ОДНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ТУРИЗМА СТАЛО МЕНЬШЕ
С 24 мая законодательно отменена регистрация туристских байдарок и катамаранов
Этого редакция газеты «Вольный ветер» добивалась около 7 лет. Впрочем, не только мы. Некоторые «водники» писали возмущённые письма в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), переданную несколько лет назад в ведение МЧС России, пытаясь доказать нелепость регистрации туристских маломерных безмоторных судов, которые большую часть года лежат в разобранном виде на антресолях или в сарае.
Отдельные смельчаки даже подавали иски в суд, пытаясь оспорить наложенные на них инспекторами ГИМС штрафы за отсутствие регистрации байдарок. На одном таком суде я выступал в качестве специалиста по спортивному туризму, пытаясь доказать, что байдарки – спортивные суда, которые регистрации в ГИМС не подлежат. Именно так на сайте Туристско-спортивного союза России (ТССР) его деятели рекомендовали действовать. Как и следовало ожидать, такие аргументы, не подкреплённые какой-либо законодательной базой, в суде «не прокатили», штраф пришлось заплатить.
Нельзя сказать, что руководители ТССР совсем уж этой проблемой не занимались. Пару раз они даже сходили в ГИМС, пообщались с его начальником, и на этом успокоились, поскольку г-н Серёгин им сказал, что проблема известна и регистрацию туристских судов отменят. Было это, по моим данным, в конце 2010 г. (а предыдущий визит президента ТССР состоялся лет на 5 раньше). Не думаю, что эти визиты с интервалом лет в 5 сыграли сколько-нибудь заметную роль. Скорей всего, они были лишь реакцией на мою неоднократную критику руководителей ТССР, которые долгое время вообще ничего не предпринимали для решения проблемы.
Проблему год назад, после многочисленных жалоб рыбаков, отметил в своём ежегодном докладе даже Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Он посчитал, что сложившаяся ситуация нарушает имущественные права граждан: купив лодку, люди не могут ею пользоваться, пока не зарегистрируют судно и не напишут на нём регистрационный номер.
Редакция "Вольного ветра" реально занималась проблемой «водников» системно много лет. Не счесть совещаний (например, в Совете Федерации), на которых я выступал и в решения которых записывались рекомендации Правительству РФ отменить регистрацию байдарок и катамаранов. Благодаря президенту Российского союза туриндустрии Сергею Шпилько (ныне также руководитель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Правительства Москвы), поддерживавшего наши усилия, такие рекомендации были включены в итоговые документы и других высоких совещаний, мне недоступных. Дважды я встречался с вице-спикером Госдумы Артуром Чилингаровым, с которым знаком много лет, и дважды по его просьбе, потратив немало времени, готовил комплект документов для рассмотрения вопроса в Госдуме. Увы, один раз эти бумаги там просто потеряли, второй раз их передали в Комиссию по транспорту (прежнего созыва), председатель которой за полгода, несмотря на мои неоднократные звонки, так и не удосужился ознакомиться с документами. А потом я звонить ему перестал, поняв бессмысленность этого.
Мы писали также в Министерство транспорта и даже в Комиссию Правительства РФ по ликвидации избыточных государственных функций. Неоднократно общались с нынешними руководителями ГИМС (о которых у меня сложилось мнение как о вполне вменяемых людях, которые сами не одобряют такую регистрацию, но – закон есть закон!). Публиковали и материалы о проблеме в «Вольном ветре» (см. №№ 59 и 83), в том числе – интервью с зам. начальника ГИМС. Да всё и не вспомнишь…
В конце концов летом прошлого года я пробился на приём к министру Сергею Шойгу (см. http://www.risk.ru/users/mindelevitsh/16628/), которому в разговоре сообщил и мнение В.Лукина. Министр пообещал до конца года проблему решить. Через короткое время редакция получила и официальный ответ. Наконец, необходимые поправки в законодательство 1 ноября 2011 года были приняты Госдумой в первом чтении. Далее наступило затишье. Год закончился, а закон так и не был принят. В редакцию же регулярно звонили «водники» с одним и тем же вопросом: «Когда же?!». Не выдержав, я в январе снова написал С.Шойгу:
«Уважаемый Сергей Кужугетович!
Напомню, что летом прошлого года я был у Вас на личном приёме в приёмной Правительства РФ. Речь, прежде всего, шла о ликвидации никому не нужной, бесполезной регистрации маломерных судов в ГИМС, что вызывает у любителей водного туризма и рыбной ловли большое неудовольствие и никоим образом не влияет на безопасность плаваний. В присутствии начальника ГИМС В.Серёгина Вы пообещали, что вопрос будет решён не позднее осенней сессии 2011 г. Госдумы. Об этом Вашем обещании мы сообщили нашим читателям (см. прилагаемую газету). Позже я получил письмо от зам. начальника ГИМС Н.Крючека, который также сообщил, что поправки в законодательство, отменяющие регистрацию определённых категорий маломерных судов, планируется принять на осенней сессии Госдумы. Н.Крючек также написал, что разрабатывается Административный регламент МЧС России по предоставлению услуги по регистрации маломерных судов, который планируется принять в 3 квартале 2011 г.
Увы! Прошёл 2011 год, а названные поправки в законодательство так и не были приняты, хотя и прошли первые чтения 1 ноября. Про Административный регламент тоже что-то ничего не слышно. Я пытался выяснить ситуацию у руководителей ГИМС, но безуспешно – телефон ГИМС, указанный на сайте МЧС России, всё время занят (складывается впечатление, что он вообще не работает), а письмо, направленное по электронному адресу ГИМС, указанному на сайте, осталось без ответа. Как-то это всё не способствует повышению авторитета МЧС России среди любителей водных походов и прогулок. Я уж не говорю о том, что невыполненные обещания министра, одного из лидеров правящей партии, не способствуют привлечению к ней новых сторонников…
С искренним уважением,
учредитель и главный редактор газеты «Вольный ветер» С.МИНДЕЛЕВИЧ».
(Напомню, что дело происходило в преддверии выборов президента РФ.)
Вскоре мне позвонил Амаяк Нуникян, зам. начальника отдела ГИМС, который начал у меня выяснять, почему я не дозвонился до руководства ГИМС и кому отправлял электронное письмо. В ходе разговора, когда я открыл сайт МЧС России, выяснилось, что там указан телефон ГИМС со старым кодом (495), который давно изменился на 499. Почему не исправили на официальном сайте – как обычно, неизвестно. Аналогично и с моим письмом: кому оно попало, покрыто мраком. Позже, в феврале, я получил из ГИМС весьма расплывчатый ответ на обращение к Шойгу.
Не берусь утверждать, что моё письмо ускорило дело, но факт: оно в Госдуме сдвинулось с «мёртвой точки». И в апреле депутаты за одну неделю (!) приняли законопроект во втором и третьем чтениях. На следующей неделе его утвердил и Совет Федерации. А нерез несколько дней подписал и президент РФ. Просто курьерская скорость! И в конце мая, через месяц после официальной публикации, этот 28-страничный закон, вносящий изменения в 4 кодекса (налоговый, торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, об административных правонарушениях) в части определения маломерного судна, вступил в силу. Теперь регистрировать такие суда весом до 200 кг (то есть все катамараны, байдарки и др.) не нужно.
Таким образом, благодаря общим усилиям мы эту наболевшую проблему наконец решили. С чем всех «водников» и ПОЗДРАВЛЯЮ!
Однако мне лично радоваться мешает то, что других проблем в спортивном и самодеятельном туризме ещё достаточно. И что-то не видно желающих добиваться их решения…
303
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Очень меня интересует как идут дела с санпином на палаточные лагеря.
Я уже давно подписался на газету и друзей подписал.
Как еще я могу помочь в вашем нелегком деле?
Будут у редакции еще деньги -- наймем еще людей, тогда времени для общественных дел сможем уделять больше. Для этого надо, чтобы подписчиков у газеты было больше.
По поводу СанПиНов. С лета рабочая группа Общественной палаты РФ по детскому туризму, которую меня буквально вынудили возглавить, проделала ОГРОМНУЮ работу. В частности, полностью переработаны два документа Роспотребнадзора (проекты их есть на сайте Академии детско-юношеского туризма, читайте и критикуйте), проведены два заседания в Общественной палате, круглые столы в разных СМИ, написаны десятки писем вплоть до самых высших сфер, я десятки раз выступал на ТВ и радио, спровоцировал буквально сотни публикаций в СМИ и Интернете (в основном, перепечатывают друг у друга). Например, сегодня в "Новых известиях" есть публикация. На сайте Общественной палаты в понедельник поместили мой комментарий http://www.oprf.ru/blog/?id=895 по поводу принятия закона о повышении штрафов. Работа идет. К сожалению, не так быстро, как хотелось бы, но ведь все делается на общественных началах, порой во вред основной работе. Думаю, что мы нелепые документы Роспотребнадзора отменим (или внесем в них нужные поправки), вопрос в том, когда это произойдет. Из-за выборов президента РФ и назначения нового правительства несколько месяцев мы потеряли -- высокопоставленные чиновники просто не работали, ждали, останутся ли они в своих креслах или нет. Сейчас пытаемся достучаться до самых верхов, вплоть до президента РФ. Статус Общественной палаты очень в этом помогает.
Еще раз задаю вопрос: ЧТО НАДО БЫЛО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ БАЙДАРКИ?
другими словами: ОПИШИТЕ ПРОЦЕСС РЕГИСТРАЦИИ!
ПОЖАЛУЙСТА!
(Уже после опубликования этого коммента кто-то добавил еще один минус, такое ощущение, что написал я по-китайски :))
Для их регистрации нам понадобилось купить
- якорь
- аптечку
- багор!!!
- спасательный конец
Дальше ехали в ГИМС с товарными чеками и паспортами на лодки (сами лодки, вроде бы не возили) и там заполняли какие-то бумаги. После чего накаждую лодку выдавали судовой билет и номер.
Затем мы долго рисовали на лодках номера специальными маркерами
Как пишут на форумах, для того чтобы зарегистрировать старую байдарку или самодльную лодку,на нее нужен паспорт производителя, которого обычно уже нет.
Меня особенно умиляло требование на судах с парусом (в том числе на катамаране и даже на байдарке) обязательно иметь огнетушитель. По этому поводу я неоднократно ехидничал, выступая на радио: мол, МЧС боится, как бы "водники" море не подожгли.
Кроме того, надо было ежегодно проводить в ГИМС техосмотр (переосвидетельствование) судов. Правда, года полтора назад (видимо, когда новое руководство ГИМС уже приняло решение регистрация тур. судов отменить) переосвидетельствование отменили.
Замечу, что все процедуры в ГИМС были платные.
Якорь на байдарку это сильно, на себе же таскать :).
Это ввели в 2000-е годы? Я ходил много до конца 90-х и на байдарке и был у меня парусный катамаран "Простор", вроде никто не докапывался. Потом подарил другу, без паспорта, естесственно, а он на нем так никуда и не вышел, может и к лучшему, я-то об этом законе не знал и сказать ему не мог.
- аптечку
- багор!!!
- спасательный конец
===ты забыл еще черпак!
Особенно актуально для катамарана)))
Емкий ответ?
Здорово! Поздравляю "Вольный ветер" и всех любителей байдарок, катамаранов, шлюпок и т.д.!
отсутствие регистрации не освобождает от ответственности
при плавании по судоходным акваториям ))))
- Есть
- По административному кодексу РФ
- В случае нарушений подпадающих под действие статей АК РФ
- Предусмотренный соответствующими статьями АК РФ
1. руководитель государственной инспекции по маломерным судам, его заместители;
2. руководители территориальных органов государственной инспекции по маломерным судам, их заместители;
3. начальники бассейновых государственных инспекций по маломерным судам, их заместители;
4. государственные инспектора по маломерным судам.
5. должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:
Вы сказали, что за плавание, например, на обычной байдарке по обычной несудоходной речке взимается штраф. Понятно, что по АК.
По какой именно статье АК? И какая именно статья указывает размер этого штрафа? Какие именно должностные лица упомянуты в пункте 5?
Это очень важно знать всем, кто этим занимается!
Какой смысл в отмене регистрации байдарок, если за их использование штрафуют?
- По поводу АК и штрафа: Так трудно забить в яндексе "административный кодекс", пройти по ссылке, найти соответствующую главу (11) и прочитать там все что касается воды и потом оперировать законом а не "одна бабка сказала"?
- А я знаю что они хотели сказать пунктом 5? Я привел выдержку их нормативных актов. Вот когда лицо докажет что имеет право штрафовать, тогда и будет штрафовать.
- Штрафуют не за использование байдарок, а за нарушения законодательства совершенное в ходе эксплуатации байдарок.
Вы имеете в виду статьи 11.8.1, 11.10, 11.11 или 11.13? Уточните, пожалуйста, как их могут применить, поймав меня на байдарке на какой-нибудь Нерской, скажем. Насколько я понимаю, удостоверений, упоминаемых в 11.8.1 и 11.13, для байдарок не существует в природе, значит они, не требуются. Правил, упоминаемых в 11.10 и 11.11, как я понимаю, тоже не существует. Какое нарушение они смогут инкриминировать? И как отбрехиваться, если это вообще возможно?
Но как говорится - В нашей стране строгость законов смягчяется их невыполнением :)
Никогда не регестрировали ни байдарки, ни каты.
Во первых, надо подождать пока изменения внесут в документы ГИМС. Тогда посмотрим радоваться или плакать.
Во вторых, для парусного туризма ничего опять не поменялось. Потому как "а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров,". Парусное туристическое судно не является спортивным парусным. Также как раньше байдарка не являлась спортивным судном. То есть регистрировать его по прежнему надо. То есть байдарка с парусом все равно будет требовать регистрации.
Ну а самое главное:
1. Отсутствие регистрации не значит что можно плевать на ППВВ, чем очень часто грешат байдарочники
2. Хоть моторные суда до 8 кВт и не требуют теперь регистрации, но на них по прежнему (как и на парусные катамараны/тримараны/байдарки) требуется судоводительское удостоверение...