Не только восхождениями запоминались смены в альплагерях...

Пишет lomiga, 01.02.2013 23:41

Не только восхождениями запоминались смены в альплагерях... (Альпинизм, альплагерь, сгущёнка, пограничники, посвящение в альпинисты, уллу-тау, узункол, тютю)

Получение продуктов со склада перед выходом в высокогорную зону - это тоже был очень запоминающийся момент.

Получить нормальных продуктов по советским (маленьким) ценам аж на 3руб.25коп. в сутки на каждого участника- это было просто здорово!
На фото четко виднеется 3-х литровая банка сгущенки-один из символов продовольственного достатка лагерного альпинизма. Так же картошка, которая вечером перед выходом будет пожарена с лучком и заправлена настоящей натуральной тушенкой. А иногда и натуральным мясом(при наличии на складе).Все это затем дружно поедалось всем отделением.
А трехлитровая банка сгущенки конечно вверх не неслась. В любом мысленном количестве её будут употреблять участники отделения, находясь внизу. С чаем,какао, кофе, просто так - без ограничений. В а\л "Айлама"(Грузия), где сделан снимок ,в 78 году получить продукты на руки - это значит спастись от полуголодного существования на столовских харчах.
В постсоветское время среди запоминающихся событий альплагерного существования стала присутствовать процедура, которой ранее и в помине не было -получение пропуска в погранзону:

Пограничник-женщина на погранзаставе в Верхнем Баксане выдаёт заветнае бумажки участникам альпмероприятия. Долгие часы, дни, недели неопределённости остались позади. И вот, наконец, допуск в горы получен. Лица светятся счастьем. Безудержная радость первой победы окрыляет всех. Сама пограничница тоже довольна своей миссией. Как такое не запомнить...
Ну а после попадания. например, в Уллу-Тау, и по прошествии дней этак 12-15, те,кто первый раз познакомился с альпинизмом, проходят посвящение в альпинисты. Традиция эта возникла, очевидно, одновременно с возникновением альплагерей в СССР. И продолжает благополучно существовать поныне. Радостное лицо юноши в конце всей процедуры посвящения будет отмечено чёткой печатью:

Подобные карнавалы устраивались и далеком 78-м в Цее:

А ещё в этой процедуре неизменно присутствует ледоруб, щедро намазанный ядрёной русской горчицей. Каждый новоиспечённый альпинист должен в качестве клятвы верности его поцеловать, а желающие - полизать. Процедуру намазывания горчицей обычно поручают самым умелым поварихам. Таким как ,например, Тоня Козачок - супруга Мастера спорта по альпинизму и скалолазанию, Чемпиона СССР по тем же дисциплинам Петра Козачка из Днепропетровска.

Впервые попавшие в альплагерь многому научатся за смену. Например, самим натягивать веревку для навесной переправы через реку, как это делают ребята из отделения новичков из Днепропетровска и Киева в а\л "Узункол"

И, конечно, на первых своих восхождениях раздеться по пояс на вершине - это святое дело. В отделении, поднявшемся на С.Доломит, хоть один такой, да найдётся обязательно.

Ещё обязательно найдётся хотя бы один, который решит искупаться в озере ледника Суллукол. Вода к вечеру хоть и грязная, но вдруг эта грязь окажется лечебной.

Но сначала от нового Джайлыка по крутым травянистым склонам надо подняться до суллукольских ночевок.

Ещё одно неальпинистское мероприятие запоминается всегда. Медосмотр. Для ветеранов -особенно. Тем более , когда осмотр проводит симпатичная молоденькая докторша. Мастер спорта Леонид Казак такому осмотру в общем весьма рад.

А нач.уч "Уллу-Тау" Ю.И.Порохня тоже тут как тут возле осматривающихся.

А самая приятная минута в альпинизме - это когда ты ты вернёшься с горы к своим палаткам. И тогда можно спокойно рассматривать со стоянок под п. Шогенцукова, что в" Уллу-Тау",маршрут, по которому только что лез на Тютю

Всё позади. Лето кончилось.

Цей 2011_Посвящение)

Smolya, добавь ещё позитива, то есть фотографий с этого посвящения.

На 3-й фотографии вместо "ГОДЕН" прочиталось "ГОЛОДЕН"

Ничего удивительного. Я в 80-м был в Узунколе - кормили очень плохо. Нормально поесть только на маршруте можно было. Судя по тому, что ТС про другой а.л. то же самое пишет - воровство в столовых было общим явлением.

Да , Вы правы. В столовой всегда "столовались" множество незарегистрированных едоков из числа друзей и родственников администрации лагеря. Поэтому участникам доставалось то что осталось. В Айламе особенно.

Везде по-разному. В 1986 году в Уллу-Тау кормили на убой и вкусно. Помню даже имя повара Руслан. Отлично готовил.

Связки

Перед царём стоим)

Медицинская помощь

Ребята вяжут узел чтобы угодить царю Одайхоху

Видно, что горчица понравилась)

У парня на фотографиях армейская каска. Это пластмассовая имитация или настоящая железная. Он в ней ходил на восхождения?

Это настоящая железная)
И на восхождения в ней летал)

В 1983 году в Артуче, на второй выход из альплагеря на Куликалоны,
мы набрали железа (этап снег-лед), и гору продуктов.
Учитывая что в обед температура воздуха в тени поднялась до плюс 40,
вышли за лагерь и разлеглись в тени жидкой арчи часиков эдак до 6 вечера.

Смотрим на баранов, пастушьих собак и тут!!!
В поле зрения попали два-три ослика.
Вымели по карманам где-то рубля 3, и пошли покупать транспорт.
- Й-ее! Деньга не надо, рис марковка давай! - сказал старший пастух
И нам за 2 кг. риса определили худосочного ослика и мальчишку погонщика.

Наш народ заторопился и набил два абалаковских рюкзака железа и баночных продуктов.
Общей массой килограмм 60.

Завхоз альплагеря заметил такую движуху и решил передать на верх попутный груз.
Большой и красный газовый баллон, тоже не менее 60 кг.

Веревками через позвоночные косточки ослика с двух сторон притачались два груза по 60 кг.
Получился мобильный комплекс типа ракеты земля-земля

Вся эта возня заняла часа два.
Но как только было произнесено местное "Кххх!" - что означало -Пошел!
Ослик тут же сложил ножки и размазался по земле

Все пришлось развязывать, уменьшать груз, затем вновь его тачать...
Близился вечер
Картина была такая - два человека впереди тянут ослика, два сзади - толкают, подпинывают
Тот периодически ложится
На крутых и узких участках тропы транспортный аппарат не проходит, тогда все опять развязывается,
ослика и грузы на руках и пинках перетаскивают, опять грузят, вяжут...

Ну наконец-то показались первые озера и тропа пошла почти горизонтально
Наш ослик оказался мальчиком почуял девочек, и проявил таки характер!
С гармонально победоносным - Ииии - Аааа! он помчался, разрывая о камни рюкзаки
и посыпая тропу выпадавшими банками

Мальчик погонщик по азиатским правилам выпросил у нас еще леску и крючок (ловить в озерах рыбу маринку),
и отбыл восвояси...

Через несколько дней мы шли по 5 Б на Марию Мирали.
Где-то середине стены, у меня из под клапана рюкзака вылетает банка концентрированного молока
Чуть ниже, набрав скорость, она чиркает о камни, и так феерично, крутясь,
пролила на скалы молочный дождь!

А к нам 1986 в Артуче сразу подошли два пацана из ближайшего кишлака. Предложили двух ослмков, но уже по 10 руб. за каждого. Инфляция однако. Наши партнеры, связка из Новгорода наканули сказали, что лучше два раза сбегают, для аклиматизации. Ан нет, утором молча протягивают червонец.
А еще прикол. Наш инструктор посоветовал нам не брать много тушенки, а лучше свежей свинины, обжарить ее, положить с банку и залить сверху топленным жиром. Так и сделали. Только он не предупредил, что надо в поллитровые банки сложить. Я полную трехлитровую напихал. Уж не помню - один или два раза удалось что-то приготовить из этого мяса. Зато до конца смены всегда имелась в большом количестве маринка (рыба такая). А еще опарыши выменивали на всякую вкуснятину у соседей.

5 метров веревки такса...

Спасибо!

А мы заперли таки 3л сгущенки на ночевки... потом пили с ней чай, но размешать чем не было. Поэтому наливался в кружку чай, потом лилась сгущенка и разбалтывалась. Чай выпивался, опа - на дне сгущенка осталась. Доливался чай, разбалтывался - маловато будет, доливалась сгущенка, разбалтывалась, выпивалось, опа - на дне сгущенка осталась... и т.д.;-)

Спасибо. На Куликалоны в 79-м тащил рюкзак с продуктами,при этом, Руфина Григорьевна вдобавок попросила забросить(ну,как такой женщине откажешь..) коробку со свежими овощами(коробку пришлось притачать уже к верху "юбки") для Мумджи. С помощью товарищей удалось встать и тронуться. Но,бежит Руфина Григорьевна с вибрамами для Эдика Часова. Т.о. скульптурная композиция была украшена "ушами". Попадается по дороге пацан лет10-11 с ишаком,за сигареты договариваюсь(они уже у него). Ан, нет! Бежит другой пацан и вопит,что это его ишак и никуда тот не пойдет, а сигареты-то пошли(он их бросил в траву,их не найти,он найдет). Т.о.Развели меня как последнего лоха. Подозреваю,что это был их бизнес. Но, всегда вспоминаю с улыбкой. Да, и появление монстра с ушами на фоне заката на Куликалонах было впечатляющим!

Про голод в лагерях не знаю, в Артуче в 84г кормили отлично и на выход на Куликалоны (а все уходили туда) выдавали все что душе угодно.
Тушенка была трех видов- баранина, говядина, конина.
Ну и все остальное.
Тоже нанимали ишаков для заброски, стоило по-моему три рубля-ходка (может быть и рубль)...
Вот заброска в 87г на сборы на оз. Б.Алло.
До озера ишаки не дошли, где-то на предпоследнем завале встаои....
дальше пришлось все забрасывать самим.
На месяц сборов для команды в 28 чел.

расчет с погонщиками

в Артуче в 84г кормили отлично

Подтверждаю! В 88 г. тоже как на убой кормили. Запомнились отличная свиная тушёнка и ананасовый компот.:-)

А наши мужики в Узунколе, в конце 80-х прошлого века, по просьбе работников лагеря, помогали с забоем свиней. В Узунколе была своя маленькая свиноферма. Ну, умеют наши мужики забить и разделать хрюшу. Договорились, что мясо - в столовую, а все, что останется - наше. Вот из этого нашего, парни делали колбасу(колбасницу с собой привезли), сальтисон и прочие вкусности. Это вам не тушонка баночная! Юра Домшин как то раз вытащил на ночёвки целую кастрюлю, огромную такую, в столовой у девочек попросили, сальтисона. Это было что-то. Все доломитские ночёвки угощались. А еще было сало, колбаса кровяная. Вот на этом можно ходить. Эх, а сейчас - пакетики, порошочки

эх, романтика))

ага))))))

Я помню эту ферму!
89 г. Мы были старшими разрядниками - 4 человека в отделении.
Спускались с горы, просыпались - мы дежурные.
~100 человек столовая, подать, убрать.
А потом - свинарник!
20-ти килограмовые баки надо было таскать через речку в свинарник.
Мы сваливали отходы пищи в озеро из еды и эксриментов.
Ближе в нам озеро больше состояло из отходов столовой.
Ближе к постамету, где на сухом месте жили свиньи, озеро состояло из навоза.
Градиент понятен.
Свинки прыгали в озеро, ползли/плыли к более вкусному месту.

Мы ели тушенку

Так, значит, Вы должны нас помнить. Мы жили в крайнем домике. Нас было четыре инструктора. Лена(блондинка с длиннющей косой), Федя(к сожалению погиб на С.Доломите), Володя Булочников и я. Мы жили в соседних комнатах в общей террасой. Вместе работали и вместе ходили в дни отдыха на "свои" горы. И народ у нас всё время толпился на террасе. Причём, независимо от того, были мы дома или нет. Весело у нас было. Чай(ну, или кому что нравилось)))), гитара. Незабываемые времена!

Я в 80-м совершенно не помню. Наверно, и не было. Может, по случаю перестройки завели. :)
Что еды было мало - помню. Мечтали поскорее на маршрут уйти, чтобы хоть там поесть нормально.

Вот об этом нужно говорить , тем кто считает , что сейчас всё прекрасно.... А какая столовая была в Узунколе, пока её не спалил истопник Тюльпан.? В этот легерь приезжали лорд Джон Хант и Визбор Ю.И. Район прекрасный... Захаров П.П специально не инициировал строительство дороги туда, чтобы не загадили район.

Сама участвовала в оттаскивании снаряги со второго этажа над столовой, ребята выкидывали, что могли сверху, мы новички оттаскивали дальше. И не истопник это вовсе. Мы вечером дежурили в столовой, после уборки как положено дежурным разрешалось попить чай. Сидим, пьем... то в одном плафоне лампочка пшикнет, даже дымок был, то в другом... Мы сказали инструктору, не помню фамилии, не своему, тот нам - это проводка, мол. А утром эта проводка в 4 утра и дала жару - замыкание и т.д. Это был сентябрь 1978 года. Кормили здорово, и на выход давалось, чего и не видели раньше (мясо в белом соусе, в красном соусе, колбаса копченая, конфеты трюфельные....)

Прям как у Юрия Роста в книге Эверест - 82 на фотографии палатки Туркевича и Бершова надпись: "Сала и ковбаси на продаж не має".

Это вдогонку))))) Так мы встречали новичков в Уллу-Тау. Днепропетровские сборы 2012

А так наши мальчики развлекались на ночёвках под Виа-Тау. Сделали с помощью ледорубов, клеенки(как от сердца оторвала))))) и пары непечатных слов, запруду. Как там классно было после горы искупаться!

1978г.Узункол.Встреча новичков.С приветственной речью П.П.Захаров.

За Захаровым стоят Риф Имаев и Раис Хайруллин (наши инструкторы с Уфы). К сожалению их нет уже...
Если это сентябрь, может и я где стою, поди ж узнай тут !
Зухра

Риф Имаев у меня был инструктором.Как он ушел,в горах или внизу?

Это конец июня.

А Раис Хайруллин как? Был в Узунколе у нас инструктором - 1978 год...кажется

Такими мы их встречали...

Слева Тимошенко Дмитрий,Питер.Где ты ,откликнись!

Такой вот имидж...

Раз пошёл разговор о «неальпинистском» альпинизме, то не грех вспомнить соревнования по сплющиванию старых консервных банок в «углу» морены
под Кара-Колом и Слонёнком в 1982.
001. Место соревнований (вид с морены).

002. Вид на «угол» морены (ну и само-собой на Слонёнок) снизу.

003, 004. Процесс соревнований.

Ну это кому как...:-)
Байка тех времён.
Новичок в альплагере:
- А там чего такое? Г-гора? И мы туда п-п-пойдём?:((( И вирнёмся?! У-у-у класс!
- А это чо за гора? Как? Р-р-рюкзак? На двоих? На одного?:((( Сила-а-а!
- А это кто прошёл? Инстру-у-уктор? Ну и рожа!:(
Значкист в альплагере:
- Ну чо тут? Вон тот пупырь? Какая-нибудь тройка А? Залахматим!
Разрядник в альплагере:
- Добрался. А как тут кормят???

Кто о чем думает, глядя на горы.
НОВИЧОК (задирая голову и придерживая шляпу): "Ой! А это что? А-а, горы... Ой, какие больши-ие!!... А это что за рожа? А-а, инструктор... Это что - на каждого? А-а, на всех... А это что за мешок? А-а, рюкзак... Это что - на всех? А-а, на каждого..."
ЗНАЧОК (мечтательно): "У-у, вот гора какая красивая! Но мне туда не залезть, наверное... О-о, а вон там вершина какая замечательная!... Ну-у, а вот эта стенка - наверняка только для самых больших мастеров..."
ТРЕТИЙ РАЗРЯД (высокомерно): "Сколько в районе пятитысячников? Три? Маловато..."
ВТОРОЙ РАЗРЯД (заинтересованно): "Ну что, мужики, как тут у вас? Жрачка нормальная? Девочки ничего? Инструктор не зверь? Ну, отлично, живем!"
ПЕРВЫЙ РАЗРЯД (уверенно): "Значит, так: вот по тому леднику, потом по той вон стенке на седловину, проходим по тому гребню - и вершина наша! Вперед!"
КМС: он ни о чем не думает, потому что ему надо делать мастера.
МАСТЕР (задумчиво): "Да-а, вон с той стенки Сашка и сорвался... А на том седле Володька замерз... А на этом леднике Леха в трещину улетел... А под той вершиной... (глотая слезу) Танюшка осталась... Э-э-эх, пойти, что ли, малинки поесть..."

ТРЕТИЙ РАЗРЯД (высокомерно): "Сколько в районе пятитысячников?
***

Типичный значок из Алибека.

А вот по пояс раздеться не тянет :)
Дугоба, в.Гандакуш, февраль 1987

А это королевская связка аусб Варзоб 1986

В 74-ом с приятелем случайно попали новичками в Узункол. Прошатавшись до этого месяц по горам исключительно на концентратах, меня воротило от вкуса и вида круп. Поэтому на выход решили с ним брать только натуральные продукты. Девчонок пожалели и перегружать их не стали, как видно на фотографии
а сами нагрузились как ишаки. Вторым стимулом было угодить нашей инструкторине - великолепной блондинке Ирине Петровне Батмановой.
Учитывая её национальность, готовили настоящий украинский борщ. Готовили по всем правилам: пока варилось мясо, сделали пережарочку на сале из свёклы, моркови, лука и сладкого перца, ради которого пришлось "сбегать" километров за тридцать в Хурзук (правда перец был лишь поводом, а причина, как вы наверняка догадались, была другая). Засыпали потом в бульон капусту с картошечкой и так увлеклись этим процессом, что не заметили как вокруг нас сжималось кольцо из участников всех отделений. Только когда в мою спину упёрлись чьи-то колени и я, подняв голову, увидел вереницу голодных глаз и ходящих от сглатывания слюны кадыков, понял что дело пахнет керосином. Поняв, что судьба борща может быть решена не нами, я схватил кан и бросился под защиту авторитета - Ирины Петровны. Оставалось две несложные операции: забросить мелко нарезанный чеснок и горький перец и положить каждому в миску сметану. Дальше слышался только треск за ушами нашего отделения под аккомпанемент гробового молчания всего отряда. Котелок конечно оказался очень маленьким, но наблюдателям достался запах, а это тоже немало.

В дальнейшем меня увлекла "горная кулинария" и попав через восемь лет в Домбай, я очень радовал своего инструктора на восхождениях пожеланием "доброго утра" и фразой, что сегодня у нас на завтрак только яичница с помидорами, горячие сэндвичи с беконом, пиво "Жигулёвское" холодное, а больше ни хрена нет, хотя, как таковой, хрен есть, но к нему нет холодца.

И ещё одно кулинарное воспоминание. Дело было в Безенги. Повели нас разрядников на восхождения. Через час привал. Жарко. Пить хочется. Гляжу, а на склоне пасутся коровы. Решение пришло моментально: схватил свою 1,5 литровую кружечку, кусок хлеба и ринулся вверх. Хлеб они съели быстро, а на мои попытки подойти сбоку к вымени, отвечали очень агрессивно: опускали голову и пытались нанизать меня на рога. Я и так и сяк, но никак. Оглянулся на ребят, а они катаются по земле и угорают надо мной. Так ни солоно хлебавши и вернулся. Оказалось, что зоолог из меня никудышный - сквозь всхлипывания один, выдавил из себя: "Ты хоть видел кого доишь? Это ж быки!"

Учитывая её национальность, готовили настоящий украинский борщ.

Мы без всяких национальностей готовили настоящий борщ на нижних тютюйских в 1987м под руководством А.Илющенко.
Борщ удался настолько, что на ледовые занятия после обеда идти как-то не хотелось.
А на след. день, после спуска с Местиа-тау, пока отряд собирал лагерь, мы успели опять же хороший наваристый супчик сбацать.
Как говорится, "Война войной, обед обедом".
После походных концентратов - да, преимущества ТАКОГО альпинизма оцениваются враз и навсегда.
Подозреваю, что это одна из основных причин постоянного перетока мужиков (при СССР) из горного туризма в альпинизм :-)

А вообще-то интересная тема. Редко в какой пишу уже третий пост.
1983 год, Узункол. Всей нашей команде осталось до 2-го одна 3-Б. А, еще одной девчонке, двоешное руководство. Прошли скальные занятия, тренировочное восхождение, как всегда в Узунколе Трезубец. Собираемся в Мырды на ледово-снежные и Кирпич "по галстуку" 3-Б.
Инструктор сообщает интересную новость: "К нам едет ревизор!!!". В смысле, Пал Палыч решил прогуляться в Мырды. И говорит наш светоч, вам после этого выхода хадить в спортивной группе, надо чем-то Пал Палыча удивить (в смысле еды). Да нет проблем, мы хоть и не сибиряки, но пельмени делать умеем. Взяли на складе свяжую свинину и говядину, и все остальное. На кухне сделать фарш, только пришли на ночевки, фарш закопали в снежник.
На следующий день, пришли с ледовых занятий и в подозрительную трубу смотрим не как обычно вверх, а вниз. Вау, идет. Девчонки делают тесто, мы добавляем в фарш лук и специи. Пал Палыч подошел на ночевки, когда мы доставали первую партию пельменей. Подгадали ровно тютя - в тютю.
Пал Палычу понравилось. Сказал, что раньше никогда в высокогорной зоне не ел настоящих пельменей.
Не знаю, как помогло это нам с последующими выпусками. До конца смены ходили только троешные руководства. Ничего серьезного не сходили, а больше я в Узунколе не был. Справедливости ради надо сказать, что выпускались мы быстро и разбор проходил то же быстро. Может из-за пельменей? А может потому-что перед Пал Палычем все мужчиты показывались всегда гладко выбритами (кто был в те годы в Узунколе, поймет о чем я)

Привет от Ильющенко!)))

А еще на восхождение можно было получить воблу, которой нигде в магазинах не было. А потом внизу употребить ее с пивом.

Школа инструкторов. Безенги, август 1980. Учебные занятия. Курсантки обсуждают новые методы страховки.
Ничего не изменилось с тех времен.

Не очень понятно, что она делает на 3 фото. Где 4-е и последующие...

Не помню уже. Девчонки болтают. Какая там методика! Мы наших девчонок любили!

День отдыха на Зеленой Гостинице

Летом-зима

1. При работе с веревкой, в обязательном порядке, использовались рукавицы.
2. Сухой паек выписывался, в далекие 70-е, из расчета 1 руб. 92 коп. на человека, а при восхождениях на вершины от 4Б категории и выше, то по 3 руб.50 коп.