Сентябрь - лучшее время для восхождений в Туюк-Су

Пишет Almazoff, 10.09.2013 19:26

Очень люблю наш родной и "домашний" район. Туюк-Су хорош в любое время года, но особенно в конце августа - начале сентября. Уже не жарко, но еще и не холодно. Практически всегда штиль. Стабильно хорошая погода. В общем самые комфортные условия для восхождений.

Уже два года планировали с Димоном сходить "для души" на пик Локомотив (4100м) по ледовой 2А. И вот свершилось!)) 8 сентября. Правда льда мы не увидели, проскочили все по фирну. Ничего героического, просто хорошее быстрое восхождение. Просто хорошие фотографии хорошего района в хорошую погоду.

Сентябрь - лучшее время для восхождений в Туюк-Су (Альпинизм, заилийский алатау, северный тянь-шань)

1. Мы приехали к метеостанции "Туюк-Су 2" к 8 утра. Через месяц выпадет снег и доехать до высоты 3300 можно будет только на тракторе.

2. Солнце только показалось из-за хребта.

3. Пик Туюк-Су

4. Пики Орджоникидзе и Партизан, самые высокие в районе

5. С нами поднялся до "Тэшки" Нурали Жамбырбаев, которому принадлежит самый молодой рекорд для альпинистов из КЗ. Он взошел на пик Ленина в 2006-м в возрасте 14 лет. Но Нурали с нами не пошел, прогулялся вниз, в альплагерь.

6. Пик Молодежный, северный склон уже полностью освещен.

7. По пути наверх попадаются высокогорные дюны. Вспомнилась пустыня Атакама в районе вулкана Охос-дель-Саладо.

8. Вид на пик Зои Космодемьянской.

9. Вышли на ледник Туюк-Су. С каждым годом его площадь сильно уменьшается. На заднем фоне пик Погребецкого.

10. Дима Дегтярев предчувствует долгий подъем на перевал по крутой осыпной морене, не рад...

11. Начали подыматься по морене, оставляя ледник Туюк-Су позади.

12. С перевала открывается маршрут и вид на вершину Локомотив. До нас тут кто-то недавно бегал.

13. Пики Молодежный и Космодемьянской с юга.

14. Вид на перевал и пик Космодемьянской с маршрута.

15. Вершинный "нож" обходится слева.

16. На вершине были в 11.30. "Затупили" и не сделали фотографий без флага моего спонсора. Сорри))

17. Зато всяких вдохновляющих вершин нафотографировали вдоволь. Вид на соседний пик Погребецкого.

18. Пик Советов.

19. Пик Молодая Гвардия. Туда мы с Димкой тоже собираемся)) долго уже собираемся.

20. Вид на перевал Озерный, за ним уже Киргизия и долина реки Чон-Кемин.

21. Пик Легостаева, давняя мечта.

22. Вид на перевал Джусалы-кезень, Космостанцию и Большой Алматинский пик.

23. Пик Озерный (слева) и пик Наука

24. 4 вершины самого высокого массива Кюнгей Алатау - Чоктал.

25. Ну и Инстаграм на спуске))

Спасибо! У вас сказочные места и душевная атмосфера. Был на новый год. Приятно вспомнить.

приезжайте еще!))

Да с удовольствием!)) Спасибо за приглашение!

Спасибо! Вспомнил годы молодые. Долина Чон-Кемина. Работал техником - геофизиком в Наземном отряде по проверки аномалий выявленных аэро и космической съёмкой.
Несколько фотографий 16 августа 1975 года
На фото моя невеста

Была давно и случайно, в ущелье. рисовала как оказывается пик Туюк-суу. И описание - как это получилось. Попробую вставить рисунок, а текст большой, не знаю, как получится. Спасибо, напомнили хорошее было время...

красиво!

«АКВАРЕЛЬ»

Разбирала старые бумаги и нашла вот это. Несколько листов, исписанных карандашом, с правкой и помарками, и уже слегка пожелтевших. Читаю. Вспоминаю. Удивлена, и как будто снова вернулась туда, в далекое - далеко. Видимо, тогда сильно задело, если написала и сохранила. Вот, кое-что из прошлой жизни.

…Рисовать я начала как-то вдруг, в походе, случайно, несколько лет назад. Теперь каждый раз в горы беру альбом, краски маленький патрончик от фотопленки для воды. А иногда годился и чай из фляжки. И десять минут привала на все. Рисую только горы, только в горах, и только акварелью. Маслом и гуашью не могу, не нравится. Мазок акварелью по мокрому листу дает неожиданные и удивительно естественные переходы-полутона красок, похожие на дыхание, задержанное где-то на высоте вдоха. И еще необычное ощущение обостренного и сконцентрированного восприятия мира, когда просто забываешь о себе. Об эмоциональном воздействии гор и говорить не нужно, там люди просто другими открываются.
В этом году я набралась смелости и несколько рисунков отнесла на выставку художников- любителей. Выбирать было трудно. Каждый лист – кусочек жизни, люди –уже далекие, события – о которых почти забыл. К моему удивлению, кое-что приняли, и даже много для первого-то раза. А вот эта не прошла. В принципе она слабее была, конечно, но для меня имела свой смысл, свое звучание. Выносы морены, покрытые снегом, черные почти пятна камней, ледник с классическими трещинами. Надо всем этим замкнутый цирк и взметнувшаяся вверх стена с завитками снежных карнизов и зеленоватыми натеками льда – перевал. И из-за него, с той стороны, над крутыми баранчиками кучевых облаков, тянутся вверх, растут просто на глазах, белые пальцы, как их еще называют – «флаги». Белое – черное –сине-голубое… Это цирк Туюк-Суу. Описать так же трудно, как и нарисовать. И снова как будто слышу: «Погода портится, пора вниз, сестренка».
Сюда я попала случайно, и до сих пор считаю, что мне повезло. Не такой уж я и спортсмен, к тому же год неудачный был. Травма, ходить могу, но не в маршрут с рюкзаком. В общем, все туда, а я осталась. Улетела к родственникам в Алма-Ату, бродила по городу – была уже осень, на базаре груды яблок, тяжелых с багровыми боками – знаменитый апорт, А вокруг – кольцо гор.
Как-то естественно стала ездить на Медео, потом подниматься вверх по дороге к Горельнику и выше – к метеостанции. В горах даже дышится как-то иначе, особенно легко. Молчаливая доброжелательная хозяйка с загорелым лицом, в лыжных брюках, поила чаем с каким-то необычным вареньем. Я угощала детей яблоками, рисовала вздыбленные снежные вершины, черно-синие тянь-шаньские ели, дорогу, идущую вверх. Где-то там - урочище Чимбулак, и, как говорят, сказочное ущелье Туюк-Суу. Именно там снимали фильм-фантастику по Стругацким «Отель «У погибшего альпиниста».
Однажды, когда я уже возвращалась, меня обогнал мотоциклист. Мотоцикл этот когда-то был с коляской, но теперь на ее месте – платформочка из досок, и больше ничего. Затормозил: – «Садись, подвезу». Человек в рабочей одежде, невелик, уже не молод, интонация располагающая, и я вдруг соглашаюсь. Так бывает – расположение, доверие возникает неожиданно, неизвестно отчего, то ли горы, то ли интуиция сработает. Едем. Серпантин дороги, по недостроенной плотине, в котловане – оранжевые экскаваторы с уже опущенными ковшами. Город защищается от селя. Упоминаю о Туюк-Суу .
-«Да, туда пешком не дойдешь. А знаешь, приходи-ка завтра часов в 9-10 к плотине. У меня в той стороне дела, на пару часов тебя подброшу». Машинально соглашаюсь. Немного странно и страшновато. Стараюсь его рассмотреть. Уже где-то под сорок, худощавый, глаза голубые блестят, щербинка и в манерах что-то от мальчишки. Взрывник по профессии. Наутро понимаю, что не поехать просто не могу – горы…, хочу вверх.
И мы поехали. Позади осталась метеостанция, махнула рукой – не узнали в куртке. Воль дороги ярко-красные кусты созревшей рябины. Наверху выпал снег и рельефно видны вертикальные независимо от крутизны склона, театрально- красивые черные пики елей. Чимбулак, опоры еще неоконченного подъемника. Лес исчезает, вокруг мрачноватая россыпь валунов. Дорога хорошо накатана – вверху в ущелье вагончик гляциологов и группа постоянных рабочих плотины. Что-то крикнули, но мы едем. Конец дороги. Тишина.
Оглядываюсь вокруг – просто слов нет. Если позади – безжизненное красно-коричневое ущелье с черточками деревьев на горизонте, то впереди – все взметнулось и застыло, сверкает. Воздух пронизан солнцем, свежий, ласковый. Если одним словом – вот она, гармония! Медленно поднимаемся по заснеженной морене. Под снегом шумит-журчит невидимая вода. Знакомое чувство высоты - более 3000 метров, а точнее – большой перепад при подъеме. Если резко повернуть голову – в глазах блестки-мушки какие-то. Наверняка побледнела, сумку мою забрал. Отдыхаем часто, через несколько метров подъема. Спутник мой вспомнил о «горной». Конечно, тащить вверх незнакомую девчонку неосторожно. Впрочем, не более чем, как и мне с ним ехать …
Ничего, обошлось. Рисую. А получается почти графика. Снег вообще рисовать трудно, и времени мало. Появляются, изгибаясь, растут «флаги» из-за перевала.
- «Пора вниз, сестренка». Быстро помочила ноги, обувь не та. Через ручей меня перенесли. Как нередко в горах, спуск труднее подъема. На поворотах мотоцикл часто заносит, приходится наклоняться в нужную сторону для того, чтобы уравновесить – слева обрыв. Несколько раз останавливаемся. Кусты рябин просто багровы от ягод, вкус горчинки, свежий, живой…
В вагончике строителей уж пусто, дрожит от напряжения движок – сушим носки и обувь, слегка конечно. Горячий чай. Вдруг начинаю рассказывать о своих сложностях и проблемах – причем на работе…
-«Запиши-ка адрес, если что – приезжай. Работу найдем, хотя бы картографом». Картографом! Господи, я биолог, по черчению у меня было что-то между тройкой- четверкой. Рисую только пейзажи и только акварелью. А горы - насколько они прекраснее в действительности!
Остановка автобуса - «Ну, будь здорова, сестренка!». И добавил – «Своим особо не рассказывай, могут не поверить». Да-а-а, еще бы… Лицо начинает гореть еще в автобусе – ожог, и к вечеру напоминает тот самый «апорт». Моя мудрая тетка молча вздыхает, трет на терке сырую картофелину для компресса - уже ночью мой самолет. На столе красные гроздья горной рябины, перед глазами – эти самые горы».

Написала ему открытку, кажется, к Новому Году. Без ответа... Хотела послать один из тех этюдов, но не собралась. Как зовут – не помню. Адрес тоже не сохранился. Бывает. Только рисунки остались.
Времени прошло чуть ли не в два больше, чем я прожила до этой поездки. Случайно нашла эти листки, и снова вспомнила все – рябину, синие ели, белые «флаги» Туюк-Суу, «сестренка»…
Хорошо быть молодым!

to tnget: Классный рассказ...

отлично!

Андрюха,хорош ! сентябрь - лучшее время для школы гидов в Ала-Арче ! :) 3 дня осталось,однако..едешь ?

съездил уже))

сколько по времени занял подъем?

от ложа ледника до вершины час тридцать