Мне кажется, что здесь надо акцент сделать на другом - не "Никогда не выпускайте веревку из рук!" а "что с вами будет на данном конкретном рельефе, если вы случайно выпустите веревку из рук".
Так как веревку можно выпустить, например, от удара камнем по голове/руке, быстрого соскальзывания с гладкой стены в сторону - то есть, совершенно неконтролируемо и неожиданно.
Его ошибка, как мне кажется, не столько в том, что он выпустил веревку из рук (это можно рассматривать как неконтролируемую случайность), а в том, что не предусмотрел этого и не использовал устройство для безопасного спуска (либо самоблокирующееся, либо дополнительный узел типа прусика).
Сам часто, к сожалению, использую при спусках на дюльферах обычную восьмерку или стакан без прусика. Это чуть ускоряет процесс, но менее безопасно, конечно.
Насколько я помню правила безопасности при спуске по верёвке (и дюльфером):
- если есть кому, то обязательно надо страховать спускающегося отдельной верёвкой,
- если нет, то спускающемуся надо использовать либо самоблокируещееся спусковое устройство либо дополнительно схватывающий узел прусик(или аналоги) - обязательно.
Если всё правильно сделал, то отпустив случайно руками верёвку(возможны варианты), ничего плохого произойти не должно.
а в том, что не предусмотрел этого и не использовал устройство для безопасного спуска (либо самоблокирующееся, либо дополнительный узел типа прусика).
В окрестностях отметки времени 1.26 размыто проскальзывает его система - прус ниже спусковухи у него таки был. Кадр очень размыт, но субъективно - прус какой то странный и очень длинный, м.б. его спусковуха двигала поэтому и не сработал. Кто его на дюльфер сверху ставил и проверял как он встегнулся интересно? Парень явно новичок, судя по тому как ноги ставит...
Мужику повезло что был в перчатках, а то криков в ролике было бы куда больше и они были бы куда громче, акустика там знатная.
Оператору, вместо того что б с камерой стоять и кричать "о майн год! щит!" достаточно было бы придержать веревочку... чуть натягивая конец можно регулировать скорость спуска/подстраховывать спускающегося как раз на случай упускания им веревки. ЕМНИП это один способов спуска легко пострадавшего, не то что бы рекомендованный, но вполне рабочий в некоторых ситуевинах.
"В окрестностях отметки времени 1.26 размыто проскальзывает его система - прус ниже спусковухи у него таки был. Кадр очень размыт, но субъективно - прус какой то странный и очень длинный, м.б. его спусковуха двигала поэтому и не сработал. " - я часто видел американских скалолазов, у которых прусик находился под спусковым... на вопрос - ето будет работать? - отвечали, что их так учили...
Эй,а разве у него нет прусика???Он его завязал просто не выше спусковины,а ниже,и вщелкнул в ножную петлю,у "буржуев" это допускается..Видно прусик где то на 0:59..
На самом деле, падал бы на сухой веревке ненамного медленней. Все то же самое.
Я проверял:)
Мужику повезло падать по водопаду.
Там наверняка скользко, но острых камней мало, вода загладила, а так бы по сухому мог тело подрать.
Ну и веревка обеспечила падение без переворачивания.
Максимум, мог обе ноги сломать.
Ну так это не повод для огорчения:)
Как вывод - если начал падать, мысль, что можно схватиться за веревку руками и остановиться, ошибочная.
Везет дуракам и пьяницам. Второму надо было не кино крутить, а контролировать нижний конец. Натянул бы и тормознул хлопца(буржуазная система контроля клиента на спуске).
Так второму видимо важнее было свои операторские способности пропиарить:-\ Он ещё наверняка раздосадован тем, что гад-дружбан не смог по-настоящему разбиться. Сорвал сволощ такую съёмку фильма-катастрофы!:-)))
100% На моих глазах человеку спасли жизнь, успев подхватить нижний конец и натянув верёвку. Он, кстати, спускался с прусиком, но прусик не сразу затянулся и его почти полностью переплавило (прусик был над спусковухой), когда парень начал неконтролируемо падать. Так что подстраховка снизу надёжнее, а сам спуск - быстрее. В каньонинге часто спускаются без самостраховки: спускаться в сильной струе с прусиком опаснее, чем без, а если спуск заканчивается в озере, то самостраховка вообще запрещена. Правда, в таком случае не всегда можно и снизу подстраховать... :) Короче говоря: искусство возможного... :)
И кто теперь будет спорить с тем что европейцы произошли от казахов. Казахи в таких случаях тоже всегда стояли, смотрели и причитали - ой бай... ой бай...:-)))
а вообще из видео не очень понятно почему не сработал прусик ниже спускового.
хоть тут в оператора бросаются какашками я совершенно не уверен, что все здесь присутствующие, проходя мимо речки в которую кто-то дюльферяет (может даже ваш знакомый), немедленно заходят в воду и вцепляются в свободный конец.
При использовании "пруссика" в такой ситуации, он должен быть выше спускового устройства. Кроме того, его необходимо и правильно продвигать по основной верёвке - нельзя брать узел в ладонь (при рефлекторном сжатии рукой узла он может не "схватиться"). Рука располагается ниже узла. Продвижение узла только большим пальцем.
Тут как то тема была про восьмерки и стаканы, ребята уверяли,стаканы безопаснее для страховки. Для спуска они явно хуже. На восьмёрке скорость была бы ниже,при условии охвата шейки.
Там оператор, который испугался гораздо более чем слетевший товарищ - в замедленном повторе это разбираемо призносит чтото типа "where is you autoblock? what happend? , why are you didnt catch?" т.е. судя по всему пострадавший был недообучен, либо допустил ошибку с автоблокирующим узлом на дюльфере.
ааааа))))) А я то подумала, что закреплять конец веревки не нужно из каких то стратегических соображений. А так то - лучше побитым, но на веревке, чем внизу метров на ...дцать и без веревки. Если интересно, могу свои аргументы привести, почему конец веревки лично я ВСЕГДА закреплю на станции.
Ага, это Вы так считаете. А я с одним инструктором спорила с пеной у рта. Мне умудренный опытом, (после того, как я на горе шарахалась по кулуару маятником, болтаясь на узле, завязанном на конце веревки, но не закрепленном на станции, чтобы добраться до этой самой станции после дюльфера) на полном серьезе доказывал, что закреплять дюльферную - совсем не обязательно. Мои доводы, про то, что человека могло камнем по башке шарахнуть, что он без сознания приехал, (читай - проскользил) до конца веревки и ты тупо не можешь его подтянуть к себе, потому что стоишь на самостраховке, а обе веревки связаны, на них твой напарник и он не может передвигаться, инструктора не убедили. Уперся, как ото животное с большими ушами (но не заяц) и ни в какую. Хорошо, что спорили уже внизу, в палатке и участники этого безобразия не слышали. А на горе... На горе я просто матом крыла. Тихонько так. Чтобы не нарушать первозданную красоту гор)))))))
Ой, и еще вдогонку. Про узел на конце - это я имела в виду, что вяжем узел выше земли. Так, чтобы если чел просвистел, он не шибко ляпнулся, завис на этом самом узле. Это уже опыт наработанный на наших скалах. Были прецеденты.
"Мои доводы ... инструктора не убедили. Уперся, как одно животное с большими ушами (но не заяц) и ни в какую. "
А у него-то какие аргументы были? Ну, пару можно придумать:
- идёт первый, понятно, второй конец верёвки не закреплён;
- спуск короткий, свободный конец верёвки бухтой лежит на практически горизонтальном безопасном участке.
Пожалуй, всё, два частных случая.
«что вяжем узел выше земли. Так, чтобы если чел просвистел, он не шибко ляпнулся, завис на этом самом узле»
А вот здесь непонятки. А при нормальном спуске он как до низу доедет? Ведь так и повиснет на узле в N метрах от земли. И дальше как?
А и придумывать не надо: основной спусковой механизм в массах какой??? восьмерка. Веревку крутит. Если узел закрепить- будет слегка сложно распутать
Поэтому будут придумываться масса аргументов, чтобы не закреплять.
стаканы, букашки и прочие прибамбасы, не крутящие веревку в те времена, когда Ваш инструктор учился были слабо распространены. Вернее, на них переходили в основном те, кому приходится спускаться последним и по двойной...
++А вот здесь непонятки. А при нормальном спуске он как до низу доедет? Ведь так и повиснет на узле в N метрах от земли. И дальше как?++
В одном метре.
Да фиг его знает, какие у него в голове аргументы были. Просто сказал, что они всегда так ходили. А вот у нас на Двойняшке, при спуске с Канта, когда станция ушла спать(наш первый поверил чужой станции), то только то что дюльферная была ввязана в станцию, спасло жизнь человеку. Двое (девушка, что спускалась второй и первый) оба, зависли на конце дюльферной. Я про это узнала только через 18 лет. Молчали, как партизаны. Мы с напарником наверху были, над карнизом. И этого акробатического этюда не видели. Долго просто ждали, когда освободится дюльфер. А эти, изображавшие из себя гроздь винограда, пытались маятником достать до зацепов. Хорошо, что у второй была верхняя страховка
А про узел чуть выше земли... Ну не надо уж так)))) Пару метров - это если поиздеваться. А так - метр, полтора, если динамика хорошая. Тоже был случай. Выручил узел, когда чел летел в дюльфера. Ожог рук был об веревку. Спусковуха была самопальная.
Да, гуттаперчевый, молодой человек! Потому и отделался легким испугом. С прусиком, вернее без него спускаться - это он погарячился. Но, теперь, думаю он с ним спать будет!! Под подушкой.. ;О))
Конструкция спусковуха + схватывающий узел на конце, болтающемся внизу, работает только в том случае, когда спусковуха вынесена на оттяжке значительно от тела, что позволяет сработать схвату, не попав в спусковуху. Усилия для останова со стороны схвата значительно меньше, чем в классическом варианте. Схват легко разблокируется путем несильного обжатия в кулаке. Хорошо для контролируемого спуска с частыми остановками. Да и оплавить прус при резком падении почти нереально в такой конструкции.
А упавший товарищ еще ведущую руку, отвечающую за спуск сильно близко к корзинке держал. Если держать на значительном расстоянии с заводом за бедро, то спуск будет более контролируем из-за доп. натяжения.
Первопричиной всех последующих бед была потеря опоры, желание рукой опереться, поэтому он выпустил веревку рефлекторно и далее уже - последствия косяков, к. были совершены заранее.
Кстати, м.б. он веревку в спусковуху заправлял после того, как навязан был схват, тогда из-за непонимания принципов, легко спутал и встегнулся выше схвата (разница на первый взгляд неопытного может быть не видна, да и привычки нет).
схват ниже спусковухи это удобно - гораздо легче разблокировать. но он должен быть правильно завязан и не доставать до спусковухи. обычно ее выносят оттяжкой выше кольца беседки.
"прусик" - зло! Ниже "спусковухи" - сдергивается, выше - плавится. Страховать должен нижний, в случае ЧП, натяжением веревки. За 20 лет ни разу не пользовался "прусиком". Несколько раз будучи нижним "ловил " друга и при помощи регулировки натяжения веревки плавно спускал на станцию))
оно конечно работает.... особенно на коротких спусках...
А теперь пара примеров.... спускающийся кидает в вас камни.... ;) , ... вы единственный опытный в группе, словили кого-либо таким образом, но... допустим у него ,,волосы в восьмерке,, ... и т.д. и т.п.
Макс, "единственный опытный в группе" - это само по себе уже приглашение к "приключениям"... Опытных должно быть хотя бы двое: спускающийся первым и замыкающий. Насчет камней - никогда не сталкивался, чтобы не было выхода, всегда можно было либо уйти под нависание, либо отойти подальше или в сторону. Из моего опыта, оптимальный вариант: первый спускается с самостраховкой (если не в воду, конечно), все остальные - с подстраховкой снизу. Насчет волос, затянувшихся на отрицаловке прусиков и прочих "неразрешимых" проблем, - каждому спускающемуся рекомендуется иметь нож на обвязке. :)
...Нож на обвязке...
Если затянулся прус - ещё куда не шло разрезать реп, хотя всегда можно привстать на стремени и расслабить. Но если волосы попали - надо зафиксироваться, чтоб дальше не затягивало и резать волосы следует только другому человеку, потому что сам страдающий может резануть по верёвке. Был случай, когда вместе с волосами перерезали верёвку и человек улетел. Совсем.
Речь шла о новичке. Ясно, что опытному человеку резать прус не понадобится. Насчет волос, в принципе, вы правы: лучше бы кто-то другой резал, но не всегда этот другой может быстро оказаться рядом, так что полезно, чтобы у участника была хотя бы возможность решить проблему самому.
Ничего не имею против страховки снизу (сам практикую постоянно), но правильно навязанный ниже спусковухи прусик прекрасно держит - куда надёжнее, чем навязанный выше. Вязать нужно французский прусик, а не классический и желательно из ленты (слинга), а не верёвки. И обязательно выносить спусковуху на удлинитель. Требуется чуть больше снаряжения (каньонинг - не альпинизм, взять на пару карабинов больше - не критично), но, в итоге, - выигрыш в надёжности и нет проблем сняться после зависания на отрицаловке. Из недостатков: менее удобно проходить карнизы, поскольку вынесенную на удлинителе спусковуху прижимает на кромке карниза, но в сравнении с преимуществами - это мелочь. :)
На самом деле, вы еще не отметили важнейший недостаток системы, когда спусковуха выше пруссика.
При такой системе невозможно приподняться при необходимости вверх.
Тогда как классический способ, когда пруссик выше спусковухи, легко позволяет это.
А реально, нужно уметь делать и так, и этак.
И применять по обстоятельствам.
И будет счастье, и не будет полетов!
Не отметил, возможно, потому что не сталкивался с такой необходимостью. Она чаще всего возникает при самопроизвольном затягивании прусика и зависании, а при толковой навязке прусика под спусковухой это не случается (у меня не случалось, по крайней мере...). Я первый раз спускался дюльфером в 84-м, и последующие примерно 20 лет вязал прусик только выше спусковухи, так что есть приличный опыт с обоими способами. :) В последнее время на каньонинге, спускаясь первым, вяжу под спусковухой и всем новичкам рекомендую, а в горах - по старинке, поскольку это требует меньше снаряги, да и спуск несколько быстрее получается. Да и вообще всегда решаю по обстоятельствам. С заключением вашим согласен на 100%: ключевое слово: "по обстоятельствам". :)
Спуск и по рельефу и по условиям больше походит не на альпинистский дюльфер, а на спелео, да и водобойная яма на финише не последнюю роль в "хепи энде" сыграла. Стакан, он же корзина, если не ошибаюсь, категорически противопоказан для спусков в спелеологии. Потому, как оно работает на мокрой верёвке, лишь при натяжении рукой свободного конца, а ежли отпустить, ослабить, получится то, что получилось. К стати о концах, там же ещё второй без толку болтался, чего оба не зарядил?
З.Ы. Народ, а где вы вообще прусик у него разглядели? Смотрел, смотрел, так и не увидел. Подскажите, плз, какая секунда?
Спасибо. Раз пять прокрутила. Вроде есть что-то желтенькое. Это точно прусик? Хотя, раз все видят, то, возможно и есть. Я не вижу, что это прус. Что-то желтенькое и все. Если это прус, то почему чел вообще упал? Ну, проскользил, да, допускаю. Но должен ведь прус затянуться. Или эти парни совсем никакашки в спуске по веревке? Тогда вопрос, какого они туда поперлись? Интересно бы было узнать историю этих горевосходителей.
Трудно предполагать, поскольку видно мельком и закрывают руками, но осмелюсь предположить, что там французский схватывающий от набедренной лямки. 1.26 еще видно полностью, но размыто, т.к. оператор резко водит камерой.
Ну, кажется, разглядел на медленном повторе, в самом конце, 2:54-2:56: жёлтый реп от поясного ремня, как бы смаркированный петля в петлю, но тянется к верёвке. Что на конце не видно, загораживает запястье правой руки счастливчика. Следует полагать, что всё же страховочный узел.
Если так, то напрашивается вывод: прус выше спусковухи надёжней, т.к. при срыве спусковуха его не протащит...
При навязывании пруса под спусковухой, спусковуха ОБЯЗАТЕЛЬНО должна выноситься на удлинитель, и тогда никакого "протаскивания" не произойдёт. Нельзя сравнивать два метода, когда один из них просто неправильно применён.
Буду крайне признателен, ибо, если по чесноку, вообще не могу понять (а спросить стесняюсь :) ), как это прус ниже спусковухи? Вот, спусковуха карабином к системе приторочена, перила в неё заряжены, прусик выше, правая рука на свободном конце, левая сопровождает прусик по нагруженному. Если засвистел, - бросил прусик, а то и дёрнуть успел, завис, закрепился, смастерил стремя, поднялся, расслабил прусик и поехал дальше... Всё ясно и понятно... А с нижнем как? В лучшем случае спусковуха застопорится на прусике, в худшем мы видели... Как? Специально выносить спусковуху на удлинитель, как минимум, лишняя итерация, да и как-то это противоестесстенно...
Не, нормально всё работает. Меньше железа на пузе - тоже немаловажно. Попробуйте. Только все таки, вначале, лучше с верхней страховкой. Ну, во избежание. У меня спусковуха на короткий конец самостраховки крепится. Быстро получается. В смысле, вязать, быстро получается)))) А прусик всегда на кольце обвязки на правой ноге. Для левшей - на левой.
Ещё раз: мы ничего не видели, поскольку у этого парня спусковуха не была на удлинителе, и на мой взгляд его прусик просто висит на обвязке - он им не пользовался. Выносить спусковуху - это дополнительный карабин и слинг, но никакой дополнительной итерации, - он висит на системе так же, как и просто карабин со спусковухой. Удобство такой системы в том, что вам не нужно в случае зависания делать стремя - прусик спокойно расслабляется рукой, и вы продолжаете спуск. Главное же, в случае потери контроля у вас нет ударной нагрузки на узел при его затягивании и нет опасности расплавления. Поищите в сети что-нибудь на эту тему, желательно на английском, и вы быстро найдёте и схемы, и объяснения - этим пользуются давно, и это рекомендовано ведущими производителями соответствующего снаряжения. Я сам пользовался этим способом десятки раз (и немеряно раз - закреплением прусика над спусковухой...), так что знаю, о чем говорю.
Максу: т.е. не выносят, и всё хорошо работает, и спусковуха не наезжает на прус, если он схватывает? Покажи, мне действительно интересно. :) В принципе, да: когда спусковуха сидит на "билей луп", которыё её немного выносит, а прусик очень короткий, она не будет на него наезжать, - ты это имеешь в виду? :)
Ян, петля узла должна быть короче общепринятого... ;) Узел, не схватывающий, а так называемый автоблок ... Ну и ввязывать его надо в ножной обхват... В этом случае при правильной ,,сборке,, остается сантиметров прим. пять или чуть побольше до спусковухи :))))
На Риске такой способ рассматривался несколько раз ;)))
Преимущество - спусковуха не маячит перед носом, волосами... а то и выше головы... :)
Недостаток - стоит предварительно потренироваться ;) ну и проверять чтобы оставался зазор между автоблоком и спускавухой...
Макс, судя по настойчивому возврату к теме волос, ты слишком увлекаешься привлечением девушек к экстримальным видам спорта... :))) С автоблоком всё ясно, кроме одного: "ввязывать его надо в ножной обхват". Чет я не видел, чтобы ножная петля обвязки (ты её имеешь в виду?) была сертифицирована для подобных дел... Как ни как - самостраховка. :) Если ты где видел, подкинь пример. :)
Ян, ну волосы в восьмерке и у меня побывали... ;)
А насчет нагрузки на нижний схватывающий... любое спусковое или страховочное приспособление дает нагрузку на руку менее 50 кг... прим. от 30 и до 45 кг. Ножной обхват держит 750 кг :) Остается вопрос с пряжками на некоторых моделях обвязок ;)
Ладно, считай, что убедил с килограммами... А зачем, всё же, в ножную петлю? Можно ведь и на пояс, - параллельно "билей лупу". Автоблок (это, кстати, вариант фр. прусика) при таком варианте можно навязать так, чтобы спусковуха на него не садилась. Лично я не практикую, поскольку нужно иметь точно отмеренный прусик, а у меня они постоянно меняются, - каждый раз кому-то отдаю. :) Из-за этого и другим рекомендую выносить на дополнительную петлю, - такую, чтоб не "выше головы", конечно... :)
Упал потому, что французский не сработал; не сработал потому, что трение недостаточное; трение недостаточное потому, что (скорее всего) мало витков+не расправлен схватывающий по основной веревке.
Так вот в том то и дело, что мы делаем предположения. А что же там на самом деле? Просто интересно. Может пригодиться для того, чтобы рассказать участникам. Показывала им в этом году такой метод спуска. На горе сказала вязать так, как привыкли, потому что можно по неопытности ошибиться. Это всё нужно тренировать дома. Даже можно не на скалах. Просто на турнике
На сколько я увидел веревка просто вдета в петельку без самого свата, просто имитация прусика. Естественно при отпускании руки чел улетел почти на свободной. А на одинарной спускается потому, что веревка, вверху, защелкнута карабином одной веткой на себя. Для продергивания. Новички оба, иначе бы реакция была б другая.
Для использования прусика ниже спукового, корзинку нужно было через дополнительный карабин вщелкнуть.
А вообще, ситуация, на мой взгляд, банальная и анализировать какие-либо ошибки тут бесполезно. Единственное, что можно сказать - это то, что если "оператор" - действительно гид или инструктор, то, пардон х...вый. Потому что при самостоятельном спуске новичка (а это очевидно) должно быть само собой разумеющимся либо сделать верхнюю страховку, либо проследить, как завязан пруссик, либо, если уж вообще атас, подержать в руках нижний конец веревки.
И, к слову, вариант с вынесенной спусковухой и прусом ниже оной я пробовал. Мне понравилось. Если руки у пользователя прямые, то плюсов в этом способе немало.
Давно, ещё осенью 73г. в теснинах ущелья Кулосья (Зап.Тянь-Шань) недалеко от Бричмуллы мы снимали тело здорового,сильного мужика(34года). Он был новичок и в одиночку проходил теснины. Мы нашли его висящим под водопадом на верёвке. У него не было беседки, была грудная обвязка из этой же верёвки, завязанная "бабским" узлом. Он перекинул верёвку через камень над водопадом спускал сам себя! Он прошёл козырёк водопада и ещё метра три, и тут верёвку заклинило.О дальнейшем можно только догадываться. Наверх через козырёк и большой поток воды он вылезти не мог. Вниз было метров двадцать свободного падения, но внизу было небольшая ванночка и с полметра воды. Второй свободный конец верёвки болтался по другую сторону потока. В кармане у него мы нашли нож. Почему он не обрезал верёвку? Был бы шанс. Хотя вниз ещё было несколько водопадов и без верёвки...Вскрытие показало, что он умер от переохлаждения.Осень была холодная, наверху уже выпал снег, мы сами там чуть дуба не дали, пока его спускали по теснинам! Он был единственным сыном у матери. На табличке у теснин написано-Безумству храбрых поём мы песню...
Еще раз выскажу свое мнение. Я, можно сказать, новичок, и все приключения с тренировками по вязке французского еще свежи в памяти.
1) Так вот, в общих чертах эффективность такого метода самостраховки зависит от соотношения диаметр основы/диаметр репа/количество витков. Веревка мокрая и скользкая, а на 1.26 видно, что витков сделано немного, 2-3. Этого явно недостаточно, к тому же реп толстый (6-7 мм имхо). А чем толще реп, тем больше витков надо. По своему опыту скажу, что даже на статике 10 мм 4 витка репа 6 мм маловато для моего веса ( ок. 90), делаю 5-6 витков. А на мокрой динамике - и подавно.
2) Так же хочу обратить внимание, что узел надо расправлять по веревке, при попадании одного витка под другой трение так же уменьшается.
3) Еще один момент - подбор длины петельки из репа. Слишком короткая заставляет держать руку близко у бедра в неудобном положении, что мы и наблюдаем на видео. Завести руку за бедро парень просто не может, держа руку выше самостраховки.
4) Вынос спускового устройства - так же немаловажная деталь для удобства. Оттяжка решает дело, хотя я например включаю спусковое не в петлю беседки, а в узел восьмерку на усах. Они у меня из куска основы, и узел восьмерка в центре дает мне те же 12-15 см.
пы.сы. Кстати до сих пор перед дюльфером отдельно дергаю французский, проверяю. Несколько раз приходилось перевязывать - не схватывал. Как правило это случалось при новом репе, после подбора количества витков все работало (лишние витки то же неохота вязать, продергивать труднее). Метод годный, просто надо уметь пользоваться.
пы.пы.сы уважаемые аксакалы, не пинайте ногами, если что не по науке объяснил, лучше просветите =)
А что означает "продета в петлю"? Вообще витков не было? Офигеть. А кто же этого чела учил? Или это горевосходитель от интернета? Вот бы узнать предисторию....
на 1.26 похоже что витки есть.
по обмундированию человек больше похож на мультигонщика чем на "горевосходителя" так что ИМХО такие ярлыки неуместны.
Такой схват может работать по-разному на сухой и мокрой верёвке.
и не говорите мне, что каждый раз покупая новую динамику и новый реп вы идёте дюльферять в водопад чтобы проверить как работает схват, чтобы ненароком не стать "горевосходителем от интернета".
Аргументы типа "он дурак и чайник, потому что я вообще пользуюсь другой снарягой, на другом рельефе и для других целей" для меня звучат вообще смешно.
хм... Извините, это Вы всё мне?????
Ярлык "горевосходитель" можно изменить на "горе луковое", которому офигенно повезло.
Как работает схват - знаю не по интернету, а на практике. Так называемый французский вязали еще в .... 82-м году прошлого века на занятиях в клубе.
Про веревку я Вам вообще ничего не говорила. Я вообще Вам ничего не говорила))))) Отчего столько эмоций?)))))
Вы правы, когда покупаю новую веревку и реп, то иду не в водопады. Ну не сложилось у меня с водопадами. И с реками, озерами и прочими водоемами - тоже)))) Я на скалы еду или в горы, на крайний случай. Могу дома на балке закрепить веревку и подюльферять. Соседям на потеху))))
"Аргументы типа "он дурак и чайник, потому что я вообще пользуюсь другой снарягой, на другом рельефе и для других целей" для меня звучат вообще смешно." - для меня тоже звучат смешно. Какие то нелогичные. Типа мягкое и теплое. Тут я с Вами согласна. А кто Вам это сказал? Я тоже осужу. Или осудю?)))))))))))))))))
А то и значит! Я же писал имитация! Сам сталкивался: было рассказано и показано, но человек не понял, переспрашивать-выяснять ему важность не позволяла. Когда нужно было реально делать, просто намотал, что то и продел в петельку. Обнаружилось перед спуском. Так вот, а если контроль нарушен можно получить данный результат.
Чёт не пойму. Петельку видно, а схватывающего - нет. Может, это все таки просто петелька? Ну должен был схват сработать. Хотя бы просто замедлить падение. Быстро уж чел "спустился"
Удалось все же высмотреть карабин есть -1
А вот количество витков не более 2-х . На предыдущих кадрах .
Итак, инструктор учивший данного гения не напрягался.
Мне кажется, что здесь надо акцент сделать на другом - не "Никогда не выпускайте веревку из рук!" а "что с вами будет на данном конкретном рельефе, если вы случайно выпустите веревку из рук".
Так как веревку можно выпустить, например, от удара камнем по голове/руке, быстрого соскальзывания с гладкой стены в сторону - то есть, совершенно неконтролируемо и неожиданно.
Его ошибка, как мне кажется, не столько в том, что он выпустил веревку из рук (это можно рассматривать как неконтролируемую случайность), а в том, что не предусмотрел этого и не использовал устройство для безопасного спуска (либо самоблокирующееся, либо дополнительный узел типа прусика).
Сам часто, к сожалению, использую при спусках на дюльферах обычную восьмерку или стакан без прусика. Это чуть ускоряет процесс, но менее безопасно, конечно.
Это не проблема.
Не могу отвечать на комменты, когда они редактируются по ходу.....
Страховка или самостраховка - но при спуске должна быть...
Не нашел в правилах Риска пункт, что нельзя редактировать свои комменты, даже несколько раз :)
Насколько я помню правила безопасности при спуске по верёвке (и дюльфером):
- если есть кому, то обязательно надо страховать спускающегося отдельной верёвкой,
- если нет, то спускающемуся надо использовать либо самоблокируещееся спусковое устройство либо дополнительно схватывающий узел прусик(или аналоги) - обязательно.
Если всё правильно сделал, то отпустив случайно руками верёвку(возможны варианты), ничего плохого произойти не должно.
В окрестностях отметки времени 1.26 размыто проскальзывает его система - прус ниже спусковухи у него таки был. Кадр очень размыт, но субъективно - прус какой то странный и очень длинный, м.б. его спусковуха двигала поэтому и не сработал. Кто его на дюльфер сверху ставил и проверял как он встегнулся интересно? Парень явно новичок, судя по тому как ноги ставит...
Мужику повезло что был в перчатках, а то криков в ролике было бы куда больше и они были бы куда громче, акустика там знатная.
Оператору, вместо того что б с камерой стоять и кричать "о майн год! щит!" достаточно было бы придержать веревочку... чуть натягивая конец можно регулировать скорость спуска/подстраховывать спускающегося как раз на случай упускания им веревки. ЕМНИП это один способов спуска легко пострадавшего, не то что бы рекомендованный, но вполне рабочий в некоторых ситуевинах.
;)
Я проверял:)
Мужику повезло падать по водопаду.
Там наверняка скользко, но острых камней мало, вода загладила, а так бы по сухому мог тело подрать.
Ну и веревка обеспечила падение без переворачивания.
Максимум, мог обе ноги сломать.
Ну так это не повод для огорчения:)
Как вывод - если начал падать, мысль, что можно схватиться за веревку руками и остановиться, ошибочная.
а вообще из видео не очень понятно почему не сработал прусик ниже спускового.
хоть тут в оператора бросаются какашками я совершенно не уверен, что все здесь присутствующие, проходя мимо речки в которую кто-то дюльферяет (может даже ваш знакомый), немедленно заходят в воду и вцепляются в свободный конец.
Не знаю, не знаю...
Очень удачно подстелили соломку, всем бы так! :)
А вообще - то это азбука, да, конец верёвки всегда должен быть закреплён. Но, сейчас, увы, некоторые считают это ретроградством...
А у него-то какие аргументы были? Ну, пару можно придумать:
- идёт первый, понятно, второй конец верёвки не закреплён;
- спуск короткий, свободный конец верёвки бухтой лежит на практически горизонтальном безопасном участке.
Пожалуй, всё, два частных случая.
«что вяжем узел выше земли. Так, чтобы если чел просвистел, он не шибко ляпнулся, завис на этом самом узле»
А вот здесь непонятки. А при нормальном спуске он как до низу доедет? Ведь так и повиснет на узле в N метрах от земли. И дальше как?
Поэтому будут придумываться масса аргументов, чтобы не закреплять.
стаканы, букашки и прочие прибамбасы, не крутящие веревку в те времена, когда Ваш инструктор учился были слабо распространены. Вернее, на них переходили в основном те, кому приходится спускаться последним и по двойной...
В одном метре.
А про узел чуть выше земли... Ну не надо уж так)))) Пару метров - это если поиздеваться. А так - метр, полтора, если динамика хорошая. Тоже был случай. Выручил узел, когда чел летел в дюльфера. Ожог рук был об веревку. Спусковуха была самопальная.
А упавший товарищ еще ведущую руку, отвечающую за спуск сильно близко к корзинке держал. Если держать на значительном расстоянии с заводом за бедро, то спуск будет более контролируем из-за доп. натяжения.
Кстати, м.б. он веревку в спусковуху заправлял после того, как навязан был схват, тогда из-за непонимания принципов, легко спутал и встегнулся выше схвата (разница на первый взгляд неопытного может быть не видна, да и привычки нет).
А теперь пара примеров.... спускающийся кидает в вас камни.... ;) , ... вы единственный опытный в группе, словили кого-либо таким образом, но... допустим у него ,,волосы в восьмерке,, ... и т.д. и т.п.
Если затянулся прус - ещё куда не шло разрезать реп, хотя всегда можно привстать на стремени и расслабить. Но если волосы попали - надо зафиксироваться, чтоб дальше не затягивало и резать волосы следует только другому человеку, потому что сам страдающий может резануть по верёвке. Был случай, когда вместе с волосами перерезали верёвку и человек улетел. Совсем.
При такой системе невозможно приподняться при необходимости вверх.
Тогда как классический способ, когда пруссик выше спусковухи, легко позволяет это.
А реально, нужно уметь делать и так, и этак.
И применять по обстоятельствам.
И будет счастье, и не будет полетов!
З.Ы. Народ, а где вы вообще прусик у него разглядели? Смотрел, смотрел, так и не увидел. Подскажите, плз, какая секунда?
Приму 50, попробую ещё разглядеть...
Если так, то напрашивается вывод: прус выше спусковухи надёжней, т.к. при срыве спусковуха его не протащит...
Картинка от "Петцл", которая всё объясняет:
На Риске такой способ рассматривался несколько раз ;)))
Преимущество - спусковуха не маячит перед носом, волосами... а то и выше головы... :)
Недостаток - стоит предварительно потренироваться ;) ну и проверять чтобы оставался зазор между автоблоком и спускавухой...
А насчет нагрузки на нижний схватывающий... любое спусковое или страховочное приспособление дает нагрузку на руку менее 50 кг... прим. от 30 и до 45 кг. Ножной обхват держит 750 кг :) Остается вопрос с пряжками на некоторых моделях обвязок ;)
Для использования прусика ниже спукового, корзинку нужно было через дополнительный карабин вщелкнуть.
А вообще, ситуация, на мой взгляд, банальная и анализировать какие-либо ошибки тут бесполезно. Единственное, что можно сказать - это то, что если "оператор" - действительно гид или инструктор, то, пардон х...вый. Потому что при самостоятельном спуске новичка (а это очевидно) должно быть само собой разумеющимся либо сделать верхнюю страховку, либо проследить, как завязан пруссик, либо, если уж вообще атас, подержать в руках нижний конец веревки.
И, к слову, вариант с вынесенной спусковухой и прусом ниже оной я пробовал. Мне понравилось. Если руки у пользователя прямые, то плюсов в этом способе немало.
1) Так вот, в общих чертах эффективность такого метода самостраховки зависит от соотношения диаметр основы/диаметр репа/количество витков. Веревка мокрая и скользкая, а на 1.26 видно, что витков сделано немного, 2-3. Этого явно недостаточно, к тому же реп толстый (6-7 мм имхо). А чем толще реп, тем больше витков надо. По своему опыту скажу, что даже на статике 10 мм 4 витка репа 6 мм маловато для моего веса ( ок. 90), делаю 5-6 витков. А на мокрой динамике - и подавно.
2) Так же хочу обратить внимание, что узел надо расправлять по веревке, при попадании одного витка под другой трение так же уменьшается.
3) Еще один момент - подбор длины петельки из репа. Слишком короткая заставляет держать руку близко у бедра в неудобном положении, что мы и наблюдаем на видео. Завести руку за бедро парень просто не может, держа руку выше самостраховки.
4) Вынос спускового устройства - так же немаловажная деталь для удобства. Оттяжка решает дело, хотя я например включаю спусковое не в петлю беседки, а в узел восьмерку на усах. Они у меня из куска основы, и узел восьмерка в центре дает мне те же 12-15 см.
пы.сы. Кстати до сих пор перед дюльфером отдельно дергаю французский, проверяю. Несколько раз приходилось перевязывать - не схватывал. Как правило это случалось при новом репе, после подбора количества витков все работало (лишние витки то же неохота вязать, продергивать труднее). Метод годный, просто надо уметь пользоваться.
пы.пы.сы уважаемые аксакалы, не пинайте ногами, если что не по науке объяснил, лучше просветите =)
по обмундированию человек больше похож на мультигонщика чем на "горевосходителя" так что ИМХО такие ярлыки неуместны.
Такой схват может работать по-разному на сухой и мокрой верёвке.
и не говорите мне, что каждый раз покупая новую динамику и новый реп вы идёте дюльферять в водопад чтобы проверить как работает схват, чтобы ненароком не стать "горевосходителем от интернета".
Аргументы типа "он дурак и чайник, потому что я вообще пользуюсь другой снарягой, на другом рельефе и для других целей" для меня звучат вообще смешно.
Ярлык "горевосходитель" можно изменить на "горе луковое", которому офигенно повезло.
Как работает схват - знаю не по интернету, а на практике. Так называемый французский вязали еще в .... 82-м году прошлого века на занятиях в клубе.
Про веревку я Вам вообще ничего не говорила. Я вообще Вам ничего не говорила))))) Отчего столько эмоций?)))))
Вы правы, когда покупаю новую веревку и реп, то иду не в водопады. Ну не сложилось у меня с водопадами. И с реками, озерами и прочими водоемами - тоже)))) Я на скалы еду или в горы, на крайний случай. Могу дома на балке закрепить веревку и подюльферять. Соседям на потеху))))
"Аргументы типа "он дурак и чайник, потому что я вообще пользуюсь другой снарягой, на другом рельефе и для других целей" для меня звучат вообще смешно." - для меня тоже звучат смешно. Какие то нелогичные. Типа мягкое и теплое. Тут я с Вами согласна. А кто Вам это сказал? Я тоже осужу. Или осудю?)))))))))))))))))
На первом кадре видно что веревка идет свободно, ничего не мешает. На втором пелелька.
таки похоже существует и такой вариант:
когда-то читал, что прусик НЕ ДАЁТ гарантии на остановку на мокрой верёвке, что обычный, что французкий, что выше спусковухи, что ниже.
UPD: нашёл эту статью - http://ullutau.ru/documents/gear/?id=99
Удалось все же высмотреть карабин есть -1
А вот количество витков не более 2-х . На предыдущих кадрах .
Итак, инструктор учивший данного гения не напрягался.