Александр Киселев: "Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма"

Пишет RMF, 07.02.2014 12:35

Александр Киселев: "Необходимо восстанавливать культуру преподавания альпинизма" (цши, vento, red fox, школа инструкторов, фар)

Старший тренер ЦШИ о новых идеях по подготовке инструкторов альпинизма.

Внимательно слежу за дискуссией на сайте вокруг статьи Сергея Веденина, в которой он, на мой взгляд, довольно аргументированно и точно представил идеи по изменению подходов к подготовке инструкторов альпинизма, которые обсуждаются тренерским штабом ЦШИ.

Позволю себе привести несколько личных впечатлений и дополнительных пояснений по изменениям в работе ЦШИ по обсуждаемой теме:

1. Отработав за последние годы одним из руководителей в девяти Школах инструкторов альпинизма (в т.ч. семь ЦШИ), постоянно отмечаю, что многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин. Техническая подготовка слаба, применяемые технические приемы зачастую весьма специфичны, а иногда просто опасны.
Говоря по простому – «кто во что горазд»: каждый приезжает в школу со своими приемами, «мотявочками», не сертифицированным, устаревшим и изрядно поношенным снаряжением, которое развешено на «теле» где попало и как попало (от каски до пят) в максимальном и малополезном наборе, в общем – «партизаны».

2. В ЦШИ мы наблюдаем все многообразие региональных школ альпинизма. Причем при обсуждении преимуществ, границ применимости и безопасности этих приемов, курсанты часто ссылаются на «крутизну» тренера, который эти приемы предложил, и не приводят никаких других аргументов, не видят объективные недостатки. Те же проблемы проявлялись и в других направлениях подготовленности кандидатов в Школу: тактике восхождений, взаимодействия в группе, психологии…

3. Слабая подготовленность подавляющего числа альпинистов (до 80% приезжающих в школу), значительно затрудняет работу школы, вынуждает первую половину времени курса (до 10 дней) уделять технической переподготовке курсантов и только потом вплотную заниматься методикой преподавания и вопросами педагогики.
Низкий уровень технической квалификации альпинистов старших разрядов - по сути одна из основных претензий тренеров ЦШИ к учебной работе на УТС региональных ФА и альпклубов.

4. Эти факты говорят о том, что в нашем учебном альпинизме что-то «сильно не так». Тренеры на первых ЦШИ хоть и пытались прийти к единообразию в техниках и методах преподавания, но поскольку жесткие стандарты и системные рекомендации в этих вопросах отсутствовали, занятия с курсантами в основном проводились по принципу: «Учу тому, что знаю сам». Это также не способствовало формированию системной подготовки курсантов и будущих инструкторов.

Как выбраться из такой ситуации?

Изменить ситуацию можно только через введение единого альпинистского стандарта ФАР на основной перечень приемов и техник (хотя бы для базовой подготовки), а также разработку практических рекомендаций и широкое внедрение обучения этим стандартам в региональных школах альпинизма.

Начальным этапом этого процесса и занимается команда ЦШИ.
Сразу отмечу, что наш коллектив не претендует на исчерпывающую полноту знаний и необходимых действий. Мы пользуемся наработками советской и российской школы альпинизма, а также передовой международной практикой.

На наш взгляд сейчас, с учетом опыта, накопленного за последние годы в ЦШИ, созданы условия для начала работы к воссозданию качественной и полноценной системы подготовки в отечественном альпинизме.

Овладение универсальным набором стандартных приемов и техник важно не только начинающим восходителям, но поможет даже опытным альпинистам переоценить и пересмотреть собственный технический «багаж».

Внимательно изучив рекомендации UIAA к системе подготовки инструкторов, мы выбрали из них те, которые с учетом опыта и истории российской школы наиболее близки нам. Полагаем, что современная отечественная школа альпинизма должна в обязательном порядке иметь:
• единый, современный, ежегодно обновляемый набор индивидуальных и групповых техник перемещения, страховки, взаимодействия и спасения на горном рельефе;
• четкую систему оценивания процесса и результатов обучения.

Отдельная и важная задача – формирование методики преподавания альпинизма, характеризующейся следующим:

• соотношение времени на практику/теорию в процессе обучении примерно 70%/30 %;
• на практике все курсанты задействованы одновременно и постоянно (никто не стоит);
• пошаговое овладение стандартным набором изучаемых «техник» и «приемов»;
• безукоризненная и единообразная демонстрация всем тренерским составом преподаваемых приемов и техник;
• рациональное использование времени (четкий «тайминг») всего процесса обучения;
• тотальный надзор и коррекция работы и ошибок курсантов в течение всего занятия;
• детализированная и открытая система оценок;
• рекомендуемый набор современного снаряжения и одежды и т. д.;
• стандартизированные и сертифицированные места проведения учебных занятий на рельефе.

Многие могут сказать, что все эти подходы применялись в советской системе подготовки и мы «изобретаем велосипед». Действительно, перечисленные выше признаки характеризуют грамотную систему подготовки, которая существует в системах с высокой культурой.

К сожалению, сейчас в России культура обучения альпинизму утрачена и нам всем необходимо приложить немало усилий для ее восстановления на современном уровне.

Вынужден констатировать, что уровень культуры и организация подготовки в альпинизме, продемонстрированная нам экспертами из Франции, Италии и Канады заставляет еще острее ощущать недостатки текущей ситуации в нашей школе.

Результаты работы последних лет ЦШИ, где широко использовался стандартизованный арсенал современных техник, отобранных нами как из опыта советской школы, так и рекомендованных UIAA, показывают, что курсанты на 2-3 день обучения в школе начинают видеть универсальность и преемственность предлагаемых техник и активно включаются в процесс обучения.

Как человек выросший и воспитанный в советской школе альпинизма, я осведомлен о всех достоинствах существовавшей в тот момент при поддержке Госкомспорта и профсоюзов системы подготовки.
Но сегодня нет СССР и нет Управления альпинизма, на альпинистских базах которого концентрировался процесс обучения альпинистов и инструкторов. Да, в стране есть отличные спортивные команды, знаковые восхождения, крутые соревнования, но это, к сожалению, замыкается на очень ограниченном количестве альпинистов, которое не соответствует масштабам страны.

Потенциал для развития массового и спортивного альпинизма мы видим в обновленной системе подготовки в альпинизме в регионах, которая должна начаться с обновления ЦШИ и далее широко внедрятся в клубную практику.

Еще несколько замечаний по ходу возникшей дискуссии:

1. Я убежден, что в ЦШИ должен быть широкий спектр преподавателей: как молодых «технарей» - способных обучать современным техникам альпинизма, так и опытных восходителей и организаторов альпинизма, готовых передать свой богатый опыт. К сожалению, это редко совмещается, а если и совмещается, то мало кто хочет участвовать в работе Школы. Как пример – некоторые многоопытные участники дискуссии, которые много работали в лагерях, УТС, но теперь уже много лет водят клиентов.

Школа открыта для тренеров – заявляйте свои способности, возможности и желание работать. Сделайте что-нибудь для народа: напишете методичку, приезжайте в ЦШИ с лекцией или мастер-классом, участвуйте в конструктивном обсуждении общих вопросов, а не огульно злопыхайте на энтузиастов, которые что-то пытаются практически сделать. Мы не держимся за свои тренерские места в Школе. Тренеры Школы имеют свои места работы, не связанные с ЦШИ, и достаточный для жизни заработок.

В ЦШИ мы видим не коммерческую доминанту, а желание изменить ситуацию в учебном альпинизме.

2. Все наши действия после аккредитации ЦШИ направлены на то, чтобы будущие инструкторы получили качественное, доступное обучение и востребованную квалификацию. Мы в ближайшей перспективе ориентируемся на модульное обучение, которое позволит значительно сократить перемещения и расходы на обучение.

3. После того, как в регионах будут подготовлены сертифицированные по новым стандартам инструкторы, они на местах вместе с опытными экспертами-восходителями и организаторами альпинистской работы смогут проводить региональные (клубные) школы инструкторов, объединяющие несколько регионов (клубов). На наш взгляд – это должно произойти через два-три года, а в развитых регионах – возможно и раньше. В этих же Школах может проводиться и переаттестация инструкторов.
Общим результатом должно быть значительное расширение базы грамотных современных инструкторов и, соответственно, развитие массового альпинизма в России.

4. Еще раз хочу подчеркнуть, что процессы становления новой системы подготовки и переаттестации инструкторов значительно ускорятся при внедрении технических стандартов и стандартов обучения в альпинизме.

Александр Киселев
старший тренер ЦШИ,
кмс, инструктор-методист I кат.
президент Ивановской областной федерации альпинизма.

173


Комментарии:
5
многие курсанты, включая КМС-ов по альпинизму, поступающие в школу, имеют, по сути, формальные разряды, подтвержденные набором вершин

на это бы внимание как следует обратить...

-7
Показать комментарий

17
Да уж, куда им с их техническими приемами до alvd! Как только они умудряются ходить эти "пятерки" и "шестерки". Вот alvd выше "двоек" не ходил, зато безукоризненно владеет всеми техническими приемами и готов дать совет любому МС, как правильнее и безопаснее пройти "шестерку".

19
Да уж, куда нам!:) в теории хромаем, в практике косячим!!

1
++ готов дать совет любому МС, как правильнее и безопаснее пройти "шестерку".++
Нет, не готов. А вот некоторым косякам, которые у МС в простейших ситуациях "двоечного" уровня наблюдаются, регулярно поражаюсь.
Прямо по известной шутке:
"Не всяк, кто знает синхрофазотрон, ввинтить сумеет лампочку в патрон".
Только вот результаты совсем не смешные иногда получаются. :((


9
Уже лет 5 (или больше?) существует ЦШИ. Где можно почитать (купить, украсть) методичку?

12
Стандарты - это прекрасно.

- Я придумал специальную машину для бритья. Суёте туда лицо, через 10 секунд оно побрито.
- Но ведь лица у всех разные.
- Ну, это до первого раза.

По какому стандарту будете обучать курсанта думать?

15
Александр Киселев - старший тренер ЦШИ ! Всем уже не смешно...
БАРОКАМЕРОЙ по-доброму называли Всесоюзную школу инструкторов альпинизма в альплагере “Эльбрус” 1973-77 г.г., руководимую Кириллом Александровичем Баровым (МС, ЗТ Укр.ССР). Замечательный тренерский коллектив запечатлен на утренней линейке в июле 1974 года

Слева три ЗМС – Леонов И.П., Угаров А.С., Филимонов Л.Н., далее девять мастеров спорта – Егоров П.В., Захожий М.М., Мартынов И.А., Пулинец Ю.С., Новиков В.П., Хансуваров А.А., Леонтьев И.П., Вербенский В.И. и Савин В.Н.
читайте http://www.risk.ru/users/phph-1/193740/

5
Страшно даже голос подать, вокруг столько крутых альпинистов... Но о чем спор, почему столько противников стандартов в обучении? Почему разумная, обдуманная заметка вызывает негатив? Почему так сложно понять и принять как истину, что задача инструктора - научить правильно и безопасно делать..., применять..., использовать... И да, СТАНДАРТНО (т.е., одинаково правильно). И что инструктор - это не обязательно МС?
В школе инструкторов учиться не довелось, но учился в школе гидов (да, по канадской методике, ведь своей-то, российской, пока нет). В школе давалось несколько основных (стандартных, наилучших, правильных) вариантов (применения, использования...) - чем плохо? Делаешь по-другому? - делай, но научи своих (курсантов, начинающих альпинистов, клиентов) делать ТАК! И точно так ему покажет (объяснит) другой инструктор или гид. Думаю, что и МС, которые учились в школе гидов или ЦШИ приняли эти стандарты, так как это логично и правильно.
И когдана сборах мы шли на занятия (на ледник, на скалы...) мы не были увешены бессистемно с головы до ног всякими девайсами, набор был одинаковый (стандартный) у всех курсантов и этот набор позволял в стандартных ситуциях действовать одинаково правильно и безопасно. Так что здесь не так?
Или просто: в школе не был, как преподают не знаю, но против?

14
а мне вот на школе гидов и, тем более на реальных восхождениях с клиентами, не в падлу было таскать "лишнее" железо, если оно позволяло быстрее и надёжнее организовывать страховку.и мне жюмар гораздо больше нравится, чем любой схватывающий узел, потому что пользоваться им удобнее, пусть и весит он больше куска репа. а все эти лучшие, стандартные приёмы для тех, кто не в состоянии осмыслить процесс самостоятельно. лучших приёмов не существует, потому что в каждой отдельно взятой ситуации для каждого отдельно взятого индивидуума они будут разными.

-1
...что такое---стандартная ситуация в альпинизме?

10
стандартная ситуация в альпинизме- палочка выручалочка для инструкторов-теоретиков

11
Очередные рассуждения про неправильные мотявочки человека, который сам забыл, что такое спортивное восхождение. В Горы ходить- не мотявочки правильно развешивать! Уважаемый кем то! Пока у вас там в преподы набирают по блату,ничего у вас не получится кроме показухи.

2
Ох, не удержусь. Вы, Дмитрий, приезжайте, и класс покажите... а то пока только балаболите через каждый пост... Не очень выходит со спортивными восхождениями?

6
Невольно себе представил,как Димон в лекционном зале будет слушателей))) постанову ноги в кошках обучать.))))Ибо он не лектор,как некоторые ваши друзья,а практик.
А по поводу спортивных восхождений-вы бы только знали мнение о ваших ЦШИ и Жетонах людей,которые на настоящий момент реально могут совершать спортивные восхождения,у вас бы ухи повяли.))))


8
Dimon Двумя руками голосую за Ваши высказывания.

8
+100500 за Димона.
Мое предложение: пусть матерые теоретики альпинизма из ЦШИ опубликуют в сети свои учетные карточки с восхождениями - и все станет на свои места, общественность сразу поймет кто есть кто! только боюсь этого не произойдет...

2
Зачем путать теплое с мягким? В инструкторской школе учат обучать, а не ходить сложные маршруты.

12
обучать чему? тому о чём сами имеют представление в основном по книжкам Пал Палыча Захарова? :) кто вообще придумал, что инструктор должен научить только узлам, замуфтовыванию карабинов и ношению каски при любом удобном случае? :) а, ну ещё верёвочным паркам под названьем полиспаст :)


3
... В инструкторской школе учат обучать, а не ходить сложные маршруты...Это так должно быть, хотя и ходить сложные маршруты так же должны учить. Но ..., кто учит будущих учителей, как осуществляется их набор(профессоров), по каким критериям?


5
Разумный подход, дельный пост. Стандартные технические рекомендации нужны для клубов. Систематизация подготовки тоже нужна.
Негатив местных "форумных альпинистов" малопонятен.

12
Благие намерения революционной реформации ЦШИ могут оставить страну ч/з несколько лет почти без инструкторов...реальные процессы будут сильно отличаться от планируемых: сколько инструкторов обучит ЦШИ в год(исходя из существующей практики)? Какой процент из них будет работать с гражданскими участниками(по существующей статистике)?

4
Виктор, ...что 100, что 1000 инструкторов в год, по самым современным, канадским технологиям будет готовить ЦШИ---ситуация, в вопросе массовости не изменится, при нынешней стратегии ФАР по привлечению к занятиям альпинизмом...


9
Уважение к оппоненту или преподавателю складывается не только по цвету корочки и когда она получена
Сейчас поскольку это только начинается у многих ассоциация с тем что происходи в целом по стране
не самые лучшие и не самые профи пытаются учить, понимая это только в теории и навязывая административно
благо опыт у ихнего руководства в этом есть, эффективные менеджеры...
поэтому ходячие и будут тут указывать им на их ошибки

1
Указывать на ошибки нужно, но хотелось бы увидеть конструктивную критику. Что же касается региональных школ, стандартизации преподаваемых приёмов и переаттестации - неужели вы против?


5
Верной дорогой идём! Поддерживаю!
Система нужна. Уверен, что есть одарённые инструктора, которые и без неё всему отлично научат, но проблемы массовости это не решит. Новым инструкторам, кроме как через школы появляться неоткуда. Центральной школы инструкторов на всё Россию не хватает, и это понятно. Нужны региональные школы. Но открывать их, не определив чему и как в них будут учить - это большой риск. Вместе с увеличением массовости мы можем получить серьёзное снижение качества обучения, а значит и безопасности в горах.
На уровне старших разрядников возможно и вполне логично отклонение от стандартных техник. Обычно у них больше опыта, и они лучше понимают (должны понимать), где и что можно улучшить, ускорить, упростить... Но это не отменяет необходимости знания и умения этих базовых техник. А получить эти знания и умения они должны ещё в начала обучения, занимаясь с инструктором.

8
Как то на риске дали четкое определение инструктор альпинизма и гид.Может Александр Киселев изложит свой взгляд и разницу в методике обучения.К чему я клоню? В давние времена нормативы и требования для подготовки инструкторов менялись в зависимости от спроса.Были и заочные формы обучения с экзаменом или стажировкой.Нужно все упростить и удешевить до предела и тогда можем расчитывать на развитие.Опасение что пострадает безопасность вряд ли уместны,ведь начали ходить вообще без инструкторов и гидов.

6
Нужна открытость, в первую очередь...
Как выше сказали, нужны в открытом доступе методички (методики), и вообще вся информация должна быть доступна, а не только членам фар...
Ну и хорошо бы посмотреть динамику развития новых инструкторов, что, где и сколько они сходили как в учебном плане, так и в спортивном отношении...
Тогда можно будет рассуждать, приносит школа пользу или нет....
И система нужна, никто не спорит, но какая?, вот вопрос...
Нужен для начала новый учебник по альпинизму, вот с чего надо начинать...
А так все эти новые веяния- чистой воды популизм, не приносящий никакой пользы людям...

-:(((

15
популизм, альпинизм...какая нафик разница! лишь бы было о чём на риске потрещать :) мне вообще кажется, что все эти профаровские статьи на риске- обычное трольство... вешали бы только у себя на сайте, для преданного электората....дак нет на массовость тянет :) которая им в альпинизме нафик не нужна и которой на самом деле и с ними не будет и без них, потому что ментально не готов народ россейский массово ломануться к прекрасному, но объективно опасному.... вот в спортбаре по пьяни подраться это да :)давно пора уже на риске придумать какие нить опции типа братания после грязебросания ибо делить то по сути нечего :) я вот просто вчера шёл по тёмной бишкекской улице, поскользнулся, ударился больно функциональной мышцей, пришёл злой, а тут блин теорэтики повылазили :) ну и понятно..в бой! :) а полез в драку- бейся пока не отрубят :) вообще, сем, неравнодушным хочется сказать- НЕ УПОДОБЛЯЙТЕСЬ ДЕКАБРИСТАМ! систему не победить, тем более систему,которая зиждется на серой массе под названием народ. и все Ваши благие помыслы сгинут в небытье и непонимании. Так что берегите себя для прекрасного и опасного а уж с теорэтиками на форумах повоюют пенсионеры-пофигисты :) в меру свободного времени конечно :)

3
я тоже не против коньячка! Особенно с 21 февраля, и так до упора...

8
Браво, Дима!
Выразил мои мысли.
Давно понял, что бессмысленно толочь воду в ступе. Ни к чему это не приведёт.
Просто, как сказал великий Станислав Ежи Лец: "Будь всегда на первой линии, как можно дальше от собственных тыловых крыс".
А своих друзей сами и научим...

3
неравнодушным хочется сказать- систему не победить

"Кац предлагает сдаться!"(С)

Мне то, Дим, в Маскву не переехать...наша секция - важный социум, круг комфортного общения и для моих друзей, и уже для моих и их детей; терять её нельзя, нужно искать варианты её дальнейшего существования, в системе или без неё...а инструктора(в любом статусе) - её системообразующий(извени за научность) фактор. Так что будем толочь, не велик труд, клава стерпит...уж простите все за нудность

4
Да ладно Нам всем, все равно всем эти рулит не ФАР а ООО"...", так что все пофиг, или ФАР помрет или народ ходящий, или те и те

7
Хотелось бы все-таки получить информацию об этих чудесных стандартах подготовки. Что они в себя включают? какие технические приемы жестко стандартны? а какие допускают вариации? как влияет погода, состояние рельефа? и т.д.
Тогда можно было бы предметно обсуждать.
Альпинизм - очень сложный вид спорта, стереотипные действия тоже могут быть очень опасны. Оценка многочисленных разнонаправленных рисков и выбор эффективных (в данный момент и в данной ситуации) тактико-технических приемов требует хороших знаний, опыта и даже вдохновения.

Если бы эти методички опубликовали бы, мы могли бы обсуждать каждый прием, вспоминать удачные и неудачные его применения, дополнять своими конкретными деталями, формировать и уточнять общую позицию. Внесли бы свою лепту и были бы довольны. И "культуру преподавания альпинизма восстановили бы", наверное....

4
Методички обещают опубликовать для обсуждения весной

8
Альпинизм сейчас, в России---способ траты и зарабатывания денег, но ни как не спорт

18
Как ни странно, но тут правы отчасти и те, кто критикуют апгрейд ЦШИ, и отчасти те, кто защищает реформы.

1. Безусловно, аттестация инструкторов нужна - слишком много перемен за последние 20 лет, слишком много различных подходов в практике. Да и профобучение - это не блажь, а насущная необходимость. Вопрос в другом - как и кому проводить эту переаттестацию, да и - переаттестацию ли проводить?...

2. Александр Киселев совершенно заслуженно занимает последние годы пост ст. тренера ЦШИ. Вряд ли можно подобрать более удачную кандидатуру на эту должность из числа обозримых. Я знаю его семь лет, он - человек с большим опытом, системообразующий, знающий толк в преподавании вообще, и альпинизма, в частности, умеющий сглаживать конфликты.
Если б не его занятость, он бы один смог написать всю методику обучения и инструкторов, и альпинистов в современном ее прочтении.

3. Разумеется, учить альпинизму в рамках этапов НП-СП могут не только великие мастера. Тренером может быть любой грамотный опытный специалист, имеющий призвание к преподаванию.
Но если ваш опыт - 1 спортивный разряд и несколько инструкторских смен, то это слишком небольшой опыт даже по меркам рядового альпинизма.
Вообще, 1 разряд - это, как известно, уровень входных требований для курсанта ЦШИ - но никак не преподавателя. Получается, ученик и учитель стоят на одной квалификационной ступеньке - как это так?
Ряд тренеров ЦШИ всего несколько лет назад сами закончили школу. Им еще самим учиться, учиться и учиться. Но они уже возведены в ранг элиты, выделены в особую касту "аттестантов УИАА", которым доверена реформа одного из центральных направлений в альпинизме страны. Т.е. подразумевается, что кроме этого десятка человек нет в России инструкторов достаточного опыта и понимания реалий современного альпинизма.
Неужели те, кто всё это задумал и претворял в жизнь, не понимали, что возникнет жесткое неприятие инструкторского корпуса к этой искусственно созданной группе людей?

И почему ряд инструкторов ЦШИ не соответствует требованиям, продекларированным самой ЦШИ - а именно, наличие у тренера школы минимально разряда КМС, рекомендаций региональных ФА?

Вот это всё порождает вопросы и проблемы. А не сама задача сделать школу современной, а наших инструкторов - обогатить новым опытом.

9
Если б не его занятость, он бы один смог написать всю методику обучения и инструкторов, и альпинистов в современном ее прочтении. - ты и сформулировал - пока авторитеты были заняты своими проблемами, работу вели неавторитетные энтузиасты. Результаты работы есть, их можно и нужно использовать. А авторитеты потом подтянутся...
Но при этом учитывать существующие проблеммы в учебно-массовом альпинизме.

Инструктора, работающие на местных АМ на общественных началах, вряд ли найдут достаточно времени, денег и мотивации для участия в каких-то центролизованных мероприрятия ЦШИ по переподготовке. Большинство просто бросит этот чемодан без ручки. Новых инструкторов ЦШИ не наготовит в достаточном количестве, денег у альпинистов на достойную оплату работы инструктора всё равно не возникнет.

В результате массовый альпинизм уйдет в самодеятельность - и что, безопасность восхождений в итоге вырастет?

4
Понятны доводы А.Киселева, что лучше инструкторам пройти переобучение в центральной ШИ, чем в региональной, твои доволы, что очное обучение в течении 20-ти дней лучше заочного и курсант-перворазрядник лучше второразрядника с опытом четверок...но в этом случае возможно лучшее будет врагом хорошего, можно в погоне за идеалом утопить существующий учебный альпинизм, не успев создать новый...мне так кажется


10
пока авторитеты были заняты своими проблемами, работу вели неавторитетные энтузиасты.
заинтересовывать надо специалистов-то. и стимулировать.
ты много задарма и на энтузиазме на кого нибудь работаешь, отрывая время от себя, от семьи, от работы, где на хлеб зарабатываешь?
учебник или методичку написать - это не статейку на злобу дня за вечер накидать...
я что то не наблюдаю - за редкими исключениями - толп подвижников-бессеребреников.
за все деньги берут, не то что учебник месяцами писать - двухчасовая лекция по тысяче в час с человечка стоит.


Результаты работы есть, их можно и нужно использовать
пока мы никаких результатов - если говорить о методичках и учебниках - не видели.


2
Александр Киселев
Начали за здравие, классно написано, а закончили как все - "а не огульно злопыхайте на энтузиастов"

6
Школа инструкторов заниматься должна МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДОВАНИЯ! А вопрос о подготовленности участников решается экзаменами вступительными. И если до нужного уровня не могут подготовить на местах можно проводить обучающий тренинг, где можно проверить перед поступление свои силы, и почти наверняка узнать что-то нового. У меня были те-же проблемы при обучении в школе инструкторов- скала мой конек, а про лед и снег ч узнал много необходимого.Но там мне нужно было другие знания получать. Я за качественный вступительный экзамен.Опыт-это хорошо! но тогда должен быть выбор-хочешь :инструктор с опытом или теоретик. И на кого люди потянуться?

5
да людям то на 98% абсолютно пофиг, кто :) им главное- запись в книжке. а писать пока все умеют и теорэтики и практики :)

2
Хотел было написать кучу слов от себя, но прийдется признать, что SSh уже все сказал своим комментарием. Остается только согласиться.

7
Ё МАЁ!!! так Бьёрндален всё таки стал семикратным олимпийским чемпионом!!!! в честь такой радости беру все слова обратно! ЦШИ-супер! А Киселёв вообще на Уайтхеда очень похож! Айда братва на гороклимберов учиться! ах,да! ещё я-жёлтая рыба и земляной червяк! и если чего не так пойдёт,валите всё на меняААААААААААА!!!!!!!!!!!! да! и ещё полгода обязуюсь хвалить все фаровские посты, какие замечу!!!!!

-2
Необходимо восстанавливать культуру починки каблуков
Необходимо восстанавливать культуру паровозов
Необходимо восстанавливать культуру клинописи на глиняных табличках
Необходимо восстанавливать культуру игры в городки

Какие еще нужные, полезные и главное высоко духовные навыки человечетво утратило в последние 20; 200; 2000 лет?

4
Про городки смеялся. По моим наблюдениям в городки играет больше народу, чем занимается альпинизмом.))

2
где?! с детства хотел поиграть в городки, но не с кем :(

0
% в городки играет больше народу, чем занимается альпинизмом
Хмм и как у них там с федерацией дела? МСМК присваивают? Как тренеров и инструкторов готовят?
А то в Питере у Петропавловки заросла площадка по моему.


18
Вывод этих дебатов один: кони застоялись, а кошки заржавели. Мне кажется, что в своей жизни надо стремиться направлять свободное время на процесс созидания. Лично я согласен с доводами, которые излагает Александр Киселев. И честно признаюсь себе, что наш отечественный альпинизм похож на застоявшееся болото. Разные методики демонстрации и применения одного и того же приема, уже нет единых подходов к обучению будущих альпинистов. Последние сомневаются в одних, кто их учит, а в других, кто их переучивает. Немало коллег по инструкторскому цеху в своей работе далеки от критериев безопасности современного альпинизма. Поэтому упорядочить наши знания под единую систему обучения - это только благо для отечественного альпинизма в целом. Все остальное амбиции, особенно если задаться вопросом, а что я сделал для данной темы. Лично я ничего, кроме рутинной работы с участниками в горах. Поэтому самое лучшее, что могу предложить, кто будет в Хибинах под «Поясами» в конце февраля, заходите к нам в гости - угостим кофе…

10
уже нет единых подходов к обучению будущих альпинистов. Последние сомневаются в одних, кто их учит, а в других, кто их переучивает.

Чего-то не понял - кто кого оно его как зачем? :-/

Поэтому упорядочить наши знания под единую систему обучения - это только благо для отечественного альпинизма в целом.

Верно.
Но я думаю: почему к этому надо идти столь замысловатым хитросплетенным путем?

Ведь для того, что бы сделать и воспринимать единую систему обучения нужно иметь, например:
1. Современный учебник, адаптированный к нашим реалиям.
2. Методики обучения.
3. Учебный фильм.

Насколько понимаю, ни первого, ни третьего не предвидится. А обещается - к обсуждению - второе в марте-апреле.

А также предложено следующее: сотни инструкторов в течение 5 лет должны приехать в ЦШИ, и, оплатив переаттестацию, в течение недели узнать те приемы и навыки, что показал канадец Рональд нескольким молодым инструкторам ЦШИ.
Сдав (или не сдав) экзамен, эти сотни инструкторов должны показывать своим ученикам приемы, показанные им молодыми инструкторами ЦШИ, которые показал им канадец Рональд.

Я ничего не перепутал в последовательности цепи преемственности знаний? Этого четырехэтажного здания обучения наукам учить?

И никого ничего не удивляет?

А вдруг кто то из этих десятерых забыл что-то из того, что говорил канадец Рональд и по своему изложил принцип держания ледоруба, втыкания кошек и т.д.?
Или те, кого будут учит те, кого учил канадец Рональд, не совсем правильно что то поймут и истолкуют, но экзамен сдадут, и пойдут учить тех, кто ни о каком Рональде даже не подозревает? Так же бывает - экзамены сдают, а в знаниях прорехи... Я на экзаменах в ЦШИ не раз это наблюдал...

И очень интересно - сам Рональд кому сдает экзамен раз в три года, согласно правилам УИАА?

6
В целом согласен: основная роль ЦШИ - быть методическим центром, нехватка которого наиболее остро ощущается в нашем альпинизме. Именно путь эволюционного изменения "культуры преподавания альпинизма", совместной работы всех инструкторов.

Но переаттестацию я понимаю(и из ответов С.Веденина, нпр, на реплику Арцишевского) как методический семинар, а не освоение приемом и навыков - для них достаточно методичек или учебника(которые, кстати, обещают...вроде осталось только картинки вставить). При этом по механизму переаттестации "старых" инструкторов ещё даже нет проекта - пока только направление. Из комментария А.Киселева я понял, что региональным ФА предлагается аттестовать в ЦШИ свою комиссию, которая и займется переаттестацией в регионе.


0
Уважаемый SSh! Я конечно не настолько опытный и даже из любопытства глянул в свою инструкторскую книжку. Всего лишь 750 рабочих дней с участниками, правда все дни честные на Кавказе. И с участниками более 100 маршрутов третьей категории сложности. Просто вспомнил, как в двухтысячном отдыхающие инструктора в Уллу-Тау ставили себе печати в инструкторские книжки, что якобы отработали смену.
Но мне повезло, в последние годы я работаю на Кавказе в хорошем коллективе инструкторов и там не зазорно, что мы проводим свои семинары. Т.е. - «приводим знания в порядок». И как не странно благодаря им, я стал работать более грамотнее и профессиональнее. И конечно доволен, что этом коллективе «обкатал» свои лекционные семинары: «Основные требования к станциям и приемы организации станции на одной, двух, трех и более количества точек», «Физические и динамические свойства элементов страховочной цепи, приемы динамической страховки на скальном и микстом рельефе».
Да, я не против аттестации, повышения квалификации, но с минимальными финансовыми потерями. Для меня только вопрос где и как «это» будет происходить. Лучше если на выездных семинарах в региональных клубах…


4
Интересно, а будущие методички и программа как интеллектуальная собственность кому будут принадлежать
ФАР или ЦШИ

1
Видимо ВГШ.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru