Впервые к Эльбрусу или семейный переход через перевал Хотютау в 1985 году

Пишет uz89, 06.05.2013 09:48

Впервые к Эльбрусу или семейный переход через перевал Хотютау в 1985 году (Горный туризм)

Поход 1985 года был первым знакомством с Эльбрусом. Даже издалека ни разу его не видели . Он только однажды промелькнул в окне автобуса, в глубине долины Худеса, но это и не в счет. Поэтому я с нетерпением ждал того момента когда мы окажемся под его вершинами.

Но перед этим были радиальные вылазки в долины Талычхана и Чунгур-Джара, без подъема на перевалы, скорее экскурсии, которые всегда оставляли у меня ощущение чего-то незавершенного. Так хотелось идти выше, на ледники! На Чириколе ходили каждый вечер в кош, покупать молоко и хлеб. Обитателям коша всегда дарили упаковку "Индийского"чая (который и в Москве было купить непросто) привезенного для того, что бы отблагодарить этих тяжело работающих людей. Сидеть в кошаре, у жаркого пламени очага, особенно в дождь, было приятнее чем мерзнуть в холодной палатке.
Я с сестрой на берегу реки построил из веточек и земли домики, с пристанью и лодочками, мы проводили за этим занятием все дневки.
Здесь же, на Чириколе, одна из коров унюхав чай (или соль?) лежащий в палатке решила его отведать, к счастью именно в этот момент мы вернулись из радиалки. На стене палатки "красовалось" большое зеленое пятно, но шелк парашюта выдержал.
На Ворошиловских кошах стояли несколько дней. Родители залезли на перевал, оставили там заброску (они делали так всегда, совмещая разведку с возможностью затащить что-то выше и избежать лишней "ишачки") и вернулись в таком душевном подъёме, в котором мы их не видели никогда.
А все из-за панорамы гор, которая им открылась с Хотютау, с которого "виден весь Кавказ", небо почти черное в своей синеве, а вершины Эльбруса совсем рядом.
Так оно и было, когда через 2 дня после ночевки у мрачных, красноватых стен Кюкюртлю , подъема по снежникам и преодоления последнего взлета мы стояли на Хотютау переполняемые счастьем и ослепленные сверканием снегов Эльбруса.
Ночевали на Эхо Войны, а на следующий день спустились на поляну Азау, поплутав перед этим в поисках спуска к леднику Большой Азау, который зажатый в узком ущелье низвергается вниз мощным ледопадом. При переходе по льду покрытом шлаком отец упал и содрал в кровь руку, поверхность склона здесь напоминала крупный наждак.
К морю шли через Донгуз-Орун. В плане был Бечо (я мечтал о "куринной грудке" и Ушбе которая там совсем рядом), но родители изменили план и к моему сожалению пришлось тащиться на этот не вызывавший во мне энтузиазма перевал.
Не обошлось без приключений. На подъёме шли за плановой группой. Под перевалом был небольшой, старенький ледничок в середине которого обнажился лёд. Кошек не было, осыпуха лежащая на льду уходила из-под ног, многие плановики начали психовать...
Наконец, отделавшись легким испугом вышли на перевал. Во время ночевки на Накре, недалеко от Квиша, из тумана возникли две фигуры. Ими оказались два чешских альпиниста, спустившиеся по ошибке с Накра-Тау на юг. Напоили их чаем и они улеглись спать среди камней.
На следующий день, к вечеру, дошли до Южного приюта. Там, к большому нашему удивлению, стоял ПАЗик в котором уже сидело несколько групп. Тяжело пыхтя он двинулся вниз по Ингури, к Зугдиди, а затем в Сухуми. На лежаках постелили керематы и уснули под плеск прибоя.
И казалось, что ледники и снежные вершины остались где-то далеко в прошлом, a весь этот 24 дневный поход был очередным сновидением.
На следующее утро, шли по пыльному, любимому Сухуму, к ресторану "Наарта", где нас ждали хачапури, мясо с ткемали и другие яства.
А на перевале Хотютау я бывал затем много раз и каждый раз вспоминал как счастливы были наши родители тогда, в июле 1985 года.

В Хурзуке, вид на восток

Скалы Улак над долиной Уллу-Кама

Уллу-Кам в каньоне, чуть выше слияния с Узунколом

Лагерь на слиянии Чирикола и Уллу-Кама. Вдали виден вход в долину Мурсалы.

Вверх по Чириколу

Игры на берегу Чирикола

На "аэродроме" Чунгур-Джара

На "аэродроме" Чунгур-Джара. Вид на северо-восток

Вершина Доломит Южная

Цветы и камни Чунгур-Джара

На Талычхане. Вид на ГКХ

Лагерь на Ворошиловских кошах

Западное плечо Эльбруса из под немецкого бугра

ледник Переметный

ночевка в ложбинах, под Хотютау

Утро под Хотютау. Озарены первые вершины.
Вспоминается стихотворение Тютчева
Но Восток лишь заалеет,
Чарам гибельным конец —
Первый в небе просветлеет
Брата старшего венец.
И с главы большого брата
На меньших бежит струя,
И блестит в венцах из злата