Высокие Татры, Мних (Mnich)

Пишет Образцов, 27.07.2011 14:23

Мних - самый популярный среди скалолазов пик в польской части Высоких Татр. Популярность обусловлена исключительным качеством гранита, "как в Шамони" = приятное лазание и надёжная страховка своими точками, харизматическим видом вершины и лёгким подходом.

Восточная стена Мниха

Трэдовых маршрутов на Мних проложили несметное множество, от III до X- (UIAA, примерно от F 3 до F 8a+) по всем стенам: завораживающей восточной, западной и северной. Целью нашего с напарницей приезда были простейшие классические 3-верёвочные маршруты на западной стене. Там их проходит около десятка, от III до VI+ (плюс мультипитч около F 6a+). Ночевали на одной из татранских баз Польского Союза Альпинистов (в Татрах их три) - в палаточном городке в долине Рыбьего потока. Это кемпинг: дают палатку, коврик и доступ к кухне с газовой плитой и холодильником. Есть холодный (утром и вечером - ледяной) душ и туалет.

Слева на заднем плане - кухни-кладовые, справа - домик смотрителя. Хранить еду в палатках нельзя, в долине есть медведи

Подход под стену от палаточного городка занимает около часа в быстром темпе. От приюта - около 45 минут. Пока стену не осветит солнце, там будет холодно (коченеют пальцы при лазании). В польских Татрах выходят поздно, поэтому если встать в 4-5 утра и выйти через час, то весьма вероятно, будете первыми на маршруте, как бы много людей туда не собиралось вечером :)

На   подходе под стену: низкая облачность, безнадёга. Но вдруг повезёт и развеет?

Погода всю неделю была плохая, к выходным обещали без дождей. Нам повезло, западная стена Мниха оказалась в промежутке между двумя сплошными завесами облаков. Но у начала Классического маршрута, мягко говоря, было столпотворение:

Когда мы пришли, две связки по 3 человека ожидали в очереди, ещё две - лезли и одна дюльферяла. Жесть. Ждать было бесполезно, нужно было лезть, пока погода позволяла. Мы выбрали другой маршрут в 30 метрах правее, простенькая линия II/III. Первая верёвка - лазание на трении по внутреннему углу.

Начало маршрута

После первой верёвки мы решили "увеличить градус", и перешли на более сложную линию. Не удивительно, что маршрутов на стене много - каждый может найти себе линию по вкусу и способностям :)

Сначала Агата пролезла отличный вертикальный внутренний угол, потом я заполучил 5-10 метров сочного V-чного лазания с выходом под вершину через нависание.

Агата "между зубов" под вершиной после выхода из-под нависания

Вид с вершины на "между зубов", слева - восточная стена, 200 метров вертикали, справа - приятная западная стена

Альпклубы используют классические маршруты на западной стене Мниха для восхождений новичков с инструкторами. Станции на шлямбурах с дюльферными кольцами. Кроме этого, железа в скале почти нет, а своя страховка везде отличная. Можно лезть с одинарной верёвкой, тогда будет 3 дюльфера на спуске, можно лезть с двойной, тогда будет меньше трения и получится обойтись двумя дюльферами - 40 и 60 м.

Второй дюльфер

У нас было два неполных дня. В первый день пролезли вариант маршрута Робакевича (Robakiewicz, III, наш вариант был IV+/V, на схеме опечатка - написано Rokakiewicz), во второй - вариант маршрута Орловского (Orlowski) V. На последнем мене очень понравилась трещина, начинающаяся, как камин и заканчивающаяся расклиниванием локтя, с выходом либо на трении по внутреннему углу без зацеп для рук, либо через небольшое нависание (я пошёл туда). На топосхеме вместо камина - внутренний угол, V.

Снаряжение:
У нас была двойная верёвка 8.3 см, 60 м. Пожалуй, на простых маршрутах тут вполне можно обойтись одинарной 60 м. 7 камов: пять DMM Dragon (№1..5, в размерах BD C4 это 0.75..3), и три BD (0.3..0.5); набор из 11 закладок; Camp Ball Nuts № 4 и 5; 6 оттяжек (камы DMM в оттяжке не нуждаются - там удлиняющаяся стропа, достаточно карабина), 8 петель 60 см, одна 120 см с карабинами; две длинные петли из 7-мм репшнура для блокирования точек станций.

Петли из репа я бы не брал, если б не ожидал "экспромтов" и комбинаций маршрутов. Для полного счастья не хватало 3-4 оттяжки (мы их забыли) и пару 60-см петель. Болнаты использовали на удивление часто для установки в дырки от крюков. Если чувствуете себя уверенно на лёгких маршрутах, можно брать меньше закладок, с 4 по 10 номера, без болнатов можно обойтись, но мне 2 раза приходились весьма кстати. Молоток с крючьями не нужны только там, где на топо это прямо сказано (нарисован зачёркнутый молоток).

Из-за столпотворения и большого количества новичков со стены иногда сбрасывают камни. Они отскакивают от её пологой нижней части и падают в 10-15 метрах от основания. Сидеть внизу лучше непосредственно под стеной, каска внизу не помешает.

Я пока не видел стену в Татрах с хорошей акустикой, после 20 метров докричаться трудно, после 30 смогут только самые горластые и то не всегда. Коротковолновые рации = комфорт. Мы используем пару Midland XT20 - простейшие, 22-канальные FRS-диапазона, 112 г с батарейками. Очень довольны.

Топо:

Топо западной стены Мниха, источник

Западная стена Мниха

Несколько классических маршрутов на фото-топо западной стены.

Обзорное топо восточной стены.

Как добраться и где жить:
Из Кракова в Закопане с автовокзала ездят автобусы и поезда. Поезд едет в Закопане в 2 раза дольше автобуса и стоит в несколько раз дороже!

Автовокзал Кракове расположен у центрального железнодорожного вокзала, примыкает к нему вплотную. Автобусы ездят примерно каждые пол часа. Последний идёт в 22-05, нормальный билет стоит 18 злотых, поездка занимает 2-2,5 часа. Если есть карточка ISIC, можно получить скидку. Наверное, студенческий билет, если водитель поймёт, что это студенческий билет, тоже позволит получить скидку. Билеты можно купить в кассе и у водителя. В кассе лучше, т.к. если аншлаг, то гарантировано уедете, стоячих скорее всего не пустят.

В Закопане напротив автовокзала - тупик маршруток. Нужно ехать "до Морскиего Ока" (Morskie Oko)  или "до Паленицы Бялчаньскей" (Palenicа Białczańskа) - это одно и тоже, там паркинг у входа в парк, дальше маршрутки не ездят, проезд стоит около 10 злотых, багаж бесплатно, занимает около 30-40 минут. Такси стоит около 120-140 злотых.

Ночевать в палатках дикарём в Высоких Татрах нельзя, спрятаться с палаткой в сезон негде, потому что людей - туча. Ночевать можно либо в приюте либо в палаточном городке, либо за пределами парка. Можно на стене, не успев спуститься с маршрута, но могут вызвать спасателей.

Ночлег в приюте Морське Око (от 29 злотых), либо в палаточных городках (26 злотых для всех, 18 злотых, если есть удостоверение члена альпклуба, который входит в UIAA, например ФАиС Украины или России и т.п.). В сезон в приютах нужно бронировать места за месяц, иначе не будет шансов спать на кровати. Внутрь пускают спать на полу в столовой (кроме приюта Мурованец).

Лазить в польских Татрах можно всего на нескольких хребтах, но маршрутов, наверное, несколько тысяч. Парк требует, чтобы все выходящие на скальные маршруты вписывались в книги выходов. Книги находятся в приютах около входа. По возвращении с маршрута надо написать, что вернулись, иначе после вечерней проверки и попытки созвона вызовут спасателей.

Спасение в польских Татрах бесплатное (в словацких - нет!). У спасателей есть вертолёт, они обучены работе с длинной подвеской и могут снимать людей со стен. Это, конечно, если есть погода. Телефон спасательной службы 112, либо - сразу к Татранским спасателям, TOPR: +48 601 100 300. Мобильный ловит далеко не везде, так что спутниковый телефон, который работает на стенах северной экспозиции может прийтись кстати (тьфу-тьфу-тьфу).

От входа в парк (вход платный, одноразовый вход - 4 злотых) до приюта Морське Око по асфальтовой дороге в быстром темпе идти 1,5 часа, до палаточного городка на 15 минут меньше. Палаточный городок с дороги не видно, не лишним будет иметь GPS, т.к. прогуливающиеся туристы не знают о его существовании.

В следующий раз напишу о другой доступной для скалолазов долине.

Полезные ссылки:
1. Сайт польского и словацкого татранских национальных парков (это две разные организации с разными правилами!).
2. Топосхемы маршрутов на сайтах KWW и UKA.
3. Обсуждение на одном из форумов - список наиболее популярных маршрутов IV-VI.
4. Таблица перевода польской системы скальных категорий (Kurtyki) в другие (используется в основном на спортивных маршрутах).