё нет. А потом раз – и пришёл. И думаешь, какого милого я так, да за свои же деньги, да в свой же отпуск, в общем, там есть время подумать!

Первая ночёвка на 6100 прошла, вопреки ожиданиям, довольно сносно. Правда, в десять вечера меня опять пробило на покушать. Сало, колбаса, сыр, сухари, чай, причем, в огромным удовольствием. Ночью снился сон, что у меня болит голова, и я прошу у напарника таблетку. Сон настолько реалистичный цветной, яркий, что я, когда проснулась, сразу не поняла, снилось мне это или, действительно, просила таблетку. Напарник сказал, что такого не было. Я успокоилась, но, чтобы совсем всё правильно было, таблетку попросила и даже выпила. Цитрамон. До сих пор не пойму зачем. Видимо испугалась, что у меня галлюцинации начались!

16. Утром спуск на базу. Помогла спуститься парню, которому поплохело на 6400. Об этом чуть ниже.

17-20. Непогода, дождь. Просидела в лагере. Это очень плохо – сидеть и ждать погоды, понимая, что шансов выйти на гору мало, что, если пойду, то билет на самолёт пропал, что дома ждут неприятности. Спасали разговоры за жизнь с гидами, чай и песни под гитару с доктором Володей. Но я, наплевав на все доводы разума, решилась.

21. Выход во второй лагерь, непогода, снег, зато познакомилась с замечательным человеком. Андрюша, как же тебя найти, спасибо сказать? Ночёвка.

22. Выход в третий лагерь. Ошибка – вышла поздно, не учла вес рюкзака, низкий темп. Пришла поздно. Ночёвка

23. Попытка штурма. Выход в три утра. 6400 – боль в спине, судорога правой икроножной мышцы. Темп упал, но я из серии «пищит, но лезет». Прошла нож, дошла до плато Парашютистов, поднялась на него, осознала, что на вершину не успею, покушала, попила, покурила и поковыляла вниз.

Ненавижу эту фотку, я тут скривилась от боли. Факт, как говорится, на лице.

На 6400 укол кетанова. Боль скоро прошла и на Раздельную я заскакала сайгаком. Поела, попила и на боковую. Ночевала, как у Христа за пазухой. Честное слово, так комфортно я даже дома не сплю.

24. Проснулась сама с ощущением счастья, радовалась, что легко отделалась, что первый раз в жизни была так высоко, что хорошая погода и жизнь удалась. Помогла Эдику, гиду, собрать поломанную ветром палатку и в связке с ним же и его клиентом Тимуром пошли в первый лагерь.

25. Спуск на базу. Тяжелый день. Морально тяжелый. За один день пришлось два раза прощаться с хорошими людьми. В первом лагере и сразу же на базе. Был транспорт, и нас отправили в Ош.

Дальше уже неинтересно. Ош, уже родной гостевой дом, базар, плов, будь он неладен, парикмахерская, утром – самолёт домой. Дальше – не помню.

Вот такой у меня получился график восхождения. Никаких особых достижений, много «лишних» дней. Но я влюбилась в высоту. Это лучше, чем апельсин!

Продолжение будет. Пару практических советов по самоконтролю и ещё кое о чём вдогонку.

В очередной раз убеждаюсь, что на высоте каждому идет свое.
меня например иногда пробивает на мивину.
все-таки остается вопрос - что готовили выше 4400? только сублиматы?

хорошо бы к графику акклиматизации добавить хронометраж (обычно по фоткам можно восстановить)

"Попытка штурма. Выход в три утра" - по местному? По поводу одежды - в чем стартовали, пришлось ли переодеваться по ходу?

лестница на ледопаде - через большую трещину выше крутяка? ее там установили сразу или когда потаяло? когда мы ходили, никаких лестниц не было

З.Ы. еще раз спасибо за подробный рассказ

Вот фото 2006 года:

Возможно, ее во второй половине сезона устанавливают, когда трещины расширяются, поэтому вы ее не заметили.

вероятно, зависит от сезона
ни в 2007 ни в 2008 лестниц не было
мы оба раза финишировали в начале августа, может потом действительно все совсем тает

фото того же участка 2007 и 2008

Ну да, еда -дело индивидуальное, поэтому особо и не заостряла внимание. Только то, что мне шло. Тут сложно давать рекомендации

Хронометраж - тоже дело индивидуальное. Принципиально не писала раскладку по времени. Нельзя, потому что кто-то может принять её, как руководство к действию. Но мы же не в забеге участвуем. Тут главное не время, за которое ты дошел, а какой ты дошел. Можно выложиться по полной, прийти во второй или третий лагерь, упасть с видом победителя, потому что пришел чуть раньше, чем кто-то, а потом поумирать ночь и, поджав хвост, уйти вниз потому что организм взбунтуется. Я напишу еще одну часть статьи, где как раз затрону вопрос самоконтроля.

Да, стартовала по местному времени. В три или полчетвертого. Не могу точнее сказать. Стартовала одетой во всё)))) И сняла с себя всё только на спуске, на 6400. Осталась только в термухе. А на Раздельной опять всё на себя одела. Там перепады температуры нереальные. +39 на солнце во втором лагере, до -20 в третьем после захода солнца. Нужно быть к этому готовым.

Лестница не на ледопаде. Это ниже берга. И на самом берге был мост, и еще два ниже через трещины. Парни готовили трассу для забега. Трещин было очень много. Подлые, закрытые. Например,прямо на тропе на Сковороде. Идёшь, смотришь, дырочка, а там...

трещины на Сковородке на мой взгляд даже опаснее, чем на подъеме
и при этом некоторые там развязываются

Мне кажется, вам надо было попробовать на следующий день сделать еще одну попытку на Ленина с Раздельной.
Вполне возможно, что боль в ногах и спине связаны с тем, что вы не успели восстановиться (поздно пришли на ночевку и рано вышли на восхождение), либо с обезвоживанием и дефицитом солей.
Если не секрет, что вы ели вечером перед попыткой восхождения? И утром?

Никогда и ни за что, если только это не будет связано с тем, что нужно кого то спасать, я не пойду под обезболивающим наверх! Обкололся - вниз! И никак иначе.

Боли в спине и ноге(одной) - это последствия травмы и дурной головы. Сейчас я знаю. как можно было этого избежать. В прошлом году не знала.
Не примите за саморекламу, но я писала на проза.ру. Обратите внимание на дату написания. Я должна была быть готовой к тому, что это может случиться. но, как обычно,это может быть с кем угодно, но не со мной. Сейчас знаний и практических навыков, что делать в такой ситуации, когда обострение, прибавилось.

А ела я вечером рис с курятиной(сублиматы), сало, сухари, колбаса, сыр, пила варенье, разбавленное кипятком. О, еще икра была, которой угостили. Еще - печеньки))))

Я вас понял, у вас, возможно, последствия старой травмы (как вы считаете), а не что-то, связанное с неправильным питанием или утомлением. Только, заметьте, я вам не предлагал идти под обезболивающим наверх в тот же день!
Я сказал, что, возможно, можно было попробовать на следующий день, при хорошем общем самочувствии, конечно. У кетанова период полувыведения 6 часов. То есть через 12 часов была бы 1/4 часть от того, что было непосредственно после введения, через 18 часов - 1/8 часть, он бы уже почти не действовал.

Но! Если вы сами точно знаете, что боль вызвана именно последствиями травмы, то да, на следующий день, наверное, ничего бы не изменилось и нужно было бы идти вниз.
Кстати, а на спуске с Раздельной на следующий день у вас была боль?

Ну, во-первых - спасибо за "крылатые фразы":

1. На высоте пропадает аппетит? Нет, не слышала.
2. вкусненького хотелось. Наверное, это и была моя горняшка.
3. Водка перед глазами не стояла)))).
4. больше всего мне понравилась на 6100 красная икра. Не потому что халявная, а потому что вкусная.
5. внизу это жуть какой опасный продукт. На сердце очень плохо действует. Как на цену глянешь, так оно сразу, родимое, болит.
6. Врачи дали четверть какой-то таблетки и сказали, что организм сам должен бороться, что лекарства только вредят. Правильные врачи!
7. Ночью снился сон, что у меня болит голова, и я прошу у напарника таблетку.
8. Но я влюбилась в высоту. Это лучше, чем апельсин!

Однозначно - в мемориз :-)

Во-вторых: Плато Парашютистов на 6900 - уже вполне для первого раза. Ну нельзя же так издеваться над своим бортовым компом! Он, бедный чуть с ума не сошёл, оттого и сигналы подавал чтобы темп сдерживать. А то бы совсем в перезагрузку ушёл самопроизвольно. А оно нам надо, если мы в Горы ходим получать удовольствие?

В третьих - Вы абсолютно правильно сделали, что плюнули на обратный билет и всё же сходили наверх. Что такое деньги по сравнению с нашими тараканами? Ничто!

Спасибо!))))

А про бортовой комп - Вы зря. Как раз у меня с этим строго. Шла в таком темпе, чтобы не было перегруза. Рюкзак то тяжелый был.

А тараканы мои довольны)))

Тома, огромное спасибо за продолжение рассказа.
Информативно и грамотно расписано. Значит, говоришь, икорки солёной с собой захватить, огурцов солёных и капусты, опять таки, солёной ))

не факт :))), некоторые жрут сгущенку одну только.

Жень, Таня права. Там не угадаешь .кому что идёт. Я, кроме солёного, хотела сладкого. Но исключительно в виде сухофруктов. Курага, чернослив, ягоды какие-то сладкие, орешки всякие. Причём, мужчины поверьте, желание чего то вкусненького точно такое же, как при беременности)))

ну да, кому что идет, одна знакомая барышня на ленина все орешки из общественного шоколада съела...
думали беременная, оказалась высота

Огромное спасибо за отчёт! Легко воспринимается! Полезная информация!

Пишу заключительную часть

А что за рекомендации по кофе?полный запрет на высоте?

Хочешь - пей, не хочешь - не пей! От того, что нравится, трудно отказаться.

Не знаю, сказали, что кофе пить нельзя. Я, как законопослушная гражданка, дней пять не пила. Потом плюнула и в первом лагере очень даже хорошо кофеек пошёл. А вот выше не готовила. Там просто напиться нужно было. Может и зря. Я уже писала про ощущения, как у беременных. Хочу и пусть весь мир подождёт! )))) А нереализованные желания ведут к психозам)))))

:)) а я в горах кофе не хочу, а вот на равнине - маньяк кофейный. :))
ну а вообще-то кофе обладает мягким мочегонным эффектом, посему наверное его не рекомендуют на высоте.

Пишут, что кофеин может провоцировать горную болезнь.
Возможно, стоит брать кофе без кофеина. С другой стороны, кофеин и в чае содержится.
Но по мне, если проснулся утром перед восхождением, при этом более-менее нормально себя чувствуешь, то не будет страшно, если выпьешь одну чашечку кофе.

Случилось так что на выходе с 6100 на вершину п. Ленина мы не попили даже чаю из-за опрокидывания примуса.С собой был заготовленный с вечера термос на 250 мл,самая малость яблочного джема и горсточка гр.50 изюма.С 6800 ноги совсем не хотели идти(как выключили).Пришлось внушать себе что энергия я получаю извне(праны ну просто завались!)И что интересно произошло чудо и от радости ничего другого как запеть:"Наш паравоз вперед лети" в голову не пришло.Второй строчки не получилось-сбилось дыхание,но идти было можно и даже обошел хорошо экипированных немцев зависающих на своих телескопических палках на каждом шагу.На вершине был один.Повезло с погодой т.к. на спуске.Тема питания из космоса изчезла вместе с мотивацией.Шел не помню как и не воспринимая мир в реальности.
В следующем году в Аксу приезжала Г.Н. Шаталова.Во время её лекции у костра была затронута тема:
"Питания спортсменов в экстремальных условиях".
Был и вопрос о возможности питания из космоса.После рассказа о моей космической подпитке она многозначительно ( для меня)отметила что видит во мне потенциально и способного ученика в этой области. Добавив при этом что не всех она может брать в обучение.Объяснение критерия было кратким:Прежде чем научиться брать ученик должен уметь отдавать.
Кстати, копченная колбаса к которой мы не притронулись на 6100, была определена лектором как продукт не дающий энергию, а забирающей её.
А принесенная из загашников домашняя конская колбаса Шамиля С. с помощью энергетической рамки получила вердикт как полезная.Тестировались и другие продукты.Из-за опасности для здоровья проведение эксперимента на высотах свыше 5000м не рекомендуется, а ниже прана разбодяженная.

Круто!!! Я вот никак объяснить не могу "непосвященным", что в горах обалденно заряжаюсь энергией, и что, если меня туда две недели не пускать, то я буду никакашка.

Кстати, про колбасу. У меня была именно конская!!! Мне её специально девочки. которые торгуют от производителя (маленький такой мясной цех) высушили.

_________________________________
:)))))))))))) а лучше сразу клизмиться :)))))))))))))))))
че за муть голубая? вы вообще как себе представляете всасывание и выведение воды?

ой, ну не придирайтесь к словам)))). Я про ложную жажду. Мочил рот водой и сухости нет, лишнее пить не будешь, чтобы не перегружать почки. Желудком вода усваивается, желудком)))) А потом уже кишечником. Выражение "прямо в кровь" - образное. Ну, у нас так говорят, когда что-то уж очень на пользу идёт. Согласна, зря применила в данном контексте.
А про клизму - хорошая идея)))) Вопрос только как, кто и где?))))

кто ясно мыслит- тот ясно излагает. и наоборот. всем добра.

Олег, тон смени.

Сообщает мне сын-там на риске молодая девушка без опыта,с нуля,одна,без особых проблем вылетела на 6100.Пришлось объяснить что девушка матерая альпинистка,инструктор со стажем.А памирские 6100 это 5100 Эльбрусских(не только по моему личному восприятию).Вот запамятовал Ворбургтона на Далар она лезла со своими?Литературный подход впечатляет.Но почерпнуть есть что-песню(только Наш паравоз вперед лети,колбасу только конскую и воду и водку не глотать сразу.

ого! За девушку сыну спасибо))))
Мне 6100 дались не так то и легко. На Эльбрус было легче идти. Ну, во-первых, туда без бивуачного, во -вторых, без промежуточной ночёвки.
Да и переходы на Ленина такое длинные! Смотришь - рукой подать, а идёшь - ни конца, ни края.
А на Варбуртона я не лезла. Вера Попова ходила, а я максимум - на Порохню. С двумя своими и двумя чужими, да ещё из СКА. Только после первой же ночёвки они тоже стали своими. И не то, что вы подумали. Мы их на полке, когда встали на ночёвку, накормили картошечкой, салом, колбасой и добили салатом из крабовых палочек с майонезом. Суровые армейцы сказали, что в корне изменили своё отношение к женщинам в альпинизме)))
В группе нас было две женщины на всех маршрутах. Хорошо, что выпускали.
И далась вам эта вода?))))

Тамара, очень поучительная история для особенно горячих голов, а их в последнее время ой сколько( !!!) появилось в альпинизме.
О питании.Конечно же, оно должно быть индивидуальным, учитывая особенности физиологии, вкусов и желаний участников. Мне пришлось с этим столкнуться на Кавказе, работая с немецкими альпинистами. На биваке ели согласно предложенного мною меню. А вот на первом маршруте, меня поразило, помню, что на привале каждый достал свой перекус и уминал, не предлагая, как это принято у нас, другим. Нет, я не остался голодным. Но на следующиен восхождения учел этот опыт, правильно все поняв.
При восхождении на п. Ленина было проще, так как мы поднимались схоженной командой на Кавказе и хорошо знали вкусы каждого, поэтому подбор продуктов был сделан грамотно. А вкус подмороженных яблок до сих пор в памяти!!! Впрочем, и сейчас не хожу на восхождения без яблок.
Тамара, теперь о главном:
Древняя буддитская мудрость гласит:
"ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ ЭТО И ЕСТЬ ЦЕЛЬ"
Так, что считайте, что вы ее достигли!!!

Черная полоса про питание - это то, что было закуплено лишнее? Тогда это была белая полоса!

Два мешка лишних продуктов? Да ладно! ))))

... на сказки Шахерезады похоже (не в смысле наполнения текста, а в плане подачи по частям). Читаешь очередную часть, и кажется - вот он апофеоз, ан нет интрига остается и и опять ждем, ждем очередных подробностей... Спасибо. Очень интересно.

Точно. Ждём.

Есть заключительная часть. Ух! Оказывается, быть писателем не так просто, пальцы устают)))))

Тома, придется тебе туда возвращаться... непременно, чтоб дописать историю.
Гештальт знаешь что такое?:)
Гештальт должен быть завершен:)

Гештальт - почитала в википедии.
Интересная ассоциация Но смысл пожелания поняла. Спасибо, Саша!

В Вики замудрено написано
Проще так

Примером гештальта может служить любой процесс, например, чтение этой статьи, разговор по душам с другом, написание отчета или курсовой, ссора с любимым. Для того чтобы человек был психологически здоров и нормально функционировал, гештальт всегда должен завершаться, то есть, доходить до своего логичного завершения.

Читать далее на improve-me.ru: Незавершенный гештальт, который тянет назад. Часть 1 http://improve-me.ru/4144

:))

К горам это в полной мере относится :)
Хотя, конечно, мы можем сами выбирать, что нам делать, что- нет.

Спасибо за полноценный рассказ! Очень много полезного подчерпнул для себя!)

блин, самая вкусная серия получились!