Показавший дорогу. Статья о Николае Крыленко, основателе советского альпинизма

Пишет RMF, 17.10.2013 14:12

Показавший дорогу. Статья о Николае Крыленко, основателе советского альпинизма (90-летие отечественного альпинизма, поляков, фар)

Николай Крыленко на Памире

В преддверии празднования 90-летия отечественного альпинизма, которое состоится 26 октября в Москве (Центральный дом архитектора, Гранатный переулок, 7. стр.1) ФАР начинает серию публикаций, посвященных истории альпинизма....

«Я не взошел на пик Ленина, но я показал дорогу другим...»
(Н. В. Крыленко)

Есть на Памире высокий пик, есть и перевал, носящие имя Крыленко. Кто такой Крыленко?
Память об этом замечательном человеке, увековеченная его друзьями-альпинистами, должна остаться жить.
...Петроград в октябре. Здесь решается судьба революции.
Солдаты бронедивизиона собрались на митинг в Михайловском манеже. Они обсуждают — соблюдать ли нейтралитет, выступать ли за большевиков или против них. Ораторы сменяют друг друга. Офицеры и делегаты Думы призывают солдат к нейтралитету. От решения бронедивизиона зависит многое...

В репортаже Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» есть рассказ и об этом митинге: «Вдруг между комитетчиками и офицерами, стоявшими, на броневике, начался горячий спор. Они оживленно жестикулировали и, очевидно, никак не могли придти к соглашению. Аудитория заметила этот спор. Огромная толпа загудела и заволновалась, желая узнать, в чем дело. Солдат вырвался из рук удерживавшего его офицера и высоко поднял руку.

— Товарищи! — закричал он.— Здесь товарищ Крыленко, он хочет говорить!
Дикий взрыв криков, аплодисментов и свистков: «Просим! Просим! Долой!» Среди невообразимого гула и рева народный комиссар по военным делам, подталкиваемый и подсаживаемый со всех сторон, взобрался на броневик. Постояв минутку, он перешел на радиатор, уперся руками в бока и, улыбаясь, оглядел аудиторию. Приземистая, коротконогая фигура в военной форме без погон и с непокрытой головой.

...— Товарищи солдаты! — начал Крыленко хриплым от усталости голосом.— Я не могу как следует говорить, простите. Я не спал целых четыре ночи...
Мне незачем говорить вам, что я солдат. Мне неза¬чем говорить вам, что я хочу мира. Но я должен сказать вам, что большевистская партия, которой вы и все остальные храбрые товарищи, навеки сбросившие власть кровожадной буржуазии, помогли совершить рабочую и солдатскую революцию, что эта партия обещала пред¬ложить всем народам мир. Сегодня это обещание уже исполнено!
Гром аплодисментов...
...Крыленко еле держался на ногах от усталости. Но чем дальше он говорил, тем яснее проступала в его голосе глубокая искренность, скрывавшаяся за словами».
Наступил драматический момент, когда Крыленко кончил свою страстную речь возгласом: «За Керенского направо! За Советы налево!»
Масса солдат двинулась налево. А он, кончив говорить, пошатнулся и чуть не упал, сотни рук поддержали его, и высокий темный манеж задрожал от грохота аплодисментов и восторженных криков. Шоферы зале¬зают в броневики, и вот уже огромные стальные дьяволы тяжело движутся по улицам, и синие стволы пуле¬метов готовы плавить пулями контрреволюцию...

1919 год. Выступление на съезде РКПб

Девятнадцати лет, в 1904 году, вступил Николай Васильевич Крыленко в партию большевиков. Ей и народу отдал он свою жизнь. Пройдя через тюрьмы и ссылки, Крыленко в 1916 году был направлен в действующую армию. Прекрасный оратор, глубоко убежденный в правоте своих идей, страстный агитатор, он повел солдат за большевиками, был избран председателем армейского совета и делегатом от большевиков на 1-й Всероссийский съезд Советов.
Активный участник Великой Октябрьской социалистической революции, Крыленко вошел в состав первого Совета Народных Комиссаров. 9 ноября 1917 года В. И. Ленин сместил главнокомандующего всеми воору¬женными силами генерала Духонина и назначил на его пост народного комиссара по военным делам прапорщика Н. В. Крыленко.
С 1918 года и до конца своей жизни Крыленко был на ответственной работе в органах советской юстиции. Несмотря на кипучую деятельность, он сумел закончить юридический и историко-филологический факультеты Петроградского университета.
На лацкане пиджака Николая Васильевича всегда можно было видеть значки «ГТО», «Альпинист СССР» или шахматный значок. Он очень любил спорт и носил эти значки с гордостью...

Мне было пятнадцать лет, когда мой друг по пионерскому отряду Стах Ганецкий познакомил меня с Николаем Васильевичем. Это было в 1926 году под Москвой, в Подрезкове, где Крыленко жил на даче. Первое время я побаивался Николая Васильевича: с работы он приезжал очень усталый и суровый. Но не проходило и десяти минут, как появлялся совсем другой Николай Васильевич.

— Хеп-хеп, мальцы, Арикан, Стах, давай сюда,— кричал он, выбегая в трусах на теннисную площадку. Дотемна он без устали носился с нами, играл в волейбол или в теннис. А Николаю Васильевичу шел уже тогда пятый десяток. Приняв холодный душ и поужинав, Крыленко усаживался за шахматы, а потом до поздней ночи сидел за бумагами, которыми туго был набит его объемистый портфель.
Николай Васильевич был первым председателем шахматной секции страны. И если шахматная жизнь столицы была в те годы бурной и яркой, если мы видели в Москве Ласкера и Капабланку, то во многом благодаря организаторским усилиям Николая Васильевича Крыленко.

Николай Васильевич никогда не пользовался своим правом на поездку в санатории и дома отдыха. По воскресеньям мы часто становились на лыжи и с компасом в руках без дорог, через леса совершали переходы по 50—60 километров.
Все свободное время, летом и зимой, Крыленко отдавал спорту и не только как любитель и болельщик, а как активный организатор. Николай Васильевич очень много сделал для развития альпинизма и туризма в нашей стране: был одним из организаторов, а затем многие годы общественным председателем общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), при котором в 1929 году была создана горная секция, объединявшая всех альпинистов страны.
В 1935 году Н. В. Крыленко первому было присвоено высокое звание заслуженного мастера альпинизма.

Стах Ганецкий, Арий Поляков и Николай Крыленко перед очередным выездом на Памир

Вспоминаю, как в 1927 году во главе небольшой группы Николай Васильевич поднимался на восточную вершину Эльбруса. Один за другим оставляли его спутники и уходили вниз. До седловины с Николаем Васильевичем добрался лишь четырнадцатилетний Стах Ганецкий. Специального альпинистского снаряжения тогда не было. Крыленко шел в обыкновенном демисезонном пальто. Стах — в сандалиях, одетых на теплые балкарские носки. К сандалиям были привязаны четырехзубые кошки. На седловине силы оставили мальчика. Он не мог идти дальше. Сел на снег и от досады заплакал. Николай Васильевич весело чертыхнулся:
— Ну, какой из тебя после этого пионер? А еще хочешь стать знаменитым альпинистом. Смотри, ведь вершина совсем рядом.

Николай Васильевич помог Стаху подняться. Взявшись за руки, они достигли цели.
Летом 1929 года Николай Васильевич впервые взял нас со Стахом на Памир. С тех пор я участвовал еще в двенадцати памирских экспедициях, из них в четырех с Николаем Васильевичем Крыленко. На всю жизнь запомнились мне первые уроки, преподанные им в горах.

Помню, в тот первый раз, в непогоду, по глубокому до пояса снегу, на высоте 5800 метров мы вчетвером (Крыленко, Бархаш, Ганецкий и я) пробивались к седловине Заалайского хребта на Памире. Акклиматизация была плохая — начиналась страшная горная болезнь. Каждый шаг давался с колоссальным трудом, силы оставляли нас, и мы поминутно падали в снег. И каждый раз, закусив губы, Николай Васильевич вставал и продолжал прокладывать след. Мы молча двигались за ним. Достигли седловины, при ураганном ветре с трудом расставили палатку и залезли в спальные мешки. Немного отдышавшись, заговорили о пройденном пути.
«Откуда у Вас берутся силы?» — спросили мы у Николая Васильевича. И он ответил:
— Представьте себе, что перед вами залегла белогвардейская цепь. В атаку идут коммунисты и комсомольцы. Преодолеют они этот рубеж — опрокинут врага, не преодолеют — все погибло. Думайте об этом постоянно, и у вас всегда хватит сил, чтобы преодолеть очередной рубеж.

В 1929 году считали, что пик Ленина самый высокий в нашей стране, потому что вершины Коммунизма и Победы были открыты позже. Наша четверка во главе с Крыленко поднималась на пик Ленина с юга по леднику Саук-Дара. Мы добрались до высоты 5850 м. Ноги в ботинках замерзли, высотной обуви — шекельтонов у нас не было. Пришлось отступить. Но мы гордились и тем, что достигли гребня Заалайского хребта — на двести метров выше Эльбруса, который в то время считался «потолком» для советских альпинистов.

Однако Крыленко на этом не успокоился. Через несколько дней, раздобыв валенки, он предпринял еще одну попытку взять вершину. На последнем участке пути он шел один и был уже недалек от цели. Но наступила ночь. У Крыленко не было ни палатки, ни спального мешка. Благоразумие пересилило азарт, и он повернул назад.

Но однажды, помню, и Николай Васильевич пустился на риск. Это было через несколько лет после экспедиции на пик Ленина. Мы возвращались из очередного путешествия по Памиру и очень спешили домой. Оставалось еще несколько дней томительного пути вниз, а Крыленко ждали в Москве... И тут местные жители сказали нам, что всего за пять часов можно спуститься к Гарму на бурдюках по горной реке Сурхобу.

Бурдюк — это шкура барана, коровы или быка, снятая особым способом (целиком без разреза) и затем выделанная. Шея и ноги завязываются наглухо, а через четвертую ногу бурдюк надувается. У бурдючного плота нет ни руля, ни киля, он вертится, как мяч, па бурных волнах, и, если не смотреть в оба, его легко может бросить о скалы и разбить вдребезги. Да и сам бурдюк ненадежен: одно отверстие — и он пойдет ко дну со всем грузом.

Николай Васильевич поначалу не соглашался на столь рискованный способ передвижения. Но предложение сократить путь все-таки было очень заманчивым.
И вдруг, как это всегда с ним бывало, Николай Васильевич решил:
— Бурдюки, так бурдюки, решено, завтра отплываем.

Те, кто знает, что такое горные реки, могут представить себе наше путешествие. Мы отплыли в час дня. Первые десять минут никто не шевелился, и все молча смотрели на пенящуюся воду и несущиеся мимо нас берега. Плот вертелся мячом. Едва я повернулся на рюкзаке, Николай Васильевич закричал:
— Не шевелись, управлять мешаешь!
Плот подпрыгивал на волнах, как пробка, и несся со скоростью пятнадцать километров в час.
Река становилась все более быстрой и бурной.

На повороте плот со страшной силой закрутило. Наши рулевые — таджики — из последних сил выгребали в сторону от водоворота. Наконец нас пронесло в полуметре мимо прибрежных скал, и мы выплыли на широкую спокойную воду. Правда, Николай Васильевич обнаружил, что его бумажник с документами и дневники основательно подмокли.
— Бурдючков захотели,— говорил он, смеясь.

И в Москве мы долго вспоминали наши «бурдючки». Будучи очень занят, Крыленко, как правило, располагал для участия в экспедициях только 30—35 днями. За это время трудно было хорошо акклиматизироваться, привыкнуть к большим высотам Памира. Поэтому иногда при первых восхождениях у Николая Васильеви¬ча появлялись признаки горной болезни. Нам не раз приходилось удивляться умению и способности Николая Васильевича не только преодолевать себя, но и вести за собой людей.

Мы, да и многие другие альпинисты, кто побывал в горах с Крыленко, научились у него умению никогда не унывать, постоянно держать себя в руках. Он учил нас товариществу и мужской дружбе, готовности в любую минуту прийти на помощь оказавшемуся в беде, не раздумывая при этом о своей собственной жизни. В одной из бесед с О. Ю. Шмидтом, так же увлекавшимся альпинизмом, Николай Васильевич говорил: «Альпинизм— школа мужества. Нашей Родине нужны мужественные люди».

Николай Васильевич был очень прост в обращении, скромен и непривередлив, как дома, так и особенно в горах. В походе и при восхождениях он вставал всегда раньше всех, не гнушался никакой работой, не позволял никому за собой ухаживать, тащил груз наравне со всеми и страшно ненавидел обжор или, как он их называл, чревоугодников. Во всех походах при любой ситуации последний кусок делился поровну.
Вечерами в палатке Николай Васильевич увлекательно говорил о планах на будущее.
Иногда он читал наизусть Пушкина, Гомера — непременно на греческом. Он очень многое любил и очень много знал. Память у него была великолепная. Иногда Крыленко рассказывал о прошлом. Он вспоминал подполье, трудные и романтические годы. И германский фронт вспоминал, окопы, где лежал по пояс в воде. И о встречах с Лениным рассказывал — о том, как охотился с ним в лесах Подмосковья, как сражался за шахматной доской (Н. К. Крупская, которая была очень строга в оценке людей, писала о Н. В. Крыленко: «Очень хороший человек и прекрасный товарищ»).

Нужно сказать, что в те годы, особенно на Памире и Тянь-Шане, альпинизм имел больше прикладное, чем спортивное значение. Вот что писал Крыленко в 1934 году в одной из своих книг о Памире: «Наткнувшись в экспедиции 1928 года на недопустимый факт, что на территории нашей страны и не так уж далеко от населенных пунктов имеются неисследованные пространства, где еще никогда не ступала человеческая нога, я поставил своей задачей ликвидацию этого белого пятна».

Во имя достижения этой трудной и почетной задачи мы из года в год с тяжелыми рюкзаками за плечами переправлялись через горные бурные реки, пробирались по ледникам и хребтам Памира, поднимались на высокие пики. И часто в наших рюкзаках было очень и очень мало продуктов. Вот характерный дневной рацион на четверых: банка мясной тушенки, немного сахару и сухарей. Остальное место в рюкзаке занимали фототеодолит и пластинки для топографической съемки опытного памирского топографа И. Г. Дорофеева. Или камни — геологические образцы для геолога экспедиции Д. И. Щербакова (позже известного академика). Памирские экспедиции Н. В. Крыленко и Н. П. Горбунова расшифровали белые пятна Памира.

На моей полке бережно хранятся написанные Н. В. Крыленко книги с его автографами. В одной из них («В неизведанные выси») Николай Васильевич писал: «Я не взошел на пик Ленина, но я показал дорогу другим». И эти его пророческие слова сбылись. На вершине самого популярного в стране семитысячного гиганта за эти годы побывало более четырехсот альпинистов разных республик, городов и национальностей.
Он очень много сделал, и очень о многом мечтал этот удивительный человек, трагически погибший в 1938 году в результате массовых репрессий периода культа личности.

Мне запомнилось одно выступление Крыленко в конце двадцатых годов в до отказа переполненном Колонном зале Дома союзов. «Прокурор Революции» (как его назвали газеты) Н. В. Крыленко выступал с речью на процессе. Он говорил несколько часов. В руках у него был только том Ленина, которого он иногда цитировал. Невысокого роста, с умными глазами под высоким лбом, с протянутой рукой, державшей маленький красный томик,— таким остался он навсегда в моей памяти...
...Как хорошо, что горы, которые он так любил, хранят о нем светлую память.

автор: Арий Поляков

Продолжение следует....

Не могу понять - почему ФАР считает, что отечественному альпинизму 90 лет? То есть всё, что было до СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ - мы перечёркиваем? Ни Преображенская, ни Пастухов (не говорю уже о первом восхождении на Эльбрус 1829 года....) ничего не сделали для альпинизма?

Давайте всё-таки корректно писать - 90-летие СОВЕТСКОГО альпинизма!

И еще корректнее 20-летие смерти СОВЕТСКОГО альпинизма ))))

А вы читайте на эмблеме: 90 лет альпинизму СССР РФ

Я-то прочла! Но вижу много ссылок в уважаемых изданиях с заголовками: "90 лет ОТЕЧЕСТВЕННОГО альпинизма". Про альпинизм ведь пишут и читают и маобразованные товарищи1

Вы про правление ФАР и экспертов- ветеранов альпинизма, которые остановились на этой формулировке? ))

Спорная дата, очень спорный "герой" Идём своим путём?

Соглашусь. Очень спорный.

Неправильное внесение материала (головой вперед)

Необходимо было в строгом соответствии - сделать ссылку как на Героя (кто таков и т д), и конечно на Автора текста.
Я конечно понял что почем, но остается ощущение, что Арий Поляков сам придет на 90-летие альпинизма СССР

не буду оспаривать его альпинистские заслуги, но: во истину царский режим был обречен: коммунист с 1904г, ссылался и нате вам - прапорщик в царской армии!
"власть кровожадной буржуазии", по другому не назовешь))

статья - если не ошибаюсь - была написана в советский период, отсюда и ее тональность...

Но сейчас более 20 лет, как этот период, слава Богу, завершён. Слышал про Крыленко от разных людей. Не касаять его заслуг перед альпинизмом, о нём высказывали вполне авторитетные в альпинизме люди не самые лестные отзывы как о партийном функционере, особенно в самое кровавое время нашей страны - середине 30-х. Думаю, что ФАР просто не имеет права публиковать о нём статью в таком превосходном стиле. К примеру, почитайте статью об этом человеке на википедии

А фраза "продолжение следует" в конце текста - это, видимо про берию со сталиным.

Нет, "продолжение следует" - это про наше будущее, которое в виде фарса повторит наше прошлое, если мы его забудем

А вы имеете материал про Берию и альпинизм? Было бы интересно заслушать.

так и что, надо теперь, к примеру, речи товарища Соломенцева на пленуме МГК КПСС сюда цитировать, что ли?

Неужели людям из ФАР самим сказать нечего, надо цитаты из 70-х вытаскивать?
Если нечего, тады ой, беру свои слова назад и советую обратиться к трудам других деятелей ОГПУ-НКВД

из любой фигни надо обязательно бурление овн устроить...
каким боком тут Соломенцев, почему не Анка-пулеметчица с 28ю панфиловцами или 300 спартанцами - для потрындеть?
если так сильно задело за незажившие раны и так не нравится статья, что спать не можете - напишите сами, с учетом взглядов нынешнего дня - ее, уверен, опубликуют и спасибо даже может быть скажут.
делов то, чем исходить на непонятно какой газ.

Википедия:
Крыленко несет личную огромную ответственность за развязывание массового террора в России и СССР. В годы гражданской войны и в 20-е годы он часто выступал общественным обвинителем, а затем прокурором на крупных сфальсифицированных процессах по политическим делам. Был одним из разработчиков, наряду с Вышинским, технологии организации фальсифицированных процессов-спектаклей. Неоднократно выступал за отмену или упрощение уголовного процесса. Был сторонником скорого отмирания государства. Отдельными приказами (на посту наркома юстиции) фактически отменял законодательство РСФСР. Принимал активное участие в организации массовых репрессий против крестьян и прочих групп населения в годы раскулачивания. был активным проводником политики партии в годы Большого Террора. Энергично принуждал органы юстиции игнорировать правовые нормы. В 1937 году ввел практику обязательных доносов в системе юстиции. В 1937 году участвовал в чистке органов юстиции, закончившейся массовыми арестами и расстрелами. Сам пал жертвой массовых репрессий.

Да, большим начальником был Николай Васильевич.

С вашего позволения, процитирую текст про подготовку юбилея и выбор названия:

"С самого начала непростым оказался поиск названия юбилея, ведь советский альпинизм прекратил свое существование в 1991 году, а первое массовое восхождение было совершено со стороны Грузии, тогда являвшейся частью СССР, а ныне суверенного государства.
Экспертами был выбран термин «Отечественный альпинизм», как компромисс для объединения альпинистов всех стран бывшего СССР".

1923 год - дата, придуманная не в ФАР и не в 2013 году. Этот год считается годом основания советского альпинизма благодаря первому массовому восхождению, проведенному Г.Николадзе на Казбек. Именно тогда, как считают эксперты была заложена основа советского альпинизма.

Крыленко стал инициатором создания ОПТЭ - общества пролетарского туризма и экскурсионизма. Его роль в развитии горовосхождений нельзя отрицать.
Нам показалось интересным процитировать здесь рассказ нем, опубликованный ранее на сайте ФАиС Москвы.

"Этот год считается годом основания советского альпинизма благодаря первому массовому восхождению, проведенному Г.Николадзе на Казбек"
Ну тогда это годовщина грузинского альпинизма, но ни разу не отечественного ;-)

Ага, а Пушкин не великий русский поэт, а эфиопский

Показать комментарий

должен подвергаться премодерации и цензуре.

Думаю, что лучше ничего не трогать. Иначе всё обрастет такими наслоениями "премодерации и цензуры", что от правды вообще ничего не останется.

Давайте оставим как есть. Будет документ эпохи.

Да. Только этот документ написан в 70-е годы. Об этом надо обязательно указать в конце статьи. Уважаемый г-н Поляков умер в 1981 году. Думаю, об этом мало, кто знает и кто-нибудь подумает, что статья написана в наше время.

Да. Только этот документ написан, видимо, в 60-70-е годы. Об этом надо обязательно указать в конце статьи. Уважаемый г-н Поляков умер в 1981 году. Думаю, об этом мало, кто знает и кто-нибудь подумает, что статья написана в наше время.

Изначально из памяти только сразу слова из песни Визбора всплыли: "... спина Крыленко сквозь пургу видна ...".
Поискал - нашел:

Ю. Визбор -
Альпинистам-восходителям на Эверест

Когда перед тобою возникает
Красивая и трудная гора,
Такие мысли в душу проникают,
Что снова выйти нам в поход пора.
И мы выходим в мир суровый этот,
Где суждено не каждому пройти,
Где видно, как качаются планеты
На коромысле Млечного Пути.

Припев:
Туда не занесет ни лифт, ни вертолет,
Там не помогут важные бумаги,
Туда, мой друг, пешком и только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги.

Представьте, что не тают там в тумане
Следы людей, прошедших раньше нас.
Там слышен голос Миши Хергиани,
Спина Крыленко сквозь пургу видна.
Но вечно будем мы туда стремиться -
К возвышенным над суетой местам,
Поскольку человеку, как и птице,
Дана такая радость - высота.

Припев.

Прославим тех, кто был на Эвересте,
Кто третий полюс мира покорил,
Кто, кроме личной альпинистской чести,
Честь Родины своей не уронил!
И если где-нибудь гора найдется
Повыше эверестовских высот,
Из наших кто-нибудь туда прорвется,
Не хватит дня - так ночью он взойдет!

Припев.

Та песня про Эверест была заказная от партии и правительства вроде, по случаю Эвереста-1982?
Хотя кто знает эту историю? Сейчас наверно уже и не скажешь, насколько положителен персонаж Крыленко. По тексту данного топика - вполне. По википедии - кому как нравится. Если бы Вышинский проиграл (в соответствии с описанием в вики их борьбы), как знать, что бы было. Сослагательное наклонение. Ну а кто лучше - белые, красные или царь, тут тоже куча мнений. Своего не скажу, хоть и есть :)
А вообще, долой политику с риска :)

+1 , удалить провокационный топик, да и всё.

Папмятник Н.В. Крыленко в Смоленске.

В 1938 г. на первой сессии Верховного Совета СССР подвергся критике, формально — за то, что тратил слишком много времени на альпинизм, когда другие работают.

Не влезая в спор о "хорошести" самого Крыленко, хотел бы задать вопрос.
Какие еще были высокопоставленные чиновники (не обязателно СССР), которые активно поддерживали альпинизм/горный туризм?

Сходу приходит в голову Рем Хохлов - ректор МГУ, который должен был стать министром образования СССР. Кто еще? Особенно интересно из довоенной эпохи.

Горбунов Николай Петрович. Сам Сергей Миронович Киров на Казбек хаживал, а уж академиков-альпинистов созвездие целое.

Да кстати про Тама забыл. Он не был чиновником, но реально связка Академия Наук - альпинизм классная.
У большого количества выпускников технических ВУЗов были учебники от его отца или его самого.

А вообще спасибо за ссылки.
А есть ли примеры из западных стран? Может Гоген что подскажет?

Горбунов. Семеновский в какой-то степени высокопоставленный.

Анато́лий Ива́нович Лукья́нов - Первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР.

Троцкий, безусловно. И Бухарин.

Недостоверно Ленин. Когда жил в Швейцарии.

А сможете подробностей каких то накидать?

Показать комментарий

Если верить вот этому
и
то Российскому туризму уже 118 лет

О, наш младший брат альпинизм имеет в свой юбилей в текущем годе!!

Уж если искать точную дату рождения российского альпинизма, то надо вспомнить ночное восхождение Петра 1 на гору Брокен.
Хотя предполагаю - заклюют. Петр - сатрап. Сколько народу погубил? За одну стрелецкую казнь надо его памятник в Питере снести! :)))
Правда как с самим Питером быть?:(

Мое мнение - 1923-2013 гг. - не юбилей вообще ни какой.
И даже не "100 Лет альпинизму СССР"

Прошу отменить 90-ЛЕТИЕ.

***А средства запланированные на банкет передать студенческому альпклубу, ближайшему от офиса ФАР.***

На празднование годовщины ВОР???:)))

"Мое мнение - 1923-2013 гг. - не юбилей вообще ни какой."

Согласен. Связка 1923 - 2013 лишена смысла. Можно еще с натяжкой согласиться что советский альпинизм зародился в 1923г., ну так он почил в бозе в 1991г. в возрасте 68 лет.

ИМХО отечественный альпинизм зародился в 1829г. в рамках экспедиции генерала Эммануэля с восхождением на Эльбрус Килара Хаширова, и сейчас ему 184 (альпинизму) года.

А родина российского альпинизма - Пятигорск, откуда началась экспедиция.

Как обычно... Начали за здра...пардон, альпинизм и альпиниста Крыленко, кончили за упо...пардон, обычными антисоветскими соплями-воплями, особливо, про "страшный" (а по мне - "золотой"!) 37-ой год. Были у Крыленко заслуги как в деле революции, так и в деле альпинизма? Да, были. Про них и рассказ. Был Крыленко осуждён Советским правосудием (кстати, наименее, особенно в те годы, коррумпированным в мире) за особо тяжкие преступления? Да, был. Хотите доказать его невиновность -изучайте, ежели есть такая возможность, материалы уголовного дела, скрупулёзно, со знанием (или освоением) всяких юридических и криминалистических премудростей. Но, это уже другая песня, к горам отношения не имеющая...

*****

Конечно были.

Как настоящий большевик, в первую мировую успешно бегал и косил от фронта.
Как только после революции назначили командующим, начал переговоры с немцами.
В итоге отдали немцам огромные территории нашей земли и огромные деньги -репарации.

С пыльной военной работы по собственной инициативе перешел на непыльную, прокурорскую-

революционной фразой оформлять массовые расстрелы.
Сам в затылки не стрелял, а с трибуны вдохновлял и оправдывал расстрельщиков.

Ну, как я и говорил, начали за здра... Про альпинистские дела Крыленко у Вас видимо, сведения аналогичные. Не иначе, как вдохновлял страхующих сдёргивать первого и бросать верёвку.

Тогда не путайте в себя вмещающее всё слово - Отечественный и сегментарный период - советский.
Юбилей советский, а пиарят как отечественный (ну это я уже повторяюсь, выше уже изложено)

А сеть она такая зараза - уже топором не вырубишь, и пошло, поехало очередная каша-малаша
Ведь кто-то завтра будет этой информацией клясться как правдой в последней инстанции
Или курсовую писать

где же логика - если "сегментарный", закончившийся 20 лет назад? или сейчас вы не альпинизмом занимаетесь?..

Вот как оно повернулось.
Советский альпинизм стартанул на Казбеке в 1923 г. - и в 1993 г. умер
А то, что было создано в 1901 г. фон Мекком умерло в 1917 г.

Я в Питере у Вас, в священном зале Русского географического общества встретил 100 летие Отечественного альпинизма
И не планирую встречать его 90-летие через 12 лет, это провал в прошлое :)

Намечается 90-летие альпинизма СССР - с чем и поздравляю!

С уважением.

Забавно. 90-летие восхождения на Казбек товарищей Николадзе и Дидебулидзе с группами грузинских студентов - юбилей отечественного альпинизма, 90-летие. 1923 год т.е. - дата рождения.
К тому времени на Казбек было за полсотни восхождений и больше половины из них - российские. Мария Преображенская (учительница из Пятигорска) имела, к примеру, уже девять восхождений на Казбек к 23-му году. Николай Поггенполь еще в 19 веке сходил более 40 альпийских вершин. А восхождение на Ключевскую сопку (4850) - 18 век. Про Петра Романова и гору Броккен многие знают - вовсе 17 век. Что для вас отечество, дорогие вы наши?

нда, в РОссии теперь модно отмечать невнятные праздники и юбилеи, про которые никто не может толком сказать, что они означают. Вот 12 июня праздник - день независимости. кого и от кого - никто вам не скажет. 7 ноября - день единения или что-то вроде того. тоже непонятно - кого с кем. но отмечают.
так и здесь. недостолетие, перестолетие, девяностолетие или 20-летие.... хрен поймешь. но выпить рюмку соберутся.
и данная невнятность в тостах будет звучать наверняка. но разве это кому-то помешает? :)

Может быть, просто отпраздновать 90-летие восхождения на Казбек Николадзе и Дидебулидзе и Ко?

++7 ноября - день единения или что-то вроде того++
Даже дату путаете. Как все запущено с этим единением. :(

хрен поймешь. но выпить рюмку соберутся.
******

Я- за честность.
Хотят выпить- пусть выпьют так, без надуманных поводов:)

В 2016 году, однако будет 120 лет
Есть повод продолжения банкета

Это гордость и краса нашего отечественного альпинизма

Днём рождения альпинизма вообще считается день первовосхождения на Монблан, и это логично, хотя лазали по Альпам и до этого. И будет самым правильным считать день рождения российского, а значит и отечественного альпинизма, день первовосхождения на В. Эльбрус, 10 июля 1829 года. Это самая логичная дата против которой мало кто может возражать.
Эта дата может объединить всех спорящих, все другие даты только разъединяют. Когда же мы научимся договариваться, а не только спорить.

Всех спорящих не объединит ни одна дата.:)

А разве у кого-то есть сомнения в факте покорения Эльбруса участником Российской экспедиции под руководством генерала Эммануэля?
Состав не вполне отечественный что-ли? Откуда вообще взялись эти 90 лет?

Эммануэль правильный был мужик:)

кстати, с потрясающей биографией.

Как пафосно - "Показавший дорогу"!

>>«Я не взошел на пик Ленина, но я показал дорогу другим».

Вот только первовосходителями на Ленина (в девичестве Кауфмана) были несоветские немцы в 28-м году. А Крыленко в 29-м совершил неудачную попытку подняться по их машруту. Так кто кому дорогу показывал? :)

Все это очень напоминает старый советский анекдот: Брежнев и Никсон решили посоревноваться в беге - Никсон выиграл, Брежнев проиграл. Советские газеты вышли с крупными заголовками: "Наш лидер пришёл вторым, американский - предпоследним."

Так кто кому дорогу показывал?

-горным туристам.
Перевал Крыленко 3Б*
:))

Альпинистов такой показыватель дороги уже больше не устраивает - крови на нем слишком много. Теперь туристы решили его подобрать? стыдно...

2 kelyn
Ага, показал дорогу - "шел на Одессу, а вышел к Херсону"(с) Вот оказывается, в чем смысл горного туризма :)

Мне кажется, что датой рождения альпинизма в России можно было бы считать 24 декабря 1901 г., когда было создано Русское горное общество. Общество выпускало свой «Ежегодник» с 1901 по 1913 гг, в котором популяризировало путешествия в горах и альпинизм, способствовало поездкам своих членов в родные и зарубежные горы. Что касается восхождений Петра на Броккен в 1697 г., Гаусса на Ключевскую в 1788, Дортензена на Монблан в 1802, Паррота в Альпах в 1816-17 гг, Килара на Эльбрус в 1829 г. и т.д., то тут можно спорить до бесконечности. В основном это были научно-экспедиционные восхождения. 28 августа 1923 года - дата восхождения группы Николадзе на Казбек - являлась общепризнанной в СССР датой рождения советского альпинизма. Она, вроде, никогда и никем не оспаривалась, торжественно отмечались 40- и 50-летние юбилеи.

посмотрела свой старый фотоальбом. 60-летие советского альпинизма праздновали 29 февраля 1984 г. сохранился пригласительный билет

На 40 лет и 50 лет советского альпинизма были выпущены ХМК:

Картинку для ХМК на 40 лет рисовал известный альпинист Андрей Малеинов. Было выпущено два разных конверта, а ХМК на 50 лет даже гасился спецштмпелем на почтамте в Тбилиси 15-го октября 1973 г. Тоже было два разных конверта. На 60 лет, увы, ничего такого общепамятного выпущено уже не было

Ого, как ветка, игнорируя Крыленко, разрослась :).
...

Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.

А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.

Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.

В чаше преподнесли.

Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!”

Написано в 16 лет.

Прямо мистическое провидение.
Хрущевско-перестроечный штампованный поток мифов и тут плещется в чаше отравы...

"А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.
...............................
В чаше преподнесли."

- Показательный стишок. (все люди сволочи, норовят убить ЕГО хорошего)

2 MG5642

В чаше преподнесли.

Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна..

Известное дело : Рафик ниучем не виноватый... Только в Тифлисском ограблении организованном этим бедным непОнятым малшиком пострадало ранеными и убитыми больше 20 человек. А Рафик, да, ниучем не виноватый...

Пандури- дебилури.

Вот Гитлера картинка, таланта больше, чем в тупом стишке.

А Ваш дон Рэба больше поэтов убил, чем строчек написал.

Мандельштам, Корнилов, Васильев...
Обэриуты.

Вы хоть имена эти знаете, людей, которых ваш косноязычный чурбан уничтожил?

Это большие поэты были, настоящие.

Крыса убила их всех.

И многих, многих других...

Николай Заболоцкий. Казбек.

С хевсурами после работы
Лежал я и слышал сквозь сон,
Как кто-то, шальной от дремоты,
Окно распахнул на балкон.
Проснулся и я. Наступала
Заря, и, закованный в снег,
Двуглавым обломком кристалла
В окне загорался Казбек.
Я вышел на воздух железный.
Вдали, у подножья высот,
Курились туманные бездны
Провалами каменных сот.
Из горных курильниц взлетая
И тая над миром камней,
Летела по воздуху стая
Мгновенных и легких теней.
Земля начинала молебен
Тому, кто блистал и царил.
Но был он мне чужд и враждебен
В дыхании этих кадил.
И бедное это селенье,
Скопленье домов и закут,
Казалось мне в это мгновенье
Разумно устроенным тут.
У ног ледяного Казбека
Справляя людские дела,
Живая душа человека
Страдала, дышала, жила.
А он, в отдаленье от пашен,
В надмирной своей вышине,
Был только бессмысленно страшен
И людям опасен вдвойне.
Недаром, спросонок понуры,
Внизу, из села своего,
Лишь мельком смотрели хевсуры
На мертвые грани его.

«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…

8 лет лагерей. с 36 го по 44

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»).

Это к чему?

Человек 8 лет отсидел, полностью потерял там здоровье. Вы что, не поняли?

Павел Васильев

Строителю Евгении Стэнман

Осыпаются листья, Евгения Стэнман, пора мне
Вспомнить весны и зимы, и осени вспомнить пора.
Не осталось от замка Тамары камня на камне,
Не хватило у осени листьев и золотого пера.

Старых книг не хватило на полках, чтоб перечесть их,
Будто б вовсе не существовал Майн Рид;
Та же белая пыль, та же пыльная зелень в предместьях,
И еще далеко до рассвета, еще не погас и горит
На столе у тебя огонек. Фитили этих ламп обгорели,
И калитки распахнуты, и не повстречаешь тебя.
Неужели вчерашнее утро шумело вчера, неужели
Шел вчера юго-западный ветер, в ладони трубя?

Эти горькие губы так памятны мне, и похоже,
Что еще не раскрыты глаза, не разомкнуты руки твои;
И едва прикоснешься к прохладному золоту кожи, -
В самом сердце пустынного сада гремят соловьи.

Осыпаются листья, Евгения Стэнман. Над ними
То же старое небо и тот же полет облаков.
Так прости, что я вспомнил твое позабытое имя
И проснулся от стука веселых твоих каблучков.
Как мелькали они, когда ты мне навстречу бежала,
Хохоча беспричинно, и как грохотали потом
Средь тифозной весны и обросших снегами привалов,
Под расстрелянным знаменем, под перекрестным огнем.

Сабли косо взлетали и шли к нам охотно в подруги.
Красногвардейские звезды не меркли в походах, а ты
Все бежала ко мне через смерть и тяжелые вьюги,
Отстраняя штыки часовых и минуя посты...

Я рубил по погонам, я знал, что к тебе прорубаюсь,
К старым вишням, к окну и к ладоням горячим твоим,

Я коня не зануздывал больше, я верил, бросаясь
Впереди эскадрона на пулеметы, что возвращусь невредим.

И в теплушке, шинелью укутавшись, слушал я снова,
Как сквозь сон, сквозь снега, сквозь ресницы гремят соловьи.
Мне казалось, что ты еще рядом, и понято все с полуслова,
Что еще не раскрыты глаза, не разомкнуты руки твои.

Я готов согласиться, что не было чаек над пеной,
Ни веселой волны, что лодчонку волной унесло.
Что зрачок твой казался мне чуточку меньше вселенной,
Неба не было в нем - впереди от бессонниц светло.

Я готов согласиться с тобою, что высохла влага
На заброшенных веслах в амбарчике нашем, и вот
Весь июнь под лодчонкой ночует какой-то бродяга,
Режет снасть рыболовной артели и песни поет.

Осыпаются листья, Евгения Стэнман. Пора мне
Вспомнить весны и зимы, и осени вспомнить пора.
Не осталось от замка Тамары камня на камне,
Не хватило у осени листьев и золотого пера.

Мы когда-то мечтали с тобой завоевывать страны,
Ставить в лунной пустыне кордоны и разрушать города;
Через желтые зори, через пески Казахстана
В свежем ветре экспресса по рельсам ты мчалась сюда.
И как ни был бы город старинный придирчив и косен, -
Мы законы Республики здесь утвердим и поставим на том,
Чтоб с фабричными песнями этими сладилась осень,
Мы ее и в огонь, и в железо, и в камень возьмем.

Но в строительном гуле без памяти, без перемены
Буду слушать дыханье твое, и, как вечность назад,
Опрокинется небо над нами, и рядом мгновенно
Я услышу твой смех, и твои каблучки простучат.

1932

Снегири взлетают красногруды...

Скоро ль, скоро ль на беду мою
Я увижу волчьи изумруды
В нелюдимом, северном краю.
Будем мы печальны, одиноки
И пахучи, словно дикий мед.
Незаметно все приблизит сроки,
Седина нам кудри обовьет.
Я скажу тогда тебе, подруга:
"Дни летят, как по ветру листье,
Хорошо, что мы нашли друг друга,
В прежней жизни потерявши все..."

В феврале 1937 г. арестован в третий раз, 15 июля приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР к расстрелу по обвинению в принадлежности к «террористической группе», якобы готовившей покушение на Сталина. Расстрелян в Лефортовской тюрьме 16 июля 1937. Похоронен в общей могиле «невостребованных прахов» на новом кладбище Донского монастыря в Москве.

Борис Корнилов

Нас утро встречает прохладой,
Нас ветром встречает река.
Кудрявая, что ж ты не рада
Веселому пенью гудка?

Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах, звеня,
Страна встает со славою
На встречу дня!

И радость поет, не скончая,
И песня навстречу идет,
И люди смеются, встречая,
И встречное солнце встает...

20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: «Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства». Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде.

Анатолий Жигулин

Урановый рудник
Бутугычаг!

1964
В 1947 году Анатолий и несколько его друзей-одноклассников создали «Коммунистическую партию молодёжи» — подпольную организацию, целью которой молодые люди видели борьбу за возврат советского государства к «ленинским принципам». Также «в Программе КПМ содержался секретный пункт о возможности насильственного смещения И. В. Сталина.....
24 июня 1950 года решением «Особого совещания» Жигулин был приговорён к 10 годам лагерей
строгого режима.

Урановые рудники СССР
"Урановый рудник Бутугычаг!" в списках не значится.

Очередная легендарная страшилка?

Нет, просто перечень неполный. Про добычу урана в Якутии вообще ничего не сказано, только про переработку в Алдане. Наберите в поиске отдельно "Бутугычаг".

Очередная легендарная страшилка?
****

Очередная демонстрация Вашего невежества.

То, что чурбан убил половину из трижды орденоносцев красной Звезды,
я вижу, Вас нисколько не смутило.

Туда им и дорога, да?
Да и кто такие эти паршивые герои перед мудрейшим Сталиным! :)

Это прям трындец какой то, ментальная катастрофа.
Перед таким уровнем зомбирования Свидетели Иеговы и Белое Братство плачут от зависти.

ПОГИБШИЕ ПОЭТЫ –

(1895 – 1930)

Айсханов Шамсудин

(1907 – 1937)

Акаев Абусафьян (1872 – 1931)
Аксельрод Зелик

(1904 – 1941)

Алиев Умар (1895 – 1937)
Алякринский Сергей

(1889 – 1938?)

Амантай Габдулла (1907 – 1938)
Андроников Яссе

Атаманюк Василь

Афаунов Магомед

(1908 – 1937)

Ахмедзаде Зульфугар (1898 – 1942)
Бабаджан Вениамин

(1894 – 1920)

Бабич Шайхзада (1895 – 1919)
Багров Виктор

(1900 – 1937)

Беджызаты Чермен

(1898 – 1937)

Бийбулатов Темирбулат (1879 – 1942)
Бобинский Василь

Вяткин Георгий

Вятяйнен Тату

(1898 – 1938)

Габсбург Вильгельм (Василий Вышиваный)

(1895 – 1948)

Герасимов Михаил

Герд Кузебай

(1898 – 1937)

Гирайбай Амди (1901 – 1930)
Горн (Афанасьев) Александр

(1908 – ?)

Горский Гирсиль (1904? – 1937?)
Гофштейн Давид

(1889 – 1952)

Грааль-Арельский (Стефан Стеф. Петров)

(1888/89 -1937)

Деркач Анатолий

Джавад Ахмед

(1892 – 1937)

Джавид Гусейн (Гусейн Раси-заде)

(1884 – 1941)

Джансугуров Ильяс

(1894 – 1937)

Доризо Павел

Дорожный Сергей

Дорожный-Миненко Иван

(1897 – 1937)

Доронин Михаил (Шилодорса Миш)

(1902 – 1939)

Дударь Алесь

Дулатов Мыржакып

(1885 – 1935)

Дышеков Магомед (1902 – 1937)
Жигульский Николай

(1899 – 1933)

Игнатьев Никон (Аргус)

(1895 – 1937)

Изтлеуов Турмагамбет (1882 – 1939)
Ионов Илья

(1887 –1942)

Иринин (Журавлев) Михаил

(1908 – 1936)

Итин Вивиан

Ишемгул Булат

Йогансен Майк

(1895 – 1937)

Кабак Нистор (1913 – 1941)
Капельгородский Филипп (1882 – 1942)
Казанский Порфирий

Казка Аркадий

(1890 – 1929)

Калмансон Гилель

(1868 – 1937)

Калмансон Лабори (Г. Лелевич)

Калянник (Калянников) Иван

(1899 – 1941)

Кельсон Зигфрид

(1892 – 1938)

Кеменгеров Кошмухамед (1896 – 1937)
Квитко Лев

Кляшторный Тодор

Князев Василий

(1887 – 1937)

Кобяков Василий (1907 – 1938)
Коваль Василий (1907 – 1937)
Ковальский Владимир

Кульбак Моисей

Кушнер Борис

(1888 – 1937)

Кырля Йыван (Кирилл Иванов)

Лайценс Линардс

(1883 – 1941)

Лявонный Юрка

(1908 – 1937)

Лятиф-заде Абюдулла (1890 – 1938)
Маегов Афанасий

(1893 – 1942)

Мазнин Дмитрий

(1902 – 1937)

Майлин Беимбет (1894 – 1939)
Малиев Георгий

Михайлюк Андрей

Мицишвили Николо

(1896 – 1937)

Могиляньска Ладя (Лидия Могилянская)

Моргулис Александр

(1898 –1938)

Мороз Михайло

(1905 – 1937)

Морозова Лариса (Леся Белоруска)

(? – 1948)

Моряков Валерий

Мурзо Сергей

Мухин Николай

Мухин Ярослав

(? – ?)

Мюшфик (Микаил Кадыр оглы Исмаилзаде)

(1908 –1938)

Наседкин Василий

Насыр Усман

(1913 – 1944)

Насыри Имай (1898 – 1942)
Невский Владимир

(1907 – 1945)

Ноздрин Авенир

(1862 – 1938)

Нуров Рабадан (1889 – 1938?)
Овчаренко Роман

(1802 – 1942)

Одабаш Абибулла (1881 – 1937)
Озол-Приедник Карл

(1862 – 1937)

Преловский Василий

(1892 – 1938)

Приблудный Иван (Яков Овчаренко)

(1905 – 1937)

Пшеноков Абдул

Пшуноков Мачраиль

Радлова Анна

(1891 – 1949)

Ракита Сергей

(1909 – 1942)

Ранналеэт Айн (1904 – 1937)
Розна Алесь

(1913 – 1942)

Романович Игорь

(1904? – 1943)

Руско Рагнар

(1898 – 1939)

Ряннель Эйно

(1917 – 1938)

Сави Владимир (Владимир Мухин)

(1888 – 1938)

Савин Виктор (Виттор Нёбдинса)

(1888 – 1943)

Савченко Яков

Сак Александр

Санылы (Саниев) Гаджикерим (1878 – 1937)
Саченко Григорий

(1905 – 1939?)

Свидзинский Владимир

(1885 – 1941)

Свирис Петерис (Петр Блюмфельд)

(1891 – 1943)

Слисаренко Олекса

Снежный Виталий

(1898 – 1937)

Соколов Валентин (Валентин З/К)

(1927 – 1982)

Соловьёв Сергей

(1885 – 1942)

Сологуб Алесь

(1906 – 1934)

Сопилка Мирослава (Юлия Пастушенко)

Сорока Александр

(1878 – 1938)

Туйкин Фазыл

(1888 – 1938)

Тулумайский Гумер (1900 – 1939)
Тумилович Янка

Тювелев Никандр

(1905? – 1938)

Тюрк Гюнтер

(1911 – 1950)

Уртенов Азрет (1907 – 1955?)
Фальковский (Левчук) Дмитро

Харузин Всеволод

Хородчинский Виктор

(1913 – 1937)

Хохлов Герман (Новик Ал.)

(1908 – 1938)

(1889 – 1938)

Чаренц Егише

(1897 – 1937)

Чаринов Мугутин (1893 – 1936)
Чарот Михась

Чекрыгин Петр

(1901 – 1925)

Чекрыгин Николай

(1902 – 1925)

Челебиджихан Номан (1895 – 1918)
Челпанов Александр

(1868 – 1938)

Чеусов Алексей

(1882 – 1940)

Чисталёв Вениамин (Тима Вень)

(1890 – 1939)

Чобан-Заде Бакир

(1893 – 1938)

Чудовский Валериан

(1882 – 1937)

Чукундалав (Гаджиев Магомедгаджи) (1862 – 1938)
Чулпан (Абульхамид Юнусов)

(1843 – 1938)

Чупринка Григорий

(1879 – 1921)

Шабдар Осып (Иосиф Шабдаров)

Шевцов Александр

Шкурупий Гео

Шмит-Биройс Эдуард

(1891 – 1937)

Шубоссинни Николай (1889 – 1942)
Шукайло Павлюк

Ярхо Борис (1889 – 1942)
Ясенский Бруно

(1901 – 1938)

А вот интересно: кто из них до того как стать репрессированным "кровавым коммунистическим режимом", восхвалял этот самый "кровавый коммунистический режим"?
Могу поспорить что как минимум три четверти.

ЗЫ: 493 комента - дотянем до 500?
"Ну милая, ну ещё 100 грамм" :-)

сейчас это не важно.
как подпевал сталинской идеологии, их будут мешать с грязью в каком нибудь следующем посте.

2 xron
При всей симпатии к Вам, мне кажется, Вы теряете чувство меры. Достоевский писал о слезинке ребенка. Тем кто это способен осознать и так все ясно. А неосталинистам все эти списки приводить бесполезно - они начнут тут же высчитывать кто там насколько был советским/антисоветским и насколько его было справедливо убить, как и когда. Это уже врожденная порча какая-то, как точно подметил один автор "вертухаево семя"(c)

мне кажется, Вы теряете чувство меры.
*******

Вы совершенно, на все 100%, правы, я и сам это знаю.:(
Давно хотел прекратить этот бесполезный спор.
Каюсь и посыпаю главу пеплом:(

На днях только закончил напряженную работу, и осталось состояние "победа или смерть":)
Надо было ехать в горы, и сжечь там весь негатив, но поездка сорвалась, а состояние осталось.

Тут эта тема случайно подвернулась.:)

Сталинисты действуют на меня, как удав на кролика. :)
Я не могу понять этой формы добровольного сумасшествия, и как все загадочное, оно меня гипнотизирует.:)

Ведь их же самих, их кумир давил без счету, презирал и унижал.

Хармс (Ювачев) Даниил
(1905 – 1942)

Образец, с позволения сказать, творчества господина Ювачёва от 1940 г.:

"Не хвастаясь, могу сказать, что, когда Володя ударил меня по уху и плюнул мне в лоб, я так его схватил, что он этого не забудет. Уже потом я бил его примусом, а утюгом я бил его вечером. Так что умер он совсем не сразу. Это не доказательство, что ногу я оторвал ему еще днем. Тогда он был еще жив. А Андрюшу я убил просто по инерции, и в этом я себя не могу обвинить. Зачем Андрюша с Елизаветой Антоновной попались мне под руку? Им было ни к чему выскакивать из-за двери. Меня обвиняют в кровожадности, говорят, что я пил кровь, но это неверно: я подлизывал кровяные лужи и пятна — это естественная потребность человека уничтожить следы своего, хотя бы и пустяшного, преступления. А также я не насиловал Елизавету Антоновну. Во-первых, она уже не была девушкой, а во-вторых, я имел дело с трупом, и ей жаловаться не приходится. Что из того, что она вот-вот должна была родить? Я и вытащил ребенка. А то, что он вообще не жилец был на этом свете, в этом уж не моя вина. Не я оторвал ему голову, причиной тому была его тонкая шея. Он был создан не для жизни сей. Это верно, что я сапогом размазал по полу их собачку. Но это уж цинизм — обвинять меня в убийстве собаки, когда тут рядом, можно сказать, уничтожены три человеческие жизни. Ребенка я не считаю. Ну хорошо: во всем этом (я могу согласиться) можно усмотреть некоторую жестокость с моей стороны. Но считать преступлением то, что я сел и испражнился на свои жертвы, — это уже, извините, абсурд. Испражняться — потребность естественная, а, следовательно, и отнюдь не преступная. Таким образом, я понимаю опасения моего защитника, но все же надеюсь на полное оправдание."

Из постановления на арест (1941 г.):
"Ювачев-Хармс заявляет: "Если же мне дадут мобилизационный листок, я дам в морду командиру, пусть меня расстреляют; но форму я не одену, и в советских войсках служить не буду, не желаю быть таким дерьмом."

ПОГИБШИЕ ПОЭТЫ –
жертвы коммунистических репрессий

Даниил Хармс был направлен на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу с диагнозом шизофрения. Официальная дата смерти — 2 февраля 1942 г.

Почему я не удивлён?

Хмм. Если бы не знал многие вещи сам, в том числе от отсидевших родственников, то после такой "дискуссии", наверное, купил бы цветы и понес бы к кремлевской стене Сталину. :-(

Большинство преступников считают себя невиновными в инкриминируемых им преступлениях.
Вы полагаете, что Ваши родственники относятся к исключительному меньшинству и скажут Вам за какие такие грехи их посадили? Что бы Вы всю оставшуюсяя жизнь считали их гнусной мразью? Сильно сомневаюсь. А вот сочинить для Вас красивую сказочку о том, как они "невинно" пострадали, вот эту версию я бы назвал наиболее правдоподобной.
И что характерно, среди моих родственников тоже есть репрессированные. И что характерно, они тоже ни в чем таком не виноваты. Так они считают. Но я немножко пораспрашивал про то как они жили до репрессий, почитал кое-какие книжечки, и сформировал на этот счет совершенно другое мнение.

Ну, насчет преступлений ВАШИХ родственников - я вполне готов вам поверить, исходя из народной мудрости про яблочко и яблоню. Кто-то же должен был вас воспитать таким.
А вообще, конечно, я и так знаю, что у нас в стране сейчас идет очередной этап переделки прошлого. Любопытно только, кто победит в этой нынешней гонке за звание "самого белого и пушистого в истории России" - Сталин или Гитлер? Пока они лидируют ноздря в ноздрю.

Возвращаясь к теме о выпадении Сталина в аут в начале войны. Почитал, что есть об этом.
Физически он выпал 29 июня, после известия о взятии Минска - уехал на дачу в Кунцево и там пару дней пробыл в отключке. До этого формально сидел в Кремле и принимал какие-то решения, но в адекватности его при этом трудно заподозрить.
Особенно впечатляет решение бомбить Финляндию 25 июня. На Западном фронте огромные потери в авиации, каждый самолет на счету, наземные войска изнемогают без поддержки с воздуха - а этот муд... рый вождь отправляет 300 бомбардировщиков утюжить нейтральную на тот момент Финляндию, после чего она вступает в войну на стороне Германии. Как говорится, no comments!

Гроза разразилась 29 июня. Микоян оставил об этом инциденте широко известные воспоминания: «29 июня, вечером, у Сталина в Кремле собрались Молотов, Маленков, я и Берия. Подробных данных о положении в Белоруссии тогда еще не поступило. Известно было только, что связи с войсками Белорусского фронта нет. Сталин позвонил в Наркомат обороны Тимошенко, но тот ничего путного о положении на западном направлении сказать не мог. Встревоженный таким ходом дела, Стачин предложил всем нам поехать в Наркомат обороны и на месте разобраться в обстановке. В Наркомате были Тимошенко, Жуков и Ватутин. Жуков докладывал, что связь потеряна, сказал, что послали людей, но сколько времени потребуется для установления связи – никто не знает. Около получаса говорили довольно спокойно. Потом Сталин взорвался: «Что за Генеральный штаб? Что за начальник штаба, который в первый же день войны растерялся, не имеет связи с войсками, никого не представляет и никем не командует?»
Жуков, конечно, не меньше Сталина переживал состояние дел, и такой окрик Сталина был для него оскорбительным. И этот мужественный человек буквально разрыдался и выбежал в другую комнату. Молотов пошел за ним. Мы все были в удрученном состоянии. Минут через 5–10 Молотов привел внешне спокойного Жукова, но глаза у него были мокрые...»

А вот что рассказывал Молотов писателю Ивану Стаднюку: «Ссора вспыхнула тяжелейшая, с матерщиной и угрозами. Сталин материл Тимошенко, Жукова и Ватутина, обзывал их бездарями, ничтожествами, ротными писаришками, портяночниками. Нервное напряжение сказалось и на военных. Тимошенко с Жуковым тоже наговорили сгоряча немачо оскорбительного в адрес вождя. Кончилось тем, что побелевший Жуков послал Сталина по матушке и потребовал немедленно покинуть кабинет... Изумлённый такой наглостью военных, Берия пытался вступиться за вождя, но Сталин, ни с кем не попрощавшись, направился к выходу. Затем он тут же поехал на дачу».

Вторая версия больше похожа на правду. Во-первых, она соответствует характерам и лексике как товарища Сталина, так и товарища Жукова. А во-вторых, в первом случае совершенно непонятно, почему в тот же вечер было принято решение о создании ГКО. А вот если военные послали наоравшего на них штатского председателя Совнаркома известно куда, и тот внезапно осознал, что ему следует туда пойти, потому что власти над ними он не имеет...(с)

Вики все правильно пишет:Финляндия вступила в войну после советских бомбардировок. Так бы она не стала торопиться - зачем, пускай немцы воюют. Одно дело -симпатизировать немцам и рассчитывать вернуть с их помощью утраченные территории, другое - своих солдат под пули подставлять, еще не оправившись от потерь в предыдущей войне.

Финляндия вступила в войну после советских бомбардировок - правильно, но Вы забыли добавить: аэродромов, на которых базировались германские люфтваффе"

Сталин, Крыленко......

А вы знаете, что "С" - первая буква русского алфавита?

В начале 50-х на конкурсе памятника Пушкину наградили:
третьей премией - памятник "Пушкин читает Сталина"
второй премией - "Сталин читает Пушкина"
первой премией - "Сталин читает Сталина".

Оргкомитет, естественно, в 37-ом расстреляли.