Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау

Пишет Tsvetik, 28.09.2013 15:49

Этим летом мы сходили в довольно необычный поход. Как и в прошлом году, это был разведывательный поход на Тянь-Шань. А цель - добраться до хребта Джетим и, надо сказать, что эту цель мы достигли.

Итак, на календаре 6-е августа, позади "риба-манты", "шали-шали" и казахская таможня в Мерке.

На привокзальной площади нас встречает Николай Николаевич с машинами. Четыре детские группы нашего турклуба неспешно грузятся в, чтобы отправиться на начальные точки своих маршрутов по Киргизскому хребту. Мы же торопимся, впереди у нас долгая дорога. Сегодня еще надо успеть завезти заброску на перевал Арабель. Сколько это займет времени - неизвестно. Грузимся в Мерседес, прощаемся и уезжаем в сторону Иссык-Куля.

В Тамге нас уже поджидает на желтой Ниве знакомый нам с прошлого года дядя Паша с сыном Иваном. Дальше едем в две машины пыльной дорогой вдоль реки Барскаун. Впереди пылит караван бензовозов, ползущий на золотой рудник "Кумтор". Тяжелые машины едут неспеша и очень сильно пылят. Успеваем их обогнать до начала серпантина на перевал. Преодолев первые петли дороги выезжаем на перевал Сары-Мойнок. Здесь уходит тропа в долину р. Керегеташ, здесь же начнется наш маршрут.

Мы прощаемся с водителем Мерседеса и грузим мешки с заброской в Ниву. Мы со штурманом уезжаем через Барскаун на перевал Арабель закапывать заброску, а остальная часть группы отходит немного от дороги и устраивается поспать. Рядом - юрта. В ней два паренька. Одному - лет шесть, другому - года четыре. Старший сажает братика на осла, заводит на пригорок, а сам спускается вниз. На своем языке призывает брата, чтобы он ехал вниз, а тот еще не умеет управляться с ослом и начинает плакать.

Дорога встречает нас крутыми петлями серпантина, следами оползней и знаками "остановка запрещена", "лавинная опасность". Верхушки опор ЛЭП проплывают где-то под нами, а до проводов, кажется, можно дотянуться рукой. Подъем дается машине нелегко, но Нива 80-го года выпуска сдаваться не собирается. Въезжаем на перевал Барскаун. За ним сразу открывается обширное Арабельское плато с множеством озер и цепью снежных вершин вдалеке. Удивительно, но в горах Тянь-Шаня не часто встречаются озера, а тут их - сотни в одном месте.

Несмотря на солнечную погоду сразу становится очень холодно. Мы со всех сторон открыты пронизывающему ледяному ветру, да и высота уже где-то тысячи четыре.

Вот дорога на "Кумтор" уходит влево, прямо продолжается дорога к перевалу Суёк, к истокам Большого Нарына, а наш путь лежит вправо по плохенькой грунтовке на перевал Арабель. В конце ее у озера Бурхан мы останавливаемся. Здесь находим укромное местечко в осыпи и закапываем мешки с продуктами. Хорошенько просыпаем их "Беломором", чтобы всякая живность не сожрала ценный ресурс.

На обратном пути встречаем караван бензовозов. Первые машины уже начали медленно вползать на серпантин. Одна заглохла перед подъемом, рядом с ней работает машина сопровождения. От быстрого спуска начинает болеть голова.

Вернувшись к группе готовим обед и устраиваем тихий час.
Поспав, уходим вверх по долине, чтобы найти приемлемое место для стоянки и сократить завтрашний подход. Натоптанная конная тропа идет правым берегом реки высоко над руслом. Многочисленные боковые притоки приходится перепрыгивать по камням. Через час тропа спускается и дальше идет вдоль реки. Место стоянки мы находим на сухом клочке земли рядом с заболоченной лужайкой.
Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Селедка под шубой

Следующий день выдаётся солнечным. Неторопясь мы забираемся в врховья одного из притоков реки Керегеташ и стремимся пдойти как можно ближе к леднику, чтобы завтра взять перевал Проходной с короткого подхода. За тридцать лет язык ледника отодвинулся, а его месте образовалось вытянутое мутное озеро. У его нижнего конца мы и встаем на стоянку. Сам перевал не видно, он прячется за поворотом долины в западном углу цирка.

Ночью выпадает снег, и ледниковый цирк сразу преображается.

С перевала уходим на разведку на ближайший гребень.

А при спуске нас накрывает облаками и дождем со снегом

Спустившись в долину находим живописное место в ложбинке

Ночью опять выпадает снег

Седловина перевала

Думали, что совершим первопрохождение, а сняли записку 1989 года. Может, кому знакома фамилия руководителя?

Обратно в Керегеташ

И в цирк нашего следующего перевала - "4230"

Дальнейший путь - на вершину 4230, а через нее в долину р. Бурхан

Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Справа - вершина 4230

Спуск

Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Вниз по гребню

Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Обед и ремонт горелки

От реки Бурхан поднимаемся на Арабельское плато. Здесь начинаются настоящие Хибины!

Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Хребет Джетим-Бель

Три хребта. Часть 1. Терскей-Алатау (Горный туризм, керегеташ, барскаун, джетимбель, арабель, тянь-шань)Снимаем заброску

Ночью опять выпадает снег.

Целый день нас поливает дождем.

На завтра нас ждет хребет Джетим-Бель, но об этом в следующей части.