ЗАПИСКИ НОВИЧКА - I
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед …
Фёдор Тютчев
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стоит гора. Тысячи людей видят ее, но с одним происходит что-то особенное, какой-то голос говорит ему: эта гора ждет, чтобы на нее поднялись.
С этой минуты он весь во власти зова души...
Энтони Смит.
*************************************************
Арагац. Сезонный снег. Снимок сделан с расстояния 42 км.
Арагац. Вид из кратера на Северную вершину. (негатив)
Кезген-баши - Советский Воин. Траверс. (слайд)
Арагац. Панорама с Западной вершины. (5 горизонтальных негативов)
Ночью к альпинистам прилетела царица Тамара. (слайд)
Изначально это было тренировочное восхождение 2Б к.т. группы старших разрядников альпбазы "Баксан". Сидели на леднике, курили. Солнышко, тепло, лень карабкаться. Этим воспользовалась девица, предложившая пойти первой - пока докурим. Когда мы заметили, что она отклонилась от маршрута, было поздно: оказались на сложном участке, без крючьев, закладок и прочего железа. ... Часть тушки слева принадлежит стажеру, которая именно в этот момент вопит мне: "Куда ставить ногу!!??". Лицо участника внизу выражает мужественную тоску.
--------------------
Никакой холодной ночевки на стене, конечно, не было. Это - шутка. Потеряв на сложном участке минут 30, группа вышла на "законный" маршрут, побывала на вершине и спустилась без приключений. Происшедшее, однако, послужило всем хорошим уроком.
Последний спуск... (слайд)
5-й день спасработ на леднике Кашкаташ. Пострадавшие от ночного камнепада на Уллукаре уже в лагере. Осталось спустить погибшую альпинистку...
Юра Головаха. Хороший человек. (слайд)
Эпиграф.
«Украинец и армянин - "гремучая смесь". (К-22)
Пролог.
Мы столько раз делали перекус, пили чай и не выходили на связь (по объективным причинам!), что с альпбазы нам "на помощь" был отправлен отряд спасателей, состоящий из именитых ветеранов. "Кто это там внизу бегает под дождем с фонариками в темноте?" - гадали мы на спуске».
------------------
Предисловие.
«Сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию» (с). …С продуктами на складе лагеря стало плохо. Тушенки не было, и мы взяли 2 кг. свинины. На месте ночевки я продемонстрировал свой кулинарный талант во всей мощи: обжарил тонкие ломтики мяса с луком, приготовил гарнир из грибов, черемши и еще каких-то подозрительных даров земли кавказской, которые мой спутник собрал по пути.
Съели всё…
------------------
6-й смертный грех.
Утром наступила расплата: по понятным причинам подход к началу маршрута вместо 15-и минут занял полтора часа. Обезвоженные и подавленные, по обрывающемуся вниз леднику, мы доковыляли до черной и гладкой скалы: «Здесь!». Лезли в кошках. Светало.
В контрольном туре Юра нашел «записку» своих соотечественников на 3-х листах убористого текста и уселся ее читать. Я решил сэкономить время и зачем-то полез в крутой снежно-ледовый кулуар, ведущий прямо к вершине. Через 40 метров пришлось остановиться - веревка натянулась, а закончивший чтение напарник кричал: «Ты зачем туда полез?!!» Пришлось возвращаться. Рядом, как оказалось, был простой маршрут, которого я не заметил…
------------------
Встреча с местной фауной.
В метрах ста над нами стоял тур (с рогами). «Какой красивый!» - умилились мы. « И как они туда забираются?!». Тур прицелился и сбросил копытцем камень, просвистевший над нашими головами. Потом – еще и еще. Мы залегли. Камни свистели, жужжали и разбивались в пыль рядом с нами. Никаких сомнений: делал он это намеренно! «Урод!!!».
------------------
Вперед и вниз, а там…
Закладки, профильные крючья и «френды» всю дорогу бренчали и больно колотили по ногам и ягодицам. Наконец! Один крюк пригодился! Бью. Запахло серой и раскаленным металлом. Ай да я! … Выходим на гребень: до вершины – рукой подать. Но что-то все время шипит. Ледоруб! Странно: небо почти чистое, над нами лишь одно темное облачко. Юрий вытаскивает и включает рацию – антенна начинает искрить. «Вниз, с гребня!». Прыгаю в крутой кулуар и вместе с мелкой осыпью съезжаю вниз метров на 15. …Как я потом из него выбирался! ПесТня!..
Эпилог.
Мы на вершине! Смеркалось.
Посвящение в альпинисты. (слайд)
«Крещение» новичков. Краткое изложение.
…Конец смены. Позади недельный поход: два перевала и одно (первое!) восхождение. Грязные, голодные и мучимые жаждой новички приближаются к лагерю. Сбросить тяжелые ботинки с потертых ног, скинуть надоевшие рюкзаки! Душ, столовая, чистая постель, импортная сантехника!...
Командир отряда подозрительно часто связывается по радио с базой и докладывает о местонахождении. Мостик через ревущий поток Юсеньги: за ним – лагерь. Ура-ааа!!!
Но что это? Табличка: «Мост в аварийном состоянии. Обход – 5 км». Проход закрыт репшнуром, натянутым зигзагом между перилами на высоте 1 метр. После долгих уговоров, командир соглашается не делать крюк: «Только осторожно, ползком!».
Мост преодолен. Из-за деревьев и кустарника внезапно появляются дюжие ребята. На некоторых – это особенно пугает – «кошки» на босу ногу. В руках – пузырьки с «зеленкой». Через минуту новички превращаются в «зеленых человечков».
…Родной лагерь! Проходя мимо столовой на построение, новички успевают заметить на ее дверях огромный амбарный замок и табличку «Санитарный день». Шутка? Нет – командир ругается с начальником учебно-спортивной части: «С ума сошли?! У меня ребята сутки ничего не ели!»… Кто-то, сбегав к бане, приносит еще одну страшную весть: авария с котлом, горячей воды нет! Новички вянут на глазах…
…Построение на спортплощадке. На носилках, в сопровождении слуг, евнухов и гарема, выносят Царя Гор. «На колени!». Зачитывается клятва, из которой следует, что, даже став мастером спорта, участник обязан уступать дорогу своему первому инструктору или ослу на узкой горной тропе. «Курица не птица, значкист – не альпинист!» - подводит итог Царь, после чего требует принести в жертву самую красивую девушку. Девица визжит, сопротивляется, но слуги запихивают ее в палатку с надписью «Людоед». Сначала из палатки выбрасываются интимные предметы женского туалета - новички постарше кричат: «Это уж слишком!» - затем выбрасывается большая берцовая кость с остатками мяса. «А-аа! На кухне взяли!» – успокаиваются новички…
…Слуги приносят из холодильника огромную запотевшую кастрюлю с компотом и подносы со стаканами. Новички глотают слюнки. «Жалко их!» - говорит Царь - «Только подсластить надо!». И слуга высыпает в компот пачку … соли! «Пейте!» - приказывает царь. Кто-то не выдерживает и начинает осторожно пить. «Сладко! Это был сахар!» - кричит новичок. Все бросаются пить компот…
…Церемония близится к завершению. Царь приказывает открыть столовую и душевые. Всеобщее ликование. «Может, и шампанского хотите?» - невинно спрашивает подобревший монарх. «Хотим!» - вопят обнаглевшие новички. «Шампанского!!!».
…Сзади, из пожарного шланга с брандспойтом на страдальцев обрушиваются потоки воды…
Мой друг и учитель - Лев Евгеньевич Иванов (1940 – 2007) (слайд)
ЭТОЙ НОЧЬЮ, ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ, НЕ МЕНЕЕ УВАЖАЕМЫМИ ЛЮДЬМИ ИЗ ЧИСЛА РУКОВОДЯЩЕГО И ИНСТРУКТОРСКОГО СОСТАВА АЛЬПБАЗЫ, ОН БУДЕТ ПОСВЯЩАТЬ СТАЖЕРОВ В ИНСТРУКТОРА
Если вы смотрели предыдущую фотографию и ознакомились с ритуалом «Посвящения в альпинисты», то вам уже понятна атмосфера, царящая в лагере под конец смены…
---------------------------------------------------------
Новоиспеченные значкисты, «выпив шампанского» и раскидав рюкзаки по своим комнатам, отправляются в баню. После чего, чистые и румяные, идут в столовую. Как все здесь вкусно, чего тут только нет! Ароматный, посыпанный укропом, борщ с мясом и свежей сметаной; сочный бифштекс с картофелем и пышные котлеты из свежайшего мяса с гарниром; овощные салаты, фрукты, джемы, натуральные соки, компоты!... И т.д, и т.п. Добавки – сколько хочешь!
Проглотив по нескольку порций первых и вторых блюд, все чинно рассаживаются по скамеечкам у спортивной площадки. Шумят сосны. Курим….
Минут через 20, все разбредаются по комнатам на Посиделки. В 3-литровых банках с помощью 3-киловаттных кипятильников готовится особый чай с многочисленными травками. Рецепт прост: пачка чая и побольше ароматных трав, в изобилии произрастающих на территории лагеря. Конечный продукт – темно-коричневая жидкость, роднящая альпинистов, туристов и уголовников. На Посиделки несут все домашние запасы: золотистое копченое украинское сало, камчатскую красную рыбу, армянскую бастурму, морского окуня…
После чаепития возникает идея: а не сбегать ли в ресторанчик у нарзанного источника?
Сказано – сделано! По лесной тропке вдоль берега реки, за какие-то 40 минут легкого бега на подъем, альпинисты достигают цели. Проглотив шашлык и напившись безымянной минеральной воды, вдруг понимают, что могут опоздать к ужину. Все в панике бросаются бежать по уже знакомой тропе. Бежать на спуск должно быть легче, но мешают шашлык с нарзаном…
Успели! Официантки-практикантки только начинают разносить блюда…
Утолив голод, все опять рассаживаются у спортплощадки. Солнце село. Прохладно. Многие нежатся в теплых пуховках… Затем опять посиделки или бильярд. По громкоговорителю начспас объявляет запись желающих для традиционного восхождения на Эльбрус ("для души"). Активисты-доброхоты бегают по лагерю и пристают ко всем с вопросом: «А ты записался добровольцем?» (Помните бухгалтера Шуру из "Служебного романа»?)
--------------------------
Два часа ночи. Кто-то начинает колотить в железку. Звучит объявление: «Стажерам …. явиться для прохождения ритуала посвящения в инструктора!» Лагерь просыпается.
Посередине спортплощадки стоит бочка, полная воды. По территории мечутся фигуры с факелами в серебристых плащах с капюшонами. Новички с изумлением узнают в них нагонявших страх командиров отделений, уважаемых мастеров спорта, начальника учебной части…
Стажер-мужчина мужественно отдается в руки «крестителей». Его макают по пояс в бочку и, приспустив штанишки, три раза шлепают мокрым веником по мерцающим в свете факелов филейным частям. Теперь он инструктор!
Но не все понимают важность момента. Стажер Ляля Л. на месте торжественного посвящения не появляется. Ее несколько раз приглашают, но …безрезультатно. Звучит последнее предупреждение: в случае неявки она не получит инструкторского статуса. Кажется, что это несерьезно, но взбешенный Лев Евгеньевич обещает, что он позаботится, и Ляля никогда и нигде не получит инструкторского звания: формальные причины для этого найдутся. Да! НАРУШАТЬ НЕПИСАНЫЕ ТРАДИЦИИ НИКОМУ НЕ ПОЗВОЛЕНО!
…Лялю обнаруживают на третьем этаже, прячущейся в комнате девчонок ее отделения. Лучше бы она этого не делала!
Чегеткара. Пик Гермогенова. Бжедух. Ледник Кашкаташ. (слайд)
-----------------------------------------------------------------------
«Цейские ночевки». 1987 – год полувекового юбилея АУСБ «Торпедо». (слайд)
… Ужин. Из тумана появляется напоминающий Дон-Кихота инструктор с зонтом и ложкой. После красноречивого пятиминутного стояния ему предлагают суп – невероятную гадость - шпроты в масле, сваренные с рисом.
Быстро расправившись с угощением, он приводит ложку в «боевое положение», направляется к соседним палаткам и исчезает в тумане ...
В синем пуховом жилете – инструктор Махновецкий («Батька Махно»).
Неделя непрерывного дождя и тумана... Мокрая одежда на восхождении покрывается ледяной коркой и снегом, скрипит при малейшем движении. Внизу лед оттаивает. Эти циклы повторяются вновь и вновь, изо дня в день! По возвращении оказывается, что палатка полна воды, на поверхности которой мирно плавают спальники…
Ночью, пытаясь уснуть под зубовный стук коллег, начинаешь заниматься самовнушением: «Я люблю горы … я люблю альпинизм …завтра дождь закончится, появится солнышко (как оно, кстати, выглядит?)… только не воспаление легких! … я люблю горы… терпи, сволочь – ты же этого хотел!».
Ранним утром начинается стихийный митинг на тему: «Неужели нас опять погонят на восхождение?!». Собрание проходит бурно, но шепотом. Большинством голосов коллектив решает направить меня к командирше отряда и прозондировать ее настроение. Заворачиваюсь в полиэтилен и выползаю из палатки.
Начальница лежит в сухом теплом спальнике, кокетливо сцепив пальцы под подбородком, и мечтательно смотрит из палатки куда-то сквозь завесу дождя.
- Доброе утро, Екатерина Батьковна!
- Доброе утро, Сережа! Как настроение?
(с фальшивым сожалением) – Вы, наверное, нас сегодня не отпустите на гору? Жаль будет потерять день…
- Да нет, идите, идите, ребятки! Вы у меня такие молодцы!
(изображая бурную радость) – Вот спасибо! Пойду, обрадую ребят!
… В палатке:
(с надеждой) - Ну, что???
- Сказала: «Идите».
- Вот …..!!!!
--------------
Связи с базой нет...
Дождь – снег – лед – дождь… Скрипит одежда, шуршат снежинки…
Странно, но никто из нас не только не заболел, но даже не чихнул!
********************************************************
НЕ ВЕРНУЛСЯ...
... В такие дни в лагере становится тише. Подходят, читают. В пол-голоса расспрашивают о подробностях. Некоторые пишут и кладут на столик стихи.
Приезжают из милиции, беседуют с начальством, составляют протокол и через полчаса уезжают. Одноклубники звонят друзьям и родственникам. Словом - жизнь продолжается...
СРЫВ
Ломает ногти сырая стена,
Отталкивает,
Пинает прочь!
И воля лопается, как струна,
И возникает ночь.
Едва ль в полете
Успела мысль
Падение осознать…
Лишь где-то
В этот ужасный миг
За сердце
Схватится мать.
Напарник!
Умей веревку травить,
Держи на втором крюке!
Вершинам трудные тропы вить,
Нам - идти налегке.
Константин Лисовецкий, инструктор альпинизма.
Райнхольд Месснер у "Приюта-11". Справа - Костя Хапаев, комендант Приюта.
Любительская черно-белая фотография с автографом Месснера была найдена после пожара Владимиром Швырянским (Курск).
С помощью Photoshop снимок удалось отреставрировать.
Эльбрус штурмуют и сверху! (негатив). 1993 год.
Парашютистам из г. Есентуки, если не ошибаюсь, в тот день не повезло: из-за сильного ветра на западную вершину никому из них приземлиться не удалось. На следующий же день мероприятие, кажется, увенчалось успехом.
Слева - еще целый старый "Приют-11"
--------------------
Для встречи парашютистов на вершине из Карачаево-Черкессии на Приют пришла небольшая группа. Как вскоре выяснилось, на Эльбрусе никто из них не бывал, да и об альпинизме они имели весьма поверхностное представление. Предложил идти вместе, и они с радостью согласились. Вышли в 2 часа ночи. Шли они очень медленно и мне, дожидаясь их, часто приходилось останавливаться. Значительно ниже скал Пастухова старшему из них стало плохо. Уговорить его идти вниз не удалось: «Ничего! Посижу, отдохну и пойду дальше!». Вся группа осталась с ним, а я, в полной уверенности, что они, начав мерзнуть, вскоре спустятся к Приюту, пошел вверх…
… В очередной раз постояв на вершине, надышавшись сероводородом, свежим эльбрусским ветерком и удовлетворив свои мазохистские наклонности, я шел вниз. Жара, раскисший снег… Ниже седловины – о чудо! – я встретил своих знакомых. Причем, в полном составе! Их упорство и мужество внушали уважение. Отдав им свою фляжку и пакетик сухофруктов, я продолжил спуск…
… На Приют они вернулись к вечеру: усталые, но довольные. Встретились в кают-компании на третьем этаже, посидели, попили чаю, обменялись впечатлениями. Содержимому фляжки - раствору меда с лимонным соком, новые друзья приписывали магические свойства и считали, что взойти на вершину смогли только благодаря моему благородному поступку! ... Я посетовал, что канатка уже не работает и придется ночевать на Приюте. «Это не проблема!» - сказал их руководитель.
… После звонка кому-то канатка заработала, и через полчаса мы были внизу! Я поблагодарил и хотел идти, надеясь за 2-2,5 часа добраться до «Баксана» (рассчитывать на попутку вечером не приходилось).
«Подождите! За нами сейчас придет машина, и мы Вас довезем», - сказали мне.
«Как мы все поместимся в машине?!» - думал я.
Подъехала «машина» - лимузин длиной метров эдак в семь и через несколько минут меня поили в гостинице «Иткол» холодным айраном…
Короче: водитель (сын руководителя) не только подвез меня к «Баксану», но и, несмотря на протесты, к самому коттеджу. Я горячо поблагодарил его.
«Что Вы! - сказал он, - Вы же ТАК помогли нашим братьям!» ……..
На снимке также запечатлены сотрудники Приюта - Аслан и Алик.
Перегибы "Greenpeace" на местах?
Для чего на Эльбрусе веники, так и осталось для меня загадкой. Пока приходил в себя от удивления, туристы были уже далеко...
Ребята на фотографии, отзовитесь!!!
---------------------
Продолжение:
http://www.risk.ru/users/k-22/193499/
http://www.risk.ru/users/k-22/193637/
http://www.risk.ru/users/k-22/193784/
191
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Достойная уважения съёмка!
+10
Тогда мы сможем видеть ее на главной странице!
Спасибо
Здорово!
Да! Такой атмосферы уже не будет... Заходил в гости в "Шхельду" и "Эльбрус" в 93-94-ом - "цыганский табор". В "Баксане" - вообще фантасмагория: погранзастава и бородатые арабские товарищи в платках и рубахах до пят...
В горах. Бегут и кричат: "Мужики! Денежная реформа! Линяйте вниз!" И многое, многое другое. Весело)))
А ресторанчик тогда под корень снесла лавина. Потом, наверное, отстроили заново.
Спасибо и удачи!
Если знаете подробности, напишите, пожалуйста, в личку.
На Советский Воин я как-то в 1999 поднялся...а там стоят две полные, недельной давности, бутылки пива..."Оболонь".
Пиво не наше!))
... Жена однажды нашла на вершине 25 советских рублей ( довольно крупная сумма по тем временам). Долго хранили, но... Однажды закончились деньги - пришлось потратить.
Спасибо за отзыв!
Продолжение уже появилось.
НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ ИСЧЕЗЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНО. И ЧАСТО ТАКОЕ ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ?