Outdoor-проект-2013. Че-Чкыш. Новые маршруты
3-й питч "Ремикса", Че-Чкыш
Еще один проект в нашем списке номинантов - пробивка новых маршрутов в урочище Че-Чкыш!
Еще один проект в нашем списке номинантов - пробивка новых маршрутов в урочище Че-Чкыш!
На Риске:
«Че-Чкыш» - новый скалолазный район в Горном-Алтае
"Мы били-били и наконец пробили. Ура!" Новые линии на Че-Чкыш и не только
Информация о проекте
Рассказывает Николай Лях: "Идея начать пробивку пришла спонтанно весной 2012г. После очередной поездки на Алтай (в район Чемала) на отдых на выходные. Лазили на небольших скальных выходах в месте под названием Арья-Ярык, организовав верхнюю страховку. Очень понравились пара линий (сейчас это дорожки Штанга, Калебас и Первая кровь). Помню, когда вернулся в город, в голове постоянно стояла скала, пальцы помнили рельеф. Заняться масштабной пробивкой и мысли не возникало.
Было сильное желание оборудовать конкретно эти линии. Сделать такой свой маленький скалодром. Мысли были тайными, но выяснилось, что друг, с которым ездили, думает о том же. Потом как-то сам собой нашелся «компактный-карманный» генератор, который нам презентовал другой наш товарищ. Генератор был огромен, благо тащить от дороги пришлось не далеко.
Каньон в Арье
Купили в магазине 20 ушей с анкерами и сделали первые маршруты. Это был первый скромный опыт. Стало понятно, что с генератором нереально бегать, 20 ушей – это смешно как мало, а времени и рук на это нужно много.
Весной 2013 как-то сама собой подбилась команда на пробивку, были куплены перфораторы на аккумуляторах, найдены оптимальные материалы для пробивки. Собрали, кто сколько смог, денег на скалодроме и поехали.
Район большой, стены высокие до 120 м, общая высота массива около 200 м. Массив мы почти еще и не тронули. И это не единственное большое ущелье с большими стенами на Алтае. Скалы вокруг Турочака, гранитные столбы на Бабыргане. Есть желание продолжать и в других местах.
Мне нравится забить новую линию, а потом ее нормально пролезть с нижней. Каждый раз что-то новое. Это мотивирует.
В 2013 году поставили 280 точек, в 2014 планируем осилить 400-450 точек. Есть желание сделать 4-5 мульпитчей (до 6 веревок), от 6а-6с и оборудовать с 10-ток скалолазных дорожек. Так как простых дорожек уже набили достаточно, то есть желание бить более сложные линии. Чем сложнее линия, тем больше времени занимает грамотная расстановка точек. Облизываешь каждую зацепочку, смотришь, где удобнее вщелкнуться. Бывает, что по 2-3 раза размечаем расположение точек на стене.
Единственное, чего не хватает – материалов для пробивки (уши, анкера, цепи). Немного в этом году помогла Альпиндустрия, надеюсь, не откажутся от нас и в следующем году. Вообще найти спонсоров для поддержки этого мероприятия железом дело не тривиальное, но, надеюсь, помогут".
Сын Николая и овечка дяди Вити :)
Добраться в район:
Точкой входа в Горный Алтай является г. Горно-Алтайск, вернее, село-спутник Майма. Через него проходит основная дорога, транспортная артерия Алтая, Чуйский тракт. В Горно-Алтайск можно попасть либо автотранспортом (автобусы ходят со всех ближайших городов) или самолетом. Аэропорт Горно-Алтайска реконструирован и вновь открыт в 2011 году. Он принимает регулярные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга и окрестных городов.
От Горного едем в сторону поселка Усть-Сема по Чуйскому тракту около 50 км. В Усть-Семе сворачиваем на Чемальский тракт и едем около 30 км до пос Чемал. Проезжаем Чемал дальше еще на 15-16 км и у дорожного столба 56 км видим вход в ущелье. Скалы видны с дороги.
Сейчас в районе оборудовано:
Общее фото стенки Арья
Айрья-Ярык 52 км (столбик 52 км, вернуться назад на 200м (километраж от Усть-Семы)):
1 "Вася", 6с
2 "Вертикаль", 6с+/7а
3 "Весна", 5с
4 "Штанга", 5с
5 "Калебас", 6а, 6 от.
6 "Рэмбо первая кровь", 5b
Сектор Бигвол и часть Солнечного сектора
Че-Чкыш:
1 "День сурка", мультипитч, 4 питча 5с-6а
2 "Ешкин кот", 6b+
3"Ремикс" мультипитч, 8 питчей 5b-5c
4 "Джанго", 5c
5 "Спроси у Васи", 6b
6 "Бизон", 6b
7 "Мохито", 6а
8 "Иллюзия", мультипитч, 2 питча 6b-6c
9 "Очкарик", 6b+
10 "Щель", 5с+
11 "Беговуха", 5c
12 "К сосне", 6а
Обновления выкладывают ЗДЕСЬ
На вопросы Риск.ру отвечают Николай Лях и Степан Федченко
- Когда и как вы впервые попали на эти скалы? Кто вам их показал? Какова история этих скал?
Николай Лях: В само ущелье с целью полазить я попал более трех лет назад. Привез меня туда мой друг. Ущелье уже давно используется как плацдарм для тренировок альпинистов. В 2006 г. в ущелье пройдена ИТО линия "Теплый ноябрь" по большой стене, начали линию в 2006 Иванов В.–Бритц М., закончили 2010 Горелик В.–Загребнев
Степан Федченко: Вроде, в 2006-м там проводились соревнования. Связки, скорость и трудность с верхней страховкой.
- Особенности района опишите, пожалуйста? Чем он хорош? Какие там скалы?
Николай Лях: Ущелье сложено монолитным известняком. Визуально и по фактуре немного похожим на крымский. Высота пригодных для лазанья стен 110-200 метров.
Есть несколько секторов, имеющих разную ориентацию – удобно прятаться от солнца или наоборот лазить в тепле в прохладный день.
Степан Федченко: «Крымский» рельеф. Много промоин, каверн. По дну ущелья течет ручей с пригодной для питья водой. И короткий подход – от машины минут 15.
- Сезонность? Когда там хорошо лазать? Сектора под драйтулинг нет?
Николай Лях: Сезон в Че-Чкыше можно открывать с начала апреля, а при определенной удаче – с середины марта, при наличии положительных дневных температур. Связано это с тем, что основная стена ориентирована на юг и хорошо прогревается. Собственно, и заканчивать сезон там можно в конце октября. Специального сектора под драйтулинг там нет.
Степан Федченко: Специально не пробивали, но рельеф для драйтулинга вполне подходящий. Мелкие зацепки хрупковаты. Много потенциальных trad и ИТО линий.
Фото с пробивки "Дня Сурка"
- Расскажите подробнее о тех людях, которые занимаются развитием района?
Николай Лях: Обычные люди, веселые)). Немного скалолазы, немного альпинисты. Нас объединяет любовь к горам и скалам. В основной команде несколько человек, кто постоянно бьет. Но с нами часто ездят ребята просто полазить и заодно помогают.
Степан Федченко: Можно сказать, что компания объединилась вокруг идеи. Все давно знакомы, но развивались своими курсами и как-то незаметно пришли к общей цели.
- Пробивка – процесс творческий? Как выбираете, где и что бить? Какими принципами руководствуетесь при выборе линий?
Николай Лях: Да особо принципов никаких вроде нет, все происходит как в советском мультфильме: «Эй птичка летим туда, там много вкусного». Там много классных линий и хочется пробить их все сразу. Даже начали выполнять заказы от скального сообщества, люди просят пробить ту или иную линию, которая им нравится. Сейчас в ущелье пробито много простых линий, поэтому упор в 2014 г. мы будем делать на повышение сложности линий и пробивку мультипитчей.
- Что самое сложное в этом процессе?
Николай Лях: Особую сложность представляет скорее не сама пробивка, а предыдущий этап.
Одна проблема – нехватка времени. Мы живем в 600 км (г.Новосибирск) от Че-Чкыша. Выглядят поездки примерно так: в пятницу после работы я собираю друзей по городу, переодеваюсь в машине из офисной одежды в заранее заготовленные тапки, шорты, майку. Далее мы стоим 2 часа в пробке на выезде из города. А потом мы мчим около 6-7 часов по ночной трассе на Алтай. Приезжаем около 3 ночи. Утром в 9-00 подъем и на стенку.
Этот субботний звонок в 9-00 в Че-Чкыше напоминает кадры из фильма «День Сурка», в честь этого фильма мы и назвали последний пробитый мультипитч. За период апрель – сентябрь 2013 я сделал 16 таких выездов.
Другая более острая проблема – нехватка средств. Пробивка скалолазных дорожек – очень дорогостоящая процедура. Первые дорожки мы пробивали просто на свои деньги, сейчас небольшую часть средств мы собираем с сочувствующих скалолазов. Но все это ничтожно маленькие суммы. Хорошо помогла Альпиндустрия. Они купили перфоратор и дают периодически ушей. Но даже этого не хватает на задуманное. Найти спонсора, который бы обеспечил железом, так чтобы пробивщики перед выездом не бегали по городу в поисках денег на уши и анкера, пока не удается.
- Какие маршруты готовить труднее – простые или сложные? Или бьется красивая линия, а уж какой она категории – определяет мать природа?
Николай Лях: Чем сложнее маршрут, тем больше времени уходит на подготовку. Так как стены высокие, много времени уходит на навеску верхней страховки для облаза линии и разметки точек. Постановку каждой точки обдумываешь, размечаешь по 2-3 раза точки в сложных местах.
Безумно много времени занимает пробивка верхних веревок мультипитчей. Т.к. туда наверх нужно затащить все железо, перфоратор, батарейки, болты и уши, воду на день, минимальный паек, дождевик, какие-то личные вещи. Пробивка превращается в жесткий баулинг по стене. Сейчас выбрали тактику заброски заранее для пробивки верхних веревок. Т.е. в первый день мы затаскиваем баул наверх стены и если успеваем, то размечаем чего-нибудь, а на второй день бьем.
Степан Федченко: Стараемся найти красивые и логичные линии. С равномерным распределением сложности, без искусственных зацепов и долбленок, с удобными местами для станций.Тяжело с разметкой сложных линий. Мой предел в лазании 6c. Ну 7а с верхней. Соответственно, нормально разметить я могу 6b-6c. Что-то более сложное можно пытаться, но нет уверенности, что правильно выберу места для точек.
- В свое время многие отмечали, что скалолазы – потребители от спорта. Как появляется желание созидать? От нехватки пробитых скал вокруг? Или правда стало оживляться сообщество в целом?
Николай Лях: Сначала мотивацией было сделать дорожки для себя, чтобы пролезть самому. Сейчас, когда я вижу, как маршруты уже живут своей жизнью и приносят эмоции людям, меня окружающим, я получаю удовольствие от этого. Мы хотим, чтобы вокруг было много хорошо подготовленных линий, чтобы каждый раз можно было лезть что-то новое.
Степан Федченко: Давно хотелось иметь протяженные маршруты, доступные на выходных из Новосибирска. В таком контексте Че, пожалуй, единственный вариант. Все остальное либо меньше, либо дальше.
- Оцените потенциал этого района? Сколько трасс еще там можно пробить?
Николай Лях: Потенциал района огромен и пока я не увидел его предела. Сейчас мы насчитали 46-48 питчей, которые интересно пролезть и точно можно бить. Я думаю, что помимо этого можно найти еще минимум столько же. Так как стены высокие, в основном это будут мультипитчи.
Степан Федченко: Если учесть скалы слева от входа и верхнюю часть самого ущелья, то потенциальное количество трасс будет измеряться несколькими сотнями.
Скажем ребятам спасибо, пожелаем удачи!
И будем следить за следующими публикациями по метке "Хрустальный пик"
Информация о премии
116
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий