"серость (тем более массовая)" не причем, умерли татаромонголы и т.д., отделились от России таджики - памирцы. Смысла нет беречь остатки от Хана Мамая или Тамерлана, а при них ведь также многое было "уникальным"...
Когда-нибудь да кто-нибудь захватит Г С М на Федченко или разрушит, чтобы не осталось и следов от ВЕЛИКОГО и МОГУЧЕГО. Вай-вай-вай...
Согласен что вопрос очень сложный. тут и могучий то ни при чем, ее компьютером заменили. а что беречь что нет вопрос и правда политический. На гнилом запвде европы каждый пень берегут почему то, и древностью хижин гордятся. Правильно или нет - кто знает. Повезло пирамидам - их хрен сломаешь))
Грустно, а что делать. Индустрию туризма там раскрутить тяжело, наука - не выгодно, добираться тяжело.
туристических групп - и то дай бог 1 - 2 в год.
Встретил местных гляциологов - была подвижка медвежьего - стараются что то делать, но в окружении журналистов,
причем отнюдь не российских))
Но жалко до слез. Как и приют 11ти.
Алибекскую хижину кстати не восстановили?
"... Уникальное здание ГМС сделано в виде дюралевой полубочки с двойными стенами. Между стенами метровый зазор. Мы постучали, в надежде застать ее обитаемой, а потом без труда открыли дверь. Всё в доме свидетельствовало о срочной и неожиданной эвакуации. Питание в сети не было отключено от аккумуляторной батареи. Оставлен журнал с записями метеорологических данных. Журнал был разлинован на 1996-й год, однако последние заполненные строчки относились к декабрю 1995-го. Рядом с радиостанцией лежала телефонограмма, в которой говорилось о последнем вертолете на Хорог. По-видимому, зимовщик в одиночестве проживал последние не обновляемые ресурсы. На столе валялся почти пустой мешок мумифицированной картошки, всюду в доме висели гирлянды лампочек от карманного фонаря, свидетельствующие, что дизель давно не работал, и единственным источником электроэнергии служила стоящая в сарае аккумуляторная батарея. Кстати, она до сих пор давала хороший ток, и мы воспользовались этим для подзарядки аккумулятора спутникового телефона.
В шкафу стояла прекрасно подобранная библиотека. Здесь были книги по культуре народов востока, по истории средней Азии, художественная литература, восточная поэзия и, конечно же, книги о путешественниках. На некоторых экземплярах стояли автографы известных исследователей Памира.
С грустью и тоскою взирали мы на ГМС - этот символ разрушенной империи. Конечно, обремененный гражданской войною Таджикистан не в состоянии финансировать дальнейшее продолжение работ. И все же хочется верить, что станция возродиться вновь. Мы ходили по ее комнатам с предчувствием, что вот-вот увидим нечто очень важное и проливающее свет на мучившие нас вопросы. Напрасная надежда. Ведь главный вопрос, почему умерла эта станция, на уровне рационального восприятия был прост как смерть родного человека.
Мы поужинали за столиком у крыльца и переночевали в кают-компании. Утром мы тщательно закрыли дверь..."
Конечно с учетом того, что станция никак не поддерживается, сохранилась хорошо - строили же раньше! И спасибо проходящим мимо немногочисленным туристам - берегут. Но увы..
В 2009 г. мы обнаружили, что пол станции засыпан серебрянкой (алюминиевой пудрой). Откуда взялась - не понятно, то ли мыши мешок прогрызли, то ли туристы чего-нибудь разворотили.
Мы поужинали в здании, а спать отказались. Пыль поднималась в воздух, решили поберечься и не дышать этим во сне. Переночевали в палатках рядом с домом.
А не можел ли быть, что с помощью этой серебрянки красили крышу?
Почему-то на последних фотографиях здание ГМС выглядит свежеокрашенным.
Сравните с фотографией 2010 года в сообщении Antonnsk 10:10 23.09.2013.
Неужели никому не нужны эти исследования?
Миллионы баксов тратят на мнимое спасение Арала...а возродить эту уникальную станцию не хотят...
Могли бы сделать из нее международную что-ли...
А ГМС (кгруглогодичную базу) на леднике Абрамова просто взяли и разбомбили и все сожгли....
чтобы моджахеды там не обосновались....
Про исследования - метеоролагам виднее, может кто из их брата отзовется?
Сейчас там автомат американский работает. Может этого и достаточно. А для исследований прилетать.
Допускаю что с точки зрения рациональности может и не нужна. Но как памятник эпохе..
Зимовали с первого же года постройки, да и достраивали, считай, зимой. здание - термос, одно в другом. Внутри - обитаемое, полость между - кладовки.
до сих пор крупа лежит. См ссыль http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm
По зиме - в 11 году зимой ребята ходили под парусами на лыжах. поищу ссылку. Кажется из ижевска.
Любопытно про парус и лыжи, интересно будет узнать подробности 11-го года. Зимой 94-го от ГМС вниз по Федченко довелось прокатиться на парусе из внутреннего шатра. Удовольствие закончилось довольно быстро, одновременно с относительно ровным участком. Тогда на станции трудились три таджикских метеоролога. Спасибо им за теплый прием!
Мы на станции непогоду два дня пережидали в августе 87. Отсиживалось там сразу несколько групп (точно была сильная прибалтийская шестерка, но кто еще был не помню). Нам места внутри не хватило, так спали именно в этом термосе - "междуящичном" пространстве между крышей и потолком внутреннего корпуса. Очень неудобно было и почти клаустрфобно, учитывая что слышно было как ветер завывает снаружи. Две ночи так провели и отпраздновали на станции День Военноморского Флота - руководил нашей 6-кой капитан первого ранга Придатко Владимир Алексеевич, земля ему пухом. Он втихаря притащил туда бутылку шампанского и как минимум еще одну флягу. А ему уже тогда было под 50.
А нам на ГМС ящик винограда выдали, 1985 год. На вертолете несколько ящиков завезли, им весь не съесть было, уже подгнивать начал. При очень резвом маршруте на 500 г раскладке кстати пришелся, спасибо метеорологам!
Когда еще посреди сложного похода такое поешь. :)
Это точно, золотые слова. Относятся ко многим здешним обсуждениям.
Хотя подобные места меня привлекают тем, что люди вкладывали душу, и не одно поколение.
Тянет приобщиться.
Здание уникальное, стоит красиво, кругом травка, приятно глазу среди льда. Сохранность вполне, меня поразили библиотеки, их три, особенно в кладовке слева в конце за кают-кампанией работы марксизма-ленинизма, супер! Сохраняйте ребята, не разворовывайте и двери закрывать не забывайте.
++Некоторые страницы вырваны, но ранние записи датируются 198* годами.++
Черт, даже интересно стало: а наша запись сохранилась?
Кто еще собирается - гляньте: август 1985, Ленинград, ЛКТ, рук. Иванов.
Может, сфотографирует кто? Было бы интересно посмотреть, поностальгировать.:)
А прямо перед нами - группа из ПКТ, на один или два дня с земляками разминулись.
Да есть всякие разные сложности, в семье и на работе, не так все просто. В этом году вообще никуда выбраться не смог больше, чем на неделю. :(
Я бы с удовольствием еще раз побывал. :) На Алтай ходил, повторив кусок маршрута 20-летней давности - с женой и сыном, а в первом жена была еще будущей - очень здорово, хотя и грустно отчасти.
Туда дороговатый залет. А до подходящих объектов топать и топать.
Турфирме намного эфективнее раскрутиться на том же Сулоева, Бивачном, Гармо.
И то, вменяемого количества клиентов в обозримом будущем не видно. Всем интересно 7ник как можно более простым путем. Выходит Москвина рулит. Хотя в этом году там было всего до 150 клиентов. Сравниваем с Ленина...
Дык, верт нынче в копеечку, поэтому и 150 всего.
Это не раньше, когда с попутным бортом в Душанбе летали на пару дней "пива попить"
Жаль, конечно, но как метеостанция это уж в прошлом, да.
Но, возможно применение как высотная медико-биологическая или ещё какая-нибудь лаборатория.
В будущем, когда будет безопасно в том регионе в целом.
Не спалили б её только до того.
Тык в том то и дело, добираться тяжело. РГО разворотило, снизу подниматься - граница на замке, вертолет и дорого, и скоро чую их не станет...
Да еще и вертолеты у нас не меньше ми8.
Подходящие объекты - это как раскрутить. Не всем же 7 тысячники нужны, так уж, если пофантазировать. Федченко сам по себе объект.
В Непале же совсем разные маршруты, и все популярны.
Таджикистан - страна непуганных мздоимцев, вы в Поймазаре пройдите шлагбаум, так с вас попросят за посещение нацпарка по 3 бакса в день, э да и мост упал, только тросы остались, но и они через год-два смоются, так что перейти реку абдукагор станет совсем не айс. По Бартангу заезжать и через танымас и перевал холодный - тоже весело. Из Киргизии как-то можно на танымас попадать, так как эту регистрацию и пропуск в ГБАО делать - ХЗ, буржуям просто, я спрашивал они в посольство в Бишкеке обращаются и за час все за 100 баксов делают, я даже в Душанбе так не могу, СНГ мля.
хз. нам пропуск в ГБАО делали за 30-50 баксов и пересылали сюда, или ложили прямо на заставу в Кызыл-Арт. Регистрацию спокойно обходили в 09,11,12 годах. Гражданам России она по идее и не нужна.
Самое неприятное - Нацпарк. В этом году одна наша группа отскочила, вторая - нет. Но если бы подготовились как следует - обошлись бы малыми потерями.
Регистрация не нужна при наличии визы (для буржуев). Регистрация гражданам России нужна 100%. Пропуск в погранзону (кроме Сареза) при наличии регистрации стоит 20 сомон (около 150 рублей) в Душанбе. Делается за 1 день. Если накинуть сверху еще 20-ку, можно сделать за час. Знакомый японец получал пропуск в погранзону в таджикском посольстве в Токио долларов за 70. Это был не вкладыш в паспорт, как дают в Душке, а печать. Я бы порекомендовал обратиться в "Центр развития туризма" в Душанбе (у них есть сайт), для получения конкретной, свежей объективной информацией по Таджикистану.
В конце 90-х у Сареза стояла танковая часть.Для охраны этой природной плотины.Что-бы духи не подорвали и не утопили треть Таджикистана.Интересно,сейчас стоят танки,или убрали.
Танковая??? А танки с парашютами сбросили прямо туда и потом закопали прямо на месте как ДОТы? Потому как ездить им там - никак. Значит, она и сейчас там должна быть. Потому что вывезти на парашюте несколько сложнее, чем привезти :-). Где же это?
В 89-м дорога была.Если это можно назвать дорогой.До кишлаков в верховье реки можно проехать было и на машине.А дальше километров 25,только на гусеницах и временами по воде.
В 89 была "дорога смерти" с Кара-куля через перевал Лиль-Утек - на Кудару и дальше вниз на Бартанг и по нему вниз. Чуть ниже Савноба, кажется, кончалась. Про отворот к плотине не знал, думал, только тропа. Но мы все равно не дошли. Свалили на север к дороге.
Кстати.В новостных лентах прошло сообщение,что духи на двух джипах везли большое количество взрывчатки к Усойскому завалу.С помощью местных терракт предотвращён.
Все прочитанные мной материалы исследований потенциальной опасности Сареза хором говорят о том, что опасен не столько сам завал (он стабилизировался), сколько некоторые участки склонов над озером (еще один мощный обвал в озеро может разрушить завал гидроударом). И то там нужны десятки тонн (!) взрывчатки (или приличное землетрясение). Так что это скорее какая-то демонстрация намерений или просто глупость.
Понимают. Но опасаются больше землетрясения. Потому что это должен быть ОЧЕНЬ мощный и сложный взрыв. Масштабов тех, которыми строят плотины ГЭС. Теракты таких масштабов весьма маловероятны.
Для обвала необязательно большого землетрясения. Может быть даже спровоцированный оползень.
А вообще, смотрел примерно год назад фильм на эту тему, и там больше всего обеспокоены переполнением озера и его неконтролируемым переливом через край и как следствие - размывом верхней части.
Вот именно об этом я и читал. Они пишут, что наиболее вероятная причина - крупное землетрясение. Потому что оползень нужен не поверхностный. Там есть несколько небольших "гор" (точнее, крупных скальных массивов на склоне, отделенных от хребта разломами), которые при серьезном землетрясе способны повторить судьбу того массива, из которого и получился Усойский завал. Все остальное - ужастики. Насчет переполнения - это тоже их стандартные ужастики для выбивания бабла из ООН и нижележащих стран. Гидрорежим там стабилизировался несколько десятков лет назад. Еще СССР, вполне серьезно разрабатывавший тему взрыва в верхней части завала, для слива "лишней" воды, счел в результате это ненужным.
Более вероятна тогда уж опасность взрыва террористами ядрен-батона в озере.
Ну, если для откола и свала в озеро тех крупных скальных массивов взрывчатки недостаточно, то конечно бояться особенно нечего.
Потому как, если землетряс будет - он никого не спросит, это природа.
А ядрену бомбу рвануть проще, легче и эффективнее (для терр...истов) в густонаселёнке.
Так что, пусть пугают ООН и качают с него деньги - я не против :-)
Можно и взрывчаткой. Регулярно применяют этот метод для строительства плотин. Например вот тут так и сделали http://orlovka.ru/node/74. Правда, потребовалось 2000 тонн взрывчатки. Причем это же не на поверхности надо закладывать, иначе взрывная волна уйдет в воздух - надо бурить скважины, пробивать штольни. Вот так и вижу, как террористы все это делают :-). Тут главное - представлять себе объемы. Например, в Усойском завале лежит "оползень" размером километр на километр на 2 километра. Вот представьте себе, как 2 джипа привозят достаточно взрывчатки чтобы уронить гору размером хотя бы в четверть этого. То есть километр на километр на полкилометра.
А природа - она еще и не такое умеет. На Памире крупных завальных озер хватает. Но за прошедшие 100 лет после образования Сареза ни одного не добавилось.
Кстати, в существенно меньших масштабах но весьма активно вопрос исследовался еще на озере, образующемся в русле Абдукагора при прыжках ледника Медвежьего. Тоже очень боялись прорыва и смыва всей долины Ванча + Пянджа ниже впадения Ванча. А оно каждый раз просачивалось потихоньку. Только вот мост на поляне "Высотника" страдает. Сейчас его опять почти нет.
Природа, как известно, коварна, но не злонамеренна.
КМК, Ваш пример не совсем адекватный, потому что там 2000тонн взрывчатки закладывали в сплошную хоть и известняковую стену. Это наверное было обусловлено местом выбора самой плотины.
А мы с Вами до сих пор обсуждали откол массивов по уже частично имеющимся разломам. КМК, здесь опасность откола большого массива в результате сравнительно небольшого воздействия всё же ненулевая.
Но я готов согласиться что "ситуация под контролем" и прекратить этот слишком затянувшийся оффтоп.
Думаю, что под дорогой "на Сарез" имеется в виду дорога в кишлак Барчадив.
Она как раз начинается отворотом от основной дороги у кишлака Нисур
(видна на гугле, мы для экономии шли напрямую, через трос)
Дальше - только на танке) Долина пологая и достаточно широкая - вдоль-по руслу
танк(может и трактор) точно проедет.
Да. От кишлака Нисур шла дорога через перевал Тег3033м на Барчадив.А потом можно проехать было по долине Мургаба.А по обоим берегам шли тропы.На ишаках можно проехать.Но это было в 1989 году.Мне и интересно как там сейчас.Осталась какая-то юношеская любовь к Памиру,Бадахшану.Может кто недавно там был.На Сарезе,на Бартанге.
Вот на Бартанге в то время.Жалко танка не видно.он прямо передо мной.
Был на Сарезе дважды, очень давно: в 1977 и в 1981, зато с трех сторон: с юга, с севера и запада. В 1977 стартовали с юга от киш. Бачгор, что на южном тракте. Далее вверх по р. Андеравдж, притоку Гунта, Бартанги (не путать с Бартангом) и сыртами через перевалы Выхынч спускались по Лянгару к Ирхтскому заливу. Везде была хорошая тропа. Теоретически могу допустить, что за прошедшие годы здесь построили дорогу. Но, вряд ли… Переплыли на моторке озеро под пер. Московский (только так к нему и можно подобраться), спустились в киш. Кудара. Здесь не могло быть дороги по определению.
В 81-м году поднимались к завалу от киш. Барчадив. В то время строили дорогу до киш. Басид и еще выше по Бартангу. Но это по Бартангу, а не по Муксу. Тропа по Муксу выше выхода реки из под завала вся в огромных камнях, часто теряется, хотя и промаркирована. Воды нет на очень большом протяжении, только у оз. Шадау. Между Шадау и Сарезом небольшая перемычка. У берега стоял катер без мотора. Мы сели и, подгребая руками, подплыли до места, где озеро "вместе с Муксу" уходит под завал. Даже не могу представить, как можно построить дорогу через завал с этой стороны. С востока на озеро можно приплыть также по Муксу, но только приплыть. Какие там танки – не знаю… Гидрометеорологов завозили только на вертолетах. Тропами пользовались охотники из местных жителей. Очень сомневаюсь, что после развала Союза там могли построить хоть что-то, напоминающее дорогу. Скорее, уже троп не найдешь. Впрочем, давно это было. Так что прошу извинить, если кого ввел в заблуждение.
Спасибо, что заметили. Хоть один человек прочитал:) Да я сам это увидел, но уже сделал правку один раз. Вторую, как я понимаю, сделать уже нельзя. Кстати, во втором своем посте я опять ошибся с этим названием, обозвав Мургаб Бартангом. Приношу свои извинения за невнимательность
на Сарэзе не был, разговаривал с Пилькевичем, дороги не было и нет, от кишлака только тропа, про танки сильно смеюсь, хотя... на подъеме с Барчадиву из земли торчат трубы, замороженные скважины похоже, значит бурили и тяжелая техника ходила, а где трактор пройдет - там и танк. По Бартангу проехали в этом году почти до Кудары. Дорога проходима. Местами только уаз.
Это начало пути. 30 с лишним лет все выглядело абсолютно также. До Усойского завала, из-под которого вытекает Мургаб, еще пилить и пилить. А дальше по завалу до Шадау среди огромных обломков никакой тропы вообще не было. Нечто промаркированное туриками, часто теряющееся. Никакой танк там сроду не проедет . Самое главное, нет воды. Часов 5-6 хода до воды в Шадау. Неужели сейчас через завал нормальную тропу набили?
Тропа до завала отличная, есть даже подвесной мост чтобы не обходить высоко прижимы левого берега.
От завала до Шадау - похуже, но на осликах гидрологам груз привозят.
ГМС на берегу Сареза.Там её называют КЧС.Постоянно работает.Есть старая станция.И новую построили.Катер, моторка,притом капитальные,железные.Ведётся постоянный мониторинг.Вот бы так ГМС на леднике Федченко оживили.
Настоящий музей и - судя по всему - говорит о хорошем техническом оснащении. Даже спутниковая антенна приема ТВ-передач с несуществующих уже спутников НТВ "Экран" имеется!
Когда-нибудь да кто-нибудь захватит Г С М на Федченко или разрушит, чтобы не осталось и следов от ВЕЛИКОГО и МОГУЧЕГО. Вай-вай-вай...
Фото ГМС в 1967г.
http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm
туристических групп - и то дай бог 1 - 2 в год.
Встретил местных гляциологов - была подвижка медвежьего - стараются что то делать, но в окружении журналистов,
причем отнюдь не российских))
Но жалко до слез. Как и приют 11ти.
Алибекскую хижину кстати не восстановили?
Вот выдержка из отчета о Памирском марафоне 1999 года:
"... Уникальное здание ГМС сделано в виде дюралевой полубочки с двойными стенами. Между стенами метровый зазор. Мы постучали, в надежде застать ее обитаемой, а потом без труда открыли дверь. Всё в доме свидетельствовало о срочной и неожиданной эвакуации. Питание в сети не было отключено от аккумуляторной батареи. Оставлен журнал с записями метеорологических данных. Журнал был разлинован на 1996-й год, однако последние заполненные строчки относились к декабрю 1995-го. Рядом с радиостанцией лежала телефонограмма, в которой говорилось о последнем вертолете на Хорог. По-видимому, зимовщик в одиночестве проживал последние не обновляемые ресурсы. На столе валялся почти пустой мешок мумифицированной картошки, всюду в доме висели гирлянды лампочек от карманного фонаря, свидетельствующие, что дизель давно не работал, и единственным источником электроэнергии служила стоящая в сарае аккумуляторная батарея. Кстати, она до сих пор давала хороший ток, и мы воспользовались этим для подзарядки аккумулятора спутникового телефона.
В шкафу стояла прекрасно подобранная библиотека. Здесь были книги по культуре народов востока, по истории средней Азии, художественная литература, восточная поэзия и, конечно же, книги о путешественниках. На некоторых экземплярах стояли автографы известных исследователей Памира.
С грустью и тоскою взирали мы на ГМС - этот символ разрушенной империи. Конечно, обремененный гражданской войною Таджикистан не в состоянии финансировать дальнейшее продолжение работ. И все же хочется верить, что станция возродиться вновь. Мы ходили по ее комнатам с предчувствием, что вот-вот увидим нечто очень важное и проливающее свет на мучившие нас вопросы. Напрасная надежда. Ведь главный вопрос, почему умерла эта станция, на уровне рационального восприятия был прост как смерть родного человека.
Мы поужинали за столиком у крыльца и переночевали в кают-компании. Утром мы тщательно закрыли дверь..."
Мы поужинали в здании, а спать отказались. Пыль поднималась в воздух, решили поберечься и не дышать этим во сне. Переночевали в палатках рядом с домом.
этом фильме надо перевести курсор на 21 мин. 10 сек.
Почему-то на последних фотографиях здание ГМС выглядит свежеокрашенным.
Сравните с фотографией 2010 года в сообщении Antonnsk 10:10 23.09.2013.
Неужели никому не нужны эти исследования?
Миллионы баксов тратят на мнимое спасение Арала...а возродить эту уникальную станцию не хотят...
Могли бы сделать из нее международную что-ли...
А ГМС (кгруглогодичную базу) на леднике Абрамова просто взяли и разбомбили и все сожгли....
чтобы моджахеды там не обосновались....
Сейчас там автомат американский работает. Может этого и достаточно. А для исследований прилетать.
Допускаю что с точки зрения рациональности может и не нужна. Но как памятник эпохе..
Спасибо Вам ..как откат во времени..увидеть то, чего уже не будет..
Там же зимовали люди, сотрудники этой станции, насколько я понимаю?
до сих пор крупа лежит. См ссыль http://www.skitalets.ru/books/pamir_luknitsky/15.htm
По зиме - в 11 году зимой ребята ходили под парусами на лыжах. поищу ссылку. Кажется из ижевска.
Когда еще посреди сложного похода такое поешь. :)
Потому как, то что для нас - приключение, для них - работа.
Хотя подобные места меня привлекают тем, что люди вкладывали душу, и не одно поколение.
Тянет приобщиться.
Если оторваться от печально-объяснимой реальности, то почти горный «Летучий голландец».
Черт, даже интересно стало: а наша запись сохранилась?
Кто еще собирается - гляньте: август 1985, Ленинград, ЛКТ, рук. Иванов.
Может, сфотографирует кто? Было бы интересно посмотреть, поностальгировать.:)
А прямо перед нами - группа из ПКТ, на один или два дня с земляками разминулись.
Больше конкретики не помню :)
Я бы с удовольствием еще раз побывал. :) На Алтай ходил, повторив кусок маршрута 20-летней давности - с женой и сыном, а в первом жена была еще будущей - очень здорово, хотя и грустно отчасти.
Турфирме намного эфективнее раскрутиться на том же Сулоева, Бивачном, Гармо.
И то, вменяемого количества клиентов в обозримом будущем не видно. Всем интересно 7ник как можно более простым путем. Выходит Москвина рулит. Хотя в этом году там было всего до 150 клиентов. Сравниваем с Ленина...
Дык, верт нынче в копеечку, поэтому и 150 всего.
Это не раньше, когда с попутным бортом в Душанбе летали на пару дней "пива попить"
Жаль, конечно, но как метеостанция это уж в прошлом, да.
Но, возможно применение как высотная медико-биологическая или ещё какая-нибудь лаборатория.
В будущем, когда будет безопасно в том регионе в целом.
Не спалили б её только до того.
Еще одна тема полакать кстати. Южный склон эльбруса, на мой взгляд, позор России.
Да еще и вертолеты у нас не меньше ми8.
Подходящие объекты - это как раскрутить. Не всем же 7 тысячники нужны, так уж, если пофантазировать. Федченко сам по себе объект.
В Непале же совсем разные маршруты, и все популярны.
Самое неприятное - Нацпарк. В этом году одна наша группа отскочила, вторая - нет. Но если бы подготовились как следует - обошлись бы малыми потерями.
Мощный обвал в озеро как раз может быть спровоцирован взрывом на склоне.
Надеюсь, там это понимают.
А вообще, смотрел примерно год назад фильм на эту тему, и там больше всего обеспокоены переполнением озера и его неконтролируемым переливом через край и как следствие - размывом верхней части.
Более вероятна тогда уж опасность взрыва террористами ядрен-батона в озере.
Потому как, если землетряс будет - он никого не спросит, это природа.
А ядрену бомбу рвануть проще, легче и эффективнее (для терр...истов) в густонаселёнке.
Так что, пусть пугают ООН и качают с него деньги - я не против :-)
А природа - она еще и не такое умеет. На Памире крупных завальных озер хватает. Но за прошедшие 100 лет после образования Сареза ни одного не добавилось.
Кстати, в существенно меньших масштабах но весьма активно вопрос исследовался еще на озере, образующемся в русле Абдукагора при прыжках ледника Медвежьего. Тоже очень боялись прорыва и смыва всей долины Ванча + Пянджа ниже впадения Ванча. А оно каждый раз просачивалось потихоньку. Только вот мост на поляне "Высотника" страдает. Сейчас его опять почти нет.
Природа, как известно, коварна, но не злонамеренна.
А мы с Вами до сих пор обсуждали откол массивов по уже частично имеющимся разломам. КМК, здесь опасность откола большого массива в результате сравнительно небольшого воздействия всё же ненулевая.
Но я готов согласиться что "ситуация под контролем" и прекратить этот слишком затянувшийся оффтоп.
Она как раз начинается отворотом от основной дороги у кишлака Нисур
(видна на гугле, мы для экономии шли напрямую, через трос)
Дальше - только на танке) Долина пологая и достаточно широкая - вдоль-по руслу
танк(может и трактор) точно проедет.
В 81-м году поднимались к завалу от киш. Барчадив. В то время строили дорогу до киш. Басид и еще выше по Бартангу. Но это по Бартангу, а не по Муксу. Тропа по Муксу выше выхода реки из под завала вся в огромных камнях, часто теряется, хотя и промаркирована. Воды нет на очень большом протяжении, только у оз. Шадау. Между Шадау и Сарезом небольшая перемычка. У берега стоял катер без мотора. Мы сели и, подгребая руками, подплыли до места, где озеро "вместе с Муксу" уходит под завал. Даже не могу представить, как можно построить дорогу через завал с этой стороны. С востока на озеро можно приплыть также по Муксу, но только приплыть. Какие там танки – не знаю… Гидрометеорологов завозили только на вертолетах. Тропами пользовались охотники из местных жителей. Очень сомневаюсь, что после развала Союза там могли построить хоть что-то, напоминающее дорогу. Скорее, уже троп не найдешь. Впрочем, давно это было. Так что прошу извинить, если кого ввел в заблуждение.
От завала до Шадау - похуже, но на осликах гидрологам груз привозят.
Фото зимнее