На школьные каникулы - в горы с ребенком...(из опыта проведения каникул в невысоких горах вместе с подростками)

Пишет lomiga, 30.12.2013 18:37

На школьные каникулы - в горы с ребенком...(из опыта проведения каникул в невысоких горах вместе с подростками, Путешествия, горные лыжи, лыжные походы, путешествия с подростками.)

Многие родители проводят каникулы с детьми в горнолыжных поездках. Я со своим сыном не был исключением. Но уже после того, как мы достаточно сносно освоили горные лыжи, я решил разнообразитьварианты пребывания в горах.(В данном случае это были Карпаты). Поскольку опыт и квалификация позволяли мне сделать задуманное с необходимым запасом прочности, я предложил ребенку, а вместе с ним и его близким друзьям, попробовать себя в более многоплановых мероприятиях. Это были посильные для подростков выходы в горы, совмещающие в себе элементы зимних походов, простых (не высотных !) восхождений, и спуска на лыжах с несложных вершин по простым и безопасным склонам.
Конечно взрослый, берущийся за такое дело, должен подойти к нему очень ответственно. Подростки -это большие, но все же дети. И нужно хорошо чуствовать психологию подростка, разбираться в физических нагрузках, которые ребенок может осилить без ущерба для здоровья, понимать их мотивацию для участия в задуманном деле. И самое главное- подобрать необходимую для зимних походов экипировку.
Начали мы с простых. однодневных(без ночевки0 походов на близлежащие вершины. Можно даже назвать эти мероприятия детскими восхождениями.

Часто нас сопровождала до самых вершин собака Бося. За что и получала свою пайку.

Затем мы стали прихватывать с собою лыжи. На них и спускаться быстрее с горы.И особенно по целине.

Да и время интересней пролетало для детей.

Далее интерес к походам у подростков разгорался сильнее. Стали делать восхождения с ночевками в палатках.

Тут уже понадобились хорошие пуховые спальники, пуховки, маски-шапочки, полные бахилы. Кстати делалось это всё своими руками накануне выезда. Пошивка бахил из бабушкиного плаща - вообще дело простое, доступное для подростка. Этакий эконом-вариант для семейного бюджета.

Лыжи с горнолыжными ботинками стали поднимать на гору уже не на плечах. Делали из двух лыж импровизированные санки(жестко соединив лыжи двумя поперечными планками). В крепления вставляли ботинки.

Груз на плечи уменьшался сразу килограммов на 6-7.Такие санки легко катились за тобой в гору. Причем практически совсем не переворачиваясь. По приходу наверх лыжные санки быстро превращались опять в лыжи.
Для этого поперечные планки снимались. Оставалось поставить ноги в закреплённые заранее горнолыжные ботинки. И можно отправляться вниз...

На ноги подростку накупиться каждый год новый размер ботинок было накладно. И мы ходили в веками проверенной зимней обуви -валенках

Только укороченных и с вшитой шнуровкой(для более плотной фиксации голеностопа) А также с пришитых к ним из легкого теплоизолятора "фонариках". Такая обувь незаменима была и на бивачных работах. По-моему никто ещё никогда в валенках не морозил ноги. Незаменимая вещь в зимних походах. Как говорится "дешево и сердито".
Когда уже и такие походы нам показались не совсем достойными достигнутого нами уровня, мы освоили строительство "иглу" и стали на выходах ночевать в комфортабельных 3-х местных снежных хижинах.

Вес рюкзака уменьшался на величину веса палатки. Она оказывалась уже не нужна.
Детская забава строительства всевозможных крепостей из снега и снежных пещер тут переросла во вполне взрослую и ответственную работу по заготовке кирпичей и укладыванию "оных" под нужным углом.

Заделка купола - самый ответственный момент в строительстве.

По окончанию строительства внутри иглу тихо, тепло, уютно и можно принимать пищу.

Наутро мерялась температура.

Вход заделывался блоками, чтобы внутрь не задувал снег. И хижина покидалась в исправном состоянии, пригодном для последующих постояльцев..

А в последние школьные каникулы, перед взрослой жизнью, мы поехали в канун наступления нового года под Говерлу.

И там уже по отработанной схеме вместо палатки переночевали в построенной иглу.
Заодно встретив там Новый год, Новый век, и Новое тысячелетие...