Зеравшан - Матча II - Герез-суу.

Пишет EvgenySmirnov, 19.01.2012 16:21

14 августа 2008.

Сегодня собираемся неспешно, да и холодновато здесь - узкий ледник между двумя высокими хребтами все утро в тени. Зеравшан вообще и верховья ледника Скачкова в частности - настоящий реликт ледникового периода. Здесь совсем иной климат, чем в окрестных ущельях за хребтами. Здесь, в окружении пустынь с юга и с севера, над горами постоянно кружатся облака, Здесь на высоте 3500 вместо жары, пыли и арчовых рощиц – только лед, скалы, холод и постоянный ветер вдоль ледника. Здесь нет покровных морен, только тонкие россыпи камней тут и там, как нет и боковых морен с ледниковыми карманами, вместо них – «заплески» льда на склоны. Наконец, собрав лагерь и дождавшись солнца, уходим вниз.

Под ногами – «ровный» лед с бесчисленными ручьями, которые порой превращаются в полноводные реки, тут и там появляясь на поверхности и снова скрываясь в ледяных тоннелях. Идем с приличной скорость, может километра 4 в час, только вот по прямой делаем гораздо меньше – постоянно приходится лавировать среди небольших холмиков и ручьев, выбирая путь поровнее.

На поверхности Зеравшана, который издалека смотрелся как широкая ржаво-серая река, становятся различимы трещины и разломы, и, судя по всему, она (поверхность) не очень-то удобна для хождения. Примерно в километре – полутора от слияния ледников лед под ногами становится все менее удобным для ходьбы и все больше покрывается камнями, в конце-концов превращаясь в хаотическое нагромождение небольших возвышений и провалов, все это засыпано камнями разнообразного размера, находящимися, по меткому выражению Сергея, в состоянии: «только насыпали и мы сразу пошли» - т.е. морена совсем неслежавшаяся, все вращается, камни, независимо от размера, выскальзывают из под ног с неожиданной для своего веса в пару сотен килограммов легкостью. Место столновения ледников –здесь все переломано и находится в постоянном движении.

В общем, расстояние в километр дается нам с большими усилиями примерно за два перехода по 40-50 минут. В ледниковом кармане, если не обращать внимание на окружающие горы, полное впечатление, что находишься в железнодорожном депо – все вокруг покрыто ржавчиной – и горы камней, и кустики чахлой травы...

Наконец встаем на обед в непосредственной близости от полосы чистого льда по центру ледника, столь удобной для ходьбы. Мы на Зеравшане. После обеда уходим вверх. Поверхность ледника – практически ровная, хотьба по ней – занятие довольно однообразное, а потому быстро надоедает, к тому же хочется остановиться и поснимать – ан нет, вперед и вверх. К вечеру мы оказываемся у впадения в Зеравшан его притоком – Мирамин и Ахун. К югу совершенно потрясающая картина – перистые облака над массивом Ахун во главе с одноименной вершиной.

Здесь, во впадине морены, становимся на ночлег. С вершины с красноречивым названием Обрыв сходит грандиозный камнепад – поставь мы лагерь немного ближе – обязательно бы накрыло пылевым облаком. Впереди - относительно невысокий (4736), но очень живописный массив, увенчанный пиком Игла – полное впечатление, что мы в Патагонии.

Сегодня из-за гребня появляется полная луна, замечательно преображая окружающий пейзаж.

15 августа 2008.

Патагония:

Ночью было очень промозгло, да еще и холодовая усталость начинает сказываться. Неспешно собираемся и снова вверх по Зеравшану. Примерно в полутора километрах выше места нашей ночевки ледник поворачивает под 90 градусов, по нему и уходим влево. Впереди виднеется Матча-I, а немного левее за пиком Матча – Матча-II, который нам завтра идти. Под перевалом виднеется небольшая морена, на которой удобно стоять, но для этого приходится переправляться через несколько рукавов ручья, ниже столь полноводного, что по нему вполне можно сплавляться. К полудню мы под седловиной, ставим лагерь и обедаем. Зеравшан, словно желая продемонстрировать особенности местного климата, посыпает снегом, переходящим то в дождь, то в град.

Наш перевал отсюда смотрится просто, вся техническая работа с той стороны хребта, на спуске.

16 августа 2008.

С утра снегопад продолжается, видимость плохая, а потому, имея некоторое количество дней в запасе, устраиваем дневку. После завтрака снова ложимся спать. За завтраком, кстати, отлично и с большим комфортом впятером располагаемся в нашей палатке. Здесь тепло и сухо, несмотря на метель за бортом.

К 11 утра погода налаживается, выглядывает солнце, но идти куда-либо уже поздно, сегодня ночуем здесь. Жека опять загорает, доводя и без того замечательный загар до абсолютного совершенства, мы же обсуждаем реакцию клиенток соряриев после ответа на вопрос «откуда такой загар?»

Весь день гуляем вокруг палаток, понемногу снимаю. Перед ужином – давно обещанная Сергеем поэма «Граф Нулин» - очень и очень, особенно в его экспрессивной манере.

Ночью – почти чистое небо, зато вокруг грохочут камнепады, а под ногами громко лопается ледник, заставляя то и дело подскакивать от неожиданности. Из-за гребня светит луна, придавая окружающему пейзажу совершенно фантастический вид, поэтому спать ухожу только после полной разрядки аккумулятора.

17 августа 2008.

Выходим поздно – в 8-30. Лед, снег, противная мелкая осыпь, на которой делая 3 шага сразу же на 2 съезжаешь. По небольшим скальным выходам идти куда приятнее, одна проблема – подниматься приходится практически «в лоб», спуская на идущих ниже камни. Через полтора часа мы на перевале. На гребне – следы от вибрам и «свежая» записка 94-го года. Вниз – по центру, по контрофорсу между кулуарами.

Практически сразу начинаются проблемы со сдергиванием веревки – делать это приходится через перегиб, а потому веревку клинит. Одну петлю мы таки перепилили, не сумев протащить основную веревку.

Третья веревка выводит на ледовое зеркало, черное от камнепадов, но здесь почти ничего не сыпет, в отличие от правого борта. На лед выскакиваю почему-то без кошек, так что потом приходится проделывать разные акробатические трюки, надевая их. Крайняя веревка на скалах опять не сдергивается, а потому мы с Колей, уйдя было на веревку вниз, возвращаемся. В конце-концов, когда карабин намертво садится в трещину в 15 метрах выше нашей точки, Коля лезет за ним с нижней страховкой. Дальше – только по льду, но здесь другая проблема – веревка мокнет, и чтобы протащить ее через петлю приходится прилагать очень большие усилия. Пару петель мы снова перепиливаем, можно сказать новая методика сдергивания.

Четвертая веревка по льду и седьмая на этом перевале уходит через берг. Стоя на его краю рассматриваю всю прелесть – метров 7-8 в воздухе без опоры для ног, а восьмерку здесь уже не перестегнешь. Что ж, перевернет - так перевернет. В результате перед приземлением приходится забегать ногами по стенке, чтобы спускаться хотя бы не вниз головой.

Backstage:

Снизу осматриваю всю эту конструкцию – да, веревку мы конечно повесили в самом высоком месте, но зато здесь есть каменная пробка, на которую удобно приземляться, да и почти ничего не падает. Дальше устраиваем аттракцион, поочередна спускаясь. Очень забавно снизу наблюдать реакцию человека, который, заранее зная о предстоящем, подходит к краю. В общем этот бергшрундт – настоящее украшение перевала, но вверх лучше идти у правого или левого борта, несмотря на камнепады.

У Сергея опять начинаются проблемы с кошкой – ох уж этот Camp – из двух знакомых владельцев кошек это фирмы у обоих они слетают. Быстро связываемся и закладывая широкие петли меж трещин уходим вниз. Снова начинается снегопад, да такой, что впереди почти ничего не видно. Ледник заканчивается на удивление удобным и коротким спуском, и никаких тебе тягунов и морен. Еще метров 500 вперед и мы ставим лагерь на ровных-ровных площадках в небольшой ложбинке. Рядом – чистый ручей. Здесь тепло и почти безветренно, погода – совершенно иная, нежели на Зеравшане, несмотря на почти такую же высоту.