Что такое страх.

Пишет StivVirkovski, 06.03.2012 10:36

Часто, смотря видео отчеты восхождений, ловил себя на мысли, что не может же быть что эти люди сделаны из гвоздей, - ну ведь наверняка страшно по стенке лезть. Ан нет, смотришь лезут бодро – счастливые. Я слышал выражение, что альпинист должен получать моральное удовлетворение от процесса восхождения, от красоты гор. Вот лезу по маршруту, и почему очень страшно периодически бывает, высота пугает до похолодания в известном месте, особенно когда под ногами бог знает куда лететь. Сосредотачиваюсь на работе, и как то проходит.
Интересно узнать, я один такой с отклонениями, или все таки, альпинисты испытывают страх. А если испытывают, то как преодолевают его, особенно на маршрутах 4- 5 к.т., как морально готовятся перед сезоном.

Перед сезоном хорошо разлазиться на скалах. Сначала по пробитым трассам. Потом со своими точками. Так появляется уверенность и страх значительно уменьшается.

А в горах нужно начинать с простых маршрутов и постепенно увеличивать категорию сложности. За одну-две недели вполне можно привыкнуть к ощущениям пустоты под ногами:)).

Да, еще. Перед сложными маршрутами, уже находясь в горах, можно опять полазить по сложным скалам со своими точками. Желательно с промежуточными станциями. Отработать взаимодействие связок, ИТО. Если скалы высокие, то боязнь высоты проходит, появляется привычка к вертикали.

в одном из фильмов была фраза примерно следующего содержания - " страх - это сигнал к тому что нужно повернуть назад, не было бы у меня страха я (автор) тут не стоял бы с вами"

думаю, страх должен присутствовать обязательно как раз для того, чтобы понять, что хватит...подождем..в следующий раз и как сигнал, что нужно, возможно, еще потренироваться на маршрутах по легче.

Мне как-то ответили, на мою фразу - Мне не было страшно... - Я никогда не пойду на Гору с человеком, которому не страшно...
Страх это производная чувства самосохранения и в способности и готовности его преодолевать есть составляющая мужества и смелости.
Вот только эта способность к его преодолению должна базироваться на подготовленности к работе на маршруте, на понимании своих возможностей и переходить за предел, который граничит с безшабашностью или "безбашенностью" если угодно...

Вообще раньше существовало поверие, в нашем регионе.

"Альпинизм начинается где-то после 3Б, потому как там уже есть куда падать." - (С) Нач.Уч. АУСБ "Талгар"

Китайцы, как мне показалось, меньше боятся скал. Наблюдал, как три пацана, не скалолазы, стояли на краю стометрового обрыва и втыкали в пейзаж, редко перебрасываясь словами. Забавно. Они и девчонок туда брали, при этом на скалу был выход над обрывом по карнизику несколько метров, держась за шершавый горизонтальный бетон по методу присасывания ладоней. Видимо, местные жители действительно приучены к этому.

да я заметила, что те, кто вырос на равнине гораздо больше боятся высоты. Из тех, кто в горах вырос или рядом с обрывами - оч редко боязнь высоты встречается..
Сама в горах выросла и с детсва обожала стоять на краю обрыва.. но при этом контролировала ситуацию))).. проверяла.. не обвалится-ли этот краешек)))

Страх выполняет роль предохранителя, он должен уменьшаться с набором формы и ростом мастерства, но никогда не пропадать совсем.
Месснер постоянно пишет о страхе и именно о таком, как вы говорите - проходит, когда начинаешь работать. Я думаю, что именно такой страх заставляет думать загодя о возможной опасности и принимать меры.

А я заметил свою особенность, что страшно только тогда, когда ждёшь этого страшного. Когда случается замес, включается голова, а страх куда-то испаряется. Я не скалолаз, но и без этого стрёмных моментов в жизни хватает, и так каждый раз. Идёшь по темноте один, и ждёшь что кто-нибудь кинется, боишься. Однажды в такой момент на меня всётаки кинулись с клацаньем челюстей. Топор в руке мгновенно ожил, благо челюсти были на цепи у охранника... Думаю что на стене тоже самое. Я ходил в летних кошках по зимнему льду, тоже было страшно, но неочень, а когда срывался, даже со страховкой, сердце ёкало, но ледоруб уже сидел к тому моменту во льду)

Я, в своё время, пережил опыт умирания на горе, но не умер, обещание данное родным людям удержало. Так вот, ощущение страха сдвинулось, по, условно назовём, шкале страха. Бояться стал больше, но по другому, животные инстинкты стали работать. Теперь, например, если вдруг, средь бела дня, я начинаю чувствовать панический страх, то немедленно стремлюсь покинуть то место, где он меня застал, по пути, анализируя причину и поиск наиболее безопасного места (часто ноги сами несут где безопаснее). В горах на веревочной страховке, на положительном сложном рельефе страх сильнее; стоит рельефу перейти в вертикаль или отрицаловку с большой глубиной падения страх притупляется. На скальных стендах всегда неприятно лазать с нижней страховкой, потому что очень тесно и земля рядом. На высотке при работе на небоскрёбах страх сильнее чем в горах на таком же рельефе, это от разницы масштаба. Вообще, техногенные конструкции(когда на них находишься, работаешь) подавляют, памятники природы наоборот, воодушевляют. Если с тобой всё в порядке, но задул ветер - жди беды. Если ты, наоборот, в полной заднице, и начал дуть сильный ветер, то он или добьёт тебя или спасет, ветер вестник перемен :)

Получать удовольствие от всего процесса восхождения вряд ли возможно – если только это не «прогулка» на некатегорийную вершину при хорошей погоде. Эмоциональный подъем на вершине и после спуска – дело другое.
Страх испытывают все нормальные люди. В том числе - самые именитые альпинисты. Р. Месснера "Хрустальный горизонт": «…понимаю, что я попался. Пожалуй, я останусь в этой трещине навсегда. Холодный пот выступает у меня на лбу.
…Ужас исходит из всех моих пор, пронизывает мое тело своим дыханием, таким же ледяным, как эти отсвечивающие сине-зеленым цветом стены трещины. …Черные дыры зияют слева и справа. …Я покрываюсь гусиной кожей и дрожу всем телом».
Уверенность и психологическая устойчивость приходят с опытом, с ростом технической и физической подготовки. Если постоянно тренироваться с верней страховкой на натянутой другом веревке (медвежья услуга!), не учиться работать первым - ничего не выйдет. Ваша подготовка должна постоянно опережать к.т. маршрута планируемого восхождения. И обязательно потратьте несколько дней перед основным восхождением на цикл тренировок (лед, снег, скалы; простенькое тренировочное восхождение), как это было заведено для восстановления навыков на АУСБ советского периода.
Обращайте меньше внимания на браваду других, взращивая в себе комплекс «неполноценности». Не исключено, что кое-кто из тех, кто казался Вам суперменом, точно то же самое думал, смотря на Вас! (из собственного опыта)

"(А вот как надо бороться со страхом) «…Между тем страх, сковавший мои члены, тут же исчез, как только я начал действовать»." - Ну, Слава, Богу! Наконец-то перешли на эротическую тему, а то, уж совсем страшно стало! ;)))

При работе на стене очень напряжённый момент. когда страхуешь напарника и видишь как он, порой, напряжённо ищет проход вверх. Когда сам впереди, напрягаться некогда: просто работаешь и делаешь всё. что можешь. Предстартовый мандраж присутствует в льбом виде ответственных соревнований, экзаменов и т.п. испытаний-это естественно.

настоящий страх придет после серьезного (по травмам) срыва...на его преодоление потребуются, возможно, годы.

н-да, посттравматический синдром эта х-ня называется. Открою маленькую тайну, как психолог психологу, в тяжелых случаях, это вообще не проходит, а становится частью характера. Это не обязательно срыв, может быть, что угодно, травмы получаемые в горах очень разнообразны.

Мои ощущения от страха падения с высоты: страшее всего когда высота опасна но есть шанс выжить , а выше страх прогоняешь т.к. страх становиться врагом и надо его презреть.

Я несколько раз прыгал с верёвкой(25-70м), вот это дичайший страх. До прыжка страшно, а после отделения оцепенение и ужас. но как везде, привыкаешь и раз за разом начинаешь всё больше контролировать себя.

Когда я только начинал ходить, то как-то сразу понял, что не надо смотреть вниз, потому-что сразу себя чувствуешь неуютно. А если уж приходится взглянуть, то только ближним зрением и, упаси бог, дальним. Лезть, в основном, приходилось первым и постепенно выработался рефлекс: всё что вверху - это жизнь, это стремление, это адреналин, а что внизу - это сказка, это сон, вообщем не про меня. Ну, правда, несколько раз пришлось поиграть пальцами "на баяне" - вот тогда захолодело под ложечкой. Хуже всего с нижней спускаться на всю верёвку - тут уж холодок, так холодок. И совершенно согласен с OSV - начинать привыкать нужно постепенно. Это как акклиматизация, только не физиологическая, а психологическая.

Еще очень важно взаимопонимание в команде - доброжелательное отношение друг к другу и юмор. Мы делимся друг с другом своими страхами, посмеиваемся над ними. Вспоминаем как "очковали" на маршруте и по-доброму "подкалываем" друг друга))) От этого страх также уменьшается.

когда начинал было страшно шокапец, прямо не мог заснуть перед восхождением. А потом как-то проходит с опытом, когда уже знаешь, что ждет.

Важно знать, что рельеф подобной сложности ты можешь лезть, меня это всегда воодушевляет))))))))) Ну и желательно точки понадежней, это воодушевляет не меньше))))))))