Из Архыза в Домбай через пять перевалов

Пишет old-vix, 29.09.2007 00:37

ЗАМЕТКИ
О горном путешествии 2 к.сл.
По маршруту Архыз-Домбай
Совершенном в июле-августе 2007 года
Группой туристов гг. Краматорска, Славянска, Харькова
Руководитель Проценко В.В.
(адрес в конце статьи)

23 июля. Приехали в 2 часа ночи в Невиномысск, где нас уже ждала ГАЗель от фирмы “БАРС” с готовым пограничным пропуском. Расплатились за услуги оформления с водителем Данилой (ГАЗель – 4000 руб., пропуск – 800 руб.), помчались в Архыз, куда и приехали в 07-00. Практически сразу наняв местную машину (водитель Дебош), переехали на “Ледниковую” ферму. 10 часов утра – а мы уже в начале маршрута!

Группа в Архызе
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

Такой трансферт нам по душе (никакой толчеи в автобусах, никаких пересадок и не надо ждать двое суток пропуск в Черкесске). Перепаковали рюкзаки по весу, встретили группу из Латвии и до 12 ночи засиделись с ними у костра.

24 июля. В 08-30, не выспавшись, вышли в направлении водопадов Ак-Айры. Идётся тяжело – организм еще не перестроился на рабочий темп, хотя тропа к водопадам практически ровная. У водопада привал и купание. Есть в нашей группе человек, не пропускающий ни одного ручья, ни одного озера.
- Как вода, Андрей?
- Лупит по спине так, что не чувствуешь какая она холодная!

Под струей водопада
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

В 10-00 пришли на Спартаковские ночёвки. Ещё 2 часа хода по моренам и ставим лагерь под самим ледником Ак-Айры. 14-00! Готовить обед еще рано, и мы выпиваем 6 литров чая, растягиваемся на солнышке и до 17-00 отдыхаем.

Седловина справа – перевал Ак-Айры Западный (1Б,3150)

25 июля. В 08-00 выходим из лагеря, подходим к леднику и начинаем подъем на перевал. Снежник еще не раскис и хорошо держит ступени, которые нарубила идущая впереди группа.

Крутой подъем

Спуск к Зеленым озерам

С левых скал постоянно сыпятся камешки с разрушенного гребня. Через 1 час 40 минут мы на перевале Ак-Айры Западный (1Б,3150). На разрушенном гребне два тура – оба пустые. Ложим в один из них записку. Отсюда прекрасный вид на следующий на нашем пути перевал - Заячьи Ушки.

По центру кадра – перевал Заячьи Ушки
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

Ищем лучший путь спуска к виднеющейся внизу висячей долинке реки Кышлаусу и по мореным отвалам за 50 минут спускаемся к ручью. Отдыхаем, фотографируем гору Пшиш и идём на Заячьи Ушки.Технически это простой перевал. Только последний взлёт, проходящий по крутому , присыпанному снегом ледничку, заставляет попотеть. Через 2 часа мы у тура на перевале. Над долиной Кизгыча доминируют вершины Каракая, а внизу – “Зеленые” озёра.

26 июля. Утром проснулись от болтовни горных туров, которые в количестве 30 голов бесстрашно бродили по нашему лагерю и чуть ли не наступали на спящего, на земле Андрея.

Тур на Зеленых озерах
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

Так, среди этой возни позавтракали сами, подкармливая сухарями животных, и в 08-30 начали спуск к реке Кизгыч. Вот тут мы наконец-то поняли, что имелось ввиду в названии “Чёртова мельница”. К такому затяжному и местами опасному спуску мы не были готовы морально, поэтому и устали изрядно, когда вышли к рубленым домикам пограничников в 14-00. Их на месте не оказалось и мы без разрешения перекусили у них под навесом .

На пустой пограничной заставе

Рядом с их постом попробовали переправиться вброд через Кизгыч, неверно истолковав спокойное течение реки как доступное. Но глубина здесь была выше пояса и первую четверку в метре от берега сразу завалило. Общими усилиями вытащили их подмоченными на берег и решили искать место переправы тщательнее. В этих поисках мы подошли под перевал Софийское Седло, где стоит домик работников заповедника. В этом домике на столе нашли записки групп из Невинномысска и Ростова-на-Дону, которые указывали место переправы. При переправе, скажу честно, я первый раз за много лет почувствовал, что мне уже идёт 46 год. Наша молодежь без проблем перешла реку, а я на самом глубоком месте замер на месте и не мог двинуть ногой. Когда всё-таки решил передвинуть ногу на шаг вперёд, потерял равновесие и меня завалило набок. Давление воды на меня увеличилось и я крикнул, чтобы меня отпустили, собираясь вылезти на берег сам (благо до него было около 2 метров). Но, стоявший справа от меня мой сын (вот что значит молодые силы!) держал меня и помог подняться на ноги. Абсолютно мокрый вместе с другими ребятами я вышел на правый берег Кизгыча и сразу бросился вынимать из рюкзака фото- и видеотехнику. Всё было сухое! Повезло! (Сразу вспомнилось моё купание в реке Псыш в 1984 году, когда меня проволокло по реке метров 200 – был утерян ледоруб и намочены все вещи!)
Найдя ровное место на галечной пойме Кизгыча, в 17-30 поставили лагерь, и в последних лучах солнца начали сушить мокрые ботинки, рассуждая: делать завтра днёвку или полуднёвку.

27 июля. Пасмурное, с намёком на затяжной дождь, утро всё решило за нас. В 11-00, не успев досушиться, собрались и начали буквально ломиться через бурелом правого склона Кизгычского ущелья. Когда вышли через полчаса на пойму реки, на той стороне увидели пограничников. И они нас увидели – стали требовать пропуск! Положив копию списка группы и данные пропуска с тяжелым камнем в полиэтиленовый пакет, перебросили через реку. После непродолжительных переговоров нам разрешили идти восвояси, что мы и поспешили сделать. Запомнится нам этот подъём надолго! Тропа, какое-то время хорошо читаемая, скоро исчезла и мы карабкались почти в лоб по склону, пока не вышли на альпийские луга. Тут уже нам открылась вся верхняя часть долины и мы, сориентировавшись, в 17-30 пришли на озеро под перевал Бугойчат. Как всегда выпили котёл чая, чтобы убрать обезвоживание организма и завалились отдыхать на траву.

28 июля. И опять с утра прямо вверх по крутому, заросшему цветущими травами, склону мы 1,5 часа поднимались к туру на перевал Бугойчат.

Озеро под Бугойчатом
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

Цветущий склон перевала Бугойчат.

Из-за заповедного режима в долине Кизгыча ходит мало туристских групп, мы не увидели даже следов когда-то мощных троп. На спуске к реке Северный Марух попали на траверсную тропу вдоль склона, по которой прошли мимо перевала Марух к языку Северо-Марухского ледника. У его конечной морены мы и стали лагерем. Вечером пошел сильный дождь с градом ( впервые за весь поход), после которого был чудесный багряный закат!

После града
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

29 июля. Несложный подъем по правобережной морене ледника привёл нас к последнему взлёту на перевал Северо-Каракайский (1Б,3100).

К перевалу

Из-за постоянной жары снег на леднике растаял, и лёд подошёл вплотную к скалам Красной Горы. Осталась узкая полоска снега, по которой мы с осторожностью, не спеша, с рубкой ступеней, и вышли на перевал. (С места стоянки 3,5 часа хода).

Седловина пер.Сев.-Каракайский

Обход выходов льда

Десять метров крутого сыпучего черного сланца на спуске преодолели на “пятой” точке и до места, где в советские годы стоял кош, пробежали за 1,5 часа. На границе леса не сразу нашли место спуска к реке (опять же по причине исчезновения троп; да и с момента последнего прохождения мною этого перевала прошло 19 лет – многое забылось!). Потыкавшись то в одно, то в другое место, но везде выйдя на крутые обрывы скал, мы всё же (после разведки) нашли спуск. Оказывается, нужно было траверсировать склон на границе леса около 1 километра, выходить в безлесную ложбину и здесь в высокой траве частым серпантином спуститься к реке Аксаут.

Спуск с перевала Сев.-Каракайского к реке Аксаут
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

В месте спуска к реке, выше по течению и ниже никаких кладок и мостов нами не было обнаружено. Приняли решение заночевать в хвойном лесу, а с утра идти вниз по течению 8 км. до стационарного моста. Усталость от длительного и нервного спуска развеяло большое количество белых грибов, которые мы с успехом добавили в вечерний суп. Перед супом приняли дозу медицинского спирта, - и расслабленные, долго сидели у костра, завораживающего движения которого мы были лишены 6 дней.

30 июля. Ожидая длительный переход к мосту через Аксаут, наша группа вышла со стоянки пораньше. Через 1 час хода подошли к устью реки Халеги и здесь на семи рукавах Аксаута нашли неглубокий ( не выше колен) и простой брод на правый берег. Отжали мокрые носки и довольные таким поворотом дел, быстро дошли до бывшего посёлка Рудничного. На его окраине голые по пояс пограничники рубили дрова, на кровати с железной сеткой сидел мужичок в гражданской одежде, который и записал нас в потрёпанный журнал. Вообще, в этом месте стояло довольно много палаток, движение людей было интенсивное и на них никто не обращал внимания. У одного из таких гуляющих я спросил дорогу на серпантин, ведущий к перевалу Алибек. Он подробно всё рассказал, а в конце добавил : “Идите смело, я уже две группы туда направил, пока ни одна ещё не вернулась!”. Успокоил, так успокоил!!! Пока обсуждали его юмор, незаметно вышли на 12-й серпантин дороги, к мосту через реку Кичи-Теберду.
Здесь встретили какого-то местного жителя, который решил, было проверить наш пограничный пропуск, и если бы мы вели себя неуверенно, может быть, потребовал бы и денег. Выйдя на 24-й серпантин дороги, нашли ответвление тропы, огибающей склон, и через 2 часа были на “Зеленой гостинице”.

“Зеленая гостиница. “

No comment

День был жаркий, поход подходил к концу, многие уже успели обгореть и с нетерпением ожидали вечерней прохлады. И тут мы заметили особенность этих стоянок. На “Зеленой гостинице” солнце прячется за горы очень поздно, - около 20-00!

31 июля. Вышли со стоянки в 07-40. Настроение у всех приподнятое, ведь сегодня уже будем в Домбае. А там : хычыны, лангман, форелевый суп, коньяк “Домбай”, пиво, - прелести цивилизации! По пути к перевалу обогнали группу киевлян, которая вышла раньше нас на 1,5 часа. Но они со средины пути, почему-то пошли не по стандартному пути, а полезли влево круто вверх и потратили на это много времени. На перевал мы вышли в 10-00. Посмотрев сверху на вершины Домбая, мы, как писал Юрий Визбор, постояли на этом перевале и тихо двинули в новую долину.

Вид с перевала Алибек на горы Домбая
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

Пройдя три часа по цветущим лугам склона горы Кичи-Теберда, спустились к альплагерю “Алибек”. У ручья в тени перекусили и начали было идти по грунтовой дороге в Домбай. Здесь 6 км. пути нам помог сократить водитель КАМАЗа. Он загрузил нас в кузов и протряс по всем колдобинам дороги. Не взяв ни рубля, он выгрузил нас у магазина возле моста через Аманауз. Грязные и обгоревшие, уставшие и голодные мы набросились на пиво и пирожки, а потом перешли на территорию разрушенного альплагеря Домбай, где только и разрешено стоять палатками в поселке. Заплатив по 40 рублей с человека и познакомившись с соседями из Харькова и Брянска, мы пошли гулять по вечернему Домбаю.

1 августа. С утра, позавтракав у 1-й линии кресельной канатной дороги, вся группа поднялась на Муссу-Ачитару

Группа на кругозоре горы Мусса-Ачитара
Из Архыза в Домбай через пять перевалов (Горный туризм, западный кавказ)

(стоило это удовольствие 420 рублей с человека в обе стороны), где и окончила свой поход, любуясь далёким Эльбрусом. А уже внизу, по дороге в Невиномысск, возникла идея в 2008 году пройти “двойку” из Домбая в Терскол.
Кто-то может спросить: что, на серьезные походы уже нет сил?
- Да, наверное, если поискать, ещё найдутся силы и денег за год можно накопить, но разве в категориях дело? В группе теперь ходят наши дети и нам хочется показать им все места, где были мы, начиная с 1981 года. Хочется дать им школу горного туризма, научить уважать горы, любить природу. Чтобы, если они когда-то пойдут без нас в горы, после них не оставалось ни бумажки на стояке, чтобы местные жители ждали следующего их приезда и знали их по именам. А там и у наших детей появятся дети и они без гор не смогут жить.

Тропы в горах не должны зарастать!

Vik-tur@bk.ru ICQ 481-306 – 372
Зарегистрированное имя в Risk.ru - Vik-33

Смотри также список походов по Кавказу, пройденных Vik-33:

1981 год Архыз – река Псыш – перевал Дорбун (1А) – река Большая Лаба –
перевал Лабинский Вост.(н/к) – перевал Магана (1Б) + перевал
Наур (1А) – река Псыш – Архыз.

1982 год Архыз – река Псыш – река Аманауз – перевал Безымянный (1Б) –
Архыз – обсерватория с Нижнем Архызе – перевал Карабек (н/к) –
Река Сев. Марух – перевал Марух (1А) - река Чхалта – Сухуми.

1984 год Архыз – река София – перевал Столичный (1А) – река Псыш –
перевал Наур (1А) – река Бзыбь – перевал Псыква (н/к, рад.) –
перевал Аданге Сев. (н/к) – река Чхалта – Сухуми.

1988 год Архыз – перевал Наур (1А) + перевал Скеу (1Б) – перевал Аданге
Северный (н/к) – перевал Марух (1А) – перевал Каракая Северный
(1Б) – поселок Рудничный – станица Кардоникская

1989 год Терскол - перевал Чиперазау(1А) – перевал Баса(1А) – перевал
Физкультурник (1А) – перевал Ах-Су (2А) – перевал Койавганауш (1А) -
Перевал Голубева (2А)

1990 год Перевал Каярта Зап.(1Б) – перевал Штернберга (2А) – перевал Голубева
(2А) – перевал Кыртык-ауш (1А) – поселок Баксан

1991 год Архыз – перевал Аманауз (2А) + перевал Псырс (1Б) – перевал Магана (1Б) – далее из-за болезни руководителя не пройдены перевалы Псыш (2Б) и
Каракая Южный (2Б)

1999 год. Архыз – Семицветное озеро – перевал Айюлю Юж.(Олений) (1А)–
перевал Раздельный (1А) + перевал Дорбун (1А) + перевал
Дурицкого (1А*) – река Аманауз – река Псыш – перевал Караджаш (1А) –
Софийские озёра – перевал Кёль-Ауш (1А) – перевал Софийское
Седло (н/к, рад.) – Архыз.

2002 год. Посёлок Баксан – перевал Сылтран (1А) – пека Кыртык –
перевал Джаловчат (1Б) + перевал Курмычи (1А) – посёлок
Терскол – приют 11 – восхождение на Эльбрус – Терскол.

2005 год Архыз – Семицветное озеро – перевал Айюлю (1А) – река Псыш –

Озеро Чилик – перевал Кынхара (1А) – озеро Лазурное – перевал
Семнадцати (1Б) – озеро Кяфар – перевал Мылгвал (1А) + перевал
Агур (1А) – перевал Федосеева (1А) – Архыз – рафтинг по реке Большой
Зеленчук + экскурсия на Нижнеархызские храмы.

2007 год Архыз – река София – перевал Ак-Айры Зап.(1Б) + перевал Заячьи
Ушки (1А) – “Зелёные озёра” – река Кизгыч (переправа вброд) –
перевал Бугойчат (н/к) – река Сев. Марух – перевал Каракая Сев.(1Б) –
река Аксаут (переправа вброд) – перевал Алибек (1А) – Домбай.

2008 год Домбай – Клухорское озеро – перевал Кичи-Муруджу Юж.(1А, 3144) +
(планируется) перевал Кичи-Муруджу Центр.(1А, 3150) – река Мырды – поляна Кертмели –
перевал Джалпакол Северный (1А, 3400) – альплагерь Узункол – перевал
Доломиты Юж.(1А, 3350 ) – река Чунгур-Джар – река Уллу-Кам – перевал
Хотютау (1Б, 3546) + перевал Эхо Войны (1А, 3200) – Терскол ( канатка на
3900 и выход на Приют 11).