Хрустальный пик-2013. Сабах

Пишет robinsya, 30.11.2013 17:20

Хрустальный пик-2013. Сабах (Альпинизм, risk.ru, bask company, outdoor-проект, события, мы в обществе, риск.ру, фар, ростов, описания)

Ростовская команда летом побывала в Ашатском ущелье и добавила на стене Сабаха свою линию.

Информация о маршруте

Пик Сабах по центру левого бастиона северной стены, предлагается 6Б, первопрохождение (5300 м, Памиро-Алай, район ущелья Ляйляк, ущелье Ашат)
Характер маршрута: комбинированный. Перепад высот маршрута – 1560 м, стенной части – 1300 м, протяженность маршрута – 2010 м, участков V–VI к.сл. — 1090 м.
Средняя крутизна стенной части маршрута: — 68°.
Оставлено крючьев на маршруте: 2.
Использовано крючьев на маршруте: стационарных шлямбурных – 1/1, якорных крючьев, фиф –308/218, френд – 88/69, стопперов – 23/17, ледобуров – 17/0, скайхуков – 32/32.
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 336.
Ходовых часов команды: 79.5 ч., 11 дней
Выход на маршрут: 27.07.2013 8:00
Обработка: 27.07.2013 – 31.07.2013 (5 дней, 29 часов)
Выход на вершину: 06.08.2013 17:20
Возвращение в БЛ: 07.08.2013 23:00
Команда (Ростовская обл.):
Андрей Васильев
Алексей Антошин
Иван Осипов
Виталий Шипилов

Картосхема и описание района

Район п. Сабах (ущ.Ашат) располагается по соседству с районом вершины Аксу. Путь к нему начинается от поселка Узгуруш и проходит сначала по магистральному ущелью Ляйляк, а затем по ущ. Ашат (с ишаками 10–12 часов до базового лагеря у устья ледника).

Район активно осваивался в период 1985–1990 гг. На главную вершину района – п. Сабах
(5300) – было совершено всего четыре успешных восхождения: три по северной стене (Плотников 1985, Башкиров 1985 и Мошников 1986) и одно восхождение в рамках траверса Ашатской стены (Петров 1990), все они, насколько нам известно, не были повторены.

К основным вершинам района относятся все четыре вершины Ашатской стены (п. 4700, п.
4750, п. 4810, п. Сабах), а также п. Парус с тремя вершинами – Западной (4850), Восточной (4800) и Главной (5053).
Высоты вершин Ашатской стены (взятые из названий вершин по классификатору
ФАР 2012 г.) требует уточнения. Так, например, п. 4700 явно выше соседней вершины – п.4750, а п. 4810 смотрится намного выше – около 5000 м. Впрочем, в отчете Плотникова (1985 г.) указаны другие высоты.

Тактические действия команды

При выборе маршрута на п. Сабах в первую очередь мы руководствовались соображениями безопасности. Из-за аномальной жары нижняя часть существующих маршрутов была чрезвычайно опасна, камнепады шли и днем и ночью, буквально каждый час. Для прохождения была выбрана логичная нитка через левый бастион северной стены, который до сих пор был не пройден. Далее мы планировали идти левее контрфорса по серии монолитных щелей, выводящих на огромный пологий
внутренний угол (верх маршрута Плотникова).

Отсутствие полок и камнеопасность исключала организацию безопасной ночевки на бастионе, поэтому было принято решение использовать обработку. На участках R4–R7 (ключ всего маршрута) даже рано утром текла вода, а ближе к обеду – водопад (см. фото 4). Поэтому в дни обработки (27.07 – 31.07) удавалось работать только по 4–5 часов, чем было обусловлено большое количество дней обработки. Отрыв был запланирован на 1 августа, но из-за плохой погоды вечером и ночью 31 июля, был перенесен на день.

После прохождения нижнего бастиона (до R13) при ближайшем рассмотрении средней части маршрута сделали вывод, что далее нитка маршрута Плотникова не менее сложная, но более безопасная, поэтому приняли решение идти по более логичному пути (контрфорсу). Пройдя еще 2 веревки, наш маршрут соединился с маршрутом Плотникова. Достаточно быстро (10 часов) был пройден ключ маршрута Плотникова (участки R19–R22).

Ночевки на стене (2–4 августа) хоть и были организованы на контрфорсе в наиболее безопасных местах, но все же не были в полной мере защищены от падения камней (летящих рикошетом слева) и льда. Ввиду объективной опасности, ночевать в пологом внутреннем углу выше второго бастиона мы не планировали и, провесив веревки до участка R21, хотели за день выйти на гребень.

Из-за непогоды 3 августа отрыв не удался, мы провесили еще лишь веревку и перенесли ночевку выше – на место ночевки команды Плотникова. Лезть выше во второй половине дня было опасно. Зато в непогоду камнепады стали сходить существенно реже. 4 августа непогода продолжилась, двигаться так быстро, как хотелось, не удалось и на гребень мы вышли уже ночью.

Сам гребень особой трудности не представлял, но оказался сложнее, чем описано в отчете Плотникова. По нашему мнению он представляет самостоятельное восхождение 2Б–3А к. тр. К вершине мы вышли к вечеру и заночевали чуть ниже.
В день спуска погода окончательно испортилась, был сильный туман и ураганный ветер, поэтому приходилось двигаться максимально осторожно и вешать дюльфера практически на всем спуске до снега и ниже до осыпной гряды.
На всем маршруте нам встретился два крюка – на участке R21–R22 и R24–R25. На спуске мы встретили несколько станций предыдущих восходителей.

Смена лидирующего осуществлялась каждый день, первым работали все участники команды. Во время всего восхождения из БЛ с нами поддерживали связь Юрий Кошеленко и Василий Колиснык, за что им большое спасибо.

Описание маршрута

R0–R1. Ориентиром начала маршрута служит лавинный конус правее левого бастиона северной стены пика Сабах. По нему подняться вправо вверх вдоль скал до начала скальной полки.

R1–R2. Пересечь ранклюфт и двигаться влево вверх по системе полок до начала щели-­внутреннего угла.

R2–R3. По щели лазанием влево вверх 50 м (много живых камней). Станция на небольшой полочке слева от большой осыпной ниши.

R3–R4. От станции двигаться вверх через систему небольших карнизов в направлении черного карниза с трещиной, обходя слева большой карниз в форме буквы «Л». ИТО, пробито несколько дырок под скайхуки (5 мм). Преодолев черный карниз, вверх и немного влево по трещине 10–15 м. Станция на якорных крючьях.

R4–R5. Двигаться вверх по щели (френды, якоря, фифы), много живых камней. Когда щель заканчивается, траверс влево 5 м по монолитной плите на дырочных (диаметр 5 мм) и рельефных скайхуках до соседней щели. По щели, переходящей во внутренний угол, вверх через два карниза выход под большой черный карниз, с которого течет вода.

R5–R6. Ключевой участок маршрута. Карниз обходится в правой части (якоря, фифы), много живых камней. За карниз через нависание во внутренний угол, закрытый сверху еще одним карнизом, на левой стенке угла – щели под якоря. От конца щели вправо вверх под карниз по гудящим плитам. Течет вода. Станция под карнизом сухая, забит шлямбур (строительный анкер «Хилти», 8 мм, длина 50 мм).

R6–R7. Ключевой участок маршрута. Карниз сильно разрушен, обходить справа по сильно нависающей стене, встречаются дырки под скайхуки 5 мм. Далее по внутреннему углу 10 м через серию небольших карнизов, затем немного влево лазанием по сильно разрушенному рельефу под вертикальный камин. В камине по левой стороне вверх 20 м, местами он расширяется, напоминая больше внутренний угол. Потом в том же направлении 10 м по внутреннему углу. Можно лезть, но много живых камней и мокро. Станция сухая.

R7–R8. По разрушенным скалам простое лазание влево вверх в направлении снежника.

R8–R9. По льду 60 м влево вверх в сторону полки.

R9–R10. По льду еще 20 м и далее лазанием по скалам вверх 30 м до полки под крутым внутренним углом.

R10–R13. По внутреннему углу лазанием 10 м, затем сложный выход из угла (3 м, VI, А1, 90°) и далее по простым разрушенным скалам, перемежающимся со снегом и льдом вверх и вправо к явно выраженному контрфорсу, 100 м. Лед местами тонкий, под ним – плиты. Удобная ночевка с левой стороны контрфорса под карнизами.

R13–R14. От ночевки левее 10 м вверх по разрушенным скалам блочной структуры под монолитную местами нависающую стенку с трещинами под якоря и фифы. Когда стена ложится, начинается внутренний угол, по которому двигаться местами лазанием, местами на ИТО.

R14–R15. Далее, выбирая наиболее простой путь, переходя от одного внутреннего угла в другой, преимущественно лазанием выход на контрфорс. Здесь маршрут соединяется с маршрутом Плотникова (1985 г, 6А).

R15–R17. По ледовому желобу 90 м вдоль контрфорса. Местами желоб узкий (50 см), слева и справа монолитные плиты. Страховка частично на ледобурах, частично на якорях.

R17–R18. По скалам лазанием влево на контрфорс, выход на полку. В 10 м ниже есть хорошая полка под палатку. Над ночевкой на стенах следующего бастиона висят большие сосульки, есть вероятность падения льда и камней!

R18–R19. Вверх и влево под 180 метровую вертикальную щель. Лазание.

R19–R22. Ключ маршрута Плотникова. ИТО по монолитной, местами разваленной щели через серию карнизов. Необходимо иметь крупное железо (есть 30 метровая щель под камалоты № 3, 4), встречаются дырки под скайхуки 5 мм. Выход в большой внутренний угол, ведущий на гребень.

R22–R28. По большому внутреннему углу 350 м, микст V–V+. Лед ненадежный, страховка на скалах. Места только под сидячую ночевку в верхней части. В теплую погоду возможны сильные камнепады!!!

R28–R29. Выход на предвершинный гребень по разваленным скалам со льдом через ледовый карниз.

R29–R30. Гребень особой трудности не представляет, встречаются небольшие скальные и ледовые стенки IV к.тр. Длина гребня 600 м, жандармы обходятся слева. Места под ночевку встречаются на каждой веревке.

Спуск: по Южному гребню в направлении снежной перемычки (см. фото 12), до которой около десяти дюльферов, местами пешком. С перемычки (в зависимости от состояния снега) пешком или, вешая 2–3 дюльфера до скальной разваленной гряды правее, по которой пешком. Внизу один дюльфер на пологую часть ледника. Далее пешком. Небольшой подъем 50м на перевал Сабах и спуск под северной стеной п. Сабах в БЛ.
Ключ маршрута (участки R4–R7) представляет собой отвесную стену с серией карнизов. Щелей достаточно много, но все они сильно разрушены. Местами встречаются гудящие нашлепки. По характеру рельефа ключевая часть маршрута напоминает вторую и третью веревки маршрута Крицука на п. 4810 (Каравшин). В теплую погоду существенные трудности добавляет наличие воды на участках R4–R8. Выше первого бастиона (R13) скалы более монолитные.

Рекомендации по снаряжению: очень желательно иметь крупное железо (до камалота № 4), дырочные скайхуки 5 мм, платформа на маршруте не нужна, все ночевки на удобных полках).

На вопросы Риск.ру отвечают Андрей Васильев и Иван Осипов

- Расскажи в нескольких словах, как родилась идея этой экспедиции? Почему этот район вообще оказался на десятилетия заброшен? И что изменилось теперь?

Андрей: Район осваивался в период 1985-1990гг, одновременно с п. 4810 и п. Аксу. СССР распался, массовость в альпинизме поубавилась, вот и забыли о Сабахе.
Если б нам не рассказали о нём наши старшие товарищи – Василий Колиснык и Юрий Кошеленко – которые были там в 2012 г., мы бы и не знали, что есть такой район. В прошлом году мы ездили в Каравшин, а в этом как раз хотели попробовать себя на первопрохождениях. Так что этот вариант полностью нам подходил. На мой взгляд, район очень перспективный. Каравшин уж больно популярен, что-то новое там найти непросто, а тут стены нехоженые стоят!
Ущелье Ашат, п. 4810

-Какое первое впечатление произвели окружающие горы, когда вы приехали в район?

Андрей: Да хорошее впечатление, глаза разбегались.

Ваня: Очень поразил Сабах, он выделяется из всех гор района своими размерами и количеством снега и льда.

- Расскажи про команду – как она собиралась? Давно ли ходите вместе?

Андрей: C третьего разряда вместе ходим. «Ходячих» альпинистов уровня КМС в Ростове сейчас не много. Так что всё просто, команда собралась сама – поехали те, кому работа позволила. Подробнее о тех, кто поeхал:

Лёха. Моряк, сис. админ. Азартен, вспыльчив, любит доступных женщин с рыжим цветом волос и большой грудью. В команде незаменим, но никто кроме него не знает почему.

Ваня. Офисный планктон. На работе и дома претворяется положительным и культурным, носит пиджак и галстук. В горах превращается в быдло, постоянно сквернословит и распускает про всех сплетни. В команде абсолютно бесполезен, с собой берем, чтобы посмеяться и потому что вчетвером в преферанс играть интереснее.

Виталик. Очень суров. Крайне отрицательно относится к распускаемым сплетням. Нечувствителен к боли. Известен случай, когда Виталик целый день пролежал в гамаке с компрессионным переломом позвоночника и ничего, только выправка строже!

Андрей. Математик. Зануден, труслив, азартен, вспыльчив. В команде незаменим, т.к. без него эти трое вообще бы никуда не поехали.

- Почему именно эта гора и как выбирали нитку маршрута?

Андрей: Честно говоря, гора выбиралась несколько сумбурно. Вариантов было несколько, мы сначала хотели идти на западную стену Паруса, даже вещи поднесли. Но при ближайшем рассмотрении поняли, что там потребуется тотальная долбёжка, а у нас не много шлямбуров было, да и желания большого не было этим заниматься. А Сабах – красивая гора, приблизительный вариант нитки еще в Ростове приглянулся.

Ваня: После нескольких дней раздумий и хождения под разные стены, решили, что надо лезть именно на Сабах. Почему именно Сабах – наверное маршрут показался интересным, нитка логичная и разные формы рельефа встречаются – снег, лед, лазание, и конечно, ИТО по водопадам))). Маршрут довольно протяженный и, с моей точки зрения, получился полноценным и интересным.

- Какие чувства испытываешь, снимая записку более чем 20-летней давности?

Андрей: Мы не удивились, знали, что в районе давно никого не было. Но все равно прикольно, привет из прошлого. На горе нашли пакет от супа вермишелевого 1983 г выпуска, на спуске – крышку от старого примуса.

Ваня: Когда дюльферяли, несколько раз натыкались на станции из сблокированных крючьев. Смотришь на них и понимаешь, что их забили, как минимум 25 лет назад, перебьешь крючья, перевяжешь петлю и дальше можно дьлюферять, Возможно эти крючья останутся там еще на четверть века.

- Тактику для восхождения какую выбрали? Как работали?

Андрей: Главная цель – чтоб камнями не убило. Ключ маршрута – нижний бастион, полок на нем нет, и безопасных мест под платформу тоже, поэтому обработка была необходима. Обработка у нас затянулась, т.к. по нашей нитке потекли настоящие водопады. Вымокали, поэтому получалось работать в среднем только по 5 часов в день.
Дальше двигались в капсульном стиле, провешивая столько веревок, чтоб на следующий день смогли до ночевки дойти. Платформу не брали.
Леха и водопад

- Были опасные моменты во время восхождения? А смешные?

Андрей: С опасностями что-то перебор вышел. Мы съездили на очку на Аккаю, поплевались от той разрухи, но думали, что уж на Сабахе нас ожидают монолитные граниты. На деле же в нижней части оказалось очень много живья, рельеф по характеру напоминал нижние веревки маршрута Крицука на 4810, только местами жестче.

Состояние горы плохое было – из-за аномальной жары камнепады шли буквально каждый час. Поэтому же после прохождения бастиона мы ушли на более безопасный контрфорс, где идет нитка Плотникова. Хоть наш маршрут и идёт по наиболее безопасному пути, но считаю, нам очень повезло, что никто серьезно не пострадал. Если б знал все опасности заранее, не пошёл бы на гору.

Ваня: С точки зрения опасности маршрут запомниться надолго. В этом году в районе стояла аномально теплая погода и камни били практически круглые сутки, сначала это напрягало, но потом немного привыкли, слышишь грохот – съежишься в палатке, потом понимаешь, что мимо пролетело и дальше своими делами занимаешься, только крошкой тент пробило. Так под конец восхождения не палатка, а сплошное решето.

Смешных моментов действительно было много – у нас компания веселая, можем по любому поводу смеяться.
В верхней части маршрута

- Что больше всего запомнилось? Какие моменты первыми вспоминаются, когда думаешь об этом восхождении?

Андрей: Впечатлений очень много! Вспоминается, когда Лёха в час ночи долез веревку на предвершинный гребень, спустился к нам на висячую станцию и говорит: «Что-то парни у меня горло опухает, дышать не могу» и начал хрипеть. Еще, когда на дюльфере я спустил камень размером с самый большой в мире арбуз, а внизу Ваня был, кричу ему, а он молчит. Вспоминается, ручей, текущий насквозь через Ваню и стекающий с пяток, дырки от камней в палатке, шприц в голой заднице товарища, баул, который самому не удается закинуть на спину, сине-черный палец, и конечно 4 взятки на мизере – это и правда жесть была!

Ваня: Действительно впечатлений масса, когда вспоминаешь восхождение. Это и лазание в час ночи по залитой льдом довольно крутой развальне, и бесконечный предвершинный гребень, и спуск, который неизвестно когда закончится. Но это все меркнет по сравнению с радостью, которую испытываешь, когда друг берет 4 взятки на мизере;-)
Спуск, немного устали

- Есть ли желание вернуться в этот район? Хочется еще что-нибудь там пролезть?

Андрей: Сложный вопрос. Наверное, да.

Ваня: Вернуться, наверное, хочется, но немного попозже, нужно сделать перерыв с этим районом.
Встреча с друзьями.

- Насколько район достижим в зимний период? Перспективен с этой точки зрения?

Андрей: Раз в Каравшин зимой добираются, то и сюда можно, подход ближе. Зимой, мне кажется, район даже более интересен – можно найти много красивых микстовых маршрутов.

Ваня: Согласен с Андреем – район очень перспективен зимой, и скорее безопаснее, чем летом, но добраться будет сложновато.

Следите за постами по метке "Хрустальный пик"