Лекция по легкоходству в Ледниковом Периоде 22 февраля
Всем привет! Рад сообщить, что в наших стенах очередная лекция - в этот раз нечто новое!
вход свободный
22 февраля (среда), начало 20:00
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!
Легкоходство (англ. Lightweight backpacking, от англ. Lightweight — легкий и англ. backpack — «рюкзак») — направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности. Для этого вес основного снаряжения (экипировка, рюкзак и то, что в нем — исключая топливо, воду и еду, объем которых зависит от продолжительности и стиля похода) уменьшается настолько, насколько это безопасно возможно. Иногда также сокращается объем провизии.
вход свободный
22 февраля (среда), начало 20:00
Пожалуйста, зарегистрируйтесь!
Легкоходство (англ. Lightweight backpacking, от англ. Lightweight — легкий и англ. backpack — «рюкзак») — направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности. Для этого вес основного снаряжения (экипировка, рюкзак и то, что в нем — исключая топливо, воду и еду, объем которых зависит от продолжительности и стиля похода) уменьшается настолько, насколько это безопасно возможно. Иногда также сокращается объем провизии.
Есть отличная возможность расширить кругозор и набраться полезных мыслей на лекции Ивана Шарычева о "русском народном легкоходстве" или о том, как развиваются идеи легчайшего туризма в России сегодня. Один из создателей портала lightpacker.ru - первой "ласточки" в рунете о этой теме. Ваня настоящий фанатик легкоходства и знает его тенденции на западе, а в России, можно сказать, сам их и задает. Что, в общем-то, не очень сложно, т.к. у нас ещё экспертов и "корифеев" этого направления нет. Ваня расскажет о том, как развивалась эта тема последние несколько лет, на какой стадии это у нас, расскажет принциы и философию "легкоходца" (не мешало бы, чтоб он ещё и терминологию подогнал)), сделает обзор имеющегося сейчас в РФ и не только специального снаряжения, разумеется принесет снарягу своей команды и ответит на все ваши вопросы. Лекция действительно очень интересная. Такого ещё никогда не было. Вход свободный.
Рекомендую посмотреть карту перед выездом
48
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"направление в туризме отличительной чертой которого, является максимальное снижение веса снаряжения, без угрозы безопасности"
В принципе, практически любая группа, идущая в более-менее серьезный поход, старается максимально облегчить снаряжение и питание. Естественно, при этом стараются это сделать не в ущерб безопасности (если группа вменяемая). Ну и в пределах своих финансовых возможностей, конечно.
А тащить побольше, зато жить комфортно в походах сложнее второй категории обычно не пытаются. Надорваться можно.
Пока по имеющейся у меня информации о походах стиля fast & light я вижу их основную отличительную черту немного в другом. Район и сроки выбираются и маршрут строится так, чтобы можно было максимально облегчить рюкзаки.
Может быть, стоит подправить описание?
Ещё идеи легкоходства разносит Рик: legkohod.com. Существует с 2008 года - он первый по русски об этом писать начал. Там гора статей на тему и отчётов о путешествиях, живой форум.
в разной мере :) Но в целом, в альпинизме много из этого (или наоборот скорее), с поправкой на условия.
Вот так вот ненавязчиво обозвать всех, кто не ходит с гамаком вместо палатки стадом баранов с мазохистскими наклонностями - как мило!
Для всякого автостопа, наверное, полезно...а в горы лично мне было бы страшно идти со снарягой, надежность, безопасность и функциональность которой принесены в жертву весу. А тем более делать это стилем и тем более активно пропагандировать.
Цитата из статьи на том же легкоходе (статья про обувь): "Проблемы остаются две. На крутых спусках немного неудобно, и напарник предпочитал переобуваться в обычные кроссовки.". Товарищи, вы никогда не рвали коленный сустав?
http://legkohod.com/theory/basics.shtml
Особенно доставило. Господа хорошие, ну бред же, простите уж...пойду алюминиевую шляпу с полки доставать.
Не хотелось бы думать, что легкоходство - это аналог длинных волос у хиппи или "ирокеза" у панков. Именно прически, а не идей. То есть просто внешняя демонстрация своей "непохожести" и искать в нем какие-то цели и обоснования бесполезно.
Может быть, здесь есть кто-то из легкоходов, кто может разъяснить это? Ведь вряд ли за рубежом, где легкоходство распространено больше, кому-то тоже нужно бороться с вождями, подкладывающими камни в рюкзак.
Легкоходинг возник на Западе как философия во многом альтернативная классическому backpaсking.
Альтернатива и по мировозрению и по подходу к выбору снаряжения.
Грубо говоря человеку одетому в тяжелую куртку с множеством карманов и несущему 80 литровый рюкзак с кучей лишних вещей в трехдневный трек, противопоставлялся человек берущий на аналогичное по протяженности мероприятие набор вещей в несколько раз меньше как по объему так и по весу.
Как следствие, при аналогичной физической форме, легкоход или может проходить больше или будет уставать меньше.
Движение в итоге стало достаточно популярно (взять хотя бы массовые американские сверхдлинные маршруты) и кстати сейчас оказывает влияние на рынок снаряжения для обычных людей.
В России понятно реалии немного иные - прежде всего существует прослойка спортивных туристов - особенно горных и лыжных, которые одновременно ходят в существенно более жестких условиях чем классический американский легкоход а во вторых нуждаются в специальном снаряжении которое зачастую не может быть сверхлегким при сохранении характеристик обеспечивающих безопасность применения (ну или сколь нибудь разумной цены).
Отсюда порой и возникает некоторое недопонимание.
Легкоходинг ни в коем случае не противостоит спортивному туризму высокого уровня.
Скорее это еще одно направление в котором может развиваться человек желающий проводить свой отпуск на природе.
Грубо говоря и спортивный туризм и легкоходинг это некие альтернативы простому туризму, который разумеется остается наиболее массовым.
Перекосы такого "обычного" туризма описаны на мой взгляд почти без преувеличений.
К примеру "камни в рюкзаке" это почти классика школьного туризма, кстати как и соревнование у кого рюкзак тяжелее. Со снаряжением таких групп тоже все в общем понятно.
Аналогично вряд ли имеет смысл отрицать, что, к примеру, утверждение "все равно 10 или 20 кг весит рюкзак на ровной местности" довольно спорно :)
Пожалуй унести я могу и 70 кг, но разницу между 10 и 12 я вполне различаю...
Что такое легкоход на маршруте?
К, примеру, человек который приехал в Крым весной и дней за 5 прошел от Феодосии до Севастополя избегая по возможности автомобильных дорог и посещая все яйлы.
Является ли это спортивным туризмом в его классическом понимании?
Скорее нет чем да...
Может ли такой вид досуга представлять интерес?
Мне кажется да может - причем потенциально больший чем к примеру многодневные мультиспорт состязания.
Еще один аспект - некоторые идеи легходного снаряжения вполне могут быть востребованы при экипировке спортивного туриста высокой категории.
Разумеется стоит помнить о том что часть из них уже давно и независимо используется в спортивном снаряжении, однако вполне реально найти что то еще.
Я это не к тому, чтобы как-то их унизить, а чтобы оценить, насколько их снаряжение применимо в туризме.
Кстати, я , конечно в детском туризме был очень давно. Но подростковый выпендреж на тему "кто больше в рюкзак набьет" помню, а вот подкладывание руководителем камней - не встречал. Да и сейчас не слышу о таком. Шутки друзей в таком стиле - да, попадались. Но это уже в более ствашем возрасте
Обычно действительно небольшая высота, тропы и теплое время года, в России еще и небольшая продолжительность, как правило.
В тоже время те же зимние Карпаты легкоходами вполне посещаются если правильно помню.
В США очень популярны легкоходные маршруты протяженностью по несколько тысяч км (очень популярны в данном случае означает что их ходят сотни или даже тысячи людей в год).
Как правило у таких маршрутов довольно низкий уровень автономности, хотя на Аляске двое ребят сходили если не путаю полностью автономный 1000 км маршрут, за 28 кажись дней.
Что касается снаряжения, то внутри самого легкоходинга есть примерно три ступени уровня облегчения. В зависимости от условий применения снаряжение понятно сильно варьируется.
В общем есть и зимние варианты рассчитанные на достаточно высокую автономность и комплекты в стиле "вся одежда и снаряжение не больше 2 кг" вполне пригодные в том же Крыму в теплое время года.
В туризме часть легкоходного снаряжения применима безоговорочно, часть спорадически часть почти не применима.
Вообще идеалогия значительной части легкоходного снаряжения очень близка идеалогии самошивного снаряжения для походов высокого уровня советских времен.
Минимум деталей, оптимальный подбор материалов (в стиле лучшее из того что удалось достать), стремление получить минимальный вес, при максимуме функционала.
Отличие - в том что многие виды материалов по своим свойствам с тех пор ушли далеко вперед.
И современный легкоход один из целевых потребителей новинок в тканях, композитах, утеплителях и т.д.
p.s.
Мне попадались и камни в рюкзаке - это же действительно очень смешно :)
В менее нежном возрасте мы обычно использовали гаечные ключи больших размеров - их можно хорошо спрятать в кармане для каркаса рюкзака или прикрепить на скотч внизу кармана гидратора. Если все сделано правильно, ключ может быть найден только через пару дней :)
Поэтому комплект для пешки на Аляске можно найти, а для траверса Безенгийской стены - нет.
Что то можно почерпнуть для себя из обсуждения снаряжения начатого Андреем Лебедевым, что то из иных публикаций на эту тему.
Комплект экипировки братьев Нефедовых во время free-восхождения на Ак-су так же был идеалогически почти легкоходным.
Набор легкохода которого занесло в горы скорее всего будет выглядеть примерно так:
Рюкзак из дайнима гридстоп с эвазотовым вынимающимся элементом,
Палатка или обычная легкая двухслойка или в радикальной версии кубен ставящийся на каркас из карбоновых лавинных щупов.
коврик - надувастик вроде Neo Air или что то вроде SyntMat (+ ремнабор+ эвазот в спине рюкзака).
спальный мешок - скорее всего пух не менее 800 в сверхлегкой оболочке или тонкий пух + синтетический конденсатник или "нога".
Одежда:
ходовой комплект из Pertex Equllibrium или Dryclime.
куртка-утепляющий слой из синтетики (Primaloft или Climashield) в сверхлегкой ткани.
Бивачная сверхлегкая пуховка с пухом не менее 800 f.p.
облегченный мембранный комплект на случай дождя или сильного ветра
100 полар или паверстретч комплект
легкая летняя майка и какие то трусы
Обувь - легкие кроссовки + современный утепленный композитный ботинок для технической работы.
Грубо говоря для походов с высотами до 6000 этого примерно хватит, выше надо будет еще кое что добавить.
Я вот, например, после некоторых "экспериментов" надувастиков боюсь. "Одно неверное движение"... Предпочитаю брать легкий коврик (он же вкладыш в рюкзак под спину) и списывать его в утиль после похода.
Поэтому взгляд со стороны (если мы говорим о том же горном туризме высокой сложности) скорее всего будет или похож на уже озвученные мнения или не сильно жизнеспособен.
По Neo Air пока опыт скорее позитивен - в общем и целом вполне прочная штуковина если не ходить по ней кошками и не жечь ее горелкой.
Чинится также в общем не сложно.
В тоже время конечно обычный коврик радует неприхотливостью.
У меня завтра очень сумасшедший день в Универе - не знаю во сколько освобожусь, но хочу, ага...
Пересекся в лесу на выхах как-то с велопокатушечником, удилялся он моему рюкзаку, сам он ночует возле костра закутавшись в легкую свою курточку, периодически просыпаясь поддерживать костер, несколько раз порядком подмерзал и не высыпался, но зато с собой только немного перекуса, вода и ремнабор.
и таких вариантов куча.
В отличие от Европы у нас нет системы троп и ночлегов, поэтому тащим всё на себе, делаем партизанские заброски,
а было бы, так явление "легкоходство" не имело бы привкус тур/меньшинства, сам термин просто не появился бы.
Банально, если идти по набитой тропе от хижины к хижине, зачем палатка, зачем снаряга, зачем прочная обувка,
зачем прочный рюкзак с каркасом, зачем 2-недельный запас хавчика, горючки? -
вот и всё "легкоходство".
Можно ходить и так, и с кирпичами в рюкзаке в виде тех вещей, которые нужны только в цивилизации,
и знаешь, что можно их там купить, и знаешь, что минимум неделю они не нужны совсем, и не помогут на маршруте, но
обливаешься потом и прёшь - выдавливаешь из себя по капле раба или раб выдавливает тебя -
толи допрёшь и возгордишься терпением, толи выкинешь это барахло по дороге и возгордишься умением довольствоваться малым.
При условии путешествия в одиночку, получается парадокс: обычная просторная палатка на троих - 1,2 кг на 1 человека. Одноместная двухслойная каркасная палатка весом 1.2 кг даже сейчас что-то "выдающееся" и далеко не такая прочная и комфортная, как трёхместная. То же самое с едой: приготовить на группу из 3 человек и 1 человека мало чем отличается по весу (ну кастрюля на 200 грамм больше весит), если пользоваться газом.