Севастопольские спасатели собирали травмированных альпинистов по всему Южнобережью
Активизация спортивно-туристической деятельности в горах Крыма в этом году пришлась на конец апреля. Скалолазы и альпинисты со всей Украины и их российские коллеги ринулись на прогретые солнцем скалы Южного Берега Крыма. Впервые за многие годы даже очереди на самые популярные маршруты выстроились. В субботу вызов спасотряда не обещал продолжения. Обычный вроде срыв и оперативная работа спасателей. Но в последний день месяца утром в Коммунальную аварийно-спасательную службу Севастополя поступил сигнал об аварии в группе восходителей на стене горы Мердвень-каясы. На маршруте «Подарок» 4-Б категории сложности лидер в группе заблудился, отклонился от классики и вышел с монолитной плиты на развал камней. Спортсмен вывалил на ногу огромный блок и сам сорвался вниз. Наблюдатели сразу вызвали спасателей.
Инструктор спасслужбы Сергей Плотицын отмечает, что падение камня вызвало травматическую ампутацию пальцев правой ноги, скальпированные раны голени и переломы костей. Решение было однозначным – поднимать страдальца на вершину, а потом машиной доставить в больницу села Орлиного в Байдарской долине. Добраться к пострадавшему оперативно удалось благодаря внедорожнику спасателя-общественника Юрия Круглова. Мастер спорта, Снежный Барс, участник многочисленных спасработ в различных горных системах мира хорошо знает маршруты Крыма. Он принял активное участие в спасательной операции.
Спасатель Севастопольского отряда Евгений Ермаков рассказал, что после завершения спасработ и отъезда машины с пострадавшим было решено всем спасателям самостоятельно спуститься по Чертовой лестнице к старой ялтинской дороге и там ожидать машину. Но отдохнуть не довелось.
Второй сигнал тревоги поступил, когда спасатели уже сворачивали снаряжение. На вершину Мшатка-каясы ведет множество интересных маршрутов. Едва ли не самый популярный среди них – контрфорс Филатовой 3-Б категории сложности. Довольно монолитная скала, обилие естественных щелей и трещин для закладки страховочных элементов делают маршрут излюбленным местом тренировок альпинистов. Лидер связки на этом маршруте сорвался и пролетел по вертикали достаточное для тяжелой травмы количество метров. Наблюдатели подали сигнал тревоги. Тяжесть травмы не позволяла медлить.
Вызвали подкрепление и приступили к организации транспортировки. Юрий Круглов уже отвез первого пострадавшего в больницу и прибыл как нельзя во время для организации новых спасработ. Падение на большую глубину, перелом двух позвонков, потеря сознания осложняли транспортровочные работы.
Сергей Плотицын считает, что и в этом случае транспортировка на вершину была оправданной. Срыв произошел на ключевой последней веревке. По мнению одного из ветеранов севастопольского альпинизма, инструктора спасслужбы Александра Ярунова причиной аварии является недостаточная подготовка спортсмена к маршруту такой сложности, преувеличение своих возможностей и отсутствие тренировок на естественном рельефе. Злую шутку со многими скалолазами играет привычка лазания на стендах с судейской страховкой. Но этом маршруте была необходимость устанавливать свои точи страховки. Сделано это не было вообще. Либо, недостаточно правильно. Спасатели – не следственный орган. Они могут всех тонкостей происшедшего и не знать. Их задача – снять страдальца со стены и передать медикам. В худшем случае, работникам прокуратуры. Они услышали только то, что обе группы участвовали в сборах днепропетровских альпинистов. Иные подробности всплывут позднее.
Еще одни спасработы, в предыдущую субботу, не менее сложные, но на грани юмора, сразу потерялись в масштабах аварий 30 апреля. Восходитель на маршруте «Крокодил» стены Кильсе-бурун особо не рисковал при срыве. Стационарные крючья надежны, свои точки установлены правильно. Вроде - летай сколько хочешь. Злую шутку сыграла экипировка и не совсем правильное размещение снаряжения на обвязке. Якорный крюк на карабине болтался сам по себе. При срыве спортсмен ударился о скалу тем местом, где нога теряет свое название и вогнал в это место тот самый крюк на 10 сантиметров. О продолжении восхождения речи быть уже не могло. Спасатели – большие юмористы. А иначе они бы и не выжили на своей работе. Передав пострадавшего врачам, они одновременно произнесли фразу: «Нашел себе приключение на пятую точку».
Автору этих строк пришлось в сое время не раз пройти оба маршрута. Интересные варианты открылись после установки стационарных точек страховки. Можно уже было не брать с собой молоток и скальные крючья. Но закладные элементы требовали навыков обращения с ними. А навыки эти можно было обрести только на стенах. Под руководством опытных гидов.
Возникает вопрос. Почему спасатели-севастопольцы работали в зоне Южнобережья? Потому, что в Ялте спасотряда уже давно нет. И там просто некому идти на помощь. Есть и другие вопросы. Почему проведение сборов иногороднего альпклуба и совершение восхождений не обеспечивалось силами собственного спасотряда? Были ли зарегистрированы эти сборы и группы восходителей в спасотрядах Севастополя или Симферополя? Соответствовала ли реальная подготовка спортсменов заявленным маршрутам? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Да и материальная сторона дела не маловажна. Две машины Севастопольского спасотряда (РАФ и УАЗ) отпахали по 30 лет по дорогам и бездорожьям, по горам и сугробам. Моторесурс отработали многократно. Выезжать на них уже крайне рискованно. Но на новую машину средств в бюджете не предвидится. Увы.
Владимир Илларионов, ветеран Севастопольского спасотряда
170
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Они требуют расходы свои оплатить и если да, то какие и сколько они примерно могут стоить?
Даже для пострадавших иностранцев (т.е., к примеру, россиян)?
Если со временем мы дойдем до того, что страховые компании будут включать в свои продукты кроме расходов на медицинскую помощь еще и помощь спасателей (для полисов нацеленных на горные виды спорта например), то со временем возможно службы и будут возмещать свои затраты за счет страховых выплат. Это по крайней мере цивилизованный подход. Но это пока не видно даже в перспективе.
Получается следующее:
1. Многие альпинисты страхуются и деньги идут страховым компаниям.
2. МЧС работает бесплатно, деньги за свои услуги с граждан официально не принимает. То есть деньги страховых компаний им не идут.
3. Люди, не связанные с альпинизмом и другими видами активности с повышенным риском, недоумевают, почему за счет бюджета должны спасать каких-то авантюристов, как им кажется.
4. Сами альпинисты не могут получить своевременную помощь из-за загруженности МЧС.
Надо либо принимать зак-во, чтобы государственные и муниципальные спасательные службы (или аффилированные с ними лица) могли бы выставлять счета страховым компаниям, а те бы их оплачивали, либо развивать негосударственную спасательную службу в популярных горных районах, которая бы работала на базе самоокупаемости (либо на взносах участников альпмероприятий, либо на платежах тех же страховых компаний).
Первый вариант, возможно, не совсем идеален, так как у государственных спасателей возникнет коммерческий интерес и они в первую очередь будут спрашивать, есть ли страховка и с каким покрытием, иначе полетят медленней (образно, но примерный ход мысли такой).
Что вы сами думаете по этому поводу?
О якорных крючьях. Глядя на его клюв, не надо обладать богатым воображением, чтобы представить, как легко он войдёт в мягкие ткани нижней части тела. Как располагать якоря, чтобы применять было удобно и при срыве не получить травму подобную в описанном НС? Я не могу придумать лучше, чем выделенный под крючья отдельный мешочек для магнезии.
Там крюконоги, лесенки, якоря, разгрузки, хуки.
Можно у валика кое-что еще спросить.
Его почту кину в личку
Зам. командира горно-спасательного отряда МЧС по профессиональной подготовке ( БЫВШИЙ) Паксюаткин Александр.