МИНИСТР ШОЙГУ ОБЕЩАЛ. ЖДЁМ ОСЕНИ?
Не так давно один из постоянных пользователей «Риска» справедливо заметил, что редакция газеты «Вольный ветер» ничего не пишет о своей общественной деятельности, поэтому она остаётся неизвестна широкой публике. Ну, читатели «ВВ» о многом знают (хотя и не обо всём) из газеты. Но в целом замечание совершенно правильное. Как это ни банально звучит, я настолько занят разными делами (и редакционными, и общественными), что на пиар времени совсем не хватает. Но тут как раз три выходных, можно потратить час-другой на информирование общественности…
Узнав месяца полтора назад, что министр С.Шойгу будет вести личный приём граждан 10 июня, я в майские праздники написал, а потом 10 мая отнёс в приёмную Правительства РФ следующее письмо:
Члену Правительства РФ,
министру по чрезвычайным ситуациям
ШОЙГУ С.К.
Зачем нужна регистрация маломерных
безмоторных туристских судов?
Уважаемый Сергей Кужугетович!
Недавно Президент РФ Д.А. Медведев поставил вопрос о целесообразности техосмотра автомашин. Это предложение поддержали тысячи автолюбителей.
Но существует еще более нелепая обязательная процедура, не приносящая пользы ни людям, ни государству – регистрация и техническое освидетельствование туристских байдарок, надувных катамаранов и рафтов в Госинспекции по маломерным судам (ГИМС), входящей ныне в состав МЧС России. Подчеркну, что речь идёт не о яхтах и моторных лодках, а именно о безмоторных разборных туристских судах, которые большую часть года хранятся в разобранном виде на антресолях или в чулане.
Регистрация же названных туристских судов (при которой происходит их техническое освидетельствование) ни коим образом не повышает безопасность плавания (т.е. турпоходов и путешествий), но отнимает у владельцев много времени и нервов (про деньги уж умолчу). В частности, при этом надо предоставлять документы (например, чек из магазина), которые подтверждают, что владельцем судна является именно этот гражданин. Однако за давностью лет многие люди такие документы потеряли, а некоторые сами сделали свои суда. В этом случае их регистрация в ГИМСе существенно усложняется и порой решается, как говорят туристы, лишь с помощью взяток.
Совершенно непонятны критерии, согласно которым одноместную байдарку или двухместный катамаран регистрировать не требуется, а двух- и трёхместные байдарки, четырёхместные катамараны – нужно. Объяснить мне это не смогли даже руководители ГИМС – так, мол, решили их предшественники.
Руководители ГИМС проводят аналогию с регистрацией в ГАИ автомобилей. Но она неправомочна: автомашина является источником повышенной опасности, а какую опасность для окружающих, для кораблей и плотин несут байдарки и надувные катамараны?! Аналогично можно было бы потребовать регистрации велосипедов и горных лыж. Владельцы их гораздо чаще получают травмы, нежели туристы-водники.
Редакция нашей газеты «Вольный ветер» после многочисленных обращений любителей водного туризма неоднократно писала в различные государственные органы по этому вопросу – и в Госдуму, и в Министерство транспорта, и даже в Комиссию Правительства РФ по ликвидации избыточных государственных функций. Из последней наше письмо было переадресовано в МЧС России, откуда мы тогда получили ответ за подписью зам. министра Р. Цаликова, что, мол, ГИМС недавно передан в наше ведомство, поэтому мы должны разобраться в ситуации, а потом вам ответим. Но обещанного ответа по существу мы так и не получили.
В общем, все соглашаются с тем, что регистрация и техосмотр в ГИМСе названных судов не нужны. Например, вице-спикер Госдумы А. Чилингаров сказал: «Это глупость!». Предложения об отмене такой регистрации неоднократно записывались в рекомендациях авторитетных совещаний и конференций (например, совещания по развитию туризма Совета Федерации), но до сих пор так ничего и не изменилось. Ежегодно штрафуют за нарушение правил регистрации и эксплуатации маломерных судов (а иногда и отбирают их) туристов, которые плавают, например, по подмосковным речкам на байдарках без номеров. (Однажды в нашей газете были опубликованы фотографии тогдашнего Президента РФ В.В. Путина во время его отдыха на Алтае с веслом в лодке. И на ней – страшно подумать! – тоже не было регистрационных номеров. Но ФСО не посчитало это фактором, угрожающим жизни Президента.) Из разговоров с руководителями ГИМС у меня создалось впечатление, что они тоже не поддерживают регистрацию туристских судов, но коли есть такой закон (в частности, КоАП РФ), то обязаны его выполнять.
Уважаемый Сергей Кужугетович! Похоже, все прекрасно понимают нелепость такой регистрации, но никто не желает проявить инициативу по изменению законодательства и взять на себя такую работу. Может быть, Вы дадите указания о подготовке соответствующих поправок в законодательство? Это избавит государство от ненужной ему функции, освободит время у сотрудников ГИМС для более важной деятельности, поможет развитию водного туризма в стране, а самим гражданам сбережёт время, деньги и нервы. Подавляющее большинство туристов ныне и так не регистрируют свои суда, понимая бессмысленность этой процедуры, а это учит людей правовому нигилизму. Очевидно, что при абсурдных законах невозможно приучить людей к соблюдению законодательства и построить правовое государство.
В связи со сказанным прошу принять меня по этому вопросу на личном приеме.
С уважением,
главный редактор газеты «Вольный ветер» (титулы опускаю) С.В. МИНДЕЛЕВИЧ
Приложение: газеты «ВВ» с публикациями о регистрации судов в ГИМСе.
…В начале июня позвонил в приёмную узнать, попал ли я в список на приём. «Пока неизвестно, звоните позже». Дня за 3—4 начал звонить каждый день по нескольку раз – никто трубку не берёт, как вымерли! Был в Госдуме, там меня приглашали придти на какой-то сбор экологов как раз 10 июня. «Не могу, -- говорю, -- записан на приём к Шойгу». – «Какой приём?! Он обещал у нас быть, его тут экологи награждать должны». И время совпадает. Ну, я, честно говоря, несколько расслабился. Хотя 9 июня всё же ушёл с работы раньше и поехал в приёмную выяснить ситуацию, благо она мне по дороге. Приезжаю – все двери закрыты, не войти. Спрашиваю в проходной Правительства РФ у охраны – говорят, все уже из приёмной ушли. А время 17.00.
Утром жена спрашивает: «Идёшь на приём? Чистую рубашку давать?» -- «Не надо, -- говорю. – Никто не позвонил, значит, я на этот раз к министру не попал»…
Отправился в редакцию. Доезжаю до «Октябрьского поля», стою на остановке, жду троллейбуса. 10.02. Звонит мобильный. «Это из приёмной Правительства говорят. Вы знаете, что Вы в списке на приём к Шойгу?» – «Откуда?! Мне никто не сообщил. Три дня вам звонил, ни один телефон не отвечает». – «А у нас телефоны отключили во время ремонта. Так приедете?» – «Я же не готов: не оделся, не побрился…» – «Ну, решайте». – «Еду. Буду через полчаса». – «Поторопитесь. Он уже принимает, а Вы – четвёртый в списке».
Почти в мыле вваливаюсь в приёмную. Народу в коридоре – битком. Охрана: «Вы по какому вопросу?» -- «Я к Шойгу». – «Фамилия?» – «Минделевич» – «А, пропавший! Давайте быстрее!». Быстро сверяют мою физиономию с фото на паспорте, просвечивают рюкзак, прохожу через рамку-металлоискатель, которая издаёт какие-то звуки, выкладываю телефон – теперь чисто. Через какую-то боковую дверь ведут в холл, оттуда – через ещё один пост охраны – на второй этаж. «Вот здесь ждите, Вас позовут». Рядом сидят ещё двое ожидающих приёма. В соседней комнате вижу человек 10—12 полковников в форме МЧС. За ними, перед дверью кабинета – ещё охрана. «Вы хоть причешитесь», -- советует сердобольный сотрудник приёмной. Следую совету. Хорошо бы ещё 5-дневную щетину сбрить да майку с надписью «Я был на рыбалке!» (подарили на презентации торгового центра) поменять, но как?
(Как выяснилось, сотрудники ФСО более лояльны к внешнему виду посетителей, чем охрана Верховного суда КБР в Нальчике, куда меня однажды летом не хотели пускать в бриджах и майке, на спине которой – честное слово, не заметил! – углядели загорающую на пляже девицу. Самую чистую майку выбирал… С большим трудом удалось убедить охрану, что без меня рассмотрение моего иска к правительству КБР просто не состоится, а ехать переодеваться в Москву несколько далековато. С трудом, но пропустили.)
Ожидать пришлось минут 10, не больше. Оказывается, опаздывать иногда тоже полезно… «Заходите!». Вместе со мной заходит начальник ГИМС (Госинспекции по маломерным судам) полковник В.Серёгин, с которым ранее я неоднократно общался.
Шойгу – загорелый, подтянутый, не то, что я (честное слово, искренне позавидовал!) – пролистывает моё письмо и приложенные к нему газеты. Я в это время на всякий случай ему напоминаю, что мы неоднократно раньше с ним общались – в частности, по поводу сооружения хижины на седловине Эльбруса. «Но сейчас я по другому поводу. Надо рассказывать подробнее?» – «Не надо, всё понятно». Тем не менее говорю, что я передал в приёмную письмо 10 мая, а 16 мая был обнародован ежегодный доклад уполномоченного по правам человека в РФ В.Лукина, в котором регистрация байдарок и надувных лодок признана нарушающей права граждан на собственность. Правда, в докладе речь шла не о туристах, а о рыбаках, которые, купив надувную лодку, не могут её использовать, пока не зарегистрируют и не получат право плавать под флагом РФ. «Совершенно непонятно, -- говорю, -- почему одноместные байдарки, например, надо регистрировать, а двух- и трёхместные – не надо. Правда, должен сказать комплемент нынешнему руководству ГИМСа: они хоть ежегодное освидетельствование байдарок и катамаранов отменили, но всё равно регистрация туристских судов – совершенно не нужная процедура».
Шойгу (возмущённо) Серёгину: «Что это такое? Не хватало, чтобы Лукин об этом писал! Когда решите вопрос?»
Серёгин: «Мы его прорабатываем. В этом году байдарки уже не регистрируем».
Шойгу: «Вообще эта регистрация даёт какие-то ощутимые деньги?»
Серёгин: «Нет».
Шойгу: «Повышает безопасность плавания?»
Серёгин (после заметной паузы): «Нет».
Честно и без оговорок! Ну, есть ещё у нас достойные чиновники! Сколько раз мне разные должностные лица врали нагло прямо в глаза или в официальных письмах. Например, один генерал погранслужбы ФСБ написал недавно, что никаких препятствий погранпост, появившийся 2 года назад в 30 метрах перед альпбазой «Шхельда» и спасотрядом МЧС, обращению туристов и альпинистов к спасателям не мешает, поскольку «между погранпостом и спаспунктом существует устойчивая проводная и радиосвязь». Когда я рассказал об этом спасателям, те долго смеялись… Серёгин, думаю, достоин уважения.
Шойгу: «Можем мы это своим приказом решить?»
Я: «Нельзя. Определение маломерного судна приводится в Кодексе об административных правонарушениях, который принят федеральным законом. Надо менять законодательство».
Серёгин: «Мы работаем в этом направлении. Будем менять определение маломерного судна. Уже получили согласие Комитета по транспорту Госдумы».
Я: «Я с А.Чилингаровым дважды разговаривал, он с нами полностью согласен – регистрация не нужна».
Шойгу Серёгину: «И когда решите вопрос?»
Серёгин: «Думаю, что на осенней сессии Госдумы поправку в закон примут».
Шойгу: «Почему так долго? Быстрее нельзя, в эту сессию?»
Серёгин: «Я сказал с запасом по времени на всякий случай. Постараемся и раньше решить».
Шойгу Серёгину: «Постарайтесь! А с прессой работать надо. Вот ведь «Вольный ветер» -- хорошая газета (тут я с министром не стал спорить. – С.М.), почему не сотрудничаете?»
Я: «Сотрудничаем! Вот, смотрите, интервью с руководством ГИМСа недавно напечатали… И резюме: можно ли надеяться, что осенью всё же вопрос будет решён?»
Шойгу: «Не «можно надеяться», а БУДЕТ РЕШЁН!».
В заключение я подарил министру несколько последних номеров «ВВ», фирменные календарики на 2011 год с фотографиями «ВВ» в разных точках мира (особенно мне нравится фото, где «ВВ» читают раскрашенные папуасы на острове Папуа – Новая Гвинея) и комплект из трёх видеодисков с юбилейного вечера «Барды поздравляют «Вольный ветер» с 20-летием». «Может, как-нибудь в самолёте найдёте время посмотреть». Газеты Шойгу отдал своей помощнице, а коробку с дисками положил в карман своего пиджака.
…Когда приехал в редакцию, мой сотрудник сообщил, что звонили из аппарата уполномоченного по правам человека В.Лукина, оставили телефон и просили перезвонить. Мы туда тоже направили письмо по поводу регистрации маломерных судов и нарушений прав граждан на свободу передвижения. Перезвонил. Договорились, что будем встречаться и обсуждать проблему. Меня очень просили ПРЕДОСТАВИТЬ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ (решения судов, протоколы о наложении штрафов, письма из прокуратур и т.д.), ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ, ЧТО ВЛАДЕЛЬЦЫ МАЛОМЕРНЫХ ТУРИСТСКИХ СУДОВ СТРАДАЮТ ИЗ-ЗА ТРЕБОВАНИЙ ОБ ИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСРЕГИСТРАЦИИ. Господа «водники»! Если есть такие бумаги, пришлите их (или их копии, сканы) нам в редакцию (тел. 8-499-199-05-63, e-mail: v_veter@mail.ru). Это, думаю, вам надо больше, чем мне – «горнику», лишь 1 раз в жизни сидевшему в байдарке…
(Кстати, посылал одновременно письмо об отмене регистрации таких судов в «Электронную приёмную» Президента РФ Д.Медведева. Через неделю получил оттуда сообщение, что моё обращение направлено -- никогда не догадаетесь, куда! – в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Как бы там ещё не потребовали к байдаркам и рафтам приделать колёса и тормоза…)
Наша юрист Наташа Гузеева подсчитала, что в прошлом году редакция отстаивала права любителей путешествий по 12 (!) направлениям (проблемам). Одно из них (и не самое трудоёмкое!) – отмена регистрации маломерных туристских судов. Как мы этого иногда добиваемся (в технологическом смысле), я рассказал выше. Надеюсь, немного повеселил.
А вообще-то на всё уходит УЙМА ВРЕМЕНИ. Которое, к сожалению, никак не оплачивается… И мало кто помогает. Каждый хочет сразу получить ключ от квартиры, где деньги лежат…
Уходит время и на создание общественного мнения через другие СМИ. Слушайте меня, например, в понедельник 13 июня в 9 утра на «Народном радио» (частоту не знаю) в прямом эфире и в тот же день в записи на «Радио «Комсомольской правды» в 16.10 на 97,2 ФМ.
Ну, и вообще – читайте «Вольный ветер»! Даже министр Шойгу считает, что это хорошая газета…
205
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Проверим честность чиновников.
Ведь сколько еще полезного для тысяч туристов и альпинистов могли бы мы сделать, если бы платили сотрудникам нормальную зарплату и могли бы взять еще людей на работу! Скажем, если бы наш юрист приходил в редакцию не раз в неделю на полдня, а чаще! Полно проблем, до которых у нас просто руки не доходят, некому заниматься. Думаю, лучше раз в год отправить редакции 270 р. и читать интересную газету,, чем гораздо большие суммы отдавать инспекторам ГИМС, лесникам, егерям нацпарков и т.д.
http://www.veter.turizm.ru/about/index.html#podpis