Погиб 12-ти летний скалолаз

Пишет lsls, 08.07.2013 09:23

За обсуждением поседних трагических событий и разговорами ни о чем прошла новость о гибели перспективного итальянского скалолаза Tito Traversa. Причина смерти - падение на землю при прохождении с нижней скалолазного маршрута из-за того, что разрушилось несколько оттяжек.
Это очевидно не случайное неправильное вщелкивание - оттяжки изначально были собраны криво. Как, почему - непонятно.
Скалолазание считается относительно безопасным занятием - и вот такое... не уследили. Еще один повод задуматься тем, кто ратует за развитие детского альпинизма.

Для тех кто не ходит по ссылкам - полный текст под катом.

5 июля в больнице умер двенадцатилетний перспективный итальянский скалолаз Тито Траверса (Tito Claudio Traversa). 3 июля он упалс высоты около 20 метров при прохождении с нижней страховкой разминочного маршрута сложность 6b в секторе "le Belleric" во французском скалолазном районе Orpierre. По имеющейся информации, причиной падения явилось использование неправильно собранных оттяжек. В результате, при срыве в верхней части маршрута верхние оттяжки разрушились и Тито упал на землю. Он лез в каске, но она не смогла предохранить от травмы при падении с такой вісоты.

Использовались новые оттяжки, купленные родителями одного из детей, участвовавших в скалолазном выезде. Часть из них вероятно была собрана неправильно - карабин был приклеплен к резиновому фиксатору, но не вщелкнут в петлю оттяжки. К сожалению, эти оттяжки использовались на 8 верхних шлямбурах маршрута. Какая это была модель оттяжек, покупались ли они собранными или собирались самостоятельно - пока информации нет.

При использовании оттяжек с фиксатором существует опасность их неправильного прощелкивания, которое приведет к тому, что карабин будет крепиться только на фиксаторе (фото). Три года назад в Америке произошел несчастный случай, который так же связывают с неправильным использованием оттяжек с фиксатороми - женщина разбилась на скалах в New River Gorge.

Надо очень жестко прощелкать такой момент, притом, что, подозреваю, тренер был рядом..

Печально... Ведь у него всё только начиналось...
Дети они ведь не осознают всю глубину опасности. Тем более взрослый тренер был рядом. Хоть бы проверили что и как. У меня складывается впечатление, что в гонке за техникой лазанья и прохождения почему-то забывают о технике безопасности.

В интернете пишут, что родитель одного из детей, участвовавших в сборах, вщёлкнул карабины не в петлю оттяжки, а в резинку-фиксатор, и что под местом срыва находилось подряд восемь таких неправильно собранных оттяжек. ((

Насколько это проверенная информация, сказать из Москвы, конечно, сложно, но поверить в такое, увы, можно - на московских скалодромах довелось разных родителей юных скалолазов наблюдать... (

Источник: http://vk.com/adrenalincex (пост от 11:30 6-го июля).

Прошу прощения: внимательно перечитал основной текст и понял, что в нём всё это уже написано. : (

Это жесть. Парень вылез 4 восьмерки и на 6b разбиться, по полной глупости. И не стоит тут писать, что у детей типа с ТБ все плохо. Просто когда ты одалживаешь оттяжки у человека на скалах, у тебя обычно не возникает подозрений, что они могут вот-так лопаться. Да надо быть внимательнее. Но утверждать, что все кроме этого парня пристально изучают чужую снарягу, а не просто берут ее и лезут - значит нагло врать.

...утверждать, что все кроме этого парня пристально изучают чужую снарягу, а не просто берут ее и лезут - значит нагло врать - это точно!
Сейчас все активно начну проверять, как собраны оттяжки, а встёгивать, например, карабин в беседку будут на автомате, не глядя.
Вся ТБ написана кровью, но вспоминаем мы об этом только после очередного ЧП: ведь раньше так делали и всё было нормально!
Увы...

Есть только один вопрос: "Где был тренер?".....
Очень жаль ребенка

Довольно редкий тип оттяжек с не прошитой серединой и несколько подряд похоже на детское баловство.Знаменитая Линн Хилл перед маршрутом начинала вязать булинь и отвлеклась-летела с 20 метров.Внимание и еще раз внимание.

Раз уж не прошита середина, может лучше вообще отказаться от резинового фиксатора? Дабы не попадать в такую *засаду*.
Ну а поскольку есть детское скалолазание, то только с верхней страховкой - моё мнение.
Жаль парнишку. 12 лет только начало жизни....

будет достаточно, если тренер будет выполнять свои обязанности и проверять все снаряжение перед каждой тренировкой.
в том числе следить за сроками годности обвязок (3 года), за комплектацией оттяжек, особенно новых, за страховкой на всех девайсах, за вязкой узлов и т.п.

Кто же против... Но, дети есть дети. Где гарантия что они и после проверок чего-нибудь не *начудят*?
Как я понял, в эту *засаду* попадают не только дети. Судя по ролику выложенному выше.

Вы так говорите, как будто со взрослым такое произойти не могло.

Ща Морозова подтянется и будет вам про детское скалолазание ...

Да у неё речь шла про детский альпинизм. Кстати, с такой формулировкой я не согласен. Альпинизм с детьми - другое дело.
А детское скалолазание.... Имел удовольствие присутствовать на таких соревнованиях.

В скалолазании число факторов, определяющих безопасность, относительно невелико - и их можно проконтролировать, если речь идет о детях. Кстати, на каком-то из форумов звучал вопрос - почему спускался на оттяжках (я так понял, срыва не было, был спуск парашутиком с топа, может быть clip-drop), а не через кольцо - я думаю как раз, чтобы минимизировать действия, неправильное выполнение которых может стать причиной НС.

В альпинизме таких факторов на порядок больше - а к каждому инструктора на маршруте не приставишь

Мог долезть, встать на самострах, чтобы перевязаться в кольцо и все пердык. Другое дело не понятно, как все оттяжки могли так перепутаться

Любые оттяжки нормальных фирм купленные в сборе от такой ошибки застрахованы...
Жалко пацана...

К примеру CAMP Nano?

Давайте перед тем как что либо писать посмотрите на свои оттяжки. Все оттяжки, которые НОРМАЛЬНЫМИ фирмами (кемп в том числе) позиционируются для спортивного лазания ПРОШИТЫ таким способом что карабин тупо не выщелкнется через оттяжку!
Другой вопрос когда вы сами собираете сет из более длинных петель (для трэда, альпинизма и т.д. возможны варианты) ну не ставте резинки или какие другие держатели карабина они не для такой конфигурации... Годами это уже обсасывают...

У меня много оттяжек собранных с 60сметровой петли, но естественно нет никаких резинок. А пример с NANO 23 был написан к месту(спецом перечитал Ваш пост), ибо фиксация карабина просто отвратительная и это все собрала фирма%)

Резиновые фиксаторы от Petzl ?

Видео на тему:

Может кто-то объяснит, что творится в этом мире? Люди, особенно детки, осваивают любой электронный девайс за пару минут без инструкции, а вот для того, чтобы продеть карабин в два отверстия, а не в одно, почему-то нужен такой ролик.

Прежние были вроде лучше, но часто рвались. Правда, может, качество резины?

1. трагическое стечение обстоятельств
2. недосмотр тренера
3. если оттяжки были собраны некомпетентным/компетентным лицом- преступная халатность

".... Еще один повод задуматься тем, кто ратует за развитие детского альпинизма." данный случай не имеет ровным счетом никакого отношения к детскому альпинизму.

как известно во Франции один из национальных видов спорта, который включен в программу школьного образования.
Количество занимающихся детей - огромное, легкомысленное отношение к вопросам безопасности вызвано тем, что эти люди с веревками и оттяжками проводят большое количество времени и это притупляет внимание и концентрацию на деталях. В данном случае, "неправильные" оттяжки- форс-мажорное (я бы его так охарактеризовал) обстоятельство (кто-то подложил подлянку и своей некомпетентностью подготовил снаряжение неправильно ), которое не было зафиксировано тренером, поскольку в понимании тренера возникновение такой ситуации крайне мало вероятно, и даже чисто статистически либо не происходило,либо происходило крайне редко...

Этот случай в очередной раз доказывает, что ТБ пишется кровью, а ее соблюдение это ритуал, требующий педантичного исполнения....

P.S. От лица руководства Скалолазного Центра BigWall, хочу еще раз попросить всех посетителей скалодромом Москвы и России в целом не быть равнодушным по отношению к тем, кто лазает рядом с вами, и к тому,чья жизнь у вас в руках на страховке. Обращайте внимание на то, как привязан и что делает ваш напарник на стене, что делают люди (опытные и новички
) стоящие рядом с вами!!! возможно, ваше замечание может предотвратить кого-то от травм или гибели!!!

Берегите себя и своих друзей!

В этой связи довольно редко на страницах Риска выносится методика по безопасности при проведении соревнований и подготовки трасс.Каким узлом лучше привязываться.Контроль за оттяжками.Сроки годности снаряжения.Особенности применения карабинов-автоматов(не путайте с оружием).А вот замечать и указывать на ошибки соседям дело очень неблагодарное-пошлют подальше в лучшем случае скажут-мы всегда так делаем и все в норме.

неблагодарное оно видимо в нашем менталитете....

мы когда пришли лазить на скалодроме в Вене, вщелкнулись своим одним карабином в веревку, собирались размяться с верхней страховкой, так к нам подошел местный посетитель скалодрома (не инструктор, их там вообще нет) и вежливо обратил внимание, что мы нарушаем правила и надо пристегиваться двумя карабинами к веревке... и вы знаете, у нас не возникло желание его послать куда-либо, наоборот было приятно, что людям вокруг тебя не все равно, что ты делаешь, тем более если ты это делаешь заведомо не правильно!

а в России всем на все с высокой колокольни.... :((

P.S. кстати о взаимном внимании друг к другу в европе: последнее время часто езжу в европу на машине, так вот бывало заедешь куда нить ни туда по улице, нарушаешь несознательно правила, так тебе вся улица начинает махать руками и показывать куда ехать и как правильно поступить... это наверное и есть "человек человек друг"!

Немного может быть не в тему. Сын в настоящее время стал заниматься так называемым спортивным туризмом. Это когда дети бегают по натянутым веревкам. Так вот там разрешены для применения карабины-автоматы( карабины для виа-феррат). Но в последнее время такими карабинами они стали пристегивать и судейские веревки. Мне даже пришлось продемонстрировать как такая веревка самопроизвольно выстегиватся из такого карабина. Сыну я конечно запретил применять такой карабин не по назначению. Но в массовом случае федерация спортивного туризма приучает детей думать что это безопасно. А далее уже например на скалах ребенок с полной уверенностью пристегнется например к верхней страховки такой карабин и полезет на верх.
Куда я могу официально или через интернет обратиться с требованием запрета применения карабинов не по назначению, на соревнованиях, которые проводит федерация спортивного туризма? Это противоречит даже им же написанным правилам.

Скорее всего это локальный перекос. Нормальные люди все судейские верёвки вешают на стальные карабины с муфтующейся защёлкой.
Для начала вам нужно поговорить с человеком, который был начальником дистанции на данных конкретных соревнованиях.

P.S. Спортивный туризм - это спортивные походы, а то, что вы имеете в виду - называется в обиходной речи турмногоборье, а в уставных документах - соревнования по технике пешего/горного/водного туризма.

а в уставных документах

Страшно далеки отдельные писатели РИСКа от нормативных документов спортивного туризма.

Имеется в виду, что разрешено участнику пристегиваться к судейской веревке таким карабином. А также разрешено применение таких карабинов в усах самостраховки. Это разрешено на всех соревнованиях, вплоть до российских. Целевое же назначение таких карабинов движение только по натянутым перилам, тогда риск произвольного выстегивания его минимален. Но и то, в паспортах на данные карабины нарисовано, что надо при движении включать в перила оба уса самостраховки и не допустимо его использование для подключения основной страхующей веревки.
То есть идет нарушение Регламента проведения соревнований по группе дисциплин «дистанция - пешеходная»
2.1.1 Разрешается использовать снаряжение фирм изготовителей спортивного туристского снаряжения, имеющих лицензию на производство данной продукции и снабжающих свою продукцию паспортом изделия, другим сопроводительным нормативным документом (далее «Паспортом…»), регламентирующим применение данного снаряжения.
2.1.2 Снаряжение разрешается использовать только по назначению, указанному в «Паспорте…».

Это называется "залинг". Лучше бы человечков из желудей делал.

Безопасно только лежание на диване. Если исключить образование пролежней и проблемы из-за гиподинамии.
Безопасность в туризме обеспечивается только постоянным вниманием и контролем. Своим и напарника (в случае детей - тренера).

Классик предлагал пистать в "Спортлото".

Это противоречит даже им же написанным правилам.

Ткните пальцем в конкретный пункт правил. Я подозреваю, куда вы ткнёте, поэтому сразу же отвечу - этот не подходит.

Обратитесь в федерацию спортивного туризма. Не примут меры - обратитесь в Минспорт, пусть приостановят регистрацию федерации. Не примут и там - в суд.

Показать комментарий

Турмногоборье - имеет множество правил, которые предназначены для обеспечения безопасности. Если брать ТПТ (скорее всего об этом виде идет речь), то там зарегламентировано практически все. Однако в реальности спортсмены сами, осознанно, пытаясь выиграть лишние секунды, находят в правилах дырки и их используют, не взирая на риск для собственного здоровья.

В правилах написано, что необходимо использовать муфтованные карабины. Когда правила писались, ферратных карабинов еще не было. Первое время на многих соревнованиях их не допускали к использованию даже на усах. Потом эту практику продавили сами спортсмены (т.е. такой карабин был признан муфтованным). В тоже время в правилах не было различия между карабинами на усах и на веревки. Соответсвенно разрешив ферратные карабины на усах, их по сути разрешили везде.

Аналогичная ситуация с закреплением навесной переправы на жумаре, заклинившем в судейском карабине и охваченном карабиновой удавкой. Выглядет очень не здорово, но это более быстрый метод, формально не противоречащий ни одному пункту правил (т.к. считается, что веревка держится не на жумаре, а на удавке).

Еще в турмногоборье, часто страховка - фикция. Только не давно видел по центральному телевиденью, как участница на крутонаклонной переправе отпустила руки и чуть ли не контузилась об нижнюю опору. У нее была верхняя страховка. Просто ее очень быстро выдавали, потому как на соревнованиях так принято (важны секунды).

И хочу отметить, что все эти допущения делают сами спортсмены, вполне осознанно, специально ища дырки в правилах.

Различие появилось пять лет назад, запрета на ферратные карабины как не было, так и нет.

Еще в турмногоборье, часто страховка - фикция.

Убейте об стену постановщика дистанции.

Убейте об стену постановщика дистанции с трансляцией по центральному телевидению.
Это не ТГТ.
Там никто в здравом уме не трогает руками перильную верёвку на берге.

Такое, конечно можно организовать, но в соревнованиях по горному туризму тяжело. Чтобы выдать верёвку через тормозное устройство с такой скоростью, нужно очень постараться. Обратную проблему (когда девочке не доехать) наблюдаю регулярно. С описанной не приходилось сталкиваться.
Может это пеший туризм, которым любят занимать детей? Там, вроде (не могу с увереннностью сказать, давно правил не перечитывал) страхуют через одинокий карабин.

При чем здесь все это словоблудие в теме про несчастного мальчика?

В данной теме идет разговор о "не корректном" применении устройств для организации страховки, которое и привело к гибели. Мальчика здесь не обсуждаем.

Почему то все забывают один момент - он лез по провешенным оттяжкам, значит до него кто-то по ним пролез и спустился нормально. Факт "сборки" оттяжки самостоятельно - это редкость и вряд ли кто-то будет пересобирать новые оттяжки. Брак изделий вероятнее, по этому пока это все перепроверяется и нет официальной достоверной информации о причинах ЧП.

Оттяжки могут быть провешены путем спуска вниз. Последняя оттяжка была нормальная, и тот кто провешивал, спускался вниз на ней. Пока нет фактов, все остальное домыслы. Перебирать новые оттяжки вряд ли, а докупить резиновые фиксаторы и до оснастить ими оттяжки, при этом делая это невнимательно, вполне.

не представляю в каком надо быть состоянии, что бы собрать оттяжки "не так" и не одну, а несколько штук.
Нет смысла провешивать 6б сверху, не так категория сложности.

Чел, который провешивал маршрут - нагружал верхнюю цепь, а не оттяжки.

Мальчик сорвался и пошла нагрузка по оттяжкам (он не долез до цепи буквально немного).
Кстати, для него срыв на 6б - это вообще нонсенс, т.к. у него уровень лазания был 8б. Ну это так, просто к слову.

когда продаются новые оттяжки - бывает, привязаны карабины к стропе этими резиночками, с целью, чтобы человек сам распаковал комплект и перещелкнул. бывает такая заводская сборка.

если просто достать из коробки новые и не глядя полезть, то...

Вот тут показали как все было... Если это действительно так, кроме многоэтажного мата в голове ничего нет...
Кстати, спортсмены скалолазы (начиная с определенного уровня) просто не обращают внимание на оттяжки, точки страховки вообще, они просто лезут на прохождение. И это правильно!!! RIP....

Так собрать оттяжки мог только ребенок.

Тут вы ошибаетесь, к сожалению. Предидущий такой случай произошел со вполне взрослой женщиной.

Проблема в том что скалолазание по болтам совершенно не учит думать о надежности страховки.

Это жесть! Если даже собирающий впервые держал в руках оттяжки, не уж не пришло в голову, что резинка не выдержит, и она не для того там... ну а чтоб элементарно посмотреть инструкцию перед сбором, и проверить у знающего...