Интересные летние альпинистские маршруты в Высоких Татрах

Пишет Образцов, 26.09.2013 01:26

Это обзор самых интересных стен в словацких и польских Высоких Татрах. Под интересными летними маршрутами я понимаю: длинные, логичные, с хорошим качеством гранита, умеренно сложные (лазание примерно от IV до VII включительно, т.е. примерно до 6b), где не нужно ИТОшить. Статья на сайте обновляется примерно раз в месяц.

Названия маршрутов словацких Высоких Татр — по-словацки (иногда и по-польски), русская транскрипция — чтоб всем, кто в теме там было понятно о чём речь, нумерация с сайта tatry.nfo.sk. Названия вершин польских Высоких Татр — по-польски, нумерация с сайта kw.warszawa.pl/topo.

Интересные летние альпинистские маршруты в Высоких Татрах (Альпинизм, альпинизм, польша, лето, описания, словакия, высокие татры, топо)

Лёгкий и приятный карниз на маршруте Lewi Wrzesniacy (V), Zamarla Turnia. Эдита лезет, я страхую

Оценка маршрута = трудность самой сложной верёвки. При этом, от остальных многое зависит: маршрут может быть и напряжённым и беговым с коротким ключом. Мои оценки не совпадают с топо. Переоценивать маршруты не принято, а реальная трудность не всегда соответствует ожиданиям, особенно в Словакии.

К словацким описаниям и оценкам следует относиться осторожно. Если написано «нужны только оттяжки» — берите ещё комплект закладок, если написано «берите комплект закладок» — берите ещё молоток и крючья! Конечно, бывают исключения, но если маршруты не захоженные, то шутка — правда. Пример: ключевую верёвку «IV+ A0″ маршрута Татарки на Батижовском щите не смог пролезть чисто мой знакомый, который уверенно (и много лет!) лазит 6b в горах.

Список будет пополняться по мере сил и времени, заходите через пару месяцев снова. К списку добавлю описания стен, подхода и спусков, характеры маршрутов.

Kežmarský štít, 2558 м, южная стена.

Группа игл слева — Veľká Vidlová veža (2523 м), вершина по-центру — Kežmarský štít (2558 м), тенистое ребро справа — Huncovský štít (2352 м)

Лучшая стена в Высоких Татрах. 400 метров хорошего гранита, красивые маршруты. Можно пролезть комбинацию со впечатляющим гребневым маршрутом до Ломницы (гребень от Кежмара до Ломницы требует около 6 часов у средней связки, для страховки нужно много длинных петель).

Подход из посёлка Татраньска Ломница (Tatranská Lomnica, Словакия) пешком по маркированным тропам до станции канатной дороги Скальнате Плесо. Дальше — к дальней стороне озера и прямо вверх по протоптанному. Тропа иногда исчезает, это нормально, потом находится. Можно заехать за ~10 евро на канатной дороге, экономия 2-3 часов времени и массы сил. В долине ночевать «легально» негде. Полулегальная ночёвка для нескольких человек — коврик/спальник под стенами станции канатной дороги — там не штрафуют. «Колебы» — альпинистские ночёвки вымощенные камнями под большими валунами, в Скальнатой долине регулярно прочёсываются служащими парка (штраф от 100 евро с человека).

С вершины нельзя дюльферять, т.к. выход к ней пологий и много живых камней (200-300 метров, в зависимости от маршрута). Пешеходный спуск вдоль гребня мучительный, а при плохой видимости — проблемный. Спуск после выполаживания стены только через вершину, срезать вправо после Рампы нельзя — там тоже гребень, но крутой.

С вершины ведёт не очень явная тропинка. На Юго-Запад — на Малы Кежмарски Штит (спуск по хребту с него ведёт в Долину Зелёного Плеса) и на северо-восток — можно спуститься в любую долину.

Спуск на северо-восток — около 500 метров вдоль разрушенного скалистого гребня (0-I) до Хунцовского перевала (Huncovské sedlo). Тропинка выведет к двум кулуарам в разные долины, налево — Хунцовска долина, направо — Скальната долина. Тропинка будет явно уходить в правый по ходу движения неприятный кулуар. Не торопитесь спускаться! Не уверен до конца, но мне кажется, до Хунцовского перевала ещё около 50-100 метров по хребту (0-I) и спуск с него в Скальнута долину будет _намного_ удобнее, быстрее и безопаснее. Стоит разведать. Дальнейший спуск около 500 метров вниз по крутому разрушенному кулуару с участками лазания вниз до II. Если вы свернули вправо в первый кулуар с хребта, когда крутизна кулуара станет пугающей, нужно перейти на левую сторону кулуара. Ниже он разделяется на две части. Правая — обрывистая, возвышение по центру — удобное, на нём видна тропинка, но внизу будет не страхуемый короткий траверс над пропастью (крутая осыпающаяся тропинка) и один дюльфер 50 м либо лазанием вниз II. Левая сторона — разрушенная и довольно крутая, но дольферять не надо.

С самого Кежмара спускаться дюльфером можно от конца верхнего бастиона (т.е. сразу после конца трудных верёвок, не доходя 200-300 м до вершины) по нескольким вариантам. Лучший спуск дюльфером по маршруту Плиты Криссака (9. Kriššákove platne) — там станции из клеенных скоб из толстого прута. Возможно спуститься по маршруту Биркенмайера от конца рампы, там понадобится репшнур, станции разные: от 1 шлямбура до клеенной скобы.

На следующий день после дождя быстрее сохнет правая часть стены.

4. Ľavým vhĺbením, (Левый Пушкаш) IV, A.Puškáš , A.Szabó, 17.7.1949;
8. Birkenmajerova cesta (маршрут Биркенмайера), IV, W.Birkenmajer, J.K.Dorawski, 24.8.1930;
7. Obrovský kút (sk: Обровски Кут, pl: Велке Заценце, дословно — гигантский угол; маршрут Диешки), VI+, I. Dieška, M. Plzák, P. Pochylý, J. Unger-Zrust, 16.9.1967;
11. Pravým vhĺbením, (Правый Пушкаш), V, J. Petrlová, A. Puškáš, 12.9.1948;

Варианты спуска с вершины.

Мотивирующие фотографии прохождения Левого Пушкаша и Грани Видел (хребта между Кежмарским пиком и Ломницы). Мотивирующие фотографии прохождения Обровского кута (Огромного угла). Личные впечатления от комбинации Огромного Угла, Левого Пушкаша и ночного спуска.

Из снаряжения я бы взял набор камов (7 штук: 00-5 DMM Dragons или 0.3 — 3 BD), 8 стопперов (№ 2-9 DMM Wallnuts), 3 микрокама (00-1 BD C3), 4 трикама (0.5-2), десяток оттяжек разной длины (4 шт 60 см), несколько петель, карабины и петли на станции. Молотку и крючьям применение найдётся, но на мой взгляд, в хороших условиях не нужен.

Lomnický štít, 2633 м, западная стена (маршруты на юго-восточной стене имеют зимний характер)

Ломница (Ломницки штит), западная стена, фото из Википедии

«Лазательная» часть западной стены Ломницы с маршрутом Хокейка (Hokejka). Фото: horolezectvo.vetroplachmagazin.sk

Вторая по привлекательности стена в Татрах после Кежмара. Самый удобный и короткий подход — из Скальнатой долины (с другой стороны горы), до Ломницкого Седла и вниз по впечатляющей тропинке с цепями для подстраховки. Можно заехать канатной дорогой до Скальнатого Плеса, а потом на кресельном подъёмнике до Ломницкого седла. Дешевле билеты на канатную дорогу покупать внизу.

9. Hokejka (дословно — хоккейная клюшка), VI+ (несколько движений VII-), F. Plšek, V. Zachoval, 22.8.1950;

10 верёвок равномерной трудности в отличном граните. На станциях есть стационарный точки. Местные говорят, что можно пролезть без молотка. Выход с маршрута по каменистому кулуару — во время дождя на маршруте быть опасно.

17. Arnold, вариант по плитам, VII-, B. Arnold, G. Lamm, 13.8.1972;
22. Cesta Birkenmajera a Kupczyka, V, W. Birkenmajer, K. Kupczyk, 21.6.1930;
27. Bonbónová; cesta, VII, A. Belica, I. Koller 17.8.1974;

На стене масса маршрутов, но какие ещё положительно выделяются пока не знаю.

Batizovský štít, 2448 м: южная стена, юго-западная стена

Юго-западная (в тени) и южная стены Батижовского пика. Фото — июнь 2012 года, снежник крутой и твёрдый, закрывает половину первой верёвки маршрутов

Считаю, третья по привлекательности стена в Высоких Татрах. Великолепный гранит, отличная страховка, много лазания на трении по плитам — очень желателен молоток, якорные крючья и много маленьких камов (C3 DB, #0.3-0.4 C4). Спуск на право по хребту — около 200 м гребневого маршрута II/III, есть дюльфер, спуск на перевал пешком.

2. Tatarkova cesta (маршрут Татарки), IV+, A0, P. Húska, V. Tatarka, 20.9.1975;

Маршрут с сюрпризом, в ключевом месте А0 (подержаться за оттяжки) на самом деле ~VII, если пытаться пройти чисто.

3. Kuttove platne (плиты Кутты, маршрут Кутты), V-, F. Kutta, O. Rada, 29.8.1956;

Молоток на маршрут Кутты, считаю, не нужен. Но если есть сомнения — берите (после Крымских плит, участок V- на трение с 10-метровыми пролётами между страховкой — легкий). Все станции кроме одной в середине и одной на гребне оборудованы двумя клеевыми анкерами, но дюльферы получаются косыми. Траверс 200-метрового гребня — красивый и впечатляющий, рекомендую. Краткое описание здесь.

6. Čihulov pilier (контрфорс Чихулы), V+, J. Čihula, W. Ginzel, 3.9.1962;

Молоток и якорные крючья я бы взял. Маршрут не захожен. Мы с него сошли из-за погоды, личные впечатления здесь.

7. Kubín-Roland, V, R. Kubín, V. Roland, 5.7.1937;
9. J pilier — Kuffa (южный контфорс, маршрут Куффы), V, T. Kuffa, F. Staš, 27.10.1962;
P.S. "Куффа" по польски звучит смешно, потому что, как собака женского пола, сказанное без двух передних зубов.

Мотивирующие фотографии прохождения маршрута Кутты со спуском через эффектный гребень. Личные впечатления: маршрут Кутта, проба на контрфорт Чихулы, фото.

На стену я бы взял набор камов (6 штук: 00-4 DMM Dragons или 0.3 — 2 BD), 8 стопперов (№ 2-9 DMM Wallnuts), 3 микрокама (00-1 BD C3), 4 трикама (0.5-2), десяток оттяжек разной длины (4 шт 60 см), несколько петель, карабины и петли на станции. Молоток — для некоторых маршрутов (не нужен на Кутте).

Zamarła Turnia (Замершая Башня), 2179 м, южная и юго-западные стены

Замарла Турня, фото из Википедии

Стена до 140 м, отличный гранит и страховка камами. Некоторые маршруты подготовлены для прохождения без молотка (шлямбура в нужных местах, скупо). Спуск либо траверсом хребта вправо до Козьего перевала (дальше по цепям вниз), либо дюльфер на тропу на северную сторону, влево до понижения хребта, перелезть на другую сторону и по тропинке до стационарной дюльферной станции с цепью.

3. Prawa Pilchówka, V+ либо вариант прямо VI, 1974;
Festywal Granitu (комбинация нескольких маршрутов), V;
4. Prawi Wrześniacy, VI- (выход вариантами V+ либо VI+), C. Wrześniak, S. Wrześniak, 1939;
5. Sayonara, VIII+, 1988, 1pk 1992;
6. Klasyczna, VI+ (V до обвала), 1910;
7. Kant Heinricha (Prawy), VII-, 1970, 1pk 1979;
13. Motyka, V-, R. Glatz, V. Hudyma, S. Motyka, S. Zamkovsky, 1935; - мегаклассика, хороша для начала.

Мотивирующие фотографии прохождения Фестиваля Гранита. Личные впечатления: слабо, сильно.

Из снаряжения использовали 6 камов (00-4 DMM Dragons или 0.3 — 2 BD C4), 3 микрокама (00-1 BD C3), 4 трикама (0.5-2) десяток оттяжек разной длины (4 шт 60 см). Стопперы — опционально, можно взять мелкие номера, несколько петель 60-120 см, карабины и петли на станции. Молоток не на некоторых маршрутах не нужен, на других — не обязателен.

Ostrý štít, 2360 м, южная стена

Остры штит, фото из Википеди

1. Motykova cesta (маршрут Мотыки), IV, S. Motyka, J. Sawicky, Š. Zamkovský, 27.8.1934.

Мотивирующие фотографии.

Gerlachovský štít, 2655 м, юго-восточная стена

Юго-западная стена Герлаха, фото tatry.nfo.sk

5. Brnenská cesta, VI, V. Bajer, V. Bužek, 22.9.1965;
7. Poľská; cesta, VI-, M. Brodzki, D. Drost, J. Kurczab, G. Malaczynski, 2.8.1962;
10. Kriššá;kove platne, V, G.Haak, M.Kriššák, M.Neuman, M.Orolín, P.Šablatúra, 11.10.1969;

Kazalnica Mięguszowiecka, 2159 м, северная стена

Казальница, северная стена. Фото из Википедии

Стена имеет большое историческое значение. Впечатляющая, но не для начала. Качество гранита оставляет желать лучшего, страховка трудная. Желательно иметь запас уровня лазания в 1 цифру (UIAA) для планируемого маршрута. Расположена прямо на берегу Чёрного озера (над Морским Оком). Из Закопаного добираться до паркинга на Полянице/Морське Око. Дальше — пешком по асфальтированной дороге около полутора часов. На берегу озера есть приют (часть для альпинистов в другом здании, нужно просится туда — другая атмосфера совершенно). Не доходя около 15 минут до озера — палаточный лагерь Польского Союза Альпинистов, действует примерно с 22 июня до 1 сентября. Есть кухня с газом, палатки, поролоновые коврики, холодный душ.

Warianty Małolata, VI+.

Filar с обходом большого (второго) карниза, ~VII. На обходе карниза плохая страховка и он психологически тяжёлый: VI+ траверс, под ногами 300 метров воздуха, очень редкие точки страховки.

Symfonia klasyczna, VII.

Galéria Ganku, 2250 м, северо-западная и западная стены.

Галерея Ганка, северо-западная стена, фото summitpost.org

Внушительная 300-метровая северная стена. Требует хорошей погоды (долго сохнет). Солнце освещает примерно час в сутки перед закатом. Во времена первых первопроходов на маршруте Студнички утронула (!) связка на последней, вертикальной, верёвке. Выход на гигантскую полку присыпан камнями — осторожно. Стена постепенно увеличивает угол, последние верёвки — вертикаль с местами небольших нависаний. Держит в напряжении до последнего движения, после чего резко заканчивается гигантской полкой — «футбольным полем». Для получения удовольствия стена требует хорошей погоды, опыта и крепких нервов. Из под стены нет мобильной связи. Спуск по "альпинистской тропе", по характеру такой же, как стена. Либо влево по хребту (по южной стороне), участки лазания II/III, тропинка не для впечатлительных. Либо направо, на южную сторону главного хребта Татр (час до приюта). Подход от Лысой Поляны — 4,5 часа. Легальная ночёвка возможна в палаточном городке примерно на пол пути. Там нужен свой полный комплект бивачного снаряжения. 2,5 евро с человека в сутки платить лесничему (45 минут от Лысой Поляны вглубь долины). Лесник — хороший дядька-»Хагрид», при прохождении нужно сказать ему куда идёте и когда примерно планируете возвращаться. В долине есть медведи, еду в палатках лучше не держать.

7. Komín Lapinského a Paszuchu, VII, Cz. Lapinski, K. Paszucha 6.-7.9.1944;
9. Studničkova cesta, VI+, Z. Studnička, K. Hauschke 22.9.1960;
10. Orlowského cesta, VI-, W. Goslawski, T. Orlowski 30.-31.7.1939;

Žltá stena, 2169 м, северо-восточная экспозиция

Жёлтая стена, фото из Википедии

14. Diretissima, V+ A2 или VIII-, Kertesz, L. Šedivý, 1.-2.7.1963;
15. Cagašíkova cesta, VII, S. Cagašík, Š. Česla, 11.-12.9.1943;

Volia veža, Wołowa Turnia, 2355 м, южная и юго-западная стены

Волова башня, юго-восточная стена, фото tatry.nfo.sk

Долгий подход, короткая стена, но компенсируется качеством гранита, красотой маршрутов, надёжностью страховки и тем, что сохнет быстро после дождей.

7. Eštok — Janiga, VII-, M. Eštok, L. Janiga 15.9.1962;
9. Puškášov komín, V, narovnanie Stanislawského cesty, V. Kovárová, A. Puškáš 30.8.1946;

Ľadový štít Malý, 2611 м, южная стена

Ľadový štít Malý, фото из Википедии

Mlynárik, Młynarczyk, 1785 м, восточная стена

Млынарик (Млынарчик — pl.), фото tatry.nfo.sk

Kežmarský štít Malý, 2513 м, северная стена

Kežmarský štít Malý, северная стена, фото из Википедии

Самая большая стена в Высоких Татрах — перепад от подножья до вершины — 900 метров. К сожалению, нижние 2/3 имеют зимний характер (вертикальная сыпуха). Тем не менее, летняя диретиссима северной стены — ценный коллекционный маршрут.

33. Direttissima (V+,A3, RP:7+), самый длинный маршрут в Татрах — 900 метров!

Mlynár Malý, Mały Młynarz, 1975 м

Mlynár Malý, Mały Młynarz, фото tatry.nfo.sk

6. Nyka vhĺbenie, «Sprezyna», VI, J. Czerczuk, M. Gryczynski, J. Nyka, A. Szurek, 30.8. a 4.9.1960;
7. «Skorkówka», VI, E. Ksiazczyk, M. Piekutowski, J. Skorek, 10.-11.7.1975;
10. «Kurtykowka», правый контрфорс юго-восточной вершины (маршрут идёт по северной стене), VI+, M. Gabryel, J. Kurczab, W. Kurtyka, 13-14.7.1970.

Полезные ссылки:
Описания альпмаршрутов польской части Высоких Татр.
Описания альпмаршрутов словацкой части Высоких Татр.
Маршруты подъёмов и спусков на «пешеходные» и не очень горы в Высоких Татрах.
Хорошо нарисованные маршруты подходов под некоторые стены и спусков.
Как организовать восхождения в Высоких Татрах.
Спасательные службы в Высоких Татрах.
Стандартный список специального снаряжения для Татр, мой список на выезды.
Прогноз погоды для Высоких Татр и веб-камеры.
Список классических маршрутов в словацких Высоких Татрах, со станциями оборудованными клеенными анкерами.
Карта Высоких Татр, хребтовка и другое.
Страница Высоких Татр на Summitpost.org. Немного неухоженная.

P.S. Те публикации, которые у меня на сайте, периодически обновляются и актуализируются.