Пишет torganov, 06.09.2012 12:30

Когда я пересёк заветную черту, за которой мог со спокойной душой умереть, меня объявили шестым. (Альпинизм, outdoor-центр "трамонтана", tramontana.ru, скалолазный центр "трамонтана", tramontana pro team)

Дело было в пятницу 31.08.2012.

Мы погрузились в Kia Picanto, кто видел, тот представляет, и отправились в далёкое путешествие в страну Тысячи Озёр с благородной целью познать, что есть такое финский Trail Run, а конкретнее, Nuuksio Classic Trail Marathon. Марафон этот должен был проводиться в одноимённом национальном парке под Хельсинки.

Не прошло и часа, как наше путешествие превратилось в приключение. Заехав по дороге в загородный отель Гелиос, что под Зеленогорском, мы решили не возвращаться на трассу Скандинавия и поехали в Выборг по дороге через Поляны и Каменку. Никогда больше мы не поедем через Поляны и Каменку. Там могут проводиться... учения. У нас было такое ощущение, что стреляли непосредственно по шоссе и колотили прямо в нас!

К границе мы подобрались только через 5 часов после выезда из дома, и это был весьма посредственный результат, учитывая то, что границу мы пересекали в Брусничном.

33 раза показав паспорт склеротичным русским пограничникам, мы попали в крепкие руки финской таможни, которые провели полный и тщательный досмотр нас и нашей машины, не поверив, что мы едем на какие-то там соревнования. Даже магическое слово Suunistaja нас не спасло :)

Дорога по самой Финляндии не таила особых сюрпризов, кроме того, что я окончательно смирился с мыслью, что заболел и что не представляю, как завтра буду стартовать.

Забронированный нами отель оказался очень приличным и оценен нами был очень высоко. Еще выше он оценился, когда утром мы попали на завтрак :)

Но я забегаю вперёд, а до этого еще был вечер автоориентирования с целью попасть к месту старта и получить стартовые материалы и инструкции (номера, карты маршрута и т.п.). С третьей попытки нам это удалось, правда затратили мы на это в полтора раза больше времени, чем требовалось. Поздний вечер скоротали в пицце-баре с хозяевами- албанцами, гавайской пиццей и сидром.

Стартовое утро ознаменовалось обильными зелёными соплями и малодушной мыслью об отмене старта. Это означало бы полный провал.

Пришлось собраться и готовиться к старту (идти на завтрак).

Завтрак, как я упомянул ранее, был выше всяких похвал. Вокруг предложенного шведского стола можно было навернуть 3-4 круга без повторения блюд, но есть, как назло, не особенно и хотелось.

Вообще, приём пищи перед марафоном и длительными соревнованиями особая наука, но об этом вы можете узнать у гуру или прочитать в умных книгах, а мы продолжим.

Распределяя энергетические гели и батончики по многочисленным кармашкам рюкзака, я настраивался на драку.

И вот уже 250 человек топчутся перед надувными воротами Salomon в ожидании команды "Старт".

С каждой секундой нарастает предстартовое волнение. Никак не могу справиться. Хочется рвануть так, будто предстоит бежать не 42 километра, а 100 или 200 метров.

Бабах - и я уже бегу.

Не совсем осознаю, что происходит, но сразу стараюсь вычленить потенциально сильных игроков, за которыми стоит держаться.

Как оказалось, их было не так и много.

После первого километра по вполне неплохим тропинкам я и пара моих соперников оторвались от основной группы.

Бегу вместе с Андерсом Акерманом и Янне Хиетала. Заданный темп был высок, но вполне терпим. Подстраиваю дыхание, пытаюсь по первым метрам понять, что же нас ожидает в дальнейшем. Парни настроены серьезно, и мне приходится напрягаться, чтобы не отставать. Так пробегаем первых пять километров. Дальше по дистанции идёт резкий поворот на 90 градусов и серьёзный подъём на гору. Янне жмёт в гору на полную катушку и я, увидев, что мой пульс ползёт к отметке за 180 уд/мин, отстаю, рассудив, что такой темп мне не по «карману».

В итоге на 9 км я проигрываю уже 2 минуты лидеру. Бегу 2-3 вместе с Андерсом Акерманом. На сложном спуске с горы цепляюсь за корень и лечу вниз головой. Чувствую, что снова сбил ногти на пальцах. После нескольких завитушек тропинка вывела меня под горнолыжный склон, где я перехожу на шаг, чтобы пульс не перевалил за 180 уд./мин. На вершине ждёт первый питьевой пункт. Чтобы не отпускать далеко Андерса - не пью, а продолжаю движение. Сзади догоняет молодой парень в кроссовках и нейлоновых штанах, выдающих ориентировщика. Из-за высокого роста и длинных ног он бежит довольно резво.

Я решил, что он будет для меня отличным «локомотивом». По ходу движения мы перекинулись с ним несколькими общими фразами. Я узнал, что его зовут Мико Валимяки. Мико протянул впереди около 3-4 километров, но потом «сдулся», и мне пришлось идти на обгон.

К 15-му километру я оказался в одиночестве с осознанием того, что я бегу на третьей позиции, впереди меня пара сильных соперников, один из которых, судя по ритму скорости, чрезвычайно силён (Яне Хиетала).

Так я пробежал еще 4 километра.

К этому времени до меня окончательно дошло, что дистанция чрезвычайно сложная, и классическому бегуну здесь будет очень нелегко. Постоянно приходилось менять направление движения, рассчитывать частоту шага, прыгать по камням, корням и через поваленные деревья.

Так как мой собственный темп был ниже,чем у лидеров, то на 18 километре я услышал сопение позади себя. Это был Марко Таканен, который меня обошёл и сместил на 4-ую позицию. Я решил, что буду стараться поддерживать его темп, и дальнейшие разборки будут ближе к финишу. Темп у него был высок, и мне приходилось стараться, чтобы не отпускать его больше, чем на дистанцию прямой видимости.

Так мы добрались до второго питьевого пункта, который расположился на 26 километре. Стаканчиков не было, поэтому пришлось пить из больших мерных кружек, стараясь их не сильно обслюнявить, понимая, что за тобой бегут еще 200 человек. На питьевом пункте у меня за спиной нарисовалась пара Мико Колехмайнен и Яни Риисанен, которые через 500-600 метров лихо пробежали мимо. Я попытался поддержать темп, но сил не было никаких. В голове уже пульсировала мысль о том, чтобы только сохранить равновесие и хоть какой-либо ритм, не переходящий в шаг.

В результате этих локальных усилий прыгнуть выше головы я сумел догнать Марко Таканена, но Риисанен и Колехмайнен (музыка, а не имена) умчались вперёд.

Я подсчитал в голове свою позицию и понял, что бегу пятым-шестым. Впереди Хиетанен, Акерман, Риисанен и Колехмайнен. Еще совсем рядом Таканен. Я решил, что синица лучше, чем журавль и крепко уцепился за Таканеном. В те моменты, когда мне казалось, что он уже исчезает из пределов видимости, он останавливался попить водички и переоходил на шаг. Этот факт не мог меня не радовать, потому что я чувствовал, что парню также плохо, как и мне, и вопрос заключался только в том, кто раньше из нас упадёт.

На пути к отметке 38 км мимо нас промчался Мико Рёнко. Было больно и обидно. Я чувствовал себя улиткой и размазней. Добавить не мог - топливо кончилось. От шестого места меня отделяла спина Таканена в 10-15 метрах. Я ждал и терпел. И вот - кульминация.

Обернувшись на 40 км я увидел за собой Christofer Von Bosdorff, который медленно и верно настигал меня.

Я прикинул расклады… Получалось, что шансов остаться на 6-ом месте было немного. Я добавил темпа и стал догонять Таканена.

На отметке 41 км. я достал-таки Таканена, но в тоже время мы оба были «догнаны» Кристофером.

Обставив нас обоих, он не остановился на достигнутом и решил закрепить успех мощным финишным спуртом.

Я вистанул, а Таканен, к моей радости пасанул.

Но всё же крепкий Кристофер взял такой темп, что, несмотря на моё ускорение, я не мог его догнать. Момент рывка был упущен, мне оставалось лишь наблюдать спину соперника в створе финишных ворот и доиграть свою роль красиво: финишной улыбкой и раскинутыми руками.

Оказалось, лидер забега Хиетанен сошёл под конец дистанции, а пара Риисанен – Колехмайнен догнала шедшего вторым Акермана .

Минут пять после финиша я глупо улыбался, жал руку Таканену, поздравлял Кристофера с тем, как здорово он обул меня на последних метрах, давал какой-то даме снимать себя на камеру , параллельно рассказывая ей, что их финский трэйл - это настоящий хард и полная жесть.

Дальше были сауна, еда, банкет с награждением (домашний такой банкет с красивой атмосферной церемонией, которой так не хватает нашим соревнованиям), мой выход на подиум и ощущение, будто я совершил маленький подвиг...

Алексей Соболев - Tramontana PRO TEAM

Классно! Молодец!!!

Марафон это всегда результат - молодец!
Лёха, ты хорошо пишешь - тебя приятно читать, выкладывай чаще.

Супеер)))) Молодец, что добежал до конца))))))))))

Круть )

Почему GPS датчик на руке, а не на лямке сверху? Он же болтается на руке.
Вода с собой в гидраторе была? Изотоник?
Картинку пульса, если не сложно, выложите плиз )

Датчик GPS, если не встроен в часы как Suunto AMBIT или Garmin серии Forerunner, у всех моделей Polar и Suunto крепится где-то в районе бицепса. Сейчас они совсем лёгкие и компактные. Мой вариант потяжелее, но я его располагаю ближе к сгибу локтя и поэтому он не болтается.
Вода в гидраторе была. Гидратор на 1.5 литра. Заливал на 1.25 и засыпал остатки изотоника Maxim. Последнее время прихожу к выводу, что просто вода лучше идёт во время гонки, а изотоника брать в малом количестве в бутылке. К примеру, на Три-О-тлон (формат мультирогейна) этого года мы так быстро двигались в течение 5-ти часов, что после финиша весь изотоник вышел наружу.

Если хочется побольше фото, то вот ссылка: http://vk.com/album97328_162367983

Спасибо за график!
Мысль насчет изотоника в отдельной бутылке интересная - тоже заметил что в начале тренировки тянет как раз на номинальную "сладкую" концентрацию изотоника, а уже минут через 25-30 хочется разбавить изотоник водой вдвое.

А сколько ваш ЧССмакс и точка отклонения (или как там называют пульс когда молочная кислота зашкаливает за 4 промиле)?

PS Про датчик я имел ввиду что можно было на рюкзаке закрепить сверху, чтобы не маячил.

Про изотоники

Сравнил данные вашего "Maxim Energy Drink Electrolyte" и привычный мне Isostar sport drink hydrate&perform. Может кому-нибудь пригодится сравнение...

Они почти совпадают, но у Максима перекос в сторону сложных углеводов (мальтодекстрин) 43 грамма на 100 граммов смеси. У изостара мальтодекстрина всего 17 граммов.
Натрия в изостаре больше в полтора раза (0,86 против 0,64)
Магния тоже больше (150 против 46)

Во время нагрузки мне кажется у изостара более правильный состав в плане простых углеводов (по электролитам не возьмус судить). Ибо пробовал "изостар лонг дринк" с доминированием сложных углеводов в виде мальтодекстрина и он также просился наружу. А с простым изостаром таких проблем нет, пьется легко, но - как я упоминал выше - после получаса хочется разбавить номинальную концентрацию вдвое.

И еще пара вопросов про рюкзаки и обувь:

Какие типы рюкзаков лучше для бега (вода, изотоник, телефон, микроштормовка) - поясные или "жилетки"? И почему именно этот тип? А то я все никак не могу определиться, а взять на пробу не у кого.

Бегал ли кто-нибудь в Vibram 5fingers (ботинки-перчатка на каждый палец)? На сухих маршрутах и в трекинге мне они дюже понравились, но не уверен как они себя ведут в более эктремальных забегах )

Про изотоники: Илья я совсем слаб в теории, поэтому основываюсь только на личном опыте использования. У меня был негативный опыт сверхконцентрации изотоника, поэтому я к нему отношусь осторожно. Один раз я участвовал в пробеге сквозь горы Швеции - Fjall Raven Classic (110 км) и "зарядил" порошка столько сколько сказано на этикетке. После того как я выпил все 3 литра в течение 60 км. Мне было не очень хорошо. Еще постоянно сладковатый привкус во рту, бррр.
Мой ЧСС max сейчас, я думаю, не больше чем 180 уд./мин. На 170-176 уд. / мин. я читаю карту и понимаю, дальше провал =)
Про датчик: к сожалению, у меня старая модель GPS G3 WIND для POLAR, поэтому расстояние между часами и датчиком очень важно. Если отвесить его на рюкзак он начинает часто терять связь.
Про обувь, рюкзак, штормовку и вообще снаряжение - это лучше писать в контакт, либо связываться в Skype. Я могу болтать об этом бесконечно =)))

Питание на дистанции.
Совет:
а) привыкайте не пить на тренировках
б) привыкайте не пить на соревнованиях.
Читайте: Теория подготовки лыжников-гонщиков. Норвежская школа 7.03.2003
Стефен Сейлер, "XC Endurance Training Theory - Norwegian Style"
От редактора сайта
Статья норвежского спортивного физиолога Стефена Сейлера "Теория подготовки лыжников-гонщиков. Норвежская школа", доступная в английском варианте на его личной веб-страничке, описывает целую систему подготовки, по которой с некоторыми вариациями тренируются лыжники в Скандинавии и других странах, в частности, в США. Эта система, как и любая другая, не претендует на звание единственно верной, но информация, изложенная в статье, может помочь вам по-новому взглянуть на процесс подготовки и, возможно, внести коррективы в вашу тренировочную программу. Статья написана на достаточно сложном английском языке, поэтому я не могу с полной уверенностью гарантировать точность перевода "слово в слово", но думаю, общий смысл статьи мне передать удалось. Некоторые медицинские термины, в точности перевода которых я не уверен, выделены курсивом либо опущены.

Там есть раздел - тренировки натощак. Это как раз о питании перед тренировкой. Т.е. его просто нет. Этот раздел может быть значительно расширен. Основная масса тренеров, не говорю уже о спортсменах, просто вслепую следуют за общепринятыми методиками, не известно кем придуманными и антинаучно обоснованными.

К слову, Стефен Сейлер ни про питье ни про еду не упоминает

От себя про питание не скажу, а про питье отмечусь:

a) Лажа
б) Лажа

И главная лажа - "Основная масса тренеров, не говорю уже о спортсменах, просто вслепую следуют за общепринятыми методиками, не известно кем придуманными и антинаучно обоснованными."

Отсутствие питья может и работает для коротких дистанций (никак не более часа интенсивной работы) или для холодных условий, когда потоотделение сведено к нулю, но на длинных "потных" дистанциях от этого только один вред. Называть антинаучным банальное измерение состава крови тоже как-то странно, скорее это относится к преодолению судорог из-за дисбаланса калия-натрия усилием воли.

У оргинизма есть оптимальный баланс жидкости и отклонение даже на 1 процент (700 гр воды) приводит к падению работоспособности. К примеру, на тренировках я выпиваю порой до двух литров воды за полтора-два часа, но мой вес до и после тренировок остается ровно тем же, плюс-минус граммов 300. Такая же картина если на другой тренировке я выпил всего 250 мл за часовую тренировку пониженной интенсивности.

т.е не "лажа". если принять во внимание , что тренировки для лыжников, обычно проходят в холодных условиях, не считая предсезонной подготовки, где тренера пить на дают все равно, вплоть до длительных 30 - 35 км.
опять же статья называеться " Endurance Training Theorу", ключевое слово Endurancе.

Таки да все тренера дебилы кругом, а вот вы дартаньян

Уважаемый Илья!
Для того, чтобы судить о каком то эффекте, явлении, методе и т.д., нужно хотя бы частично попробовать эту «методу». Вы ее не пробовали. А «поете» с чужого голоса. И плюс ко всему и сами эту неверную методу применяете. Но здесь Вашей вины нет. Мы многому верим на слово. Да, Вы пьете в тренировках много и это плохо. Это дополнительная нагрузка на сердце и почки. Но Вы так не считаете, потому что Вам внушили это. А мне приходилось пробегать в тренировках по 3-4 часа без питья, летом, в жару до 25 градусов. И не мне одному. Никто не умер. Да, вес терялся. Но ничего страшного не происходило. Больше того. За 3 года было подготовлено 10 мастеров спорта из уже «брошенных» всеми тренерами спортсменов. Причем некоторым было уже за 30лет. У нас была группа спортсменов, тренировавшихся так. И те, кто приходил к нам в середине сезона, просто не мог пробежать 25-30 км без питания. То, что Вы пишете – абсолютно верно для тех, кто тренируется пот этой методе. Но результативность тренировок в данном случае существенно ниже, чем в «моем» варианте.
И то, что Вы пишете про оптимальный баланс жидкости, как раз и есть истина в последней инстанции. Вы правы – вода нужна. Но только Вы утверждаете, что надо «подпаиваться». Но вот А.Привалов (знаменитый тренер по биатлону, бывший 20 лет старшим тренером страны) и другие сторонники противоположного подхода к питанию на дистанции говорят о том, что воду организм должен получать от сжигания жиров. 100 грамм жира при окислении в организме дают 108 грамм воды. Это из учебника по биохимии. И когда организм хорошо тренирован в этом плане, это не только не страшно, а очень даже полезно. Это и есть один из моментов проявления «второго дыхания» в соревнованиях.
Мне приходилось зимой в соревнованиях не раз пробегать гонку в 30 км. К этой гонке я готовился поэтапно исключая «всяческое» питание. В итоге – утром перед гонкой не было приема никакой пищи, даже стакана чая. И никакой воды. И, естественно, никакого питания на дистанции. Результат был не хуже, а лучше, чем при обычном подходе к старту. Но это все требует последовательной тренировки. Сразу идти на такие эксперименты очень не желательно. И еще один штрих сегодняшнего дня. Есть спортсмен, готовившийся по этой методе. Мы с ним в горах на высоте от 2200м до 3800м ходили по 5-6 часов без какого-то либо питания и без воды. Спортсмен стал призером Олимпийских игр в Ванкувере. Не все так просто, как нам «рисуют» наукообразные ученые. Когда нашим сборникам – дистанционщикам рассказывал об этом методе, реакция была подобной Вашей. Но сейчас некоторые ее применяют и никто еще не умер.

1. Выдержка из статьи:
Тренировки натощак

Начните раньше, бегайте на рассвете.
Вы получите массу преимуществ...
После ночи, когда мы не едим, запасы гликогена в мышцах немного снижаются. Целью утренней пробежки является израсходовать остатки запасов сахара в организме, т.е. гликогена в печени (примерно 60 г). Чем больше мы нагружаемся в этом состоянии с малыми запасами сахара, тем быстрее они расходуются! А после некоторого периода адаптации организм обратится к другому источнику энергии - жирным кислотам!
Задействовать жиры...
После истощения запасов углеводов наблюдается увеличение использования жиров: их расщепление увеличивается в 5 раз! (эффект, наблюдаемый в течение нескольких недель).
После короткого периода адаптации к этим новым условиям, организм начинает использовать следующий источник жиров - глицерол, который печенью преобразуется в глюкозу. Эта глюкоза предназначена для питания жизненно важных органов (мозг и сердце) во время утренних пробежек. Такая работа натощак приучает организм задействовать свои резервы и в конце концов, превращает жиры в используемую энергию. Однако, нужно быть терпеливым и настойчивым, чтобы добиться заметного снижения жировых запасов организма.

Еще один отрывок из интервью нашего прославленного тренера по биатлону - А.Привалова:

Не только в биатлоне, но и во всех циклических видах спорта есть очень важный момент, когда необходимо переключить организм спортсмена с углеводного цикла энергоснабжения на липидный или жировой, при котором выделяется гораздо больше энергии. Так вот, чтобы развить эту систему энергоснабжения, надо выполнять большие объемы работы слабой интенсивности.

- То есть подолгу бегать на лыжах в невысоком темпе?

- Да, по два-три часа, а иногда и больше. Чтобы у спортсмена все было в порядке на протяжении всего сезона, нужна именно такая работа. Поэтому даже после появления в биатлоне коротких дистанций принцип тренировок не изменился. Кстати, наш знаменитый лыжник Вячеслав Веденин, да и все гонщики тех поколений уделяли очень большое внимание такой подготовке, отсюда и высочайшие результаты.
- То есть хорошенько подготовиться к сезону за пару месяцев невозможно и надо по крайней мере в течение нескольких месяцев каждый день бегать часа по три?
- Даже больше. Работа это долгая и нудная, но без нее в циклических видах спорта успеха не добиться.
- Что же она дает в первую очередь?
- Выносливость.

С уважением к Вам и Вашему мнению. И обратите внимание, что слово «ЛАЖА» не употребляю ни при каких бы то ни было моих сомнениях в Вашей правоте.

Уважать меня и мое мнение необязательно, достаточно придерживаться адекватных фактов. Я говорю "лажа" очень редко и только когда мне показывают торсионный двигатель, структурированную воду, рассказывают о пользе одитинга или впаривают "жезлы силы" с энергией фараонов. Ну или доказывают неоспоримую пользу веганства перед "трупоедством". И здесь как раз такой случай, так что слово "лажа" очень уместно. Тем более что фраза "потому что Вам внушили это" как бы намекает.

У вас можно дергать почти любое предложение и показывать его несостоятельность. Например "100 грамм жира при окислении в организме дают 108 грамм воды." - ну замечательно, что я могу сказать. Только расход энергии в час при быстром беге как раз равен энергоемкости этих 100 граммов жира. Таким образом, пробежав марафон на одних жирах мы получим аж 300 граммов воды, пей-нехочу! Что называется "Без комментариев".

Еще пример* : "После истощения запасов углеводов наблюдается увеличение использования жиров: их расщепление увеличивается в 5 раз!"
Я просто приложу картинку и напомню, что на соревнованиях идет высокоинтенсивная нагрузка (правая часть графика). И увеличение потребления жира подразумевает автоматическое снижение интенсивности и скорости бега до середины графика.

*я так и не понял, с какого перепуга усвоение липидов вдруг стало аргументом за отказ от питья, ну да ладно

Далее: ваша статистика с 10 спортсменами и одним чудо-тренером... как бы помягче сказать.. неубедительна. Равно как и причинно-следственная связь. С тем же успехом они могли пить ровно за три дня до соревнований стакан свекольного сока и отказаться от использования мобильников. Все зомбированы! Долой мобильники и начинаем пить свекольный сок!

Ну и в заключение, не знаю, что за статью вы там приводите, в интернете есть только ее отрывки без авторства. А в рекомендованной вами же книге по тренировке лыжников прямо упоминается необходимость спецпитья:

"При движении спортсмена втрое или даже вчетверо увеличиваются его потребление энергии, теряющейся в виде тепла (около 580 ккал/литр пота). Также увеличиваются потери минеральных солей.

Вывод: специализированное питье является важной частью любой физической активности, связанной с серьезной энергетической подготовкой, обогащением быстроусвояемыми глюцидами, минеральными солями и витаминами. Оно обеспечивает регулирование температуры тела, доставку энергии мышцам и биологическое равновесие."

С другой стороны, переход на липиды при низко-среднеинтенсивной нагрузке вполне себе известный факт. Равно как и то что спортсмены используют относительно больше липидов при нагрузке чем среднестатистический человек. Но тут ключевое слово "низко-среднеинтенсивной". Так что вполне верю что "Мы с ним в горах на высоте от 2200м до 3800м ходили по 5-6 часов без какого-то либо питания", но есть смутные сомнения что эту же дистанцию с Изостаром в гидраторе вы бы прошли на час быстрее.

Резюмируя: если надумаете продолжить, аргументируйте плиз более весомыми аргументами чем пример с вашим соседом или его собачкой.

Уважаемый Илья!
Почему же мне Вас не уважать. Вы отстаиваете свое мнение и это хорошо. Уже за это надо уважать человека. Пусть оно будет, с моей точки зрения не совсем верным, но ведь Вы прошли, скажем так, школу «питания» на дистанции, убедились в ее полезности и говорите об этом. Ничего плохого в этом не вижу. Так уж устроен человек – ему хочется отстаивать свое мнение. Все правильно. Просто то, что опробовано мною и не только мною, тоже, с моей точки зрения имеет право на жизнь. Поверьте мне, что в молодые годы также принимал всяческое питание и на тренировках, и на соревновательной дистанции. И также как и Вы был убежден, что это верно. Не буду описывать, как и почему со временем изменилась моя точка зрения, но сейчас она практически диаметрально противоположна сегодняшней. Что делать? Жизнь не стоит на одном месте. Появляются новые кумиры, течения, мнения и т.д. Суть моего предложения не пить во время тренировок и соревнований никого и ни к чему не обязывает. Это как вера в Иисуса Христа, Аллаха, Шиву и т.д. Думаю, что на Чукотке мусульманство, да и христианство никогда не приживется, да и никто эти религии туда не будет внедрять. Не те географические и климатические условия. Не есть весь день, пока не зашло солнце…
Также и в тренировках, и в соревнованиях. Если кенийцы и эфиопы живут и тренируются на высоте 2000-2500м, так нам их без допинга никогда не обогнать. И в соревнованиях на дистанции в 10000метров, они противоречат Вашим установкам - не пьют. Ну что с ними делать. Нарушают все Ваши заповеди – «Отсутствие питья может и работает для коротких дистанций»… 10000метров уж никак не короткая дистанция... И на тренировках они пробегают «тридцаточку» тоже без питья...
Но никто насильно в веру не «тащит». Это сугубо личное дело каждого. Хотите попробовать эту методику – пробуйте. Не хотите – не пробуйте. Никто Вас за это не осудит. Просто пишется о том, что опробовано. И получен положительный результат. Не более того. И предложение попробовать. Скажем так – я не разбираюсь в торсионных полях, и поэтому не хочу наставлять на «путь истинный» этих специалистов. Ну не компетентен в этой области. Про вегетарианство – знаю спортсменов мирового уровня, которые не едят мясо. И выступают на уровне мировых стандартов. И это их личное дело - не есть мясо. Главное результат. Думаю, что их биохимия чем то отличается от нашей с Вами. Про цилиндры фараона – хочу спросить Вас – а Вы их пробовали держать в руках, как советуют. Или опять понаслышке огульно отрицаете их эффект?
К Вашему сожалению – знаю в чем суть эффекта этих цилиндров и не отрицаю их воздействие на организм.
Вообще меня всегда смущают люди, которые все знают именно понаслышке. Помню знаменитую фразу одного рабочего по поводу книги Пастернака «Доктор Живаго» – «книгу я не читал, но Пастернака осуждаю» (это был период травли Пастернака). Может Вы не помните, но было время, когда генетика и кибернетика были «продажными девками империализма». А совсем недавно также категорично запрещали фреоны, те, что применяются в холодильниках. Мол разрушают они озоновый слой. А самая большая озоновая дыра почему то находится над Антарктидой, и существует так давно, когда слово фреон, не говорю уже о самом фреоне, никто и не знал. А максимальное потребление фреона и сейчас в Европе. Очевидно «гонят» фреон метлами в Антарктиду, дабы создать там громаднейшую озоновую дыру…
Пожалуйста, не уподобляйтесь Вы этому, не читавшему книгу «Доктор Живаго», рабочему. Он ведь тоже «пел» с чужого голоса.
Многими идеями нам пудрили мозги. Конечно, все через себя «не пропустишь», но если это возможно, пробуйте, но, пожалуйста, огульно не охаивайте того, чего Вы не знаете и не пробовали.
Еще один момент. Вы пишете, что если бы принимали питание в горах, то на час быстрее бы прошли эту дистанцию. Полностью с Вами согласен. Не хочу даже хоть как то оспаривать Ваше мнение. Вы правы!!! Но нами-то преследовалась совсем другая цель - заставить организм работать в экстремальных условиях. Тогда в соревновательном процессе организм спортсмена может сам выдать максимум энергии для получения максимального результата. Вы бы еще предложили посидеть во время тренировки, а еще лучше поспать. Пусть восстановится организм. Потом и результат будет лучше. И это верно – отдых – святое дело. Но вот на соревнованиях почему этого не дают делать. И то, что мы не питались в это время, это как раз и дает возможность организму быстрее открыть «второе дыхание». И потом есть его величество опыт. Есть результат в соревнованиях мирового уровня. Есть просто статистика. Вот когда Вы подготовите по методике, которую Вы проповедуете, хотя бы несколько мастеров спорта в марафоне или лыжных гонках, вот тогда и можно сравнивать наши методики.
И по поводу грамотности тренеров, молчу о спортсменах. Есть такой, уже знаменитый в определенных кругах – лыжников, марафонцев, в циклических видах спорта, Виктор Николаевич Селуянов. Специалист в области спортивной антропологии, физиологии, теории спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. Профессор. Кандидат биологических наук. Старший научный сотрудник. Заведующий лабораторией фундаментальных проблем теории физической и технической подготовки спортсменов высшей квалификации Российской государственной академии физической культуры; профессор кафедры естественно¬научных дисциплин и информационных технологий РГАФК.
Вот как он отзывается о наших тренерах и спортсменах: «…у тренеров и спортсменов нет достаточного образования. Я не знаю ни одного тренера, который был бы хорошо образован. Их нет в природе, и быть не может, пока нет развитой теории спортивной подготовки. Спортсмены - люди вообще биологически неграмотные.
А пока, как мне кажется, наша дискуссия похожа на диалог слепого и глухого. Мы не видим очевидных фактов и не слышим собеседника. А картинки с графиками очень хорошо «рецензировал» знаменитый физик Яков Френкель. Почитайте о нем. А соседи и собачки, с Вашей точки зрения, – это заслуженные тренеры Советского Союза – А.Привалов, П.Колчин и т.д. В грамотности этих тренеров никто ни тогда, ни сейчас не сомневаются. Попробуйте подготовить столько чемпионов Мира и Олимпийских игр, а потом и называйте их соседями!!!
С уважением, Ваш оппонент, заслуженный тренер.

если можно я эту ахинею обсуждать не буду, ок?

Если мое уважение к Вам - ахинея. Тогда ОК!

Вы несете такую оккультную ересь, что я бы предпочел обойтись без уважения со стороны такого персонажа.
Дело перерастает в личный срач, которому тут не место, так что я откланиваюсь.

Специально еще раз перечитала Селуянова про питание. "Сердце не машина". Вот что он пишет
"Разницы между бегом на 1500 м и марафоном нет никакой. Проблема только в одном - надо подпитывать. Вот спортсмен пробежал, условно говоря, 10 км - истратилась половина гликогена, который в мышцах есть. Бежит "пятнашку" - тратится почти весь гликоген. На "тридцатку" точно не хватит. У нормального человека углеводов хватает на 1ч 15 мин – 1ч 20 мин. Поэтому по ходу дистанции стоят питательные пункты. Не будет питательных пунктов — спортсмен придет к финишу "мертвым", а именно в состоянии гипогликемии.

Причем, когда мы в нашей лаборатории разрабатывали метод углеводного насыщения (МУН) (идея была позаимствована у иностранцев), то опробовали его на спортсменах разных видов спорта. Кормим лыжников — классные результаты, кормим легкоатлетов — "умирают". Почему? Потому что по этому методу нужно за 5 дней до старта истратить гликоген, значит, надо пробежать дистанцию длиной до марафона. В лыжах, пожалуйста, бежишь на тренировке свои 50 км за 5 дней до соревнований, и потом бежишь полсотни без проблем даже без питания, так много можно накопить гликогена, если хорошо тренироваться. Если гонка будет длиться 2 - 2,5 часа — запросто хватит гликогена. А раньше, когда за 3 часа 50 км бегали - не хватало. Но все-таки лучше питаться. А если марафонцы пробегают 25 - 35 км, то у них от икроножной мышцы остаётся "мусор", они ее "расшибают". Идут ударные механические нагрузки, и икроножные мышцы превращаются в "труху". А икроножная мышца или камбаловидная — это КПД в беге. Поэтому когда пробегают на тренировке 30 км, а через 5 дней марафон, то в самом марафоне 20 км выдерживают, и встают, потому что не могут толкаться, икроножная мышца болит дико, не может упруго работать, устает. Из-за этого МУН у легкоатлетов не привился, отсюда проблема 37 км."

Селуянов бегунам советует все таки подпитываться. Или я что-то не так поняла?

Вопрос к ТС. А в какой обуви Вы бегаете?

Бежал в La Sportiva Cross Lite первой версии, в которые были вкручен специальный копмлект металлических шипов для них.
Обосную свою выбор.
1. Выбирал из той обуви что имеется под рукой.
2. Комфортнее всего чувствуют себя пальцы на длинных дистанциях, когда стопы слегка опухают. У меня половина ногтей травмирована после разных мероприятий продолжительностью от 8 до 28 часов, поэтому этот фактор один из определяющих.
3. Эта модель очень лёгкая = 311 гр., но с жёсткой подошвой, так что камни и корни не пробивают. Был опыт бега в Salomon SpeedCross по продолжительному горному маршруту (110 км). Под конец стопа "взвыла" от постоянных уколов камней.
4. Эта модель у меня оснащена металлическими шипами, что позволяет уверенно себя чувствовать на любой поверхности в любую погоду. Лучше держат только шиповки для ориентирования http://www.icebug.se/Product.aspx?m=635, но для 42 километров у них слишком тонкая подошва без какой-либо амортизации.

P.S. я никакого отношения к классическому бегу и лёгкой атлетике не имею. Изначально рос как ориентировщик, поэтому старты мною выбираются исключительно из красоты и эстетики маршрута и местности, будь-то рогейн, мультиспортивная гонка, trail-run или пр. Если бы я бежал классическую дистанцию марафона, то вряд-ли показал результат лучше, чем 3 часа.
Фотографии не очень отражают характер дистанции, но она очень сильно отличается от классического марафона и даже такой дисциплины, как кросс. Это настоящий Trail-Run по духу и мысли. Местами даже Off-Trail =)

Спасибо всем за оживленную дискуссию.

Спасибо большое за ответ. Я как раз интересуюсь той обувью, в которой можно бегать по горам. Хотя, я вообще не бегунья. Иногда бывает, что хочется побегать в горах, но вот обувь сильно подводит. То, в чём комфортно бежать внизу - убивает ноги на камнях. А то, что хорошо в горах - не амортизирует стопу. Вот и ищу, в чём бы бегать. А как ведут себя шипы на каменистой почве, на плитах? Не скользят?

А в vibram 5 fingers никто не зажигает?

Илья, в Five Fingers ни разу не бегал, поэтому составить мнение могу лишь рассматривая их на картинке
Во-первых очень тонкая подошва и низкая пятка. Это такой сейчас тренд на западе появился - Natural Running. Т.к. у меня плоскостопие, то мне в них тяжело будет.
Во-вторых, я предполагаю, что их стоит брать впритык, что исключает их использование на длительных гонках. Из этой же серии есть сейчас модель у Salomon - Sense называется.

Про металлические шипы:
На каменистой почве нормально, а на плитах средне. Порой лучше взять хорошо зарекомендовавшие себя резиновые шипы, если предполагаются такие поверхности. На La Sportiva шипы, кстати, съёмные. Правда после 3-х стартов 3 из 18 я уже потерял =) В идеале хорошо иметь от 3-х пар обуви для разного рельефа и разной длины дистанции.

Насчет плоскостопия - у меня тоже средняя его тяжесть, поэтому раньше колени ныли полмесяца после забега даже на 1-2 км. Поэтому не бегал кучу лет.
Давным давно видел пару видео про рекомендуемую технику бега - на носочках - и оно отложилось в памяти. Потом приобрел файвфингерс и шутки ради решил пробежаться по беговой дорожке. Ну и пробежал... с ходу аж три км, что для меня было рекордом за последние лет 10. И колени не ныли вообще. С тех пор уже более года бегаю в них, доходил до 20 км, но преимущественно в трензале или по равнинной местности.

Бег на носочках гасит ударную нагрузку и колени чувствуют себя прекрасно (хотя голень ноет и является лимитирующим фактором - в основном тренировки как раз направлены на постепенную тренировку голени )
Низкая пятка файвфингерсов идеально для моего плоскостопия подходит, т.к. добавляет лишний сантиметр зазора "пятка-земля". Но не совсем уверен насчет их пригодности для трейл-ранинга - возможно классические кроссовки более подойдут...

Ну и плюс к этому, у гибкой подошвы нет эффекта пружинного возврата импульса. Опять же - я не в курсе, может быть так бегать было бы легче...